Врожденные инстинкты. Инстинкты, виды и свойства инстинктов

Под понятием «основные инстинкты человека» предполагают врожденную предрасположенность в конкретных ситуациях совершать определенные действия или избегать каких-то поступков. Данное стремление реализовано может быть не во всех случаях. В некоторых ситуациях могут помешать социальные запреты или иные факторы. Однако при этом желание и подкрепляющая его эмоция могут быть выделены и определены.

Следует отметить, что традиционное описание, характеризующее инстинкты как комплекс сложных врожденных реакций в организме, формирующихся, в основном, практически в неизменном виде как ответ на внутренние или внешние раздражения, к людям почти не применимо. Это связано, главным образом, с отсутствием у человека фиксированных видов действий, которые были описаны у животных. Исключение можно сделать лишь для мимики, жестов, поз, которые, как выяснилось, в большей степени наследуются.

Современные исследователи, занимающиеся врожденными программами, предпочитают применять понятие эволюционно стабильных стратегий в поведении (ЭССП). Этот термин впервые был введен М. Смитом.

Эволюционно стабильными называют такие стратегии в поведении, при которых для вида и индивида на фоне селективного давления и модификации вносят наибольшие преимущества адаптивного характера.

Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.

К первой относят жизненные врожденные предрасположенности. Они в данном случае обеспечивают сохранность жизни индивидуума. Эти инстинкты человека наделены определенными характерными признаками:

Снижение шансов особи на выживание обуславливается неудовлетворенностью соответствующей потребности;

Нет практической необходимости в другой особи для удовлетворения той или другой потребности.

  1. У каждой нормальной особи существует врожденная мотивация избегать небезопасных ситуаций.
  2. Эволюционные Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе). Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.
  3. Пищевые отвращения или пристрастия. Генетически люди могут ощущать предрасположенность к минерализованной, соленой, калорийной пище. Некоторые особи испытывают потребность в пробовании новой незнакомой еды. Многие люди предрасположены к употреблению семечек, снэков, жвачки.
  4. Терморегуляция.
  5. Бодрствование и сон.
  6. Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).
  7. Испражнения.
  8. Коллекционирование (собирательства).
  9. Биологические часы и ритмы.

10. Экономия своей энергии (отдых).

  1. Инстинкт продолжения рода.
  2. Родительское поведение.
  3. Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
  4. Территориальные инстинкты.
  5. Групповое поведение и прочие.

К третьей категории относят врожденные программы Эти инстинкты человека не связываются с видовой или индивидуальной адаптацией к действительности. Указанные программы обращены к будущему. Эти врожденные предрасположенности из описанных выше не выводятся, а существуют самостоятельно. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Инстинкт обучения.
  2. Игры.
  3. Имитация.
  4. Предпочтения в искусстве.
  5. Свободы (преодоления препятствий) и прочие.
  1. инстинкт - Врождённое поведение животных и человека, направленное на удовлетворение основных биологических потребностей. Наиболее сильными (доминирующими) инстинктами являются пищевой (утоление голода) и сексуальный (продление рода). Биология. Современная энциклопедия
  2. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ, поведение, обусловленное врожденными реакциями в отличие от поведения, обусловленного приобретенными навыками. В XIX в. к инстинктам часто обращались для объяснения поведения и животных, и человека... Научно-технический словарь
  3. инстинкт - Инстинкт, инстинкты, инстинкта, инстинктов, инстинкту, инстинктам, инстинкт, инстинкты, инстинктом, инстинктами, инстинкте, инстинктах Грамматический словарь Зализняка
  4. инстинкт - ИНСТИНКТ м. лат. безотчетное побужденье, по которому действуют животные; побудок сев. побудка вост. У человека, разум и воля; у животного, то и другое слито в побудке. Инстинктивный побудочный, побудковый. Инстинкт до того дурно, что нельзя не пожелать замены его побудкою. Толковый словарь Даля
  5. инстинкт - сущ., кол-во синонимов: 8 интуиция 10 нутро 15 нюх 14 побудка 4 побудок 2 хоминг 1 чутье 14 шестое чувство 4 Словарь синонимов русского языка
  6. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Новая философская энциклопедия
  7. Инстинкт - (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. инстинкт - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. инстинкт - ИНСТИНКТ а, м. instinct < , лат. instinctus. 1. Неосознанное, безотчетное влечение, стремление к чему-л. БАС-1. Тогда сей быстрой и верной инстинкт <�вкус> овладел вдруг всеми умами. ММ 1803 1 138. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение, наитие) совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107) Педагогический терминологический словарь
  11. инстинкт - орф. инстинкт, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. инстинкт - сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? инстинкта, чему? инстинкту, (вижу) что? инстинкт, чем? инстинктом, о чём? об инстинкте; мн. что? инстинкты, (нет) чего? инстинктов, чему? инстинктам, (вижу) что? инстинкты, чем? инстинктами, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  13. инстинкт - Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Instinkt - из ср.-лат. instinctus «инстинкт, побуждение», производного от instinguere «побуждать». Этимологический словарь Шанского
  14. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием. Большой энциклопедический словарь
  15. инстинкт - ИНСТИНКТ -а; м. [лат. instinctus - побуждение] 1. Врождённая способность животных организмов к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчётному побуждению. Сила стадного инстинкта. И. самосохранения. Толковый словарь Кузнецова
  16. инстинкт - РАЗУМ - БЕЗУМИЕ Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России. Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. Словарь антонимов русского языка
  17. Инстинкт - I Инстинкт (лат. instinetus побуждение; синоним: инстинктивное поведение, инстинктивные реакции) совокупность различных форм врожденного адаптивного поведения, проявляющегося в виде стереотипных и видоспецифических реакций. Согласно представлениям И.П. Медицинская энциклопедия
  18. инстинкт - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение), характерные для данного вида организмов врождённые простые или сложные акты поведения, возникающие в ответ на внешние или внутренние Раздражения. По И. П. Павлову, И. - сложнейший безусловный рефлекс. Обычно... Ветеринарный энциклопедический словарь
  19. Инстинкт - (лат. instinctus – побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. – сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций... Толковый словарь психиатрических терминов
  20. инстинкт - инстинкт м. 1. Врождённая реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2. Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее чутье. Толковый словарь Ефремовой
  21. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение) совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Механизм И., согласно И. Большая советская энциклопедия
  22. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - англ. instinct; нем. Instinkt; фр. instinct; 1. Врожденный внутренний комплекс поведенческих программ, свойственный данному виду животных; проявляется по мере созревания организма... Социологический словарь
  23. инстинкт - -а, м. 1. биол. Врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды. Инстинкт самосохранения. Малый академический словарь
  24. инстинкт - Немецкое – Instinkt. Латинское – instinctus (естественное побуждение). Существительное было заимствовано из немецкого языка в последней четверти XVIII в. Инстинкт – естественное побуждение, бессознательное действие в ответ на происходящее. Производные: инстинктивность, инстинктивный, инстинктивно. Этимологический словарь Семёнова
  25. инстинкт - Инсти́нкт/. Морфемно-орфографический словарь
  26. инстинкт - инсти́нкт через нем. Instinkt из лат. instīnctus (naturae) "естественное побуждение" от instīnguere "подстрекать"; см Клюге-Гётце 264. Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. инстинкт - Инстинкта, м. [латин. instinctus – побуждение]. Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. Большой словарь иностранных слов
  28. инстинкт - ИНСТ’ИНКТ, инстинкта, ·муж. (·лат. instinctus - побуждение). Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. Толковый словарь Ушакова
  29. инстинкт - ИНСТИНКТ, а, м. 1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. И. самосохранения. 2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё. Понять что-н. инстинктом любящего человека. Материнский и. Толковый словарь Ожегова
  30. инстинкт - (иноск.) - чутье, врожденное стремление к чему Инстинктивно. Инстинкт - в прямом смысле: безотчетное побуждение делать что-либо (известным образом). Ср. Фразеологический словарь Михельсона

Время на чтение: 2 мин

Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).

Инстинкты человека

Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.

Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.

В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.

Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.

Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.

Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в , запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.

Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.

Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.

Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.

Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.

Виды инстинктов

Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).

Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.

Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.

Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.

Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.

Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.

Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.

Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.

Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.

Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.

Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.

Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.

Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.

Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.

Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.

В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.

Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.

Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.

Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.

Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.

Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.

В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.

Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).

Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.

Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.

Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.

Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

instinct) Понятия "И." и его часто используемый (неск. "очищенный") синоним "врожденное поведение" не имеют единого общепринятого значения. Полезность понятия И. для объяснений и описаний господствует в умах мн. исследователей, а широта его применения варьировала в разные периоды истории психологии. Вследствие сомнительной истинности и двусмысленности, а тж из-за изменений философии науки, одни ученые прямо отвергали это понятие, тогда как др. энергично поддерживали его очевидную полезность. Большинство самых стойких противников в чем-то даже изменили свои дефиниции оснований поведения, чтобы согласовать их с нек-рыми аспектами понятия И. Врожденное, или видотипичное поведение занимает выдающееся место в работах по этологии. Поведение, объединяемое под этим назв., часто, но отнюдь не всегда обладает неск. общими характеристиками; оно: 1) преследует какую-то цель и заканчивается достижением определенных рез-тов - пищи, воды или полового партнера; 2) обеспечивает получение выгоды как отдельным особям, так и виду в целом; 3) адаптировано к обычным условиям окружающей среды и сообразуется с ними (хотя зачастую плохо приспособлено к необычным условиям); 4) является обычным для большинства, если не всех, представителей вида (хотя его частные проявления могут варьировать у разных особей); 5) развивается или появляется в определенной последовательности в процессе жизни индивида в соответствии с процессами роста и созревания; 6) ему нельзя научиться на основе индивидуального опыта (хотя оно и может возникать в связи с научением, а научение может происходить в тесной связи с таким поведением). Существенными признаками понятия врожденного поведения являются его адаптированность и генетическая причинная орг-ция. Инстинктивное поведение часто контрастирует с "выученным", к-рое возникает постепенно или вдруг, отличается большим разнообразием среди представителей вида, сильно различается по рисунку движений и зависит от множественности и разнообразия ключевых признаков. Дэниел Лерман подверг сомнению утверждение, что понятия "И." и "врожденный" имеют смысл, потому что не существует поведения, абсолютно независимого от обучения, к-рое может происходить in utero (внутриутробно) или, как у птиц, на стадии яйца. Нико Тинберген признавал, что два процесса - межпоколенная филогения и интраиндивидное научение - достаточно обособлены, но заявлял, что поведение практически всегда является продуктом обоих этих процессов и что все попытки провести между ними четкие различия ведут к ложной дихотомии. Конрад Лоренц высказал предположение о том, что внутренние побуждения ("драйвы") вызывают активацию фиксированных паттернов действий (ФПД), обусловленных генетически. В обычных условиях эти ФПД не актуализированы, поскольку внутренние побуждения, необходимые для их экспрессии, обычно не достигают порога активации. Специфичный для реакции драйв, регулирующий запуск ФПД, был назв. специфическим потенциалом действия (СПД). Он может приводится в действие сигнальным раздражителем, соотв. врожденному механизму запуска (ВМЗ). Хотя частные теорет. представления о ВМЗ были отвергнуты, они продемонстрировали, что для объяснения поведения животных отнюдь не обязательно привлекать преднамеренные интенции. Н. Тинберген выдвинул альтернативную гипотезу: поведение организовано иерархически, с широкими мотивационными центрами, доминирующими над многочисленными разветвленными специфическими уровнями, каждый из к-рых заканчивается специфическим ФПД. Т. о., ВМЗ трансформируются в регуляторы путей, чтобы животное могло дойти от предельно обобщенного аппетитивного паттерна через все более предсказуемые и специализированные реакции до финала, когда при наличии соотв. релизоров достигается консумматорный (завершающий) акт. Большинство исследователей поведения животных придерживаются мнения о том, что поведение низших организмов в подавляющем большинстве случаев является инстинктивным, тогда как поведение высших организмов обогащается за счет научения, при типично больших индивидуальных различиях в его проявлении. Тем не менее, З. Фрейд утверждал, что челов. поведение вырастает из выражения двух противоположных групп инстинктов: инстинктов жизни, обогащающих жизнь и рост, и инстинктов смерти, толкающих нас к разрушению. А. Маслоу тж разраб. иерархическую структуру мотивов, начинающуюся такими простейшими физиолог. потребностями, как голод и жажда, и заканчивающуюся самоактуализацией. См. также Сравнительная психология, Эволюция, Инстинктивное поведение А. Дж. Риопелле

ИНСТИНКТ

СОСТАВНОЙ (instinct, component) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, сексуальный инстинкт взрослых "постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ" - Freud (1940),

ИНСТИНКТ

instinct) Врожденное, биологически детерминированное побуждение к действию. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкт имеет

а) биологический источник;

б) запас ЭНЕРГИИ этого источника;

в) цель, т.е. осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его удовлетворению (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) и к РАЗРЯДКЕ заключенной в нем энергии; и

г) ОБЪЕКТ, в отношении которого цель может быть достигнута.

Неудача в нахождении объекта и достижении инстинктной цели ведет к ФРУСТРАЦИИ ИНСТИНКТА (см. также ФРУСТРАЦИЯ) и к увеличению инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, причем повышенное напряжение испытывается как СТРАДАНИЕ. В соответствии с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению механизмов ЗАЩИТЫ для уменьшения напряжения. ЭГО реагирует на угрозу инстинктного напряжения, превышающего ПОРОГ толерантности, ТРЕВОГОЙ (СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА), которая стимулирует Эго (СТИМУЛ) к введению защитных мер. Согласно Fiend (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов:

а) ОБРАЩЕНИЮ в свою противоположность, обычно - замене активной роли на пассивную;

б) ПОВОРОТУ ПРОТИВ СЕБЯ, т.е. использованию себя в качестве инстинктного объекта;

в) ВЫТЕСНЕНИЮ - этот термин в 1915 г. охватывал все защитные механизмы, описанные позднее, и

г) СУБЛИМАЦИИ, в результате которой инстинктная энергия в конечном итоге разряжается в действиях, лишь символически связанных (см. СИМВОЛ) с первичной инстинктной целью.

Эта концепция инстинкта, очевидно, применима с той или иной степенью вероятности только к сексуальным и агрессивным влечениям (см. СЕКС и АГРЕССИЯ); попытки применить ее к другим врожденным паттернам поведения, таким как сон или питание, немедленно приведут к очевидной нелепости. Фактически при ее создании имели в виду сексуальные расстройства истериков (см. ИСТЕРИЯ и ИСТЕРИЧЕСКИЙ), однако связь инстинктного напряжения с сигнальной тревогой была выявлена при изучении защит от агрессии, имеющих место при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Фрейд был последовательным сторонником дуальной теории инстинктов и полагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по отношению друг к другу, и что конфликты между этими двумя группами и несут ответственность за невроз. Он, однако, не был последователен в своих взглядах на то, что же это были за группы. До начала 1920-х годов это были ИНСТИНКТЫ ЭГО (см. ЭГО-ИНСТИНКТ) и СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ, соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и воспроизведения потомства (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), но в последних теоретических трудах это были инстинкт жизни и инстинкт смерти. Приведенная выше схема никогда не предназначалась для применения к инстинктам Эго, и непонятно, предполагалось ли применять ее к инстинкту смерти, хотя аналитики склонны предполагать, что существуют и инстинкт, и вид энергии, называемые "агрессией", к которым эта схема применима. Многие аналитики показали, что, хотя понятие КОНФЛИКТ подразумевает наличие по крайней мере двух влечений, нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории, а не тройственной или даже множественной теории инстинктов. Современная психология животных (ЭТОЛОГИЯ) утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов, или врожденных паттернов поведения: пищевого, ПОЛОВОГО, борьбы, родительского, СНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ухаживания. Два последних в психоаналитической теории не представлены.

ИНСТИНКТ

совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного - наименее пластичная его компонента. У животных - генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о "слепоте" или "разумности" инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна - она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. "Ошибки" инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с "ошибками", иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же "непреодолимость" и даже "принудительность". Те и другие "ошибки" возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов - правильных, но оказавшихся в "неправильных", искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители - стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно - факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная "доводка" невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного - период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты "достраиваются" в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных - сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:

1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека - служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, "животного начала" в человеческой психике и пр.;

2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).

ИНСТИНКТ

лат. instinctus - побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. - сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы - их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.

В психоанализе И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти - в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других . S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].

ИНСТИНКТ

Термин, введенный в обиход биологами, в основном исследователями поведения животных, и нашедший широкое применение при описании поведения человека. Согласно самому широкому определению, инстинкт есть специфический для вида поведенческий паттерн, преимущественно основанный на наследственности и поэтому относительно независимый от научения. Термин инстинкт применялся для обозначения широкого круга поведенческих паттернов (материнский инстинкт, гнездовой, сезонно-миграционный и т.д.). Эта феномены, как оказалось, не подчиняются ни анализу с точки зрения компонентного поведения, ни физиологическому объяснению. Как следствие, термин имел сильную телеологическую коннотацию. Это отражается в использовании термина инстинктивная цепь, обозначающего предполагаемую цель, укорененную в инстинктивном поведении. Заданная цель подразумевается, например, в понятии инстинкт самосохранения, игравшем главную роль в ранних гипотетических построениях.

На современную теорию инстинкта повлияло развитие ряда смежных областей. Наблюдения, в особенности этологической школы (Лоренц, Тинберген и др.), а также социобиологов (Э. О. Уилсон) и нейробиологов (Э. Кэнделл) внесли существенные сомнения относительно валидности и эвристической ценности понятия инстинкт. Внимательное наблюдение за внешне целенаправленным инстинктивным поведением позволяет ученым расчленить его на частные паттерны взаимосвязанных и последовательных реакций. Как было показано, элементы этих последовательных паттернов подвержены внешним манипуляциям, извращающим их очевидные (то есть телеологически правдоподобные) цели в естественном состоянии (Hassler, 1960).

Тенденция этих паттернов сохраняться в природе в целом объясняется с точки зрения эволюции: те или иные поведенческие последовательности предпочтительны настолько, насколько лучше по сравнению с другими они обеспечивают выживание. Но существует и третья возможность: имеются также нейтральные (то есть не затрудняющие выживание и не способствующие ему) генетически закодированные паттерны поведения.

Поэтому большинство современных биологов, следуя Шнейрле, подвергают эту концепцию инстинкта критике. Они предпочитают говорить о типичных для вида паттернах поведения, предположительно укорененных во врожденном, генетически детерминированном оснащении. При этом поведенческие проявления подобных паттернов почти всегда в той или иной мере зависят от среды. Можно сформулировать принцип, согласно которому роль среды возрастает с усложнением нервной системы.

В ранних психоаналитических теориях термин инстинкт использовался для описания мотивационных сил человеческого поведения; в настоящее время эти силы обычно обозначаются как инстинктивные влечения.

Инстинкт

Instinct). Врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Инстинкт

Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, - в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им.

ИНСТИНКТ

instinct) - 1. Сложный образец поведения, присущий индивидууму обычно с рождения и наблюдающийся у всех представителей одного вида. Поведение проявляется и изменяется под воздействием окружающих стимулов, однако его основа остается относительно неизменной и предопределена заранее. 2. Врожденная сила, принуждающая индивидуум двигаться в направлении к достижению определенной цели (например, либидо в психоанализе).

ИНСТИНКТ

Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждавшим вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный, скоординированный набор действий, универсального или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающих при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. Это значение встречается прежде всего в этологии; см., например, врожденный механизм высвобождения, фиксированный паттерн активности и связанные с ними термины. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе.

В фактическом использовании, способ применения этого термина резко отличается от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни). Однако в обеих схемах Фрейд ясно показывал, что инстинкты были существенными мотивационными силами поведения но, как предполагалось, не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах; то есть значения 1, 2 и 3 не подразумевались.

В гормической психологии Макдугалла инстинкт употреблялся (в значениях 1, 2 и 4) как центральная теоретическая концепция. Все поведение рассматривалось как преднамеренное или целенаправленное и мотивированное основными специфически видовыми наклонностями, инстинктами. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов подорвало научный базис теории.

Употребление этого термина этологами (прежде всего в значении 3, но во взаимодействии со значениями 1 и 2) подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Это становится ясным из определения Лоренца: "Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида". Обратите внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации.

Путаница во многом возникла из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем, (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. См. здесь дискуссию о наследственности-среде, (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу, (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда (как еще узнать о существовании инстинкта?), это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла.

ИНСТИНКТ

врожденное побуждение, унаследованная схема поведения, предопределяющая жизнедеятельность животного и человека. В психоанализе объектом исследования является не столько инстинкт как таковой, сколько влечения человека.

З. Фрейд проводил различие между инстинктом (Instinkt) и влечением (Trieb). Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное побуждение, имеющее место в животном мире, биологически наследуемое поведение животного. Под влечением – внутреннее побуждение, являющееся представителем соматического в психике человека и приводящее в движение психические процессы. В работах З. Фрейда редко использовались такие понятия, как «инстинктивная склонность», «инстинкт». В основе его психоаналитических представлений о человеке лежали, как правило, размышления о влечениях, составляющие остов его дуалистической концепции влечений, которая по мере развития психоанализа претерпела изменения: от рассмотрения сексуальных влечений и влечений Я в начальный период становления психоаналитической теории и практики до признания влечения к жизни и влечения к смерти в более поздний период его исследовательской и терапевтической деятельности.

В таких работах, как «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Недовольство культурой» (1930), З. Фрейд далеко не всегда осуществлял четкое разделение понятий «инстинкт» и «влечение». Подчас оба эти понятия использовались им в одном и том же контексте. Речь могла идти о консервативном характере инстинктивной жизни и влечениях человека («По ту сторону принципа удовольствия»), о «гипотетическом инстинкте смерти» и «влечении к агрессии и деструкции» («Недовольство культурой»).

В работе «Почему война?» (1932) З. Фрейд выразил согласие с А. Эйнштейном, полагавшим, что в людях наличествует некий инстинкт ненависти и уничтожения. Но если А. Эйнштейн говорил именно об инстинкте ненависти и уничтожения, то основатель психоанализа предпочел использовать такие понятия, как «агрессивное влечение», «деструктивное влечение». Правда, у него встречались такие высказывания, в которых фигурировало понятие «инстинкт»: «инстинкт самосохранения является, без сомнения, эротическим по своей природе, но именно он нуждается в агрессивности, чтобы претвориться в жизнь». Тем не менее раскрытие явлений агрессивности, деструктивности, смерти осуществлялось им главным образом через призму рассмотрения соответствующих влечений человека. Другое дело, что при переводе с немецкого и английского языков на русский язык не всегда учитывается специфика фрейдовского использования понятий «инстинкт» и «влечение», в результате чего в русскоязычных изданиях одной и той же работы основателя психоанализа можно встретить разночтения, обусловленные самим переводом.

Фрейдовская теория влечений в определенной степени противостояла предшествующему инстинктивизму с его опорой на биологически унаследованное поведение животных и человека, так как психоаналитические исследования и терапия ориентировались прежде всего на учет и раскрытие бессознательного психического. Не случайно он подчеркивал, что проявление инстинкта у животных происходит под действием «навязчивого повторения, в котором выражается консервативная природа инстинктов», в то время как навязчивое повторение у человека обусловлено «архаическим наследием», охватывающим не только предрасположенности влечений, но «также и содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений».

В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) основатель психоанализа рассмотрел вопрос об остаточной памяти в архаическом наследии, тем самым, с одной стороны, перекинув мостик между индивидуальной и массовой психологией, а с другой стороны, уменьшив пропасть между человеком и животным. В частности, он исходил из того, что инстинктам животных у человека соответствует «его собственное архаическое наследие, пусть даже оно имеет другие объем и содержание».

Последующие психоаналитики более четко, по сравнению с З. Фрейдом, поставили вопрос о необходимости осуществления различий между инстинктами и влечениями. Так, американский психоаналитик Э. Фромм заменил понятие «инстинкт» термином «органическое влечение» и провел разграничение между естественными влечениями, которые коренятся в физиологических потребностях, и человеческими страстями, которые наличествуют в характере. В работе «Анатомия человеческой агрессивности» (1973) он подчеркнул, что «инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти, произрастающие из характера (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власть), – все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими».

Часто врожденные инстинкты человека еще называют основными инстинктами. В основе этих инстинктов лежит склонность человека совершать те или иные действия или же избегать тех или иных поступков.

Безусловно, что все врожденные инстинкты человека реализовываются не полностью, поскольку важную роль также отыгрывают социальные нормы.

Необходимо отметить, что по отношению к людям, точное определение инстинктов не относится. То есть сложные врожденные реакции, которые происходят в организме практически без изменений, в качестве ответа на раздражители внешней среды касаются только животных.

На сегодняшний день выделяют три группы врожденных инстинктов человека.

Итак, у первой группе относятся:

Предрасположенности, которые появляются врожденно. Эти инстинкты отвечают за желание человека сохранить свою жизнь.

В качестве признаков этих инстинктов выступают:

наличие неудовлетворенности приводит к тому, что человеческая особь имеет значительно пониженные шансы на выживание;

отсутствие необходимости в другом объекте для того, чтоб удовлетворить свои потребности.

Кроме того, к этой группе относят такие предрасположенности, как:

Инстинкт самосохранения. Этот инстинкт является врожденным, так как каждый человек с самого своего рождения стремиться избегать ситуаций, которые могли бы причинить вред ему или его здоровью.

Эволюционные фобии. Например, некоторые люди с самого рождения чувствуют страх перед теми или иными предметами, например боязнь змей, пауков, темноты.

Пристрастия или отвращения. На генетическом уровне человек может испытывать отвращение или пристрастие к той или иной пище. Например, для кого-то является острым и непреодолимым желанием попробовать что-то новое, ощутив новый вкус, для кого-то же имеет место быть желание употреблять в пищу соленую, наполненную минералами или калорийную пищу.

Регуляция температуры тела.

Желание бодрствовать и при ощущении усталости – спать для того, чтоб организм наполнялся силами и энергией для дальнейшего существования.

Желание увидеть или ощущать полет. Часто на генетическом уровне у многих людей возникает желание ощутить или посмотреть на полет. Так, для некоторых особей особенной популярностью пользуется вид сверху, другие люди, при первых признаках опасности пытаются спрятаться как можно выше, а некоторые люди настолько привязаны к брахиации, что связывают свою основную деятельность с воздухом и полетом. Например, занимаясь прыжками с парашютом или руководя самолетом.

Еще одним врожденным инстинктом первой категории является испражнения. То есть каждый человек нуждается в мочеиспускании и дефекации переработанных продуктов.

Еще одним врожденным инстинктом является страсть к собирательству или коллекционированию.

Биологические часы и ритмы. То есть взаимодействие с окружающим миром происходит в результате привыкания человека к факторам окружающей среды, которые имеют периодические изменении. То есть привыкание к колебаниями температуры, изменению сезонов и т.д.

Режим сна и отдыха. То есть каждая человеческая особь с рождения имеет потребность в отдыхе для восстановления своих сил.

На сегодняшний день, многие ученые выделяют вторую категорию врожденных человеческих инстинктов, которые получили название социальных.

Особенность этих инстинктов заключается в том, что процесс их формирования происходит, только если одна особь имеет взаимодействие с другой.

Эта группа выделяет такие предрасположенности:

Инстинкт продолжения своего рода. То есть каждый человек имеет врожденное желание продолжать свой род, создавая свое потомство.

Родительское поведение. Этот инстинкт проявляется, когда человек имеет детей, у него на подсознательном уровне возникает желание опекать и заботиться о своем потомстве.

Доминирование и подчинение. Этот инстинкт проявляется у одних людей желанием подчинять себе других людей (выраженные лидерские качества), а у других – подчиняться.

Умиротворение и агрессия.

Территориальные инстинкты. То есть четкое очерчивание своей территории.

Групповое поведение. Оно характеризуется желанием человека подчиняться мнению большинства, как единственно правильному.

Третья группа инстинктов состоит из врожденных программ идеальных потребностей. Особенность этой категории связана с тем, что она не имеет привязки к индивидуальному или видовому адаптированию к действительности. То есть эти инстинкты не могут быть выведенными, они могут существовать лишь самостоятельно и обобщенно.

К этим инстинктам относят:

  • инстинкт обучения;
  • существование игр;
  • наличие имитации;
  • наличие своих собственных предпочтений в искусстве.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)