Правило написания приставок раз рас. Правописание приставок рас и раз

1. Приставки без-, воз- (вс-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р ): бе з водный, во з буждение, и з ранить, ни з ложить, ра з делаться, чре з вычайный и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ): бе с классовый, во с питание, в с помнить, и с пугать, ни с ходить, ра с ходиться, чере с чур. Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить.

здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется и согласная з входит в корень.

Примечания: 1. В словах низкий, низший согласная з входит в состав корня, поэтому на письме перед глухой согласной не требуется замена на с . Ср. сложное слово близсидящий.

2. Написания ра с чёт, ра с честь — ра сс читать, ра сс читывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одна буква с (кроме слова бессчётный ), перед корнем чит- пишутся две буквы с.

3. В словах ра з евать, ра з инуть, ра з ор, ра з орить и производных от них пишется одна буква з .

4. В слове ра сс ориться пишутся две буквы с (хотя рас-ссориться ), так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

2. В приставках раз-//рас- — роз-//рос- в неударяемом положении пишется буква а: р а звали́ть, ра з ли́в, р а списа́ние, р а ссы́пать, в ударяемом положении пишется буква о: р о́ звальни, р о́ злив, р о́ спись, р о́ ссыпь. Но: р о зыскно́й — от р о́ зыск.

Примечание. Перед именем собственным приставка раз- пишется через дефис: Будь ты хоть раз -Ваня — мне всё равно.

3. Приставка с- остается неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной; ср.: сп илить — сб ить, ск рестить — сг рести, ст есать — сд елать, сш ить — сж ить.

§ 28. Приставки пре- и при-

1. Приставка пре- придает словам:

1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма ): пр е интересный, пр е неприятный, пр е увеличивать, пр е успевать;

2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере- ): пр е вращать, пр е ображать, пр е ступать.

3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.

2. Приставка при- придает словам:

1) значение пространственной близости, смежности: пр и брежный, пр и школьный;

2) значение прибавления, приближения, присоединения: пр и делать, пр и бавить, пр и мыкать;

3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: пр и открыть, пр и остановиться;

4) значение доведения действия до конца: пр и думать, пр и стукнуть;

5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: пр и беречь, пр и прятать.

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:

пребывать — прибывать

предать — придать

предел — придел

преемник — приёмник, восприемник ← июльский.

Запомните: в слове взимать пишется буква и согласно произношению.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, Профиздат, спортинвентарь и т. д.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и (так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных буква ы не пишется): межинститутский, межимпериалистический, сверхизысканный, сверхиндустриализация. Так же: двухимпульсный, трёхионный, четырехигольный и т. п.

3. После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. Ср.: предынфарктный’ (русская приставка) — постинфарктный (иноязычная приставка).

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.

Предметные:

  • · знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
  • · находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
  • · правильно выделять приставки в словах;
  • · уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
  • · уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

  • 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
  • 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
  • 3. ИКТ

Таблица 1

Тема урока:

Правописание приставок раз-, рас-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

(слайд № 2)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы

Учитель сообщает:

На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба

«Ключ и Заря»

(слайд № 3)

  • - А кто такая Волшебница? Как её зовут?
  • -Волшебница начала заседание клуба словами

Я хочу вам РАСсказать

Об Иван Иваныче,

Он однажды РАЗболелся

Лёжа на диванчике.

  • (слайд № 4)
  • - Что вставили?
  • - Как правильно писать приставку и в каких словах пишется раз-, а в каких раз-?

Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой.

Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.

Учащиеся высказывают свои ответы:

На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-..

Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

Кто сможет назвать тему

заседания?

  • - Правильно, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»
  • (слайд № 5)

Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться?

(слайд № 6)

Объяснить задание:

Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ)

(слайд № 7)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние

  • - Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)
  • - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
  • - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

Выделите в этом слове приставку рас-

  • - А что такое приставка?
  • - Чем отличается приставка от предлога?
  • - На уроке вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на доске

«Правописание приставок

раз- и рас-»

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему?

Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.

Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9)

Высказывают свои ответы:

Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-.

Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»

Прослушиваем высказывания учащихся.

Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

  • -Слово расстояние не имеет пропусков букв.
  • -Это словарное слово мы ещё не учили.
  • -Приставка рас-
  • (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Ответы учащихся:

  • - Приставка - часть слова.
  • - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка

написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7)

Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

(В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать.

Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 10)

Самооценка

(слайд № 11)

Метапредметные:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.

Познавательные: различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-.

  • - Продолжаем наше исследование.
  • (слайд № 12)

Отделить все части слова!

Разложить по кармашкам!

  • - разобидеть
  • - разубедить
  • - разоружить
  • - разодеть

После написания: учитель спрашивает:

  • - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)
  • - С какой буквы начинается корень. Какой звук она обозначает?
  • - Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.
  • (Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.

Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных).

А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике).

Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 13)

Самооценка

  • (слайд № 15)
  • (слайд № 16)

Проговаривают алгоритм:

  • - читаю слово;
  • - определяю, с какого звука начинается корень;
  • - делаю выбор приставки.
  • (слайд № 18)

Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;

уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Динамическая пауза

Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть

Проведём музыкальную физминутку

Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Цель: Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром

(слайд № 20)

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.

  • - Проверьте, как вы выполнили это задание.
  • (слайд № 21)

Самостоятельное выполнение задания в тетради.

Начертить луч самооценки.

Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

Самоопределяются в УД.

Рефлексия деятельности

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22).

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки)

Личностные:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Домашнее задание

Цель: Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

(слайд № 23)

т. упр.12, с. 11 в учебнике.

стр. 18 правило.

На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую

работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».

  • (слайд № 24)
  • - Оцените свою работу на уроке.
  • (слайд № 25)

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-

Цель урока : - повторить написание словарных слов;

Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;

Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по

числам и падежам;

Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа

языкового материала.

Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

муниципального образования

город Горячий Ключ

Разработка урока

по русскому языку

тема «Правописание приставок раз -, рас -»

4 класс

Учитель МОУ СОШ №3

Черных Виктория Владимировна

МО г. Горячий Ключ -2010

Тема урока «Правописание приставок раз-, рас- .»

Цель урока : - повторить написание словарных слов;

Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;

Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по

Числам и падежам;

Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа

Языкового материала.

Ход урока

I. Организационный момент .

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)

А сейчас откройте тетради и запишите число.

II. Словарная работа.

Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки) , а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).

III. Определение темы урока и постановка цели.

На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках

РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ

Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).

В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)

А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)

Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)

Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».

IY. Работа над темой.

Заседание клуба «Ключ и заря»

Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».

Выполнение упражнения 10 на стр. 18.

Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с

приставками раз- , рас -, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?

раз л омать рас п исать

раз б росать рас х ватать

раз б олтать рас к атать

раз м ешать рас п ечатать

Рас ш атать

Рас т оптать

Рас с лышать

С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).

С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).

Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз- ; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.

3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.

Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.

ра зо бидеть ра зо ружить

ра зу бедить ра зо деться

Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.

4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.

Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.

Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.

Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих ?) согласных.

(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.)

Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)

РА с ШИРИТЬ РА з О Г НАТь РА з ДВИНУТЬ

Y. Закрепление.

1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.

Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.

Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.

Я ____сердился, да как заору:

Нет! Это чужая квартира.

Вяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

Тут Федорины коты

Фуфырили хвосты.

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы ____болелись.

А завтра ____скажет он сам

Про все свои подвиги нам .

Кто из лютых когтей

Разъярённых зверей

Нашу бедную Лялечку вызволит?

(К.Чуковский)

Всем очень нужен, знаю я,

Умный

Порядок дня.

(М.Дружинина)

2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.

YI. Итог урока.

Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.

На интерактивной доске отображено задание.

Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.

Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.

YIII. Итог урока.

Правописание какие приставок мы сегодня изучали?

В каких случаях пишется приставка раз-?

Когда мы пишем приставку рас-?

YII. Домашнее задание.

Учебник ч. 2 стр.19 упр.12


Формулировка задания - 2019

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно

2) зав..южить, обез..яна, с..едобный

3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться

4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать

5) под..брать, пр..медление, пр..образ

Формулировка задания прошлых лет

определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:

с..есть, п..еса,

ро..черк, не..дешний

пр..ютить, пр..поднёс

вз..мал, за..трал

о..гладил, по..ставка

Правильный ответ: взимал, заиграл

Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что следует знать для правильного выполнения задания:

Правописание неизменяемых приставок;

Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;

Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;

Правописание И, Ы после приставок;

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки

1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:

НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ

2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:

ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ

3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:

ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ

4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:

СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

3 приставкой не была и не будет!

Примечание:

Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.

5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:

ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Изменяемые приставки

1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:

РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,

зависит от глухости - звонкости последующего звука.

Приставка оканчивается на -3:

1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;

2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.

Приставка оканчивается на -С:

если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.

Примечание:

1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.

2. С буквой С пишутся слова:

ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:

1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:

ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;

2) приставка ДИС- пишется перед согласными:

ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.

4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.

РОЗЫГРЫШ - РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК - РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ

Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

Примечание:

1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.

2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).

Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.

2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ

Приставка ПРИ обозначает

1) Присоединение, прибавление:

ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ.

2) Приближение:

ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ.

3) Неполноту действия (= СЛЕГКА):

ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ.

4) Пространственную близость

ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ.

5) Сопутствующее действие

ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ.

6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца)

ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ.

Список слов с приставкой ПРИ для запоминания:

ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный)

ПРИВЕРЕДА

ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду)

НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь)

ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове)

НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей)

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ПРИЛЕЖНЫЙ

ПРИГОДНЫЙ

ПРИГОЖИЙ (день)

ПРИЯТНЫЙ

ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право)

ПРИОРИТЕТ (преимущество)

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

ПРИВИДЕНИЕ

ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется)

ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ

ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ

ПРИСУТСТВОВАТЬ

ПРИУРОЧИТЬ

ПРИДИРАТЬСЯ

ПРИТЯЗАТЬ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

БЕСПРИСТРАСТНЫЙ

ПРИСТРАСТИЕ

ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли)

ПРИВАТНЫЙ (= частный)

ПРИВАТИЗАЦИЯ

НЕПРИЯЗНЬ

ПРИБАУТКА

ПРИСКОРБНЫЙ

с ПРИСКОРБИЕМ

без ПРИКРАС

ПРИУМНОЖИТЬ

Приставка ПРЕ обозначает

1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»):

ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ.

2) То же, что и приставка ПЕРЕ-:

ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ),

ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ).

Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу:

ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ

ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ

ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик

ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания

ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ

ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ

ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ

ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста

БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ

БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ

НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ

Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания:

ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е)

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова)

ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный)

ПРЕСЛЕДОВАТЬ

ПРЕСМЫКАТЬСЯ

ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕПЯТСТВИЕ

ПРЕПОНА (препятствие)

ПРЕМЬЕРА

ПРЕТЕНЗИЯ

ПРЕТЕНДЕНТ

ПРЕПАРАТ

ПРЕГРЕШЕНИЯ

ПРЕИМУЩЕСТВО

ПРЕАМБУЛА (= вводная часть)

ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры)

ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРЕСТИЖНЫЙ

БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ

ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРЕРОГАТИВА (исключительное право)

ПРЕТЕРПЕВАТЬ

ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать)

ПРЕФЕКТУРА

ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом)

ПРЕУВЕЛИЧИТЬ

Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.

Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы»

ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться)

ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать)

ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение)

ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд)

ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить)

ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть)

ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться)

ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение)

ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить)

ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать)

ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением)

ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться)

ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим)

ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить)

СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда)

ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление)

ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть)

КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания)

ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят)

ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком)

ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают)

ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар)

ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница)

БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка)

ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения)

ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить)

НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ

ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО

ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить)

ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть)

3. Правописание букв Ы, И после приставок

Буква ы пишется

После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:

ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ

ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ

ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ

ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ

Примечание:

после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:

ИНТЕРЕСНЫЙ - СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ - СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ - МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

Буква и пишется

1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,

ТРАНСИРАНСКИЙ.

2) после приставок, оканчивающихся на гласную:

ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ

3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.

4) в сложносокращённых словах во втором корне:

ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ

5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :

ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.

Например:

Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:

Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).

Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).

Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).

4. Разделительные Ъ и Ь знаки

Ъ пишется:

1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ

СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ

2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),

перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ

3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: -

ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ

4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

5) в словах

НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН

ь пишется:

1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):

БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ

2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:

КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН

3) в словах

ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК

Примечание:

1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.

2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:

ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.

Правило

Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.

Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.

Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Примеры

беЗоблачный (перед гласным.);

беСполезный (перед глухим);

беЗжалостный (перед звонким);

раСпаковать (перед глухим)

раЗдавить (перед звонким);

иСцарапиться (перед глухим);

иЗделие (перед звонким);

воСпламениться (перед глухим);

воЗделать (перед звонким);

ниСпадать (перед глухим);

ниЗвергаться (перед звонким);

Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:

череСчур

иСчезнуть

иСподлобья

иСподнизу

иСподтишка

мировоЗЗрение

мировоСприятие

беЗжизненный

беЗжалостный

беЗвкусный

иСцарапаться

Когда и почему возникло правило

Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.

По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.

Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.

Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".

Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.

На что обратить внимание

  • В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
  • В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
  • Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
  • Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
  • Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
  • Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент