Титаник: история создания и крушения лайнера. Сколько человек спасётся при пришествии Христа? Титаник: история крушения

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Истина: Спасение приходит через веру в Бога и послушание Его Слову.

Цель: Учить детей серьезно относиться к своему спасению, стараясь делать то, что велит Бог через Свое Слово.

Догматика: Что делает вера. (Вера спасающая.)

Практическое христианство: Любовь к Богу (послушание).

Заинтересованность (можно использовать рисунки или бумажные куклы, сделанные из конуса, к которому прикрепляется лицо куклы):

САША (неверующий мальчик): Привет, Петя! У меня в воскресенье день рождения, приходи ко мне в гости. Потанцуем, мама обещала детское шампанское купить.

ПЕТЯ (верующий мальчик): Спасибо, Саша, поздравляю тебя, желаю тебе быть послушным и добрым. Но прийти к тебе не смогу.

САША : Я очень тебя хочу видеть, ты хороший мальчик. Моя мама тоже будет рада.

ПЕТЯ: Я на самом деле не могу. Мы каждое воскресенье ходим в церковь.

САША: Ничего, одно воскресенье пропустить можно.

ПЕТЯ: Нет. В Библии написано, чтобы мы служили Господу без развлечений.

САША: Как-то вы чересчур сильно верите. Мы тоже верим в Бога, но не ходим так часто в церковь, живем как все люди, верим в душе.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, что бы вы ответили на месте Пети? (Подвести детей к тому, что важно не просто как-нибудь верить в Бога, а исполнять то, что Он говорит, только тогда приходит спасение Божие.)

Наша сегодняшняя Библейская история о том, как из всех живущих на земле только один человек был послушен Богу, а остальные жили, как хотели. И что же из этого вышло?

Библейская история:

  1. Все люди на земле стали сильно грешить, кроме одного Ноя.
  2. Бог сказал Ною о том, что скоро будет большой потоп. Бог повелел ему построить ковчег и дал точные указания, как его делать.
  3. Ной в точности, по указанию Бога, стал строить ковчег. Остальные люди смеялись над ним, не обращали внимания, продолжали грешить.
  4. Пришел потоп, и все люди, кроме Ноя и его семьи, погибли, хотя и сделали все, чтобы спастись – забирались на крыши домов, на горы и т.д., но это не могло помочь. Ной верил Богу, и эта вера помогла ему спастись. (Спасающая вера!)

Вопросы на повторение:

  • Если мы правильно ответим на вопросы, то в выделенном столбике прочитаем, что помогает верующим спастись.
4 П о т о п
2 Н О й
10 с п а С е н и е
с м е я Л и с ь
9 Б о г У
г р е Ш и л и
п о к А я н и е
7 у к а з а Н и я
3 т р И
5 в о с Е м ь
  1. Как жили люди перед потопом?
  2. Как звали человека, который жил праведно?
  3. Сколько сыновей было у Ноя?
  4. Что Бог обещал послать на землю, чтобы наказать грешников?
  5. Сколько человек спаслось в ковчеге?
  6. Что делали остальные люди, когда Ной строил ковчег?
  7. Что дал Бог Ною для строительства ковчега?
  8. Что должны были сделать люди, чтобы спастись вместе с Ноем?
  9. Кому был послушен Ной?
  10. Что Бог предлагает людям?
  • Что же помогает нам спастись? (прочитать слово в выделенном столбике). Как мы можем быть послушными Богу? (выслушать ответы детей)

В наше время люди могут по-своему верить в Бога, так, как им нравится, как удобно, жить, как они хотят. Но спасутся лишь те, которые делают так, как Бог говорит в Библии.

Применение:

  1. Приготовить заранее деревянный и бумажные кораблики. Дети лепят из пластилина фигурки людей и животных. Чтобы получить право поместить фигурку в кораблик, каждый из детей должен ответить на вопрос. Учитель предлагает истинное или ложное утверждение о спасении и вере в Бога, а ребенок должен сказать, правильно это или нет. Например:
  • чтобы спастись, надо верить, что Иисус умер за мои грехи
  • чтобы спастись, надо носить крестик на шее
  • и т.д.

Если человек так думает и делает, то он строит ковчег спасения (деревянный) или свой неправильный корабль (бумажный)

  1. После этого с «ковчегом» и корабликами пойти к ручью, к бочке с водой или принести таз с водой в класс, опустить корабли на воду. Можно подливать воду сверху, изображая дождь, создавать волны. Дети смогут увидеть, как держится «ковчег» и как утонут другие кораблики.

Золотой стих:

«Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю» Пс. 118:166.

Половину стиха произносит 1-я группа, другую половину -2-я, адрес – все вместе, затем наоборот, пока стих не будут заучен.

Домашнее задание:

Дать нарисованный, но нераскрашенный ковчег, дети должны его раскрасить и на каждой дощечке написать, что делал ребёнок, как исполнял повеления Господа, чтобы спастись (молился, читал Библию, ходил в церковь, помогал маме и т.д.).

Каждый из нас хранит в памяти печальное событие, связанное с затонувшим «Титаником», на борту которого находилось 2224 человека и лишь 706 из них сумели остаться в живых. На лайнере находились и отважные герои, и чудом спасшиеся, и люди, думающие только о себе, а также те, кто не смог в дальнейшем продолжить жизнь, вспоминая крики погибших. Незабываемая трагедия изменила жизни не только людей, присутствующих на лайнере, но и их родственников.

Проблемы шлюпок

Спасательные принадлежности, находящиеся на корабле, вмещали всего 1178 человек, а именно:

  • 16 различных по вместимости лодок на 40 и 65 пассажиров;
  • 4 складывающиеся шлюпки вместимостью по 47 человек.

Джозеф Исмей – руководитель фирмы "Уайт Стар Лайн", ответственный за «Титаник», решивший в целях экономии бюджета, не закупать много спасательных принадлежностей, остановившись на минимальной безопасности. Несмотря на халатность и приказ командира "сначала женщины и дети", он выжил в аварии, спокойно устроившись в лодке.
Сильный страх, одолевая людьми, не дал возможности составу экипажа опустить все шлюпки: одни были опрокинуты, другие лодки смыты за борт, а большая их часть была заполнена всего на две трети. Это связано с боязнью пассажиров покинуть лайнер.
Много споров ходит о случае, в котором всего 12 человек заняли места, вместо 65. Богатый Космо Дафф Гордон со своей супругой Люсиль дали денег членам экипажа, чтобы те гребли, не покладая рук, спасая их, не оставляя шанса другим людям.
Среди паникеров были и герои. Джек Тэйер – молодой парень, помогавший всем, кроме себя. После затопления корабля он плавал в ледяной воде, но сумел спастись, ухватившись за опрокинутую шлюпку. Домой Джек вернулся героем, но не смог пережить катастрофу и ушел из жизни.

Помощь "Карпатии"

В апреле 1912 года с «Титаника» поступил бедственный сигнал, который смогли распознать радисты "Карпатии". Командир Артур Рострон незамедлительно отдал распоряжение плыть на подмогу. Приютив на борт уцелевших людей, лайнер отправился в Нью-Йорк. Спустя четверо суток после прихода "Карпатии" к месту назначения был озвучен список умерших. В порту 40 тысяч граждан ждали прибывших, предлагая благотворительную помощь, оснащая медикаментами, вещами и жильем.


Люди, выжившие на "Титанике"

Миллвайна Дин

Сегодня ни одного пассажира «Титаника» нет в живых. Миллвайна Дин последняя из выживших, которая умерла в 2009 году. На момент крушения ей не было и года, но исторический факт сделал и ее жизнь насыщенной и известной.


Дороти Гибсон

Страшная ночь разрушила психику практически всех людей, доведя до психиатрических поликлиник, в том числе и артистку Дороти Гибсон. Она снялась в кинофильме «Спасенные с Титаника» в том же одеянии, что и на момент катастрофы. Заново пережив страдания, девушка ушла из кино.

Эндрю Уилсон

Эндрю Уилсон – современный репортер и писатель, издавший книгу «Тень Титаника». В очередной раз автор описал трагедию «Титаника», которая наложила на оставшихся в живых пассажиров в этом крушении серьезный черный отпечаток.


Интересное в сети


«Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», один из трёх судов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 704 человека, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов.

Статистика

Общие данные:

  • Порт приписки - Ливерпуль.
  • Бортовой номер - 401.
  • Позывной сигнал - MGY.
  • Размеры корабля:
  • Длина - 259,83 метров.
  • Ширина - 28,19 метров.
  • Масса - 46328 тонн.
  • Водоизмещение - 52310 тонн.
  • Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров.
  • От киля до верхушки трубы - 55 метров.
  • Осадка - 10,54 метра.

Технические данные:

  • Паровые котлы - 29.
  • Водонепроницаемые отсеки - 16.
  • Предельная скорость - 23 узла.

Спасательные средства:

  • Стандартных шлюпок - 14 (65 мест).
  • Разборных лодок - 4 (47 мест).

Пассажиры:

  • I класс: 180 мужчин и 145 женщин(включая 6 детей).
  • II класс: 179 мужчин и 106 женщин(включая 24 ребенка).
  • III класс: 510 мужчин и 196 женщин(включая 79 детей).

Члены команды:

  • Офицеры - 8 человек(включая капитана).
  • Палубная команда - 66 человек.
  • Машинное отделение - 325 человек.
  • Обсл. персонал - 494 человека(включая 23 женщины).
  • Всего на борту было - 2201 человек.

Офицеры

  • Капитан - Эдвард Дж. Смит
  • Старший помощник - Генри Ф. Уайлд
  • Первый помощник - Уильям М. Мэрдок
  • Второй помощник - Чарльз Г. Лайтоллер
  • Третий помощник - Герберт Дж. Питман
  • Четвертый помощник - Джозеф Г. Боксхолл
  • Пятый помощник - Гарольд П. Лоу
  • Шестой помощник - Джеймс П. Муди
Постройка
Заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Белфаст, Северная Ирландия), спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года.

Технические характеристики
высота от киля до верхушек труб — 53,3 м;
машинное отделение — 29 котлов, 159 угольных топок;
Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно «водонепроницаемых» отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков.

Переборки
Водонепроницаемые переборки, обозначенные от носа к корме буквами от «A» до «P», поднимались от второго дна и проходили через 4 или 5 палуб: первые две и последние пять доходили до палубы «D», восемь переборок в центре лайнера достигали только палубы «Е». Все переборки были настолько прочными, что должны были выдержать значительное давление при получении пробоины.
«Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков.
Первые две переборки в носовой и последняя в кормовой части были сплошными, во всех остальных имелись герметичные двери, позволявшие команде и пассажирам передвигаться между отсеками. На настиле второго дна, в переборке «К», были единственные двери, которые вели в холодильную камеру. На палубах «F» и «E» почти во всех переборках имелись герметичные двери, соединявшие используемые пассажирами помещения, все их можно было задраивать как дистанционно, так и вручную, при помощи устройства, расположенного непосредственно на двери и с той палубы, до которой доходила переборка. Для задраивания таких дверей на пассажирских палубах требовался специальный ключ, который имелся только у старших стюардов. Но на палубе «G» двери в переборках отсутствовали.
В переборках «D»—"O", непосредственно над вторым дном в отсеках, где располагались машины и котлы, находилось 12 вертикально закрываемых дверей, с помощью электрического привода ими управляли с ходового мостика. В случае опасности или аварии, либо тогда, когда так сочли необходимым капитан или вахтенный офицер, электромагниты по сигналу с мостика освобождали защёлки и все 12 дверей под действием собственной тяжести опускались и пространство за ними оказывалось герметично закрытым. Если двери закрывались по электросигналу с мостика, то открыть их можно было только после снятия напряжения с электропривода.
В потолке каждого отсека находился запасной люк, обычно ведший на шлюпочную палубу. По его железному трапу могли подняться те, кто не успел покинуть помещение до закрытия дверей.

Шлюпки
В формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Палубы
На «Титанике» имелось 8 стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5—3,2 м. Самая верхняя была шлюпочная, под ней находилось семь остальных, обозначенных сверху вниз буквами от «A» до «G». Только палубы «C», «D», «E» и «F» протягивались по всей длине судна. Шлюпочная палуба и палуба «А» не доходили ни до носовой части, ни до кормы, а палуба «G» располагалась только в передней части лайнера — от котельных отделений до носа и в кормовой части — от машинного отделения до среза кормы. На открытой шлюпочной палубе размещались 20 спасательных шлюпок, вдоль бортов находились прогулочные палубы.
Палуба «A» длиной 150 м почти вся предназначалась для пассажиров первого класса. Палуба «В» прерывалась в носовой части, образуя открытое пространство над палубой «С», а затем продолжалась в виде 37-метровой носовой надстройки с оборудованием для обслуживания якорей и швартовным устройством. В передней части палубы «C» располагались якорные лебёдки для двух главных бортовых якорей, там же находился камбуз и столовая для матросов и кочегаров. За носовой надстройкой размещалась прогулочная (так называемая межнадстроечная) палуба для пассажиров третьего класса длиной 15 м. На палубе «D» была ещё одна, изолированная, прогулочная палуба третьего класса. По всей длине палубы «Е» шли каюты пассажиров первого и второго классов, а также каюты стюардов и механиков. В первой части палубы «F» располагались 64 каюты пассажиров второго класса и основные жилые помещения пассажиров третьего, протянувшиеся на 45 м и занимавшие всю ширину лайнера.
Тут было два больших салона, столовая пассажиров третьего класса, судовые прачечные, бассейн и турецкие бани. Палуба «G» захватывала только носовую и кормовую часть, между которыми размещались котельные отделения. Носовая часть палубы длиной 58 м была на 2 м выше ватерлинии, к центру лайнера она постепенно понижалась и на противоположном конце была уже на уровне ватерлинии. Здесь было 26 кают для 106 пассажиров третьего класса, остальную площадь занимали багажное отделение для пассажиров первого класса, судовая почта и зал для игры в мяч. За носовой частью палубы располагались бункеры с углём, занимавшие 6 водонепроницаемых отсеков вокруг дымоходов, за ними шли 2 отсека с паропроводами поршневых паровых машин и турбинное отделение. Далее следовала кормовая часть палубы длиной 64 м со складами, кладовыми и 60 каютами для 186 пассажиров третьего класса, которая находилась уже ниже ватерлинии.

Мачты

Одна находилась на корме, другая — на полубаке, каждая была стальной с верхней частью из тика. На передней, на высоте 29 м от ватерлинии, размещалась марсовая площадка («воронье гнездо»), добраться до которой можно было по внутреннему металлическому трапу.

Служебные помещения
В передней части шлюпочной палубы находился ходовой мостик, удалённый от носа на 58 м. На мостике располагалась ходовая рубка со штурвалом и компасом, сразу за ней помещение, где хранились навигационные карты. Справа от рулевой рубки были штурманская рубка, каюта капитана и часть кают офицеров, слева — остальные каюты офицеров. Позади них, за передней трубой, была рубка радиотелеграфа и каюта радиста. В передней части палубы «D» располагались жилые помещения для 108 кочегаров, особый винтовой трап соединял эту палубу непосредственно с котельными, так что кочегары могли уходить на рабочие места и возвращаться, не проходя мимо кают или салонов для пассажиров. В передней части палубы «Е» находились жилые помещения для 72 грузчиков и 44 матросов. В первой части палубы «F» располагались кубрики 53 кочегаров третьей смены. На палубе «G» находились помещения для 45 кочегаров и смазчиков.

Сравнение размеров «Титаника» с современным круизным лайнером Queen Mary 2, самолётом A-380, автобусом, автомобилем и человеком

Второе дно
Второе дно располагалось примерно в полутора метрах над килем и занимало 9/10 длины судна, не захватывая лишь небольшие участки в носовой части и корме. На втором дне были установлены котлы, поршневые паровые машины, паровая турбина и электрогенераторы, всё это было прочно закреплено на стальных плитах, оставшееся пространство использовалось для грузов, угля и цистерн с питьевой водой. На участке машинного отделения второе дно поднималось на 2,1 м над килем, что увеличивало защиту лайнера при повреждении внешней обшивки.

Силовая установка
Зарегистрированная мощность паровых машин и турбины составляла 50 тыс. л. с. (фактически 55 тыс. л.с.). Турбина размещалась в пятом водонепроницаемом отсеке в кормовой части лайнера, в следующем отсеке, ближе к носу, располагались паровые машины, другие 6 отсеков были заняты двадцатью четырьмя двухпроточными и пятью однопроточными котлами, вырабатывавшими пар для главных машин, турбины, генераторов и вспомогательных механизмов. Диаметр каждого котла был 4,79 м, длина двухпроточных равнялась 6,08 м, однопроточных — 3,57 м. У каждого двухпроточного котла имелось 6 топок, а у однопроточного — 3. Кроме того, «Титаник» был оснащён четырьмя вспомогательными машинами с генераторами, каждый мощностью 400 киловатт, вырабатывавшими ток напряжением 100 вольт. Рядом с ними были ещё два 30-киловаттных генератора.

Трубы
Лайнер имел 4 трубы. Диаметр каждой был 7,3 м, высота — 18,5 м. Три первые отводили дым из топок котлов, четвёртая, расположенная над отсеком турбины, выполняла функции вытяжного вентилятора, к ней был подведён дымоход для судовых кухонь. Продольный разрез судна представлен на его макете, экспонируемом в Немецком музее Мюнхена, где со всей очевидностью видно, что последняя труба не была связана с топками. Существует мнение, что при конструировании судна было учтено распростаненное мнение публики, что солидность и надёжность судна прямо зависит от числа его труб. Из литературы следует, также, что в последние моменты уходящего в воду почти вертикально судна, его фальшивая труба сорвалась со своего места и, упав в воду, убила большое количество находящихся в воде пассажиров и членов команды.

Электрообеспечение

К распределительной сети было подключено 10 тыс. лампочек, 562 электрообогревателя, главным образом в каютах первого класса, 153 электромотора, в том числе электроприводы для восьми кранов общей грузоподъёмностью 18 т, 4 грузовые лебёдки грузоподъёмностью 750 кг, 4 лифта, каждый на 12 человек, и огромное количество телефонов. Помимо этого, электричество потребляли вентиляторы в котельном и машинном отделениях, аппараты в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях, в том числе холодильники.

Связь
Телефонный коммутатор обслуживал 50 линий. Радиооборудование на лайнере было самым современным, мощность основного передатчика составляла 5 киловатт, питание поступало от электрогенератора. Второй, аварийный передатчик, питался от батарей. Между двумя мачтами были натянуты 4 антенны, некоторые высотой до 75 м. Гарантированная дальность прохождения радиосигнала составляла 250 миль. Днём при благоприятных условиях возможна была связь на расстоянии до 400 миль, а ночью — до 2000.
Радиооборудование поступило на борт 2 апреля от фирмы «Маркони», к этому времени монополизировавшей радиопромышленность Италии и Англии. Два молодых офицера-радиста весь день собирали и устанавливали станцию, для проверки сразу же была проведена тестовая связь с береговой станцией в Мэлин Хед, на северном побережье Ирландии, и с Ливерпулем. 3 апреля радиоаппаратура работала как часы, в этот день была установлена связь с островом Тенерифе на расстоянии 2000 миль и с Порт-Саидом в Египте (3000 миль). В январе 1912 «Титанику» были присвоены радиопозывные «MUC», потом они были заменены на «MGY», ранее принадлежавшие американскому судну «Йель». Как доминирующая радиокомпания, «Маркони» ввела свои собственные радиопозывные, большинство из которых начинались на букву «М», вне зависимости от её расположения и страны приписки судна, на котором она была установлена.

Столкновение

Айсберг, с которым, как считается, столкнулся «Титаник»

Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу» («ice right ahead»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право руля», одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад». По терминологии 1912 года «право руля» означало поворот кормы судна вправо, а носа — влево. Рулевой Роберт Хитченс налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «руль вправо, сэр». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола. Мэрдок нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении, и тут же отдал приказ «лево руля!».

Спасательные шлюпки
На борту «Титаника» было 2208 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.
Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.
В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе к шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать. Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку. Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным — большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение, не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки).
В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки». Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода. Сравнение результатов эвакуации с «Титаника» с результатами эвакуации с судна «Лузитания» (1915) показывает, что операцию эвакуации на судах, подобных «Титанику» и «Лузитании» можно организовать без диспропорции в процентах спасшихся в зависимости от пола или класса пассажиров.
Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано живыми всего 6 человек.

Официальные данные по количеству погибших и спасенных
Категория Процент спасенных Процент погибших Количество спасенных Количество погибших Сколько было
Дети, первый класс 100.0 00.0 6 0 6
Дети, второй класс 100.0 00.0 24 0 24
Женщины, первый класс 97.22 02.78 140 4 144
Женщины, экипаж 86.96 13.04 20 3 23
Женщины, второй класс 86.02 13.98 80 13 93
Женщины, третий класс 46.06 53.94 76 89 165
Дети, третий класс 34.18 65.82 27 52 79
Мужчины, первый класс 32.57 67.43 57 118 175
Мужчины, экипаж 21.69 78.31 192 693 885
Мужчины, третий класс 16.23 83.77 75 387 462
Мужчины, второй класс 8.33 91.67 14 154 168
Итого 31.97 68.03 711 1513 2224

Путь «Титаника» и место его крушения.

Хронология
Путь «Титаника» и место его крушения.

10 апреля 1912 года

- 12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
-19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
-21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

11 апреля 1912 года

-12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
-14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

14 апреля 1912 года
-09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы.
-13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
-13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
-19:00 — температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
-19:30 — температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
-19:30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.
-21:00 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
-21:30 — второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
-21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25′ северной широты, 49°—50°30′ западной долготы.
-22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
-22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
-23:00 — «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
-23:40 — В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).
15 апреля 1912 года
-00:05 — отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
-00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
-00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).
-01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса.
-01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.
-02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка.
-02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.
-02:17 — гаснет электрическое освещение.
-02:18 — «Титаник» разламывается на три части
-02:20 — «Титаник» затонул.
-03:30 — в спасательных шлюпках замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
-04:10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).

Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров «Карпатии»

-08:30 — «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
-08:50 — «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.

14 августа празднуют Первый Спас - Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.

И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.

Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Что означает слово «Спас» в названии праздника?

Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).

Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались - пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным -Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды - ее добавляли в горячий чай.

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.