Собор легенда. Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни

Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.

Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.

По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты. Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.

Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну.

Коллекция Л.Францек

Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.

Как и все прочие готические церкви, миланский Собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур. Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных па центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Вартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.

А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Церковь утверждает, что святая Елена, мать Константина Великого нашла в Иерусалиме кресты, на котором был распят Иисус Христос. Гвоздей было три. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади.

Первым существование Святого гвоздя засвидетельствовал святой Амвросий Медиоланский. В надгробной речи, посвященной смерти императора Феодосия, он пересказал историю о нахождении двух вытащенных из креста гвоздей и о превращении одного из них в подкову или лошадиные удила, а другого - в диадему, принесенную в дар Константину, который ею украсил свой шлем.

По легенде, именно Феодосий подарил переделанный в удила Святой гвоздь епископу Амвросию Медиоланскому. Эта реликвия изначально хранилась в базилике Святой Фёклы, которая до строительства миланского Собора стояла на этом самом месте. Находится он в самом центре собора, над главным алтарем, где располагаются хоры.

Он помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году гвоздь выставляется на обозрение прихожан. Чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо. Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.

Еще одна легенда связана с покрытием на алтарь, которое, по легенде, Леонардо да Винчи купил в деревне на Крите и затем преподнес в дар миланскому Собору.

Лариса Францек

newgulliver.ru, laitalia.ru, nebo-italii.narod.ru

Это здание видно почти из любой точки города и из многих других мест: величественный Кельнский Собор словно парит над городскими крышами и трубами. Конечно, благодаря его высоте, собор служит прекрасным ориентиром для жителей и гостей города. Но это больше, чем просто условная точка, это гордость жителей Кельна. С момента своего завершения, а было это еще в 1880 году, гигантский Кельнский Собор доминирует над панорамой города своими устремляющимися ввысь башнями. Высота Северной Башни – 157.38 м, а Южная башня на 7 см выше.

Стоит заметить, что, несмотря на свою высоту, Кельнский собор является вторым по высоте строением города, после телекоммуникационной башни. Занимаемая площадь не менее впечатляет: длина собора 145 м, а ширина – 86 метров. Для сравнения, футбольное поле – это «всего лишь» 100 на 70 метров. Общая занимаемая площадь составляет почти 8000 квадратных метров, здесь могут одновременно разместиться более 20 000 человек.

Согласитесь, в облике Кельнского собора просматривается что-то неземное и мистическое. Не зря его называют Собором дьявола. Про историю создания Кельнского собора есть страшная легенда. Прочитайте ее, и решите для себя, насколько эта жуткая история правдива.

Кельнский собор: история создания

Первый камень в фундамент готического собора был заложен 15 августа 1248 года, на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, старый собор был не достаточно респектабелен для того, чтобы в нем хранились мощи трех почтенных волхвов, которые архиепископ Райнальд фон Доссель вывез в качестве трофея из покоренного им города Милана в 1164 году. Эти страшные реликвии стали причиной массового паломничества в собор верующих со всей Европы. Поэтому и возникла необходимость построить новую, большую церковь, чтобы вместить всех прибывающих паломников.

Кельнский собор: мистическая легенда

В настоящее время Кельнский собор – это третье по величине религиозное строение, выполненное в готическом стиле. Как было уже написано выше, началось великое строительство в День Пресвятой Богородицы в 1248 году, а завершилось только в 1880-ом. На свете не так много найдется завершенных строений, на создание которых ушло более шести веков. Почему строительство растянулось на такой огромный промежуток времени? Причин приводится много: нехватка денежных средств, смена архитекторов. Но перейдем к страшной легенде, согласно которой в истории строительства замешан сам дьявол.

Начнем с самого начала. Когда было принято архиепископом решение о возведении огромной церкви, возглавить строительство было поручено мастеру Герхарду фон Риле. Духовенство выделило архитектору год для предоставления плана строительства. Архитектор был обрадован колоссальному по размерам заказу.

Он сразу преступил к работе, но дело на лад не пошло. Всегда, когда мастеру казалось, что план выполнен без изъяна, обнаруживалась какая-либо погрешность. Мастер исправлял ошибку и вновь создавал «идеальный» проект. Но история повторялась снова и снова.

Поняв, что переоценил свое мастерство, архитектор решил признать, что подобное строительство ему не по силам.

И вот, находясь уже на грани отчаяния, он, гуляя по берегу Рейна, увидел незнакомца в строительной одежде. Незнакомец что-то увлеченно рисовал на огромном камне. Когда архитектор подошел к мужчине поближе, он с удивлением обнаружил, что тот выводил на камне не что иное, как строительные чертежи запланированного им собора.

Герхард стал упрашивать незнакомца уступить ему проект за любую сумму. К удивлению архитектора, долго уговаривать не пришлось, и мужчина быстро согласился. Вот только цена была слишком высока и необычна. Взамен на чертежи дьявол (стоит ли говорить о том, что это был именно он) пожелал получить душу мастера.

Но даже на этом демон не остановился. Архитектору сатана предложил сделку, по которой он построит собор полностью вместо него в течение трех лет. Но за это он захотел взять не только душу мастера, но в придачу получить души его жены и ребенка. Договор заключался ровно на три года. Дьявол пообещал, что если он не успеет завершить строительство до того момента, когда петухи своим криком известят о начале первого дня четвертого года, то он уйдет ни с чем и не побеспокоит архитектора и его семью.

Герхард не стал долго раздумывать, посчитав, что три года – это невозможный срок для подобного строительства, и подписал приготовленные сатаной документы.

Стоит ли говорить, что жизнь архитектора превратилась в настоящую пытку. Он с ужасом наблюдал за быстрыми темпами возведения готического собора.

Жена, видя, что с мужем твориться неладное, стала приставать к нему с вопросами. Мастер набрался мужества и рассказал супруге обо всем.

Женщина, конечно, испугалась, но, вместе с тем, она стала лихорадочно искать выход. И, как ни странно, она его нашла.

Запомнив, что здание должно быть завершено до крика петухов, она стала подражать петушиному голосу. Изо дня в день у нее получалось все лучше и лучше копировать петушиный крик. Наконец, она научилась издавать петушиные звуки настолько хорошо, что на них отзывались соседские петухи.

В назначенный срок женщина задолго до рассвета спряталась около собора, который был практически завершен. Дьявол со своими слугами заканчивал строительство последней башни. И тут раздался крик петуха. На этот крик отозвалось множество петушиных голосов. И хотя час рассвета еще не настал, сатана понял, что его обманули. Но уговор был определен точно – до первых петухов. От беспомощности сатана начал крушить почти построенную церковь.

Несмотря на то, что собор был почти полностью завершен, окончание строительства затянулось на несколько веков. Возможно, потому, что строение было проклято самим дьяволом. Те, кто брались завершить собор, в скором времени погибали или просто отказывались от этого выгодного дела. Но, хотя и потребовалось на это огромное количество лет, Кельнский Собор был завершен.

Кельнский Собор продолжение истории

Итак, согласно легенде, Кельнский собор был почти построен, а Фон Риле почти удалось избежать страшной участи. Почему почти? Потому, что история на этом не закончилась. Одураченный дьявол жаждал мести. Демон придумал еще одну ловушку для архитектора.

И Герхард снова пошел на поводу у дьявола, заложив ему свою душу.

Теперь они поспорили на то, что сатана сможет провести воду в Кельн через вырытые под землей каналы. Причем, обязуется он это сделать быстрее, чем мастер успеет завершить строительство собора до конца. Архитектор, зная, что вода не пойдет до тех пор, пока в канале не будут сделаны отдушины, был уверен, что снова выиграет, и согласился.

О споре Герхард вновь поведал жене. И в этот раз он открылся перед женщиной напрасно. Теперь дьявол был начеку и быстро узнал о тайне, которую мастер открыл жене.

В тот момент, когда из-под земли стала бить фонтаном вода, бедный мужчина находился на крыше собора. Поняв, что дело совсем плохо, Герхард кинулся камнем вниз, чтобы сохранить свою душу. Но дьявол изловчился и, обернувшись огромным черным псом, прямо на лету подхватил несчастного мастера.

Как гласит легенда, душа мастера теперь обречена на вечные муки в преисподней.

Кельнский собор остался незавершенным. Говорят, что призрак несчастного ходит по залам своего творения.

Кельнский собор в наши дни

Легенда очень красивая и печальная. Что остается делать нам, потомкам? Думаю, прежде всего, посетить Германию и увидеть воочию мистическое великолепное творение. Оно стоит того, так как это настоящее чудо.

Из России в Германию попасть не сложно и не дорого. Есть перелеты, зачастую цена на них действительно радует, есть автобусные туры. Также до Германии можно добраться на поезде. Но правильнее всего – это отправиться в тур с одним из крупных операторов. Кроме всего прочего, это поможет избежать проблем с оформлением шенгенской визы. К выбору туристического агентства стоит подходить очень тщательно. Компания happytravel.ru уже не первый год организует туры по городам Германии , и делает это весьма профессионально. Кроме осмотра Кельнского Собора и немецких средневековых замков, гиды этой организации предлагают совершить увлекательную экскурсию на лучшие пивоварни Германии. Конечно же, с дегустацией настоящего немецкого, только что сваренного, пива.

23 января 1786 года в предместье Парижа родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он окончил Школу архитектуры, отслужил в наполеоновской гвардии и даже участвовал в сражениях. В апреле 1814 года, после вступления русских войск в Париж, молодой архитектор совершил поступок, который навсегда изменил его жизнь. Он подарил российскому самодержцу Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Монферран получил официальное приглашение государя и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.

Фольклор северной столицы богат, если не сказать - неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где - правда, а где - выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Исаакиевский собор является средоточием в большей степени мрачных легенд. Может быть, потому, что современникам сооружение не нравилось своей излишней помпезностью и доминированием над прочими архитектурными формами. Не все и сегодня считают храм достойным символом Петербурга.

О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает "РГ".

Как разозлили языческое божество

Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красотой: их высота - 9,5 метра, диаметр - метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.

Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.

На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.

Отчего умер архитектор

Храм строился невероятно долго, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную дорогу до Москвы и мост через Неву, 40 лет - это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.

Существует любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.

Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран.

Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.

Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Падение дома Романовых

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.

Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Легенда, надо сказать небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна.

Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Храм на продажу

В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.

Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем месте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Эхо блокады

Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило спасти множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.

Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда стала реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то успели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников. Этот вопрос решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.

Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались следы от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.

Представляет собой готическое здание, находящееся в английском городе Йорке. Является одним из крупнейших средневековых храмов на севере Европы. Здесь расположена кафедра главы церковной провинции города.

Собор расположен на том самом месте, где крестили короля Нортумбрии Эдвина. Возведение храма было начато в 1220 году и длилось в течение 250 лет. В 1472 году храм был освящён.

Общая длина собора около 160 метров, высота составляет порядка 60 метров. Неф Йоркского собора является самым широким готическим нефом в Англии.

Наиболее древними частями собора являются южный и северный трансепт. В северном находятся знаменитые окна , а южный трансепт украшает огромное круглое окно с фигурным переплетом в виде распустившегося цветка или звезды. На его витражах изображен союз королевских домов Ланкастера и Йорка. Огромное Восточное окно, созданное в начале XV века, является самым крупным средневековым витражом в мире.

В центре собора расположен большой и красивый орган, который был воздвигнут в ХV веке. Рядом с ним находятся статуи пятнадцати королей Англии , от Вильяма I и до Генриха VI.

В соборе расположены Астрономические часы, которые были установлены в 1955 году в память о погибших во время Второй мировой войны английских лётчиках. Часы показывают не только время, но и расположение солнца и некоторых звёзд.

В здании храма находится скульптура Йоркского Епископа Мэттью Хаттона, жившего в 1529–1606 гг.

Под зданием собора находятся крипты, которые остались от стоявших на этом месте древних саксонских строений. Также здесь возможно увидеть фундамент старого англосаксонского храма, на месте которого стоит современный собор. Скульптуры в крипте были созданы примерно в 1100 году. Вначале они были размещены снаружи на западных башнях собора, затем из-за их плохого состояния были перемещены внутрь.

Рядом с собором расположена скульптура императора Константина Великого . В момент провозглашения Константина императором его полк находился на территории города. А на месте, где произошло это историческое событие, позже был возведён Йоркский собор. В честь этого события много веков спустя был установлен памятник.

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, - первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.

По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок - витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать - снести храм или полностью изменить его облик.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.

Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.

Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».