Бог уже открыл вам Свои планы насчёт вас. Что делать, когда вы подавлены и хотите отойти от Бога? Что если я бог

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Допустим, я не уверен в том, есть ли жизнь после смерти. Стоит ли мне посвящать свою жизнь поискам того, в чем я сомневаюсь?

Выдающийся французский мыслитель, математик и ученый Блэз Паскаль считается одним из предвестников современной теории игр. Теория игр - раздел математики, исследующий вопрос оптимальных стратегий при принятии решений. Он важен для бизнесменов, политиков и других людей, которые вынуждены делать выбор в условиях неопределенности.

Блэз Паскаль известен своим знаменитым пари. Звучит оно примерно так. Допустим, я не знаю точно, есть ли Бог и вечная жизнь. Если я ставлю на то, что Бог есть, и выигрываю, я обретаю вечную жизнь. Если я ставлю на Бога и проигрываю - на самом деле Бога нет, жизнь личности кончается в момент физической смерти - я ничего не теряю, я умру в доброй надежде и так никогда не узнаю, что ошибался. Если я ставлю на атеизм и оказываюсь прав, я ничего не выигрываю - никакого блаженного посмертия атеизм и не обещает, и не дает. Но если я ставлю на атеизм и проигрываю - я теряю вечную жизнь.

В любом случае стоит ставить на веру в Бога.

Но разве это не аморально - принимать решение не из любви к истине, а из личного интереса?

Это сильно зависит от того, что есть истина. Если правы атеисты и Бога нет, то, как прекрасно формулирует этот Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». Одно из неизбежных следствий атеизма - это радикальная бессмысленность вселенной.

В рамках атеистической картины мира истины о смысле и предназначении человеческой жизни просто не существует - у жизни просто нет смысла и предназначения. Жизнь, в том числе, разумная и самосознающая жизнь, есть продукт неких полностью безличных, лишенных какого-либо разума, целеполагания или свободы природных сил, у которых нет и не может быть для нас никакой цели и предназначения.

Вопросы «для чего мы созданы», «каково наше предназначение», «на что нам надеяться», «как нам должно поступать» в атеистической вселенной просто бессмысленны.

В атеистической вселенной могут существовать только фактические истины, описывающие материальный мир - такие, например, как точное знание расстояния от земли до луны в апогее и перигее или количество протонов в атоме углерода, но никак не нравственные истины о том, как человеку должно поступать или в чем смысл его жизни.

Утверждение «ядро атома углерода содержит шесть протонов» описывает реальность, то есть нечто, существующее независимо от нас и наших мыслей об этом. Утверждение «достойно и праведно, должно и спасительно следовать истине, куда бы она ни вела» никакой реальности в атеистической вселенной не описывает, этому высказыванию в физической вселенной ничего не соответствует.

Как сказал поэт Георгий Иванов,

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

В мире, который описывают Докинз и Иванов, у вас нет моральных обязательств по отношению к истине. Если истина такова, то она не налагает на вас никаких обязательств и не дает вам никаких обетований. Вы не обязаны, да и не можете ее любить - было бы странно любить «слепое, безжалостное безразличие». Кому это я, в таком случае, должен? Звездам ледяным?

В таком мире все позволено - потому что все бессмысленно.

Само убеждение, что мы обязаны искать истину и что найти ее стоит, возможно только в теистической картине мира, где эта истина - Бог. Если Бога нет, то перед лицом индифферентной вселенной безразлично, во что вы верите.

Во вселенной, созданной Богом, очень важно отказываться от иллюзий - пускай удобных и утешительных - чтобы добраться до истины.

Ведь в конце концов мы все предстанем перед судом Божиим, и столкнемся с истиной, когда может быть уже поздно.

В мире без Бога вы можете утешаться какими угодно иллюзиями, это просто неважно - вы умрете и никак не огорчитесь тому, что заблуждались. Более того, в мире без Бога нет никакой связи между истиной и счастьем вообще.

Христианская вера в таком мире может быть сколь угодно ложной, но при этом полезной, поскольку делает жизнь людей субъективно лучше, дает им надежду, утешение, единство со своими ближними, удаление от вредных привычек - как показывает статистика, церковные христиане, там где нет гонений, в целом здоровее и благополучнее. А когда все эти люди умрут в светлой надежде на жизнь вечную и блаженную, у них не будет возможности убедиться, что они были неправы и огорчиться этому.

Если теизм истинен, у вас есть обязанность искать Бога и вечной жизни, как и перспектива их найти. Если истинен атеизм, у вас не обязанности быть атеистом - как и надежды, что атеизм вам чем нибудь поможет.

Но разве поиски вечной жизни не требуют жертв в этой?

В некоторых ситуациях - когда речь идет о мученичестве - да, от человека ожидается, что он отдаст эту временную жизнь ради жизни вечной. Хотя смерть неизбежна так или иначе. Но во времена мирные, когда быть христианином безопасно, благочестивая жизнь требует хранить супружескую верность, удаляться от вредных и разрушительных привычек, стремится жить в любви и мире с окружающими и вообще проявлять разумную нравственную самодисциплину.

Верующие люди (там, где нет гонений на веру) в целом счастливее неверующих, и это истина, установленная вполне светскими социологами. Потому что грех разрушает нашу жизнь и приносит несчастье уже здесь, на земле. Жизнь верующего никак нельзя назвать бедной и лишенной радости в сравнении с жизнью атеиста.

Но что если верна окажется не христианская, а какая-то еще картина посмертия и вы убедитесь, что были неправы?

На этот вопрос можно ответить двумя соображениями - во-первых, позиция атеиста в любом случае является наиболее проигрышной. Можно ли заблудиться, пустившись на поиски Бога и пройти мимо Его Царства? Ну, в принципе, да, хотя суд Божий, разумеется, в состоянии отличить ошибку, вызванную немощью или неосведомленностью, от злонамеренного упорства. Но отказываясь от поисков вообще, вы абсолютно точно не найдете.

Во-вторых, мы принимаем решение не на пустом месте, а в свете определенных данных, указывающих на реальность Бога и воскресение Христово. У нас есть нравственный закон, который указывает на Законодателя, эстетический опыт, который указывает на Художника, у нас есть свидетельство апостолов о Воскресении Христа, у нас есть свидетельства людей, переживших личное обращение, о том, как Христос изменил их жизнь - мы можем, несколько напрягшись, объявить все это иллюзией, а можем принять эти свидетельства, и вот перед лицом этого выбора нам помогает пари Паскаля.

Не угоднее ли Богу (если Он есть) честный атеист, который, не видя оснований для обращения, остается неверующим, чем тот, кто верует из шкурных соображений, опасаясь пролететь мимо рая?

Рай - это не награда за особые заслуги, это подарок. И дело не в том, заслуживает ли человек его или нет (никто не заслуживает), а в том, желает ли он его принять. Бог не гордый, и Он примет человека, который бежит к нему просто потому, что хочет в рай.

Второе, что стоит заметить - интеллектуальная честность является крайне трудной добродетелью, пересмотреть свои сложившиеся убеждения, хотя бы просто ознакомиться с противоположной точкой зрения - это подвиг, он требует огромных усилий. Поэтому никогда не нужно верить в свою интеллектуальную честность - нужно прилагать усилия, чтобы к ней приблизиться.

Идут годы, мы совершаем неверные движения, а затем переживаем. Начинаем что-то делать, думая, что это приведет к чему-то хорошему, а оказывается наоборот. Конечно, если смотреть вглубь, то всё в итоге к лучшему, но ведь мы страдаем, плачем! – как довериться Господу, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Если ребенок говорит: «Не хочу в школу»

Иногда мы не знаем, как лучше поступить в той или иной ситуации. Не знаем, как будет правильно, а как – нет. Приведу простой пример.
Утром твой ребенок говорит тебе: «Не хочу в школу!» Тебе кажется, что это очень плохо – не идти в школу. Но можно ли заранее, с уверенностью утверждать, что – плохо, а что – хорошо?
Недавно (возможно, ты слышал об этом случае) мужчина вез сына на автомобиле в школу. В это время в один из банков в Калифее (район Афин. – Прим. перевод.) ворвались грабители. Они забрали большую сумму денег, а выбежав на улицу, начали стрелять в воздух из «калашникова», чтобы никто не посмел к ним приблизиться. Люди пытались задержать преступников, вызвали полицию, началась операция по задержанию, и тут грабителям пришло в голову остановить проезжавший мимо автомобиль, чтобы спастись бегством.
Это был тот самый автомобиль, на котором мужчина вез своего сына в школу. Чтобы спасти жизнь мальчика, отец оказал бандитам сопротивление, и они выстрелили в него и в сына. К счастью, оба остались живы, но мальчика ранили в живот, и хотя он был тут же доставлен в больницу и врачи сделали все, чтобы его жизни ничто не угрожало, у ребенка долгое время были сильные боли и не проходил шок.
И вот вопрос. Если бы этот мальчик, проснувшись утром, заплакал и сказал родителям: «Не хочу идти в школу! Мне там не нравится! Мне вообще сегодня плохо – хочу спать, голова болит, да и уроки я не все сделал…» – что бы он услышал в ответ? Скорее всего – «Ни за что! Школу нельзя пропускать. Ты должен пойти, даже если тебе не хочется! И пойдешь!» И при этом родители были бы твердо уверены в том, что, «поддавшись», сделают хуже своему ребенку. Да я сам бы так поступил на их месте. И ты тоже – не правда ли? Если бы твой ребенок в такой ситуации начал вдруг упрямиться, что бы ты ему сказал? «Школа – это нужно. Нельзя пропускать уроки». И отправил бы его в школу, хочет он этого или нет.
Разумеется, если бы несчастный отец знал, что по дороге в школу с ним и его ребенком произойдет такая трагедия, что в сына (да и в него тоже) будут стрелять грабители, – то, конечно, сказал бы: «Да ни за что на свете мы сегодня в школу не поедем!» Но откуда ему было знать об этом заранее? Ведь школа – нужное, полезное дело!

Мы не понимаем, чего хочет Бог

Мы начинаем делать что-то, не понимая, к чему это может привести.
Не знаю, думал ли ты об этом когда-нибудь… Например, идешь в магазин, или просто куда-нибудь, или встречаешь вдруг кого-то и почему-то ведешь себя именно так, а не иначе – и совсем неизвестно, к лучшему все это или наоборот. Тебе не может быть заранее известно, верно ты поступаешь или нет; ведь ты не знаешь, что принесет с собой завтрашний день.
И это касается любых дел – даже таких, которые на первый взгляд кажутся очень правильными, благими и богоугодными. Согласен? Например, школа – что может быть лучше? А вот в случае с тем мальчиком – если бы в тот день отец не повез его в школу, не было бы и трагедии.
Что же, в конце концов, для нас лучше, а что – хуже? Это вопрос, на который, мне кажется, мы частично получим ответ лишь на закате жизни, а окончательно поймем уже в вечности.


Здесь, на земле, то, что принято считать хорошим, может стать источником множества страданий. И наоборот: то, что, как нам кажется, причиняет множество страданий, может оказаться во благо.Получается, мы тут не знаем, там пренебрегаем, а потом сидим и удивляемся. Вот ты, например, то и дело присылаешь мне сообщения, письма по электронной почте, постоянно спрашиваешь: «Я хочу сделать то-то, думаю поступить так-то и так-то. Скажите, это правильно?»
Так вот, поскольку мы не в состоянии предугадать, что будет, остается лишь одно. Об этом я скажу немного позже. Вижу удивление на твоем лице. Тебе хочется узнать об этом прямо сейчас. Да, я действительно не знаю, что правильно, а что неправильно. Не знаю. Знаю лишь одно, и непременно скажу об этом, но – попозже.
Думаю, все было бы совсем иначе, если бы у нас была живая и ясная связь с Богом. По-настоящему ясная – прозрачная. Как бывает, когда другой человек просто и ясно говорит тебе, что на самом деле думает. Если бы такое же живое соприкосновение было у нас и с нашим Творцом, нашим Богом! Чтобы можно было спросить Его: «Господи, как мне здесь поступить?», и тут же получить ответ: «Делай то-то и то-то. Так будет правильно». – «Господи, а вот так – правильно?» – «Нет, так не делай. Это не приведет ни к чему хорошему. Измени свои планы». Будь наши отношения с Богом такими живыми и ясными, все было бы прекрасно.
Но этого нет. Нет ясности, простоты. Мы не понимаем, чего хочет Бог. Не знаем, чего Он хочет лично от меня, лично от тебя. А ведь то, что Господь хочет от меня, Он может не хотеть от тебя, и наоборот.
Бог не хочет от всех одного и того же. У каждого из нас – свой путь, на котором мы делаем множество ошибок, отчего потом так страдаем.Идут годы, мы совершаем неверные движения, а затем переживаем. Начинаем что-то делать, думая, что это приведет к чему-то хорошему, а оказывается наоборот. Конечно, если смотреть вглубь, то всё в итоге к лучшему, но ведь мы страдаем, плачем! Нам кажется, что все плохо, мы постоянно беспокоимся и разочаровываемся.

Стучишь, а дверь не открывается? Попробуй снова

И вот какую тактику я здесь предлагаю. Допустим, тебе хочется получить ответ на какой-то вопрос. Постучи в дверь, спроси у Бога. Стучишь, а дверь не открывается? Попробуй снова. Опять не открывается? Ну, если начать колотить по двери, можно ее и сломать, и все-таки войти внутрь, однако в таком случае мы врываемся без спроса. А мне кажется, самая удобная «дверь», самый лучший ответ Бога на наш вопрос – тот, который «открывается» свободно и легко. Конечно, не без труда и настойчивости, но и эгоистичной упертости здесь не должно быть. Так мне кажется.
Стараясь открыть дверь, обращай внимание на знаки, которые посылает тебе Господь, и если все тебе говорит о том, что пора прекратить упорствовать, подумай: «Значит, это мне от Бога. Так что не буду прикладывать здесь столько усилий, а сменю направление».
Уточню еще один момент. Все, что я говорю тебе сегодня (как и в любой другой раз), не может быть абсолютно правильным. Я и сам не знаю, правильно это или нет. Я просто принял такое решение, исходя из того, что читал и слышал – в том числе и от тебя.

А будь я в этом самолете – меня бы уже не было!

Сейчас в качестве примера я приведу одну ситуацию, которая знакома многим не понаслышке. Человек собирается лететь самолетом, приезжает в аэропорт, и тут что-то случается – потерялся билет, или посадка уже закончена, или паспорта не оказывается с собой. Человек начинает беспокоиться, суетиться, молиться: «Господи, прошу Тебя, сделай что-нибудь, чтобы я попал на самолет! Сделай, как мне будет лучше, пожалуйста!» И вот проходит время, но ситуацию изменить так и не удается: самолет улетает без него. А человек, оставшись в аэропорту, переживает, возмущается и нервничает.
То, о чем я говорю, произошло с очень многими людьми. Очень многие не смогли вылететь, потому что опоздали, забыли паспорт и т.д. А через несколько минут после взлета – ужасная новость: самолет упал. И человек, только что бивший себя в грудь со словами: «Ну как же я не попал на рейс!» – теперь падает на пол, целует землю и говорит сквозь слезы: «Какое счастье! Я жив! Жив! А будь я в этом самолете – меня бы уже не было! Я так хотел улететь, так просил, так упорствовал – и вот что бы сейчас было! А я – жив!»
А с другой стороны, если бы кто-нибудь из тех, кто был в том самолете и погиб, явился мне и спросил: «Ну хорошо, этот человек опоздал на рейс и остался жив. А я? Я почему погиб?» Что бы я ему ответил? Ничего. Ничего бы не ответил. Потому что тайна жизни превосходит наш ум. Единственное, что тут можно сказать: «Брат, не спрашивай меня об этом. Спрашивай Того, Кто есть Устроитель нашей жизни. Спрашивай Того, Кто определяет, устраивает и знает всё наперед, думая о каждом из нас. Он знает, кому сколько жить, кому когда умирать и как умирать. Только Он знает, за что и почему. Потому что Он знает всё. А я не могу тебе ответить».
Да, и мне удивительно все это. Но знаю одно: человек, оставшись в живых после такого, уже по-другому начинает смотреть на вещи. Он словно прозревает. «Вот как могло все закончиться! – думает он. – Значит, никогда не нужно делать поспешных выводов. Я опоздал на рейс, и мне казалось, что все очень плохо, я переживал, ругал себя. А ведь неизвестно, что произойдет в будущем, чему должно случиться, что мне во благо, а что – наоборот, во зло».
И вот теперь я хочу сказать то, что ты ждешь от меня столько времени.
Нужно довериться Богу. Некоторые, услышав такое, тут же спрашивают: «То есть в таком случае не надо ничего делать? Сидеть сложа руки и просто ждать?» Разумеется, нет. Что-то делать нужно. Необходимо делать, что должно, осуществлять свои планы.Но все это нужно делать с доверием к Богу и Его любви. «Господи, теперь Ты – благослови! Теперь Ты – всё устрой. Я не знаю, к чему приведут мои планы, мои действия. Не знаю. Возможно, возникнут какие-то проблемы, трудности, ошибки. Возможно, ничего не получится. Но я начинаю. Благослови меня!»

Несколько начальных шагов к тому, как найти и выделить время для Бога, даже когда тебе, кажется, что времени нет. Опубликовано на веб-портале

Занят. Это слово, которое зачастую используют многие – мы слишком занят, так занят, очень занят или просто занят. У нас есть работа, на которой нужно работать; дети, которых нужно вырастить; встречи, на которые нужно успеть; собрания, на которых нужно побывать; друзьями, с которыми нужно поддерживать связь; супруги, которых нужно любить.

Так как же нам поддерживать связь с Богом даже тогда, когда наша жизнь в стремительном темпе вертится вокруг нас? Как нам продолжать ставить Бога в центре наших сердец и мыслей в то время, как мы проживаем очень занятую жизнь?Предлагаем пару идей того, как оставаться близко к Иисусу, даже когда жизнь становится безумной

Начни с Писания

Твоей целью должно стать чтение Библии каждый день, рано утром, чтобы на всё остальное, что ты будет происходить, смотреть через Библейский объектив реальности. Чтение Библии – это то, что поможет тебе быть укоренённым в истине и оставаться присоедененным к Богу.Когда начинаешь свой день с Библии, твое сердце и ум лучше готовы реагировать на Божье присутствие на протяжении всего дня. Более того, ты заметишь, что ты будешь добрее к людям и более снисходителен к себе.

Тебя удивит тот факт, что знание важности чтения и изучение Слова для того, чтобы оставаться в близости с Богом, может оказаться таким сложным на деле, тем более, на постоянной основе. Поэтому подойди к этому делу творчески, если придется. Ты ездишь на работу? Если ты за рулем, ты можешь слушать аудио версию Библию. Если ты едешь в метро, то читайте Библию в телефоне или бери с собой карманную Библию.

Прислушивайся к Истине

Множество голосов вращаются вокруг нас ежедневно – голоса, которые говорят нам, что мы не достаточно хороши, что нам нужно начать любить себя, что нам нужно стать более привлекательными и зарабатывать больше денег. Если ты слишком долго слушаешь эти голоса, тебя поглощает эта ложь. Лучше заполнить свои мысли музыкой и словами, которые помогут тебе сосредоточиться на Боге в течении всего дня.

Если ты читаешь эту статью, значит, скорее всего, у тебя есть доступ к огромному количеству христианских средств массовой информации.Подкасты, которые указывают на Иисуса посреди безумного мира, музыка, которая фокусирует твоё внимание на Нём, и проповеди, которые укореняют твои мысли в истине – это то, чем ты можешь заполнить промежутки своего свободного времени. Эти ресурсы помогут тебе помнить о том, что ты возлюблен во Христе, и что у тебя есть всё, в чём ты нуждаешься – это то, что нужно слышать постоянно.

Молись на протяжении дня

Важно иметь регулярное время, отведенное для молитвы, ведь, как в любых отношениях, постоянное общение, является очень важным состовляющим. Ты можешь молиться коротко, но часто, когда едешь в машине, когда идешь по территории университета к нужному кабинету, или когда убираешь игрушки по дому.

В одном колледже был профессор, который молился за определенного человека каждый раз, когда он включал свет. Это отличная демонтрация того, как совмещать обычные, повседневные дела с намеренной молитвой. Это поддерживает наши сердца в общении с Богом и приглашает Его в нашу повседневную жизнь – то, где Он уже находится.

Остановись, когда чувствуешь себя подавлено

В послании к филиппийцам Апостол Павел пишет: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. » (Послание к филиппийцам 4:6-7)

Человеку трудно принять мир Божий, если он занят настолько, что не находит времени остановиться и попросить Бога о помощи. Идея сделать паузу, становится очень важной в таком состоянии. Часто, бывает несколько моментов за день, когда ты можешь чувствовать, что ты перегружен, встревожен или обеспокоен – обычно из-за вещей, которые ты не в силе контролировать. В такие моменты, если ты действительно сможешь остановиться и обратиться к Богу, а не позволишь страху или тревоге овладеть тобою, ты увидишь, что Он всегда предлагает тебе Свой мир, который превыше любого страха.

Хорошо, если у тебя есть несколько друзей, которым ты можешь написать, если чувствуешь себя подавлено – ты мог бы попросить их молиться за тебя и иногда спрашивать совета.Время, которое ты потратишь на то, чтобы остановиться, сделав паузу для молитвы и просьбы о помощи, займет намного меньше времени, чем то, которое ты потратишь на переживания о чем-либо на протяжении следующих пяти минут или пяти дней!

Всё не так сложно, как кажется.

Пытаясь понять, что же Бог запланировал для нас, легче всего сидеть и всё время молиться. Бог, ну, что же мне делать со своей жизнью? Идти ли на эту работу? Переезжать ли в тот город? А может, пойти поучиться? Выйти ли мне за него замуж? Расстаться ли с ней?

Конца края не видно подобного рода молитвам. А может быть такое, что ключик к разгадке именно в том, чтобы перестать так много молиться об этом?

Несколько лет назад у меня было время, когда я не получал никаких ответов от Бога. Молюсь я Богу, куда мне идти, что делать, а в ответ - тишина. Наши беседы выглядели примерно так. Может, и у вас такое бывало.

Я: Бог, как Ты думаешь, что мне делать?

Бог: (тишина)

Я: Бог, я очень хочу творить волю Твою на земле. Скажи, пожалуйста, какова Твоя воля?

Бог: (пение сверчков)

Я: Бог, поясни, пожалуйста, что мне надо делать?

Бог: (снова тишина)

Я: Бог, а ты меня слышишь? Я Тебя что-то не слышу. Ты ответишь мне?

Так продолжалось какое-то время. Прошу Бога дать мне ответ, куда двигаться дальше, а в ответ - ничего. Я тогда находился на перепутье, и реально не знал, как поступить лучше, где Бог хочет меня видеть. Я молился. Собирал советы. Снова молился. Но Бог продолжал молчать.

Как-то раз, встав пораньше в субботу, я тихонько выбрался из дому, и поехал в одно любимое мной местечко в центре Гринвилла. Река, пересекающая центр города, бурлила из-за множества водопадов. В самом начале водопадов по берегам реки поставили скамеечки и столики. Мне всегда нравилось встречать восход над этими водопадами, и наслаждаться тишиной раннего утра, читая за чашечкой латте из местной кафешки.

Тогда я понял, что проблема не в том, что я Его не слышу, а в том, что я решил взвалить на Него задачу сделать меня послушным, и как-то заставить меня исполнять то, что Он уже давно открыл для меня, тогда как мне казалось, будто Он молчал.

В тот день, читая Библию, я поразился тем, как сильно мне не даёт покоя это молчание Бога насчёт моих дальнейших действий. Я помолился: «Боже, я же правда очень хочу творить волю Твою. Я всё сделаю, только скажи, что именно». Ну, как можно делать то, не знаю чего, верно?

Молился я так, читал, и вдруг как гром среди ясного неба я увидел простой ответ от Господа. С одной стороны, ощущение было прекрасным, поскольку впервые за долгие месяцы я вновь почувствовал присутствие Бога. Но с другой стороны, я ждал более подробных инструкций.

Бог напомнил мне, сидящему на скамейке перед водопадом, что Он уже дал мне достаточно идей о том, что в Его воле.

В действительности, передо мной был открыт текст с изложением одной из частей Его воли. Я читал послание к Филиппийцам. Продолжив чтение, я вдруг понял, что каждое слово обращено непосредственно ко мне. Я слышал, как будто Бог говорил мне: «Хочешь знать Мою волю? Начни с послушания тем заповедям, которые я уже дал. Работы тут непочатый край. Я хочу, чтобы ты делал это с Моим подходом к делу. Я хочу, чтобы твоя жизнь стала похожа на Мою».

Снова прочитал Филиппицам 2:14-«Всё делайте без ропота и сомнения». Это было как гром среди ясного неба. В доли секунды Божье Слово пронзило завесу молчания. Бог совершенно ясно показал мне, чего Он хочет от меня.

Через несколько минут передо мной лежал целый список решений и действий, которые мне ещё не скоро предстояло выполнить. Но меня переполняла радость, что Бог заговорил!

Вот выдержки из моего духовного дневника:

  • подражай Ему (Ефесянам 5:1).
  • помышляй о том, что только истинно, честно, справедливо (Филиппийцам 4:8)
  • радуйся (1-е Фессалоникийцам 5:16)
  • непрестанно молись (1-е Фессалоникийцам 5:17)
  • за всё благодари (1-е Фессалоникийцам 5:18)
  • позволь Слову Христа пребывать в тебе (Колоссянам 3:16)
  • благотвори бедным (Притчи 19:17)
  • направляй сердце к небесам (Колоссянам 3:2)
  • будь добр и сострадателен (Ефесянам 4:32)
  • будь постоянен в молитве (Колоссянам 4:2)
  • живи так, чтобы никто не мог упрекнуть тебя в чём-либо (1-е Тимофею 3:2)
  • не теряй времени даром (Колоссянам 4:5)

Следующие дни я делал то же самое - читал Писания и выписывал повеления Господа о том, как я должен поступать в жизни. Я остановился, когда у меня набралось 74 повеления, зная, что их мне хватит надолго, и что Бог ясно повелел мне их исполнить.

А потом случилось кое-что интересное. Я вдруг понял, что расстраивался из-за молчания Бога, а сам все эти долгие месяцы ничегошеньки не исполнял из составленного мною списка, то есть моя жизнь в этот период была очень далека от Его примера.

Старался ли я действительно подражать Богу? Всегда ли мои мысли были чисты, справедливы и истинны? Радоваться я старался регулярно, за исключением стояния в пробках, в очередях у паспортного контроля в аэропортах и рутинной оплаты счетов. Каждый день я точно не молился, не говоря уж о постоянной молитве. Честно, я даже не понимал, что значит благодарить в любых обстоятельствах. Иногда я благодарил, но чтоб всегда и за всё?! Мне было непонятно, как это возможно. В чём проявлялось моё доброе отношение к бедным? Могу ли сказать, что жил безупречной жизнью и использовал каждую возможность по максимуму?

После этой своеобразной инвентаризации моей жизни на скорую руку я понял, что проблема была не в том, что я не слышал Бога; я считал, что это Он должен сделать меня послушным и заставить чудесным образом исполнять всё то, что мне уже открыл мне, так как все эти заповеди и были частью плана Бога насчёт меня и моей жизни. Павел приободрял нас словами из Филиппийцам 3:16, «до сего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить».

Советую вам сделать свой список «дел». Почитайте Слово Божье и выпишите повеления и то, как исполнить их. А когда вновь наступит ситуация, в которой вы не будете знать, как лучше поступить, вновь обратитесь к своему списку, и начните делать то, что вы записали.