Работы т мавриной названия работ. Коллекция художников татьяны мавриной и николая кузьмина

Маврина Татьяна Алексеевна является единственным советским художником, удостоенным премии Ганса Христиана Андерсена за вклад в иллюстрирование детской литературы. В эти предновогодние дни ей исполнилось бы 116 лет. По сохранившимся сведениям, девочка, впоследствии ставшая известным живописцем, родилась 20 декабря (по-старому 7-го) Будучи взрослой, при случае неизменно убавляла себе пару лет. Вероятно, отсюда даты рождения 1901, 1902. Веселый улыбчивый человек, мастер колоссальной работоспособности, - так характеризуют ее современники.

70 лет творчества

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век. Ее детство прошло при царе, юность и зрелость - при Советской власти. Про таких как она, говорят: «Многое повидала». Трудности переломных периодов не повлияли на ее позитивное мировосприятие. За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов.

Казалось, в Советском Союзе не было ребенка, который не любовался видом прекрасной царской дочки, погибшей от угощения Чернавки. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Когда-то впечатления от посещения Крещенской ярмарки в Нижнем Новгороде запали в сердце девочки. Будучи зрелым человеком, Лебедева вспоминала, как любовалась игрушками: груженые обозы шли из-за Волги. Она восхищалась видом покрытых иголочками инея распряженных лошадей, на которых привозили ее любимые семеновские и городецкие игрушки.

Выбор был настолько велик, что разбегались глаза. Ребятишки ходили, выбирали, пока не превращались в «окоченевшие фигурки». Любовь к народной игрушке оказала влияние на творчество графика.

Мечты сбываются

«Проба кисти» на новом поприще оказалась удачной. Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть - «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Он - частичка нашего детства. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

Из Нижнего в Москву

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

Кто же она такая, Татьяна Маврина? Биография представительницы когорты русской советской интеллигенции не является тайной. Родилась в Нижнем Новгороде. Отца звали Алексей Иванович Лебедев. Учитель и литератор дал дочке свою фамилию. Но в 1930 году она взяла псевдоним - девичью фамилию матери.

Потомственная дворянка Анастасия Петровна Маврина, как и муж, занималась преподавательством (была директором нижегородского училища имени Гацисского для девочек из бедных семей). У Алексея и Анастасии было четверо детей - три дочери и сын. Их воспитывали разносторонне развитыми, прививали любовь к литературе, искусству, музыке.

Жизнь в столице

Татьяна - самая прославленная из своих сестер. Ее младший брат Сергей вошел в советскую историю как ученый, стоявший у истоков компьютерной промышленности. Из Нижнего в Москву благородное семейство переехало в 1920 году. Девушка училась в известной творческой школе Вхутемас-Вхутеин (высшие художественно-технические мастерские и институт). Изучала творчество французских художников.

На определенном этапе студенчества увлеклась народным искусством (интересовалась иконописью, лубком, изразцами, пряничными досками). Собственный живописный язык, где цвет «звучит» открыто, мир широк и декоративен, а композиции смелы, Маврина Татьяна формировала постепенно. Становлению художника помогали педагоги Н. Синезубов, Г. Федоров, Р. Фальк.

Славная «чертова дюжина»

В 1929 году в Москве состоялась выставка, в которой приняли участие 13 художников. Творческая группа молодых сторонников рисунка «в темпе натуры» так и называлась «Тринадцать» (по числу участников). Юная Лебедева и ее будущий муж и коллега Николай Кузьмин входили в ячейку отрицателей «готических изломов и душевной неуравновешенности».

Став супругами, зимой они жили в маленькой комнате на Сухаревской площади в Москве. Теплый период года предпочитали проводить на даче в Абрамцево. Вероятно, там они находили здоровый и радостный образ жизни, за который ратовали. И писали в жанре «тихого искусства». Маврина Татьяна создавала экспрессивно-живописные (иногда с эротическим оттенком) станковые работы. Они привлекали зрительское внимание.

Сущностное состояние жизни

В искусстве 1930 годов фигурировал камерный и парадный реализм. Из-за строгой цензуры и идеологического давления многие художники (в том числе Маврина и Кузьмин) обратились к камерности, отображающей пейзажи, преисполненные любовью к родной земле, сценки семейного быта (все, что находилось вне литературных и идеологических рамок).

Группа «13» разрабатывала свой графический стиль. Вскоре внутри сообщества произошел раскол, оно распалось. Однако в середине 1930 годов стилевые находки «чертовой дюжины» прочно вошли в книжную и журнальную иллюстрацию. Живопись Татьяны Мавриной большей частью принадлежит к этому периоду. Работы напоминают французские постимпрессионистические течения.

Коллекционер и создатель чудес

Масляной краской на холсте в последний раз художник писала в 1942 году. Это была картина «Танцы на веранде клуба». После этого, по ее же признанию, началась другая жизнь. Но сильная женщина не отчаивалась из-за отсутствия красок и ткани для живописи. Раскрывала простенький блокнот и карандашом рисовала Москву. Прошла столицу вдоль и поперек. После огненных сороковых годов двадцатого века Татьяна Алексеевна увлекалась сбором икон, глиняных игрушек, подносов, вышитых работ. С Николаем Кузьминым они скомпоновали завидную коллекцию из предметов народного творчества.

Вместе с мужем она расписывала прялки, небольшие берестяные короба (туески), бутылки, делала копии лубков, словно создавая иллюстрации к сказкам наяву. Так, от предмета к предмету, украшенному в декоративной лихой манере, рождался мастер народного творчества. В 1950-1960 годы художник с большой буквы увлеклась изображением природы. Ездила по русским населенным пунктам, летопись которых ведется с древних времен.

Голубые огни васильков

В каком месте подсмотрела Татьяна Маврина васильки на окне - неважно. Главное, изображение появилось и живет даже после смерти автора. Глядя на одноименную картину, бывшие советские школьники вспоминают учебник по русскому языку, который штудировали в начальных классах. На основе этой светлой картины у ребят развивали (и развивают) интерес к произведениям изобразительного искусства.

Подробно разбирая каждую деталь на полотне, и сегодня дети описывают, что чувствуют, как понимают задумку художника. Изобразив окошко на верхнем этаже, мастер кисти как будто приблизила зрителей к небу. Над крышей, которая хорошо видна человеку «в комнате», нет солнца. Но незримое присутствие светила выдают золотистые облака, отблески на подоконнике и стеклянной банке-вазе.

Чудо-азбука

Из-за того что предметы на картине (цветы, облака, дом) не имеют четких контуров, появляется ощущение необычной динамики: все меняет положение в пространстве, словно тает от тепла. Простые расплывающиеся мазки, а каков эффект! Мы будто чувствуем на себе тепло солнечного луча. Небо такой ясной голубизны, что понятно: это летний день. Цветы на окне, а не внутри комнаты - как перекличка живой и неживой природы. Ясные «глаза» цветов в тон небесной синеве. Отличное решение.

Некоторые считают, что «Азбука» Мавриной - еще один вариант иллюстрации к сказкам. Книга для самых маленьких отражает богатство народной фантазии. Изучая буквы, наши чада познают добрую шутку, получают ненавязчивые наставления, радуются чудесам.

Букварь считают одним из шедевров, которых в детском книгоиздании не так много. Те, кто глубоко изучал и изучает наследие русского живописца-графика, утверждают: сверкающая всеми гранями вершина творчества практически недостижима.

Неповторимое сплетение чудес

Необычную книгу для детей младшего дошкольного и школьного возраста, издали в 1969 году не как простой учебник. Шедевр изготовило Главное управление «Гознак» (г. Москва), работающее только над заказами государственной важности. Любители и ценители полиграфии помнят этот тонкий красный картонаж, тиснение золотом на крышке, суперобложку, рисованную на золотом фоне.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.

Учимся, играя

А, б, в, г, д… Лесенка в небо знаний простодушна, весела, ярка, надежна. Кажется, в нашем многообразном мире (вариантов одних только букварей не счесть) этой классической азбуке нет равных по доступности, мудрости, лаконичности. Дети любят игру «в слова». Маврина Татьяна использовала эту «хитрость».

Образы, населяющие каждую буковку, живут и действуют в одном ключе со своими сказочными прототипами. Мастерство высшего класса - сделать так, что на постижение грамоты работает каждая черточка, каждая загогулинка. Можно весь вечер напролет рассматривать, как летят гуси-лебеди (а Баба-яга против), как растет гриб-боровик, движется флот царя Салтана, вынимает из мешка Золотого петушка Дадон.

Самых известных и любимых героев сказок Татьяна Алексеевна изображала не только в «зашифрованном виде», но и на отдельных страницах. Вечный ребенок в душе, Маврина не всегда давала ответы на загадки. Она предлагала ребятишкам разгадать их самостоятельно.

Здесь живет мудрость

Какое счастье, что жила-была на свете Маврина Татьяна Алексеевна! Картины мастера, словно пришедшие из сказки. Сказочные иллюстрации, как фантастические картины. Одухотворенность, которой так не хватает современным детям. Веселая подсказка, где искать проверенную веками суть жизни. Есть мнение, что воспитанные на наследии русского графика-живописца детишки чувствуют тоньше, глубже, возвышенней.

«Азбука» переиздана в наши дни. В виртуальный, катастрофически заспамленный мир вернулись Королевич Елисей, Сестрица Аленушка, Емеля на печи, Сивка-Бурка Вещая Каурка. Многие родители признаются: им очень хочется, чтобы дети подружились с книгой, украшенной рукой настоящего, вдумчивого мастера. Некоторые советчики делают ремарку: "Если вам нравится «мавринский стиль»". Надеемся, вам и вашим деткам он придется по душе.

Наша гордость и краса

Закончим повествование тем, о чем обмолвились в начале: перечислить все русские города, где побывала Маврина Татьяна Алексеевна, очень трудно. Ее визиты долго помнили старожилы Звенигорода, Переславля Залесского, Юрьева-Польского, Суздаля, Углича, Ярославля, Костромы. Итог творческих путешествий - книга-альбом под названием «Пути-дороги», составленный в издательстве «Художник РСФСР» в 1980 году. В основе - 212 видов уникальных уголков России (акварель, гуашь).

Традиционная рубрика «Об авторе» содержит текст на нескольких языках (в том числе английском, французском, немецком). Книга печаталась в Германии в энциклопедическом формате. Татьяна Алексеевна сама выбирала листы, выстраивала макет. В 1976 году за труды получила звание Лауреата Государственной премии СССР, стала Заслуженным художником России.

Интересно следующее мнение искусствоведов (и просто неравнодушных граждан): часто после смерти художника много из созданного тускнеет, переоценивается. В данном случае все наоборот: словосочетание «гениальный художник» можно произносить, не стесняясь, как это бывает при жизни. Работы Т. А. Мавриной есть во всех крупных музеях России.

Татьяна Алексеевна Маврина – русский художник, иллюстратор, живописец и график. Родилась 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде в семье педагогов, известного учителя и литератора, земского деятеля А.И. Лебедева и А.П. Мавриной. Училась в Москве во Вхутемасе (1921 – 1929) у Р.Р. Фалька, Н.В. Синезубова, Г.В. Федорова. С 1929 по 1931 гг. входила в группу художников «Тринадцать». В 1930 году взяла фамилию матери – Маврина. Тогда же вышла замуж за художника-графика Н.В. Кузьмина. В 1930-е годы занималась живописью, писала акварели, работала как иллюстратор (произведения Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова). Многие станковые работы того времени близки французским постимпрессионистическим течениям. К концу 30-х живопись в творчестве Мавриной вытесняется графикой как более динамичным видом искусства. В годы войны художница делала графические (рисунки, акварель, гуашь) серии – “Русские города, архитектурные памятники и пейзажи”, в том числе и виды Москвы. В них Маврина нашла главную тему своего творчества на предстоящие десятилетия. Она много путешествовала. Большой многолетний цикл “По старым русским городам” (1942-1967) был вдохновлен поездками в Загорск (ныне Сергиев Посад), Углич, Ростов Великий, Александров, Суздаль, Переславль-Залесский. Часто работала в смешанной технике – темпера, гуашь, акварель, – позволявшей в полной мере реализовать врожденное чувство цвета. С годами манера художницы изменялась. После войны Маврина обратилась к миру народного творчества. Она выбрала путь, обходивший метод соцреализма, – в направлении русского народного искусства, создав собственный, «мавринский» почерк – декоративный, красочно-радостный, озорной. Одновременно Маврина занималась иллюстрацией. Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг. Но и на этом поприще ее путь не был гладким, ее нередко обвиняли в формализме, книги с трудом выходили в свет. Маврина также работала в области театра и кино; обладала литературным даром, создала несколько очерковых книг о народном искусстве и путешествиях по старым городам России. В 1975 году ей была присуждена Государственная премия СССР. В 1976 году она была удостоена международной премии имени Г.-Х. Андерсена. В 1981 году Мавриной было присвоено звание “Заслуженный художник РСФСР”, в 1987 ее труд был отмечен золотой медалью Академии художеств СССР. В последние годы жизни Татьяна Алексеевна Маврина, уже не выходя из дома, продолжала работать со страстью и жизнеутверждающей энергией, оставаясь верной своей жизнелюбивой и деятельной натуре. Умерла в Москве, 19 августа 1996 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Т.А. Маврина о творчестве (Из книги «Татьяна Маврина. Цвет ликующий»): В пятидесятые годы земля и небо стали темой пейзажей и книжек. Пленяли дороги - в голубых глазах по весне, когда небо из звуков и грачиных крыльев стекает на розовеющие деревья. Дни прилета и отлета грачей - каждый год самые приметные, очень шумные весной, приметные осенью. Живые графические узоры на небе. А дорога сама, как живая, бежит - „мелкие ручейки - бродом брела, глубокие реки плывом плыла, широкие озера кругом обошла“ (это из сказок, которыми я в то время увлеклась). Так старинная архитектура породила увлечение фольклором. Сказками я занялась после войны. Стала делать книжки в детских издательствах.

Уже и не вспомнишь, когда выучила наизусть пролог к „Руслану и Людмиле“, кажется, с ним и родилась. Сначала был Пушкин, потом уже сказки. Задумала я делать сказки еще во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях вместо простых флюгеров - пушкинского „золотого петушка“. Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки.

Думаю дальше, проверяю свое решение с 44-го года рисовать то, что вижу и что люблю. И это решение остается в силе. Все, что я люблю и рисую, исчезнет, уже исчезает, надо сохранить. Люблю и любуюсь всегда пейзажем со старинной архитектурой или с деревнями. Или просто лесом и полем, но мне это меньше удается. Люблю и любуюсь и хочу сохранить изделия человеческих рук, наверное, так надо объяснить, что, будучи вхутемасовкой, воспитанной на французской школе, которая у меня под кожей, я после войны уже не возвращалась к «чистой живописи», а делала иллюстрации к своим восторгам, применяя все методы импрессионистов. Говорю ли я что-нибудь новое, я не знаю. Меня это даже и не интересует. Надо все виденное сохранить по мере своих сил. Чем больше я всего сделаю, тем лучше.

Бунин мне по душе. После него жизнь можно любить больше и видеть все острее и интереснее, как после импрессионистов и Ван Гога и Матисса - земля преобразилась в глазах людей и стала умопомрачительной! Они показали, как глядеть, и уж что увидишь - твое дело.

Есть у Моцарта высказывание, которое звучит примерно так: у меня было плохое настроение и потому я писал красиво, прямо и серьезно. Сегодня я в хорошем настроении и пишу беспорядочно, криво и весело.

Н.А. Дмитриева о творчестве Т.А. Мавриной (Из статьи “Татьяна Маврина: весёлая мудрость”):

Маврина, как мне кажется, достигла той творческой раскованности, той скоординированности - до полного слияния - работы мысли, глаза и руки, при которой рассудочная часть труда художника сводится до минимума и работа протекает как бы в ритме дыхания. Тут может что-то получаться лучше, что-то хуже, но всегда органично для художника.

Экспрессивное видение художницы воспиталось на пристальном созерцании реальности и никогда от реальности не отрывается. Она не находит допустимым не только "высасывать из пальца" картину, но даже и "высасывать из души". Высмотренный фрагмент реальности определяет собой всё - решение композиции, цветовые сочетания, настроение. В отличие от многих художников, Маврина не задумывает и не обдумывает заранее, что напишет: она пускается в путь - и дорога сама одаряет сюжетами, мотивами, подсказывает и их трактовку. Но всё это ложится на канву личного видения, ставшего за долгие годы второй натурой, так что работы Мавриной нельзя спутать ни с чьими другими: изображает ли она Кострому или Афины - это её рука, её почерк, её душевная призма, через которую преломляется всё увиденное. А открытость новым и новым зрительным впечатлениям, импульсам, идущим извне, охраняет от самоповторений. При всей определённости индивидуального стиля листы Мавриной неистощимо разнообразны. Прежде всего звучный богатый цвет делает их такими живыми. Или обратное: любовь к жизни выражается цветом. Чувство цвета, как голос у певца, дано Мавриной от природы. Не надо слишком преувеличивать роль народного искусства в формировании её колорита. Конечно, и городецкая живопись, и иконы, и лубки что-то ей подсказали, натолкнули на идею открытого цвета, на поиски "большого звука". Но ни малейшего "примитивизма" в её цветовых построениях нет - они сложны и утончённы. Колористическая гармония труднее достигается при работе открытым цветом, чем в тональной живописи, многоцветность не должна превращаться в пестроту. Каждый лист Мавриной имеет свою сложно организованную гамму. Она говорит: "У художника, наверное, должно быть чувство плотника, строящего дом двумя руками и топором, без гвоздей. Песенная постройка, когда одна часть держит другую. В картине также каждый цвет другой подпирает, на другом держится".

Законченные листы Мавриной можно смотреть каждый по отдельности, как самостоятельную картину. Но их настоящее значение осознаётся в совокупности: это непрерывно изливающийся поток, сцепленные звенья. Серии, сюиты - не изобретение Мавриной; начиная ещё с импрессионистов, современное искусство облюбовало принцип серийности. Эпоха, породившая кинематограф, воспринимает мир динамически, как поток меняющихся состояний. Маврину, кажется, мало интересует кино как таковое, но её художественное мировидение по-своему кинематографично, и жанр путевых впечатлений даёт для этого наилучшие возможности.

Рисунки Мавриной - своего рода стремительная художественная стенография; продолжив это сравнение (конечно, условное), её красочные листы можно уподобить расшифровке стенограммы. В зарисовке уже заложена будущая картина - композиция, решение пространства, фигуры. Но многие рисунки имеют не подсобное, а самостоятельное значение: мастерские произведения графического искусства, обладающие главным качеством этого искусства - чувством живой линии. Линейный язык Мавриной, отточенный многолетней ежедневной практикой, уверен и свободен. Мне не приходилось видеть Т. А. Маврину рисующей, но я представляю себе темп и ритм движений её карандаша - как смычок в руках виртуоза. Если где-то рисунок кажется небрежным, то и небрежность виртуозна - она не от неумения, а от избытка умения, дающего право на дерзость и на "ошибки". Линии описывают зигзаги, вьются, сливаются. Лёгким уверенным росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, изображаются фигуры в очень сложных ракурсах - какая-нибудь лошадь в фас или лисица на бегу. (В рисовании животных Маврина неподражаема.) Линиями выражается и движение. Когда Маврина замечает, что летающая птица может поучить графике - это не только шутка. Что-то от траектории прихотливого полёта стрижа или жаворонка, от их "росчерков" в небе перешло в её рисунки.

«Видеть ту же красоту, что была триста лет назад»
Забытой художнице Татьяне Мавриной - 115 лет

Фантастические звери и «несоветские» пейзажи, незатейливые старинные города и ироничные портреты - 115 лет назад родилась единственная русская художница, получившая международную премию Андерсена, Татьяна Маврина . Ещё книги и живопись и


Татьяна Маврина. «Стеклянный пруд»


Татьяна Алексеевна Маврина - нетипичная советская художница, знаменитый иллюстратор и мастер графики - при жизни получила и Госпремию СССР (1975), и звание Заслуженного художника РСФСР (1981), и самую главную свою награду - международную премию Андерсена (1976) за свои работы в детской иллюстрации. Маврина - единственный русский художник в истории престижной премии, получивший медаль. Ее можно было бы смело поставить в один ряд с Васнецовым и Билибиным, но несмотря на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. То ли стилистика Мавриной была слишком яркой для серой отечественной действительности, то ли мешала ее любовь к импрессионистам. Между тем, работы художницы хранятся в главных российских музеях, среди которых Русский музей в Петербурге и московский ГМИИ им.А.С. Пушкина.


___

Татьяна Маврина родилась в Нижнем Новгороде в семье Лебедевых. Ее отец - учитель и литератор, мать, потомственная дворянка, - директор нижегородского училища им.Гацисского, а брат Сергей - академик, родоначальник советской кибернетики и создатель первого советского компьютера. По одним данным, год рождения художницы - 1900, по другим - 1902 - именно эту дату она указывала во всех анкетах. Говорят, лишние два года Маврина по каким-то соображениям себе приписала.

В Москве семья оказалась в голодные годы Гражданской войны.


Псевдоним Маврина (фамилия матери - «Газета.Ru») у художницы появился после окончания легендарного Вхутемаса, где ее наставником был Роберт Фальк.

«В 1929 году я окончила фантастический вуз - Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее даже расшифровать - не Высшие, а Вольные. Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон - пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле», - писала Маврина в своей книге «Цвет ликующий».

В это время она открыла для себя импрессионистов и постимпрессионистов и стала горячей последовательницей Моне, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Боннара, Матисса, Пикассо.

«…После импрессионистов и Ван Гога и Матисса – земля преобразилась в глазах людей и стала умопомрачительной! Они показали, как глядеть, и уж что увидишь – твое дело», - вспоминала художница.


В том же 1929-м она вступила в группу «13» - участвовала в совместных выставках, экспериментировала с портретами в стиле «ню», подражала Ренуару и Матиссу, искала себя. Многие работы этого периода остались не известны советскому зрителю - в стране победившего социализма изображение обнаженной натуры осуждалось.

«1941 год! Война изменила жизнь. Темой стала улица. На последнем холсте написала голубые воротники матросов с девицами на танцплощадке в ЦДКА. Писать маслом дальше уже не смогла: некогда, не на чем и нечем, перешла на карандашные рисунки в блокноте», - писала художница в начале 40-х.



Татьяна Маврина. «Сказочные звери»


После войны Маврина ушла с головой в народное творчество, «спрятавшись» за его декорациями, как писатель Юрий Коваль, чьи книжки она тоже иллюстрировала, - в детской литературе. Мавринские образы узнаваемы, и каждый, кто хоть раз в детстве держал книжку с иллюстрациями художницы, легко вспомнит, даже не зная имени автора, ее сказочных котов, петухов, медведей, былинных богатырей и лубочных красавиц из русских сказок и произведений Пушкина.

Яркие и сочные, наивные, народные и во многом древнерусские сюжеты художница находила в своих многочисленных поездках по старинным русским городам, среди которых Загорск (Сергиев Посад - «Газета.Ru»), Углич, Ростов Великий, Александров, Суздаль, Переславль-Залесский и другие.

«Когда мы лето жили в Загорске, я как бы встретилась со своим детством - с городецкой живописью; второй раз влюбилась в ее праздничную нарядность и поняла своей нижегородской памятью, как можно по-иному, не по-вхутемасовски, смотреть на все кругом веселыми глазами заволжских кустарей;


изображать не натюрморты, а жизнь саму по себе, как она течет и утечет бесследно, если ее не зарисовать, - писала художница в своей книге. - ...Хотелось видеть ту же красоту, что была сто, двести, триста лет тому назад. И в XVIII веке мог быть ярко-розовый платок на бабе или букет цветов на розовой, как пряник, башне, розовое на розовом; или остановится воз с сеном, где коня совсем и не видно, он вклеился в зеленую охру, а у мужика видна одна лишь нога на снегу, а у другого, что на возу, одна рука, жест какого-то приказания, на сиреневом небе.

Всего Маврина оформила более 200 книг.


Резьба на окнах, орнаменты, изразцы, прялки, берестяные туеса и пряничные доски - Маврину интересовала любая фольклорная деталь. Вместе со своим мужем, художником Николаем Кузьминым она собрала уникальную коллекцию икон, глиняных игрушек, подносов и вышивок.

«Когда подумаю про Городец за Волгой, обязательно всплывает: «Шла Волга…» - хотя эти строчки Некрасова к Городцу никакого отношения не имеют. Старая городецкая живопись на деревянных деревенских вещах, больше всего на сиденьях от прялок - донцах, сохранила, если можно так сказать, именно этот неспешный темп движения большой реки», - вспоминала Маврина.



Татьяна Маврина. «Троицкие ворота Кремля» (1946)


Маврина-график осталась в тени Мавриной-иллюстратора. Немногие знают, что она начала писать тушью Москву еще во время войны - ее работы из цикла «Москва» запомнили город, которого уже нет.

«Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. ...Колокольни уже не было, да и церковь могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. ...Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. ...Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком», - вспоминала Маврина.

В конце жизни главной страстью художницы стали натюрморты.


Она много болела, почти не выходила из своей маленькой квартиры и очень радовалась, когда кто-нибудь из гостей приносил цветы, которые 90-летняя женщина с завидным упорством всякий раз рисовала. Именно цветы на фоне березы и гаража - единственное, что Маврина видела из своих окон, - стали главными героями ее последних картин.

Сказочные звери Мавриной

___

Татьяна Маврина: Сказочные звери © Лабиринт . Издательство Нигма

Русская художница Маврина Татьяна Алексеевна

___

Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1902 в Нижнем Новгороде. Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы. Скончалась 19 августа 1996 в Москве. - Лебедева (Tatyana Mavrina-Lebedeva) - волшебница детских сказок

Маврина Татьяна Алексеевна - волшебница детских сказок — русская художница и иллюстратор
(Tatyana Mavrina-Lebedeva )

«Ложусь спать на горах. Кладу шесть сказок в головах:
одна разговаривает, другая спрашивает, третья звенит,
четвертая шумит, пятая смеется, шестая плачет».

Т атьяна Алексеевна Маврина прожила долгую жизнь, и более семи десятилетий не прекращала работать. Современники вспоминали веселый нрав и улыбку, с которой она начинала любое дело. Ее трудолюбие восхищало окружающих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать, заниматься живописью для нее было так же естественно и необходимо, как дышать.
Татьяна Алексеевна Маврина щедро проявила свое дарование в различных творческих направлениях. Она создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов. Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ", "Руслан и Людмила", "Сказки", а также сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".

Она сделала изумительную книгу «Лукоморье». Там кот присутствует на каждом развороте: то выглядывает из-за зимнего пригорка, то с луны лукаво улыбается... А вот он выглядывает из-за знакомого всем дивного профиля поэта, начертанного летящей мавринской линией... Этим двойным портретом: сказителя-кота и сказителя-поэта, художница завершила «Лукоморье».
«Для меня самое «душе-щипательное произведение» «У лукоморья дуб зеленый», - пишет художница. - Таин-ственное лукоморье - не географическое по-нятие, а сонное видение, где дуб, кот и весь сказочный мир. В этих коротких строчках для меня все три тома сказок Афанасьева, лубки и былины. Это стихотворение - вроде волшебного ларца, из которого вылезают и город, и войско, и народ. Есть еще подходя-щий сказочный образ для этого стиха - зо-лотое яичко, в которое сворачивается целое царство. Все эти образы из русских народных сказок. Сказки Пушкина для меня, как на-родные. Такого русского поэта и не сыскать... Каждая книга имеет свои корни и требует своих особых «камертонов». Искать эти «ка-мертоны» для Пушкина можно только в на-родном искусстве».

"Остров Буян"

"Где это Лукоморье? Мне думается искать его надо не на каком-нибудь географическом море, а где-то на "синем море" сказок, на "море Окияне, на острове Буяне". Это земля, что стоит на трех китах, может даже вся вселенная, "наивной космографии" старинных книг."

Иллюстрация "Там королевич мимоходом пленяет грозного царя"
к книге: А.С. Пушкин "Лукоморье". 1970. Бумага, гуашь, тушь

фабрика Москворецкого райпромтреста, 1949 год, илл.Т.Мавриной

Путь Татьяны Мавриной в детской иллюстрации начался со сказок А. С. Пушкина. Первой книгой художницы стала "Сказка о мёртвой царевне", вышедшая в 1949 году. Почти через десять лет была издана её "Сказка о царе Салтане". С тех пор эти книги не переиздавались.
Сама художница говорила: чтобы делать рисунки к Пушкину, "надо пожить и подумать, поездить и порыться в своих записках, зарисовках, вернуться в своё детство". Сказки любимого поэта Татьяна Маврина иллюстрировала всю жизнь. Именно А. С. Пушкин определил её художественное лицо и место в искусстве.

"Свадебный пир"

"Оформляя свои первые книги, Маврина создавала гораздо более традиционные композиции. Её ранние иллюстрации всегда повествовательны, реалистичны, в них чётко продумана каждая сцена, подробно прорисованы пейзажные фоны и мельчайшие детали, особое внимание уделено передаче колористических оттенков. Брать краски "в полную силу" художница с прирождённым чувством цвета решилась не сразу. "

"Сначала был Пушкин, потом уже сказки... Леший в лесу - по Пушкину, русалка над водой - по Пушкину, Баба-яга - тоже по Пушкину. И конец: „И там я был, и мёд я пил“, конечно, придумал первым Пушкин, а потом взяли в сказки эти интересные слова. Рисовать эти темы я начала вскоре после войны, а закончила в 1968 году, да и всё ли ещё закончила - не знаю-" Нет, не закончила. В 1974 году Татьяна Маврина в очередной раз заново проиллюстрирует все сказки А. С. Пушкина, которые выйдут одной книгой.

Кажется, сам А. С. Пушкин, в чьих устах серьёзным укором звучали строки: "Художник-варвар кистью сонной-", не смог бы упрекнуть Татьяну Маврину в небрежном или вялом толковании его сказок. Художница видела образы Пушкина буквально во всём: в московских улицах, в провинциальных городах, в русском пейзаже, "по которому и ступа с Бабою-ягой пойдёт-побредёт сама собой-". "Если в словах такие чудеса, то какие же должны быть иллюстрации?" - саму себя спрашивала Татьяна Маврина. Всю жизнь она отвечала на этот вопрос рисунками, воссоздавая мир, который ей нашептал пушкинский учёный кот.

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Рисунки "зрелой" Мавриной - это необыкновенно сказочные композиции, в которых много от народного искусства: городецкой росписи, русского лубка, народной игрушки. На этих иллюстрациях главенствует цветовое пятно. С помощью цвета Маврина строит композицию, обрисовывает пространство, выделяет детали. А нарочито небрежная, "живая" линия превращает рисунок в узорное целое. Именно поздние иллюстрации Татьяны Мавриной, очень созвучные детскому (светлому, радостному) восприятию сказки, принесут ей мировое признание. Она до сих пор остаётся единственным российским художником, удостоенным Международной премии имени Г. Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

"Сказка о Золотом Петушке"

Художница не надевает на кота ошейник: зверь вольно шагает по золотой цепи, держа в лапах свиток с прологом к «Руслану и Людмиле», - нездешний, могущественный, желто-голубой, как небо и луна, с черными заговоренными полосочками и точками.

"Возвращение Руслана в Киев". Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". 1964. Картон, гуашь, темпера



Иллюстрации Татьяны Мавриной, безусловно, создают новое измерение сказки. Кроме художественных достоинств, они несут много познавательных «этнографических» деталей, которые в тексте не описываются: костюмы во всем их многообразии - от рубахи до пиршественного наряда (и каждый персонаж одет по-своему, в соответствии со своим статусом - к примеру, по костюму Василисы Премудрой сразу можно угадать в ней именно царскую дочь); постройки (дом боярский и купеческий), посуда, нарядный пирог, напоминающий тульский пряник; стол, уставленный посудой на пиру, гусляр -на картинках много такого, о чем в сказке ни слова, но что придает ей «материальность» и даже вводит в исторический контекст. Как-то так получается, что сказочные события разворачиваются в стилизованной Древней Руси.


Удивительные цвета выбрала художница для рисунков! Шестёрка зеленоватых от лунного света лошадей въезжает в расписные ворота прекрасного дворца. За воротами в синей ночи только светят звёзды да темнеет таинственный лес вдали, и поэтому ночь разливается по листу бумаги лиловым цветом. Контрастом синей таинственной ночи выступают красные палаты дворца, где уже собрались гости и белой скатертью накрыт стол. Маврина не только рисует иллюстрации к сказкам, но и пересказывает текст сказки, находит народную пословицу, которая отражает её главную идею, и пишет пословицу кистью над заглавием сказки. Начало сказки, её концовку и некоторые слова, которые говорят её герои, художница также пишет кистью, тонко сочетая шрифт с текстом сказки и живописным рисунком.

Марья-Моревна

«Сказочные звери», 1965 г.

Ее чудо-звери явились из языческих правремен, из волшебного далека, где волк служил человеку и взлетал с ним под облака. О, Татьяна Маврина, как никто другой, ощущала волшебную природу Зверя, его тайну, его связь со Вселенной.

Мавринские звери действительно творят чудеса - художница сочинила о них книгу «Сказочные звери» и поместила на обложку мистического черного зелено-глазого кота в букете.

"Заинька в садочке", 1963

"Лиса Патрикеевна", 1963

"Волк волчище", 1963

"Мишка косолапый", 1963

Маврину называют «самой русской из всех художников». Ее неповторимый стиль легко узнаваем. В нем слились приемы росписи, заимствованные художницей из иконописи, народной игрушки, русского лубка, пряничных досок, изразцов. Волшебные животные, созданные Мавриной, органично связаны с образами русской народной сказки.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.









В творческой манере Мавриной - уникальное сочетание высочайшей европейской живописной культуры, основанной на достижениях импрессионизма и парижской школы, и стихии русского народного творчества (иконопись, лубок, глиняная игрушка).
Мировую известность ей принесли иллюстрации к русским народным сказкам и сказкам
А.С. Пушкина.

За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия
Г.‑Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг (1976).

Татьяна Маврина - единственный советский художник, удостоенный премии имени
Г. Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. В справочнике «Единый художественный рейтинг» отнесена к высшей категории — 1А (художник мировой известности).

1976

Впервые вручена представителю России -
Мавриной Татьяне Алексеевне
(1902-1996) -
художнику-иллюстратору детской книги

Http://kursky-solovey2.livejournal.com/149808.html

Татьяна Алексеевна Маврина щедро проявила свое дарование в различных творческих направлениях. Она создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов. Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ", "Руслан и Людмила", "Сказки", а также сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".

Обращение к традициям народного искусства, к национальным истокам сказки помогло Т. А. Мавриной развить чувство декоративности, стать певцом русской сказки, в пластических зримых образах соединить фантастику с окружающей жизнью.

Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах прозведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др.

Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т. А. Мавриной.

Колорит книг Т. А. Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония ее книг звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов ("Выбирай коня любого") или строится по принципу смелых цветовых контрастов ("Сказочные звери"). Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т. А. Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Увлечение А. С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А. С. Пушкина.

Большое значение в творчестве Т. А. Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Важнейшая особенность искусства Т. А. Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

Лучшие дня


Посетило:618
Первый продюсер Советского Союза