Потребности и ресурсы в экономической системе. Экономические потребности и ресурсы

Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребности людей.

Потребность – это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание.

Потребности бывают :

* первичные и вторичные;

* материальные и духовные;

* производственные и личные;

* общественные.

К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь); к вторичным – потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности это потребности досуга – кино, театр, спорт. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.

Материальные потребности – это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле.

Духовные потребности – удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки). Среди них выделяют:

Личные потребности удовлетворяемые предметами личного потребления (пища, одежда, обувь);

Производственные потребности – это потребности предприятий, фирм, предпринимателей в средствах производства.

Кроме того, выделяют общественные потребности – школы, больницы, военная техника.

Потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми , не имеющими четко обозначенных границ.

Американский ученый Маслоу все человеческие потребности разделил на 5 групп:

* физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда);

* потребности в самосохранении (безопасность, защищенность);

* социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть);

* потребности в признании человека как личность (статус, авторитет);

* потребности в самоуважении (саморазвитие, самореализация).

При осознании потребности возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных и нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя – это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя – заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг.

Средствами для удовлетворения потребностей людей и производства экономических благ (товаров и услуг) являются экономические ресурсы.

Ресурсы – это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы – это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности.

Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.


Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная ограниченность характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Выделяют ресурсы:

* природные (земля, нефть, газ, растения). Среди них различают:

- возобновляемые (леса, почва, растения);

- невозобновляемые (нефть, газ уголь);

- неисчерпаемые (морские приливы и отливы, воздух, энергия ветра и воды);

- заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию);

- незаменимые (воздух, вода).

* материальные – все то, что создано руками человека.

* трудовые – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (умение рисковать, интеллект, талант);

* финансовые – денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности.

* информационные .

Ресурсы по происхождению бывают двух видов:

* первичные (природные, трудовые, финансовые и материальные);

* вторичные (производные) – ресурсы, которые появились в связи с НТП (информация, технология, организация, управление, инфраструктура).

В западной экономической мысли, в отличие от марксистской, нет различий между ресурсами и факторами производства. Так, ресурсы – это то, к чему еще не прикасалась рука человека (уголь, нефть).

Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие, т.е. в рамках процесса производства ресурсы превращаются в факторы производства, они в отличие от ресурсов всегда имеют собственника.

Неоклассическая теория выделяет 4 группы факторов производства : капитал; труд; земля; предпринимательские способности.

Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. К труду относятся трудовые ресурсы. Предпринимательские способности – это интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества. Ими обладают 10-15% людей. Эти способности относятся к категории труда.

Исходное определения экономики основано на том, что экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает в себя такие элементы, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование.

При данном подходе к экономике возникают и первые элементарные экономические проблемы:

  • что производить (какие потребности удовлетворять);
  • как производить (из каких ресурсов, при какой технологии);
  • с какой целью (для кого производить, направления использования продукта).

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение - конечным результатом.

Необходимость постоянно удовлетворять потребности — свойство человеческого общества, каждого человека. Потребности многообразны.

Потребности можно классифицировать по различным критериям:

  • Потребности в средствах существования, т.е. благах, удовлетворяющих жизненно важные потребности людей (еде, одежде, жилье и т.д.).
  • Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образовании, культуре, досуге и т.д.).
  • Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров, услуг и т.д.).
  • Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т.д).

Возможны и другие классификации потребностей: по виду удовлетворения (индивидуальное, коллективное); по альтернативности удовлетворения потребностей и т.д.

С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство изменения потребностей - с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это находит отражение в законе возвышения потребностей.

Возрастание потребностей и их изменение создает сильнейший обудительный мотив для создания благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей.

Возможности для постоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию ресурсов у страны, общества, отдельных людей.

Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному:

  • Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.
  • Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д.
  • Людские ресурсы с.их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.
  • Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.
  • Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.

Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

Человеческие потребности могут быть удовлетворены различными способами и при помощи различных средств.

Первоначально развитие человечества основывалось преимущественно на приспособлении удовлетворения потребностей к естественным условиям (собирание плодов, использование рек в качестве транспортных путей и т.д.). Лишь по мере развития общества выявилась очевидная связь между удовлетворением потребностей и развитием производства, cовершенствованием технологий.

В процессе производственной деятельности людей происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ, удовлетворяющих те или иные потребности людей. Однако потребности удовлетворяются не только материальными продуктами.

Благо - это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, который способен в конечном счете удовлетворить определенные потребности потребителя или может быть использован производителем для соответствующих целей. Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их обычные названия - товары и услуги.

Блага можно разделить на два типа:

  • производственные ресурсы
  • производимые на их основе потребительские блага.

Тема 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности

И экономической системы общества.

2.1. Ресурсы и потребности.

2.2. Экономические блага и их классификация.

2.3. Производство: возможности развития и ограничения.

Ресурсы и потребности.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может доминировать в ограниченной сфере, в точно отведенных ей пределах исследования. Теоретическая экономика изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

Обмен – это движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Любому человеку (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно приходится заниматься экономической деятельностью и сталкиваться с широким кругом экономических проблем.

Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов , с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей – с другой.

Рассмотрим основные понятия данного определения: «ресурсы» и «потребности».

Ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные и экономические .

Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве и, как следствие, имеют нулевую цену на рынке. Примером могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.

Количество экономических ресурсов относительно ограниченно, и за их использование необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля.

Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Кроме того, при различных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать как свободный и как экономический (пр., песок в строительном карьере и на морском побережье).


Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный , а относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.

Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) традиционно подразделяются на следующие составляющие:

· трудовые ресурсы, или труд;

· инвестиционные ресурсы, или капитал;

· природные ресурсы, или земля;

· предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

· информация;

· знания, или управленческие способности.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Инвестиционные ресурсы, или капитал , включают в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу ) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты и т.п., используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю.

Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента получения реального капитала.

Ресурс земля , охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилищную застройку, а также всю совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг, - полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

· организовать производство и выпуск товаров и услуг путем создания всех необходимых факторов производства;

· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

· рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность в условиях рынка связана с большой неопределенностью, а прибыль не гарантирована;

· быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация . Под информацией обычно подразумевается набор «сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах».

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическими субъектами проблем. Вместе с тем одной. Даже самой обширной информации недостаточно. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания , или управленческие способности .

Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд, управленческая способность) или прибыли (предпринимательская способность).

Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.

В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел.

В течение более ста лет экономисты и психологи пытались создать классификацию потребностей человека . В экономической литературе можно встретить самые разные подходы к данному вопросу.

Широкую известность получила теория иерархии нужд (потребностей), разработанная американским психологом Абдрахомом Маслоу . Согласно этой теории люди постоянно ощущают какие-либо потребности. Отдельные сильно выраженные потребности могут быть объединены в самостоятельные группы.

Иерархическая теория Маслоу вводит следующие пять основных категорий потребностей.

1) Физиологические потребности .

К данной группе относятся потребности в продуктах питания, воде, воздухе и т.п., необходимых для физического выживания человека. Эти потребности в значительной степени связаны с подержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека.

2) Потребность в безопасности.

Потребности данной группы связаны со стремлением и желанием человека находиться в стабильном и безопасном состоянии. Быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человека.

3) Потребность социальная.

Это потребность в человеческих взаимоотношениях, в любви, семье, друзьях и дружеском общении.

4) Потребность в самоутверждении .

Данная группа отражает потребность людей в самоуважении за счет достижения определенного уровня мастерства и компетентности, потребность в успехе, карьере и признании со стороны окружающих.

5) Потребность в самоактуализации.

Последняя группа объединяет потребности человека в самовыражении, в реализации скрытых способностей, в понимании собственного значения, наиболее полном использовании своих знаний и умений.

Маслоу полагал, что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня возникают потребности более высокого порядка.

Существуют и другие исследования о природе человеческих потребностей и их классификации. При всем их многообразии общим для анализа потребностей является допущение о безграничности человеческих желаний и невозможности их полного удовлетворения в силу ограниченности экономических благ, которыми располагает человек или группа людей.

1.2.1. Экономические потребности и ресурсы

Для раскрытия сущности производства необходимо рассмотреть понятия:

Потребности;

Ограниченность ресурсов;

Проблема выбора;

Потребности – это то, что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пирамида Маслоу – психологическая классификация). В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.

Согласно пирамиде А.Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим»:

1. Физиологические потребности (еда, вода, одежда)

2. Потребность в безопасности (защита)

3. Потребность в социальных связях (дружба, общение)

4. Потребность в самовыражении (достижении цели)

5. Потребность в самоактуализации (реализация способностей)

Закон возвышения потребностей показывает, что в ходе экономического и технического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно.

Потребности общества безграничны, полностью неутолимы.

С течением времени потребности возрастают и имеют безграничный характер. Средства, при помощи которых удовлетворяются потребности, называются благами . Они бывают свободные, экономические, материальные, нематериальные, потребительские и производственные, общественные.

Свободные блага (неэкономические) – представляются природой в почти непрерывном объеме (воздух, вода).

Экономические блага – являются объектом или результатом экономической деятельности людей, их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (товары и услуги).

Материальные блага - это дары природы и продукты производства.

Нематериальные блага – здравоохранение, искусство, театр, духовная культура, образование.

Общественные блага – национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение.

Для создания блага необходимы ресурсы, которые выступают как материальная основа производства.

Экономические ресурсы – факторы, условия необходимые для производства благ. Они бывают природные, материальные, финансовые, трудовые.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям. Она бывает относительная и абсолютная.

Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора . С этой проблемой сталкиваются все экономические системы, и она имеет всеобщий характер.

Таким образом, основная проблема в экономики определяется так: как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить растущие потребности людей, т.е. экономика – наука об управлении ресурсами.

Предыдущая

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рас­смотрим подробнее содержание такой экономической катего­рии, как потребность. Потребность - нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребно­стей. У экономистов одни критерии классификации, у психоло­гов - другие, у социологов - третьи. Наибольшее распростране­ние получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходя­щем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физио­логические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). По­требность в безопасном физическом и эмоциональном окруже­нии (отсутствие войн, насилия) - второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребно­сти в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень - потребности самоактуализации (образование, рели­гия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие - высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовле­творения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей . Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясня­ются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут коли­чественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в се­редине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Орга­низации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. - уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, пла­неты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вто­рых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развива­ется само человечество. Каждой исторической эпохе соответство­вали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любо­пытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП спо­собствуют формированию новых потребностей. Современное ка­питалистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна то­варов - ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага - блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы - воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага - результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар - продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга - лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы, их виды. Ограниченность ресурсов

Блага, необходимые для удовлетворения потребностей, соз­даются в процессе производства.Производство - приспособле­ние человечеством вещества (ресурсов) к удовлетворению своих потребностей. Иными словами, основой любого производства являются ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы - имеющиеся у общества возможности для создания благ и удов­летворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства .

Экономическая теория выделяет две группы ресурсов - мате­риальные и людские. Материальные ресурсы - капитал и земля, людские - труд и предпринимательская способность. Различные комбинации этих факторов применяются для производства всего многообразия товаров и услуг. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения по­лезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д. На земле, на определенном пространстве располагаются народы и государства. Исторически сложилось так, что одни государства располагают большими территориями - Россия (17 075 тыс. км 2), США (9629,0), Китай (9560 тыс. км 2), а другие меньшими -- Ан­дорра (467 км 2), Лихтенштейн (160 км 2), Сан-Марино (61 км 2), Монако (2 км 2). Земля может использоваться как для сельскохо­зяйственных (выращивание урожая), так и для несельскохозяйст­венных (строительство зданий, сооружений, дорог) нужд. Сель­скохозяйственные угодья планеты занимают 51 млн км 2 . В сред­нем надушу населения в мире приходится 0,3 га пашни. Размеры пашни на душу населения существенно дифференцированы по разным странам. Например, в США надушу населения приходит­ся 0,67 га пашни, а в Японии только 0,03 га. Кроме того, в недрах земли находятся разнообразные полезные ископаемые. Напри­мер, Саудовская Аравия располагает более чем 25 % разведанных запасов нефти, в России сосредоточены крупнейшие в мире раз­веданные запасы природного газа - около 40 %, а США занимает первое место в мире по разведанным запасам угля - 26 %.

Понятие «капитал» - одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, эко­номисты понимают под ним средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, зда­ния, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал - ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом . Капи­тал, еще не инвестированный в производство, представляет со­бой сумму денег. Денежный капитал , или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал используется для закупки машин, оборудования и дру­гих средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал яв­ляется продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер.

Понятием «труд» обозначают физические и умственные спо­собности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы - это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необхо­димыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте. В России трудоспособным возрастом считается: у муж­чин 16-59 лет (включительно), у женщин - 16-54 гола (включительно). Границы трудоспособного возраста различают­ся по странам. В одних нижняя граница составляет 14-15 лет, а других -18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лег для всех или 65 лег - для мужчин и 60-62 гола - для женщин. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной стра­ны, так и мировой экономики также ограничены. Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной эконо­микой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного пре­вышает численность пенсионеров. В 1950 г. на одного пенсионе­ра приходилось 12 человек 15-64 лет. Сегодня средний мировой показатель - 9, и по прогнозам ожидается его снижение до 4. Гели количественно трудовые ресурсы растут вместе с ростом населения, то качественно - по мере развития образования. По уровню высшего образования Россия находится на четвертом месте в мире (после Израиля, Норвегии и США) 2 . Уровень гра­мотности среди взрослого населения в России составляет 99,6 % и является самым высоким в мире; среднее образование имеет 95 % населения. Для сравнения: данный показатель в Герма­нии - стране с самым высоким уровнем образования в ЕС - 78 %, в Великобритании - 76 %, в Испании - 30 %, в Португа­лии - меньше 20 %.

Понятие «предпринимательская способность» предполагает способность эффективно использовать в хозяйственной деятель­ности все прочие экономические ресурсы с целью получения прибыли. Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владель­цев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. Предпринимательская способность (предпри­имчивость, предпринимательский потенциал, предприниматель­ский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнк­туре. Предприниматель - центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для эконо­мики раскрывается через функции, которые выполняет предпри­ниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осу­ществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций - новых товаров, технологий, новой ин­формации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Пред­принимательство предполагает освоение новых рынков, заклю­чение сделок с новыми поставщиками и покупателями, произ­водство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск - неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Предпринимательский ресурс является редким даром. Исследо­ватели Гарвардского медицинского центра разработали тест для выявления способностей человека в разнообразных сферах. Они обнаружили, что только 1 % людей одарены «исключительной творческой потенцией», т. е. им доступны выдающиеся достиже­ния в области искусств и предпринимательской деятельности; 10 % обладают «высокой творческой потенцией»; еще 60 % обла­дают «умеренной или некоторой» творческой потенцией; менее 30 % людей не проявляют вообще или в очень малой степени свою творческую активность". Сегодня многие специалисты от­мечают, что экономическая теория как наука связана с психологией, которая, в свою очередь, сопряжена с генетикой. Доказано, что одна из форм гена рецептора дофамина обуславливает у людей обостренную тягу к новым впечатлениям. У американцев эта аллель встречается в среднем 25 раз чаще, чем у других жителей планеты, что во многом определяет уровень предприниматель­ской активности в США.

Факторы производства являются собственностью различных экономических субъектов, готовых предоставить их за опреде­ленную плату для производственного использования. Плата за использование земли - рента, капитала - процент, труда - за­работная плата, предпринимательской способности - прибыль.

Таким образом, все экономические ресурсы обладают общим свойством: они ограничены или редки.

Экономическая эффективность

Проблема эффективности - важнейшая проблема экономи­ки. Хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макро­уровне предполагает постоянное соизмерение результатов и за­трат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление како­го-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и поте­рями. Экономическая эффективность - показатель, определяе­мый соотношением экономического эффекта (результата) и за­трат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйст­венной деятельности, тем выше эффективность. Понятие эконо­мической эффективности применимо и к деятельности предпри­ятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Сле­дует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной систе­мы. Имеются существенные различия при определении эконо­мической эффективности па уровне отдельной хозяйственной единицы или всей хозяйственной системы.

Экономическая эффективность отдельного предприятия оце­нивается по ряду показателей. Например, в статистике бывшего СССР для подобной оценки применялось более 500 показателей. Технический аспект эффективности оценивается качеством ис­пользуемого сырья, материалов, полуфабрикатов; прогрессивно­стью применяемой технологии, уровнем квалификации работни­ков и пр. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность) и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результа­та с одним из факторов производства (трудом, капиталом, мате­риалами и т. д.). Примерами показателей ресурсной эффектив­ности являются производительность труда, материалоотдача, ма­териалоемкость.

Производительность труда - основной показатель эффек­тивности. Сегодня часовая производительность груда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции - в 3,8 раза, США - 3,6 раза, Японии и Германии - в 2,8 раза. По результатам ис­следования, проведенного Международной организацией труда, производительность труда одного человека в год составляет: в США - 63 885 долл., Ирландии - 55 986 долл., Люксембур­ге - 55 641 долл., России - 18 ООО долларов.

Общая эффективность рассматривается как соотношение ре­зультата с общими текущими затратами и рассчитывается сле­дующим образом:

Экономическая эффективность = Результат / Затраты

Общая экономическая эффективность выражается в показа­телях рентабельности, рассчитываемых следующим образом:

Рентабельность = Прибыль / Использованный капитал

Рентабельность = Прибыль / Издержки производства

Хозяйственная система будет считаться эффективной, когда наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов обще­ства при данных ограниченных ресурсах. Экономическая эффек­тивность хозяйственной системы - состояние, при котором не­возможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества (Парето-эффективность хозяйственной систе­мы). Деятельность же хозяйственного объекта (предприятия, фирмы) считается эффективной, если осуществляется с мини­мальными затратами факторов производства.Эффективность в производстве - ситуация, когда при данном уровне знаний и ко­личестве факторов производства невозможно произвести боль­шее количество одного товара, не жертвуя при этом возможно­стью произвести некоторое количество другого товара (Парето-эффективное распределение ресурсов в производстве).

К сведению. Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Занимался исследованием проблем общего эко­номического равновесия, сформулировал понятие обществен­ной максимальной полезности, которое сегодня и экономиче­ской литературе принято называть «оптимум Парето». «Оптимум Парето» предназначен для оценки изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостоя­ния по крайнем мере одного человека при улучшении благосос­тояния всех членов хозяйственной системы.

Для оценки эффективности экономической системы приме­няют показатели уровня экономического развития страны: об­щий объем национального производства на душу населения; от­раслевая структура национальной экономики; производство ос­новных видов продукции на душу населения (электроэнергии, продовольствия, товаров длительного пользования); уровень и качество жизни населения. В 2005 г. по группе стран ОЭСР (Ор­ганизация экономического сотрудничества и развития, объеди­няющая экономически развитые страны) объем национального производства на душу населения составил 33 831 долл., по раз­вивающимся странам - 5282, по миру в целом - 9543 долл. В России величина этого показателя составила 10 845 долл. По производству основных видов продукции на душу населения Россия в большинстве случаев уступает развитым государствам. Например, в России на 100 семей приходится 135 телевизоров и 33 автомобиля, в США - 240 и 121, Японии - 232 и 140 соот­ветственно. Таким образом, по числу телевизоров на 100 семей отставание от развитых стран составляет почти 2 раза, автомоби­лей - 4 раза. По количеству компьютеров на 1000 человек Рос­сия занимает 38-е место в мире.

Важным показателем эффективности экономической систе­мы является уровень жизни населения. В Докладе о развитии че­ловека, изданном специализированной международной органы записи - Программой развития ООП (ПРООН), приводятся ин­дексы развития человеческого потенциала в 177 странах мира, рассчитанные за 2005 г. Лидирующую позицию занимает Ислан­дия, второе место в рейтинге принадлежит Норвегии, третье - Австралии, пятое - Канаде, США находятся на 12 месте. Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе. Россия, согласно данным ПРООН, в 2005 г. занимала 67-е место в списке. По данному показателю нашу страну опережают Панама, Белорус­сия, Мексика, Уругвай.

В последние годы в качестве критерия эффективности эконо­мической системы используется показатель конкурентоспособ­ности экономики. Проект Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Конкурентоспособность. Глобальный обзор», посвящен­ный исследованию глобальной конкурентоспособности, действу­ет уже более 20 лет. В 1999 г. анализировалась экономика 59 стран, на которые приходилось в целом более 95 % мирового производства и торговли. ВЭФ отмечает, что в результате реформ 90-х гг. в мировой табели о рангах конкурентоспособности наша страна опустилась на последнее (59-е) место. Недавно эксперты ВЭФ опубликовали очередной доклад, анализирующий специфи­ку ведения бизнеса в 125 странах. В рейтинге конкурентоспособ­ности в 2006 г. Россия находится на 62-м месте, потеряв за год девять пунктов (53-е место в 2005 г.). Для сравнения: Китай и Индия занимают в этом рейтинге 40-е и 50-е место соответствен­но. Первые места сохраняют экономически развитые страны.

Показатель конкурентоспособности не может в полной мере характеризовать экономическую эффективность страны, но дос­таточно достоверно оценивает одну из се сторон. Категория кон­курентоспособности - одна из ключевых, так как в ней находят свое выражение экономические, научно-технические, производ­ственные и иные возможности экономики страны.

Любая экономическая единица стремится эффективно ис­пользовать редкие ресурсы, т. с. получить максимальное количество полезных благ, произведенных из этих ресурсов. Для дости­жения этой цели необходимо полностью использовать (полно­стью занять) свои ресурсы и на этой основе достичь полного объема производства. В связи с этим возникают понятия полной занятости и полного объема производства. Полная занятость - использование всех пригодных ресурсов (отсутствие безработи­цы, незанятых производственных мощностей, пустующих сель­скохозяйственных угодий и т. д.). Полная занятость предполага­ет не 100%-ную занятость ресурсов, а оптимальную. Например, не может быть 100%-ной занятости сельскохозяйственных уго­дий, так как часть земель должна находиться под паром (отды­хать). Полный объем производства - использование всех пригод­ных экономических ресурсов, обеспечивающее максимально возможный объем производства и наиболее полное удовлетворе­ние потребностей. Полный объем производства предполагает, что применяемые ресурсы вносят наиболее ценный вклад в об­щий объем продукции. Достижению полного объема производ­ства способствует также применение наилучших из имеющихся технологий.

Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей

Любая экономическая система стоит перед дилеммой: с одной стороны, потребности общества безграничны, полностью неутолимы; с другой стороны, ресурсы общества, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Проблема ограниченности ресурсов - фундаментальная экономическая про­блема.

Ограниченность благ означает, что для любого человека и общества в целом большинство товаров и услуг ограничено, т. е. недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Ограниченность ресурсов означает, что производственные возможности общества ограничены, т. е. общество вынуждено производить ограниченное количество благ. Наращивая производство одного блага, общество вынуждено сокращать производство другого. Выбирая один вариант производства, приходится жертвовать другими вариантами. Общество стоит перед выбором какие блага производить, а от каких следует отказаться. Эта проблема стояла перед всеми экономическими системами в прошлом, стоит сегодня и будет стоять завтра.

С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага - X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства.

Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество. При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В). Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е). Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали - блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.

Показывает" максимально возможный объем одновременного производства двух благ при заданных ресурсах и технологиях, которыми располагает данное общество.

Экономика эффективна , когда все точки возможных комбинаций производства двух благ находятся на границе производственных возможностей (т. А, В, С, D, Е). Экономическая система неэффективна , когда различные комбинации производства двух благ находятся левее границы производственных возможностей (точка F). В этом случае ресурсы общества заняты не полностью (безработица, неполная загрузка производственных мощностей, отсталая технология). Точка F представляет такую комбинацию благ X и Y, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу производственных возможностей. Для общества, обладающего определенным запасом ресурсов и знаний и обеспечивающего полный объем производства, точка G на сегодняшний день недостижима. Любая экономическая система в каждый момент времени обладает ограниченными возможностями и не может переместиться за пределы границы производственных возможностей.

Проблема выбора является основной проблемой, связанной с ограниченностью ресурсов. Однако ограниченность ресурсов приводит к возникновению еще нескольких. Такими проблемами являются конкуренция, рационирование и дискриминация. Поскольку существует множество вариантов использования ре­сурсов, а количество этих ресурсов ограниченно, то неизбежно возникает конкуренция.Конкуренция - экономическое соперничество товаропроизводителей, направленное на получение в свое распоряжение наибольшего количества ресурсов. Рационирование - система распределения, устанавливающая максимальное количество блага или ресурса, которое может приобрести экономическая единица. Рационирование - это способ распределения какого-либо блага или ресурса, предложение которого ниже спроса. В условиях свободного рынка такая ситуация не возникает. В свое время рационирование широко практиковалось в нашей стране, испытавшей с 1917 г. разнообразные виды дефицита и следовавшего за ним рационирования. Как исключительная мера рационирование имеет место и в экономике развитых стран. Например, в США во время Второй мировой войны оно было достаточно эффективно. Дискриминация - ограничение или лишение доступа к каким-либо благам определенных категорий граждан по признаку расовой, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и др. Примером может являться дискриминация на рынке труда.

Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек

Кривая производственных возможностей демонстрирует, что увеличение производства одного блага возможно только за счет одновременного уменьшения производства другого блага. Содер­жание проблемы выбора заключается в том, что если экономиче­ский ресурс, используемый для удовлетворения потребностей об­щества ограничен, то всегда существует возможность альтернативного его применения. То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми или альтернативными) из­держками достижения выбранного результата. Сравним точки С и D. Выбрав точку С, общество предпочтет производство большего количества блага Y (Y c) и меньшего количества блага X (Х C), чем выбрав точку D и производя блага Y - Y D , а блага X - X D . При переходе из точки С в точку D общество получит дополнительно некоторое количество блага X (Δ Х= Х D - Х с), пожертвовав пая этого некоторым количеством блага Y(Δ Y= Y C - Y D). Альтер­нативные издержки любого блага - количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную еди­ницу данного блага.

Кривая производственных возможностей является вогнутой от точки начала координат, демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокраще­нием производства другого блага. На основе этих наблюдений можно сформулировать закон возрастающих альтернативных издержек : в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные, а потому и наиболее эффективные ресурсы и только после их ис­тощения - менее пригодные. Поэтому при производстве допол­нительной единицы одного блага первоначально используются универсальные ресурсы, а затем в производство вовлекаются спе­цифические, менее эффективные ресурсы, которые могут быть использованы только частично. Кроме того, при производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхо­да одних и тех же материалов. В условиях ограниченности и от­сутствия взаимозаменяемости ресурсов альтернативные издерж­ки будут расти по мере расширения производства альтернативно­го блага. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией.