Масса керамическая. Составы керамических масс Массы керамические для шамотной плитки

1. Готовые сухие керамические массы представляют собой однородную смесь сырьевых материалов — каолинов, полевых шпатов, кварца, связующим компонентом выступает пластичная глина. Каждый материал в процессе подготовки строго тестируется, автоматически взвешивается, дозируется в соответствии с формулой и смешивается с другими компонентами. Сухие керамические массы поступают в виде порошка и не требуют дополнительной подготовки к применению.

Продаются керамические массы в биг-бегах по 1,5т или в мешках по 50кг.

Неоспоримым преимуществом использования готовых керамических композитов и масс является:

— получение гарантированно стабильного качественного состава, согласно заданной Вами рецептуре, не требующего постоянных корректировок производственного процесса из-за колебаний параметров одного из компонентов, который обеспечивается высокотехнологичным оборудованием и современными методами контроля качества;

— уменьшение производственного цикла, в связи с отсутствием начальной стадии подготовки сырья;

— уменьшение нагрузки на оборудование массо-заготовительных участков;

— увеличение ассортимента выпускаемой продукции за счет использования различных видов масс;

— уменьшения общего объема инвестиций при открытии нового производства.

Порошковые керамические массы не меняют своих характеристик при длительном хранении.
Отрицательные температуры не оказывают влияния на свойства сухих керамических смесей.
При сравнительном анализе цен на пластичные и порошковые массы необходимо учитывать влажность материалов. Простой математический расчет позволяет определить, что в пересчете
на сухое вещество порошковые керамические массы дешевле пластичных в среднем на 16-17%.

Вся продукция проходит необходимое таможенное оформление и имеет сертификат качества.

Керамический материал ПФЛ-1 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления полуфарфоровых изделий (низкотемпературный фарфор) методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал ПФЛ-2 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления полуфарфоровых изделий с улучшенными эстетическими и эксплуатационными качествами методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал ПФФ-1 представляет собой вакуумированную пластичную массу в бруске или валюшке, предназначенную для изготовления полуфарфоровых изделий методом пластического формования в гипсовые или металлические формы.

Керамический материал МКЛ-1 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления светложгущихся майоликовых изделий методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал МКЛ-2 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления беложгущихся майоликовых изделий методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал МКФ-2

Керамический материал МКФ-3 представляет собой вакуумированную пластичную массу в бруске или валюшке, предназначенную для изготовления майоликовых изделий методом пластического формования (подходит для изготовления изделий гончарным способом).

Керамический материал ФЭТ-1 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления электротехнических изделий подгруппы 110 по ГОСТ20419 методом полусухого прессования или пластического формования.

Керамический материал МФФ-1 представляет собой вакуумированную пластичную массу в бруске или валюшке, предназначенную для изготовления фаянсовых изделий методом пластического формования.

Керамический материал ПФЛ-1/С представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления санитарно-технических изделий методом шликерного литья.

Керамический материал ТФЛ-1 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления фарфоровых изделий художественно-бытового назначения методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал ТФФ-1 , представляет собой пластичную массу в коржах, предназначенную для изготовления фарфоровых изделий методом шликерного литья и пластического формования.

Керамический материал ТФЛ-2 , ТУ У 14.2-32359731-001:2006 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления фарфоровых изделий художественно-бытового назначения методом шликерного литья в гипсовые формы.

Керамический материал марки ШМ-1, ШМ-1П представляет собой смесь шамотного порошка с тонкомолотыми огнеупорными глинами; предназначен для изготовления декоративно- художественных изделий как внутреннего применения, так и для садово-парковой керамики.

Керамический материал марки ШМ-2, ШМ-2П представляет собой смесь шамотного порошка с тонкомолотыми огнеупорными глинами и плавнями; предназначен для изготовления декоративно- художественных изделий с повышенными требованиями к морозостойкости. Идеально подходит для изделий садово-паркового назначения.

Керамический материал марки БСТ-1 представляет собой порошкообразный продукт определенного гранулометрического состава, предназначенный для изготовления методом полусухого прессования плитки для облицовки стен двукратного обжига.

Керамический материал ФЭТ-2 представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления электротехнических изделий подгруппы 111 (прессованный силикатный фарфор) по ГОСТу 20419 методом полусухого прессования.

Керамический материал ТФЛ-2И , представляет собой порошкообразный продукт, предназначенный для изготовления фарфоровых изделий художественно-бытового назначения методом изостатического прессования. Продукт отлично прессуется, обладает стабильным качеством, высокой белизной после обжига, необходимой прочностью в сухом состоянии.Состав материала идеально подходит для скоростного обжига.

Марки керамических масс

ШМ-1, ШМ-1П

ШМ-2, ШМ-2П

Химический состав, (%) (на сухой материал)

Потери при прокаливании

Влажность готового продукта, (%), не более

Остаток на сите 63мкм, (%), не более

Общая усадка, (%), не более

Керамический материал ПФФ-2

Керамический материал ПФФ-3 представляет собой пластичную вакуумированную массу в бруске или валюшке, предназначенную для изготовления полуфарфоровых изделий методом пластического формования в гипсовые или металлические формы.

Керамический материал марки ШМ-3 представляет собой смесь шамотного порошка с тонкомолотыми огнеупорными глинами и каолином; предназначен для изготовления изделий декоративно-художественного назначения как внутреннего, так и наружнего применения (садово-парковая керамика).

Керамический материал марки ШМ-4 представляет собой смесь шамотного порошка с тонкомолотыми огнеупорными глинами. кварцем, минерализаторами и плавнями; предназначен для изготовления изделий декоративно-художественного назначения, как внутреннего. так и наружнего применения (садово-парковая, фасадная керамика).

По вопросам приобретения керамических масс и получения подробной консультации по свойствам продукции, условиям поставки и заключению договора просим Вас обратиться к менеджерам.

Любое производство керамики складывается из следующих технологических стадий: - подготовка сырьевых материалов (дробление);

Приготовление керамической массы;

Формование изделий;

Декорирование.

Керамическая технология предъявляет жесткие требования к однородности керамической массы, ее влажности, тонкости измельчения сырьевых компонентов, к зерновому составу материалов.

Способы приготовления керамической массы

Керамическая масса должна представлять собой технически однородную смесь, соответствующую данному рецепты. Она должна быть хорошо перемешана, равномерно увлажена и обеспечивает формование из нее полуфабриката изделий, соответствующей формы.

Существуют четыре способа приготовления керамических масс:

Сухой - приготовление сухих порошков;

Пластический;

Шликерный;

Комбинированный.

Выбор способа приготовления керамической массы определяется свойствами исходного сырья. Составом шихты, размерами и формой изготавливаемых изделий и требованиями к готовой продукции.

Сухой способ применяется тогда, когда глина малопластична, трудно перерабатываема и имеет высокую чувствительности к сушке.

Пластический способ, самый древний, используется для глины, которая легко набухает, имеет высокие пластические свойства и хорошо перемешивается с каменистыми отощителями и плавнями. Такую массу можно получить двумя способами:

Из предварительно полученных сухих порошков с последующим увлажнением до 16…25% влажности;

Обезвоживанием шликера с влажностью около 40% до 16…25% (комбинированный способ).

Шликерный способ используют для получения литейного шликера.

Способы формования изделий

Способы формования керамических изделий определяют в основном свойствами керамической массы, видом, формой и требованием готовых изделий, назначение любого способа формования - предать плотность, размер и необходимую прочность полуфабрикату. Существует три принципиально различающихся способа формования:

Полусухое прессование из сухих пресс-порошков с влажностью массы 4-11%;

Пластическое формование изделий с влажностью массы 16-25%;

Литье изделий из литейных шликеров.

Полусухое прессование применяют, когда необходимо получать изделия с точными размерами и правильной формы. Это обеспечивает получение изделий с высокой прочностью и низкой влажностью, что позволяет исключить стадию сушки, совместив его с обжигом. Этот способ применяют в технологии кирпича, огнеупорных изделий, облицовочной и половой плитки, декоративных изделий.

Пластичный способ формования является самым древним и самым распространенным. Его широко применяют в производстве различных видов керамики - фарфора, фаянса.

Для пластичного формования в промышленном производстве применяют машинные способы формования:

Выдавливание массы через мундштук пресса;

Штемпельное прессование;

Раскатка в теле вращения;

Формование вращающимися роликами.

Для получений декоративно-художественных изделий применяются лепка, набивка, раскатка и выдавливание.

Литье изделий из литейных шликеров имеет три разновидности:

Литье из водных шликеров;

Горячее литье с использованием термопластического связующего (парафина);

Литье тонких пленок из шликера на полимерных связующих.

Наиболее распространен и широко применим способ шликерного литья из водных суспензий. Его применяют при формовании тонкой, декоративной и художественной керамики, в том числе тонкостенных изделий и изделий сложной формы.

Массы для гончарных изделий

Гончарными называются изделия с пористым черепком, изготовленные из природноокрашенных глин путем ручного формования на вращающемся гончарном круге. Гончарный способ производства керамической посуды - один из самых древних. Древние китайские фарфоровые изделия также формовались гончарами.
Для формовки изделий на гончарном круге керамическая масса должна обладать достаточной пластичностью, не деформироваться под действием собственного веса, не содержать посторонних включений (особенно извести), выдерживать сушку и обжиг без деформаций и трещин. Иногда всем этим требованиям отвечает природная глина без каких-либо добавок. Гончарные керамические изделия, как правило, окрашены в цвет от серо-желтого до темно-красного в зависимости от содержания оксида железа (РезОэ).
Глины для гончарных изделий обычно содержат глинистые минералы, кварц,полевой шпат, карбонаты кальция и магния, оксиды железа, соединения щелочных металлов,растворимые соли, органические вещества. В качестве отощающих добавок к гончарным глинам добавляют кварцевый песок (лучше речной, различных фракций), шамот той же массы, мел для лучшего сцепления с черепком глазури. Гончарные изделия могут быть декорированы ангобами, неглазурованными и покрытыми глазурью, обжигаются при температуре от 700°С (неглазурованные) до 1000°С (в зависимости от температуры плавления глазури).
После обжига на 1040-1050°С водопоглощение черепка составляет 14-15%. Обжиг может быть двукратным и если позволяет глина-однократным. Для декорирования используется бессвинцовые стронциевые глазури.

Терракотовые массы

Терракота - неглазурованные пористые керамические изделия из
глин, создающих однотонную ровную окраску черепка после обжига. Пористость изделий колеблется от до 12% и более. Обычные цвета терракоты от желтого до красно-коричневого, при восстановительном обжиге от светлосерого до темно-серого. В терракотовые массы часто добавляют шамот. Из них изготавливаются архитектурные, садово-парковые украшения, скульптуру, изделия интерьерного характера. Для изготовления терракоты применяют глины, не содержащие растворимые в воде соли, так как в противном случае на поверхностиизделия после обжига образуются светлые пятна (выцветы).

Для изменения цвета черепка в терракотовые массы иногда вводят оксиды металлов: железа, хрома, марганца, кобальта и др., керамические пигменты, или изделия покрывают ангобами. Обжигают терракоту один раз, обычно до 1000°С, не доводя черепок до спекания. Газовый и температурный режим обжига существенным образом влияют на цвет и чистоту тона терракотовых изделий.

Терракотовая масса для отминки и литья (ЛВХПУ):
Глина кембрийская (Пулково)-50%
Тонкий шамот той же глины -25%
Мел -25%
Приготовляется способом мокрого помола, процеживается, при необходимости обезвоживается. Используется для отминки терракотовых скульптур, архитектурных деталей для литья ваз. После обжига до 900-950°С дает общую усадку 5-6%. Пористость при обжиге на 900°С-21%. Формовочная влажность- 21-22%, Литейный шликер содержит 41,5% воды, 0,2% соды и 0,3% жидкого стекла. Из этой массы можно отливать вазы высотой до 1 метра.

Терракотовая многошамотная маса для формовки и литья (ЛВХПУ):
Глина Часов-Ярская - 40%
Тонкий шамот той же глины-60%
Светлая масса, пригодна для формования декоративных панно, настенных блюд, крупных садовых ваз и т.д. Рабочая влажность-22%. При обжиге на 900-950"С Дает общую усадку -6%, пористость- 18%. Масса термостойка и допускает резкое охлаждение. Масса удовлтворительно ведет себя и в шликерном состоянии при 40% воды и 0,2% соды, но при более тонком помоле шамота и увеличении содержания глины за счет шамота. Шамот, используемый в формовочной массе не должен быть одного зернового состава. Например:
40% фракции от 1,5 до 0,5мм и 60% фракции от 0,5 до 0,3мм к общему весу шамота.

Терракотовая масса для отминки и литья (БГТХИ):
Глина Гайдуковская-75%
Шамот той же глины-25%
После обжига на 900-950°С изделия приобретают красивый "терракотовый" цвет. Изделия необходимо обжигать в электропечи или в муфельной газовой печи, так как даже при слабом восстановительном пламени образуется грязно-желтый цвет.

Каменные массы

Каменные изделия изготавливаются из масс, в состав которых входят тугоплавкие и огнеупорные глины, обладающее большим интервалом между температурой спекания и началом деформации (интервал спекания). Интервал спекания каменнодельных глин составляет 300-500°С (у гончарных масс 50-100°С). В состав каменных масс кроме глины входят плавни, отощающие материалы, иногда красители. Каменные изделия обжигаются дважды, первый обжиг (утильный) на 900°С, политой- П50-1300°С. В качестве плавня часто используется нефелиновые сиениты, что обуславливает окраску каменных масс и снижает температуру их обжига.
Составы масс и технология производства каменных изделий сходны с производством фарфора. Отличие в том, что для каменных изделий используется низкосортное сырье, содержащее большое количество примесей. Водопоглощение каменных изделий 3-5%. Каменные изделия зачастую глазуруют полевошпатовой глазурью.

Светлая масса для декоративных изделий:
Каменнодельная глина -33%
Кварцевый песок -25%
Полевой шпат-25%
Каолин -17%
Для изготовления этой массы используют отмученные глины.
Масса тонко измельчается. Изделия формуются пластическим формованием на формовочных станках и литьем гипсовые формы. Утильный обжиг- 900°С, политой- 1160-1250°С в зависимости от температуры плавления глазури.

Масса для изделий типа веджвудских:
Кварцевый песок -10,9%
Каолин обогащенный -10,9%
Тяжелый шпат (ВаSО4) -46,7%
Глина белая пластичная -14%
Пегматит -15,6%
Гипс -1,9%
Изделия из этой массы глазуруют только изнутри. Основная белая масса декорируется той же массой, но с добавлением красителя. Обжиг однократный при температуре 1280-1300°С.

Состав лещадочной массы ПО "МИНСКСТРОЙМАТЕРИАЛЫ":
Глина Веселовская -16%
Глинозем -4,5%
Тальк -21%
Каолин просяновский -16,5%
Шамот высокоглиноземистый -42%
Масса термостойкая, пригодная для литья, отминки технических и художественных изделий. Усадка в обжиге 2,2%. Водопоглощение после обжига 1 ЗООС составляет 14-16%. После обжига масса имеет красивый желтоватый цвет.

Масса для тонкокаменных изделий (БГТХИ):
Глина Часов-Ярская -25%
Каолин -15%
Кварцевый песок -25%
Пегматит -25%
Шамот-10%
Утильный обжиг -900°С
Политой -1200°С

Массы для фарфоровых изделий

Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С.
Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%.
Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др.
Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора- Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др.
Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2.
Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Сгдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.

Твердый фарфор (сервизный) з-да им. Ломоносова

Каолин просяновский -20%
Каолин глуховецкий -18%
Кварцевый песок -26%
Полевой шпат -18%
Глина веселовская -11%
Фарфоровый бой(политой) -4%
Фарфоровый бой(утельный) -3%
Температура обжига -1380-1400°С.

Мягкий фарфор для скульптурных изделий:

Каолин глуховецкий -22%
Кварцевый песок -22,5%
Полевой шпат -36%
Глина веселовская -16,5%
Фарфоровый бой (утельный) -3%
Температура обжига 1250-1280°С.

Английский мягкий костяной фарфор:

Каолин -20-45%
Кварц -9/2%
Полевой шпат -8-22%
Костяная мука -60-20%
Первый обжиг -1230°С.
Политой обжиг -1080-1140°С.

Французкий мягкий фриттовый фарфор:

Мел -17%
Мергель известковый -8%
Фритта -75%
Состав фритты:
Плавленная селитра -22%
Поваренная соль -7%
Аммиачные квасцы -4%
Сода -35%
Кварцевый песок -60%
Температура первого обжига -1120-1300°С.
Второй более низкий на температуру плавления глазури.

Костяной завод им. Ломоносова:

Костяная зола прокал. при -1350°С -50%
Полевой шпат-20%
Веселовская глина -10%
Каолин -20%
Первый обжиг -850°С.
Политой -1250°С.

ФАЯНСОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Отличаются белым или свелоокрашенным черепком, покрытым прозрачной, глухой цветной легкоплавкой глазурью, которая делает его непроницаемым для жидкостей и газов. Декорируются фаянсовые изделия подглазурными и надглазурными красками, растворами солей цветных металлов, ангобами/ препараторами драгоценных металлов и др. Посуда может изготавливаться гладкой или рельефной, с ровным или фигурным краем.

По своим физико-химическим и гигиеническим свойствам фаянс значительно уступает полуфарфору и в особенности фарфору. Водопоглощение фаянса составляет 9-12%.
Для изготовления фаянсовых изделий используют беложгущиеся пластичные огнеупорные глины, каолин и кварцевые материалы сдобавлением полевого шпата или углекислых материалов, например мела, извести, доломита, магнезита.

Фаянсовые изделия в зависимости от состава делятся на твердый, глинистый и известковый (мягкий) фаянс.
Известково-шамотный фаянс: Масса пригодна для изготовления литьем декоративных изделий с белым черепком. Известь в составе способствует использованию глазурей разного состава, изделия могут обжигаться без деформаций в интервале 1000-1200°С с уплотнением черепка и падением водопоглощения с повышением температуры.

Состав массы (в %) :
Глина веселовская -27%
Каолин -14%
Кварцевый песок -30%
Мел -5%
Шамот -24%
Глинистые фаянсы. По характеру черепка близки к гончарным изделиям, но цвет черепка желтоватый, тонкозернистый в изломе. Для этих изделий применяют как прозрачные цветные, так и заглушенные глазури. Обжиг производится при температуре 920-960°С.

Состав массы (в %):
Глина свеложгущаяся огнеупорная -75-85%
Кремень или кварц -15-25%
Твердый фаянс. Пористость твердого фаянса 9-12%. Первый обжиг производят при 1250-1280°С/ второй (политой)- при 1100-1180°С.

использование легкоплавких глазурей расширяет возможности декорирования фаянса по сравнению с фарфором.

Состав массы (в %):
Глина веселовская -32%
Каолин -31%
Кварцевый песок -29%
Фаянсовый бой -8%.

Подготовленная для формования изделий глиняная смесь с соответствующими добавками

(Болгарский язык; Български) - керамична маса

(Чешский язык; Čeština) - keramická hmota; keramické těsto

(Немецкий язык; Deutsch) - keramische Masse

(Венгерский язык; Magyar) - kerámiai massza

(Монгольский язык) - керамик масс

(Польский язык; Polska) - masa ceramiczna

(Румынский язык; Român) - pastă ceramică

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - keramička masa

(Испанский язык; Español) - masa ceramica; pasta ceramica

(Английский язык; English) - ceramic material; ceramic mix

(Французский язык; Français) - pâte céramique

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  • - , физ. величина, одна из осн. хар-к материи, определяющая её инерционные и гравитац...

    Физическая энциклопедия

  • - одна из осн. физ. характеристик материи, определяющая её инертные и гравитац. свойства. В классич...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - мера инертности и гравитационных свойств тел. От массы тела зависят: ускорения, которые приобретаются телом под действием разных сил и 2) силы гравитационного воздействия на данное тело со стороны других...

    Начала современного Естествознания

  • - скалярная величина, являющаяся мерой инертности и мерой тяготения материальных объектов...

    Астрономический словарь

  • - сын Измаила. Потомки М. составили араб. племя, к-рое в ассир. надписях упоминается рядом с эпонимами см. Фема и см. Наваиоф...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - изготовленное из керамической массы плоское, как правило, тонкостенное глазурованное или неглазурованное изделие, применяемое для наружной или внутренней облицовки стен и стеновых панелей, а также для настилки...

    Строительный словарь

  • - метлахская плитка- обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей...

    Строительный словарь

  • - Обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей. Лицевая сторона может быть рифленой, гладкой, со вдавленным рисунком и т. п. Укладывается на цементно-песчаную стяжку или специальные мастики...

    Строительный словарь

  • - Обожженные до спекания плитки, применяемые для облицовки стен. Различают фарфоровые, фаянсовые и гончарные плитки...

    Строительный словарь

  • - English: Chassis; frame Проводящее тело, потенциал которого принят за базовый -78)Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - - подотрасль промышленности строит. материалов, объединяющая предприятия по добыче сырья и произ-ву грубой керамики; кислотоупорных и огнеупорных изделий; плиток; тонкой керамики; керамзита...

    Геологическая энциклопедия

  • - англ. mass; нем. Masse. 1. Множество, огромное количество ч.-л. 2. Большая популяция, рассматриваемая в целом. 3. Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации...

    Энциклопедия социологии

  • - выражение количества поставляемого или предлагаемого к поставке товара; измеряется, как правило, в единицах метрической системы мер - тоннах, центнерах, килограммах...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - плитка с гладкой лицевой поверхностью с нанесенным цветным рисунком. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - плитка с гладкой поверхностью, не декорированная. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - в ней топливо сжигается в пористом керамическом излучателе или тонком газовом слое вблизи поверхности керамического излучателя, обеспечивая интенсивную теплоотдачу излучением...

    Энциклопедический словарь по металлургии

"МАССА КЕРАМИЧЕСКАЯ" в книгах

Керамическая плитка

Из книги Ремонт своими руками. Из старого дома – современный коттедж автора Ойд Вольфганг

Керамическая плитка Керамическая плитка в качестве напольного покрытия очень удобна в помещениях с повышенной влажностью (кухня, ванная комната, санузел), а также там, где напольное покрытие подвержено повышенному износу (например, прихожая: грязная, зачастую мокрая

Керамическая плитка

Из книги Современные отделочные материалы. Виды, свойства, применение автора Серикова Галина Алексеевна

Керамическая плитка При облицовке фасада керамической плиткой (рис. 1) достигается не только эстетический эффект, но и обеспечивается надлежащая защита наружных стен, которые в наибольшей степени подвержены вредным воздействиям окружающей среды. Преимущества отделки

Керамическая плитка

автора

Керамическая плитка Самый гигиеничный вид покрытия не только стен, но и пола, – это плитка. Она гигроскопична, легко моется, не впитывает запахи, не разрушается от воздействия дезинфицирующих средств и, что немаловажно, обладает высокими экологическими

Керамическая плитка

Из книги Лоджии и балконы автора Коршевер Наталья Гавриловна

Керамическая плитка Пол из плитки имеет много достоинств: он красив, долговечен, за ним легко ухаживать. Это делает плитку одним из наиболее предпочтительных половых покрытий, применяемых при устройстве балконов и лоджий.Основанием для наклейки керамической

Керамическая плитка

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Керамическая плитка

Керамическая плитка

Из книги Плиточные работы своими руками автора Антонов Игорь Викторович

Керамическая плитка Керамическая плитка - это, наверное, самая известная и популярная разновидность плитки. Она изготавливается из смеси глины, воды и песка с различными красителями и добавками. Из этой смеси формируют пластины, которые затем обжигают при температуре

Керамическая плитка

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Керамическая плитка Одним из наиболее практичных и удобных облицовочных материалов является керамическая плитка – изделие, изготовленное из смеси глины, кварцевого песка и других природных составляющих и прошедшее обжиг в печи при температуре от 1000 до

Керамическая плитка

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Керамическая плитка В западных странах, особенно с жарким климатом, плиткой облицовывают все полы в квартире, не только в помещениях санитарно-гигиенического назначения, но также и в жилых комнатах. Правда, для отделки пола в комнатах применяется преимущественно

Керамическая плитка

Из книги Новая прихожая, гостиная, спальня. Лучшие проекты по отделке и дизайну автора Соколов Илья Ильич

Керамическая плитка В отличие от кварц-виниловой плитки это полностью натуральный материал на основе формованной глины. При покупке плитки для облицовки пола обязательно обратите внимание на то, чтобы она была предназнаячена именно для этого, так как напольную плитку

а) «ЗАКОСНЕЛАЯ МАССА» И «НЕУДОВЛЕТВОРЁННАЯ МАССА»

Из книги Том 2 автора Энгельс Фридрих

а) «ЗАКОСНЕЛАЯ МАССА» И «НЕУДОВЛЕТВОРЁННАЯ МАССА» Жестокосердие, закоснелость и слепое неверие «массы» имеют одного довольно решительного представителя. Этот представитель говорит об «исключительно гегельянском философском образовании берлинского

Керамическая плитка

автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Керамическую плитку производят из смесей глин, песка и других природных материалов, поэтому название «керамика» произошло от греческого слова keramos - глина. Это практичный и в то же время эстетичный материал, незаменимый при

Керамическая плитка

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Выбор типа керамической плитки для покрытия пола определяется предполагаемой областью его применения. В соответствии с особенностями изготовления можно выделить следующие виды напольной керамической плитки. Отметим, что все нижесказанное во

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА

Из книги Полы в вашем доме автора Галич Андрей Юрьевич

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА Выбор материала полов определяется будущим использованием помещения и связанным с ним решением интерьера. В помещениях с прямым выходом наружу целесообразно устраивать полы из легко чистящегося твердого материала - керамики или природного камня

Керамическая плитка

автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Керамическую плитку производят из смесей глин, песка и других природных материалов, поэтому название «керамика» произошло от греческого слова keramos (глина). Это практичный и в то же время эстетичный материал, незаменимый при строительстве и ремонте. А

Керамическая плитка

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Этот отделочный материал представляет собой изделия из глины, кварцевого песка и других натуральных компонентов, обожженные в печи при высоких температурах, варьирующихся в зависимости от типа кафеля. Выбор типа керамической плитки определяется

Керамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.

Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".

Выбор массы зависит от вида изделия, техники формования и декорирования, условий обжига. При наличии в мастерской массоприготовительного оборудования возможна корректировка формовочных, сушильных, обжиговых свойств любой массы, а также составление собственных рецептур на базе имеющихся масс и исходных материалов. Желательно иметь глиномялку, в идеале с вакуумированием. Хорошим подспорьем является устройство для роспуска в воде сухих или пластичных материалов. Полный набор оборудования включает шаровые мельницы, фильтр-пресс, вакуумную глиномялку, устройства для роспуска, а также перемешивания и хранения жидких масс. К этому надо добавить небольшой склад для хранения пластичных комовых глин, каолинов, кварцевого песка, полевошпатовых и нефелин-сиенитовых порошков, электролитов.

Основные характеристики глиняных масс.

Глины и литейные массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, некоторые - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.

Интервал обжига - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Ниже нижней температуры обжиг может быть проведен только в "образовательных" целях, например, в детской студии. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.

Цвет черепка - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.

Фактура черепка . Т.н."глины" обычно имеют ровную гладкую поверхность, "шамоты" - гладкую или зернистую. Бывают массы, поверхность которых после обжига напоминает песчаник, мрамор, гранит. Некоторые массы допускают лощение.

Техника формования . Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.

Водопоглощение (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.

Усадка . Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.

Отношение к сушке . Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.

Морозостойкость . Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.

Коэффициент термического расширения (КТР) характеризует относительное расширение при нагреве на 1 градус. Важен не сам КТР, а его соотношение с КТР глазури. Большинство глазурей будет выходить без цека, если КТР черепка составляет 60-65 х 10 -7 (на 10 в минус седьмой степени). КТР определяется составом массы и условиями ее обжига.

Особенности технологии глиняных масс.

Технология изготовления изделий сводится к четырем основным операциям: ФОРМОВАНИЕ, СУШКА, ДЕКОРИРОВАНИЕ, ОБЖИГ.

Формование . Изделия получают из масс пластическим формованием, шликерным литьем, прессованием. К первому варианту относятся лепка, набивка, раскатка на станках с шаблоном, вытягивание на гончарном круге. Если масса хорошо подходит для какого-то одного способа формования, ее обычно так и называют: "гончарная глина", "глина для лепки", "шамот для набивки". Однако практически любая масса может быть отформована любым способом при наличии у форматора достаточного опыта. Многие массы могут быть скорректированы по составу. Например, для улучшения пластичности можно ввести 3-10% комовой глины, для уменьшения деформации и улучшения сушильных свойств - шамотную крошку.

Сушка . Ответственная операция. Главное требование к сушке - равномерность. Т.е. все участки изделия должны высыхать с одинаковой скоростью. При необходимости быстросохнущие тонкие кромки следует изолировать от потоков воздуха (укрывать тряпками, полиэтиленом). Чем быстрее сушка, тем меньше усадка. Чем толще стенки изделия, тем дольше они будут высыхать: если 1 см высыхает за 2 дня, то 2 см - за 4 дня, а 3 см - за 9 дней. Крупные тяжелые изделия нужно сушить на бомзах.

Декорирование . На сухое (или утильное) изделие наносят керамические краски, глазурь и т.п. декорирующие материалы. См. соответствующие разделы.

Обжиг . Обжиг сырого изделия проводят за 5-20 часов, обычно за 8-12 часов до максимальной температуры. Важно, чтобы начало обжига было достаточно медленным во избежание взрыва изделия выделяющимися парами воды. Хорошее начало - до 200 градусов за 2-3 часа. Далее обычный темп нагрева составляет 1-3 градуса в минуту до конечной температуры.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Общим проблемам, возникающим при работе с массами, посвящены многие книги по дефектам керамики. Специфические проблемы описаны в каждом соответствующем описании.

Требования безопасности.

1 . Главная опасность, о которой часто забывают: пыль. Проводите регулярную влажную уборку рабочего места, чаще стирайте рабочую одежду, при работе с сухими (высохшими) массами пользуйтесь респиратором.

2 . Многие литейные массы содержат в небольших количествах жидкое стекло и кальцинированную соду и поэтому могут вызывать аллергическую реакцию кожи рук при длительных контактах. Пользуйтесь резиновыми перчатками, защитным силиконовым кремом.

3 . В процессе обжига некоторые массы могут выделять газы, образующиеся при сгорании органических примесей, пиритов и т.п. В этом случае обжиг следует проводить в хорошо вентилируемом помещении или в печах, оснащенных системой вентиляции.

4 . ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Керамические массы не имеют никакого отношения к так называемым лечебным глинам. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ МАСС В "ЛЕЧЕБНЫХ" ЦЕЛЯХ НЕДОПУСТИМО И ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!

Форма поставок.

Пластичные массы поставляются в виде валюшек, пластов весом 1 - 20 кг, обернутых в полиэтиленовую пленку. Литейные массы - в готовом виде (шликер), иногда в виде порошка.