Сторожевой корабль 2 ранга проект 1134. Радиотехническое и навигационное оборудование


Назначение: Длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника; охранение кораблей и судов на переходе морем.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1964 г.
Эскизный проект: 1965 г.
Технический проект: 1966 г.
Рабочие чертежи: 1968 г.
Сдача головного корабля: 1970 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 "Буревестник" - проектировались в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда под руководством главного конструктора Н. П. Соболева, главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга И. М. Стецюра. Тактико-техническое задание (ТТЗ) сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет) и противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в море, было выдано руководством ВМФ СССР в 1964 году. Технический проект 1135 предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4000 миль, а полная скорость хода 32 узла при стандартном водоизмещении в 2800 тонн. Корабль пр. 1135 отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей наличием ПЛРК РПК-4 "Метель", которая способна уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля, а так же оригинальной газотурбинной энергоустановкой, маршевой редукторной приставкой, подкильной и буксируемой ГАС. Корабли строились на трёх заводах в Калининграде, в Керчи и в Ленинграде для всех четырёх флотов.

Сторожевые корабли проекта 1135М - это модификация пр. 1135, проведённая в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1972 году. Проектом предусматривалась замена спаренных АУ АК-726 одноствольными 100-мм АК-100 с РЛС управления огнем МР-145 «Лев» и замена ГАС МГ-332 "Титан-2" на более совершенную ГАС МГ-332МС "Титан-2Т", что способствовало повышению боевой эффективности кораблей этого типа.
Сторожевые корабли проекта 1135.1 "Нерей" - спроектированы на базе пр. 1135 в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда, под руководством главного конструктора Н.П. Соболева в конце семидесятых годов по заданию КГБ СССР. С 1980 года доработку проекта вел А.К. Шныров. Проектом предусматривалась замена УРПК «Метель» одноствольной 100-мм АУ АК-100 с РЛС управления огнем МР-145 «Лев», кормовые АУ и кормовой ЗРК "Оса-М" заменили на взлетную площадку и ангар для постоянного базирования вертолета Ка-27ПС и установили побортно по одной 30-мм АУ АК-630М с РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел». ГАС МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега" заменили комплексами МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза» соответственно. Эти универсальные корабли предназначались для охраны 200-мильной экономической зоны обширных морских акваторий в составе морчастей погранвойск КГБ СССР на Дальнем Востоке и Севере.

Сторожевые корабли проекта 1135.2 - это вариант модернизации кораблей пр. 1135, который был разработан в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1983 году. Проектом предусматривалась замена ГАС МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега" на более совершенный гидроакустический комплекс (ГАК) нового поколения МГК-365 "Звезда-М1", объединявшим функции всех гидроакустических средств корабля. Кроме, этого РЛС МР-310 «Ангара-А» заменялась на РЛС МР-755 «Фрегат», а в качестве ударного оружия, вместо РБУ-6000, побортно установили ПКР последнего поколения «Уран», что способствовало большей универсальности и повышало боевую эффективность кораблей этого типа. К сожалению, модернизация «буревестников» была прервана «перестройкой» и последующим развалом СССР, поэтому модернизацию прошли только два корабля "Лёгкий" и "Пылкий".
Сторожевые корабли проекта 1135.3 - это ещё один вариант модернизации кораблей пр. 1135, который был разработан в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1983 году. Проектом предусматривалась замена ГАС МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега" на более совершенный гидроакустический комплекс (ГАК) нового поколения МГК-365 "Звезда-М1", объединявшим функции всех гидроакустических средств корабля. Кроме, этого обновили противолодочный комплекс УРПК-4 "Метель" на УРПК-5 "Раструб", который мог применяться для поражения подводных лодок и надводных кораблей.

Фрегат проекта 11356 типа "Talwar" - спроектирован в Северном ПКБ г. Санкт-Петербурга в 1999 году. Технический проект 11356, сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне, предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4500 миль, полную скорость хода до 30 узлов при стандартном водоизмещении в 3620 тонн. Корабль пр. 11356 отличается от пр.1135 принципом модульной архитектуры, что позволяет снизить производственные затраты при строительстве новых и модернизации существующих кораблей. Корабли предназначены для ВМС Индии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: 2 835 т
Полное: 3 190 т
Размеры
Длина наибольшая: 123,0 м
Ширина наибольшая: 14,2 м
Осадка средняя: 4,47 м
Скорость полного хода: ок. 32,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14 уз
Дальность плавания: ок. 3 000 миль
Автономность по запасам провизии: 30 суток
Комплектация: 192 человек
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Газотурбинная ГГТЗА М7 суммарной мощностью 52 000 л.с.
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 2 500 кВт. (5 дизельгенераторов ДГАТ-1МШ).

Вооружение

Зенитное ракетное: Два зенитно-ракетных комплекса "Оса-М", каждый в составе: спаренной пусковой установки ЗИФ-122 и системы управления 4Р-33.
Артиллерийское: Две 76,2 мм двухорудийные башенные автоматические установки АК-726 с системой управления МР-105.
Противолодочное: Ракетный комплекс УРПК-4 в составе: счетверенной поворотной пусковой установки КТ-М-1135 или КТ-Р-1135 с СУ "Муссон".
Два торпедных аппарата ЧТА-53-1135 и две РБУ-6000 с системой управления ПЛО СУ-504А.
Радиотехническое: ГЛС МГ-332Т в бульбовом обтекателе и ГЛС МГ-325 с буксируемой антенной.
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-310.
Навигационные РЛС "Волга" и "Дон.
Комплексная система радиотехнической обстановки и помех МП-401.
Комплекс пассивных помех ПК-16 (4 ПУ).

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1135 «БУРЕВЕСТНИК»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ "ЛАДНЫЙ" ПРОЕКТА 1135 ПЕРЕД ПОХОДОМ В СЕВАСТОПОЛЕ
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1135 В СЕВАСТОПОЛЕ 2013 ГОД
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ "ЛАДНЫЙ" ПРОЕКТА 1135 И "ПЫТЛИВЫЙ" ПРОЕКТА 1135М В СЕВАСТОПОЛЕ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ "НЕУКРОТИМЫЙ" ПРОЕКТА 1135М В ДЕНЬ ВМФ В СПБ 2005 ГОДА
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СИЛЬНЫЙ» ПРОЕКТА 1135 НА ДНЕ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СВИРЕПЫЙ» ПРОЕКТА 1135 НА ДНЕ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА

ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ КОНТАКТЫ _ _

Вооружение

Главный калибр

  • 4–130/50мм Б-13;.

Артиллерийское вооружение на 1941г.:

  • 2–76/55мм 34К;;
  • 2–45мм 21 К..

К 1944 г. эсминцы получили:

  • 37-мм автоматы 70К;;
  • 12,7-мм пулеметы ДШК;;
  • импортные автоматы калибра 12,7 – 20 мм..

Торпедное вооружение:

  • 2 трехтрубных 53-см торпедных аппарата типа 1-Н;
  • Запас торпед 12шт..

Мины:

  • принимал на палубу 88 мин обр. 1912 г. или 60 мин обр. 1926 г.,;
  • или 56 мин КБ.;
  • В 1943–1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1..

Однотипные корабли

«Гневный», «Грозный», «Громкий», «Гордый», «Гремящий», «Стерегущий», «Стремительный», «Сокрушительный», «Сметливый», «Резвый», «Решительный», «Расторопный», «Разящий», «Бодрый», «Рьяный», «Резкий», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Ретивый», «Поспешный», «Проворный», «Передовой», «Прыткий», «Пылкий», «Безупречный», «Бдительный», «Прочный».

ЭМ «Грозящий» (1937) - советский эскадренный мининосец проекта 7 , входивший в состав военно-морского флота СССР. Числился в составе Краснознаменного Балтийского флота. В первом, для себя, бою в Великой отечественной войне, 25 июня 1941г., не получил ни одного повреждения и сбил вражеский «Юнкерс». 24 августа 1953 года исключен из списков ВМФ и передан для разделки на металл.

Общие сведения

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с летательными аппаратами (в том числе ракетами), подводными лодками, и кораблями противника, сопровождения и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Также используется для дозорной и разведывательной служб, артиллерийской поддержки сухопутных соединений, для постановки минных заграждений и высадке десанта.

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933- 1938 гг.», принятое 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны, предполагало постройку 1493 боевых и вспомогательных кораблей, включая 8 крейсеров и 50 эсминцев. Его выполнение вызвало не мало проблем во всех отраслях народного хозяйства, однако в те годы не было принято считаться с ценой. «Мы строим и построим большой морской военный флот» - этот почти стихотворный призыв из газеты «Правда» от 9 декабря 1936 года мог бы стать эпиграфом к рассказу о предвоенном советском кораблестроении.

Предшественники

В 1932г. была начата разработка проекта нового эсминца в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения ЦКБС-1, главным руководителем проекта был назначен В.А.Никитин, ответственным исполнителем – П.О.Трахтенберг. Этот коллектив работал над созданием лидера эсминцев типа «Ленинград», поэтому имел определенный опыт работ, но недостатки последнего и короткие сроки проектирования вынудили прибегнуть к помощи итальянских компаний «Ансальдо» и «Одеро». Италия тогда была нашим важным военно-политическим союзником, именно этими фирмами в 1928-1932 годах была построена серия кораблей класса Dardo, которые предвосхитили собой тип эсминца второй мировой войны. В них все было по новому: общая компоновка, одна дымовая труба, 120-мм артиллерия в спаренных палубных установках... Модификацией этого типа стали 4 увеличенных эсминца класса Maestrale, заложенные в 1931 году. Последние корабли и были выбраны в качестве основы для проектирования новых советских эсминцев. Италию В 1932 году посетила делегация конструкторов-кораблестроителей во главе с Никитиным, и привезенные ею чертежи Maestrale легли в основу будущего эсминца. Наши конструкторы позаимствовали компоновку машинно-котельной установки и общую архитектуру корабля, однако советское вооружение, механизмы и оборудование вынудили во многом отойти от прототипа. Вклад итальянских коллег реально ограничился разработкой теоретического чертежа (фирма «Ансальдо») и прогонкой модели в опытном бассейне в Риме.

Проектирование

Технический проект эсминца (получившего наименование «проект № 7») утвердили в декабре 1934 года. Основные тактико-технические характеристики его были таковы: водоизмещение стандартное 1425т, полное 1715т, длина наибольшая 112,5м, ширина 10,2м, осадка 3,3м, скорость хода 38 узлов, вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата (ТА) калибра 533мм.Нужно отметить, что к тому моменту большей части оборудования и вооружения не существовало даже на бумаге, но никакого запаса водоизмещения в проект не было заложено.

Завешающие проектно-конструкторские работы проводились в крайней спешке, поскольку Сталин требовал от Наркомата тяжелой промышленности заложить первые эсминцы уже в 1935 году, а всю серию (увеличенную до 53 единиц) сдать флоту в 1937-1938 годах. Правительство явно переоценивало тогдашние возможности отечественной промышленности. Эсминец «Грозящий» стал единственной «семеркой», в строительстве которого участвовали оба главных ленинградских судостроительных предприятия. Он был заложен под №513 на Заводе имени Жданова (№190) в Ленинграде 18 июня 1936 года. Спущен на воду 5 января 1937 года, после чего передан для достройки на завод №189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде. Вступил в строй 17 сентября 1939 года и вошел в состав Балтийского флота.

Описание конструкции

Корпус

К эсминцам седьмой серии были предъявлены жесткие требования по водоизмещению, поэтому конструкторам пришлось сильно облегчить корпус корабля. Также было применено немало новых, но недостаточно проверенных решений. Приступая к строительству крупной серии эсминцев без испытаний опытного корабля-прототипа, советские конструкторы повторили ошибку своих немецких и японских коллег. Так клепаный корпус эсминца изготавливался из маломарганцовистой стали, которая имела повышенную прочность, но вместе с этим и большую хрупкость. В результате в корпусах «семерок» зачастую возникали трещины от неудачной швартовки (даже при ударе о деревянный брус), пробоины от осколков и пуль.

«Грозящий»

Корпус характеризовался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 18° к вертикали. Отношение длины к ширине (10,7) превышало значения, принятые для «новиков» и лидеров типа «Ленинград». По своей архитектуре эсминцы проекта 7 являлись типичными для однотрубных кораблей своего класса, имели короткий полубак - до носовой переборки котельного отделения № 1. При осадке по конструктивную ватерлинию (которую тогда называли, как и на гражданских судах, грузовой - ГВЛ) 3,1 м, высота надводного борта в носу составляла 5,55 м, у миделя и в корме - 3,0 м, что, по взглядам того времени, обеспечивало достаточную мореходность.

Система набора в эсминцах проекта 7 была использована смешанная - в основном продольная, с усиленными рамными шпангоутами (расстояние между ними - 2,0 м), а в оконечностях - поперечная (шпация 0,5 м). Места перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) достаточных подкреплений не имели, и образующаяся там высокая концентрация напряжений вместе с хрупкостью обшивки подчас приводила к разламыванию корпуса - несмотря на то, что работы по усилению связей набора начались еще до войны.

Остойчивость

Пожалуй, главная причина появления неудачных кораблей в 30-е годы заключается в стремлении кораблестроителей втиснуть самое мощное вооружение в минимальное водоизмещение. В результате перегрузка «семерок» превысила все разумные пределы. Наиболее опасное следствие перегрузки - снижение остойчивости эсминцев. Так, метацентрическая высота вместо проектного значения в 1 м оказалась существенно ниже: у «Грозящего» на заводских испытаниях при стандартном водоизмещении 1629 т -0,52 м и при нормальном 1912 т - 0,69м.

Корпус эсминцев был разделен поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. По расчетам корабль должен оставаться на плаву и сохранять остойчивость при полном затоплении любых двух отсеков. Как выяснилось на практика, данному требованию «семерки» однозначно соответствовали: даже в очень тяжелых ситуациях у эсминцев сохранялось до 60% запаса плавучести. Только при затоплении трех смежных отсеков не всегда удавалось сохранить плавучесть.

Мореходность

Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего, даже если учесть, что требования к ней в 30-е годы существенно отличались от современных. Из-за узких обводов носовой части корпуса эсминцы сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость снижалась до 5-8 узлов. Уже при 6-балльном волнении хождение по верхней палубе становилось невозможным, и кормовые помещения, имевшие вход с палубы, были недоступны.

Диаметр циркуляции эсминца при угле перекладки руля в 25° и скорости до 24 узлов составлял 730 м, при скорости 36 узлов - 950 м. При команде «стоп» с 24-узловой скорости корабль проходит по инерции 1000 м за 5 минут.

Энергетическая установка и ходовые качества

При проектировании ГЭУ «семерок», наши конструкторы опирались на опыт, полученный при создании лидера «Ленинград».Однако последний имел больше недостатков, чем преимуществ: необычная для судов данного класса трехвальная турбинная установка была слишком сложной, дорогой, уязвимой и неэкономичной. Эсминцы проекта 7 проектировались двухзальными, а их турбины необходимо было создавать со ступенями крейсерского и экономического ходов. Еще во время разработки эскизного проекта рассматривались две схемы ГЭУ-линейная и эшелонная, с тремя и четырьмя котлами соответственно. Выбор пал на первую - она была легче.

Силовая часть установки

Главная энергетика эсминца проекта 7 включала в себя две трехкорпусные турбины Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24, расположенные в двух турбинных отделениях. Пар вырабатывали три котла треугольного типа с симметричным расположением пароперегревателей, также размещенные в отдельных отсеках. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 - 83 т/ч, поскольку в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9 (поверхность нагрева 1077 кв.м. вместо 1264 кв.м.). Параметры пара: давление 2665 кг/см2, температура 340-360° С.

Мощность энергетической установки

Проектная мощность эсминца проекта 7 в большинстве публикаций указывается в 48 000 л.с. «с возможностью форсировки до 54 000 л.с». В действительности это не так: никакой форсировки турбин не предусматривалось. Ясность в этот вопрос внес известный кораблестроитель, один из создателей энергетической установки «семерки» В.В.Смирнов.

Экипаж и обитаемость

По штату мирного времени в 1940 году численность экипажа эсминца составляла 197 человек (15 офицеров, 44 старшин и138 рядовых). Впоследствии из-за установки дополнительного зенитного вооружения, радиолокационного и другого оборудования численность команды значительно увеличилась. Так, на всех североморских «семерках» в 1942-1943 годах экипаж насчитывал 246 человек (15 офицеров, 52 старшины и 179 рядовых).

Размещение команды

Старший командный состав размещался в трех одноместных и шести двухместных каютах в носовой надстройке на верхней палубе и под ней, младший - в двух (четырех- и шестиместной) каютах на нижней палубе, под кормовой надстройкой; краснофлотцы - в пяти кубриках (на 16-43 мест) на нижней палубе, на 67 стационарных и 20 подвесных койках. Кроме того, 12 мест для отдыха рядовых имелось в румпельном отделении и шесть - в шифрпосту, гиропосту и лазарете.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра располагались в диаметральной плоскости. Артустановки главного калибра, аналогичные примененным на ЛД типа «Ленинград», размещались линейно-возвышенно, в трех уровнях (на полубаке, надстройках и верхней палубе).

Центральная наводка обеспечивалась первой отечественной корабельной системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина» ленинградского завода «Электроприбор». На верхнем ярусе носовой надстройки (на высоте 12м над КВЛ), между ходовой рубкой и фок-мачтой устанавливался командно-дальномерный пост (КДП), впервые созданный для этих кораблей.

Орудие и боеприпасы

Орудие Б-13 в палубной установке со щитом из противопульной брони толщиной 13 мм имело длину ствола 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса - 33,5 кг и.выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (27,5 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Стрельба ими велась с помощью уменьшенных зарядов на дальность соответственно 17 и 58 кбт. Живучесть ствола поначалу составляла всего 150 - 200 выстрелов, но затем благодаря ряду усовершенствований была доведена до вполне приличной величины - около 1100 выстрелов (хотя «паспортное» значение - всего 420 выстрелов).

Система управления огнем

Вполне соответствовала артиллерии и система управления огнем. Специально для эсминцев проекта 7 в 1937 году создали центральный автомат стрельбы ЦАС-2, ведущий свою родословную от «централи» итальянской фирмы «Галилео» (эта система устанавливалась на лидерах типа «Ленинград»). Автомат размещался в боевом отделении под носовой надстройкой и позволял непрерывно определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью или «по самоходу». Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в командно-дальномерном посту (КДП) Б-12-4. В целом система отвечала современным требованиям и не уступала лучшим зарубежным аналогам.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Противовоздушные средства «семерок» на момент их ввода в строй включали в себя два 76-мм орудия 34-К, которые размещались на средней надстройке у грот-мачты, два 45-мм полуавтомата 21-К - на полубаке (у его среза) и два 12,7-мм пулемета ДШК или ДК - на крыльях верхнего мостика. Увы, такой состав вооружения нельзя назвать удовлетворительным ни по количеству, ни по качеству. 45-мм пушки обладали малой скорострельностью, 76-мм орудия располагались весьма неудачно, а пулеметы вообще оказались почти бесполезными.

Главным недостатком являлось отсутствие морских приборов управления зенитным огнем (МПУАЗО). Последние в СССР начали разрабатываться с опозданием, и первая подобная система «Горизонт-1» (для крейсера «Киров») появилась лишь в 1939 году. Ее аналог для эсминцев, созданный на базе зенитного автомата стрельбы «Союз», был принят на вооружение перед самым началом войны и успел появиться только на «семерках-У».

Прочее вооружение корабля

Торпедные аппараты стояли на верхней палубе над машинными отделениями, между надстройками. Здесь же, от среза полубака до кормовых скатов, побортно были проложены минные рельсы. В кормовой части верхней палубы на бомбосбрасывателях и стеллажах размещались глубинные бомбы. Артиллерийский боезапас и боевые зарядные отделения торпед хранились в погребах на платформе, запасные торпеды - на боковых стенках котельного кожуха.

Торпедное вооружение эсминцев проекта 7 включало в себя два трехтрубных торпедных аппарата 39-Ю с растворением крайних труб 7°, представлявших собой копию «новиковских» аппаратов увеличенного до 533 мм калибра вместо 450 мм. Способ стрельбы - пороховой. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование СФ и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять. Чаще использовали минное оружие. «Семерка» могла принять на палубу до 60 мин КБ-3, или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г. (в перегруз).

Противолодочное вооружение первоначально состояло из рычажных бомбосбрасывателей и ныряющих снарядов для 130-мм орудий. Запас глубинных бомб составлял всего 25 штук-10 больших Б-1 и 15 малых М-1; позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1 (на «Грозном» в 1944 году). В ходе войны на все корабли установили по два бомбомета БМБ-1, В 1942 году «Грозный» первым из советских кораблей получил гидролокатор (сонар) «Дракон-128с».

В качестве противоминного оружия «семерки» располагали двумя комплектами паравантралов К-1 и размагничивающими обмотками ЛФТИ, монтаж которых начался в июле 1941 года. Нельзя не отметить качество отечественных параванов. Их «капризы» доставили немало неприятностей советским морякам. Но это еще полбеды. Вместо того чтобы бороться с минами, параваны К-1 нередко превращались в «убийц» собственных кораблей, затраливая минреп и подводя мину к борту. Подобные случаи произошли, в частности, с эсминцами «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сметливый».

Противохимическая защита обеспечивалась фильтровентиляционными установками, питающими очищенным воздухом кают-компанию, каюты офицеров и носовой обмывочный пункт. Для ликвидации отравляющих веществ имелись два боевых химических поста и два обмывочных пункта. Общий запас дегазирующих веществ - 600 кг хлорной извести и 100 л реактивов. Кроме того, на каждом корабле хранилось 225 комплектов защитной противохимической одежды. Эсминцы оснащались кормовой дымоаппаратурой ДА-2Б (время непрерывного действия 30 минут, производительность 50 кг/мин), паронефтяной аппаратурой ДА-1 с выхлопом через дымовую трубу (по три форсунки белого и черного дыма) и дымовыми шашками МДШ (10 - 20 штук).

История службы

До начала Великой Отечественной войны «Грозящий» базировался преимущественно в Таллине и Лиепае. Во время войны с Финляндией нес патрульную службу, 30 ноября 1939 года совместно с катером МО-111 у острова Аэгна захватил финский пароход «Айва». В течение 1940 года дважды проходил ремонт на заводе № 189 в Ленинграде, в ходе которого осуществили подкрепление корпуса, улучшили изоляцию трубопроводов, подняли на 40 см ограждения винтов.

Служба во время Великой отечественной войны

К 22 июня 1941 года эсминец находился в хорошем техническом состоянии и имел подготовленный экипаж. В начале войны «Грозящий» в паре со «Сторожевым» нес дозорную службу в Ирбенском проливе. 25 июня 1941г. он принял первый бой. В 13.50 эсминец атаковали «Юнкерсы-88». Самолеты пикировали на корабль с кормовых углов и сбросили в общей сложности 18 бомб крупного калибра, но промахнулись. Зенитным огнем один бомбардировщик был сбит. Боевых повреждений и потерь в личном составе «Грозящий» счастливо избежал.

27 июня 1941г. эсминец ушел из Усть-Двинска в Таллин, где находился до 7 июля 1941г., а затем нес преимущественно дозорную службу. Не однократно подвергался атакам авиации (только за июль 19 раз). 15 июля 1941г. в Рижском заливе три «юнкерса» зашли на корабль с разных направлений, но лишь одному из них удалось сбросить с пикирования 4 бомбы, разорвавшиеся на расстоянии 10-20 м с обоих бортов. Два других бомбардировщика были встречены плотным метким зенитным огнем, сбросили бомбы преждевременно и один за другим упали в море. При этом «Грозящий» израсходовал 30 76-мм, 50 45-мм снарядов и 135 12,7-мм патронов. Потерь и повреждений у него не было. На следующий день пара «Ю-88» вновь атаковала эсминец. От близких разрывов корабль получил легкие повреждения, а пулями и осколками были ранены два краснофлотца.

20 июля 1941г. «Грозящий» вместе со сторожевым кораблем «Буря», приняв на борт мины, отправился для постановки заграждения в Ирбенском проливе. Ночью операция была закончена (эсминец выставил 60 мин), и корабли начали отход. Но в 2:38 в тралящей части левого паравана «Грозящего» взорвалась мина.

Обшивка подводной части корпуса в районе 21-66-го шпангоутов деформировалась, в переборках и на платформе образовались гофры, сквозь трещины и разошедшиеся заклепочные швы начала поступать вода, затопило помещения ЦАП, погреба боезапаса и некоторые другие. Помимо течи в корпусе, вызванной взрывом, огромный столб воды обрушился на корабль в районе вентиляторных шахт, через которые вода хлынула в котельные отделения. Временно погасло обычное освещение, но сразу же включилось аварийное .

Чтобы уменьшить затопление носовых отсеков, «Грозящий» развернулся кормой вперед и развил ход 15 узлов. Правда, вода продолжала прибывать, дифферент рос, и к утру осадка носом достигла величины в 5,6м. В таком виде эсминец к 10:00 21 июля 1941г. добрался до острова Хельтермаа. Здесь к нему подошли катера, два тральщика и санитарное судно «Колывань». Вечером следующего дня караван благополучно прибыл в Таллин, а 24 июля 1941г. «Грозящий» встал к стенке Морского завода в Кронштадте для ремонта. Помимо исправления повреждений на эсминце установили два бомбомета БМБ-1 и размагничивающую обмотку. 2 сентября 1941г. все работы были закончены.

9 сентября 1941г. «Грозящий» прибыл в Ораниенбаум для обстрела сухопутных позиций врага и выпустил 86 130-мм снарядов. В течение двух последующих дней участвовал в минных постановках: выставил в районе Лужской губы 54 мины и 90 минных защитников. Во время одного из этих выходов эсминец ночью опасно приблизился к Кургальскому рифу, потерял параваны и зацепил винтами за камни. Лопасти обоих винтов и перо руля погнулись, в румпельном отделении началась течь, корма корабля стала сильно вибрировать. Тем не менее «Грозящий» выполнил боевую задачу. По возвращении в Кронштадт 18 сентября 1941г. эсминец поставили в док «Памяти трех эсминцев» на ремонт.

Начиная с 21 сентября 1941г., в течение нескольких дней Кронштадт подвергался массированным налетам гитлеровской авиации. Последствия были трагическими. Погибли линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», подводная лодка М-74, многие корабли получили повреждения.

Серьезно пострадал и «Грозящий». Сначала его поразила бомба, разорвавшаяся на верхней палубе в районе 187-191-го шпангоутов. Наследующий день, 22 сентября 1941г., в доке в 5 метрах за кормой эсминца, взорвалась вторая бомба, а 23 сентября 1941г. примерно в том же месте – третья. Наиболее тяжелые последствия вызвал последний, третий взрыв.

Осколки пробили днищевые топливные цистерны «Грозящего», в которых (в нарушение правил докования) оставалось 200 т мазута. Вытекшее топливо загорелось, и вскоре пожар охватил всю кормовую часть эсминца. Последовал еще один взрыв – это огонь добрался до топливной цистерны, расположенной под помещением лазарета. Горящий мазут растекся по отсекам, затрудняя борьбу с пожаром. Тогда командир корабля капитан 3 ранга К.К. Черемхин принял решение заполнить осушенный док водой. Это помогло. Вода сбила огонь, после чего док вновь осушили.

29 сентября 1941г. по нему неожиданно открыла огонь немецкая дальнобойная батарея. Три снаряда попали в стену дока, осыпав корабль градом осколков и камней. «Грозящий» пришлось срочно отбуксировать в более безопасное место – к стенке Морского завода. Повреждения корабля оказались серьезными.

В верхней палубе зияла дыра размером 2-3 м от прямого попадания авиабомбы. Корпус был буквально изрешечен осколками: лишь в подводной части насчитали около 200 пробоин. Кормовая часть сильно разрушена, перо руля оторвало, только что установленный гребной винт вновь приведен в негодность. Сильно пострадало кормовое 130-мм орудие № 4, а у орудия № 3 попаданием осколка в дульный срез был поврежден лейнер. Вышли из строя оба бомбомета, дымоаппаратура, штурманские приборы, различные механизмы, трубопроводы, средства связи. Потери экипажа составили 32 человека: 7 моряков были убиты, 20 ранены и 5 отравились пороховыми газами и дымом.

3 октября 1941г. «Грозящий» отбуксировали в Ленинград к стенке завода № 189. Корабль удалось полностью отремонтировать только к лету 1942 года. В марте-апреле стоявшие на Неве корабли Балтийского флота вновь подверглись массированным ударам с воздуха, и эсминец опять получил повреждения. 22 мая 1942г. его ввели в док Канонерского завода, и через 10 дней «Грозящий» наконец вступил в строй.

Окончание войны

До конца 1942 года «Грозящий» находился на Большой Невке, поддерживал огнем части Красной Армии. 22 декабря 1942г. перешел для ремонта на Балтийский завод, и в дальнейшем в боевых действиях участвовал лишь эпизодически. Последней его операцией стала огневая поддержка наших войск в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции в январе 1944 года.

15 февраля 1946 года включен в состав 4-го ВМФ, а 4 декабря 1948 года – в состав 8-го ВМФ. С 1 ноября 1949 года находился на консервации. 24 июня 1952 года поставлен на капремонт. 24 августа 1953 года ввиду нецелесообразности дальнейшего ремонта исключен из списков ВМФ и передан для разделки на металл.

Командиры

Капитан 3 ранга, капитан 2 ранга Черемхин Константин Кузьмич (до 21.8.42). Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Маевский Иван Иванович (21.8.42 – 9.5.45).

Литература

1.Балкин С.А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 208с.: ил. 2.Журнал «Морская компания от Балакина и Дашьяна» №3(24) 2009г. 3.Приложение к журналу «Моделист-конструктор» С.А.Балакин «Гремящий» и другие Эскадренные миноносцы проекта 7, №2(8) 1996г.

Ссылки

1. https://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1996_02/02.htm 2. https://www.bgudkov.ru/?page_id=6435 3. https://ussrfleet.1939-45.ru/esm_pr_7_groz.php 4. https://www.navylib.su/ships/mk-2-1996/22.htm 5. https://wiki-linki.ru/Page/95123 6. https://bondats.narod.ru/gangut_ko-ot/gan_ko03.html#tab6

Галерея изображений

ПСКР пр.11351 - 1+1 ед.

ТТХ:
СКР пр.1135 (1135М)
Водоизмещение, т:
стандартное: 2835 (пр.1135М – 2935)
полное: 3190 (пр.1135М – 3305)
Размеры, м:
длина: 123
ширина: 14,2
осадка: 4,5
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз), 3515 миль (18 уз), 3155 миль (24 уз), 1240 миль (32 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х48000 л.с. ГТА М7 (2х6000 л.с., маршевая М60, 2х18000 л.с., форсажная М3), 2 ВФШ, 5 ДГ ДГАГ-500/Г-МШ (или ДГАС-500/1МШ) по 500 кВт
Вооружение:
1х4 ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р);
2х2 76 мм АК-726 (2000 выстрелов); пр.1135М – 2х1 100 мм АК-100 (1250 выстрелов);
2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (4 торпеды СЭТ-65, 4 торпеды 53-65К);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60);
18 мин ИГДМ-500 или 10 мин КСМ или 14 мин КАМ или 14 мин КБ «Краб» или 10 мин «Серпей» или 4 мины ПМР-1 или 7 мин ПМР-2 или 7 мин МТПК-1 или 14 мин РМ-1 или 12 мин УДМ-2
Экипаж, чел: 192 (23 офицера, 27 мичманов) (пр.1135М – 196)

ПСКР пр.11351
Водоизмещение, т:
стандартное: 3274
полное: 3642
Размеры, м:
длина: 122,98
ширина: 14,2
осадка: 4,8
Скорость полного хода, уз: 31,04
Дальность плавания: 3636 миль (14,05 уз), 3000 миль (18 уз), 2600 миль (20 уз), 1600 миль (30 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х46000 л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с. маршевая М62, 2х17000 л.с. форсажная М8К)
Вооружение:
1х1 100 мм АК-100 (500 выстрелов);
2х6 30 мм АК-630М (12000 выстрелов);
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (8 торпед);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2»;
1 вертолет Ка-27ПС;
Экипаж, чел: 193 (22 офицера)


История:
По условиям раздела Черноморского флота СССР, военно-морским силам Украины достались 2 СКРа проекта 1135 и 1 СКР проекта 1135М; кроме того на судо-строительном заводе "Залив" (г. Керч) строились 2 корабля для пограничного флота СССР 2 ПСКРа проекта 11351, они так же вошли в состав флота Украины.
СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
ПСКР "Красный Вымпел" - ФР "Гетман Вишневецкий" U131 (не достроен )

СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
вступил в строй 31 декабря 1976 года и 5 февраля 1977 года после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ.
С 25 по 30 июля 1981 года нанес визит в Триполи (Ливия), с 28 декабря 1984 года по 2 января 1985 года - в Гавану (Куба) и с 24 по 28 апреля 1989 года - в Констанцу (Румыния).
1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 132).

30 ноября 2004 года распоряжением кабинета министров Украины N 875-р исключен из состава флота
6 июля 2006 года в 13.00 корабль буксиры вывели из бухты и потащили на разделку в Турцию.

СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
3 марта 1980 года включен в состав КЧФ.
С 27 сентября по 2 октября 1981 года нанес визит в Джезаир (Алжир), с 26 по 31 марта 1987 года - в Стамбул (Турция) и с 15 по 19 августа 1991 года - в Констанцу (Румыния).
В 1994 году завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).
14 июля 1997 года расформирован, 1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 133).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В 2001 году исключен из состава ВМС Украины и разделан на металл.

СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
17 февраля 1978 года корабль включен в состав Краснознамённого Черноморского флота.
С 10 по 13 августа 1979 года - визит в Варну (Болгария).
С 26 по 31 марта 1987 года - визит в Стамбул (Турция).
В январе 1988 года - визит в Тобрук (Ливия).
В 1988 году завоевал приз главкома ВМФ СССР по противолодочной подготовке (в составе корабельной ударной группы).
12 февраля 1988 года во время операции по вытеснению кораблей ВМС США из односторонне заявленной 12-мильной зоны СССР у берегов Крыма совершил навал на крейсер УРО ВМС США «Йорктаун».
После навала на «Йорктаун» у корабля были порваны леера, потерян якорь, а выше ватерлинии был прорезан корпус. На базе обнаружилась пробоина в акустической «бульбе». После инцидента корабль около месяца находился в ремонте, после чего продолжил нести боевую службу в Черном море.
В 1988 - 1989 годах корабль осуществлял слежение за кораблями ВМС США в Черном море, принимал участие в учениях.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.
26 марта 2005 года уведен на буксире из Севастополя и 12 мая 2005 года затоплен в Чёрном море.

ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР.
В июне 1992 года в недостроенном состоянии перешёл в собственность ВМС Украины и переименован. Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 4 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля капитан 3 ранга Катушенко В.С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время - флагман ВМС Украины.
В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.
В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000-2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.
В 2008 году корабль на протяжении 3-х месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.
24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолётом Ка-27 на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит». 3-го января 2014 года операция была закончена и 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта».
В марте 2014 года корабль возвращался из Средиземного моря из за событий в Крыму, фрегат 5 марта прибыл в Одессу где и находится по сей день.

Фотоальбом:
1 - U132 "Севастополь"

3 - СКР "Беззаветный" во время навала на американский КР "Йорктаун"

Корабли проекта 1135 представляют собой второе поколение сторожевых кораблей. Они выпускались в СССР одной из самых больших серий. Западные специалисты считают его наиболее удачным проектом корабля отечественного военно-морского флота.

Буревестник - имя этой морской птицы носит проект самого любимого в отечественном флоте сторожевого корабля , однако мало кому известно, что задачей этого корабля уничтожение атомных субмарин противника.

В середине 50-х годов в Советском Союзе для творчества советской молодежи были открыты все дороги. Ленинградского школьника, сына известного кораблестроителя и руководителя ЦКБ «Алмаз» Евгения Ивановича Юхнина манила совсем не романтика моря. Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в тот же ВУЗ который заканчивали в свое время его отец и мать. Ближе к распределению в 1960 году перед юношей встал вопрос - куда пойти дальше - идти по проторенному пути отца, создателя первых в мире ракетных катеров или выбрать нечто иное. И начинающий конструктор выбрал более тернистую дорогу. Он решил начать трудовую деятельность в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ), создававшим крупные надводные . Вместе с несколькими выпускниками Владимир Юхнин попал в проектный отдел, занимавшийся предварительной проработкой силуэтов будущих кораблей. Уже в начале 60-х годов среди них появился проект первого атомного крейсера.

После Карибского кризиса в середине 60-х недоверие СССР и США друг к другу обострилось до предела. Превосходя Советский Союз по количеству ядерных боезарядов в 17 раз, Америка продолжала совершенствовать их носители. 28 сентября 1964 года «USS Daniel Webster » с новыми ракетами вышла на боевое патрулирование. Находясь в Средиземном море, она держала под прицелом все крупные города СССР вплоть до Урала. Но современных противолодочных кораблей способных прикрыть от субмарин НАТО океанскую зону на дальности 5000 км в Советском военно-морском флоте не было. Это стало следствием политики главы страны Никиты Хрущева, отдававшего приоритет ракетному оружию. В 1964 году, когда его освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС ситуация изменилась. В том же году главный комитет ВМФ СССР выдал Зеленодольскому бюро и Северному ПКБ задание на проектирование нового сторожевого корабля (СКР), задачей которого было уничтожение подводных лодок и охранение судов на переходе морем.

Новые сторожевые корабли подготовили молодые специалисты с Владимиром Юхниным. Проект корабля был назван «Буревестник » и получил номер 1135. Его главным конструктором стал Николай Соболев. При проектировании сторожевого корабля инженеры столкнулись с массой проблем - большинство образцов вооружения, оборудования и элементов корпуса, устанавливающиеся на корабле, были опытными. Это потребовало от конструкторов новых оригинальных решений. К примеру, внешний и внутренний дизайн сторожевого корабля «Буревестник» поручили разработать группе архитектурного проектирования, состоящая из художников выпускников Мухинского училища. Кроме красивого облика СКР «Буревестник » получил самые современные гидроакустические станции. На сторожевом корабле проекта 1135 была впервые установлена буксируемая гидроакустическая станция «Звезда». Ее антенна может опускаться на глубину до 200 м, спрятанная в корме. Это позволило увеличить дальность обнаружения иностранных субмарин до 40 км.

В 60-е годы динамика развития вооружения была необычайно стремительной. Противолодочный комплекс для сторожевого корабля проекта «Буревестник » сдавался одновременно с проектированием корабля, но, оказалось, что их размеры не совпадали, тогда конструкторам Северного ПКБ пришлось увеличить водоизмещение СКР и от такого решения «Буревестник» только выиграл. Это позволило впервые разместить автоматизированный боевой информационный пост для управления кораблем, улучшить комфорт экипажа и разнообразить вооружение. Помимо противолодочного комплекса сторожевые корабли проекта 1135 получили два торпедных аппарата, два зенитно-ракетных комплекса, две реактивных бомбометных и две 76 мм артиллерийских установки. В результате по боевым возможностям и мореходным качествам он превзошел даже .

Постройка сторожевых кораблей «Буревестник » в СССР велась, начиная с 1968 года на трех судостроительных заводах - в Калининграде, Керчи и Ленинграде. Роль первопроходца досталась прибалтийскому «Янтарю». В оснащении СКР приняли участие 400 предприятий страны. Головной корабль «Бдительный » был сдан флоту 31 декабря 1970 года.

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:

Водоизмещение - 3200 тонн;

Длина - 123 м;

Ширина - 14,2 м;

Осадка - 4,28 м;

Скорость - 32 узла;

Дальность плавания - 4600 миль;

Автономность - 30 суток;

Экипаж - 180 человек;

Вооружение:

Пусковая установка ракето-торпед «Метель» - 1х4;

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» - 2х2;

Артиллерийский комплекс АК-726 - 2х2;

Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 - 2х12;

Торпедные аппараты - 2х4, боекомплект 16 мин;

Система постановки помех - 4х16 пусковых установок;

Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной. Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо » с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.

Сторожевые корабли проекта «Буревестник » строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» - стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.

Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник », в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только , но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. и противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.

Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский «Шеффилд ». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «Буревестник » не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.

сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М фото

Начало 80-х годов было отмечено всплеском активности морских пиратов. Именно в этот период в Баренцевом море состоялась необычная поисковая операция. В 180 милях от Мурманска в обстановке строжайшей секретности бросило якорь английское судно «Stephaniturm ». Его экипаж был предупрежден о возможных эксцессах со стороны пиратов и любителей легкой наживы. В течение одного месяца водолазы морского судна подняли с глубины 250 м более 5 тонн золота и слитков. На дне лежал потопленный во время Второй мировой войны британский крейсер «Эдинбург». Во время 1942 года он перевозил советское золото, предназначенное США для оплаты за поставку оружия по ленд-лизу. К счастью поисковая операция английских моряков прошла без происшествий, но поднять весь ценный груз им помешал разыгравшийся шторм. Через 5 лет англичане снова прибыли на место гибели крейсера « ». Когда водолазы стали поднимать оставшиеся золотые слитки на горизонте неожиданно показался норвежское разведывательное «F/S Marjata ». Однако приблизиться в район проведения операции ему не дал сторожевой корабль Северного флота «Резвый», охранявший британское судно «Stephaniturm ».

В декабре 1983 года из гавани Керченского судостроительного завода вышел и взял курс на Дальний Восток необычный корабль. На первый взгляд он напоминал проекта 1135 «Буревестник », но его вооружение было совершенно иным. Это был пограничный сторожевой корабль «Менжинский», созданный Северным ПКБ по заказу морских войск КГБ СССР. Он проектировался на базе известного сторожевика. Кроме того вместо противолодочного комплекса в носовой части корабля был установлен артиллерийский комплекс АКА-100. Был оставлен и один зенитно-ракетный комплекс «Оса», а оборонительное вооружение было усилено двумя шестиствольными 30 мм автоматами. Семь из девяти кораблей этого проекта были направлены с Черного моря на Тихий океан.

сторожевой корабль (фрегат) ВМС ВС Украины «Гетман Сагайдачный» проект 11 35.1

Способность проекта 1135 следить за кораблями вероятного противника до 30 суток, связана с его уникальной энергетической установкой. За ее характерный мелодичный звук «Буревестники » называют «поющими фрегатами». Сердце уникальная газотурбинная установка, которая управляется с помощью, так называемого машинного телеграфа. Два маршевых и два форсажных двигателя развивают мощность 56000 л.с., что сопоставимо с тягой стратегического ракетоносца Ту-95. Это повысило экономичность установки на 25 процентов. Кроме того турбины с газовым реверсом позволяют сторожевику развернуться буквально «на пятках». Неслучайно после него газотурбинные установки нашли широкое применение на большинстве надводных кораблей военно-морского флота СССР.

В начале 90-х годов для того, чтобы противолодочный корабль проекта «Буревестник » стал многофункциональным, Северное ПКБ разработало еще два проекта этого корабля. Его переоснастили современными РЛС, гидроакустическим комплексом и аппаратурой управления противокорабельными ракетами нового поколения Х-35 «Уран». Однако в связи с социально-экономическим кризисом модернизацию прошли всего три сторожевых корабля проекта 1135.

В тяжелые времена Северному Производственному Конструкторскому бюро помогли выжить заказы на гражданские суда и возможность выхода на мировой рынок. В конце 90-х начались поставки кораблей на экспорт для ВМС Вьетнама, Китая и Индии. Так в период 90-х годов Индии были поставлены три фрегата проекта 1135.6 «Тальвар».

В декабре 2006 года на заводе «Янтарь» представители России и Индии подписали генеральный график строительства еще трех фрегатов для ВМС Индии.

В 2007 году министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Америке не известны какие изменения произойдут в таких странах как Россия, Китай, Северная Корея и Иран, поэтому Пентагону необходим полный набор средств ведения войны. Не случайно за месяц до этого ВМС США отбуксировали к берегам Камчатки самый большой в мире плавучий радар системы противоракетной обороны SBX-1. Это разведывательное сооружение весит 50000 тонн и достигает высоты 30-этажного дома. Радар способен отслеживать все происходящее в России на удалении несколько тысяч километров. Кроме того американский флот получил на вооружение первую из 30 запланированных к постройке класса «Вирджиния». Она выполнена по технологии «стэлс» и предназначена для борьбы с подлодками и проведения прибрежных спецопераций.

России для обеспечения безопасности морских границ требуется асимметричный ответ. Эффективно следить в полной готовности к нанесению ответного удара по возможному противнику могут сторожевые корабли проекта «Буревестник ». Но сегодня в боевом составе ВМФ РФ их остались единицы. Срок службы кораблей истекает, поэтому недавно руководство страны и флота приняло решение построить серию из двадцати проекта 22350. Головной корабль, созданный в Северном ПКБ недавно был заложен на заводе «Северная верфь». Планируется, что в перспективе эти корабли смогут заступить на охрану российских морских рубежей.

За послевоенный период в Советском Союзе было построено восемь проектов сторожевых кораблей, но главным долгожителем среди них оказался «Буревестник ». Вот уже тридцать лет он восхищает всех четкой архитектурой своего корпуса, обводов палуб, а также самым рациональным размещением вооружения. Эти изящные элементы стали классикой отечественного кораблестроения и были сохранены в проекте фрегата следующего поколения, созданного на базе «Буревестника». Хочется, верить, что его ждет такая же красивая судьба.

Российского флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения и средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели дальнюю противолодочную оборону страны на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах, их возможности не исчерпаны и по сей день. Обладая современным ракетным, зенитным, торпедным и артиллерийским вооружением, СКРы проекта 1135 стали многофункциональными, самыми ходовыми и любимыми у военных моряков. Не случайно они были выпущены самой крупной серией.

Новейшие фрегаты индийских ВМС типа "Тальвар", по праву считающиеся одними из совершенных в мире, представляют собой глубокую модернизацию все тех же "Буревестников", созданных советскими корабелами в 70-е годы.

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и БПК.

Главная задача сторожевых кораблей - уничтожение кораблей и подводных лодок противника и обеспечение противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей и судов.

Основные ТТХ сторожевого корабля пр.1135:
Водоизмещение:
стандартное 2810 т
полное 3200 т
Длина:
наибольшая 123 м
по ватерлинии 113 м
Ширина:
наибольшая 14.2 м
по ватерлинии 13,2 м
Осадка/высота борта при полном водоизмещении:
носом 7,2/12,2 м
кормой 4,12/7,1 м
на миделе 4,28/9,56 м

Энергетическая установка: 2 ГТУ по 17.000 л.с. форсажный режим (маршевый - по 6.000), 2 винта фиксированного шага
Скорость: 32 узла (экономический ход - 14узлов)
Дальность плавания: 1290 миль (30 узлов), 5000 миль (14 узлов)
Автономность: 30 суток
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ); 2 х 2 ПУ ЗРК "Оса" (40 ракет 9M-33); 2 х 76-мм универсальных АК-726; 2 х 4 533-мм ТА; 2 х 12 РБУ-6000; 20 мин, 4 ПУ дипольных отражателей РК-16.
На кораблях проекта 1135М орудийные спаренные установки АК-726, заменены на артустановки АК-100 и стоит РЛС управления артогнём МР-114 "Лев"
РЛС: навигационные РЛС "Дон-2" или "Миус" и "Волга" или МР-212/201 "Вайгач-У", РЛС обнаружения воздушных целей МР-310У "Ангара-М", РЛС управления огнем "Муссон" (ПКР), МПЗ-301 "База" (ЗРК), МР-105 "Турель" (АУ)
ГАК: подкильная ГАС МГ-332 "Титан-2", буксируемая ГАС МГ-325 "Вега", система звукоподводной связи МГ-26, эхолот НЭЛ-5
Экипаж: 197 человек, в том числе
23 офицера,
27 старшин,
147 матросов.

В 1983-1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по проекту 11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.

В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них место снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались «Modified Krivak-I class»).