Поэмы Н. Некрасова

Тема : «Есть женщины в русских селениях»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.

Педагогические цели:

Познакомить учащихся с творчеством Н. Некрасова;

формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

формировать навыки анализа лирического текста;

учить формировать свое отношение к прочитанному;

воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Педагогические задачи:

уметь определять тематику, описывать героя произведения;

развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают отрывок из поэмы, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Метапредметные:

Регулятивные : самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.

Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Оборудование : мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А.Некрасов) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о поэте и его произведениях из курса начальной школы.

Биография Н.А.Некрасов (рассказывает ученик)

Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя.

Барский дом, большой и просторный, окнами глядел на дорогу. Очень часто уставшие путешественники присаживались отдохнуть и «начинались рассказы»:

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Отец Николая был богатым человеком ̶ помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды.

Но самое страшное воспоминание из детства – это встреча с бурлаками. Бурлаки ̶ рабочие крестьяне, которые тянут на веревке суда против течения.

Оборванные люди, стонавшие от боли и тяжести, шли по берегу и тянули по воде судно с грузом.

Жестокий отец, встреча с бурлаками ̶ были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его поэзии.

Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи.

В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки.

Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях.

Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.

В стихотворении Некрасова «Мужичок с ноготок» маленький шестилетний мальчик, как и отец, опора семьи, её кормилец. Вот он:

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

А сам с ноготок!

Есть у Некрасова и забавные герои ̶ «Генерал Топтыгин».

Человек, который смотрел за порядком на почтовой станции, принял медведя за генерала:

Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу!

Сам Топтыгин генерал

Едет на берлогу!

А вспомним доброго дедушку Мазая, который спас зайцев от верной смерти в весенний разлив рек.

Вот такие замечательные стихи у Николая Некрасова.

А еще Некрасов был очень хорошим охотником. Он так любил охоту, что в Новгороде, в местечке «Чудовская Лука», купил себе небольшой охотничий домик, куда приезжал летом и осенью, охотился и писал стихи. Сейчас в Чудовской луке открыт музей Н.А. Некрасова, который напоминает о тех далеких днях, когда здесь гостил великий русский поэт. А перед домом поставлен памятник: Николай Алексеевич Некрасов с ружьем и охотничьей собакой встречают приезжающих сюда туристов.

Людям настолько понравилось творчество писателя, что они открыли ещё и музей-заповедник, с загадочным названием «Карабиха». Карабиха ̶ это название деревни, расположенной в Ярославской области. Это музей- усадьба, в которой жил писатель. Ежегодно, вот уже более 40 лет, в первую субботу июля, Карабиха приглашает всех на Некрасовский праздник. Со сцены под открытым небом звучат стихи Некрасова, звучит музыка, исполняются песни.

В 55 Николай Некрасов заболел. Врачи не могли справиться с тяжелой болезнью. А через некоторое время, писатель умер. Похоронен Николай Алексеевич Некрасов на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, среди самых известных писателей.

Интересные факты из жизни Н.А.Некрасова (рассказ учителя)

Отец хотел отправить Некрасова-младшего в дворянский полк, но тот сбежал и вольнослушателем филологического факультета. Отцу это очень не нравится. Это даже его гневает и он грозится лишить его наследства и перестает финансировать его. Из-за этого Некрасову приходится постоянно голодать, работать на разных низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить себя. Спать приходится в самых дешевых ночлежках, если вообще не на улице.

На похороны Некрасова пришло огромное количество народу, среди которых были знаменитые писатели и поэты. Когда Достоевский говорил речь, то он сказал, что Некрасов был на третьем месте среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. За такое заявление он был освистан и все кричали, что Некрасов был лучшим.

Демонстрация презентации « Русские женщины».

- На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

Рассказ учителя:

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть женщины в русских селениях»

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

4. Постановка учебной задачи урока

Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

    Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз,красный нос»)

    Проанализировать…. (это произведение)

А) Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями) :

«Образ» - вид, облик

«Идеал» - Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний.

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

Б) Целевая установка

Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа с текстом

Итак ребята, мы сейчас прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос». (Прослушивание отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях")

Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.(после прочтения отрывка)

    Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)

    Чтение учащимися отрывка из поэмы.

Определение рифмы (перекрестная)

6.Первичное закрепление

Аналитическая работа с текстом ( Работа в группах)

Задания :

1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька. Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. « Их разве слепой не заметит…А зрячий о них говорит…», « Я видывал , как она косит…», « Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», «« Утеха!» - твердят мужики меж собой», « У ней не решится соседка …Ухвата, горшка попросить» )

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

( Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.)

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

( Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка».

Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая. ) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба.( - Во-первых, она настоящая женщина . - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка» , в простонародном смысле - « нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли» . Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Применение поискового метода

Найдите в тексте описание и выпишите(таблица) :

внешней красоты женщины;

внутреннего мира;

женщина в работе;

женщина на отдыхе;

женщина как хранительница домашнего очага;

женщина – мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Создание синквейна (исследовательский метод)

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Женщина

Красивая, терпеливая

Любить, восхищаться, любоваться

Достойна уважения

Гордость.

Работа в парах:

Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик-

« Качества, которыми обладает русская женщина-крестьянка», 2 столбик –

« Качества, которыми обладает современная женщина»

( Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику.

Вывод.Русская женщина, живущая в деревне, очень похожа на русскую крестьянку. Она трудолюбивая, сильная, красивая, ответственная, уверенная в себе, строгая. Однако, не все деревенские современные женщины такие. Городская же современная женщина совершенно другая. Но всех женщин объединяет красота, сила духа, гордость, терпение. Это только одно из высказанных мнений.)

8. Итоговая беседа. Рефлексия

Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?(Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.)

Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

Какие фразы стали крылатыми? («Есть женщины в русских селеньях»

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!»)

Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

10. Домашнее задание

Написать сочинение на тему "Русские женщины"






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

образовательные:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

воспитательные:

  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

познавательные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.

регулятивные: развивать умения:

  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:

  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.

личностные:

  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Личностные :

  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия : олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование : проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение .

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

Спасибо, садитесь!

Определение темы, задач урока, мотивация. (5 мин.)
Начнём наш урок с “Мысли в подарок”

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Чтобы определить предмет нашего исследования, предлагаю Вам отгадать загадку.

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

Какой бывает мороз?

Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

Создателем этого фильма был известный режиссер-сказочник Александр Роу. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы выросли на его великолепных сказках.

Это мороз

трескучий, слабый, сильный

Добрый, заботливый, справедливый.

– Посмотрите на главного героя. Что вы можете сказать? Какой он?

Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.

Евгений Шварц “Два брата”

Слайд

Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

Итак, что будет предметом нашего исследования?

Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

Вы совершенно правы.

Итак, каким может быть Мороз в литературных произведениях? А может быть? От чего это зависит? Возникла проблема?

Спокойный, равнодушный,

Мороз - литературный персонаж

Добрый, справедливый

Злой, равнодушный

Слайд - весы

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели :

познакомиться... с новым произведение

исследовать... характер героя

понять... что хотел нам сказать поэт.

Гипотеза : предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

Цель : выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении.

Исследовательская работа
– Сегодня нам предстоит необычная работа – исследовать образ Мороза.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Посмотрите, что же у нас получилось? Слайд

План работы

Первичное восприятие текста.

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

– Понравилось вам произведение? Чем оно вас затронуло?

Повторное чтение с остановками.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

неспешно, важно, строго

Мороз обходит свои владения, осматривает, значит делает всё неспеша

- Как будем читать вторую часть? гордо, хвастливо

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

Какие владения обходит Мороз?

гордо, хвастливо

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

Владенья – собственность.

Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится

- Каким представляется образ Мороза?

- чтение 2 четверостишия

А здесь, вы каким его представили?

Он какой?

открываю строчки на доске

строгий, грозный

- чтение 3 четверостишия

Что вы можете сейчас о нём сказать?

Он какой?

внимательный, чуткий, заботливый, утончённый, имеет изысканный вкус заботливый
- чтение 4 четверостишия

Как движется Мороз?

Какой внешний вид у Мороза?

важно, медленно

пугающий, устрашающий

косматая борода

- чтение 5 четверостишия

Как Мороз себя тешит, развлекает?

Он какой?

– Какое непонятное слово встретили?

шаловливый, игривый Палица – дубина с шипами утолщённая с одного конца, оружие русских богатырей
- чтение песни

–Прочитаем стихотворение до конца.

– Назовите непонятные слова.

Обоз – группа повозок.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

Добро – богатство.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Алмазы, жемчуг, серебро – это метафора..
- Совпадает ли образ Мороза, уже сложенный у нас, с образом в его песне? Почему?

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

любящий красоту (Я царство своё убираю...).

Сильным, огромным, суровым, властный, всемогущий, богатый, щедрый, волшебник)

Физминутка

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Подышим? Встали.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

трудно, закрываем рот и нос

– На сколько частей можно разделить стихотворение? 1. Обход владений. Дозор.

2. Песня мороза. Хвастливая песня. Удалая песня

- Почему автор назвал Мороза воеводой? Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья.
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

– Как вы думаете, если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Что же это за войско?

Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов.

Метели, вьюги, снега.

– Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете?

– Ну а раз Мороз-воевода сказочный герой, то давайте попробуем найти в тексте те литературные приёмы, которые использовал Некрасов, чтобы мы ясно представили этого сказочного героя в образе живого человека. Что это за приёмы? (Слайд)

Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки.
Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и туманы покорны

Чтобы показать силу, могущество огромные размеры Мороза.

Эпитеты – Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее.

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

косматая борода, удалая, хвастливая песня

чтобы мы яснее представили портрет этого героя

Сравнения – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

Словесно нарисуйте образ Мороза-воеводы

упрячу под гнёт, царство моё убираю в алмазы, жемчуг, серебро

Сравнение двух образов Морозов.

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

Чем же отличается образ Мороза у Н.Некрасова от образа в русских сказках?

В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. В сказках он - Морозко, а у Некрасова - Мороз-воевода.
Какими эпитетами его можно наградить?

Какова основная мысль стих-ния?

Составление синквейна.

А теперь разделимся на 2 группы.

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

Проверка.

Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.
Итог и рефлексия.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

Каким мы его увидели?

Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Соприкосновение с поэзией Некрасова помогло мне.....(увидеть красоту русской природы, увидеть необычное в обычных вещах).

Не совсем.

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник

Ребята, так какая же зима у Некрасова?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да)

живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо

Оценивание работы на уроке.

Самооценка.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

- Рефлексия эмоционального состояния.

Домашнее задание.

– Задание на дом вы можете выбрать для себя сами:

1. составить сказку о Морозе – воеводе

2. выучить любую часть стихотворение наизусть

3. подготовить выразительное чтение стихотворения.

8 класс Чтение

Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

Цель: - познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», обобщить знания учащихся по биографии Н.А.Некрасова.

Отрабатывать приёмы выразительного чтения, продолжать учить давать

полные ответы, делать выводы.

Воспитывать чувство уважения к женщине – труженице.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступительная беседа.

    Вспомните, с творчеством какого поэта мы знакомимся, подумайте и скажите, о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке?

    Тема нашего урока… . Мы с вами познакомимся с содержанием произведения, будем учиться его выразительно читать, вспомним всё, что знаем о жизни автора этого произведения. На каждый поставленный мною вопрос прошу давать полные, ясные, чёткие ответы.

    Николай Алексеевич Некрасов, кто это?

    Современником каких писателей он был?

    Проверка домашнего задания.

    А сейчас представьте себе Некрасова ребёнком в селе Грешнёво Ярославской губернии. Проверим ваше домашнее задание.

(Рассказ о детстве Некрасова)

    Итак, какой вывод можно сделать о детстве поэта?

(Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)

    Какой следующий этап был в жизни Некрасова?

(Рассказ об учёбе в гимназии.)

    Какой вывод можно сделать?

(Учился Некрасов легко, но без интереса. За время учёбы он полюбил книги, успешно окончил 5 классов.)

    Расскажите о дальнейшей жизни поэта.

(Рассказ о жизни в Петербурге.)

    Сделайте вывод.

    Итак, какое занятие постепенно становится основным в жизни поэта?

    Вспомните, какие темы затрагивает Некрасов в своих произведениях?

(1. С детства он видел несправедливость жизни. Наблюдал, как жесток крепостными его отец, видел бурлаков на Волге. Его ужаснула их участь. Он с детства понял, что надо как-то изменить эту несправедливость, что-то для этого надо сделать. Он старался своими стихами обратить внимание богатых на бедных людей, особенно на крепостных крестьян.)

    Приведите пример такого стихотворения. («Несжатая полоса» - ученик читает стихотворение наизусть).

    Какова вторая тема некрасовских стихов?

(2. С детских лет он общался с крестьянскими детьми, несмотря на запреты отца. Он убегал с ними в лес, на Волгу, на большую дорогу, которая проходила недалеко от села. Там мальчишки знакомились с разными людьми, которые переходили из деревни в деревню,из города в город в поисках работы.)

    Приведите пример стихотворения, в котором Некрасов пишет о крестьянских детях. (Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» - ученик читает стихотворение наизусть.)

    Итак, сделайте вывод, о чём писал Некрасов?

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Но, прежде, чем я начну свой рассказ, прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете.

Кроткий человек

Боготворить

Увековечить

Сочувствовать.

Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

    Задание: Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»

    Чтение отрывка учителем наизусть. Ответьте на мой вопрос.

    С.114 Задание: Прочитайте отрывок, найдите слова, которые вызвали у вас затруднения в понимании. (Славянка, копна, воздаяние).

    Объясните, как поняли выражения: «Труд ей несёт воздаяние», «Пройдёт – словно солнце осветит! Посмотрит – рублём подарит!».

    Работа над выразительностью чтения.

    Одна из целей нашего урока – учиться выразительно читать этот отрывок. Во время физкультминутки вы должны вспомнить, что значит, прочитать стихотворение выразительно.

Физкультминутка.

    Продолжение работы над выразительностью.

    Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?

    Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?

    Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.

    Первичное закрепление и анализ содержания.

    Ответьте на вопросы на странице 116 №2,3,4.

    Посмотрите на картинку на с.115. Найдите в стихотворении, которые подходят к этому рисунку.

    Сделайте вывод, какие черты характера русских женщин воспевает Некрасов в своём стихотворении?

    Итог урока.

С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?

Какой отрывок учились выразительно читать?

Какая третья тема в творчестве Н.А.Некрасова?

Почему он много писал о русских женщинах?

    Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Оценки за урок.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе "Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»". «Образ русской женщины» Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. Задачи: 1. Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». 2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова. 3. Обогащать активный словарь учащихся. 4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся. 5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий. 6. Развивать связную устную речь учащихся. 7. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине. 9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть. Оборудование: 1. Портрет Н.А. Некрасова 2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», 3. Иллюстрация к поэме 4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся 5. Толковый словарь С.И. Ожегова 6. Пословицы 7. Наборное полотно 8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге» 1. Орг. Момент Ход урока - Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова. Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «Я лиру посвятил народу своему».

2 2. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова. Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова. Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство. Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Почти пригнувшись головой К ногам, обитым бечевой Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений. В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов. Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом. В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо всем скажет сердечное Русский народ В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей. Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро. 3. Новый материал 1. Вводное слово учителя Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы

3 будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов. (Запись темы в тетради) Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась. 2. Словарная работа (запись в тетради) 1. Убогая бедная 2. Будни трудовые дни 3. Нужда нищета 4. Воздаяние награда 5. Не сробеет не испугается 6. Хата дом 3. Чтение учителем поэмы - О ком это стихотворение? - Правильно, о крестьянке. 4. Работа с текстом 1. Чтение «по цепочке» 2. Выборочное чтение С кем сравнивает поэт русскую женщину? Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица) Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик) - Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик) - Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти) - Отношение к работе (5 столбик) Пословица: Труд человека кормит, а лень портит. Работа с пословицей Соберите пословицу: Хозяюшка в дому, что оладышек в меду. В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата». Как отдыхает крестьянка? (6, 7 столбик) Смелость и решительность (8 столбик, Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики) -Какие строки вы считаете главными в отрывке? В ней крепко и ясно сознанье, Что всѐ их спасенье в труде, И труд ей несѐт воздаянье: Семейство не бьѐтся в нужде.

4 o -Как вы поняли выражения: «Труд ей несет воздаяние»(труд ей принесет награду) «Посмотрит рублем подарит»(взгляд ее дорог,словно рубль золотой) «Ей некогда лясы точить»(нет времени пустословить) -Создайте словесный идеал некрасовской женщины: Синквейн. Русская,трудолюбивая,терпеливая, семейная,хозяйственная. Любить,ценить,уважать Достойна уважения Гордость -Ребята,а автор говорит о какой-то конкретной женщине? (Нет.Этот образ собирателен,он обо всех русских женщинах) Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик) - Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка») 3. Картина «Крестьянка» Показ картины Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»? Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка? -Только ли суровую долю русской крестьянки показал Некрасов? (Он показал еще ее выносливость,терпимость,скромность,внешнюю и внутреннюю красоту,доброту и умение прийти на помощь.) Этот отрывок гимн русской женщине. Вы его выучили? 4. Чтение поэмы учениками(2-3 ученика рассказывают наизусть отрывок.) 5. Творческая работа учащихся 1.Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

5 2.1 группа: Найти сравнения, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд еѐ дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле т.е. удобно, надежно и т.д.) 2 группа: Найдите эпитеты, которыми Некрасов описывает русскую женщину. (Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех) 8.Подведение итогов: -Какова идея этого отрывка? Что хотел нам сказать Некрасов? (Некрасов призывает народ к борьбе за лучшую жизнь) -Сбылись ли сегодня мечты поэта и народа о свободной и счастливой жизни? (Да. Крестьяне живут хорошо и счастливо).о чем заставил вас подумать этот урок?(о горе крестьян, о том,что прошли века, прежде чем народ стал жить лучше) 2.Поняли,что в образе русской крестьянки воплощены лучшие черты русского народа. Научились сочувствовать чужому горю и восхищаться внутренней и внешней красотой русской крестьянки. Это стихотворение гимн русской женщине. Выставление оценок. Д.З. Прочитать «Муму» И.С.Тургенева


План массовых мероприятий МБУК «МЦБС Первомайского района» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, русского поэта Название Наименование мероприятия Форма работы На кого рассчитано Год проведения библиотеки

МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа План-конспект урока литературы в 5 классе Тема: «Есть женщины в русских Селеньях» по поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный Нос»

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: И.С.Никитин «Встреча зимы». Учитель: Пархоменко Татьяна Александровна Цели урока: Познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина. Продолжить

Маскайкина Алена Анатольевна учитель начальных классов МБУ г. о. Тольятти «Школа 25» Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 класс УМК «Школа России», авторы программы

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады по ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Николайчук Наталья Александровна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Великогубская средняя общеобразовательная школа» Республика Карелия Медвежьегорский район д. Великая Нива УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО

Урок литературного чтения в 4 «В» классе Учитель: Хомутова З.И. Тема: С.Есенин «Лебѐдушка» Цели: познакомить с произведением С.Есенина «Лебедушка»: - развивать у учащихся осознанность чтения; формировать

Тема: Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко» Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко»; познакомить с новыми литературными терминами; учить анализировать поэтическое

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 8 «Василёк» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова. 2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия - наша Родина» Логопедическая

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе

Чувикина Лариса Васильевна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 814 г. Москва КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

О книге, о чтении Тема. Цель: Оборудование: Урок 26 Со строчки на строчку. Учись читать молча. В. Бочарников «Лети, журавль!». учить детей осознавать прочитанное, анализировать его; развивать технику чтения

Урок по теме «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.Бунин» Автор Предмет, класс УМК Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Логиновских Лариса Николаевна Литература, 5

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья

Веретина Елена Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Владимирская область, посёлок Никологоры УРОК «ОСЕНЬ СКАЗОЧНЫЙ

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать

Иванова Елена Александровна учитель МБОУ «Сосновская СОШ» п. Сосновка, Кемеровская область РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Аннотация: с самых давних времен не ослабевает

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Тема Конспект урока «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Литературное чтение Урок 99 Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто Цели: высказывать и аргументировать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Каримова Альбина Мансуровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Цели урока: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект урока во 2 «Б» классе на тему «Пословицы и поговорки» учителя Ширшаковой Е.А. Цель: познакомить детей

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра.

П/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

С 12 по 20 октября в нашей школе проводилась неделя литературы, посвященной 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. В рамках данной недели прошли следующие мероприятия: Дата Класс Название мероприятия

Урок литературы 6 класс Тема: Н.М Рубцов «Звезда полей» Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова Задачи: -обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении;

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

С. Есенин «Черёмуха» Интегрированный урок чтения и музыки Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, портрет С. Есенина, открытки из серии «Дом-музей С. Есенина», гербарий с цветами черёмухи.

Технологическая карта урока литературного чтения Автор: Круковская Т.Е. Предмет: литературное чтение Тема: Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. Тип урока: Урок закрепления и совершенствования ЗУН

Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия

Т Привела; учитель 3 «а» кл. Глебова О.Н. Творчество Расула Гамзатова» Учитель: читает строки из стихотворения Расула Гамзатова: В большой семье крестьянской сакле скромной Под солнцем плывшем в утреннем

Var begun_auto_pad = 235757304; var begun_block_id = 272058883; Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I. Орг. момент

II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

IV. Проверка домашнего задания

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V. Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI. Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

VIII. Творческая работа учащихся

IX. Домашнее задание

X. Итог урока

XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III. Чтение учащимися стихов

- Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV. Проверка домашнего задания

    Беседа

В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3. Вывод

К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

О ком это стихотворение?

Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII. Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова