1. Приставки без-, воз- (вс-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р ): бе з водный, во з буждение, и з ранить, ни з ложить, ра з делаться, чре з вычайный и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ): бе с классовый, во с питание, в с помнить, и с пугать, ни с ходить, ра с ходиться, чере с чур. Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить.
здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется и согласная з входит в корень.
Примечания: 1. В словах низкий, низший согласная з входит в состав корня, поэтому на письме перед глухой согласной не требуется замена на с . Ср. сложное слово близсидящий.
2. Написания ра с чёт, ра с честь — ра сс читать, ра сс читывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одна буква с (кроме слова бессчётный ), перед корнем чит- пишутся две буквы с.
3. В словах ра з евать, ра з инуть, ра з ор, ра з орить и производных от них пишется одна буква з .
4. В слове ра сс ориться пишутся две буквы с (хотя рас-ссориться ), так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.
2. В приставках раз-//рас- — роз-//рос- в неударяемом положении пишется буква а: р а звали́ть, ра з ли́в, р а списа́ние, р а ссы́пать, в ударяемом положении пишется буква о: р о́ звальни, р о́ злив, р о́ спись, р о́ ссыпь. Но: р о зыскно́й — от р о́ зыск.
Примечание. Перед именем собственным приставка раз- пишется через дефис: Будь ты хоть раз -Ваня — мне всё равно.
3. Приставка с- остается неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной; ср.: сп илить — сб ить, ск рестить — сг рести, ст есать — сд елать, сш ить — сж ить.
§ 28. Приставки пре- и при-
1. Приставка пре- придает словам:
1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма ): пр е интересный, пр е неприятный, пр е увеличивать, пр е успевать;
2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере- ): пр е вращать, пр е ображать, пр е ступать.
3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.
2. Приставка при- придает словам:
1) значение пространственной близости, смежности: пр и брежный, пр и школьный;
2) значение прибавления, приближения, присоединения: пр и делать, пр и бавить, пр и мыкать;
3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: пр и открыть, пр и остановиться;
4) значение доведения действия до конца: пр и думать, пр и стукнуть;
5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: пр и беречь, пр и прятать.
Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.
Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:
пребывать — прибывать
предать — придать
предел — придел
преемник — приёмник, восприемник ← июльский.
Запомните: в слове взимать пишется буква и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, Профиздат, спортинвентарь и т. д.
2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и (так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных буква ы не пишется): межинститутский, межимпериалистический, сверхизысканный, сверхиндустриализация. Так же: двухимпульсный, трёхионный, четырехигольный и т. п.
3. После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. Ср.: предынфарктный’ (русская приставка) — постинфарктный (иноязычная приставка).
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
Предметные:
- · знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
- · находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
- · правильно выделять приставки в словах;
- · уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
- · уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Методы обучения.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
- 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
- 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
- 3. ИКТ
Таблица 1
Тема урока: |
Правописание приставок раз-, рас- |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
|
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цель: Организация направленного внимания на начало урока |
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок. Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! (слайд № 2) Уточнить, как готовы дети к уроку. |
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку. |
Личностные результаты: Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
Актуализация знаний Мотивировать учащихся на изучение темы |
Учитель сообщает: На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба «Ключ и Заря» (слайд № 3)
Я хочу вам РАСсказать Об Иван Иваныче, Он однажды РАЗболелся Лёжа на диванчике.
|
Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой. Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке. Учащиеся высказывают свои ответы: На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-.. |
Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём. Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
Постановка учебной задачи Познакомить учащихся с учебной задачей. |
Учитель спрашивает: Кто сможет назвать тему заседания?
Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться? (слайд № 6) Объяснить задание: Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ) (слайд № 7) Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние
Выделите в этом слове приставку рас-
«Правописание приставок раз- и рас-» И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему? Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние). Откройте учебники на с.17. Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок. Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9) |
Высказывают свои ответы: Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-. Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-» Прослушиваем высказывания учащихся. Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.
Ответы учащихся:
Взаимопроверка написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7) Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги. Чтение учащимися упр.10. Коллективное составление плана работы с заданием. Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика. (В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка) Самопроверка. (слайд № 10) Самооценка (слайд № 11) |
Метапредметные: Анализируют учебную задачу и принимают её, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли. Познавательные: различать приставки и предлоги. Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю) |
|
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-. |
Отделить все части слова! Разложить по кармашкам!
После написания: учитель спрашивает:
Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных). А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике). |
Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка) Самопроверка. (слайд № 13) Самооценка
Проговаривают алгоритм:
Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши. После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы. |
Метапредметные: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-. Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас- |
|
Динамическая пауза Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть |
Проведём музыкальную физминутку |
Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17) |
||
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Цель: Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром (слайд № 20) Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.
|
Самостоятельное выполнение задания в тетради. Начертить луч самооценки. Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче. Самоконтроль и самооценка. |
Метапредметные: Самоопределяются в УД. |
|
Рефлексия деятельности Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. |
Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе. Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22). |
Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки) |
Личностные: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. |
|
Домашнее задание Цель: Дать инструктаж выполнения домашнего задания. |
Домашнее задание: (слайд № 23) т. упр.12, с. 11 в учебнике. стр. 18 правило. На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».
|
Учащиеся читают задание про себя. Задают вопросы по выполнению задания. Понимают, как надо выполнить домашнее задание. |
Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. |
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас- .»
Цель урока : - повторить написание словарных слов;
Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;
Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
числам и падежам;
Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
языкового материала.
Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования
город Горячий Ключ
Разработка урока
по русскому языку
тема «Правописание приставок раз -, рас -»
4 класс
Учитель МОУ СОШ №3
Черных Виктория Владимировна
МО г. Горячий Ключ -2010
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас- .»
Цель урока : - повторить написание словарных слов;
Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;
Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
Числам и падежам;
Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
Языкового материала.
Ход урока
I. Организационный момент .
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)
А сейчас откройте тетради и запишите число.
II. Словарная работа.
Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки) , а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).
III. Определение темы урока и постановка цели.
На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках
РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ
Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).
В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)
А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)
Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)
Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».
IY. Работа над темой.
Заседание клуба «Ключ и заря»
Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».
Выполнение упражнения 10 на стр. 18.
Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с
приставками раз- , рас -, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?
раз л омать рас п исать
раз б росать рас х ватать
раз б олтать рас к атать
раз м ешать рас п ечатать
Рас ш атать
Рас т оптать
Рас с лышать
С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз- ; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.
Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.
ра зо бидеть ра зо ружить
ра зу бедить ра зо деться
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.
4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.
Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих ?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.)
Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)
РА с ШИРИТЬ РА з О Г НАТь РА з ДВИНУТЬ
Y. Закрепление.
1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.
Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.
Я ____сердился, да как заору:
Нет! Это чужая квартира.
Вяжите, отпустите
Этих маленьких детей.
Тут Федорины коты
Фуфырили хвосты.
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы ____болелись.
А завтра ____скажет он сам
Про все свои подвиги нам .
Кто из лютых когтей
Разъярённых зверей
Нашу бедную Лялечку вызволит?
(К.Чуковский)
Всем очень нужен, знаю я,
Умный
Порядок дня.
(М.Дружинина)
2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.
YI. Итог урока.
Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.
На интерактивной доске отображено задание.
Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.
Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.
YIII. Итог урока.
Правописание какие приставок мы сегодня изучали?
В каких случаях пишется приставка раз-?
Когда мы пишем приставку рас-?
YII. Домашнее задание.
Учебник ч. 2 стр.19 упр.12
Формулировка задания - 2019
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно
2) зав..южить, обез..яна, с..едобный
3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться
4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать
5) под..брать, пр..медление, пр..образ
Формулировка задания прошлых лет
определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
с..есть, п..еса,
ро..черк, не..дешний
пр..ютить, пр..поднёс
вз..мал, за..трал
о..гладил, по..ставка
Правильный ответ: взимал, заиграл
Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.
В ответ выписываем не слова, а номера строк.
Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.
Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.
Что следует знать для правильного выполнения задания:
Правописание неизменяемых приставок;
Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;
Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
Правописание И, Ы после приставок;
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок
Неизменяемые приставки
1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:
НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ
2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:
ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ
3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:
ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ
4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:
СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
3 приставкой не была и не будет!
Примечание:
Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.
5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:
ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Изменяемые приставки
1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:
РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,
зависит от глухости - звонкости последующего звука.
Приставка оканчивается на -3:
1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;
2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.
Приставка оканчивается на -С:
если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.
Примечание:
1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.
2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.
2. С буквой С пишутся слова:
ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:
1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:
ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;
2) приставка ДИС- пишется перед согласными:
ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.
4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.
РОЗЫГРЫШ - РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК - РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ
Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)
Примечание:
1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.
2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).
Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.
2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ
Приставка ПРИ обозначает |
1) Присоединение, прибавление: ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ. |
2) Приближение: ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ. |
3) Неполноту действия (= СЛЕГКА): ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ. |
4) Пространственную близость ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ. |
5) Сопутствующее действие ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ. |
6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца) ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ. |
Список слов с приставкой ПРИ для запоминания: |
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный) ПРИВЕРЕДА ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду) НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь) ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове) НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей) ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРИЛЕЖНЫЙ ПРИГОДНЫЙ ПРИГОЖИЙ (день) ПРИЯТНЫЙ ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право) ПРИОРИТЕТ (преимущество) ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПРИВИДЕНИЕ ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется) ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИУРОЧИТЬ ПРИДИРАТЬСЯ ПРИТЯЗАТЬ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ПРИСТРАСТИЕ ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли) ПРИВАТНЫЙ (= частный) ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕПРИЯЗНЬ ПРИБАУТКА ПРИСКОРБНЫЙ с ПРИСКОРБИЕМ без ПРИКРАС ПРИУМНОЖИТЬ |
Приставка ПРЕ обозначает |
1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»): ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ. |
2) То же, что и приставка ПЕРЕ-: |
ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ), ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ). |
Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу: |
ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ |
Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания: |
ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е) ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова) ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный) ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПРЕСМЫКАТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТ ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕПОНА (препятствие) ПРЕМЬЕРА ПРЕТЕНЗИЯ ПРЕТЕНДЕНТ ПРЕПАРАТ ПРЕГРЕШЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРЕАМБУЛА (= вводная часть) ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры) ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРЕСТИЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный) ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕРОГАТИВА (исключительное право) ПРЕТЕРПЕВАТЬ ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать) ПРЕФЕКТУРА ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом) ПРЕУВЕЛИЧИТЬ |
Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.
Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы»
ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться) |
ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать) |
ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение) |
ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд) |
ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить) |
ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть) |
ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться) |
ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение) |
ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить) |
ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать) |
ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением) |
ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться) |
ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим) |
ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить) |
СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда) |
ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление) |
ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть) |
КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания) |
ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят) |
ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком) |
ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают) |
ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар) |
ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница) |
БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка) |
ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения) |
ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить) |
НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ |
НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ |
ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО |
ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить) |
ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть) |
3. Правописание букв Ы, И после приставок
Буква ы пишется
После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:
ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ
ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ
ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ
ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ
Примечание:
после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:
ИНТЕРЕСНЫЙ - СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ - СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ - МЕЖИНСТИТУТСКИЙ
Буква и пишется
1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,
ТРАНСИРАНСКИЙ.
2) после приставок, оканчивающихся на гласную:
ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ
3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.
4) в сложносокращённых словах во втором корне:
ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ
5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :
ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.
Например:
Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).
Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).
Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).
4. Разделительные Ъ и Ь знаки
Ъ пишется:
1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ
СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ
2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),
перед буквами Е, Ё, Ю, Я:
АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ
3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: -
ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ
4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
5) в словах
НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН
ь пишется:
1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):
БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ
2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:
КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН
3) в словах
ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК
Примечание:
1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.
2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:
ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.
Правило
Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.
Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.
Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | ||||
глухие | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ |
Примеры
беЗоблачный (перед гласным.);
беСполезный (перед глухим);
беЗжалостный (перед звонким);
раСпаковать (перед глухим)
раЗдавить (перед звонким);
иСцарапиться (перед глухим);
иЗделие (перед звонким);
воСпламениться (перед глухим);
воЗделать (перед звонким);
ниСпадать (перед глухим);
ниЗвергаться (перед звонким);
Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:
череСчур
иСчезнуть
иСподлобья
иСподнизу
иСподтишка
мировоЗЗрение
мировоСприятие
беЗжизненный
беЗжалостный
беЗвкусный
иСцарапаться
Когда и почему возникло правило
Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.
По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.
Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.
Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".
Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.
На что обратить внимание
- В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
- В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
- Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
- Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
- Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
- Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент