Влияние бюджетной политики. Бюджетная политика российской федерации

Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективного рынка.

Но не всегда роль государства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:

Научно-технический прогресс;

Структурная перестройка экономики;

Социальная политика;

Проблемы экологии и т.д.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Однако все это множество охватывают 2 основные формы регулирования:

Прямое через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

Косвенное с помощью различных мер (инструментов) экономической политики (налоговой, кредитной, денежной, амортизационной и др.).

Прямая форма вмешательства государства в экономику может быть представлена следующими взаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.

Методы государственного регулирования экономики:

1) прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;

2) программно-целевые методы, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развития приоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;

3) методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;

4) государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий.

Все вышеперечисленные методы называются административными методами государственного регулирования экономики.

Наиболее существенной группой в совокупности данных медов является прямое государственное (бюджетное) финансирование. Оно включает в себя выделение бюджетных инвестиций, субвенций, дотаций, субсидий предприятиям и территориям.

Субвенция (от лат. subvenire - «приходить на помощь) представляет собой форму финансового пособия государства для санирования (оздоровления, поддержки) предприятий в периоды экономических кризисов.

Дотация (от лат. dotatio - «дар») - денежные ассигнования из госбюджета предприятиям и организациям для возмещения потерь при производстве и реализации продукции по ценам не покрывающим издержки производства и не приносящим определенного размера прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т.д.).

Государство может оказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям также в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.

Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов в том, что эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно.

Программно-целевые методы регулирования экономики находят свое проявление в разработке целевых комплексных программ. Целевыми программами называются потому, что все их задания и мероприятия, выделяемые ресурсы подчинены достижению определенных конкретных целей. Комплексность программ означает, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского характера для достижения поставленных целей.

Социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня и т.д. (Продовольственная программа, комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и др.);

Научно-технические, предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии);

Производственно-экономические, нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств (Программа развития топливно-энергетических отраслей, программа развития транспорта);

Территориально-региональные, в которых предусматривается комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России);

Экологические, разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС);

Организационно-хозяйственные, цель которых заключается в совершенствовании организации управления хозяйственными системами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления).

Особое значение среди прямых методов госрегулирования отводится госзаказу, а также квотированию и лицензированию продукции.

Госзаказ - это своеобразная форма финансирования деятельности фирм и предприятий. Государство делает заказ фирме на ту или иную продукцию и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны или локомотивы и закупить «для себя» всю партию. Государство здесь финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход продажи товаров.

Большая часть госзаказов размещается, как правило, в отраслях военной промышленности. Но есть и другие цели использования их государством. Так, госзаказы выдаются фирмам, которые производят новые, еще не известные потребителям, виды продукции. Гарантия сбыта по твердым ценам в этом случае является для фирм-производителей финансовой поддержкой: со стороны государства и облегчает им период «привыкания» носителей к новой продукции.

Госзаказы используются при решении таких важных социальных, научно-технических и экономических проблем, которые требуют крупных первоначальных капитальных вложений, большего финансового и научно-технического риска.

Квотирование - это метод регулирования экспортных и импортных операций путем установления на определенный период количественных ограничений объема вывоза и ввоза товаров в натуральном или стоимостном выражении.

Лицензирование экспорта и импорта - эта система государственного контроля и регулирования экспортных и импортных операции путем установления строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.

Государственное предпринимательство как метод прямого госрегулирования сводится к управлению хозяйственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятии. В отличие от частного целью государственного предпринимательства не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих ставятся и социально-экономические задачи: обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная структурная перестройка производства, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Данный метод способствует решению различных проблем общегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могут реализоваться механизмом частного предпринимательства.

Государственное предпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условий функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может противопоставляться частному. Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру рыночной экономики.

Кроме прямых инструментов государство использует в своей практике и косвенные методы финансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются в основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы.

Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:

Налог на прибыль организаций;

Водный налог;

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на имущество организаций;

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес;

Налог на развитие сельского хозяйства.

Косвенные налоги - налоги па определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. К ним относятся:

Налоги, как правило, поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Но их значение выходит далеко за пределы обеспечения государственных органов финансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.

Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования экономической активности. Манипулируя налогами па прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процесс накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и сумма уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики.

Кредитно-денежная политика государства. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Кредитно-денежная политика государства - это метод государственного регулирования экономики, реализуемый через воздействие центрального банка на резервы коммерческих банков, ставки банковских кредитов и т.д., т.е. через контроль за предложением денег. Ее основная цель состоит в помощи экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения совокупных расходов и ограничение предложения денег во время инфляции.

Выбор методов государственного воздействия на структурные процессы, их ранжирование и рациональное сочетание должны производиться исходя из целей соответствующего этапа структурных преобразований и текущей экономической ситуации.

Таблица 1

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы млрд. рублей

Показатель

Доходы, всего

в том числе:

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

в том числе:

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

Расходы, всего

%% к общему объему расходов

профицит

Ненефтегазовый дефицит

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

Таблица 2

Динамика доходов федерального бюджета млрд., руб.

Показатель

прирост к предыдущему году

прирост к предыдущему году

прирост к предыдущему году

Доходы, всего (млрд. рублей)

в том числе:

Нефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

Ненефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

в том числе:

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

Доля в общем объеме доходов, %

в том числе:

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Таблица 3

Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

прирост к предыдущему году

прирост к предыдущему году

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

Источники покрытия дефицита

Расходы (предельный объем)

в том числе условно утверждаемые

%% к общему объему расходов

Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 5).

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета млрд., руб.

Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах - за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований .

Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективного рынка.

Но не всегда роль государства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:

- научно-технический прогресс - предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии

- структурная перестройка экономики нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств;

- социальная политика направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня;

- проблемы экологии разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Методы государственного регулирования экономики:

1) прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;

2) программно-целевые методы, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развития приоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;

3) методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;

4) государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий.

Государство может оказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям также в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.

Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов в том, что эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно.

Государственное предпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условий функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может противопоставляться частному . Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру рыночной экономики.

Кроме прямых инструментов государство использует в своей практике и косвенные методы финансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются в основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы.

Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:

Налог на прибыль организаций;

Водный налог;

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на имущество организаций;

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Фискальная политика - это правительственное влияние на экономику через налогообложение, формирование объема и структуры государственных расходов с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предупреждения и ограничения инфляции и пагубного влияния циклического колебания. Она является главной составляющей финансовой политики и очень важным звеном экономической политики. Термин «фискальная» происходит от латинского fiscus, что в переводе означает «государственная казна».

Фискальную политику еще называют бюджетно-налоговой . Этот вид государственного воздействия на экономику осуществляется путем формирования доходов госбюджета и несения расходов в виде: государственных закупок, трансфертных расходов и процентных выплат по долговым обязательствам.

Обратим внимание, что термины «расходы» и расходы («видатки») имеют разное значение. Для государственного бюджета используют термин расходы («видатки»), а для частного сектора - «расходы», для микроэкономического уровня используют понятие «расходы», а для макроуровня - расходы («видатки»). Понятие «расходы» шире, оно включает и понятие расходы («видатки»), то есть расходы («видатки») являются формой расходов. Расходы свидетельствуют об эквивалентности сделок купли-продажи, а расходы («видатки») осуществляются на безвозвратной основе. Поэтому, совершая покупку товаров и услуг, государство несет расходы, а выплачивая трансферты - осуществляет расходы («видатки»).

Главными инструментами фискальной политики являются: налоги, государственные закупки, трансферты. Показателем активности государства в этой сфере доля национального дохода, который перераспределяется через государственный бюджет. Если в условиях централизованной плановой экономики через госбюджет перераспределялось до 75% национального дохода, то в современных рыночных экономиках эта доля составляет 30 - 50%. В Украине во второй половине 90-х гг. ХХ ст. этот показатель приближался к 45%, а сейчас составляет примерно 30%. В начале ХХ ст. доля национального дохода, перераспределялась через государственный бюджет, не превышала 10%. Увеличение участия государства в перераспределении национального дохода оказывает, с одной стороны, усиление социальной направленности современных экономических систем, а с другой - уменьшает инвестиционный потенциал частного сектора.

Степень централизации финансовых потоков в Украине достаточно высокая. А налоговая нагрузка по отраслевой структуре распределяется неравномерно. Максимальное налоговое бремя несут: промышленность, транспорт, связь.

В зависимости от экономической конъюнктуры фискальная политика государства: 1) направляется на стимулирование совокупного спроса путем увеличения государственных расходов на закупку товаров и услуг и / или уменьшение налогов в период кризиса, 2) ограничивает совокупный спрос путем снижения государственных расходов и / или увеличение налогов в условиях подъема и роста. То есть, в зависимости от фазы делового цикла фискальная политика проявляется в двух видах - стимулирующая или ограничительная.



Стимулирующую фискальную политику называют фискальной экспансией . В краткосрочном периоде она направляется на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочном политика ослабления налогового давления может привести к расширению предложения факторов производства и роста экономического потенциала.

Ограничительную (сдерживающую) фискальную политику называют фискальной реструкцией. В краткосрочном периоде меры сдерживающей фискальной политики позволяют замедлить темпы инфляции ценой роста безработицы и сокращения объема производства . В долгосрочном периоде увеличение налогового давления может вызвать стойкое снижение совокупного предложения , особенно государственных инвестиций, и активизацию механизма стагфляции .

В зависимости от того сознательно или автоматически влияют бюджетно-налоговые инструменты на состояние макроэкономики, различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) автоматическое изменение налоговых поступлений в бюджет при прогрессивной системе налогообложения:

Прогрессивная зависимость объема налоговых поступлений от личных доходов и доходов предприятий: если объем производства уменьшается, то автоматически уменьшаются налоговые ставки. Из меньших доходов домашние хозяйства и предпринимательский сектор платят меньшие налоги. В этой ситуации темпы падения совокупного спроса будут ниже темпов падения объема производства, что замедляет его резкое сокращение;

Увеличение ставок налогообложения в период бума и инфляции через рост доходов домашних хозяйств и предпринимательского сектора уменьшает личные доходы, сдерживает потребительские расходы, сокращает совокупный спрос и замедляет рост цен и заработной платы.

б) помощь на случай безработицы, социальная помощь и другие социальные трансферты, которые направляются в экономику в период кризиса.

То есть при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит (или избыток) образуется в результате действия автоматических стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики:

Создание программ общественных работ и других программ, связанных с расходами государства;

Осуществление перераспределительных программ «трансфертного типа»;

Циклические изменения уровня налоговых ставок.

Дискреционная политика с целью стимулирования совокупного спроса в период кризиса предполагает целенаправленное сознательное снижение ставок налогообложения, увеличение государственных расходов и сведения государственного бюджета с дефицитом. Но осуществление этих мер связано с фактором времени: изменения структуры государственных расходов или ставок налогообложения требуют длительных дебатов по этому поводу в высшем законодательном органе.

Заключение: Основные задачи фискальной политики заключаются в перераспределении национального дохода с целью:

Влияния на состояние хозяйственной конъюнктуры;

Накопления необходимых ресурсов для финансирования социальных программ;

Поддержания должного уровня занятости;

Стимулирования экономического роста.

Как любое предприятие, так и органы власти имеют свои текущие бюджеты. Государственная бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней государственного управления, урегулированных определенными нормами, которые формируются на единых принципах под воздействием государственного устройства и административно-территориального деления страны.

Бюджетная система имеет двухуровневую структуру для унитарных государств (она включает государственный и местные бюджеты) и трехуровневую для федеральных государств (включает еще и третье звено - бюджеты членов федерации).

Бюджетная система Украины состоит:

Из Государственного бюджета Украины;

Местных бюджетов (их около 12 тысяч).

Местные бюджеты формируют органы власти АР Крым, областей, районов и органы местного самоуправления: территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений. Совокупность показателей всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, составляет сводный бюджет Украины.

Как экономическая категория государственный бюджет отражает реальные экономические отношения между государством и другими субъектами хозяйствования по поводу аккумуляции и использования централизованного фонда денежных ресурсов страны для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государства: денежное выражение сметы доходов и расходов за определенный период времени (обычно за год). Бюджет имеет две основные составляющие: доходы и расходы. Доходы государственного бюджета называют фискальными. Это доходы государственной казны от государственных фискальных монополий (водочные, винные, табачные и др.).

Различают фактический, структурный и циклический бюджеты. Фактический бюджет отражает существующие поступления, расходы и дефициты за определенный период. Структурный бюджет указывает, какими должны быть затраты и поступления, если экономика функционирует при потенциальном объеме производства (определяется действием дискреционных программ, введенных законом). Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на изменения доходов, расходов и дефицита, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объеме производства. Циклический бюджет - разница между фактическим и структурным бюджетами.

Уровень фискальных доходов свидетельствует о денежные отношения, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами в процессе изъятия части стоимости ВВП и аккумуляции в общегосударственном фонде с целью дальнейшего ее использования при осуществлении государством функций. К основным источникам фискальных доходов относятся:

– налоги;

– доходы государства от собственной производственной и других форм деятельности;

– платежи за ресурсы, которые принадлежат государству;

– социальные и бизнес трансферты и т.д.

Крупнейшим источником доходов государства являются налоги. Налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиком с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Налоги выполняют три функции:

– распределительную: перераспределение стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами;

– фискальную: централизация части ВВП в бюджете на общеобщественные нужды;

– регулирующую: стимулирование различных сфер жизнедеятельности плательщиков.

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источником налогообложения является доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению. Объект налогообложения - это денежная сумма, которая служит базой для начисления налогов. Объектами налогообложения могут быть: доход (предприятий или населения) и имущество (недвижимое и движимое).

Если облагают собственно доход или имущество, что обеспечивает получение дохода, источник и объект налогообложения взаимосвязаны. Если уплачивается налог на имущество или землю, которая находится в личном пользовании и не приносит дохода, то указанная взаимосвязь теряется.

По форме изъятия налоги делятся на прямые и непрямые (косвенные) (рис.11.1). Прямые налоги изымаются непосредственно у владельцев имущества, получателей доходов. Косвенные налоги изымаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. перекладываются на потребителя продукции. Прямые налоги, которые изымаются путем роста цен, тоже могут переводиться на потребителя. Чем более развита страна, тем большая доля поступлений приходится на прямые налоги. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.

Рис. 11.1. Классификация налогов по форме изъятия

В системе сбора налоговых поступлений используются методы пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения . При прогрессивном налогообложении средняя ставка налога повышается с ростом дохода. Регрессивное налогообложение предусматривает снижение средней ставки налога по мере роста дохода. Пропорциональное налогообложение означает неизменную среднюю ставку налога, независимую от размеров дохода: НДС = 20%, на прибыль = 25%, на доходы = 15%.

В процессе фискальных мер влияние прямых и косвенных налогов на макроэкономическую ситуацию разное. Косвенные налоги влияют на общий объем производства и уровень цен, что объясняется поведением экономических субъектов. Введение косвенных налогов повышает цену товаров и услуг, на что потребители отреагируют снижением спроса, а производители должны отреагировать уменьшением предложения товаров и услуг. А прямые налоги влияют на предложение труда , потому что этим видом облагаются факторные доходы. На использование домохозяйствам направляется доход за вычетом налогов. Если доля, которая изымается через прямое налогообложение, значительная, то теряется интерес экономических субъектов больше зарабатывать. Это побуждает их уменьшать предложение труда, особенно при прогрессивной шкале налогообложения. Но именно благодаря налогам, формируются условия производства общественных благ.

Графически модель влияния пропорционального прямого налогообложения на состояние рынка труда изображено на рис.11.2. На графике изображена:

а) кривая спроса на труд ;

б) кривая предложения труда к налогообложению заработной платы;

в) равновесие на рынке труда в налогообложении заработной платы , которой соответствует заработная плата и численность занятых ;

г) кривая предложения труда после введения налогообложения заработной платы ;

д) равновесие на рынке труда после внедрения налогообложения, которое сместится к точке ; ей соответствует заработная плата и численность занятых ;

е) отрезок – сумма налога на заработную плату одного работающего;

є) – заработная плата до внедрения налогообложения;

ж) – заработная плата после введения налога;

з) – заработная плата после уплаты налога;

і) площадь четырехугольника – величина налоговых поступлений в бюджет при условии, что все человек платят по единиц налога на заработную плату. Именно эта величина налоговых поступлений в бюджет образует общественные выгоды . А бремя налогообложения зарплаты распределяется между предпринимателями (площадь треугольника ) и наемными работниками (площадь треугольника ).

Рис.11.2. Влияние налога с доходов физических лиц на состояние экономики

Площадь треугольника – величина общих потерь общества в связи с внедрением налогообложения заработной платы. Содержание этих потерь заключается в том, что предприниматели направляют в Фонд оплаты труда больше, чем наемные работники из него получают. Это заставляет последних уменьшать предложение труда, что снижает объем производства.

Наемные работники несут потери , в связи с тем, что получают доход, ниже того, который бы они имели при условии отсутствия налогообложения их дохода. Работодатели несут потери, связанные с ростом их расходов, и, как следствие, уменьшением доходов.

Для выявления влияния косвенных налогов (например, НДС) на изменение равновесного объема производства рассмотрим график модели (рис. 11.3). На графике изображены:

а) на оси абсцисс - объем выпуска, а на оси ординат – уровень цен;

б) равновесие до введения НДС в точке , которая является точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения ;

в) равновесное значение цен и равновесный объем производства до введения НДС;

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Следует отметить, что структура доходной и расходной частей государственного бюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики.

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток. При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает

дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

|Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы |

Расходы - закупки товаров и услуг, сумма социальных выплат. Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов.

|Чистые налоги = Налоговые поступления -Социальные выплаты |

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом: |Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги|.

Дефицит бюджета равен общим доходам (денежным поступлениям) от федеральных налогов минус затраты на государственные закупки и трансфертные платежи. Дефицит бюджета подразделен на две компоненты: структурный дефицит и циклический дефицит. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между федеральными доходами и расходами, принятую в расчете действующих мероприятий фискального характера (действующий уровень налогообложения и текущих затрат), а также базового уровня безработицы (6 %).

Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы становится выше базового, реально наблюдающийся дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит частично за счет выплат пособий по безработице и другим социальными программам, частично из-за падения доходов населения. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом принято называть циклическим дефицитом. .

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Возникает вопрос: может ли прирост государственных расходов обусловить сокращение бюджетного дефицита, т. е. вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит?

Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы

превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого

хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты

Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Что же в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов? Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через

мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Y’-Y = MPC (G’-G).

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов (G’-G) минус изменения суммы налоговых поступлений t*(Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

B’-B = (G’-G)-t*(Y’-Y).

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление носит название теоремы Хаавельмо. (см. стр. 13).

Существует три способа финансирования бюджетного дефицита: путем дополнительной эмиссии денег; за счет кредитов ЦБ; посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества

первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных займов формируется государственный

долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

Государственный долг – это накопленная сумма задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг. Внутренний государственный долг - задолженность государства населению и фирмам данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям и правительствам. .

Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия

дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а, следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Обычно в государственном долге видят две опасности:

1) возможность банкротства нации;

2) переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить

правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования;

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

1.3 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику

Бюджетная политика (фискальная политика) - политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XXв. Бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Основными задачами фискальной политики является:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Стабилизация темпов экономического цикла;

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Бюджетная политика государства

Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования...

Влияние агентского конфликта кредиторов и акционеров на стоимость компаний с развивающихся рынков капитала

Акционеры и кредиторы представляют два класса инвесторов в фирме, при этом и долг, и собственный капитал компании являются обязательствами для нее с разными уровнями риска, преимуществ и контроля...

Государственная бюджетная политика и направления по ее совершенствованию

Основное содержание, функции и составляющие финансов

Всеми признано, что домохозяйство в экономической системе таким же значимым субъектом рынка, как предприятие или государство. Домохозяйство является основной потребительской единицей, а также поставщиком экономических ресурсов...

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Индивидуальный предприниматель, как и любой другой субъект хозяйствования, официально зарегистрированный в РФ, вступает в финансовые отношения с государством в связи с обязанностью уплачивать ряд налогов...

Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования

Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года Правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет - стабильные цены и твердый рубль, а значит...

Бюджетная политика представляет собой множество мероприятий, проводимых органами власти в области регулирования образованием и исполнением бюджета по исполнению ими функций перед обществом и страной...

Проблемы реализации бюджетной политики государства

Исполнение органами государственной власти своих назначений и реализация цели и задач, стоящих перед государством, прямо зависит от наличия денежных средств скопившиеся в федеральном бюджете...

Проблемы реализации бюджетной политики государства

Совершенствование финансовой деятельности организации в современных условиях (на примере РУП "Главный расчётный информационный центр" Белорусской Железной дороги)

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации (на примере ООО "Рос-Таргет")

Согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете»...

Финансовая политика в условиях инфляции ООО "Лада"

Влияние инфляционных процессов на финансовую отчетность и учет. Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия...

Финансовая работа в организации и ее совершенствование

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции...

Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования

Важной проблемой является достижения равновесия одновременно на рынке товаров, денег и по внешнеэкономическим операциям. В условиях гибкого валютного курса равновесие платежного баланса, отражающего внешнеэкономические операции...