Эриксон биография. Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Американский психолог в области психоанализа и психологии развития.

Биография.
Жизнь Эриксона складывалась, довольно, непросто. Его мать - Карла Абрахамсен, по происхождению еврейка, завела интрижку с мужчиной из Дании. В результате этой внебрачной связи летом 1902 года родился маленький Эрик. Карла Абрахамсен относилась к знаменитому еврейскому роду в землях северной Германии. Ее отец и дед Эриксона - Иосиф Абрахамсен торговал сухофруктами, а мать - Генриетта Абрахамсен, скончалась, когда дочери исполнилось пятнадцать лет. Но, помимо Карлы, Генриетта успела оставить после себя еще четверых детей. Братья Абрахамсоны: Макс, Эйнар, Николай и Аксель нашли свое призвание в помощи нуждающимся евреям и переселенцам из России.

Официально Карла вступила в брак с биржевым брокером Вальдемаром Исидором Саломонсеном, который тоже имел еврейские корни. Будущего мэтра психологии нарекли Эриком Саломонсеном. Некоторое время спустя, Карла уехала жить в Карлсруэ, отучилась на мед. сестру и нашла нового мужа. Им стал детский врач Теодор Хомбургер. В семь лет Эрик Саломонсен в первый раз сменил фамилию на Хомбургер. Еще через два года, когда мальчику исполнилось девять лет, отчим усыновил Эрика официально. Семья Хомбургеров была очень религиозна. Теодор был иудеем до мозга костей, а Карла строго соблюдала все еврейские традиции и ритуалы, и занимала руководящую должность в Еврейской Благотворительной лиге города Бадена в синагоге. Поэтому, кроме обычного образования, ребятишки обучались еврейским догматам.

В школе голубоглазый и светловолосый Эрик внешне сильно отличался от других детей. В воскресной школе над ним постоянно подтрунивали. В общеобразовательной школе гнобили за еврейское происхождение. До определенного возраста мальчик не подозревал, что Хомбургер не его родной отец. Со временем Эрик начал это понимать.

После школы Эрик поступает в Венский университет на специальность психоанализа. В 1930 году он знакомится с канадской художницей - Джоэн Моват Серсон и вступает с ней в брак. После окончания университета Хомбургер с женой уезжают в Бостон. Там он устраивается преподавателем в Гарвард. В конце тридцатых годов Эрик сменил фамилию Хомбургер на Эриксон.

Эрик вывел схему психологического развития личности, которая, в отличие от схемы Фрейда, состоит из восьми этапов.
В 1950 году выходит самый важный труд Эриксона - “Детство и общество”. Эта книга построена на практическом психоанализе, который исследовал психические расстройства, с реальными примерами конфликтных ситуаций.

Эриксон разработал теорию эго-психологии, согласно которой человек организует собственную жизнь в соответствии со своим эго. Человеческое эго говорит о его социальном окружении, о его личностном росте, дает чувство уверенности в себе и чувство собственной значимости.

Эриксон исследовал проявления эго в разных состояниях психики человека. Ученый изучал различные психические расстройства и психологические кризисы и постоянно искал новые методы конструктивного и эффективного лечения пациентов: консультации, гипноз, терапия.

В своей книге Эриксон отметил восемь основных этапов развития личности. Это исследование дало большой толчок в развитии психологии. Каждый профессиональный психолог знает суть этого учения.

Эриксон старался наглядно показать, как культура и среда, в которой находится человек, влияют на формирование личности. Это стало опорной точкой для изучения поведения индивида, для открытия новых оригинальных методов исследования в психологии.
Концепция личности Эриксона четко показывает нормальное состояние человека, его адекватное поведение, патологическое поведение и нездоровое поведение.

Восемь периодов развития личности по Эриксону:
Младенчество. Длится с первых дней до одного года. В это время мать своей заботой закладывает в ребенка чувство доверия и защищенности.

Раннее детство. Длится с года до трех лет. В это время в ребенка закладывается чувство самостоятельности и независимости, расширяется кругозор. При чрезмерной опеке в ребенка закладываются неуверенность в себе и чувство стыда.

Игровой этап. Длится с трех до шести лет. Ребенок активно знакомится с миром, учится новому. Если в это период поощрять детскую любознательность, это поможет ребенку стать независимым. Ограничения же, наоборот, способствуют появлению пассивности и чувства вины.

Школьный период. Длится с шести до двенадцати лет. На этом этапе формируется отношение к труду, учебе, дисциплине, либо чувство неуверенности в себе и неполноценности.

Юность. Период, когда эго человека дает о себе знать. Подростки начинают осваивать новые роли в социуме.

Молодость. Длится с двадцати до двадцати шести лет. Появляется близкое отношение к родным людям либо одиночество и закрытость от всех.

Зрелость. Длится до шестидесяти четырех лет. Люди заботятся о младших, стараются быть полезными.

Старость. Период после шестидесяти пяти лет. Человека мучает постоянная усталость, болезни, боль, отсутствие сил. Появляются мысли о смерти, анализ течения прошедшей жизни.

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года в возрасте 92 лет.

Утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

Подробнее.

Социум для ребенка не антагонистичен

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие . Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост , где главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона - это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап - от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап - от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап - от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап - соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап - юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап - ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап - поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап - конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы , вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем .

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное - деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я- тот же самый". См.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.

Биография

Судьба Эриксона весьма своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения , с мужчиной датского происхождения (более подробной информации об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель , . Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались еврейской благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих еврейских иммигрантов из России). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма, Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге .

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе - за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теория личности Эриксона

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом , критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап - от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап - от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап - от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап - соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап - юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап - ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап - поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап - конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

См. также

Труды

Важнейшие труды

  • Детство и общество (Childhood and Society ) ()
  • Молодой Лютер . Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History ) ()
  • Истина Махатмы Ганди : о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi "s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence ) ()
  • Взрослый период (Adulthood ) (редактор, )
  • Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age ) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, )
  • Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed ) (при участии J.M. Erikson, )

Сборники (на англ.яз.)

  • Identity and the Life Cycle. Selected Papers ()
  • A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930-1980 (Editor: S.P. Schlien, )
  • The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, )

Биографии

  • Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999)

Библиография на русском языке

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; Пер. с англ. А. М. Каримского. - М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560 с.
  • Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] - М.: Когито-центр, 1996.

Внешние ссылки

  • Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эриксон Милтон
  • Эрика (род)

Смотреть что такое "Эриксон, Эрик (психолог)" в других словарях:

    Эриксон, Эрик - (психолог) Эриксон, Эрик (дирижёр) … Википедия

    Эриксон Эрик - Эриксон, Эрик (психолог) Эриксон, Эрик (дирижёр) … Википедия

    Эриксон Эрик - (р. 1902) американский психолог, один из основателей эго психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического… … Психологический словарь

    ЭРИКСОН Эрик - (1902 1994) амер. психолог и психотерапевт, представитель неопсихоанализа. Создатель психоистории, представляющей собой применение фрейдистских принципов для анализа истории через глубинные биографические исследования. Не считал верной… … Философская энциклопедия

    Эриксон Эрик - (р. 1902) американский психолог, основатель эго психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством …

    ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР - (Erikson, 1902 1994) амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную… … Большая психологическая энциклопедия

    Эриксон Эрик Хомбергер - (Erikson) (1902 1994), американский психолог и психоаналитик, представитель эгопсихологии. Развил теорию стадиального формирования психосоциальной «групповой идентичности» и параллельно «эгоидентичности» (8 стадий развития личности). Труды по… … Энциклопедический словарь

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил ­формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственым студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «гepp Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался ин Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964); «Идентичность: кризис юности» (1968), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов». Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку