Устав нп "спортивный клуб маи". I

УТВЕРЖДЕН

УСТАВ

Некоммерческого партнерства

"Спортивный клуб МАИ"

г. Москва – 1997 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Устав регламентирует порядок создания и деятельности некоммерческой организации в форме Некоммерческого партнерства, руководствуясь Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., Гражданским Кодексом РФ, действующим законодательством Российской Федерации.

1.1 Некоммерческое партнерство "Спортивный клуб МАИ", в дальнейшем именуемое "Некоммерческое партнерство" является добровольным формированием юридических лиц и граждан, объединившихся на основе общности интересов и проблем.

1.2 Некоммерческое партнерство создается на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности и гласности.

1.3 Некоммерческое партнерство с момента государственной регистрации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчётный счет (рублевый и валютный) в банке, круглую печать (в центре круглой печати щит, на фоне которого изображен самолет и аббревиатура МАИ, по периметру окружности указана организационно-правовая форма предприятия "Некоммерческое партнерство" и наименование - "Спортивный клуб МАИ"), угловой штамп, эмблему, бланки, символику и другие реквизиты юридического лица.

1.4 Некоммерческое партнерство обладает полной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия решений и прочих действий, не противоречащих законодательству и настоящему Уставу.

1.5 Некоммерческое партнерство от своего имени для достижения уставных целей имеет право заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и иные права, нести обязанности , быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

1.6 Местонахождение Некоммерческого партнерства: 125871 , г. Москва, Волоколамское шоссе, дом 4.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

2.1Цели Некоммерческого партнерства:

2.1.1 Развитие физической культуры и спорта среди студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников Московского государственного авиационного института (технического университета) МАИ, и членов их семей;

2.1.2 Пропаганда здорового образа жизни, внедрение физкультуры и спорта в режим учебы труда и отдыха студентов и сотрудников института;

2.1.3 Гармонизация физического и духовного воспитания студенческой молодежи.

2.2. Задачи Некоммерческого партнерства:

2.2.1 Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и спорта среди студентов и сотрудников института.

2.2.2 Оказание организационной и методической помощи в обеспечении массовых форм физкультуры и развитии новых видов спорта.

2.2.3 Организация научно-методических работ и профессионально-прикладных исследований в области оздоровительной физкультуры и спорта.

2.2.4 Создание физкультурно-спортивных объединений, клубов, секций, команд по видам спорта , спортивных школ различного профиля.

2.2.5 Проведение работы по спортивному совершенствованию студентов института,

подготовке и направлению сборных команд МАИ на соревнования различного уровня.

2.2.6 Развитие деловых связей и сотрудничества со спортивными организациями в нашей стране и за рубежом.

2.2.7 Внешнеэкономическая деятельность всех видов в соответствии с законодательством.

2.2.9 Оказание консультативных услуг и практической помощи по управленческим, финансово-экономическим, договорно-правовым вопросам, маркетингу продукции и услуг, экспертиза инвестиционных проектов.

2.2.10 Техническое и сервисное обслуживание экспортируемых и импортируемых машин, оборудования, приборов и других изделий и товаров.

2.2.11 Медицинское обслуживание.

2.2.12 Производство, реализация, а также прокат спортивного, инвентаря, сувениров, спортивной символики, товаров народного потребления и продукции производственно-технического и хозяйственного назначения.

2.2.13 Проектирование, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений спортивного и общего профиля.

2.2.14 Выпуск в установленном порядке акций и иных ценных бумаг.

2.2.15 Научно-исследовательская деятельность.

2.2.16 Редакционно-издательская и полиграфическая деятельность, в том числе осуществление тиражирования печатной продукции.

2.2.17 Организация массовых спортивных, концертных и культурных мероприятий, выставок, лотерей, фестивалей, туристско-экскурсионных поездок, аукционов и конкурсов.

2.2.18 Образовательная деятельность.

2.2.19 Организация и проведение спортивных соревнований, чемпионатов, турниров, кубков, мемориалов, первенств и спартакиад.

2.2.20 Торгово-посредническая деятельность.

2.2.21 Участие в спортивных программах других организаций.

2.2.22 Осуществление иной деятельности, соответствующей уставным целям Некоммерческого партнерства, не запрещенной законодательством.

3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА В НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО И ВЫХОДА ИЗ НЕГО

3.1 Членами Некоммерческого партнерства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, разделяющие цели и задачи Некоммерческого Партнерства, признающие Устав и принимающие активное участие в его деятельности. Членами Некоммерческого партнерства могут быть юридические лица.

3.2 Прием в члены Некоммерческого партнерства производится по решению Общего собрания на основании заявления вступающего. Прием в члены Некоммерческого партнерства юридических лиц осуществляется на основании решения их руководящего органа.

3.3 Л юбой член Некоммерческого партнерства вправе выйти из него по своему собственному желанию. Член Некоммерческого партнерства при выходе из Партнерства не имеет права получения (возврата) внесенных им членских взносов, равно как и имущества (стоимости этого имущества), переданного членом Партнерства в собственность Некоммерческого партнерства.

3.4 Член Некоммерческого партнерства может быть исключен из него, в случае неоднократного нарушения настоящего Устава, за совершение действий, которые повлекли материальный ущерб Некоммерческого партнерства, а также если его деятельность стала неэффективной.

3.5 Решение об исключении из Некоммерческого партнерства принимается Общим собранием двумя третями голосов от его состава.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

4.1 Член Некоммерческого партнерства имеет право:

4.1.1. Участвовать в деятельности Некоммерческого партнерства.

4.1.2 И збирать и быть избранным в выборные органыНекоммерческого партнерства.

4.1.3В носитьпредложенияобулучшении деятельностиНекоммерческогопартнерства и его должностных лиц.

4.1.4 П олучать информацию о деятельности Некоммерческого партнерства в установленном порядке.

4.1.5 П о своему усмотрению выходить из Некоммерческого партнерства.

4.1.6 П олучать в случае ликвидации Некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами Некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено Федеральным законом или учредительными документами Некоммерческого партнерства.

4.2 Член Некоммерческого партнерства обязан:

4.2.1 С облюдать требования настоящего Устава и выполнять решения руководящих органов.

4.2.2 Своевременно выплачивать вступительные и членские взносы в размере и порядке, установленном Общим собранием. .

4.2.3 П ринимать участие в деятельности Некоммерческого партнерства.

4.2.4 О казывать материальную и иную поддержку мероприятиям, проводимым Некоммерческим партнерством.

5. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

5.1 Высшим органом Некоммерческого партнерства является Общее собрание его членов. Члены Некоммерческого партнерства вправе посылать на собрания одного представителя с правом решающего голоса.

5.2 К исключительной компетенции Общего собрания относится:

5.2.1 Утверждение Устава, внесение изменений и дополнений в Устав Некоммерческого партнерства;

5.2.2 Создание постоянно действующего коллегиального органа управления: Правления Некоммерческого партнерства;

5.2.3 Назначение Попечительского совета Некоммерческого партнерства;

5.2.4 Принятие решения о реорганизации и ликвидации Некоммерческого партнерства .

5.2.5 Избрание Ревизионной комиссии;

5.2.6 Утверждение отчетов о деятельности Собрания и Ревизионной комиссии;

5.2.7 Порядок уплаты и размер вступительных и членских взносов;

5.2.8 Приём новых членов, исключение членов.

Общее собрание вправе принять также к рассмотрению любой вопрос, относящийся к

деятельности Некоммерческого партнерства.

5.3 Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Собрание правомочно при присутствии более половины членов Некоммерческого партнерства. Решение по вопросам утверждения Устава, внесения изменений и дополнений в Устав принимаются квалифицированным в 2/3 большинством голосов. Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов участников Собрания. В случае равенства голосов, голос председательствующего является решающим.

5.4 Члены Некоммерческого партнерства должны быть письменно уведомлены Председателем Общего собрания Некоммерческого партнерства о предстоящем Общем собрании не позднее, чем за неделю до него.

5.5 Внеочередное Общее собрание может быть созвано по решению Правления или по инициативе более половины членов Некоммерческого партнерства.

5.6 Д ля осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Некоммерческого партнерства Общим собранием его членов избирается Ревизионная комиссия сроком на пять лет, которой осуществляются проверки финансово-хозяйственной деятельности по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

5.7 В целях обеспечения выполнения программ Некоммерческого партнерства, изыскания средств для их финансирования и контроля расходования средств Общее собрание назначает Попечительский совет Некоммерческого партнерства. Попечительский совет формируется из числа членов администрации МАИ, известных и заслуженных спортсменов и тренеров, представителей общественных организаций спортивного профиля. Решения Попечительского совета имеют рекомендательный характер. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности на безвозмездной основе.

5.8 В период между Общими собраниями всю работу Некоммерческого партнерства направляет и осуществляет Правление Некоммерческого партнерства, которое избирается сроком на пять лет.

5.9 Правление Некоммерческого партнерства избирает Председателя правления (путем открытого или тайного голосования простым большинством голосов) сроком на пять лет.

5.10 К компетенции Правления Некоммерческого партнерства относится решение следующих вопросов:

Утверждение отчетов о деятельности Правления;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Назначение Генеральной дирекции Некоммерческого партнерства;

Утверждение финансового плана и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств;

Участие в других организациях.

5.11 Председатель правления осуществляет управление деятельностью Некоммерческого партнерства, имеет право принимать решения по всем вопросам его деятельности , кроме относящихся к исключительной компетенции Общего собрания, и несет перед Собранием и Правлением Некоммерческого партнерства ответственность за выполнение решений.

5.12 Заседания членов правления организуются Председателем правления по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Правление правомочно принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов правления. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равенства голосов, голос председательствующего является решающим.

5.13 Д ля ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности Правление Некоммерческого партнерства назначает Генеральную дирекцию, утверждает Генерального директора и штатное расписание Некоммерческого партнерства.

5.14 Генеральный директор осуществляет непосредственное управление деятельностью Некоммерческого партнерства, и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

Распоряжается имуществом Некоммерческого партнерства в соответствии с общим порядком и направлениями, определяемыми Правлением Некоммерческого партнерства;

Без доверенности действует от имени Некоммерческого партнерства, представляет его во всех учреждениях, предприятиях и государственных органах России и за рубежом;

Несет ответственность за состояние учета, своевременность и полноту предоставления отчетности, в том числе бухгалтерской и статистической, по установленным формам в соответствующие органы;

Делегирует свои полномочия заместителям и членам Генеральной дирекции;

Ведет переговоры и заключает договоры (контракты) и соглашения о сотрудничестве с юридическими и физическими лицами, в том числе, зарубежными;

Выдает доверенности, открывает расчетный и другие счета в банках;

Принимает на работу должностных лиц Некоммерческого партнерства и подписывает с ними трудовые договоры (контракты), устанавливает должностные оклады;

Дает указания, издает приказы и распоряжения, обязательные для персонала Некоммерческого партнерства;

Выполняет другие функции, вытекающие из настоящего Устава.

5.15 Генеральный директор несет ответственность за нарушение действующего законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций.

6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

6.1 Некоммерческое партнерство осуществляет деятельность за счет своих собственных средств.

6.2 Источниками формирования имущества Некоммерческого партнерства в денежной и иных формах являются:

Вступительные и членские взносы членов Некоммерческого партнерства, которые в совокупности составляют Уставный капитал Некоммерческого партнерства. Денежная оценка имущества, вносимого в качестве вступительного взноса, определяется по согласованию между членами Некоммерческого партнерства;

Регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов Некоммерческого партнерства;

Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

Выручка от хозяйственной деятельности (реализации товаров, работ, услуг);

Дивиденды (доходы,проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

Другие незапрещенные законом поступления.

Полученная Некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) Некоммерческого партнерства.

6.3 Некоммерческое партнерство в порядке, определенном законодательством, может иметь в собственности основные фонды, здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной Уставом. Некоммерческое партнерство может иметь в собственности или в бессрочном пользовании предприятия, организации, созданные в соответствии с уставными целями и задачами Некоммерческого партнерства, а также земельные участки.

6.4. Некоммерческое партнерство имеет право самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему средствами и имуществом. Средства Некоммерческого партнерства расходуются по сметам, утвержденным Правлением Некоммерческого партнерства.

7. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

7.1 Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав имеет право внести любой член Некоммерческого партнерства . Предложения подаются в письменном виде Председателю Общего собрания.

7.2 Изменения (дополнения) Устава считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на Общем собрании.

7.3 Изменения (дополнения) Устава подлежат регистрации в установленном порядке.

8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

8.1 Некоммерческое партнерство прекращает свою деятельность путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

8.2 Реорганизация Некоммерческого партнерства осуществляется по решению Общего собрания и влечет за собой переход прав и обязанностей, принадлежащих Некоммерческому партнерству к его правопреемнику, соразмерно объему приобретенного ими имущества Некоммерческого партнерства.

8.3 Ликвидация Некоммерческого партнерства осуществляется по решению Общего собрания. После принятия решения о ликвидации Общее собрание назначает ликвидационную комиссию, с момента назначения которой к ней переходят полномочия по управлению Некоммерческим партнерством. Ликвидационная комиссия оценивает активы, выявляет кредиторов и рассчитывается с ними, составляет ликвидационный баланс, публикует в печати объявление о ликвидации.

8.4 Некоммерческое партнерство также может быть ликвидировано по решению суда.

8.5 П ри ликвидации Некоммерческого партнерства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами Некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено Федеральными законами или учредительным документами Некоммерческого партнерства.

Имущество, оставшееся после ликвидации Некоммерческого партнерства и расчетов с кредиторами, направляется на цели, предусмотренные настоящим Уставом, с передачей оставшегося имущества правопреемнику.

8.6 П осле ликвидации Некоммерческого партнерства его документы по личному составу передаются в установленном законом порядке на государственное хранение.

8.7 Решение о ликвидации Некоммерческого партнерства направляется в зарегистрировавший Некоммерческое партнерство орган для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА

14. Обучение в университете ведется на русском языке. Отдельные циклы лекций при согласии студентов могут преподаваться на иностранном языке.

Обучение ведется по очной и очно-заочной (вечерней) формам. 15. Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

По решению Ученого Совета университета начало учебного года может быть перенесено на срок не более двух месяцев.

Сроки освоения образовательных программ различного уровня определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях для соответствующих типов и видов или соответствующими государственными стандартами.

16. Срок обучения по образовательной программе высшего и послевузовского профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого Совета университета.

17. Максимальный объем учебной нагрузки студентов очного обучения, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, определяется учебным планом и, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю.

18. Учебные занятия в университете проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельной работы, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы, магистерской диссертации). Университет может устанавливать другие виды учебных занятий.

Университет путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционного обучения создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся методов обучения.

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается 45 минут.

Образовательные программы реализуются в университете по соответствующим уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи.

19. В университете реализуются следующие ступени высшего профессионального образования: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением (специальностью) продолжать образование по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

20. Организация учебного процесса в университете по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются университетом самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых Министерством образования Российской Федерации, при этом примерный учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

21. Обучение по индивидуальным учебным планам организуется для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и высшее профессиональное образование различных ступеней на основании решения Ученого Совета университета по сокращенной образовательной программе высшего профессионального образования, а также для лиц, способных освоить в полном объеме основную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяются Министерством образования Российской Федерации.

Студенты имеют право на освоение дополнительных учебных дисциплин, преподаваемых в университете, не входящих в учебные планы по избранному ими направлению (специальности).

22. Университет в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим Уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами по договорам с юридическими и (или) физическими лицами.

Университет самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

Платные образовательные услуги не могут быть осуществлены взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Стоимость обучения и размер оплаты за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором высшего учебного заведения с учетом утвержденной сметы расходов.

Оказание платных образовательных услуг не относится к предпринимательской деятельности. Доход от этих услуг реинвестируется в университет, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению.

23. Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

Промежуточная аттестация обучающихся в университете проводится в форме экзаменов и зачетов. Для дисциплин и видов учебной работы, по которым формой промежуточной аттестации обучающихся является экзамен, устанавливаются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», если формой промежуточной аттестации обучающихся является зачет, устанавливаются оценки: «зачтено» и «незачтено».

Проведение зачета и экзамена: устная, письменная, тестирование, защита работы (проекта) и др. - устанавливается кафедрой.

Зачеты проводятся по графику, утвержденному деканом факультета, без выделения специального бюджета времени.

Время, отводимое на проведение экзаменационной сессии, включается в рабочий учебный план. Экзамены проводятся по расписанию, утвержденному ректором или проректором по учебной работе. На подготовку к экзамену обучающимся предоставляется не менее 3 дней. В виде исключения, по решению Ученого совета факультета отдельные экзамены могут проводиться в период теоретического обучения по завершении преподавания дисциплины. В этом случае обучающимся также предоставляется не менее 3 дней на подготовку к экзамену.

Оценка или зачет могут быть выставлены без опроса - по результатам работы студента в течение семестра. При несогласии студента с оценкой последний вправе сдавать зачет или экзамен на общих основаниях.

Неявка без уважительной причины на зачет или экзамен по объявленному деканом факультета графику приравнивается к отрицательному результату.

Студент, не сдавший установленные для семестра зачеты, как правило, к сессии не допускается.

Пересдача неудовлетворительного результата экзамена (зачета) допускается по направлению декана факультета и не более двух раз.

Решением декана факультета экзамен (зачет) может приниматься комиссией. Замена экзаменатора, при наличии уважительных причин, осуществляется заведующим кафедрой с согласия декана факультета.

Лица, обучающиеся в университете по программам высшего профессионального образования при промежуточной аттестации, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В это число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ученым Советом университета.

24. Лицам (слушателям), принятым в университет для одновременного параллельного освоения двух основных образовательных программ высшего профессионального образования, в приказах о зачислении в слушатели могут устанавливаться условия посещения учебных занятий, проведения практики и аттестаций.

25. Студент может быть отчислен из университета по собственному желанию, в том числе по болезни; в связи с переходом в другое образовательное учреждение; при получении трех и более неудовлетворительных оценок, при неликвидации в установленные деканом сроки академической задолженности, за нарушение Устава университета, Правил внутреннего распорядка, Правил проживания в общежитии, при нарушении условий заключенного договора (для лиц, обучающихся на платной основе).

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом университета, Правилами его внутреннего распорядка, и Правил проживания в общежитии к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из университета. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено после получения от него объяснения в письменной форме, не позднее чем через месяц со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Отчисление обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам не допускается.

Отчисление производится приказом ректора (проректора) по представлению декана факультета.

26. Итоговая аттестация выпускника университета является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме государственной аттестационной комиссией в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

Университет выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов университета.

27. Университет обязан информировать студентов о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство.

28. На каждого обучающегося в университете формируется личное дело. Выпускнику университета и обучающемуся, выбывшему до его окончания, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в университет. Заверенная копия документа остается в деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются в личном деле.

Обучающиеся в ВУЗе имеют право:

1. Избирать и быть избранным в состав Ученого совета ВУЗа.

2. Участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности ВУЗа, в том числе через общественные объединения и органы управления ВУЗа.

3. Бесплатно пользоваться библиотеками ВУЗа, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений ВУЗа в порядке, установленном локальными актами ВУЗа.

4. Принимать участие в научно-исследовательских работах, конференциях, симпозиумах.

5. Представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях ВУЗа.

6. Обжаловать приказы и распоряжения администрации ВУЗа в порядке, установленном законодательством РФ.

7. На моральное и (или) материальное поощрение за особые успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской и общественной работе ВУЗа.

8. На обучение в пределах федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований, а также образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ВУЗом самостоятельно, о индивидуальным учебным планам в соответствии с решением Ученого совета факультета.

Обучающиеся в ВУЗе обязаны:

1. Соблюдать настоящий устав, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитии и иные локальные акты ВУЗа.

2. Выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебными планами, овладевать знаниями, умениями и навыками.

3. В обязательном порядке посещать все виды учебных занятий, определенных учебным планом, если иное не предусмотрено локальными актами ВУЗа.

4. Выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Занятие №2

Задание №2. Методы психологии

Задание №3. Методы педагогики

Педагогические:

1. Изучение литературных источников, документов, цель которых исследовать педагогические явления и процессы по их описанию и содержанию в различных

источниках

2. Наблюдение

3. Изучение документов

4. Анкетирование – метод изучения результатов обучения и воспитания людей

5. Метод тестов

6. Метод беседы

7. Биографический - результаты обучения и воспитания по сведениям из биографических характеристик

8. Фотографии, кино, звукозаписи

9. Эксперимент

10. Методы статистической информации

Психологические науки имеют свои специальные методы, которые являются дополнением к педагогическим методам:

11. Метод житейских знаний

12. Научные знания

В психологии эксперимент делится на лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.


Существуют в психологии вспомогательные методы:

· Методы обобщающих независимых характеристик (опросы, интервью)

· Исследующий метод - анализ результатов деятельности (тестирования) – проективное, психокоррекционное.

Методы педагогики направлены на обучение и воспитание:

§ Методы сообщения знаний

§ Методы закрепления знаний

§ Методы контроля знаний

§ Методы убеждения

Задание №1


Занятие №3

1) Привести примеры людей, являвшихся гениями в разные эпохи развития человеческого общества.

2) Задатки способностей у человека, которые перерастают в таланты.

Задание 1. Привести примеры людей, являвшихся гениями в разные эпохи развития человеческого общества.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи. Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера).

Анатомия и медицина

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Сэр Исаа́к Нью́тон

Сэр Исаа́к Нью́тон (англ. Sir Isaac Newton, 25 декабря 1642 года - 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года - 31 марта 1727 года по григорианскому календарю) - английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

К 23 годам молодой человек освоил методы дифференциального и интегрального исчисления, вывел формулу бинома Ньютона, сформулировал основную теорему анализа (позже названную «формулой Ньютона-Лейбница), открыл закон всемирного тяготения и доказал, что белый цвет - смесь цветов,с помощью стеклянной призмы он доказал членам общества, что белый свет не первичен, а состоит из базовых (неразлагаемых на другие компоненты) цветов под разными углами преломления. Все это делалось с помощью кратких заметок в дневниках. Судя по ним, мысли Ньютона свободно перескакивали от оптики к математике и наоборот. Деревенская тишина предоставляла ему неограниченное количество времени для размышлений. Сам он объяснял успех тем, что размышлял постоянно.

Ньютон впервые установил сплюснутость Земли у полюсов (ранее высказывались мнения, что Земля имеет вытянутые полюса и больше похожа на лимон). Экваториальный диаметр планеты на 43 км больше, чем на полюсах. Из-за этого самой удаленной точкой поверхности от центра Земли является не Эверест, а вершина вулкана Чимборасо (Эквадор).

Ньютон связал закон тяготения (силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния) и объяснил природу движения планет. До появления теории относительности никаких поправок к этой модели не было. Знаменитый мысленный эксперимент Ньютона с пушкой (если поставить ее на высочайшую гору, нацелить горизонтально и выстрелить ядро с определенной скоростью, оно будет вращаться вокруг Земли подобно Луне) фактически заложил первый камень в фундамент космонавтики.

Также ученый объяснил приливы притяжением Луны и, имея данные о высоте прибывающей воды, рассчитал массу спутника нашей планеты.

В декабре 1671 года Ньютон стал кандидатом в члены Королевского научного общества, основанного десятью годами раньше. Это была элитная организация гениев, масонов и алхимиков, интересовавшихся всеми видами знаний, в том числе и оккультными.

Работа вышла в 1686 году под названием «Математические начала натуральной философии» (то есть физики). Книга, детально описывающая - не больше, ни меньше - базовые законы природы, была распродана за 4 года и выдержала 3 переиздания еще при жизни автора. Вся ученая Европа стояла на ушах. Некоторые исследователи буквально поклонялись Ньютону, другие называли его шарлатаном. Невидимое и нематериальное тяготение представлялось чем-то вроде магии, а сам Ньютон не мог объяснить его происхождение (и даже допускал, что гравитация имеет сверхъестественную природу).

Ньютон вошел в историю как физик и математик. Однако эти науки занимали лишь около половины его кругозора. Помимо этого, великий рационалист увлекался... алхимией и теологией. О его мистических взглядах известно немногое. Ньютон никогда не объявлял себя сторонником той или иной веры. Он верил в бога, но, как следует из его трактата «Историческое прослеживание двух знаменитых искажений Священного Писания», отрицал Троицу - хотя учился в колледже святой Троицы. Можно предположить, что взгляды Ньютона были близки к арианству*. Ньютон написал «Хронологию древних царств» и комментарий на Апокалипсис. В конце 17 века он попытался найти в Библии «тайный код» и извлечь с его помощью научную информацию. Ученый рассчитал, что конец света наступит не ранее 2060 года.

Ньютон увлекался алхимией. В Лондоне у него была крупная лаборатория, где производились поиски философского камня.

В 1695 году канцлер казначейства Чарльз Монтегю, бывший студент Ньютона, пригласил ученого на должность смотрителя монетного двора с годовым жалованьем в 600 фунтов. Ньютон, хандривший из-за отсутствия материального признания его заслуг, согласился переехать в Лондон.

В то время страна была наводнена фальшивыми монетами. Монтегю задумал полную перечеканку всей наличности и рассчитывал на познания Ньютона в металлургии и механике. Исаак показал себя отличным администратором и, невзирая на забастовки и доносы, наладил ускоренный выпуск новых денег. За это его сделали директором монетного двора с годовым окладом около 1500 фунтов.

Аристотель

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Аристотель является и основоположником логики.

Космология Аристотеля

Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

Учение о государстве

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Зрелые произведения Аристотеля делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» («Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.

7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был.найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» - ранняя перипатетическая работа.

В честь Аристотеля названы:

· Университет Аристотеля в Салониках;

· Площадь Аристотеля в Салониках;

· растение Аристотелия;

· кратер на Луне;

· астероид (англ. 6123 Aristoteles).

Тимоти Джон Бернерс-Ли

Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли OM, (англ. Sir Timothy John «Tim» Berners-Lee; род. 8 июня 1955) - британский учёный, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, изобретатель Всемирной паутины (совместно с Робертом Кайо) и действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины. Автор множества других разработок в области информационных технологий.

В 1989 году, работая в CERN, Бернерс-Ли предложил проект, известный как Всемирная паутина (англ. World Wide Web). Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации. Проект Паутины был предназначен для учёных CERN и первоначально использовался во внутренней сети CERN. Для осуществления проекта Тимом Бернерсом-Ли (совместно с его помощниками) были изобретены идентификаторы URI (и, как частный случай, URL), протокол HTTP и язык HTML. Эти технологии легли в основу современной Всемирной паутины. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации стандартов и опубликовал их.

В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (англ. WYSIWYG от What You See Is What You Get, «что видишь, то и получишь»), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года.

Первый в мире веб-сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch (теперь сайт хранится в архиве). Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить веб-сервер, как заполучить браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

Главный литературный труд Бернерса-Ли - это книга «Плетя паутину: истоки и будущее Всемирной паутины» (англ. «Weaving the Web: Origins and Future of the World Wide Web», Texere Publishing, 1999, ISBN 0-7528-2090-7). В этой книге он рассказывает о процессе создания Паутины, её концепции и своём видении развития Интернета. В этом основополагающем труде автор говорит о нескольких важных принципах:

Возможность редактировать информацию Паутины не менее важна, чем возможность просто лазать по ней. В этом смысле Бернерс-Ли очень рассчитывает на концепцию WYSIWYG, хотя Wiki - это тоже шаг в нужном направлении.

Компьютеры могут быть использованы для «фоновых процессов», помогающих людям работать сообща.

Каждый аспект Интернета должен работать как паутина, а не как иерархия. В этом смысле очень неприятным исключением является система имён доменов (англ. Domain Name System, DNS), управляемая организацией ICANN.

Учёные-компьютерщики несут не только техническую ответственность, но и моральную.

Ещё одна книга Бернерса-Ли называется «Прядя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины» (англ. «Spinning the Semantic Web: Bringing the World Wide Web to Its Full Potential», The MIT Press, 2005, ISBN 0-262-56212-X). В этой книге он раскрывает концепцию семантической паутины, в которой он видит будущее Интернета.

Стивен Уильям Хокинг

Восьмой гений из списка «100 гениев современности» - это английский физик, Стивен Уильям Хокинг. Он занимается исследованием фундаментальных законов, управляющих Вселенной. Его называют «современным Эйнштейном» и его исследования признаны сегодня приближенными к созданию Теории Единого Поля.Весь ученый мир, и не только, знает этого незаурядного ученого, светило в области физики, мужественного человека с несгибаемой силой воли, прикованного к особому креслу с особенным, говорящим вместо него компьютером.

Многие знакомы с его бестселлерами «Кратчайшая история времени» и «Черные дыры», написанными в простой, очень интересной форме, доступной любому, даже неподготовленному к восприятию сложной физики, читателю.

В последствии Хокинг возглавит кафедру прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета, ту, которую в свое время возглавлял Исаак Ньютон.

Основная научная деятельность Хокинга проходит в области космологии и квантовой гравитации. Ученый применил термодинамику к описанию такого явления, как черные дыры, разработал теорию «испарения» черных дыр, исследуя явление, названное его именем - «излучение Хокинга».

Известны два научных пари Стивена Хокинга, которые гениальный ученый проиграл. Одно – в 1974 году по-поводу звезды Лебедь X-1, которую он не считал черной дырой, а она ею оказалась. Это обнаружилось только в 1990 году.Второе пари длилось чуть меньше, около семи лет, предметом его стал вопрос: сохраняется ли информация о материи, которая захватывается чёрной дырой, а потом излучается ею снова.

Хокинг, согласно своей теории «испарения» черных дыр, считал, что такую информацию невозможно обнаружить из-за ее абсолютной непознаваемости и недоступности, так как происходит, по его мнению, отпочкование информации в параллельную Вселенную.

Но в 2004 году гениальный Хокинг на Международной конференции по общей теории относительности и космологии в Дублине, представляя свою новую, революционную теорию черных дыр, признался, что был не прав. Информация о материи все же вырывается из объятий черной дыры, искажается при этом, но не исчезает в параллельном пространстве. Хокинг признал своего оппонента правым в том, что эту информацию мы не можем прочитать.

Профессору Хокингу присуждены двенадцать почетных ученых званий. Он награжден многими медалями, призами и премиями. Он член Королевского Научного Общества и Национальной Академии Наук США.

Задание 2.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая - по причине непсихологичности, вторая - по причине общности.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно - другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»). А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.

Фундаментом для развития способностей выступают задатки

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

У любого ребёнка есть особые задатки, те, которые содержат качества «выше среднего». Это может быть что угодно: чуткий слух, восприимчивая к перегрузкам или очень возбудимая нервная система, зрение, улавливающее сотни оттенков одного цвета, лёгкие кости и эластичные мышцы, легкие большего объёма, чуткая кожа (тактильные анализаторы) или особое строение руки – длинные фаланги пальцев. Вот только задатки - это свёрнутое, эмбриональное состояние способностей, они не видны и неизвестны сразу после рождения. Поэтому порой кажется, что их, как бы, нет. Но они есть. Поверьте, их просто не может ни быть!

У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой - у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.

Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.

Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.