Регионы распространения иудаизма. Иудаизм на территории россии с древнейших времен (i-хх вв

Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.

В этом посте расскажем кратко об этой религии

Основные книги Иудаизма

Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:

  • Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
  • Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
  • Грех убийства (“Не убий”),
  • Грех воровства (“Не укради”)
  • Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
  • Грех употребления плоти живого животного.
  • Суд должен быть справедлив.

Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Немного истории

История этой вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

С уважением, Андрей Пучков

Иудаизм - одна из древних религий, сохранилась до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Сторонники иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13500000. Евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, исповедуют они религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII в., В современной Эфиопии и др.

Ниже представлены данные о количестве верующих в разных странах. Европа: Великобритания - 450 тыс. (В Большом Лондоне - 280 тыс), Италия - 30 тыс, Франция - 535 тыс. (В Париже - 300 тыс), Австрия - 8 тыс, Нидерланды - 30 тыс, Швейцария - 21 тыс, Германия - 20 тыс, Греция - 6 тыс, небольшие группы по несколько тысяч в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, на территории б. СССР.

Азия: Иран - ЗО тыс, Турция - 40 тыс, Ливан - 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко - 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау придерживается иудаизма - 30 тыс.

Канада - 280 тыс (в Монреале - 110 тыс, в Торонто - 88 тыс). Более всего иудеев в CUJA - 5700000. (В Нью-Йорке с пригородами - 2400000., В Лос-Анджелесе - 535 тыс, Филадельфии - 330 тыс, Чикаго - 270 тыс, Бостоне - 175 тыс, Ма- йами -140 тыс, Вашингтоне - 100 тыс).

В Аргентине - 500 тыс. (В Буэнос-Айресе - 360 тыс), Бразилии - 150 тыс, Уругвае - 55 тыс, Мексике - 49 тыс, Чили - 35 тыс, Венесуэле - 12 тыс, Колумбии - 10 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у него нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что из-за особой божью милость сохранили иудаизм неизменным до наших дней. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно менялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-ально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три - четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные скотоводческие племена хапиру-головорезы, которые в середине III тыс. Ворвались в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны называлась Ханаан. К тому времени там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от египетского и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались Библий, библиями. Благодаря своей сообразительности и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапиру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями - от древнееврейского слова "ивриш" - окраина. Так стали называть народ, живший удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотовод-хапиру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет чрезвычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные также обладают удивительными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожали их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только в случае войны и избрание общего военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, так как для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых Ханаана навыки земледелия. Они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и подчинены начали смешиваться, в результате возникла единая народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более или менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновению государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египет с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильское государство. Но уже в 935 г. до н. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и / удейське царства. Именно в это время и происходило возникновение иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога - Яхве (Иегова) - бог племени Иуды, отсюда и название - иудейская религия.

Сначала бог Яхве почитался евреями, занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в могучего бога - покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильской государстве. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Яхве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Яхве. В условиях рабовладельческого государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и угнетения. Провозглашается единственный бог - самодержец Яхве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает потребность уважать Яхве как всееврейського бога, как избрал евреев своим любимым народом, е к поселению их в Палестине. Возникает миф о том, что когда евреи находились в Египте, а бог Яхве вывел их оттуда. Постепенно на Яхве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УИИ в. До н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, пидтримувапася царями-завойов-ми и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основных этапа эволюции: древний, или библейский; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств - Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-XIV вв. До н.э.), возникновения древней еврейского государства при Давиде и Со-

Ломон (X в. до н.э.) до гибели последней из еврейских государств - Иудеи, разрушенной сначала вавилоняне в VI в. до н.э., а затем окончательно римлянами в I в. н.э.

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, существовавших в древних евреев и родственных им семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Яхве ранее был пленным духом - покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистские и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованного древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы иерусалимского храма, они и создают первую священную книгу иудаизма - Книгу законов (Тору) о религиозных реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы восстанавливают разрушенный Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только Ветхий завет, христианство принимает за священные книги Старый и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высокая религиозная авторитетность, богодуховнисть. Они называются каноническими.

Первая часть Библии - Ветхий завет - состоит из 3-х частей: Льятикнижжя Моисея, или Тора (староевр. - Закон, учение), книги пророков, Писания. Сама Тора состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Иудаисты всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение - она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижие? В книге Бытия рассказывается о сотворении мира Богом (около 3760 до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Египте и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге "Числа" изложены "историю" лишений, выпавших на долю еврейского народа после выхода, наконец "Повторение" закона, или вторая книга законов, повторяет многие законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и поучениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им большую силу. Так, Тора, по своему содержанию, - обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и тщательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета - Пророки - есть ничто иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавилонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета - Писание - это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета - масоретского и Септуагинте-та.

Масоретами - это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали Ветхий завет во II в. до н.э., а Септуагинте ("семьдесят") - это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в I в. до н. е. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником истории иудейской религии в 11-I в. до н.э. и в I в. н.э. есть тексты разного содержания, обнаруженные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Вади Мурраббаьат (Кумаранськи рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее осветить процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египет. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины называется диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце I в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в I в. н.э. намного превышала численность населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 - 4500000. Евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира требовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалось вокруг их религиозного центра - общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Иерусалим, что требовалось Библии, было невозможным для большинства евреев, живших в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины - синагога, которая первоначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения иерусалимского храма. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и похвальные гимны богу Яхве или читались разделы из Библии, которые духовенство здесь же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний - суббота, празднование которой заимствовано у вавилонян Этот праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были только случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозное заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равинський литературе. Талмуд (по-древньоев-рейськи - учение, изучение) касается числа основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно с IV в. до н.э. ло I в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни сврей. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудической

В синагогах раввины не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства. Он содержит в себе легенды и мифы о Боге, вымышленные истории о потустороннем мире и загробной жизни, поучительные притчи и тому подобное. По устройству Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второй небо твердое, к нему прицеплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большая мельница, который мелет манную крупу, что идет в "пищу небесном населению, на четвертом находится небесный Иерусалим, на пятом живут ангелы, на сл расположены склепы, наполненные снегом, градом, дождем, а также кладовые бурями и дымом; седьмое небо - рай, там живут справедливость и благотворительность, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и наставлений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. "Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры... запрещается... Это отвлекает человека от изучения Торы". К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: "О том, что выше тебя, не думай. В то, что не по силам тебе, не есть углубляйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай ", - поучает Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дню, ни ночи.

Иудейская религия консервативна. Система иудейской образования построена на слепом поклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. "Если раввин даже скажет тебе левое на то, что правое, а правое на то, что левое, ты должен слушаться его", - поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животные, человек - не научное. Взять хотя бы такую талмудическую мудрость: "Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны - плохая примета для Израиля", "Меркурий - секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым", или же: "Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой "," Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора ". Талмуд - это орудие реакции, собрание темных представлений его авторов об окружающем мире. Размер Талмуда - 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, представлено схоластически. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судебных дел - уголовных и общественных, богословские размышления по вопросам культа, догматики, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни, мифы и т.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознания верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от другого городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели права селиться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе со служителями религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, происходивших здесь в конце XVIII и в XIX в. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г.. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.

ИУДАИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА. ЗАПОВЕДИ ИУДАИЗМА

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.

Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э.

Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала.

Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву.

Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая.

Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа.

Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона.

Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ.

Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину.

Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Я, Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).

Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. — и) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. — и) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3-6; Втор. 5:7-10).

Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой — суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Яхве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Яхве день субботний и освятил его (Исх. 20:8-11).

Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Яхве, Бог твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, и ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в селениях твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Яхве, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою; потому и заповедал тебе Яхве, Бог твой, отправлять день субботний(Втор. 5:12-15).

Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).

Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Яхве, Бог твой, дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16).

Не убивай;

(Втор. — И) Не прелюбодействуй;

(Втор. — И) Не кради;

Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13).

И не свидетельствуй напраслину о ближнем твоем (Втор. 5:17).

Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14).

И не вожделей жены ближнего твоего, и не возжелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Втор. 5:18).


Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли.

Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы.

Зачастую не евреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц.

Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма



евреи мира в XVIII веке


Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.

Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве – национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве — это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей – Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека – не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества – грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной – человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама – жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи – прародители еврейского народа. Последний – Иаков – имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого – Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную – современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя – сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма – храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов – это сооружение может быть только одно и только в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме – в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни – почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду – выдающемуся иудейскому мыслителю.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней — в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще — священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды – очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки – США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Здравствуйте, друзья. Интересно ли вам узнать о древнейшей религии мира, сохранившейся до наших дней? О ее принципах, основах, заповедях и секретах, об истории развития и этапах становления? Возможно вы хотите поехать в Израиль и совершить экскурсию по святым местам?

А может вам приходилось слышать нелепое мнение непросвещенных о том, что иудаизм имеет общие корни с Иудой, предавшем Христа? Или у вас есть другие вопросы относительно этой темы?

Если да, то мы удовлетворим ваше любопытство, и после прочтения этой статьи все станет предельно ясно.
Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа. Иногда используется термин «иудейство» или «иудейская религия». Для начала сделаем небольшой исторический экскурс.

История иудаизма

Само слово «иудаизм» образовалось от термина «колена Иуды». Что это такое? Дело в том, что израильский народ «вырос» из колен израилевых (племен) потомков сыновей патриарха Иакова. А было их у него, не много не мало, а двенадцать! Родились сыновья от четырех разных женщин: двух жен и двух их служанок (да, и такое бывает). Четвертым сыном был Иуда.

Согласно священному писанию, Иуда сыграл особую роль в становлении израильского народа. Его имя легло в основу названия религии и всего еврейского народа, на иврите и других языках это название звучит как «иудеи».

История иудейства охватывает более трех тысяч лет, эта религия считается самой древней из тех, что сохранилась до наших дней. Иудаизм относится к монотеистическим религиям, это значит, что приверженцы его верят в одного Бога.

Согласно науке, изучающей религию, философию, культуру и социальное развитие иудейского народа, иудаике, за всю историю развития иудейской веры насчитывается четыре больших этапа:

1) Библейский период (с 20 по 6 век до нашей эры).

В это время еще не было письменности и летоисчисления, поэтому все знания и религиозные понятия передавались из уст в уста и носили скорее мифологический характер. Даже когда появилась священная книга, ее еще не называли Библией. Это было иудейство священников и пророков.

2) Иудаизм Второго Храма или эллинистический. (с 6 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

Этот этап начался после того, как еврейский народ вернулся в Палестину из Вавилонии (куда насильно была переселена большая его часть). В Вавилонском плену они находились с 598 по 539 года до нашей эры.

Среди современных религиоведов широко распространено представление о том, что иудейская вера основана на принципе союза Бога с израильским народом, который им был заключен на горе Синай в эпоху Моисея. Второй этап иудаизма считается книжным в отличие от первого. Тогда еще распространены были жертвоприношения и другие древние обряды.

Первосвященника, записывающего священные писания звали Ездра (в исламе его называют Узайр). Он воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (закона Моисея), написал священную книгу Ездры.


Во времена Второго Храма широкое распространение получил так называемый мессианский иудаизм. Его постулаты основаны на вере еврейского народа в Мессию. Когда появился Йешуа (Иисуса из Назарета) его вере последовали десятки сотен евреев. После смерти Йешуа на кресте и его воскрешения, это течение завладело и другими народами, со временем постепенно преобразовавшись в христианство, имевшее мало чего общего с мессианским иудаизмом.

3) Талмудический (раввинисткий или раввинизм) иудаизм (со 2 до 8 века нашей эры).

После того, как был разрушен Второй Храм, настал талмудический этап развития иудейства. Обряды жертвоприношения изжили себя и прекратились.

В основе этого периода лежала вера в то, что главный священный текст иудаизма — Письменная Тора (Пятикнижье Моисея и его Десять заповедей) содержит еще и устные пояснения и законы, которые не были записаны, и передавались между поколениями из уст в уста. Они назывались еврейским народом Устной Торой (или Талмудом). Устная Тора является своего рода дополнением к Письменной Торе (главному священному писанию иудаизма).

4) Современный иудаизм (с 1750 года до нашего времени).

Основные течения современного иудаизма ведут свое начало со времен раввинизма.
В настоящее время приверженцев иудаизма насчитывается около пятнадцати миллионов человек, из них около 45% приходится на жителей Израиля, около 40% проживают в Канаде и Соединенных штатах Америки, остальные преимущественно в Европе.


Основные течения современного иудаизма - это ортодоксы, реформисты и консерваторы. Чтобы эти слова не остались висеть в воздухе пустым звуком, мы кратко поясним суть каждого.

Ортодоксальный иудаизм

Центральным звеном ортодоксального иудаизма является Галаха. Итак, галаха - это совокупность законов и правил иудейского права который регламентирует жизнь евреев во всех отношениях (семейную, религиозную, общественную и культурную). Это те законы, которые содержатся в Торе и Талмуде и которым представители ортодоксального иудаизма следуют строго и неустанно. В Галахе также содержится правовые решения и законы раввинов, диктующие правила поведения.

Эти законы подразделяются на пять основных групп:

  1. это законы Письменной Торы, трактуемые в соответствие с Устной Торой;
  2. законы, оснований которых нет в Письменной Торе, но они тоже получены Моисеем (Моше) на горе Синай;
  3. законы, которые выведены мудрецами на основании анализа Письменной торы;
  4. законы, которые мудрецы установили для того, чтобы оградить иудеев от нарушения законов Письменной Торы;
  5. предписания мудрецов, призванные регулировать жизнь еврейских общин.


Развитие Галахи продолжается и в настоящее время, считается, что в Торе есть ответы абсолютно на все вопросы, возникающие перед еврейским народом.

Ортодоксы выступают против каких бы то ни было нововведений в религию.

Реформистский иудаизм (иногда его называют прогрессивный или современный иудаизм)

В противовес учению ортодоксального направления, представители реформистского иудаизма выступают за нововведения и обновления. Возник прогрессивный иудаизм в девятнадцатом веке в Германии. Его приверженцы считают, что старые этические заповеди должны быть сохранены, а от ритуальных стоит отказаться. Что и было сделано. Ритуал божественной службы подвергся реформации, а именно: служба велась на немецком языке, перестали трубить в шофар (ритуальный рог), не требовалось во время молитвы ритуальных одежд, женщины были признаны равными мужчинам во всех религиозных вопросах.

По мнению реформистов, религия должна развиваться и совершенствоваться, подстраиваясь таким образом под дух современности. Справедливость, милосердие и уважение к близкому - это тот путь, по которому следует движение реформистского иудаизма.

Консервативный иудаизм

Консервативный иудаизм возник в Европе, а точнее Германии на несколько десятков лет позже, чем реформисткий. Это «нечто среднее» (если можно так выразиться) между ортодоксальными и реформистскими взглядами. Его приверженцы являются сторонниками идеи компромисса между традиционными религиозными учениями и современными.


Идеи консервативного иудаизма, однако, значительно «мягче», нежели ортодоксального. Например, представителей сексуальных меньшинств разрешено посвящать в сан раввина. Можно даже заключать однополые браки. Вот так-то, друзья! Вот вам и консерваторы!

Главными идеями этого течения являются следующие:

  • Галаха признается главным жизненным руководством;
  • К современной культуре отношение должно быть только позитивным;
  • Основам еврейской религии не придается фундаментального значения.

Заповеди иудаизма

В Торе прописаны не десять заповедей как в библии, а целых шестьсот тринадцать! Из них двести сорок восемь (столько костей и органов в теле человека) заповедей обязывают к тем или иным действия, а триста шестьдесят пять заповедей (это, как вы догадались, число дней в году) запрещают!


Мы не будем перечислять их все, но приведем самые интересные, необычные и нелепые (а есть среди них и такие):

  • «Муж должен оставаться с женой в течение первого года жизни в браке», вот так, на второй и последующий годы супружеской жизни оставаться, видимо, не обязательно.
  • «Если купил рабыню-еврейку необходимо на ней жениться либо женить на ней сына».
  • «Купить рабыню-еврейку». Обращая внимание на предыдущую заповедь, получается совсем без вариантов.
  • «Не селиться в Египте».
  • «Не царапать свое тело».
  • «На седьмой год необходимо прекратить обработку земли».
  • «Отказаться от всего, что вырастет на земле в седьмой год».
  • «Если в поле обнаружен труп человека и неизвестно, кто его убил, необходимо проломить голову телке». (На всякий случай поясним, что телка это, по всей видимости, корова).
  • «Для тех, кто совершил умышленное убийство, необходимо выделить города-убежища в количестве шести штук».
  • Кроме этого есть еще такие, как: не бриться лезвием, не ворожить, не гадать, не заниматься магией, не носить мужчинам женскую одежду и женщинам мужскую и ряд других заповедей.

Символы, атрибуты, традиции и святые места

Основными атрибутами иудаизма являются:


  • шофар (ритуальный рог, в него трубят на богослужении в Синагоге - центре религиозной жизни иудейской общины);
  • яд (так называется указка для чтения Торы);
  • Танах (священное писание);
  • кружка, предназначенная для омовения рук;
  • подсвечники;

Символы и традиции иудейской веры:

  • шема - молитва, которая состоит из четырех цитат из Пятикнижия;
  • соблюдение шабата - в иудаизме это седьмой день недели, в который нужно воздержаться от работы;
  • кашрут - свод правил, регламентирующий отношение к пище и другим отраслям жизни;
  • ношение кипы - еврейский национальный головной убор, небольшая шапочка, прикрывающая макушку, она символизирует смирение и преклонение перед Господом;
  • звезда Давида - еврейский символ, изображенный на флаге Израиля, представляющий собой шестиконечную звезду (два равносторонних треугольника наложены друг на друга, один углом вниз, другой вверх);
  • семисвечник Менора - золотой светильник, является древнейшим символом иудаизма и религиозной эмблемой еврейского народа;
  • лев - символ иудейского колена.

Святые места:


  • На высоте семисот семидесяти четырех метров над уровнем моря возвышается над старым городом Иерусалимом Храмова Гора (это четырехугольная площадь, огороженная высокими стенами), и примерно на столько уходит она в глубину под землю. По настоящее время там ведутся активные раскопки. На Храмовой горе находился Первый, а затем и Второй Храм. Согласно иудейской вере, в будущем там будет возведен Третий Храм. В настоящее время там выстроены мусульманские религиозные постройки - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы (это третьи по значимости мусульманские святыни).
  • Стена Плача (другие ее названия Западная гора или А-Котель) - главнейшая святыня иудейской веры. Она расположена вокруг уцелевшего западного склона Храмовой горы. По приданию, желания, написанные на листочке и оставленные в Стене Плача непременно сбудутся. Ежегодно паломники со всего земного шара оставляют свои сокровенные пожелания с верой и надеждой ожидая их исполнения. Так, что если собираетесь посетить Израиль, заранее правильно сформулируйте свои желания, ибо они имеют свойство сбываться!

Если, дорогие читатели, данная статья лишь подогрела ваш интерес к иудейской религии, древних обычаях, святынях.

Если вы хотите узнать еще больше , углубиться в историю, а возможно, проследить связь иудаизма с христианством и другими религиями, советуем вам прочитать книги, заказать которые можно легко, просто перейдя по соответствующим ссылкам:

Удачи вам и занимательного чтения.
Подписывайтесь на наши обновления, делитесь с друзьями.
Всего вам доброго.