Выборы муниципальных депутатов списки. Муниципальные выборы

Ко мне начинают поступать вопросы на тему «как стать муниципальным депутатом» в преддверии выборов, которые состоятся в сентябре 2017 года. Самое время задуматься - а может, и вам пойти в депутаты? Я горячо приветствую москвичей, которые желают стать муниципальными депутатами. Более того - я хочу сагитировать вас стать муниципальным депутатом. Для этого я решил написать серию статей о нашей работе.

Чем ближе выборы, тем больше вопросов будет поступать от потенциальных кандидатов. Чтобы не повторяться каждый раз, лучше я напишу статьи. Их прочтут москвичи, и надеюсь, эти статьи подтолкнут многих участвовать в выборах. Пусть это будет мой маленький вклад в повышение гражданской активности в районах столицы.

Я планирую 6 статей:

1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты.
2. Что делают муниципальные депутаты.
(Полномочия. Работа без полномочий. Работа с жалобами жителей.)
3. Как устроена местная власть.
(Совет депутатов. Аппарат совета депутатов. Управа. Префектура. Бюджет, деньги в районе.)
4. Участие в собраниях Совета депутатов.
(Регламент. Повестка. Голосования. Протокол. Депутатский запрос.)
5. Как стать муниципальным депутатом.
(Выдвижение. Расходы. Стратегия и тактика избирательной кампании)
6. Ответы на вопросы.

Сейчас, прежде чем я начну первую часть, хочу обратиться к действующим муниципальным депутатам. Коллеги! Присоединяйтесь! Давайте вместе начнем агитировать людей пойти в муниципальные депутаты. Глядишь, во многих районах появится настоящее, независимое от власти местное самоуправление.

Что мы можем:


  • Собрать в каждом районе группу независимых от власти кандидатов - людей живых, активных, заинтересованных в решении вопросов своего района.

  • Помочь избирателям узнать об этих людях.

  • Подготовить будущих депутатов, поделившись своим, уже 5-летним опытом.

Если вы поддерживаете мою идею, размещайте у себя в блогах и социальных сетях аналогичные призывы с предложением выдвигаться в муниципальные депутаты. (Можете брать мои статьи или использовать фрагменты из них).

Со своей стороны я обещаю информационную поддержку для кандидатов трех измайловских районов и Гольянова. Надеюсь, что в других районах действующие муниципальные депутаты поступят аналогичным образом. Все это будет способствовать повышению интереса к муниципальным выборам.

Итак, приступим к первой статье.

Часть 1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты

В муниципальные депутаты идут те, кто хочет сам, непосредственно принимать участие в решении вопросов местного значения в своем районе. Если вам нравится общественная деятельность и вы неравнодушны к тому, что происходит за пределами вашего дома, то вам дорога в муниципальные депутаты.

Да, у нас, муниципальных депутатов, сегодня крайне мало полномочий (так уж устроено местное самоуправление в Москве). Все полномочия и финансы сосредоточены в управах. Но вас не должно это останавливать, если ваша задача - участие в жизни своего района. Тут главное активность. Скажу честно, даже статус депутата не самое главное в решении проблем. Однако в статусе депутата вы будете уже совсем по-другому относиться к происходящему вокруг, появится ответственность. И круг решаемых вопросов становится намного шире.

Что это даст лично вам? Поговорим о «пряниках»:
- Бесплатный единый проездной на общественный транспорт;
- Денежная компенсация в среднем 17500 рублей в месяц (может варьироваться в зависимости от принципов распределения средств между депутатами);
- «Корочка» и гордый статус депутата (бу-га-га);

Как видите, пряники невелики, но главное, моральное удовлетворение от общественно полезной работы, не правда ли? Плюс отличная школа жизни. Много чему приходится учиться: с людьми общаться, отстаивать свою точку зрения, бороться с нерадивыми чиновниками, говорить на публику, писать обращения, учить законодательство и т.д. и т.п. Такое саморазвитие.

Минусы:
- Свое личное время вы тратите не на себя и свою семью или свой бизнес, а на общественные вопросы и проблемы других людей;
- Вы постоянно натыкаетесь на то, что ваших полномочий не хватает для решения проблем. Даже любой мелкий вопрос, такой как цвет бордюра у вашего дома и уборка листвы - это не ваши полномочия по законодательству;
- Огромный пофигизм и пассивность людей (именно поэтому нам нужны активисты и я пишу эти статьи);

Местное депутатство - это не политика. Тут ее нет. Тут скамейки и уборка, капитальный ремонт домов и шлагбаумы. Разве что раз в пять лет кандидаты в мэры Москвы придут за вашей подписью на выдвижение. Если у вас цель заняться политикой, не идите в муниципальные депутаты, не тратьте свое время.

Если вы хотите баллотироваться только ради одного титула «депутат» и при этом не заниматься проблемами района (а таких депутатов полно в Москве), то это просто смешно.

Местное депутатство - это не управление районом (управляет управа). Вы лишь общественный контролер, который дергает чиновников со стороны исполнительной ветви власти, чтобы они лучше решали вопросы района.

Местное управление - это не распределение бюджета района, основные деньги проходят через управу мимо депутатов. Максимум что от вас требуется - согласовать, на что идут деньги управы.

Представим, что вы один независимый от власти депутат в районе. Многое ли вы сможете как депутат, когда вас легко по любому вопросу переголосуют единороссы? Немного.

Но представим, что вас, независимых, стало больше. Теперь вы сила! Представим, что вас стало больше половины депутатов в районе. О, жить станет лучше, жить станет веселее!

Появляются мощные рычаги:

1. Глава управы подотчетен совету депутатов, его можно сместить в случае проблем. И если у вас появляется такое влияние на исполнительную ветвь, сами подумайте, насколько проще становится решать районные вопросы.
2. Появляется косвенный контроль над «Жилищником» - а работа «Жилищника» это 50% жалоб жителей.
3. Никогда больше власть не пропихнет через независимый совет депутатов вопрос, против которого выступают жители: например, стройку в сквере или платные парковки.
4. У совета депутатов есть право законодательной инициативы: совет депутатов может направлять в Мосгордуму свои законопроекты. А Мосгордума обязана их рассматривать. Тем самым вы сможете формировать повестку по многим общегородским вопросам. И даже если едросы Мосгордумы будут против ваших инициатив, сам факт дискуссии очень важен.

На ближайших выборах надо стремиться независимым от власти кандидатам взять большинство в каждом районе Москвы. Тогда начнутся перемены, откуда их не ждали - снизу.

Ну и конечно, не забываем, что в 2018 году будут выборы мэра. Оппозиционному кандидату будет ой как не просто собрать более 100 подписей муниципальных депутатов (причем по одной подписи в каждом районе) для прохождения фильтра. Выборы муниципальных депутатов в 2017 году определят, сможет ли выдвинуться кандидат не от власти.

Теперь вы понимаете, как важно идти в муниципальные депутаты - и для вашего района, и для Москвы в целом. Надеюсь, мне удалось хоть немного вас заинтересовать. Подумайте. Может, такая общественная работа - как раз для вас!

Есть вопросы? Пишите в комментариях. Отвечу в следующих статьях.

Следующая статья "

10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.

Как показывает опыт, наиболее интересующие вопросы — это «сколько нужно потратить?», «что нужно делать?» и «сколько получает депутат?»

Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть. В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат. К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.

Закон о выборах.


  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » .

  • Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы ».

В этом законе вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.

Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.

На старт, внимание… марш!

В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.

Какие документы нужны и куда?

Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.

Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.

Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.

Сколько нужно потратить?

Стоимость кампании, при условии, что кандидат является и главным организатором, и сам себе помощником, и одним из расклейщиков, и, вообще, «сам танцую, сам плачу», в среднем получается 6 рублей на избирателя (два выпуска печатной продукции в виде газеты, один плакат с массовой заклейкой, один выпуск с предвыборной программой, три встречи с избирателями, с предварительной обклейкой для оповещения). Данные для примера я привожу исходя из собственной кампании 2012 года в двухмандатном избирательном округе при количестве избирателей в 10 тысяч чел.; где 30 тысяч рублей стоили предвыборные мероприятия и агитация, ещё 30 тысяч рублей за подготовительный информационный материал.

При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.

Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.

Сколько и что получает муниципальный депутат?

В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.

Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).

Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.

Как стать кандидатом в депутаты?

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.

Во-первых, выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата (тогда выдвижение от партии позволяет не собирать подписи избирателей, что облегчает прохождение регистрации в территориальной избирательной комиссии, до вас будут меньше докапываться и «рубить»). На этом, пожалуй, значимость партии и заканчивается. Люди на муниципальных выборах голосуют за личность, а то, от какой он партии, особой роли не играет.

Во-вторых, самодвижение через сбор подписей жителей, зарегистрированных в избирательном округе выдвижения потенциального кандидата. В ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы написано: «… для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10».

Что предложить людям?

Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.

Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.

Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.

Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.

Нужно нравиться и быть узнаваемым!

Предвыборную программу прочтут далеко не все. Большее число избирателей возможно охватить плакатами с вашим лицом, именем и фамилией. Поэтому нужно сделать хорошее лицо. Конечно, для этого, помимо того, чтобы мама хотела, а папа старался, нужен ещё хороший фотограф, хороший дизайнер. К созданию образа для плаката нужно подойти серьёзно: как минимум два часа фотосессии в студии, в разной одежде. Помните! У каждого человека есть своя удачная и выигрышная постановка лица и тела, в которой он получается на фото лучше, чем во всех остальных. Именно поэтому фотосессия не должна походить на фото в паспорт. При необходимости используйте грим от профессионала (он же мейкап).

На плакате формата А3 вы должны быть изображены крупно. В полный рост «влезать» в собственный плакат не нужно! Все должны видеть ваше лицо, глаза. Выражение и композиция, вообще, должны, заставить избирателя (преимущественно это женщины) почувствовать вашу уверенность.

Раздаточный агитматериал (буклеты, брошюры, газеты) не должен изобиловать множеством букв, особенно мелким шрифтом. Краткость — сестра таланта. Чёткость и ясность изложенной мысли позволит избирателю запомнить кто вы, что предлагаете и чего хотите добиться. Ещё лучше, если ваш агитматериал будет выполнен в стиле легкой инфографики: картинка по смыслу, подходящая тексту и несколько предложений самого текста. Это и интересно, и визуально приятно.

Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов. В 2008 году я победил, но победа была отдана ТИКом кандидату от «Единой России» (кто бы сомневался), о чём мне, спустя несколько лет, рассказал свидетель этого. Но! Я победил несмотря даже на то, что в избирательном бюллетене напротив моих ФИО было написано: 21 год, образование среднее, безработный, студент третьекурсник. Скажу честно, я бы не проголосовал. Но жители решили иначе. Узнаваемость и личная симпатия сыграли свою роль.

В 2012 году, конечно же, было уже и высшее образование, и место работы и пр. Но опять симпатия и узнаваемость, и уже реальная победа, которую также пытались отнять, но не получилось.

Что гарантирует победу?

Стопроцентной гарантии вашей победы не существует, ну разве что, президент или мэр будет вашим другом и решат помочь. Победа на выборах это сочетание множества факторов. Один, из которых, стоящий на первом месте — понравиться своему избирателю, быть ему симпатичным. Превалирующая часть избирателей в нашей стране — женщины. Второй момент — это ваше трудолюбие для увеличения вашей же положительной узнаваемости. И третий момент — наблюдатели. В день голосования у них две задачи. Первая: с 8:00 до 20:00 вести подсчёт пришедших на избирательные участки избирателей и сверять полученные данные с данными участковой избирательной комиссии. Если у комиссии существенно разнятся данные с данными ваших наблюдателей, значит, пошёл вброс. Вторая задача: контролировать подсчёт голосов и получить на руки протокол подсчёта голосов.

Но есть нюанс…

Муниципальные выборы 10 сентября 2017 года уникальны тем, что пройдут самостоятельно, без привязки, как это было ранее к выборам президента России, а это означает, что явка будет очень низкой. На уровне 7%. Низкой по причине того, что местные жители мало что знают о местном самоуправлении. Не интересуясь возможностью и формами управления территорией, на которой они проживают, тем самым отдавая «Единой России» править бал, и делать то, что нужно префектурам и мэрии.

В условиях низкой явки легко контролировать процесс голосования за счёт карманного электората — детсады, школы, поликлиники, совета ветеранов, опорные пункты охраны правопорядка и пр. То есть результат может реально зависеть от одного голоса.

Поэтому, когда будет проводиться предвыборная кампания независимыми кандидатами, необходимо будет тратить ресурс и на всеобщую рекламу о выборах. Чем больше явка, тем выше шанс размыть административный ресурс управ и префектур в поддержку несамостоятельных кандидатов. И победит тот независимый кандидат, который сможет отмобилизовать больше всего избирателей в свою поддержку.

Муниципальный депутат – это не только ремонт в подъезде, переход на улице и обрезка деревьев. Все эти вещи, безусловно, важны, однако с ними может справиться и обычный житель района. Да, зачастую этого добиваться он будет дольше, потратит больше нервов и времени, но стоит ли ходить на выборы, чтобы выбрать себе обычного помощника по дому? Полномочия муниципального депутата существенно шире, хотя мало кто в Москве и в России ими пользуется.

Одна из важных вещей, которую может и должен делать депутат – это помогать кандидатам в главы регионов (в случае Москвы – в мэры) проходить муниципальный фильтр. Не собрав определенное число голосов депутатов, кандидат не может зарегистрироваться на выборах. Так произошло этим летом с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, собиравшимся выдвинуться в губернаторы Свердловской области. Местные депутаты-единороссы просто не дали ему, пользующемуся огромной народной поддержкой, свои голоса.

Вертикаль власти в России начинается здесь:
на муниципальном уровне.

Статус муниципального депутата позволяет решать множество проблем, далеко не ограничивающихся ремонтом в подъездах: эти народные избранники (пусть людей, голосовавших за них, относительно немного) могут писать официальные запросы в различные ведомства, требовать от чиновников ответа и, при знании своих прав и обязанностей, работать крайне эффективно.

Другое дело, что пока все это работает лишь на словах. К муниципальным выборам интерес крайне низок, явка редко превышает 10%, и попадают в районные советы лишь те, кого на эти места выдвинет исполнительная власть – то есть те самые чиновники, которых депутат должен контролировать. Директора школ, главврачи поликлиник, руководители других бюджетных организаций: у них у всех хватает своих забот на работе, и отсиживание заседаний районного совета становится для них обузой. Поскорее единогласно проголосовать и разойтись по домам – вот так устроено типичное заседание местных депутатов.

Впрочем, это еще лучший вариант. Зачастую они одобряют коррупционные схемы глав районов, а попытки обычных жителей прийти на эти заседания уже много раз оборачивались скандалом: сами заседания поскорее сворачивали, жителей выставляли, а то и вовсе вызывали полицию. При этом по закону заседания являются открытыми.

Сейчас к московским выборам 10 сентября прикован небывалый прежде интерес. Во-первых, на них решается судьба мэрского кресла и лично Сергея Собянина: будет ли у него конкурент на выборах следующей осенью. Во-вторых, в Москве могут появиться несколько сотен независимых депутатов с широкими полномочиями, которые поставят под контроль самые разные дела мэрии. Понятно, что московской власти этого очень не хочется.

Тем не менее, на выборы идут более тысячи независимых кандидатов – происходит то, чего никогда не бывало не только в Москве, но и во всей России. Люди, объединенные общими демократическими взглядами и целями хотят не просто вернуть власть над городом самим горожанам, но и начать перемены в России с Москвы.

При этом, конечно, не забыв ни о подъездах, ни о переходах, ни о лавочках. Одно другому не только не мешает, но и наоборот: без порядка в малом никогда не настанет порядок в большом.

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.3. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. Само понятие «избирательное объединение» сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной «избирательной отдушиной» для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Предыдущая

Основное отличие нынешних муниципальных выборов от выборов 2008 и 2012 годов заключается в том, что большая часть нынешних молодых кандидатов — активные оппозиционеры, утверждает Максим Кац, руководитель штаба оппозиционного политика Дмитрия Гудкова. «В прошлый раз баллотировались 5 тыс. кандидатов, в этот раз — 7 тыс., и практически вся разница — 1100-1200 кандидатов — это новые активные москвичи», — сообщил он РБК. Об увеличении активности оппозиционеров сказал РБК и кандидат в местные депутаты Красносельского района Илья Яшин.

Рост числа молодежи среди кандидатов — логичное следствие недавних протестов оппозиционера Алексея Навального и митингов против реновации, отметила в разговоре с РБК активистка Юлия Галямина. Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц считает, что прирост числа молодых среди кандидатов — естественный и правильный процесс. «Они устали от того, что с ними не считаются. Каждый из них, скорее всего, хочет получить статус для решения тех проблем, которые его беспокоят», — рассказал он РБК. Впрочем, Галямина опасается того, что молодые активисты могут быстро потерять интерес к муниципальной повестке и перестать посещать заседания советов. В пример она привела активистку Веру Кичанову, которая стала муниципальным депутатом в 18 лет, а через два года перестала участвовать в работе депутатского совета.

Бизнес-выборы

Самая многочисленная профессиональная группа из идущих на выборы в 2017 году, как выяснил РБК, — менеджеры компаний (руководитель, замруководителя или глава филиала). Таковых среди зарегистрированных участников 16,87%. Примечательно, что в 2008 и 2012 годах в лидерах были бюджетники (люди, работающие на разных уровнях в сферах науки, образования, медицины) — тогда их доля равнялась 26,8 и 21,9% соответственно. Теперь же на втором месте — безработные (11,63%), на третьем — чиновники (10,55%), а бюджетники составляют всего 9,67% от числа кандидатов.​

Что могут муниципальные депутаты

В ноябре 2002 года был принят закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Москва была разделена на муниципальные образования, в границах которых осуществлялось местное самоуправление. Представителями органов местного самоуправления стали районные депутаты.

Список полномочий московских муниципальных депутатов с того времени несколько раз менялся. В целом сейчас возможностей у них немного, отметил в комментарии РБК депутат совета округа Щукино Дмитрий Мартыненко.

Депутаты имеют право принимать граждан в дни своих дежурств и направлять депутатские запросы. Члены районных советов занимаются вопросами попечительства и опеки, а также организацией спортивно-досуговой работы с жителями района. Также депутатам предоставлено право распоряжаться муниципальным имуществом и принимать муниципальный бюджет. Члены советов заслушивают доклады главы управы района и могут выразить ему недоверие, они ежегодно определяют перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список домов для проведения капитального ремонта, а также контролируют ход выполнения этих работ. Помимо этого муниципальные депутаты имеют право согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1,5 тыс. кв. м, выбирать участок строительства гаражей и объектов религиозного назначения и утверждать схему размещения нестационарных торговых объектов и сезонных кафе.

Многие руководители зарегистрировались на муниципальные выборы в тех районах, где располагаются их предприятия. Например, глава владеющей земельными участками компании «Химки-Молжаниново» Вадим Красюк выдвинулся в Молжаниновском районе, а генеральный директор компании «Северянин» Андрей Батурин — в Ярославском районе, где компания сдает в аренду одноименный деловой центр. В Тверском районе среди кандидатов — замдиректора сада «Эрмитаж» Ирина Симонова.

Собственники и руководители компаний идут в муниципальные депутаты, чтобы поддержать свой бизнес, пояснил РБК политтехнолог Вячеслав Смирнов. Особенно это касается сферы строительства, считает он. «Я знаю истории, когда компании, претендующие на участие в программе реновации, пытаются провести в районные советы тех кандидатов, которые будут голосовать за расселение и строительство в районах, где у них уже построены дома, и напротив — там, где это крупным собственникам не выгодно», — подчеркнул он. Большинство руководителей компаний выдвигаются от «Единой России» или идут самовыдвиженцами.

В получении мандатов заинтересованы представители не только среднего, но и малого бизнеса, добавил политолог Николай Миронов: многие вопросы, связанные с малым бизнесом, решаются именно на уровне управ, которые широко взаимодействуют с советами депутатов. «А кроме того, муниципальный депутат — это все-таки возможность писать депутатские запросы», — пояснил эксперт. Как показывают подсчеты РБК, доля индивидуальных предпринимателей в числе кандидатов удвоилась в сравнении с выборами 2012 года (3,28% сейчас против 1,63% пять лет назад).

Сами бизнесмены связь своего выдвижения с предпринимательской деятельностью отрицают. Так, участник выборов в районе Аэропорт Павел Ярилин, который руководит компанией «Простые технологии», рассказал РБК, что к выдвижению его мотивировала «разруха» в его районе и возможность проголосовать за альтернативных кандидатов на грядущих выборах мэра Москвы. Помогать своему бизнесу в случае победы Ярилин не собирается. «Я теоретически мог бы пойти к главе управы и о чем-то договориться.Но как только хотя бы один договор на обслуживание информационных систем с властями будет заключен, власти получат повод обращаться ко мне с любой просьбой», — пояснил собеседник РБК и добавил, что не хочет быть «уязвимым» для местных властей.

Свое выдвижение с бизнесом не связывает и руководитель компании «Квиздом» Илья Бер, который выдвинулся на выборы в Преображенском районе. Он рассказал РБК, что как депутат хотел бы принимать участие в обсуждении проектов благоустройства и иметь доступ к документам по этим проектам. «Выдвижение в муниципальные депутаты с ним [бизнесом] никак не связано. Это азы: конфликт интересов, которого быть не должно», — пояснил он.

Партия чиновников и бюджетников

Еще одна новость московских муниципальных выборов-2017: «Единая Россия» традиционно выдвинула самую крупную группу кандидатов (1477 человек — на 105 больше, чем в 2008-м), но доля кандидатов партии власти от общего числа зарегистрированныхпретендентов в 2017 году (19%) претерпела драматическое снижение в сравнении с 2008 годом (42%). С 2012 годом нынешние позиции сравнить невозможно, так как в прошлый раз члены партии пошли на выборы как самовыдвиженцы.


В остальном «Единая Россия» сюрпризов не преподнесла. Партия власти на этих выборах сделала ставку на госслужащих и работников бюджетной сферы. Чиновники, сотрудники медицинских учреждений и школ составляют более 50% от выдвиженцев-единороссов, следует из расчетов РБК. Много среди единороссов также руководителей (16%) и менеджеров (8%) различных компаний.

Не отказалась «Единая Россия» и от выдвижения в отдельных районах известных представителей творческих профессий. Так, в Гагаринском районе от «Единой России» выдвинулись актер Армен Джигарханян (в этом районе находится его театр) и замдиректора цирка на проспекте Вернадского Татьяна Запашная. В соседнем Академическом районе будут баллотироваться актриса Ольга Кабо и директор Дарвиновского музея Анна Клюкина.

Мотивация для участия в выборах у известных кандидатов разная: так, Клюкина в разговоре с РБК отметила, что ее решение баллотироваться вызвано желанием улучшить экологическую обстановку в своем районе. «У меня все очень просто — я почетный житель района Академический, для меня небезразлична его судьба. По моей концепции сейчас открывают новый парк. У меня совершенно нормальная мотивация», — пояснила она.

Запашная заявила РБК, что решение баллотироваться в муниципальные депутаты вызвано желанием «что-то поменять в этой жизни, пока есть силы, желание и здоровье». «Я очень активная женщина. Хочу попробовать себя еще на этом поприще. Я в принципе всю жизнь занималась социальной работой», — пояснила Запашная. По ее словам, в первую очередь необходимо сделать так, чтобы цирк могли посещать инвалиды. «Чтобы мы могли их [инвалидов] приглашать бесплатно. Они до сих пор не могут к нам попасть, потому что у нас нет ни лифтов, ни пандусов в цирке. Это будет одним из важных направлений», — отметила она.

Джигарханян заявил РБК, что пошел на выборы, в частности, из-за «хорошей компании» других кандидатов в районные депутаты. При этом он отметил, что никогда не стремился в политику. «Я занимаюсь воспитательной работой. В наше бурное, сложное, суматошное время люди теряют грань добра и зла. Эту грань надо показывать, например, силами церкви и театра. Конечно, я был доверенным лицом Владимира Путина, но не ради политической борьбы, а ради сохранения возможностей для развития», — добавил актер.

Кто был осужден

Из 7665 зарегистрированных кандидатов 51 человек имеет судимость, в том числе снятую и погашенную. По закону наличие судимости не мешает баллотироваться, если только кандидат не осужден за тяжкие или особо тяжкие преступления. 17 кандидатов с судимостью зарегистрировались как самовыдвиженцы. Больше всего ранее осужденных у «Справедливой России» — девять кандидатов. У единороссов — один, он был осужден за вождение в пьяном виде, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью. Самые распространенные статьи среди кандидатов с судимостью — мошенничество (шесть человек) и кража (шесть человек). Четырех судили за хулиганство, троих — за грабеж, троих — за нарушение Правил дорожного движения, троих — за вымогательство, еще троих — за участие в обороте наркотиков.

Выдвижение известных людей на выборы — типичный для «Единой России» ход. «Известные люди в качестве кандидатов нужны не только для победы, но и как инфоповод, имиджа ради и популярности для», — пояснил РБК политолог Константин Калачев.

В целом упор на чиновников и бюджетников на муниципальных выборах традиционен для партии власти, отметил Калачев. Врачей и учителей единороссы выдвигают, поскольку в районах «знают и уважают» этих людей, а чиновники — «идеальный вариант с точки зрения управляемости, поскольку нет опасности, что те после выборов перейдут в оппозицию», сказал он в комментарии РБК. По мнению эксперта, присутствие топ-менеджеров и людей из бизнеса объясняется тем, что муниципальные депутаты не получают за свою работу зарплату.

Единороссы по-прежнему рассчитывают на мобилизацию административного ресурса, а их главная стратегия в этой кампании заключается в снижении явки — об этом свидетельствует, например, почти полное отсутствие яркой агитации, сказал РБК сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин, баллотирующийся в Красносельском районе Москвы. Первый заместитель секретаря столичного отделения «Единой России» Андрей Смолкин возражает Яшину: стратегия партии — «в том, чтобы победить». Он подтвердил РБК, что среди кандидатов от партии много людей социально ориентированных профессий, но это, по его мнению, «вполне нормально». «Мы выбираем самый земной уровень, и люди, которые работают на земле, — учителя, врачи, представители НКО, — лучше всего знают свою территорию и будут полезны в качестве депутатов», — отметил Смолкин.​​