Http академия ввс рф tests. Военно-воздушная академия им



Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж)

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)»
Тип

военное учебное заведение

Ректор

Геннадий Васильевич Зибров (начальник университета)

Расположение
Сайт

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил „Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина“ (г. Воронеж)» - высшее военное учебное заведение Военно-воздушных сил (ВВС) . В университете ведётся подготовка офицерских кадров по командно-инженерному, инженерному и военно-гуманитарному профилям для авиации всех видов, родов войск и частей радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил Российской Федерации .

История вуза

Прародителем университета считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в г. Сталинграде , решение об открытии которого было принято в конце 1948 года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР , а открытие состоялось 1 января 1950 года .

Структура университета

Военный авиационный инженерный университет осуществляет подготовку специалистов по 18 гражданским и 26 военным специальностям . Среди сотрудников вуза 58 докторов и 445 кандидата наук, 59 профессоров и 215 доцентов , большая часть которых была приглашена из других военных вузов с обещанием представить жилье, причём преподавателей не имеющих учёного звания (степени) намеренно не приглашали, дабы не снижать своих аккредитационных показателей. В структуре университета 14 факультетов.

  • Гидрометеорологический факультет

Готовит офицеров по специальностям «Метеорология» и «Исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами». Подготовка военных метеоспециалистов в 1950-1956 годах осуществлялась в Серпуховском авиационно-техническом училище спецслужб, в 1956-1960 годы в Кирсановском военном авиационно-техническом училище. С 1962 года подготовка специалистов метеорологической службы возобнов-лена на метеорологическом цикле Мичуринского военного авиационно-технического училища, впоследствии в Воронежском военном авиационном инженерном училище, затем институте, а ныне университете. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет средств аэродромно-технического обеспечения полётов

Готовит офицеров по специальностям «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», «Средства аэродромно-технического обеспечения полётов авиации» и «Метрология и метрологическое обеспечение». Первый набор курсантов на основные тыловые специальности был проведён в 1949 году, а уже осенью 1951 года тыл ВВС получил первых специалистов - техников по строительству и эксплуатации аэродромов, по эксплуатации и ремонту аэродромных машин, по эксплуатации и ремонту спецавтотранспорта. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет инженерно-аэродромного обеспечения

Готовит офицеров по специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Энергообеспечение предприятий». Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет управления повседневной деятельностью подразделений

Готовит офицеров по специальностям «Управление персоналом», «педагогика и психология» и «Менеджмент организации». Факультет создан в 2003 году.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств РЭБ с системами управления войсками и оружием противника)

Готовит офицеров по специальности «Средства радиоэлектронной борьбы». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности)

Готовит офицеров по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет летательных аппаратов

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного вооружения

Готовит офицеров по специальности «Робототехнические системы авиационного вооружения». Факультет создан в 1992 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного оборудования

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования

Готовит офицеров по специальностям «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» и «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолётов и вертолётов». Факультет создан в 1987 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет радиотехнического обеспечения

Готовит офицеров по специальности «Радиоэлектронные системы». Факультет создан в 1994 году на базе факультета радиоэлектроники Тамбовского ВВАИУ РЭ.

  • Факультет авиационных средств связи

Готовит офицеров по специальности «Радиотехника». Факультет создан в 1993 году в составе Тамбовского ВВАИУ РЭ как факультет радиосвязи.

  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет

Занимается подготовкой военных кадров и технического персонала зарубежных государств. Подготовка иностранных военных специалистов начата в университете в октябре 1993 года.

В том числе в структуру университета входят:

  • Управление университета
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Отдел информационных технологий
  • Научно-исследовательский отдел
  • Научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы
  • Подразделения обеспечения

С 1989 года в ВАИУ действует адъюнктура, функционируют четыре докторских диссертационных совета по восьми специальностям.

Примечания

Литература

  • Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) Этапы славного пути (1950-2010) / Под ред. Г. В. Зиброва. - Тула: Лев Толстой, 2009. - 336 с. - ISBN 978-5-89609-140-0

Ссылки

  • неофициальный сайт Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж)
  • Официальный сайт факультета Авиационного радиоэлектронного оборудования ВАИУ (г. Воронеж)

Категории:

  • Университеты по алфавиту
  • Университеты Воронежа
  • Военные высшие учебные заведения России
  • Военные учебные заведения СССР
  • Военные высшие учебные заведения СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж)" в других словарях:

    Военно воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина Военно воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж) Федеральное государственное военное образовательное… … Википедия

    Военный учебно научный центр Военно воздушных сил «Военно воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА) Год основания 23 ноября 1920 года (Дата основания Академии Жуковского) … Википедия

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А, Гагарина» (г. Воронеж) образован распоряжение Правительства РФ от 23 апреля 2012г №609-р. Его основной задачей является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшей и средней военно-специальной подготовкой, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также ведение научной деятельности. В ВУНЦ ВВС «ВВА» реализована стратегия объединения образовательной деятельности и фундаментальных научных исследований в интересах Министерства обороны и других силовых министерств и ведомств РФ.

История ВУНЦ ВВС основана на исторической памяти о тех вузах Военно-воздушных сил, которые в ходе оптимизации системы военного авиационного образования подверглись реорганизации (слиянию, расформированию) и, в конечном счете, подготовка кадров по их специальностям сосредоточена в Военно-воздушной академии, дислоцирующейся в г. Воронеж: Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, Воронежского ВВАИУ (ВИ), Военного института радиоэлектроники (г. Воронеж), Иркутского ВВАИУ (ВИ), Тамбовского ВВАИУ РЭ (ВИ), Ставропольского ВВАИУ (ВИ) им. маршала авиации В. А. Судца, Ейского ВВАУ (ВИ) им. дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В. М. Комарова, Краснодарского ВВАУЛ (ВИ) им. Героя Советского Союза А. К. Серова, Сызранского ВВАУЛ (ВИ), Челябинского ВВАУШ (ВИ).

В настоящее время академия, расположенная в Воронеже, и ее Краснодарский и Сызранский филиалы осуществляют полную военно-специальную подготовку по 36 специальностям, среднюю военно-специальную подготовку по 6 специальностям, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных специалистов по 121 специальности, в том числе по 9-ти с высшей оперативно-тактической подготовкой, подготовку научно-педагогических кадров по 17 научным специальностям.

Кроме того, при академии имеется учебный центр, где проходят подготовку младшие военные специалисты по 12 военно-учетным специальностям. Академия обладает мощным научно-педагогическим потенциалом. В настоящее время в Воронеже трудятся свыше 120 докторов наук и профессоров, около 800кандидатов наук, более 400 доцентов и старших научных сотрудников. Укомплектованность научно-педагогическим составом составляет 71, 5%. Учебно-материальная база академии включает в себя свыше 29 тысяч единиц вооружения и военной техники, современную учебно-лабораторную, тренажерную базу с системой учебных командных пунктов, аэродромную сеть (12 аэродромов с учебными авиационными базами), полигонную базу, а также базы для общевойсковой и физической подготовки. ВУНЦ ВВС является единственным ВУЗом Военно-воздушных сил, многопрофильным учреждением военного образования, кузницей командных, летных, инженерных, технических, научных и педагогических кадров для Военно-воздушных сил, войск РЭБ, других видов и родов Вооруженных сил, силовых министерств и ведомств, где имеется военная авиация.

Обучение

Перечень специальностей подготовки

Высшее профессиональное образование:

Квалификация
021605 Метеорология специального назначения Специалист
080225 Тыловое обеспечение Специалист
090303 Информационная безопасность автоматизированных систем Специалист
140107 Тепло и электрообеспечение специальных технических систем и объектов Специалист
140108 Электроника и автоматика физических установок Специалист
141108 Специальные системы жизнеобеспечения Специалист
161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов Специалист
161400 Интегрированные системы летательных аппаратов Специалист
162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения Специалист
162107 Техническая эксплуатация транспортного оборудования Специалист
162301 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов Специалист
190110 Транспортные средства специального назначения Специалист
200106 Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга Специалист
210601 Радиоэлектронные системы и комплексы Специалист
210602 Специальные радиотехнические системы Специалист
221701 Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники Специалист
271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и гоннелей Специалист
290301 Управление персоналом (ВС, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы РФ) Специалист

Среднее профессиональное образование:

Код и название специальности по ФГОС Квалификация
140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Техник
160901 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей Техник
160904 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов Техник
162103 Летная эксплуатация летательных аппаратов Техник
190501 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на воздушном транспорте) Техник
210311 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (на воздушном транспорте) Техник

В качестве кандидатов для зачисления в ВУНЦ ВВС «ВВА» рассматриваются граждане, имеющие среднее (полное) или среднее профессиональное образование из числа:
- граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
- граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24;
- военнослужащий, проходящих службу по контракту (кроме офицеров), поступающих в академию для обучения по программам с полной военно-специальной подготовкой, до 25 лет, а поступающих по программам со средней военно-специальной подготовкой, до достижения ими возраста 30 лет.

Прием в академию осуществляется по результатам профессионального отбора: годность по состоянию здоровья, физическая подготовленность; соответствие категории профессиональной психологической пригодности, уровень общеобразовательной подготовки кандидатов по результатам сдачи ЕГЭ.
По специальностям: «Метеорология специального назначения» - география (профильный), математика, русский язык; «Тыловое обеспечение» и «Управление персоналом» - математика (профильный), обществознание, русский язык. По остальным специальностям математика (профильный), физика, русский язык.

Курсанты академии находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляются: бесплатное питание, проживание, обеспечение вещевым имуществом, медицинское обеспечение; бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно (1 раз в год). Курсантам предоставляется каникулярные отпуска: зимний и летний (15 и 30 суток).

После первого года обучения курсанты заключают контракт о прохождении военной службы на период обучения и первые 5 лет службы на офицерских и сержантских должностях. Оклад месячного денежного содержания курсантов, после подписания контракта на 2 курсе, составляет, в зависимости от успехов в учебе и спортивной подготовленности, 13000-15000 рублей.

При убытии курсантов в основной (летний) каникулярный отпуск выплачивается материальная помощь в размере 1-го оклада денежного содержания.

Выпускники ВУНЦ ВВС «ВВА» получают: высшее (среднее) военное образование с присвоением воинского звания «лейтенант» («сержант»); гражданскую специальность в соответствии с государственным образовательным стандартом; диплом государственного образца о соответствующим образовании; гарантированное распределение по полученной специальности; возможность служебного роста, повышения своего образовательного и профессионального уровня; все права, свободы, льготы, и преимущества, установленные для офицерского (сержантского) состава.

Профессиональный отбор кандидатов на все специальности и профили подготовки осуществляется в городе Воронеж. Кандидаты, прошедшие профессиональный отбор и зачисленные на учебу в академию, проходят обучение:
курсанты летных специальностей подготовки - в г. Краснодар и г. Сызрань Самарской области (филиалы ВУНЦ ВВС «ВВА»);
курсанты инженерно-технических специальностей подготовки - в г. Воронеж.


16 декабря «Свободная пресса» опубликовала эксклюзивное интервью с главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ генерал-полковником Александром Зелиным под заголовком «Главком ВВС: Правду могу сказать только я». Среди прочего мы спросили главкома о судьбе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, которую еще к 1 сентября перебазировали из Москвы и Подмосковья в Воронеж .

Это решение вызвало большой скандал в обществе и Вооруженных силах. Многие подозревали и продолжают подозревать, что в основе приказа лежат вовсе не интересы совершенствования нашей военной авиации. Скорее — коммерческая жажда поскорее распродать огромные участки дорогущей подмосковной земли и множество столичных зданий, в которых учились поколения советских и российских боевых летчиков, авиационных инженеров, конструкторов, космонавтов.

Более того. Многие уверены, что фактически прославленной академии Военно-воздушных сил больше нет, осталось одно название. Причина в том, что в короткий срок на новом месте просто невозможно воссоздать уникальную учебную и научную базу. К тому же большинство военных ученых и профессорско-преподавательского состава, как и следовало ожидать, отказались переезжать из Москвы и Монино в Воронеж. Как это уже в ближайшем будущем скажется на подготовке командных и инженерных кадров российских ВВС — не стоит и гадать.

Тем не менее, как следует из упомянутого интервью, генерал-полковник Зелин полон оптимизма и нашей тревоги не разделяет. В упомянутом интервью он, в частности, заявил: «Весь мир не имеет такого количества военных учебных заведений, сколько имеется у нас в России. В Соединенных Штатах три высших военно-учебных заведения. По виду войск: академия военно-воздушных сил, академия сухопутных войск, академия военно-морских сил. Если говорить о ВВС, в единой академии будет обучаться и летный состав, и наземный персонал. И это правильно. Это позволит, во-первых, экономить расходы. Но даже это не главное: такой подход позволит создать современнейшую учебно-материальную базу. Учить офицеров не так, как мы это делали до сих пор: на пальцах, с мелом в руках у доски…

Я был в США, Греции, Японии, Южной Корее, Китае, Сингапуре, Финляндии. Мы своими глазами увидели, что отстали во многих вопросах организации обучения и в оснащённости учебно-материальной базы. Мы до сих пор все на пальцах объясняем. А в мире давно созданы передовые системы. В Военно-авиационном университете в Воронеже они внедрены.

Там уже существуют современные компьютерные программы, которые позволяют обучить, провести тестирование, провести контроль. На них наглядно идет не только изучение, но и зрительно человек все усваивает, т.е. получается комплексный процесс.
Да, конечно, жалко и академию Жуковского, и академию Гагарина. Но когда мы все объединим… Кто говорит, что будет легко? Начатый процесс объединения — это объективная реальность, а не какие-то субъективные желания».

Ответ генерал-полковника Зелина вызвал бурную реакцию наших читателей, среди которых немало ветеранов ВВС и нынешних военных авиаторов. Суть большинства претензий выразил председатель докторского диссертационного совета Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), генерал-лейтенант запаса Иван Найденов .

Генерал-лейтенант Найденов в 1997-2005 гг. являлся заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по учебной и научной работе . О том, что сегодня происходит с академией и с подготовкой кадров для наших ВВС, он знает не понаслышке.

Его мнение вкратце: при участии главнокомандующего Военно-Воздушными силами генерал-полковника Зелина идет катастрофическое разрушение системы образования командных кадров ВВС. По сути, ее уже уничтожили .

— Почему это происходит ?

Первое. Когда министром обороны назначили гражданского человека, бог бы с ним – выполнял бы свои политические функции, а военными вопросами занимался бы Генеральный штаб… Подобная практика существует в мире. Но процесс пошел дальше. Впервые в истории отечественного военного образования начальником соответствующего управления Минобороны была назначена дама — Тамара Фральцова . Причем, никогда в жизни не занимавшаяся ничем подобным.

Это вызвало у военных большие вопросы. Но Фральцова на удивление постаралась разобраться в системе подготовки кадров. Призвала себе в помощь «старейшин» в этой области, и мы ей помогали. Постепенно начала вникать. Когда вникла, стала тормозить процесс, поняв, что творится беззаконие. По всей видимости, именно поэтому её быстро убрали.

Тогда на горизонте появилась новый начальник этого управления Екатерина Приезжева . Кто она в военном образовании? Никто не знает. Работала в «обойме» министра обороны в налоговой сфере по табачной и алкогольной продукции. Зачем ее назначили? Начинаешь с Приезжевой разговаривать и сразу складывается впечатление, что это полный дилетант. Те ответы, которые она даёт на насущные вопросы подготовки военных кадров, и те документы, которые подписывает министр обороны с её подачи, «подставляют» не только его, но и самые высокие органы государственного управления.

Приведу пример. В одном из подготовленных Приезжевой докладов министра обороны секретарю Совета Безопасности России Николаю Патрушеву сказано: «…профессорско-преподавательский состав академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина находится в предпенсионном и пенсионном возрасте, что отрицательно влияет на учебный и научный процесс…». Неужели Приезжева не знает, каков пенсионный возраст в наших Вооруженных силах: 45 лет – подполковник, 50 – полковник, 55 – генерал. Откуда взялся вывод, что пенсионный возраст преподавателя «отрицательно влияет на учебный и научный процесс»? Тогда ей следует рекомендовать президенту России разогнать Российскую академию наук. Там-то многие сотрудники вообще возрастом ближе к 80-ти.

— По мнению госпожи Приезжевой, преподавателям военной академии должно быть лет по двадцать пять ?

По всей видимости нынешние высшие чиновники в сфере военного образования занимаются просто обманом министра обороны.

— Не трудно обмануть того, кто и сам обманываться рад. Но почему руководство страны допускает такое ?

Судите сами. Президент России 18 марта 2011 года даёт указание секретарю Совета безопасности Николаю Патрушеву о заслушивании министра обороны по реформе военного образования. В процессе подготовки к совещанию, в частности, была достигнута договорённость с заместителем Патрушева генералом армии Юрием Балуевским и заместителем Сердюкова генералом армии Николаем Панковым о том, как минимизировать потери от перевода академии в Воронеж.

Решили, что необходим переходный период до 2015 года. В течение этого периода преподавательский состав академии обеспечил бы плавный перевод учебного процесса на новое место. Также было принято решение не обсуждать данный вопрос на Совете Безопасности.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что это был прямой обман. 12 июля 2011 года появился приказ министра обороны № 1136 о переводе учебного процесса с 1 сентября из академии в военно-авиационный университет города Воронежа . Всего за два месяца! Безо всякого переходного периода! Кроме того, как я полагаю, сам приказ является незаконным, потому что решение о ликвидации академии может принимать только правительство Российской Федерации, а не министр обороны. Никаких распоряжений правительства на сей счёт до сих пор нет.

— Давайте перейдем к самой академии. Что с ней сейчас происходит ?

Сначала я должен пояснить, что происходящее прямо связано с реформой военного образования в целом, которая осуществляется сегодня. Саму реформу начали, не имея вообще никакой концепции и программы. Какие цели собирались достичь по ее окончании, что нужно для этого делать? Понимания как не было, так нет. Лишь решено, что в Минобороны нужно иметь три военных учебно-научных центра в каждом виде Вооружённых сил и всего десять системообразующих ВУЗов.

В соответствии с этим решением в 2008 году слили две академии: Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Академия имени Н.Е.Жуковского для академии имени Ю.А. Гагарина — alma mater. Она была создана в 20-х годах прошлого века, когда страна была голодной и холодной. Но руководство страны даже в тех условиях понимало, что авиация в будущих войнах будет играть главенствующую роль.

В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, из «Жуковки» выделили командный факультет, который перевели в Монино. В дальнейшем, для усиления уровня подготовки командных кадров ВВС, на его базе и была создана Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина.

Однозначно можно утверждать, что ни о каком слиянии этих академий сегодня на самом деле и речи нет. Реально произошла ликвидация как академии имени Н.Е. Жуковского, так и в дальнейшем академии имени Ю.А.Гагарина.

Судите сами: созданный Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Монино приказом №1136 министра обороны от 12 июля 2011 года исключен из образовательного процесса , что реально означает его ликвидацию. В соответствии с этим же приказом высококвалифицированных профессоров, преподавателей, служащих академии немедленно уволили.

Несмотря на обращения к президенту страны, премьер – министру Российской Федерации, в Верховный суд, Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, Совет безопасности РФ, к министру обороны, главнокомандующему ВВС о незаконности происходящего, никто не дал вразумительного ответа о целесообразности указанных действий Министерства обороны. Вместо этого 27 сентября появляется распоряжение правительства № 1639, в котором сказано, что ВУНЦ должен представить свой новый устав как уже казенного учебного заведения.

Совершенно верно. Оказывается, правительство не в курсе такого перевода. Нас уже нет, а нам говорят, чтобы мы представили устав. И в этом распоряжении есть четкие слова: «С сохранением всех основных видов функций (а для нас основная функция — образовательная), предельной штатной численности и места работы». А функции уже переданы, сокращения уже состоялись, но Приезжева дает команду начальнику ВУНЦ подготовить устав, как будто ничего не произошло.

— То есть, вам дают приказ скрыть от правительства, что академии больше нет ?

Именно так. Тогда мы выносим этот вопрос на голосование конференции преподавательского состава ВУНЦ ВВС «ВВА». И с результатом 179 – за, 1 – против, 10 – воздержавшихся принимаем решение, что мы за такой устав голосовать не будем. Пусть нам представят объяснение, почему без распоряжения правительства происходят такие вещи?

Тогда, узнав о нашем решении, отдельные руководители ВУНЦ тайно сообщили наверх, будто мы провели конференцию о принятии устава. Мы подняли шум. При встрече с заместителем министра обороны генералом армии Панковым мною было заявлено, что совершено уголовное преступление. Панков заверил, что все делается без его ведома. Дальше Приезжева дает команду любыми путями принять устав.

И вот начальство академии начинает делать всё, чтобы «неугодные люди» на конференцию не приходили, а пришли только «угодные» и т.д. В конечном итоге устав принимают хоть и с большим количеством голосов «против». Не сомневаемся, что министр обороны тут же его утвердит.

— Зачем всё это? В чем цель слияния академий ВВС, перевода в Воронеж того, что осталось от них? В чем интерес ?

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо поработать Счетной палате и прокуратуре. Но 1600 гектаров, которые занимала Военно-Воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, 400 гектаров, которые занимала академия им. Жуковского, — это лакомый кусочек. Какова будет их судьба, никто пока не знает. Дело в том, что недавно появился подписанный президентом Медведевым закон, который запрещает Министерству обороны продавать землю и другое имущество.

Но по распоряжению министра обороны часть объектов на территории академии Ю.А. Гагарина уже продана. Возникает вопрос: почему министр обороны в отсутствие законных документов о ликвидации академий проводит продажу её объектов?

— А почему именно Воронеж решили сделать авиационной столицей России? Туда ведь не только академии перевели. На аэродроме Балтимор, под самыми окнами горожан, с некоторых пор — крупнейшая в европейской части страны авиабаза. Недавно туда же перегнали еще и эскадрилью новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Что это — результат высоколобых расчетов Генштаба ?

Ничего высоколобого здесь нет. Просто сумма интересов отдельных людей, в том числе, подозреваю, и коммерческих интересов, сложилась так, что для них оказалось выгодно главную базу наших ВВС и главный учебный центр создать в этом городе.

Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в Воронеж. Прибыл полковник Акентьев из департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав – более 400 человек – и сказал: «Товарищи, в силу таких-то и таких-то причин происходит перебазирование академии в Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в аудитории – мы продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из зала вышли практически все – осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и говорить: «Все равно здесь ничего не будет. В Воронеже вы защитите диссертацию и продолжите службу. В противном случае ничего не получите и будете уволены в запас без жилья».

В дальнейшем, главком ВВС на встрече с руководителями кафедр сделал «накачку»: «Я вас отправлю служить на подводную лодку, вы никуда не денетесь. Уволю без квартир». Вот так они наскребли 29 человек из 400. Большинство либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один — два года.

Например, начальником кафедры боевой подготовки и безопасности полетов назначен хороший офицер, но не проведший ни одного часа занятий. Ему самому требуется становление как преподавателя. В нормальных условиях, чтобы дорасти до начальника кафедры, нужно преподавать не меньше 10 лет.

Знаете, каков итог всего этого безобразия? Поскольку 1 сентября было приказано провести в Воронеже первые лекции со слушателями, а ничего не готово, тема первого занятия с будущими командирами была посвящена тому, как рыть окопы в песчаной и глинистой местности. И это слушал будущий высший командный состав наших ВВС!

— А почему такая странная тема ?

Да потому что такую лекцию там раньше читали курсантам Воронежского военно-авиационного университета. Лекции на другие темы слушателям-офицерам оказалось элементарно некому читать. Сейчас они восстанавливают планы, программы обучения. Но восстанавливай — не восстанавливай, пока читать летные дисциплины для высшего командного состава все равно некому.

— В академиях и Жуковского и Гагарина всегда училось много иностранцев, у вас даже были факультеты для обучения иностранных летчиков. Сейчас они поедут в Воронеж ?

Да, у нас обучался лётный состав из более чем 25 стран. Сейчас слушателей-иностранцев тоже заставляют ехать в Воронеж. По имеющейся у меня информации, они уже отказываются посещать занятия, потому что те не соответствуют запросам специалистов такого уровня подготовки.

Говорят, что послы отдельных стран выходили на министра иностранных дел РФ Лаврова и заявляли, что они направляли своих летчиков в академию мирового уровня, а не в малоизвестный учебный центр в Воронеже. Говорили: «Нам нужен диплом академии Жуковского и Гагарина». И тогда было решено присвоить воронежскому центру имя академии Жуковского и Гагарина, чтобы на дипломе стоял мировой бренд.

— А на самом деле их будут учить рыть окопы в песчаной почве ?

Да, и причем еще долго будут учить. Наша академия как намоленный храм. Чтобы создать в Воронеже вуз, подобный нашему, понадобится не менее 12-15 лет.

— А за эти 15 лет майоры-капитаны, которые сегодня поступили в академию, станут генерал-майорами, займут высшие командные посты, но будут уметь лишь рыть окопы в песчаной почве ?

Все верно, другого не может быть.

— То есть мы может закупать современные самолеты хоть тысячами, но если командование соответствующей подготовки не имеет, толку все равно не будет ?

Разумеется, и Зелин, по моему мнению,– яркий тому пример: его неудачное назначение главнокомандующим уже привело к тому, что он практически разрушил ВВС как вид Вооруженных сил . Знаете, как люди у нас в Монино настроены? Минувшие выборы это показали.

Будущих абитуриентов воронежской Военно-воздушной академии приглашают на День открытых дверей. Им расскажут об истории, традициях вуза и правилах поступления. Впрочем, и без того наплыв желающих стать курсантами гарантирован. Конкурс всегда большой, в том числе, за счет иностранцев, которые стремятся получить военное образование именно в России.

Заплыв в форме – обычная тренировка на выносливость в военном вузе Воронежа. Никто не скажет, что сложно, хотя на дно тянет и промокшая форма, и полновесный муляж автомата Калашникова за спиной.

«Должна быть физическая подготовка достаточно сильная и общая выносливость», – говорит курсант академии Кирилл Кравцов.

Пока штурмовик Су-25 оснащают боеприпасами, на истребителе Су-27 будущие инженеры диагностируют работу двигателя. Руслан Шукюров приехал учиться этому из Казахстана.

«У меня отец военнослужащий, он является моим образцом жизни, поэтому я хотел встать по его стопам, по его примеру. К тому же, специальность мне нравится, интересно, обслуживание техники и самолетов», – говорит он.

Российское образование – в цене у иностранных курсантов и слушателей. Многие предпочитают именно нашу военную школу. В Военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина принимают слушателей из почти сорока государств, включая страны Организации Договора коллективной безопасности.

«Сегодня занимаются более 300 офицеров, прибывших из войск по программам магистратуры, и из стран ОДКБ, впоследствии им легче будет взаимодействовать при решении задач в рамках Договора коллективной безопасности», – отмечает начальник ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина Геннадий Зибров.

Боевой летчик Арман Самилев – опытный пилот, 1200 часов налета, закончил Краснодарское летное училище. Но снова за штурвалом тренажера, уже в Воронеже. Для офицера важно постоянно повышать квалификацию.

«Тренажер предназначен для распределения внимания, чтобы летчик смотрел за приборами, контролировал их, чтобы ничего не упустил, особенно скорость, из виду», – говорит пилот.

Полученные навыки оттачивают на практике на действующих военных аэродромах. Курсанты Военно-воздушной академии обучаются на технике, применявшейся в реальных боевых действиях: самолет Су-34, бомбардировщик, прекрасно показал себя в поражении наземных целей. А это Ил-76М – самолет-транспортник, он осуществляет переброску гуманитарных грузов. Есть здесь и подразделение беспилотных летательных аппаратов – воронежский вуз стал первым и пока единственным в России, где Минобороны создало такой отряд. В соседней аудитории занимается научная рота. Военные как раз тестируют свою новую уникальную систему посадки для беспилотных летательных аппаратов.

«Отрабатывается алгоритм захвата наземных инфракрасных ориентиров и определения координат самолета относительно взлетно-посадочной полосы», – поясняет Станислав Карманов, оператор научной роты ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина.

Инфракрасная камера на борту беспилотника помогает ему обнаружить взлетно-посадочную полосу в любую погоду даже при отказе оборудования на земле.

«Система по сравнению с зарубежными аналогами достаточно современная и, что самое главное, она проста в реализации», – говорит начальник научно-исследовательского отдела ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина Андрей Агеев.

Второй год подряд воронежская Военно-воздушная академия имени Жуковского и Гагарина становится лучшей в системе военного образования Минобороны России. И с каждым годом иностранных курсантов и слушателей все больше. География обширная: Европа, Азия, Африка, Южная Америка. Конкурс в этом учебном году на некоторые специальности – десять человек на место.