Храм на крови интересные факты. Удивительные факты о спасе на крови

30 октября - 150 лет назад состоялась торжественная закладка храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Храм в честь Воскресения Христова в Петербурге построен на средства, собранные по всей России. Высота храма - 81 м, число символизирует год гибели царя - 1881. Вместимость собора - 1600 человек. Этот храм притягивает взгляды прохожих своими яркими куполами, изящными мозаиками. Крест колокольни храма венчает вызолоченная царская корона.

Собор Спаса-на-Крови, так называют его в народе, построили на месте гибели императора Александра II. Он буквально висит над каналом, разорвав набережную.

Утром 1 марта 1881 года российский император Александр II, как обычно, посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в неё свёрток.

Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решёткам канала. Это оказалось концом.

В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца.

Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Более чем 7000 кв. м пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. Внутри собора на месте смертельного ранения Александра II установлена шатровая сень с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решёткой. Над цоколем храма расположены 20 мемориальных гранитных досок, которые рассказывают о самых важных моментах правления Александра II.

Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор: Спас, Спас-на-Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, от волка, от дурака, от ночной мороки, от кривой дороги…

Ещё ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.

В эпоху Хрущёва Спас-на-Крови опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговорённый» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищён от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности.

В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окружённого лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность.

Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также ещё какие-то, пока нечёткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.

По материалам сайтов интернета

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.

Однако не всем известно, какие тайны и загадки хранит Спас на Крови. Вы узнаете в этой статье, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, почему кресты были под водой, а также сколько лет неразорвавшийся фугас пролежал под куполом.

1. Фрагмент мостовой.

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала (ныне - Грибоедова).

2. Водолазы и кресты.

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: «случайный прохожий», знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили послушаться совета и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению последние действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

3. Евангельская символика уживается с нумерологией.

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.

4. Шедевры.


Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

5. Таинственная икона.
В связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают ещё какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, доподлинно неизвестно, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

6. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Известный факт, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

7. Легенда о развале СССР.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи...» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

8. Неразорвавшийся снаряд.

При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Вероятно, он пробил купол и застрял в перекрытии его свода. Слава Богу, снаряд не взорвался, однако повреждения были серьезными. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти двадцать лет и был случайно обнаружен верхолазами. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечен, вывезен из города и уничтожен.

По материалам сайта «Русская Семерка».

    • 01 мая 2015
  • 18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.

    Почему он так называется

    Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

    Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

    Мостовая внутри храма

    Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

    В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
    Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.




    Мозаика вместо росписи

    Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

    Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

    Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

    Трижды избежал разрушения

    В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

    Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

    Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

    В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

    Морг и овощехранилище

    В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

    После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

    Фугас под куполом

    В 1961 году, уже после пожара, при обследовании куполов храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе был обнаружен застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Видимо, во время артобстрелов Ленинграда он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг пролежал под куполом, никем не замеченный, целых 20 лет.

    Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Среди них были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. 28 октября 1961 года они, рискуя жизнью, с максимальными предосторожностями извлекли снаряд с помощью лебедки из перекрытия, спустили на землю, вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

    Реставрация длиной в четверть века

    К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

    Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

    В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.


    Легенды и мифы Спаса на Крови

    Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

    По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

    Специалисты ремонтируют металлические конструкции шатра, сохраняют цветную керамическую черепицу и воссоздают утраченную эмаль.

    До этого последняя реставрация была закончена в 1997 году, - рассказал заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Борис Подольский. - С тех пор прошло 20 лет. За это время кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра. Поэтому нам пришлось провести работы по разборке черепицы.

    При обследовании выявлены дефекты медной кровли, коррозия и утрата элементов крепежа. После демонтажа стало ясно, что кокошники шатра и стальные решетки также находятся в аварийном состоянии.

    Сейчас их укрепили. Реставраторы расчищают поверхность эмали от пыли и копоти.

    По плану первый этап реставрации должен быть закончен к 8 марта этого года, - говорит Борис Подольский. - Но сроки продлят. И уже понятно, что к Чемпионату мира по футболу леса со "Спаса на Крови" не снимут.

    Стоимость первого этапа работ составляет 78 миллионов рублей, финансируется реставрация за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета Культуры.

    Когда первый этап закончится, мы планируем продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами, - продолжает Борис Подольский. - По предварительным оценкам это обойдется нам в 250 миллионов рублей, работы продлятся до 2025 года. Мы сами будем финансировать дальнейшую реставрацию - уже за счет тех средств, которые заработает наш музей.

    Я думаю все помнят песню Розенбаума, в которой он поет о том, что 25 лет мечтал снять леса со "Спаса на Крови", - говорит технический директор ООО "Возрождение Петербурга" Петр Щедрин. - Сейчас реставрация идет гораздо быстрее, чем в советские годы, нам не придется ждать четверть века.

    Справка
    Собор Воскресения Христова был сооружен как памятник царю Александру II на средства, собранные со всей России.
    Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота храма - 81 метр.
    В 1930 году храм был закрыт. Чуть позже Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборке Спаса на Крови. Сносу помешала Великая Отечественная война. В годы блокады Ленинграда в соборе размещался морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.
    Только в 1968 году храм был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников.

    Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спас на Крови, строили по приказу императора Александра Третьего почти четверть века - c 1883 по 1907 годы. Деньги собирали по всей России .

    Несмотря на яркое убранство, повод для создания более чем печальный: именно на этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Царь-освободитель, отменивший крепостное право, истекая кровью, упал на булыжную мостовую и скончался. После ужасного убийства власти создали специальную комиссию, которая должна была увековечить память государя, для чего и объявили конкурс на лучший проект храма. Следовало создать собор, который бы повторял черты русских церквей семнадцатого века. Кроме того, место гибели императора в храме надо было оформить в виде отдельного придела.

    Справились с задачей архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий. Именно их совместный проект в результате признали лучшим.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

    Высота храма - 81 метр, что символизирует год гибели царя. Мастера закрепили на цоколе двадцать гранитных досок, повествующих о важнейших событиях царствования Александра Второго и его реформах, а на колокольне изобразили гербы губерний и областей России.

    Внутри Спаса на Крови есть то самое место, на котором совершили покушение на правителя. Сохранились и фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, куда упал истекающий кровью император.

    БЫЛ СЛУЧАЙ

    Реставратор Анастасия Джумаева:

    Шла реставрация собора. Мы с подругой делали подготовку под золочение. Работали на тех самых лесах, о которых говорили, что когда их снимут, рухнет КПСС . Мимо проходили люди, молились. Потом переключились на нас. Крестились на кресты, а кланяться начали нам. А с лесов все видно.

    Сначала мы спокойно относились к такому почитанию, а потом я пошутила. И тут же незамедлительно сильный порыв ветра сшиб меня с ног, и я на четвереньках покатилась по настилам лесов в сторону канала и лбом уперлась в ограждения. Подруга только и успела в недоумении крикнуть: «Ты куда?» Мы с ней переглянулись и больше так не шутили, ощутив на себе ответную шутку Иешуа.

    ЛЕГЕНДЫ

    Поговаривают, что в храме Спас на Крови есть икона, где зашифрованы все поворотные даты российской истории. 1917-й - Октябрьская революция, 1941-й - Великая Отечественная война, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина . Якобы есть и еще одна - можно увидеть дату, относящуюся к будущему. Для этого икону нужно перевернуть на 180 градусов и приставить зеркало справа. Но пока найти ее и расшифровать цифры не удавалось никому.

    Еще один миф о соборе связан с затянувшейся реставрацией. В 1970 году вокруг храма возвели леса. Но вместо предполагаемых пяти лет восстановление затянулось на десятилетия. Казалось, что ремонт никогда не завершится. Строительные леса уже стали достопримечательностью Ленинграда . Тогда и пошел слух, что советская власть продлится в стране до тех пор, пока не снимут леса. Так или иначе, но именно в 1991 году строительные конструкции разобрали, а вместе с ними рухнул и Советский Союз.

    Рассказывают, что кресты, снятые с собора в советское время, прятали от большевиков в канале Грибоедова . При реставрации случайный прохожий рассказал архитекторам, где скрыты святыни, после чего вызвали водолазов и подняли их со дна реки, а затем вернули на храм.