Анализ стихотворения Родина А. Блок

«Россия»

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Филологический анализ стихотворения

Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны , — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу» .

Александр Блок - один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», - высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви - это родина, Россия.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения - судьба России, а идея - боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия , нищая Россия …», «Мне избы серые твои , Твои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле - Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заман ит и обман ет… И лишь забота затуман ит…», «И невозможн ое возможн о…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой - усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя - это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия - это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» - и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении - Россия, изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души - всё это чисто российские реалии.

Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока - это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

Первое стихотворение с такой тематикой написано было в мае 1907 года. Оно явилось результатом, скорей всего, переосмысления жизни и навеяно разочарованием поэта событиями, происходящими в стране в 1905 году. Он начинает поиски своего отношения к происходящему, незыблемым ценностям.

Главная тема стихотворения

Главной темой этого стихотворения является не только разочарование современной ему Россией, а и как бы пророчество ее будущего. Поэт был свидетелем тех дней и разочаровался в том, что происходило в стране все эти годы. Ему было стыдно за тех, кто руководил его Родиной, властью и новой политикой. Потеря любимой Родины равносильна смерти в понимании поэта.

Внимание автора сосредоточено на том, что поэт не воспринимает нынешнюю страну, какая она есть, его душа горит от стыда за поведение царя и его сторонников. Блок не питает иллюзий, понимая, что его родине далеко до других стран. Поэта обжигает чувство любви к уходящей старой действительности и назревание нового, вера в то, что это новое будет лучшим. Автор понимает, что сострадать своей Родине он не может.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в жанре переплетения религиозных мотивов с гражданской лирикой и использованием таких выразительных средств, усиливающих чувства, которые хочет высказать поэт.
Стихотворение разделено на три строфы, которые подчеркивают мысли автора.

1 строфа - тоска и жаркое чувство страдания из-за расставания с дорогой сердцу поэта женщиной. Здесь автор ассоциирует свои мысли с главой Нового Завета, в которой Дьявол искушает еще не закончившего свой пост Христа.

2 строфа - признание автора в том действительно главным страдальцем жаркой пустыни является Христос. А его возлюбленная Галилея - это родина Христа, где прошли его лучшие годы. По этой причине язык поэта не может вымолвить «гордого слова».

3 строфа - воплощает мысль поэта, о невозможности воскрешения на чужой земле. Это заключительная строфа, в которой чувства автора достигают наивысшей точки. Потерявшему свою любимую, «негде прислонить голову» Он обречен умереть.

Композиция стихотворения представляет собой плавную смену настроения поэта от жаркого стыда к размышлениям о будущем.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная, ударение падает на второй слог.

Рифма использована перекрестная, что позволяет легко читать стих.

Обратимся к поэтическому синтаксису

В стихотворении нет повторов и анафор. Остальные виды синтаксиса тоже отсутствуют, кроме инверсии: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык».

Вывод

«Ты отошла, и я в пустыне… » — является самым личным стихотворением из произведений о Родине. Герой стихотворения предан своей родиной, которую очень любит. Потому смерть вдалеке от родины для него является трагедией и счастьем в одно и то же время.
Цель, поставленная автором в данном произведении: подчеркнуть, что без родины прожить тяжело. В стихотворении заложен глубокий смысл. Оно пересмотреть жизненные ценности людей.

Ярким представителем символистов, который видел не только прошлый путь своей страны, но и будущий, стал Александр Александрович Блок. Родина играла важную роль в творчестве поэта.

Родина в творчестве А. А. Блока

Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.

Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.

Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.

Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:

Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. осознавал сам Блок.

Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на которую пронес писатель через всю свою жизнь.

Образ Родины и Александр Александрович

Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная. Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины.

Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.

Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.

Родина в произведениях Блока - прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она - это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».

Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.

Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».

Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».

Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»

Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:

Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.

Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».

Поэт обращается к Родине:

Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:

Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина - грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.

Цикл произведений «На поле Куликовом»

Стихи Блока о Родине, включенные в цикл произведений «На поле Куликовом», обладают глубочайшим, страстным смыслом. История родной страны звучит здесь громче, чем голос самого поэта. За счет этого создается напряженный и трагичный эффект, указывающий на великое прошлое страны и предрекающий не менее великое будущее.

Сопоставляя былые и будущие деяния великой державы, автор в прошлом ищет силу, которая позволяет России смело идти к намеченной цели и не страшиться «тьмы - ночной и зарубежной».

«Непробудная тишина», в которой погрязла страна, предрекает «высокие и мятежные дни», - так считал Блок. Родина, показанная в произведениях, стоит на распутье времени и пространства - прошлого, настоящего и будущего. Исторический путь страны воплощен в строках:

Стихотворение «Сытые» стало откликом на явления революции в 1905 году. Этими строками выражена вера в грядущие перемены, которые ожидал как сам Блок, так и Родина.

Блок. Стихотворение «Русь»

Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:

Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.

Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.

Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.

Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.

Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.

Родина как центральный лейтмотив произведения

Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.

Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».

В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.

Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.

Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.

Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.

Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».

Два сфинкса в творчестве А. А. Блока

Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».

Слова Гумилева - нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.

Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса - лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.

Стоит ли жалеть Россию?

Поэт говорит, что он не умеет и не может жалеть Родину. Но почему? Может из-за того, что, по его мнению, ничто не сможет затуманить «прекрасные черты» России, кроме заботы. А может причина в жалости?

Поэт любит Родину. Вот в чем скрыта причина отсутствия жалости по отношению к ней. убило бы гордость России, унизило бы ее достоинство. Если соотносить большую страну с отдельно взятым человеком, получим хороший пример взаимосвязи жалости и унижения. Человек, которого пожалели, сказав о том, какой он бедный и несчастный, теряет не только чувство собственного достоинства, но иногда и желание жить, так как он начинает понимать собственную никчемность.

Все трудности нужно покорять с высоко поднятой головой, не ожидая сочувствия. Возможно, именно это хочет показать нам А. А. Блок.

Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.

Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий.

Так писал и, кажется, он был полностью прав.

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение “как слезы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Тема

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Жанр

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.