Автор поющие в терновнике. Колин Маккалоу «Поющие в терновнике

The Thorn Birds

Семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу, опубликованная в 1977 году.

К олин Маккалоу

Colleen McCullough

Колин Маккалоу родилась 1 июня 1937 года в городе Веллингтон (Новый Южный Уэльс) в семье Джеймса и Лоры Маккалоу. Мать Колин была родом из Новой Зеландии, среди её предков были представители народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Семья Маккалоу часто переезжала, осев в конечном итоге в Сиднее. Колин много читала и рисовала и даже писала стихи. Под влиянием родителей Колин выбрала медицину в качестве будущей профессии. Она училась в Университете Сиднея, где выбрала специализацией нейропсихологию. После окончания университета работала в Королевской больнице Северного побережья (англ. Royal North Shore Hospital). В 1963 году Колин Маккалоу переехала в Лондон.

С 1967 по 1976 год Макаллоу занималась научной и преподавательской деятельностью в отделении нейробиологии Йельской медицинской школы при Йельском университете. Именно в этот период она также впервые обратилась к литературной деятельности и написала свои первые романы «Тим» и «Поющие в терновнике», и в конце концов решила целиком посвятить себя литературному труду. С конца 1970-х годов проживала на острове Норфолк.

«Поющие в терновнике»

краткое содержание

События, изложенные в романе известной австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», начинаются в 1915 году. В центре повествования находится большая семья Клири, проживающая в Новой Зеландии. Глава этого семейства, Падрик Клири, обычно именуемый Пэдди, вынужден зарабатывать на жизнь себе и своим близким тяжелейшим физическим трудом, занимаясь уходом за овцами, его жена Фиона также с утра до вечера работает по дому. Шестеро детей Падрика и Фионы, самой младшей из которых является девочка Мэгги, с раннего возраста вынуждены во всем помогать родителям, к старшему сыну, шестнадцатилетнему Фрэнку, отец уже предъявляет такие же требования, как к взрослому работнику, жестко наказывая подростка за малейший промах.

Начинается книга с дня рождения младшей дочери, Мэгги, которой исполняется четыре года. Описывается быт многодетной семьи, тяжёлый ежедневный труд матери семейства, Фионы, трудности обучения детей в католической школе под начальством суровых монахинь, недовольство старшего сына Фрэнка бедностью и однообразием жизни. Однажды отцу, Падрику Клири (Пэдди), приходит письмо от его сестры Мэри Карсон, богатой владелицы обширного австралийского поместья Дрохеда. Она приглашает его на должность старшего овчара, и вся семья переезжает из Новой Зеландии в Австралию.

Когда Мэгги в пять лет впервые идет в школу, она сталкивается с весьма жестокой и озлобленной на весь мир монахиней, именуемой сестрой Агатой. В первый же день девочка переживает в школе серьезное унижение, монахиня безжалостно избивает малышку на глазах у всех остальных детей, и отныне фактически каждый школьный день становится для Мэгги настоящим кошмаром, сестра Агата не перестает ее травить. Однако девочка в соответствии с традициями своей семьи старается переносить все стойко, не плакать и не жаловаться даже своим родным, Мэгги с малых лет учится терпению и молчанию.

Когда начинается Первая мировая война, Фрэнк пытается убежать из дома в армию, хотя отец резко возражает против его решения. Тем не менее, юноша предпринимает попытку побега, но его быстро возвращают домой, и парень с отчаянием понимает, что ему придется оставаться с отцом, к которому он испытывает все более сильную неприязнь. На этом первая часть романа заканчивается.

Во второй части в повествовании впервые появляется Мэри Карсон, старшая сестра Падрика Клири, которая живет в Австралии и является весьма обеспеченной вдовой, ее давно ушедший из жизни супруг оставил ей в наследство огромное поместье под названием Дрохеда, приносящее пожилой женщине немалые доходы.

В Австралии семейство Клири встречает молодой приходской священник Ральф де Брикассар. Десятилетняя Мэгги, единственная дочь в семье, привлекает его внимание своей красотой и застенчивостью. Став старше, Мэгги влюбляется в него, но им не суждено быть вместе, поскольку Ральф, как любой католический священник, дал обет целомудрия (целибат). Тем не менее, они проводят вместе много времени, ездят верхом, беседуют. Мэри Карсон, вдова «стального короля» Майкла Карсона, безответно влюблена в Ральфа и наблюдает за его отношениями с Мэгги с плохо скрываемой ненавистью. Чувствуя, что Ральф близок к тому, чтобы отказаться от сана ради повзрослевшей Мэгги, Мэри расставляет Ральфу ловушку ценой своей жизни: после смерти Мэри Карсон её огромное наследство переходит к церкви при условии, что последняя по достоинству оценит своего скромного служителя Ральфа де Брикассара, который становится единственным распорядителем состояния Карсон, а семейство Клири получает право жить в Дрохеде в качестве управляющих. Теперь, когда перед Ральфом вновь во всю ширь открывается возможность церковной карьеры - он отказывается от того, чтобы соединить свою жизнь с Мэгги и уезжает из Дрохеды. Мэгги тоскует по нему. Ральф тоже думает о ней, но одолевает желание вернуться в Дрохеду.

(1929-1932 гг.) Большой пожар забрал жизни отца Мэгги Падрика и брата Стюарта. Когда их тела перевозят, в тот же день в Дрохеду приезжает Ральф, но после похорон снова уезжает. От Мэгги он получает в подарок розу, уцелевшую от пожара.

(1933-1938 гг.) В усадьбе появляется Люк О’Нил, новый работник, который стал ухаживать за Мэгги. Вскоре Мэгги выходит за него замуж, а внешне Люк был похож на Ральфа. После свадьбы Люк устроился на работу рубщиком тростника, а Мэгги устроилась горничной в дом одной супружеской пары. Мэгги хочет родить от Люка ребенка, но тот пока не торопится с этим. Но все же, используя свои женские чары Мэгги рожает дочь Джастину. После нелегких родов она заболевает и хозяева дома, где она прислуживала горничной, позволяют ей поехать на остров Матлок. Даже приехав, Люк не пожелал увидеться с женой и уехал обратно на работу. Затем приезжает Ральф. Поколебавшись, он отправляется к Мэгги. Вместе они проводят несколько дней. Но вскоре Ральф для продолжения карьеры вновь возвращается в Рим. Мэгги покидает Люка и возвращается в Дрохеду беременной от Ральфа.

(1938-1953) У Мэгги в Дрохеде рождается сын, которого она назвала Дэном, который похож на Ральфа. Но окружающие думают, что это сын Люка. Догадалась только Фиона, мать Мэгги. При разговоре с Мэгги выяснилось, что Фиона в молодости была без ума от одного влиятельного человека, от которого она рода сына Фрэнка и который не смог жениться на ней. Затем она вышла замуж за Падрика Клири. Возлюбленные обеих женщин заботились о своей карьере. Вскоре в Дрохеду приезжает Ральф и знакомится с Дэном, не подозревая, что это его сын. Мэгги тоже промолчала. Когда в Европе началась Вторая мировая война, жвое братьев Мэгги уходят на фронт. Уже будучи кардиналом, Ральф смирился с тем, что Ватикан поддерживает режим Муссолини.

(1954-1965 гг.) Повзрослев, дети Мэгги стали выбирать себе профессии. Джастина уезжает в Лондон, собираясь стать актрисой. Дэн же желает посвятить себя церкви, как бы ни противилась этому Мэгги. Но все же отправляет Дэна к Ральфу в Рим. После прохождения обряда он уезжает на Крит и во время спасения двух женщин он тонет. После приезда Мэгги Ральф узнает, что Дэн его сын, и помогает перевезти сына в Дрохеду.

(1965-1969) Джастина переживает смерть Дэна, но находит утешение в работе. Она колеблется между возвращением в Дрохеду и налаживанием отношений со своим другом немцем Лионом Хартеймом. Лион желает жениться на Джастине. Все же она выходит за него замуж. Телеграммой она оповещает о своем замужестве Мэгги, которая находится в Дрохеде. В их роду нет больше детей. И Джастина тоже не желает иметь их.

Интересно знать – почему Колина назвала сагу «ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ».

Есть такая легенда - о птице, что поёт лишь один раз за всю жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает своё гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдёт. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достаётся она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…По крайней мере так говорит легенда.

Источники – Википедия, 2mir-istorii.ru, sochinyalka.ru

Колин Маккалоу – “Поющие в терновнике” – краткое содержание саги обновлено: 10 сентября, 2017 автором: сайт

Согласно проведенному исследованию, каждую минуты в мире покупаются два экземпляра произведения «Поющие в терновнике». Книга стала знаковой для австралийской писательницы, увеличив ее популярность в сотни раз. Несмотря на то, что за свою творческую жизнь Маккалоу успела написать 25 достойных работ, самой известной по сей день остается история жизни семьи Клири.

Судьбы творческих людей складываются по-разному. Одни упорно и медленно идут к своей цели, годами работая над своим главным прорывом. Другие, наоборот, невзначай получают славу и признание. Колин Маккалоу можно отнести ко второй группе людей, однако в любом правиле есть исключения.

До публикации «Поющих в терновнике» о существовании Колин никто не догадывался. Роман вышел в свет в 1977 году одновременно в разных уголках планеты: Сидней, Лондон, Сан-Франциско, Нью-Йорк. Критики тепло восприняли литературную новинку, и последующие два года она занимала лидирующие места в списках .

Название книги

Существует легенда: есть на свете птица, которая поет песню лишь раз в жизни, но делает это прекраснее всех. Одного дня она отправляется на поиски тернового куста и не перестает искать, прежде чем не найдет его. В зарослях колючих веток она запевает песню и бросается грудью на самый большой шип.

Птицу терзают несказанные муки, умирая, она поет так, словно возносится в рай на небеса. Такой песне бы позавидовали соловей и жаворонок. Чувственная, единственная песнь стоит ей жизни. Весь мир замирает и сам Бог улыбается. Ведь все лучшее достается лишь путем испытаний и страданий. Так гласит легенда.

О чем книга?

Читать «Поющие в терновнике» одно удовольствие. История берет свое начало в 1915 году и продолжается более полстолетия. В романе описывается жизнь трех поколений Клири. Это настоящая семейная сага с захватывающими путешествиями во времени австралийской семьи.

Главная героиня юная Мэгги Клири. Мы наблюдаем за ее взрослением с первых страниц. Девушка еще ребенком влюбляется в священника Ральфа. Их чувства взаимны, однако его долг перед церковью не позволяет влюбленным быть вместе.

Произведение разделено на семь частей , в каждой из которых подробно раскрывается характер одного из главных героев:

  1. 1915-1917 годы Мэгги;
  2. 1918-1928 годы Ральф;
  3. 1929-1932 годы Пэдди;
  4. 1933-1938 годы Люк;
  5. 1938-1953 годы Фиа;
  6. 1954-1965 годы Дэн;
  7. 1965-1969 годы Джастина.

Банален ли сюжет?

Современному читателю, на первый взгляд, сюжет может показаться банальным и предсказуемым. Но стоит взять во внимание то, что роман Маккалоу послужил первоисточником для многочисленных «копий в мягком переплете». Имеется в виду то, что некоторые авторы новомодных часто берут в качестве примера именно книгу «Поющие в терновнике».

Подобный факт является плюсом, ведь произведение остаётся актуальным и по сей день. «Поющие в терновнике» первый бульварный роман, именно это поднимает его на ступеньку выше своих подражателей и делает творчество и мастерство автора недостижимым для многих писателей-однодневок.

Беря за основу сюжета огромный временной промежуток, Маккалоу удается создать одновременно ровную, плавную и интригующую структуру своей книги.

Писательница играет со своими героями, испытывает их в различных жизненных ситуациях, ставит перед выбором, намеренно добавляет неожиданные повороты сюжета. В общем, делает все возможное для привлечения внимания читателя. Поэтому не пропустите возможность читать «Поющие в терновнике» онлайн прямо сейчас.

  1. Мэгги. Повествование начинается с четвертого дня рождения младшей дочери в семье Клири Мэгги. В этой части рассказывается о тяжелых буднях матери Фионы, о трудностях детей в школе, о бедности и однообразии жизни. Однажды в их дом приходит удача, отец семейства получает письмо от сестры Мэри Карсон, владелицы большого поместья в Австралии. Она предлагает ему работу и жилье. Семья решает переехать из Новой Зеландии в Австралию.
  2. Ральф. На новом месте новоприбывших встречает священник Ральф де Брикассар. Внимание молодого священника привлекает девятилетняя Мэгги. Немного повзрослев, девочка влюбляется в него. Мэри Карсон составляет завещание. В нем говорится, что после ее смерти все деньги отойдут церкви, но при условии, что последняя обратит должное внимание на служителя де Брикассара, который станет главным распорядителем, а семья Клири останется управляющими поместья. Ральф выбирает карьеру священника.
  3. Пэдди. Из-за пожара на ферме отец и брат Мэгги погибают. Совершенно случайно на похоронах оказывается Ральф. Между влюбленными вновь вспыхивает искра.
  4. Люк. Мэгги тоскует. На ферме появляется Люк О’Нил, парень начинает ухаживать за юной красавицей. Вскоре девушка решает выйти за него замуж. Они покидают усадьбу и обустраиваются на новом месте. Чтобы заработать деньги молодожены работают не покладая рук, не видятся месяцами. У Мэгги рождается дочь Джастина. После родов ослабленная девушка отправляется на остров Матлок, Люк отказывается навестить жену и вместо него отправляется Ральф. Мэгги бросает Люка и возвращается на ферму с ребенком Ральфа под сердцем.
  5. Фиа. В это время начинается Вторая мировая война. Два брата из семьи Клири отправляются на фронт. На свет появляется Дэн, сын Ральфа. Мать Мэгги догадывается о настоящем отце мальчика.
  6. Дэн. Повзрослев Джастина и Дэн, покидают родной дом. Джастина уезжает познавать актерское ремесло в Лондон, а Дэн, желающий стать священником, в семинарию в Рим. На каникулах он отправляется на Крит, где во время одного из заплывов у него происходит сердечный приступ и мальчик погибает. Только после этого Мэгги раскрывает тайну о происхождении Дэна Ральфу.
  7. Джастина. После смерти брата Джастина полностью отдает себя работе. Терзаясь сомнениями, она находит поддержку в немце Лионе. Молодые люди женятся.

Это роман об истории нескольких поколений одной семьи. Как и во всех подобных произведениях, в нем присутствуют и драма, и комедия, и элементы любовной истории. Для тех, кто хочет узнать больше, представляем краткое содержание. «Поющие в терновнике» состоит из семи частей, каждая из которых акцентирует внимание на одном герое, рассматривая события, через призму его чувств и эмоций.

Семья

Повествование в романе начинается с 1915 года, и охватывает больше полувека. За это время главные герои - семейство Клири - проходят длинный и тяжелый путь от не имеющих своего угла новозеландских бедняков до владельцев огромного поместья в Австралии. Чтобы подчеркнуть изменения главных героев, писательница разбила на несколько частей текст книги «Поющие в терновнике». Краткое содержание каждой из них представляет собой характеристику не только персонажей, но и отрезка времени, в котором они живут.

Первая часть

В первой же главе мы знакомимся с самым маленьким членом семьи Клири - Мэгги, которая появляется перед читателями уже четырёхлетней малышкой. Повествование этой части охватывает интервал с 1915 по 1917 год, и показывает быт многодетной новозеландской семьи. Мать семейства Фиона постоянно в работе, ее дети, по большей части, воспитываются монахинями в строгости и смиренности. Конечно, из-за такого положения дел часто возникают проблемы. Старший сын бунтует против подобной жизни и еще больше усложняет положение. Однако письмо от тетки кардинально меняет их жизни. Все семейство переезжает в Австралию, в поместье Дрохеда. На этом оканчивается первая часть романа Маккалоу «Поющие в терновнике». Краткое содержание позволяет понять читателю, насколько бедны были Клири, какое положение они занимали в обществе, и почему не раздумывая согласились на переезд.

Часть вторая (1918-1928 гг.)

На сцене появляется новый персонаж - Ральф де Брикассар, который сразу обращает внимание на Мэгги и они отвечает ему тем же. Но из-за правил католической церкви, священник Ральф не может связать себя узами брака. Чтобы избежать соблазна, он уезжает в Европу, как только получает сан Епископа. Об этом рассказывается в данной части романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Краткое содержание отражает главную проблему всех последующих разделов: запретные отношения.

Часть третья (1929-1932 гг.)

В поместье случается большой пожар, который уносит жизни главы семьи и одного из сыновей. Это печальное событие сближает оставшихся родственников. Чтобы поддержать Мэгги в ее горе, в Австралию возвращается Ральф. Но сразу после похорон он уезжает, не привлекая к себе внимания.

Часть четвертая (1933-1938 гг.)

В процессе восстановления дома в Дрохеду приезжает много рабочих. Один из них, Люк О’Нил, начинает ухаживать за младшей дочерью семейства Клири, и она отвечает ему взаимность и выходит за него замуж. Вскоре у пары рождается дочь Джастина, но отец не хочет видеть ее. Люк устраивается на работу рубщиком тростника и подолгу отсутствует дома. Появившийся в удобный момент Ральф возобновляет свои отношения с Мэгги, несмотря на ее замужество. Они проводят некоторое время вместе, но затем дела церкви снова вызывают его в Рим. Одинокая и беременная, девушка возвращается в Дрохеду.

Часть пятая (1938-1953 гг.)

События Второй мировой войны затрагивают и персонажей романа «Поющие в терновнике». Краткое содержание этой части рассказывает нам о то, что у Мэгги родился сын, которого она назвала Дэн. Через некоторое время в Дрохеду вновь возвращается кардинал Ральф, не подозревая, что у него есть ребенок. В это время братьев Мэгги забирают на фронт, и они уже не вернутся домой.

Часть шестая (1954-1965 гг.)

Дети выросли, и пошли свои путем. Дочь Джастина уехала в Лондон, чтобы стать актрисой, а Дэн решает связать свою жизнь с церковью. Мэгги противится этому, но в конечном итоге сдается и отпускает сына в Рим. К сожалению, сразу после прохождения обряда юноша погибает в попытке спасти из воды двух женщин. Ральф узнает о сыне слишком поздно. Он решает вопрос о возвращении тела парня на родину.

Часть седьмая (1965-1969 гг.)

Джастина тяжело переживает смерть брата и с головой уходит в работу. Через некоторое время она выходит замуж, о чем в письме сообщает своей матери. Кроме того, она решает никогда не иметь детей. А учитывая, что все остальные члены семьи погибли, то это конец семейства Клири. На этом заканчивается роман «Поющие в терновнике». Краткое содержание последней части показывает читателю, насколько изменила война взгляды на жизнь у молодого поколения, сделала их одновременно более жизнелюбивыми и независимыми.

После выхода книги в свет ее экранизировали, но автору совершенно не понравилась киноверсия. Она назвала ее чудовищной. «Поющие в терновнике» - роман, краткое содержание которого нельзя передать несколькими объемными предложениями. Каждая часть требует полноценного разбора и анализа.

Многие негативно относятся к этой экранизации из-за того, что она в точности не повторяет книгу. После просмотра, я решила прочитать роман. Книга не понравилась. Напоминает один из миллионов любовных романов — один раз прочитал и забыл. Фильм забыть очень сложно.

Начнем с Мегги . Книжная Мегги мне не понравилась, она показана необразованной деревенской девочкой, которой просто хотелось в кого-то влюбиться, а так как поблизости из мужчин был только священник, то оставалось влюбиться в него. Священник уехал, появился овчар и Мегги просто переключилась на него. Хоть бы кто. Мегги просто хотелось ощутить любовь, вот и все что ею двигало в середине книги. В фильме же показана ее сильная личность, несгибаемая всепоглощающая любовь к Ральфу и осознание, что собственные стремления для него всегда будут важнее Мегги. В фильме показана настоящая женщина, переживающая все невзгоды с высоко поднятой головой, и становящаяся от них только сильнее. Ее замужество воспринимается как попытка начать новую жизнь и в то же время отомстить Ральфу за безразличие к ней. На протяжении всего фильма видно, что Мегги нравственно намного выше Ральфа и воспринимает его на равных, тогда как в книге этого не чувствуется. Экранной Мегги хочется сопереживать, книжная вызывает только раздражение. Отдельно стоит сказать об актрисах, играющих Мегги. К взрослой вообще нет никаких претензий, она здорово играет. Маленькая девочка красива, но грустные моменты играть не умеет. Очень хорошо, что при подборе актрис в плане внешности отошли от книжной версии. Книжную рыжую Мегги с белесыми ресницами я бы точно видеть не захотела.

Ральф де Брикассар . Претензий нет ни к персонажу, ни к актеру, жаль только, что Ричард Чемберлен не мог быть чуть моложе, хотя разница в возрасте между Ральфом и Мегги и должна быть такой.

Люк . Внешность актера как раз подходит для роли такого мелочного типа. Брр. Не люблю такой типаж.

Ден . Актер тоже не понравился. Весь фильм проходил с каким-то странным судорожным выражением лица. И он ни чуточки не похож на Ральфа. Как впрочем и Люк. Хотя было бы крайне странно и глупо, если бы половину ролей играл Ричард Чемберлен, но какая-то схожесть должна все-таки быть. Книжная Мегги радовалась, что Ральф и Люк очень похожи, и никто не сможет сказать, что Ден не сын Люка. В отличие от своей матери Фии, Мегги смогла дать сыну фамилию и сделать так, что никто не усомнится в законности его рождения. Что бы она делала, если при таком Люке с выпученными глазами Ден был бы точной копией отца? Итог: актеры на роли Люка и Дена могли быть выбраны более тщательно. Также непонятно, что бы делала экранная Мегги, если бы Люк приехал и увидел мальчика, хотя в книге она придумала выход на этот случай.

Джастина . Не удалось показать сильную и независимую личность, получилась просто капризная девочка, испытывающая недостаток родительской заботы и любви. Ладно, хорошо хоть что не рыжая и не конопатая.

Конечно, книга лучше объясняет некоторые движущие героями мотивы. Так при просмотре я не поняла, что же такого коварного сделала Мери с помощью завещания. Ну церкви все и ладно. В книге понятно, что только этого Ральф и добивался с самого начала ради возвращения в Рим. И если бы Мери оставила все семейству Клири, то карьера Ральфа была бы окончательно загублена (а только о кардинальской шапке он всю жизнь и думал) и он бы остался с Мегги. Хотя, если бы все эти скрытые мотивы перенесли на экран, то фильм бы получился крайне занудным и затянутым.

В тоже время понравилось, что в фильм не включили некоторые сцены и перераспределили главы так, чтобы фильм начинался встречей Мегги и Ральфа и заканчивался их разлукой (книга же заканчивается спустя два года после смерти Дена и Ральфа на объяснении Мегги с Джастиной). Из просто истории нескольких поколений семейства Клири, представленной в книге, получилась прекрасная и грустная история любви Мегги и Ральфа.

В итоге получился незабываемый шедевр, навсегда увековечивший данный роман.

P. S. Отдельно хочется сказать о продолжении фильма Поющие в терновнике — пропавшие годы 1996 года. Весьма вольная экранизация, не соответствующая ни книге, ни характерам героев фильма 1983 года, с совсем другими актерами (только Чемберлен остался). За это продолжение я бы не дала ни одного бала. Не тратьте ни времени, ни настроения, лучше еще раз пересмотрите фильм 1983 года.

Если верить британским ученым, то каждую минуту в мире продается два экземпляра романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Книга прославила австралийскую писательницу, несмотря на то, что на ее счету 25 романов (последний - «Горькая радость» - вышел в 2013 году), самым известным стал именно роман о семье Клири и запретной любви Мэгги и отца Ральфа.

В центре романа - история австралийского семейства Клири. Кажется, что над ними тяготеет какой-то злой рок: мужчины трагически погибают, а те, кто остался жив, не продолжают фамилию Клири. Род постепенно вымирает. Читая книгу, я недоумевала: как может на обычных людей свалиться такое количество бед? Даже детство главной героини Мэгги нельзя назвать счастливым и беззаботным: ее не любили в школе; брат Фрэнк, ее единственный друг в семье, покинул родной дом и попал в тюрьму.

Под гнетом жизненных испытаний Клири стали настоящими стоиками, мужественно переносящими все невзгоды. Члены семьи научились сдерживать свои чувства, таково их воспитание. В тяжёлой семейной обстановке и Мэгги повзрослела очень рано. «Давние уроки она усвоила прочно, самообладание у нее было потрясающее, гордость неслыханная. Никто не должен знать, что с нею происходит, она не выдаст себя до конца; примеры всегда были перед глазами - Фиа, Фрэнк, Стюарт, а она той же породы и унаследовала тот же нрав», - и это в 15-то лет такая неженская твердость и выдержка!

С детства она была одинока, ей не с кем было поговорить по душам, кроме священника Ральфа де Брикассара. Девочка росла и хорошела на его глазах, много времени они провели вместе. Священник, увидев ее впервые маленькой девочкой, сразу начал относиться к ней по-особенному, не просто как к своей духовной дочке. И она в 15 лет признается себе, что «он ее друг, обожаемый кумир, новое солнце на ее небосводе».

В книге развертывается множество историй и сюжетных линий, но в центре повествования - роман Ральфа и Мэгги. Сам Ральф - обычный человек и, возможно, во многом не идеал священника: горд, честолюбив, мечтает о карьерном росте, порой бывает хитрым, жестоким и злорадным. Он умен и привлекателен, умеет очаровывать, красиво танцует на балу. Но в нем много качеств хорошего пастыря, он помогает людям, любит служить и находит в этом счастье. Он честен с собой и борется со своим влечением к Мэгги. Его внутренний конфликт гораздо более силен, чем у героини. И лично у меня вызывает уважение путь Ральфа в вере, несмотря на все падения, то есть мне важно не отсутствие ошибок, а их преодоление. Брикассар в финале уже не так самонадеян, как в начале своего служения.

Герои романа отчаянно ищут счастья, ради которого, по словам В. Г. Короленко, и создан каждый человек, «как птица для полета». Но счастье никак не хочет улыбаться страдающим героям. С другой стороны, вспомним эпиграф романа, который рассказывает об удивительно красивом пении птицы перед смертью на шипе терновника. «… Возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»

В эпиграфе автор кратко выражает основную мысль книги, следовательно, Маккалоу утверждает: несмотря на тяжелую жизнь, главная героиня все равно, хоть миг, но была счастлива. Да, действительно, Мэгги и Ральф хорошо было вместе, но это далось им через грех. Трудно сказать, была ли сама писательница верующей (к сожалению, не нашла сведений об этом), но поразительна ее писательская интуиция: за грех должна быть расплата, а за большой грех - большая расплата.

Семья Клири не была религиозной, их вера сводилась к формально-обрядовой стороне. Мэгги знала основы католичества, но при этом «молитвы не приносили ей утешения и радости, а велениям церкви она подчинялась просто потому, что иначе пришлось бы после смерти вечно гореть в аду». Поэтому героиня не могла найти в вере ни облегчения, ни хотя бы простого объяснения, почему ей нельзя любить священника. Она даже бунтует против Бога и католической церкви, которая, по ее мнению, отняла у нее любимого мужчину. Но, читая про ее страдания, язык не повернется осудить героиню. Уверена: среди читательниц, особенно юного возраста, немного найдется тех, кто не проронил слезу над романом или сериалом по книге.

Конечно, Мэгги вышла замуж ради того, чтобы забыть Ральфа. Еще по сцене предложения понятно, что Мэгги по неопытности (в Дрохеде у нее не было общения с мужчинами за пределами своей семьи) перепутала любовь и простое половое влечение.

Интересно сравнить отношения Мэгги с мужем Люком О’Нилом и с Ральфом. Если беременность и рождение дочери Джастины от мужа далось ей с большими муками, то беременность и рождение сына Дэна от Ральфа было легким. Если Джастина выросла строптивой и дерзкой, то Дэн унаследовал от отца духовную глубину и мудрость.

О «Поющих в терновнике» невозможно говорить, не сказав пару слов об экранизации романа. Фильм, на мой взгляд, хороший и точно отражает характеры героев. Как практически любая экранизация книги, она не отражает произведение на 100%, порой в таких картинах встречаются и выдуманные сюжетные повороты, какие-то детали опускаются и часто не отражаются внутренние переживания и изменения героев. Так, например, в фильме заметно смягчена сцена смерти Ральфа. Сама автор романа была в ужасе от телеверсии и очень резко о ней отозвалась.

Когда я читала книгу и смотрела фильм, у меня возникло впечатление, что Мэгги и Ральф были созданы друг для друга, автор подчеркивает это: их физическая близость только подтвердила духовное единство. Но они не могут быть вместе, и это обостряет и без того непростые отношения. Или, может, это просто встреча двух одиночеств? Ральф однажды признается, что не видел женской любви, не уверен даже, что его любила мать. То же самое испытывает и Мэгги. Смогли ли они быть вместе? Вопросы остаются открытыми… Каждый читатель и зритель решит их по-своему.

Поющие в терновнике Невероятно красиво

В материале использованы кадры из мини-сериала «Поющие в терновнике» (реж. Дэрил Дьюк, 1983 г.)

Евгения Новосельцева

Понравилось?
Подпишитесь на обновление через Е-Майл:
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.
Посетите и поделитесь Вашими мыслями на