Троицкий собор троице-сергиева монастыря. Троицкий собор в троицко-сергиевом монастыре Троицкий собор сообщение

Годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы ; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери , в правом приделе - во имя Трёх вселенских святителей , а в левом - во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии . О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами - коренными москвичами , которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре .

Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до года. 13 октября года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря , средней подкупольной части, а также трапезной , к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея .

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В - годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора . До года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского) , "в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели» ."

Адрес: Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра.

На территории Троице-Сергиевой Лавры существует множество удивительных по красоте и величию сооружений. Одним из таких является Троицкий собор . Это главный храм Троице-Сергиевой Лавры. Именно здесь нашли упокоение мощи известного святого, которого в российском государстве считают покровителем и главным проповедником православной веры - Сергия Радонежского.

История Троицкого собора

Троицкий собор - первое здание из камня на территории Лавры. Возведен в 1422-25 годах по предложению преподобного Никона на месте существовавшей ранее Троицкой церкви из дерева. Основной идеей строительства было увековечивание памяти преподобного Сергия: память о Сергии - священна и достойна возведения над его покоящимся прахом белокаменного златоглавого собора, одного из первых в Московском государстве.
Многие московские князья очень почитали Троицкий монастырь и стремились сделать его неприступной крепостью. Они жертвовали на строительные работы, в том числе, на создание богатого каменного храма в честь Сергия Радонежского, огромные средства. Большое содействие было оказано Дмитрием Донским, которого крестил сам Сергий Радонежский, считавшийся в те времена покровителем русской земли.
Согласно летописям, в день закладки первого камня храма, в монастырь прибыли не только видные церковнослужители, но и известные князья, талантливые архитекторы.
Сооруженный Троицкий собор стал типичным для того времени образцом раннемосковского архитектурного стиля конца XIV-начала XV веков, отличающегося отсутствием притвора и большим одноглавым куполом. Однако, существовала и особенность, не соотносящаяся с представлениями о создании подобных сооружений: членение фасадов не соответствует внутреннему пространству храма, барабан с шлемовидным куполом имеет смещение в сторону алтаря. Несмотря на то, что собор имеет не очень большую высоту, стены, завершающиеся вверху полукружиями с очертаниями в виде кокошников, позволяют создать иллюзию масштабности и огромной высоты как внутри храма, так и снаружи.
Уникален собор и внутри: роспись его осуществляли Андрей Рублев и Даниил Черный.
Троицкий собор пользовался огромной популярностью у первых лиц государства Российского. Этим обусловлено множество изменений внешнего вида храма. К примеру, в 1510 году царь Василий III в честь победного завершения похода на Псков, повелел покрыть кровлю храма железом. Иван Грозный, участвуя в молебне по случаю завоевания Казани, распорядился украсить купол позолотой. Позже к собору были пристроены несколько приделов: помещение для захоронений, Никоновский придел, трапезная. В XVIII веке вновь была изменена крыша, с севера от храма возвели паперть, изменили окраску фасадов, внутри постоянно обновляли росписи и иконы. Это, конечно, не могло не исказить первоначальный вид собора.
В начале XX века начали происходить существенные события не только в истории собора, но и всей православной веры в стране. В конце апреля 1920 года на территории Лавры открыли музей, а 31 мая в Троицком соборе прошло последнее богослужение. Неизвестно, как сложилась бы судьба уникальных ценностей собора, если бы решением Советской власти Троицкий собор постигла та же участь, как и многие уникальные архитектурные сооружения по всей стране.
В послевоенные годы начинается возрождение здания собора и максимальное приведение его к первоначальному виду. В 1960-х годах завершились восстановительные работы, результатом которых стало воссоздание образа Троицкого собора.

Архитектура

Троицкий собор - одноглавая церковь, четырехстолпная с одной стороны и имеющая три небольших выступа. Переход от стен к купольному барабану выполнен очень плавно, кровля украшена двумя рядами кокошников, повторяющих очертания завершения стен.
Конструкция храма такова, что при сравнительно небольшой высоте создается впечатление величия и возвышенности. Окна и порталы выполнены таким образом, чтобы зрительно увеличить высоту храма. Стены сооружены из больших блоков белого камня. Несмотря на то, что собор не имеет ярких выделяющихся украшений снаружи, он выглядит очень нарядно благодаря золоченой кровле и скромному орнаменту в виде широкого пояса из трех переплетающихся лент. Барабан купола не совсем типичный - он имеет десять узких окон, вместо стандартных для подобной конструкции восьми.
Излишняя "вычурность" храму совсем ни к чему, ведь изначально его строили в качестве места упокоения святого Сергия Радонежского, до сих пор мощи преподобного находятся внутри храма.

Внутренняя отделка собора

Внутри собор удивительно красив, здесь важна каждая деталь, а в комплексе все составляет неповторимую целостность. Храм построен таким образом, что внутри он кажется намного больше и выше, чем снаружи. Этот эффект создан благодаря близости порталов к апсидам, смещению главы храма к алтарю. Усиливается видимость огромного пространства чуть наклоненными стенами и барабаном купола к центру и "вытянутости" верхних арок. Особенно удивителен вид росписи в полумраке солнечных лучей, проникающих из окон основания купола внутрь храма.
У южной стены, под углом 90 градусов к алтарю, расположена рака с мощами преподобного Сергия. Такое расположение не случайно: это сделано по древнему византийскому канону.
Иконостас храма неповторим. Над ним трудились лучшие мастера иконописи XV века Андрей Рублев и Данила Черный. Сегодня практически каждому ребенку знаком сюжет знаменитой иконы Андрея Рублева "Троица", которую мастер писал специально для иконостаса Троицкого собора. Сегодня здесь можно увидеть ее копию, а оригинал уже давно находится в столице, Третьяковской галерее.
Иконостас храма имеет многоярусную структуру. В нижнем ряду расположены иконы местного чина, главной из них, конечно же, является "Троица", а также несколько икон с сюжетами о жизни основателя монастыря. Сохранены иконы "Спас Нерукотворный", "Спас на престоле", "Сошествие святого духа на апостолов", выполненные известным мастером Симоном Ушаковым.
Деисусный чин, выполненный Андреем Рублевым и его учениками, состоит из 15 икон с ликами святых, некоторых из которых в своих молитвах поминал Сергий Радонежский. Праздничный ряд рассказывает истории евангельской тематики и состоит из 19 икон.
Верхний ряд выполнен в начале XVII века. По заказу Бориса Годунова иконостас пополнился двадцать одной иконой в серебряных окладах.
Первоначальная настенная иконопись в соборе не сохранилась. Несколько раз ее пытались восстановить, но некоторые сюжеты пришлось обновить.
Сегодня в храме можно увидеть несколько истинных сокровищ. Среди них - рака с мощами Преподобного Сергия, своды храма украшает уникальное паникадило, а в Алтаре находится Архиерейское кресло.
Изначально мощи Сергия хранились в специально созданной раке из дерева. В конце XVI века при участии Ивана Грозного было решено изготовить новую раку из серебра. Позже к серебряной раке с украшениями фигурными элементами и текстом Жития Святого, добавилась сень из серебра. В XIX веке появилась крышка для раки. Под стеклом можно увидеть вещи, принадлежавшие Преподобному Сергию - посох, схима, 2 тарели из дерева для литургий.
Паникадило из меди, покрытое золотом украшает подкупольное пространство в соборе. Этот уникальный предмет был подарен собору царем Иваном Грозным. Работу выполнили известные мастера немецкой фабрики Фишеров. Паникадило украшена литыми фигурами апостолов, очертаниями Пресвятой Богородицы и Спасителя.
В конце XVIII века сокровищница Троицкого собора пополнилась еще одним уникальным предметом: митрополиту Платону было подарено уникальное кресло ручной работы. Выполнили его мастера из Тулы. Архиерейское кресло из стали с позолотой сохранилось до наших дней и до сих пор находится в алтаре. Здесь же можно увидеть и серебряную сень над престолом, изготовленную в 1809 году.

Троицкий собор - по-настоящему святое место. Не зря паломники и обычные туристы спешат сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Молитва, обращенная к святому, помогает избавиться от хвори моральной и физической, надолго зарядиться силами и энергией. Мощь и величие сооружения, неповторимые ощущения присутствия чуда внутри храма никого не оставят равнодушным!

Троицкий собор (1422-1423 гг.) - один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.



Троицкий собор - главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425-1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора - его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы



Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма "могуще зрящих удивить и поныне" были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным " с товарищи". С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

Собор - один из важнейших памятников раннемосковского зодчества, принадлежит к характерному для эпохи типу крестовокупольных храмов, одноглавых, четырехстолпных и трехапсидных, с повышенными подпружными арками и позакомарным покрытием. Его четверик с высоким цоколем имеет несколько наклонные внутрь стены что при сужающихся вверх проемах и барабане создает иллюзию большей высоты и монументальности сооружения. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершены килевидными закомарами; вместе с диагональными кокошниками, до 1510 г. примыкавшими к постаменту барабана, они образовывали ярусный верх здания. Входы обрамлены перспективными порталамис килевидным архивольтом. Стены храма, верх апсид и барабана украшают трехчастные пояса с каменной резьбой. Членения интерьера не совпадают с фасадными. Подкупольное пространство, благодаря наклону внутрь параболических подпружных арок, сужается вверх, к барабану. Своды коробовые. В плоскости восточных столбов устроена алтарная преграда до 3 м высотой. Пол настлан метлахской плиткой. В 1635 г. пришедшие в ветхость рублевские фрески были заменены новыми на основе прежней композиции. Эти росписи реставрировались в 1949-1954 гг. бригадой П.И. Нерадовского и в 1982-1985 гг. - Е.Г. Батхеля. В 2004 г. в ходе последующих реставрационных работ были обнаружены фрагменты штукатурки с прорисями композиций времен преподобного Андрея Рублева. В основном сохранился ранний высокий иконостас, уникальное произведение московской живописи XV в. Деисусный, праздничный и пророческий ряды в нем принадлежат мастерам времен преподобного. Главная икона, "Троица" находится в ГТГ, на ее месте расположена талантливая копия. Верхний, пятый ряд иконостаса создан в 1600 г. на вклад Бориса Годунова. Серебряная рака с мощами преподобного Сергия создана в 1585 г. при царе Феодоре Иоанновиче по повелению его отца, Ивана Грозного, умершего в 1584 г. Пышная сень над ракой, весом в 25 пудов серебра, сооружена в 1737 г. по повелению императницы Анны Иоанновны в мастерской Д. Прифа по рисунку придворного художника и ювелира Каравакка. Здесь же под стеклом сохраняются посох и схима преподобного, деревянные литургические сосуды времени его жизни. В соборе крестили наследников московского престола - Василия III , его сына Ивана Грозного и детей последнего. Уникально центральное паникадило Троицкого собора, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце XV - начале XVI вв. в Германии.

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. "Сепапионова палатка" построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ "Явление Божией Матери преподобному Сергию". Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана "под старину". Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители - Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34).

Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора - усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями.

"Собор Троицкий и "Серапионова палатка" (отдельно) в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Источники: Каталог "Памятники архитектуры Московской области", т.2. - М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры "Дом Живоначальной Троицы". Демидов С.В. "По Троицкой дороге" Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.



Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича). В XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения "на Городке" в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже: осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар.

Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.

Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI в. к собору пристроили паперть, а с юго-восточной 1548 г. над гробом игумена Никона Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). Около 1425-1427 гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 г. их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора (в их верхней части) украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 гг. (в нижней части стен роспись не сохранилась и была восстановлена заново в стиле XVII в.). Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.

Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция "Богоматерь с младенцем и святителями") и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону "Троица", входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона "Сергий с житием" (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного), прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г.

http://www.bestreferat.ru/referat-88036.html



Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского (†1428). 25 (9 марта) февраля 1547 г. Церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца - ученика и ближайшего соратника Преподобного Сергия, близкого ему и в земной и в жизни вечной. В следующем году над могилой преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь, замененная 75 лет спустя существующим храмом. Никоновская церковь вплотную примыкает к южной стене Троицкого собора, воспринимаясь вместе с ним как единое целое. Первоначальный храм, от которого лишь частично сохранился фундамент, был сооружен в 1548 г. Существующий ныне бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с коробовым сводом был возведен на месте более раннего в 1623-1624 гг. Его размеры и пропорции соотнесены с Троицким собором: высота Никоновского храма с крестом (23 м) точно соответствует высоте интерьера Троицкого собора.

От древнего монастырского храма Никоновская церковь отличается более насыщенным декоративным убранством и особой пластикой форм. Стены храма украшены тонкими полуколонками с тремя рядами «бусинок» и стрельчатыми арками, верхняя часть четверика дополнен, декоративным поясом киотчатых ниш. При этом горизонтальные членения фасадов следуют уклону местности: рельеф холма повторен наклонной линией цоколя, отражен в положении «бусинок» на полуколонках апсид. Алтарь и неф бесстолпного храма не разделены пилонами или преградой, благодаря чему интерьер церкви представляет единое свободное пространство. Стены церкви были расписаны фресками в 1635 г., одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось, за исключением фрагментов фресок 1635 г. с изображениями столпников в простенках окон барабана и фрескового изображения Богоматери с Богомладенцем и святителями на наружной плоскости средней закомары над апсидой. Современный резной золоченый иконостас и рака над мощами преподобного Никона у северной стены храма, то есть южной стены Троицкого собора, относятся к 1950-м гг. (мощи находятся под спудом). Иконы с изображениями Преподобного Сергия и святителя Алексия, восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого первоигумена для сени над ракой, а также икона преподобного Никона на раке были написаны монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия отходящими ко храму», включающая двадцать житийных клейм.

В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, привезенная А.Н. Муравьевым в 1850 г. из Иерусалима, образ святителя Московского Алексия, иконы учеников Преподобного Сергия. Реставрация Никоновской церкви проходила в 1940-х - 1950-х гг., первоначально под руководством И.В. Трофимова, затем В.И. Балдина. Было восстановлено позакомарное покрытие древней формы кровли алтарной апсиды. Одновременно с реставрацией фасадов и покрытия проводилась реконструкция интерьера, включая деревянное золоченное надгробие над могилой преподобного Никона, изготовленное в 1950-х гг.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/nikonovskiy-khram-1623/



Троицкий собор (1422-23 г.г.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV вв., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе).

К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г. В 1954 г. под руководством архитектора В.И. Балдина возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/troitskiy-sobor/

Троицкий собор - главная православная святыня Щелковского благочиния Московской епархии. Многих гостей города, да и самых горожан собор покоряет своей уникальной архитектурой. Очень редко на русских землях можно встретить православный готический стиль. Троицкий собор (Щелково) уже успел стать одной из архитектурных визитных карточек города.

Но не только внешним видом и внутренним убранством славен этот храм среди христиан. В соборе в разное время служили Щелковские новомученики, также в храме находится чудотворная икона Серафима Саровского.

История Троицкого собора

Щелково с самого момента основания было развитым, густонаселенным фабричным городком. Торговое поселение с таким количеством православного населения нуждалось в храме. На службу люди добирались в Никольский храм села Жегалова. Инициаторами строительства собора в Щелково были полицейский урядник Павел Стрижев и владелец ткацкой фабрики Александр Синицын, который отдал под храм часть своей земли. Проект большого собора был разработан не безызвестным на то время архитектором С. М. Гончаровым. Уже в 1915 году команда закончила строительство храмового корпуса и начала внутреннюю отделку.

В 1925 году, в силу известных обстоятельств (пропаганды атеизма), храм был закрыт. Главное строение святыни функционировало как театр благодаря отменной акустике, а прочие здания храмового комплекса были отданы по склады. В военные годы в подвале собора был литейный завод, где производили гранаты. Храм навсегда утратил свои первичные очертания: купол переплавили, разобрали колокольню и полностью засорили весь цокольный этаж отходами литья.

Уже в 1980 году храм хотели взорвать, но отсрочили это намерение по причине Олимпиады в Москве. В 1990 году все, что осталось от собора, было снова отдано православной громаде, а в 1991-м в Троицком храме вновь велась служба. Восстанавливали и достраивали святыню уже постепенно, в последующие годы.

Сегодня Троицкий собор (Щелково) - это главный храм в Щелковском районе Московской епархии. Он был несколько раз освящен: 5 декабря 2010 года митрополитом Ювеналием, и в 2011 году на Вознесение было освящено 12 новых колоколов.

Как добраться до храма? Адрес, расписание автобусов Щелково - Троицкий собор

Собор находится в городе Щелково, на Пролетарском проспекте, 8. Добраться до храмового комплекса можно, выезжая с Ярославского вокзала до пл. «Воронок», а дальше на маршрутке № 6, 7 нужно доехать до станции «Пролетарский проспект». Или от станции метро «Щелковская» автобусом № 349, 335 или 361 до станции «Пролетарский проспект».

Щелковские новомученики

Митрополит Ювеналий в 2008 году благословил празднование дня памяти Щелковских новомучеников каждый год в первый четверг Петровского поста. Икона новомучеников находится в главном соборе. На ней изображены:

  • Священномученик Василий Крылов - священник Троицкого собора с 1934 года.
  • Александр Крутицкий - выходец из старинного духовного рода, он первый из святых, кто был канонизирован на щелковской земле.
  • Михаил Никологорский служил в храме с 1921 года до ареста НКВД.
  • Василий Сунгуров и Сергий Кудрявцев служили в храме вплоть до его закрытия, были верны своему пастырскому долгу, за что пережили много арестов, гонений, допросов.

Духовенство Троицкого собора, священнослужители

  • Настоятель Собора Святой Троицы - протоиерей Андрей Павлович Ковальчук, одновременно является благочинным Щелковского округа.
  • Священник Евгений Андреевич Трушин - член епархиального отдела по связям со СМИ, издательской работе.
  • Максим Алифанов перешел священником в Троицкий собор Щелково с 2006 года, до этого служил в городе Каменец-Подольском.
  • Димитрий Третьяков - член миссионерского епархиального отдела.
  • Иоанн Лапкин - клирик храма, в прошлом служил в Успенском соборе Новодевичьего монастыря.
  • Александр Амелин - клирик Троицкого собора.
  • Диакон
  • Димитрий Медведев - диакон.

Святыни в Троицком соборе

В соборе хранится ценная икона преподобного чудотворца Серафима Саровского. Это очень важная икона в христианском мире, так как святого почитают не только православные, но и католики. Серафима чаще всего просят о гармонии, умиротворенности и прекращении духовных страданий. Также Серафима Саровского чтят за силу воли и стойкость веры. К его иконе часто припадают те, кому не хватает собственной воли, страдающие от зависимостей - алкогольной, никотиновой, чревоугодия. Также истории известно много случаев чудесных исцелений перед иконой чудотворца, даже от самых тяжелых недугов. Православная церковь чтит память чудотворца 15 января, в этот же день мужчины, крещённые под именем Серафим, празднуют день ангела-хранителя.

Образ святого в Троицком соборе находился с момента основания святыни. После закрытия храма многие ценные вещи в часовнях были разграблены. Но эту икону спас один из сельских прихожан. Полотно хранилось у него в темном месте, оно померкло и потемнело. Но когда после реставрации храма икону вернули в церковь, изображение обновилось само по себе. Чудо самообновлённой иконы в этом храме произошло впервые.

Венчание, крещение, требы в Троицком соборе

Местность вокруг соборного комплекса очень живописная, да и сама церковь имеет очень мастерски расписанный купол, иконостас. Поэтому часто пары для совершения таинства венчания выбирают Троицкий собор, Щелково. Фото на фоне храма получаются очень красивыми, архитектура собора уникальна по стилю. Крещение младенцев проводят группами. Подготовка к обряду венчания такая же, как и в других православных храмах, согласно православным канонам. Паре нужно поститься, исповедаться и причаститься перед венчанием.

Троицкий собор, Щелково: расписание богослужений, литургий

Жители большого города часто зависят от транспортных неудобств, нехватки времени. Сейчас даже при посещении церкви нужно прикинуть время службы, расписание литургий и т. д. На сайте собора или Щелковского благочиния можно посмотреть детальный список расписаний ежедневных ранних и вечерних служб на следующий месяц.

В будние, не праздничные дни утренняя литургия начинается в 08:30, служба длится 2-2,5 часа, включает чтение часов, исповедь, чтение Евангелия, причастие, проповедь и причастную молитву. Вечерняя служба начинается в 17:00.

Как и некоторые большие монастыри, Троицкий собор в Щелково расписание богослужений в праздничные и воскресные дни составляет в два этапа. Ранняя литургия начинается в 06:30, после службы прихожане причащаются. Поздняя утренняя литургия начинается в 09:00, вторая служба - часто архиерейская, ее приводит владыка, протоиерей или настоятель собора. На второй воскресной службе часто присутствует много детей для причастия (так как время удобное).

Расписание службы в Троицком соборе (Щелково) вечером также различается в будние дни и праздники. Вечерняя служба в праздничные или воскресные дни начинается в 17:00, на вечерней службе читается акафист. Длится 2-2,5 часа, в зависимости от того, читаются на службе часы или полиелей. Перед большими православными праздниками в храме в 17:00 проводится Божественная литургия и всенощное бдение.

Приходская жизнь главного храма города Щёлково

Троицкий собор (Щелково) - главная православная святыня района. Священники храма не только проводят церковные службы, но и ведут активную благотворительную, образовательную и просветительскую деятельность. Еженедельные мероприятия с детьми, студентами, работниками, по мнению священников, способствуют распространению добрых дел, мира и гармонии. Ежегодно в храме проводится праздник православной книги, на который приходит много школьников, интеллектуалов и просто добрых, умных людей.

Также в храме проводят мероприятия с образовательно-развлекательным уклоном: праздник православной выпечки, богослужение с детским хором, экскурсии по Троицкому храму, праздник Рождественской елки и т. д. Также в соборе организовывают паломнические поездки для взрослых, школьников, студентов духовных семинарий к православным святыням.