Четыре предложения с обращением. Пример предложений с обращениями

  • Перестройте данные предложения, заменяя подлежащее обращением.
    1. Алексей познакомился с будущими товарищами по классу.2. Все игроки команды останутся сегодня на дополнительную тренировку.3. Туристы, отправивщиеся в горы, возьмут с собой теплые вещи.4. Игорь Вадимович перенес встречу на час.
  • Расставьте знаки препинания, в одном из предложений есть обращение. Глеб очень любит рисовать Мама купила ему новый альбом Рисуй Глеб Вот дом Чей это дом Да это же наша дача, а рядом наш любимый сад узнаешь На клумбах распустились цветы А это кто греется на солнышке Конечно, это наш любимый кот Кузя Хорошо у нас на даче Приезжайте к нам в гости.
  • ВЫДЕЛИТЬ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБРАЩЕНИЕМ И ПОСТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НУЖНО ДО ЗАВТРА
    1. Неужели Коля ты забыл о встрече?
    2. А за лесом, у межи ходят медленно и плавно золотые волны ржи
    3. Ветер клонит ряд ракит
    4. По седым морям из далёких стран на поклон к тебе корабли идут
    5. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулся
    6. Не боли ты душа отдохни от хлопот
    7. А зачем же мама ты сама не спишь?
    8. Варвара Степановна снова обратилась к Вольке
    9. Довольно Ванюша гулял ты немало 10. Ребята не Москва ль за нами?
  • Расставьте пропущенные знаки препинания. Произведите письменный пункутационный разбор предложения:
    1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
    2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось.
    3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища.
    4. До чего красив осенний лес.
    5. ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие корабельные сосны
    напишите, чем выражены слова, которые вы подчеркнули.
  • В русском языке существует масса правил, облегчающих работу с правописанием. Одни из них связаны с грамотным написанием букв, другие - со знаками препинания. Сегодня же мы рассмотрим такое понятие, как предложение с обращением. Что такое обращение? Как оно выделяется? Как сочетается с другими словами в предложении?

    Общее понятие об обращении

    Обращение представляет собой либо одиночное слово, либо группу слов, которые указывают на того субъекта, к которому обращена речь в тексте. Например: «Полина, подай мне к чаю пудинг и чашку чаю».

    Как правило, предложение с обращением выделяется интонацией. Если вы прочтете такое, то сразу поймете, кому оно адресовано. К примеру: «Иван Карлович, у вас клюет. Скорее вытаскивайте удочку».

    Если говорить более детально, то в устной речи обращение обычно выделяется повышением и понижением голоса. То есть если в качестве обращения выступает одно слово, то на его первый слог приходится повышение голоса, а на последующий - его понижение. Если обращение представлено несколькими словами, то повышение голоса осуществляется на первом из них, а на последнем - голос понижается.

    Где может стоять в предложении обращение?

    Обращение всегда стоит в именительном падеже и является именем существительным. Если говорить о его положении в тексте, то оно может стоять в предложении:

    • в начале;
    • в середине;
    • в конце.

    Где стоит обращение: примеры

    Например: «Светлана, ваши пироги, похоже, подгорели. У вас на кухне что-то дымится». Данное предложение с обращением наглядно показывает, что обращение - «Светлана» - стоит в самом начале фразы.

    Еще один пример: «Послушайте, Алексей Кондратьевич, в сегодняшней прессе есть статья о вас». Как видно из этого предложения, обращение расположено в центре высказывания. В данном случае обращением будет «Алексей Кондратьевич».

    Например: «Как поздно ты сказал мне об экзамене, Славик. Я совсем не успею к нему подготовиться». Это предложение с обращением (словом "Славик"), как видите, стоит в самом конце.

    Как выделяется обращение в предложении?

    Как становится понятно из примеров, обращения выделяются знаками препинания. При этом, если оно стоит вначале и спокойно произносится, то с одной стороны выделяется запятой (знак препинания ставится после обращения). Если же оно имеет похожее расположение, но произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак. К примеру: «Друзья! Мы рады вам сообщить приятную новость. С завтрашнего дня у нас будет по два выходных на неделе».

    Обратите внимание на то, что после того как «Друзья!» выделяются восклицательным знаком, следующее слово начинается с большой буквы.

    Если же обращение стоит в середине фразы или предложения, оно выделяется с обеих сторон запятыми. Предыдущее предложение с обращением («Послушайте, Алексей Кондратьевич…») наглядно это демонстрирует.

    Обращение, стоящее в конце предложения, выделяется запятой только с одной стороны. В данном случае запятая ставится перед обращением.

    С какой целью используется обращение в тесте?

    Обычно предложения с обращениями используются для привлечения внимания того или иного лица. Кроме этого, именно с помощью обращения можно продемонстрировать отношение к какому-либо человеку. К примеру: «Милая, обрати внимание! Я хожу под окном уже второй час. Открой двери».

    В литературе часто при помощи обращения можно обратиться к неодушевленному предмету. Например: «Скажи мне ветер, разве можно испытывать нужду в общении и в любви?»

    Иногда встречаются интересные предложения с обращениями. В частности, речь идет о предложениях, в которых используется не одно, а сразу несколько обращений. К примеру, «Давайте-ка, душенька моя, Мартын Петрович, найдем место для ночлега на сегодня».

    Обращение само по себе не является членом предложения, зато оно может иметь зависимые от себя слова. К примеру: «Дорогой мой друг и преданный делу товарищ! От твоего решения сегодня зависит многое». При этом в первой части текста (до восклицательного знака) мы видим обращение «Друг и товарищ», которое окаймлено дополнительными словами.

    Обращение может относиться как к одному, так и сразу к нескольким субъектам. В таких случаях между данными обращениями ставится «и». Например: «Коля и Игорь, сегодня ваша очередь дежурить в классе. Уберите мусор и вытрите пыль с книжных полок». В данном случае обращение - это «Коля и Игорь».

    Помимо этого, в одном и том же предложении обращения могут повторяться. Например: «Лена, Лена, как тебе не стыдно?!»

    Часто перед обращением можно увидеть междометную частицу «о». Например: «Не стоит отчаиваться, о други. Все наладится!»

    Как обособляются в деловых письмах предложения с обращением: примеры

    При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком. К примеру:

    Уважаемые пользователи интернет-провайдера «ХХХ»!

    Компания ООО «ХХХ» напоминает о том, что с 20.07.2015 по 21.07.2015 проводит профилактические работы. В связи с этим Интернет работать не будет.

    При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения уже входит слово «уважаемые», следовательно, оно запятыми не выделяется. Другой пример:

    Здравствуйте, уважаемый абонент!

    Фирма «УУУ» рада вам сообщить, что оплатить наши услуги без комиссии теперь можно в вашем личном кабинете.

    В данном примере можно увидеть, что в роли обращения выступает «уважаемый абонент». В этом случае «здравствуйте» не входит в состав обращения. Оно является ярким сказуемым и поэтому выделяется при помощи запятой. Подобные предложения с обращением (примеры вы можете увидеть в нашей статье) наглядно демонстрируют месторасположение обращений в деловых письмах.

    Как пишутся обращения с вводными словами?

    Вводные слова - это предложения или словосочетания, вносящие в текст особый оттенок модальности. При этом они относятся либо к определенным членам предложения, либо к предложению в целом. Кроме того, водные слова могут передавать неуверенность и уверенность, а также другие чувства (радости или грусти, восхищения). Пример вводных слов: «Мы, безусловно, выполним обещание о повышении вашей заработной платы в следующем месяце».

    Вводные слова, которые выделяются запятыми, могут употребляться в предложениях вместе с обращениями. Вот один из примеров предложения с обращениями, вводными словами:

    Кажется, Иван Петрович, в данном случае вы совершенно не владеете вопросом. Нам придется обратиться к более знающему человеку.

    В этом примере в роли вводного слова выступает «кажется», обращение же здесь - «Иван Петрович». При этом вводное слово стоит в начале предложения и, следовательно, выделяется запятой с одной стороны. Вторая же по счету запятая в этом тексте относится к нашему обращению.

    Вот еще пример, где вводное слово стоит в начале, а обращение - в середине:

    Похоже, ваша партия проиграна, дорогой друг.

    Примеры того, что могут передавать вводные слова:

    Как чувствует себя обращение в соседстве с междометиями?

    В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Напомним, что междометия представляют собой определенную часть речи, служащую для наделения выражений и предложений какими-либо эмоциями. К междометиям можно отнести такие краткие слова, как: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» - и другие.

    Если вместе с междометием в предложении стоит обращение, то первое выделяется восклицательным знаком, а второе - запятой или запятыми. Например: «Увы! Иван, Макарович, ваше письмо еще вчера передали с посыльным».

    Если же в предложении встречается междометие «о» и оно стоит перед обращением, то восклицательный знак не ставится. Например: «О, боги, разве можно так тратить кровно заработанные?!»

    Кроме того, часто обращение может стоять рядом с междометием и тогда между ними запятая и восклицательный знак не ставятся. Например: «Эх вы, а я был о вас лучшего мнения».

    В заключение скажем, что обращение придает предложению особое звучание. Оно прекрасно сочетается как с себе подобными, так и другими частями речи. Теперь вы знаете, как пишутся предложения с обращениями и вводными словами, а также с междометиями.

    , Начальная школа

    Цель: ознакомление с понятием «обращение».

    Задачи:

    • Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
    • Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
    • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
    • Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

    Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,фонограмма песни «Лесной олень».

    ХОД УРОКА

    1. Сообщение темы урока

    – Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
    «При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».
    – Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

    2. Минутка чистописания

    Об об

    3. Словарная работа

    1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
    2. Самопроверка.
    3. Мне покажут свои тетради....

    4. Изучение нового материала

    1) – Ребята, положите ручки послушайте меня. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что ты, Наташа, прекрасно справилась с работой, а ты, Рома, хуже, чем мог бы это сделать. Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
    – А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?
    – Вспомните, что именно я сказала?
    – Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).
    – Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
    – Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

    2) На доске:

    Давайте же, дети, учиться начнём
    И знания светлые нити навек
    В свою благодарную память вплетём!

    Ы. Алтынсарин

    – Прочтите строчки « про себя».
    – Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.
    – Найдите обращение в данных строчках.
    – Почему вы решили, что это обращение?
    – Что такое обращение?
    – Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
    – Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.
    – К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
    – Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.
    – Сделайте вывод.

    Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
    – Выделяется ли обращение интонационно?
    – Что соответствует на письме интонационному выделению?
    – Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
    – Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

    3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

    5. Закрепление знаний

    1) Обращения не всегда обособляются запятыми.

    На доске:

    Люди! Берегите природу.

    – Запишите предложение в тетрадь.
    – Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
    – В какой части предложения стоит обращение?
    – Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
    – Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы
    – Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

    2) Комментированное письмо

    Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
    Ой, Миша, ты испачкался.
    Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

    – Где располагается обращение в предложении?

    3) Самостоятельная работа (по вариантам)

    Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

    Помоги мне решить задачу, Ира.
    Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

    4) Проверка

    5) Обобщение

    6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

    Друзья радуются своим успехам.
    Друзья, я радуюсь вашим успехам.

    – Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Во втором?

    Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

    – В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?) Вместо «старик».

    7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

    8) Работа в группах

    Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания.

    • Разбуди эту землю, весна.
    • Куда ты, ручеёк, течёшь?
    • Но ведь тебе, мышка, всюду ходить нельзя.
    • Главное, ребята, сердцем не стареть.
    • Добро пожаловать, скворцы

    9) Проверка

    10) Творческая работа (Домашнее задание)

    – А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

    Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

    – Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
    – Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
    трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

    6. Оценивание

    В грамматике русского языка существуют различные характеристики предложения. Одной из них является указание на элементы-осложнители. Так, предложения с распространенными обращениями - это предложения с осложнением.

    Характеристика предложения

    При проведении синтаксического нужно определить часть речи всех слов в предложении, выявить, какими членами предложения они являются.

    На завершающем этапе разбора необходимо дать характеристику предложению:

    1. Эмоциональная окраска.
    2. Грамматические основы (одна или больше).
    3. Второстепенные члены (есть или отсутствуют).
    4. Наличие необходимых членов.
    5. Наличие осложняющих элементов.

    Осложняющие конструкции

    Выполнение пункта 6 требует знаний об осложняющих конструкциях.

    Это обособленные члены, вводные слова, однородные члены, уточняющие члены, обращения. Пример предложений с обращениями и вводными словами: Юрий, когда, по-твоему, начнется трансляция спортивных соревнований? Мне кажется, Валя, тебе не стоит здесь оставаться. Иван, ты, видимо, отдыхал на Кипре?

    Подробнее о том, чем может быть осложнено предложение, - в таблице ниже.

    Осложнители предложений
    Осложнитель Пример
    Обособленные члены Растение, выращенное на юге , может погибнуть в резком климате севера. Открыв окно , она почувствовала запах цветущей вишни из сада.
    Вводные слова и выражения Весной, пожалуй , мы отправимся в поход. По данным исследователей , найденному артефакту более 5 тысяч лет.
    Однородные члены Дети собрали сливу, яблоки и вишню . На морском берегу школьники играли в мяч, плавали на банане, загорали на солнце.
    Сравнительные обороты Ветерок, словно теплый мамин платок , окутал ее плечи. Как колючие иголки ежика , кололась трава в поле.
    Уточняющие члены На севере, в Национальном парке "Арктика" , обитают белые медведи. В прошлом году, в апреле , ему привезли мотоцикл.
    Обращения Коля , где обитает нарвал? Никитин , зайдите в почтовое отделение.

    Обращение - часть осложненного предложения: интонация

    Предложения, в которых есть обращения, имеют ряд отличий. Они произносятся с особой звательной, восходяще-нисходящей интонацией. Если обращение является частью то основная смысловая нагрузка делится между обращением и глаголом. Если же обращение входит в вопросительное предложение, то ударение падает на обращение. Пример предложений с обращениями: Клим, принесите документы о продаже оборудования. Сынок, давай не балуйся на переменах. Где мои эскизы, Надя? Доченька, как пройти в библиотеку? Есть побудительно-вопросительные предложения, где два основных логических ударения: Расскажите, Дмитрий, как вам удалось добиться успеха?

    Обращение - часть осложненного предложения: грамматические особенности

    В предложение обращение вводится в именительном падеже. Иногда, особенно в разговорной речи, обращения могут стоять не в именительном падеже. Например: Вы, в кителе, оплатили проезд? Эй, в соломенной шляпе, Вы спросили разрешения?

    Обращениями обычно являются имена существительные (нередко имена собственные): Мама, возьми меня с собой. Евгений, будь благоразумнее!

    Порой обращением являются имена прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Пример предложений с обращениями, выраженными не именем существительным, но в качестве него: Молодые, подойдите к регистратору. Эх, ты, натворил дел! Шестая, в бой! Танцующие, обратите внимание на ритм.

    Являясь конструкцией, которая осложняет предложение, обращение выделяется с помощью запятых. Если обращение начинает предложение, то после него необходимо поставить запятую: Дядя, где ты служил?

    Если оно стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон: Ты скажи мне, Волга, куда дуют ветра.

    Если обращение завершает предложение, то запятая нужна перед ним: Повтори все слово в слово, Лиза.

    В случаях, когда необходима особенно сильная выделительная интонация, после обращения может стоять восклицательный знак: Друзья! Давайте чаще встречаться.

    Если обращение сопровождается интонацией недосказанности, то после обращения ставится многоточие: Кать... Смотри у меня! Учитывая особенности употребления обращений, можно без затруднений с обращением.

    Распространенное обращение

    Если рядом с обращением-существительным стоит определение, выраженное причастием, именем прилагательным, притяжательным местоимением, то обращение будет распространенным. Предложения с распространенными которых даны ниже, тоже являются осложненными. Смеющийся ребенок, как твои дела? Дорогой брат, расскажи мне сказку. Мой друг, давно мы не виделись. Это сложные предложения с распространенными обращениями. Встречаются случаи, когда в обращении содержится целая обособленная конструкция. Пример предложений с обращениями, осложненными обособленными конструкциями: Товарищи, ожидающие поезда, будьте внимательны. Друг, который всегда меня понимал, ты дорог мне.

    Использование обращений в художественной литературе

    В художественной литературе обращения вводятся не только с целью назвать того или иного персонажа, но и для того, чтобы выразить чувство, с которым к герою обращаются.

    К примеру, предложения с обращением из литературы, из рассказов И.А. Бунина: Благодарю, господа, я чувствую себя слишком утомленным. Валяй, брат, валяй смелей! Барчуки, гляньте-ка суда-то! Митя, они голодные! Коль, а Коль!

    Примеры предложений с распространенными обращениями из литературы: Что ж так, барчук миленький? Писем, Иван Филимонович, нету? Сергей Львович, сыграть просим! Николай Нилыч, вам сколько кусочков сахару? Прощайте, пани Лещинская. Прощайте, сестрички, ангелочки, спасибо, что поболтали со мной.

    Обращение и этикет

    Во многих государствах существуют общепринятые, гендерно и социально маркированные обращения. Это мистер, миссис, мисс, мадам, мэм, сэр, леди - в англоязычных странах, сеньор, сеньора - в латинских странах, месье, мадемуазель, мадам - во Франции. В России нет общепринятого обращения. в России позволяет обращаться господин и госпожа . В разговорной речи часто употребляется безличная форма, к примеру, простите, извините. Существуют, преимущественно в устной речи, гендерно дифференцированные обращения: женщина, молодой человек, девушка, мужчина и другие.

    Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Чаще всего оно выступает в роли существительного, стоящего в именительном падеже. Очень важно отличать его от подлежащего, так как это поможет вам правильно расставить знаки препинания в предложении с обращением. 5 класс сталкивается с проблемами расстановки знаков препинания . Им может быть не только существительное, но и любая другая часть речи в его значении, например, прилагательное, наречие и т. д. Ознакомившись со статьёй, ученик 5 класса с лёгкостью сможет справиться с этой темой, самостоятельно составляя предложения.

    Вконтакте

    Как не спутать обращение с подлежащим

    Одна из самых распространённых проблем, которая влечёт за собой пунктуационную проблему, это путаница с определением членов предложения.

    Сравните два предложения из произведений отечественной литературы:

    Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Лермонтов , «Бородино»).

    Мой дядя самых честных правил… (Пушкин , «Евгений Онегин»).

    В первом случае слово «дядя» обособляется запятыми. Во втором случае «дядя» является подлежащим и не обособляется запятыми.

    Если вы не уверены, стоит ли обособлять существительное или другую часть речи в значении существительного, проделайте следующие шаги:

    1. Найдите подлежащее и сказуемое. Выделите их характерными обозначениями (одна прямая линия и две прямых линии). Например:

    Дочка помыла посуду.

    Здесь подлежащее – дочка. Сказуемое – помыла. Подчеркнув два члена, вы отчётливо увидите, что подлежащее не является обращением. Попробуем составить предложение:

    Дочка, помой посуду!

    В этом случае слово «дочка» обособляется запятой. Представьте, что мама попросила дочку помыть посуду и позвала её.

    Запомните: обращение – это не член предложения! Исключений не бывает. Это слово или часть слова не входит в грамматическую основу и никогда не является подлежащим.

    2. Произносите предложение про себя, пытаясь уловить интонацию. Обращение звучит не так, как обыкновенное подлежащее. В том же примере, которое мы рассмотрели ранее, можно заметить отличия в интонации. Например:

    Мама помыла посуду.

    Этот пример произносится без выделения запятых голосом, т.е. на одном дыхании, без остановок и придыханий.

    В примере:

    Мама, вымоешь ли ты посуду?

    Отлично слышно, что слово «дочка» выделяется интонационно. Чтобы отличить подлежащее от обращения, несколько раз проговорите про себя необходимый пример.

    3. Одна деталь, которую стоит запомнить, это изменение сказуемого. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое стоит в третьем лице:

    Дочка моет посуду.

    Если же существительное – это обращение, то само предложение превращается в односоставное с глаголом, стоящим уже во втором лице:

    Дочка, помоешь ли ты посуду?

    Чтобы не запутаться, можно воспользоваться следующими советами:

    • Зачастую это имя, кличка животного или наименование. Например:

    Ира, ты выйдешь сегодня гулять?

    Мама, я сделал домашнее задание.

    2. Географические названия очень часто встречаются в произведениях великих поэтов. Когда мы обращаемся к природе, горам, рекам и прочим географическим объектам, необходимо обособить слово запятыми:

    Я люблю тебя, мой любимый город.

    3. Устойчивые выражения со словами «Господи» и «Боже» не обособляются:

    Боже упаси!

    Господи помилуй.

    Примеры

    Обращение может стоять в любой части предложения. При этом важно запомнить, что оно будет обособляться в любом случае, в каком бы месте оно ни стояло.

    • В начале предложения:

    Сударыня, вода в Сене в эту пору очень холодная (Паустовский, «Драгоценная пыль»).

    2. Обращение, стоящее в середине, обособляется с двух сторон.

    Ну же, мой друг, улыбнись.

    Ну что, Алина, как твои дела?

    3. В конце обращение выделяется запятой , а знак в конце предложения определяется интонацией:

    Храни меня, мой талисман (Пушкин).

    Ты здесь, мама?

    Я люблю тебя, моя страна!

    Нюансы в расстановке знаков препинания

    • Обратите внимание на то, что слово или словосочетание может стоять в начале предложения и произноситься с восклицательной интонацией. В таком случае запятую нужно заменить на восклицательный знак. Возьмём предложения с обращением из художественной литературы:

    Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

    Поэт! не дорожи любовию народной (Пушкин).

    2. Иногда перед словом, стоящим в начале, может стоять частица о, которая также не является никаким членом предложения. Запятой частица о не отделяется:

    О Занд, твой век угас на плахе (Пушкин).

    Междометие легко спутать с частицей. Междометие о выступает в значении «ах». По правилам русского языка междометие обособляется:

    О, мама, разве сделал я что-то не так?

    3. Следующие преобразования происходят при появлении частиц да и а:

    А, Лиза, так это ты! Входи.