Что относится к духовным ориентирам личности. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Урок разработан для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень.

ЦЕЛИ УРОКА:

    Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.

    Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная.

    Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;

    узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;

    дать характеристику моральным ценностям;

    выделить основные типы мировоззрения.

2. Развивающая.

Формировать умения и навыки:

    высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;

    уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;

    использовать информацию, полученную в сети Интернет.

3. Воспитательная.

    Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;

    способствовать выбору верных ориентиров в жизни;

    убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

МЕТОД: ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ: ТРИ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Духовная жизнь человека» – Приложение 1 , «Материальная культура» – Приложение 2 , «Духовная культура» – Приложение 3 .

Ход урока

СЛАЙД 1.

Тема урока: Духовная жизнь человека.

СЛАЙД 2

Эпиграф к уроку: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов)

СЛАЙД 3.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

    Духовный мир человека.

    Духовные ориентиры личности.

    Мировоззрение и его роль в жизни человека.

СЛАЙД 4.

Обратимся к школьному словарю по обществознанию и познакомимся с определением «духовная жизнь». Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Рассмотрим, что относится к «духовной культуре».

СЛАЙД 5.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

Действительно: духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

СЛАЙД 6.

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Рассмотрим на примере таблицы понятия «духовность» и «бездуховность»

СЛАЙД 7.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 1 (подготовлена учениками класса к новой теме урока по методу опережающего обучения).

СЛАЙД 8.

Переходим ко 2-ому вопросу плана урока.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

СЛАЙД 9.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

    Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;

    Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.

    Перечислите виды ценностей.

СЛАЙД 10.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своейдеятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 11.

Переходим к 3-ему вопросу плана урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

СЛАЙД 12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

СЛАЙД 13.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

    Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

    Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

    Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

СЛАЙД 14.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

СЛАЙД 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

    Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.

    Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.

    Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 2 (подготовлена учениками 10 класса по методу опережающего обучения)

Выставление оценок за урок.

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и

О том, как воспитать такого задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

Максакова Ю.Н.

Чуева И.И.

SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

Maksakova U.N.

Chueva I.I.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными . Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.

Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

Литература

  1. Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов - М.: 2014. - 351с.
  2. http://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
  3. сайт Педагогические взгляды А.С. Пушкина
  4. mama66/ru Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
  5. Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
  6. Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

    выработка понимания понятия “духовность”;

    формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;

    воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

    умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;

    умение анализировать ситуации;

информационные:

    умение составлять конспект, работать со схемами.

    умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

    применять схемы анализа проблемного вопроса;

    самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

    Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизнен­ном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со сло­ва «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыс­лов, определяющих направленность всей деятельности, по­этому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Вывод. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, на­полняет его деятельность глубоким смыслом, способ­ствует выбору верных ориентиров. Она требует посто­янного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных фило­софов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

II вопрос.

Рассказ преподавателя . Вы уже знаете, что, являясь существом обществен­ным, человек не может не подчиняться определенным пра­вилам. Это - необходимое условие выживания человече­ского рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого от­дельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих обще­ние и поведение людей, обеспечивающих единство общест­венных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот во­прос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм великие мировые религии.

Работа с мультимедийной презентацией

Библия (слайд 1)

Коран (слайд 2)

    Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради

    Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .

    Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .

    Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .

    Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .

    Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .

    Выполняйте свои обещания (17:34) .

    Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .

    Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .

    Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .

    Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .

Таким образом, еще в глубокой древности был зало­жен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».

Моральные установки личности исследовались круп­нейшими философами, над проблемами морали задумывались многие известные деятели.

Слайд 4

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также вклю­чает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фунда­ментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное прину­дительное требование (повеление), не допускающее возра­жений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке

Цен­ности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.

Совесть

способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке сти­хийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существо­вала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является но­сителем зла. Однако изучение процесса становления мораль­ного сознания показало, что оснований для таких категори­ческих утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том при­мере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспита­ния в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже до­стигнутому уровню нравственного сознания, так и сформи­ровать у себя на основе самовоспитания собственные мораль­ные ценности. Не последнее место при этом занимает и са­мовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и неприми­римым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружаю­щих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требо­ваний к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравст­венных норм в жизни и деятельности. Только в опыте до­брых дел и противостоянии злу можно сознательно осу­ществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

В самом простом, наиболее распространенном понима­нии мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окру­жающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее выра­жение в системе ценностей и идеалов личности, социаль­ной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит истори­ческий характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классифи­кация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, преоблада­ет житейская, обыденная основа.

Обыденное мировоззрение распространено очень широ­ко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церк­ви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследни­ком того направления мировой философской мысли, кото­рое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обоб­щенные итоги достижений человеческого познания, прин­ципы взаимоотношения человека с естественной и искусст­венной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

    Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

    Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.

    В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка

мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей

человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание2) искусство 3)наука4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»