Где проводят танковый биатлон. Что такое танковый биатлон

В эту субботу в подмосковном парке культуры и отдыха вооруженных сил РФ «Патриот» открылись очередные Армейские международные игры АрМИ-2018.

Игры пройдут в период с 28 июля по 11 августа одновременно на 24 полигонах 7 стран: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и России. 16 площадок предоставлены Российской Федерацией.

Танковый биатлон

Как обычно, самой главной и самой зрелищной дисциплиной АрМИ является чемпионат мира по танковому биатлону, который также продлится с 28 июля по 11 августа. Все соревнования пройдут на территории учебно-тактического комплекса «Алабино» под Москвой.

В состязании примут участие команды 23 стран из Азербайджана, Анголы, Армении, Беларуси, Венесуэлы, Вьетнама, Зимбабве, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Лаоса, Монголии, Мьянмы, Никарагуа, России, Сербии, Сирии, Таджикистана, Уганды и ЮАР.

В 2018 году на чемпионате мира дебютируют команды из Вьетнама, Мьянмы, Сирии и ЮАР.

За все время проведения соревнований по танковому биатлону сформировалась устойчивая группа лидеров, не претерпевшая особых изменений и в этом сезоне.

В первый день соревнований первое место досталось китайским участникам. Команда Казахстана заняла второе место. Из-за многочисленных ошибок команда Кувейта заработала штрафные круги и пропустила вперед шедших последними представителей Уганды, которые благодаря этому стали третьими. Во втором заезде соревновались команды из Индии, Азербайджана, Южно-Африканской Республики и Зимбабве. Победу одержали танкисты из Азербайджана. Вторыми пришли индийцы, Зимбабве финишировали на третьем месте. Замкнули четверку танкисты из ЮАР.

Сборная России (по жеребьевке российским танкам достался синий цвет) в этом сезоне впервые выступила в воскресенье, 29 июля, вместе с командами Ирана и Сербии. Вполне ожидаемо российские танкисты с самого начала своего выступления заняли лидирующие позиции.

Лидеры и аутсайдеры

Как показывает практика проходящих в РФ соревнований по танковому биатлону, в большинстве случаев лучшие результаты демонстрируют команды России, КНР, Казахстана, Армении и Белоруссии. Это объясняется наличием достаточного количества современных танков (модификации советского Т-72) в армиях этих стран, а также многолетним опытом, уходящим корнями во времена СССР.

Куда хуже с мастерством и выучкой обстоят дела у команд из африканских стран, демонстрирующих довольно слабые результаты. Различия в уровне боевой выучки настолько разительны, что они из года в год отмечаются не только специалистами, но и простыми зрителями.

Важнейшей особенностью соревнований по танковому биатлону и АрМИ вообще на протяжении многих лет остается растущая вовлеченность в игры китайских участников. Очевидно, что военное руководство КНР как никто другой заинтересовано в сопоставлении возможностей собственных вооруженных сил с возможностями своих потенциальных союзников (и возможных противников) из России и стран Центральной Азии.

Как проходят соревнования

Состязания по танковому биатлону включают в себя нескольких этапов, проходя которые команды пытаются продемонстрировать лучшие результаты и слаженность действий.

Танки

  • Т-72Б3М - основной танк, используемый всеми командами, кроме китайской. Т-72Б3М - глубокая модернизация советского танка Т-72 , впервые представленная на «Танковом биатлоне - 2014». Выпускается опытными партиями на предприятии компании «Уралвагонзавод». В ходе модернизации до уровня Т-72Б3М танк получил новый двигатель с автоматом переключения передач, современную цифровую систему связи, панорамный тепловизор командира, камеру заднего обзора, речевой информатор критических режимов работы узлов и ряд других усовершенствований. Экипаж - 3 человека, боевая масса - 44,5 т, двигатель - дизель мощностью 1130 лошадиных сил, максимальная скорость - 75 км/ч (по шоссе) и 60 км/ч (по пересеченной местности). Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 125 мм и зенитный пулемет калибра 12,7 мм.
  • «Тип 96А» - основной боевой танк Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь состоит на вооружении Судана. Создан в Китае в начале 1990-х годов на основе танка 88С , принят на вооружение НОАК в 1997-м, серийно производится на заводах госкорпорации Norinco («Норинко») в Баотоу (провинция Внутренняя Монголия, КНР). Экипаж включает в себя 3 человека, боевая масса - 42,5 т, двигатель - дизель мощностью 1000 лошадиных сил, максимальная скорость - 65 км/ч (по шоссе) и 40 км/ч (по пересеченной местности). Вооружен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм, пулеметом калибра 7,62 и 12,7 мм. Преодоление преград: подъем - до 30 градусов, стена - до 0,85 м, ров - до 2,7 м, брод - 1,4 м (5 м с оборудованием для преодоления водных преград).

Любители зимних видов спорта хорошо знакомы с лыжным биатлоном, в котором спортсмены соревнуются в скорости и точной стрельбе. Данный вид состязаний считается «штатским». На его базе военными был придуман армейский вариант, который получил название «танковый биатлон». Участники соревнуются в мастерстве управлять танком и метко стрелять из основного и дополнительного вооружения.

Россия стала первой страной, проводящей подобные спортивные мероприятия. Информация о том, как и где проходит танковый биатлон, представлена в статье.

Знакомство

Танковый биатлон является новым и быстро развивающимся захватывающим видом состязаний. Как утверждают некоторые источники Минобороны РФ, инициатором возобновления соревнований между танковыми экипажами, история которых своими корнями уходит в далекие 60-е, стал министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу.

Истоки

Несмотря на то что годом официально признания танкового биатлона как отдельного вида спорта значится 2013-й, эти состязания имеют давнюю историю. Как утверждают специалисты, они проводились уже в 1963-м. Местом для соревнований экипажей стала Западная Германия. Между участниками танкового биатлона разыгрывался приз - небольшая модель английского танка «Центурион». За фигурку, выполненную из серебра, соревновались самые лучшие танковые экипажи стран НАТО и США. Боевой «Центурион» противостоял американским «Абрамсам» и западногерманским «Леопардам». Мероприятия проводились ежегодно до конца холодной войны. Основная задача танковых биатлонов заключалась в том, чтобы наладить сотрудничество между западноевропейскими армиями и продемонстрировать мощь НАТО. После измененной в 1991 году внешнеполитической ситуации такие танковые турниры стали неактуальны.

О танковых турнирах в СССР

Армейские соревнования по биатлону проводились в 70-е годы и в Советском Союзе. Состязания не обладали статусом международных. Местом для турниров стал один из Краснодарских полигонов. Уже в то время «биатлоном» военные называли стрельбу на «танковой директрисе». В мероприятиях принимали участие радиоуправляемые модели танков.

О возрождении танковых турниров

До XXI века состязания проводились исключительно между радиоуправляемыми моделями. Танковый биатлон в том виде, в котором он представлен сегодня, впервые появился в 2013 году в России.

Автор идеи - С. К. Шойгу. По словам министра, задача турниров заключается в отработке новых обучающих танкистов методик и усилении боевой готовности экипажей. Кроме того, целью возрождения биатлона является развитие традиций состязательности в ВС России. В 2014 году была сформирована международная Федерация танкового биатлона.

О правилах состязаний

В 2014 году организаторами были прописаны следующие правила танкового биатлона:

  • Соревнование происходит между командами разных государств.
  • Желательно, чтобы экипажи пользовались техникой отечественного производства. Однако, как показала практика, участники преимущественно используют российские танки. Исключение составляют команды из Индии и Китая.
  • В составе танковых экипажей не должно быть женщин. Данное требование обусловлено тем, что в российском законодательстве женщинам-военным запрещается поднимать тяжести, превышающие 15 кг, в то время как вес одного танкового боеприпаса достигает 50 кг.

Об этапах

Некоторых любителей военной техники интересует, где проходит танковый биатлон и каковы его особенности? Согласно утвержденным в 2014 году правилам, для турнира предусмотрены следующие этапы:

  • Начальный тур, или индивидуальная гонка. Танковый биатлон начинается с прохождения 7-километрового маршрута с препятствиями. Каждый экипаж должен произвести прицельную стрельбу из основного орудия и ручного противотанкового гранатомета по мишени в виде танка. Затем с помощью пулемета командой уничтожается мишень-вертолет. В случае каждого промаха команде ставится штрафное очко.
  • Второй этап представлен спринтом и гонкой преследования. Спринт проходит на 3-км маршруте. В конце дистанции экипажи танков должны уничтожить три цели. Каждая мишень располагается на определенном расстоянии. В случае промаха команда получает штрафные очки. Для гонки преследования, согласно правилам, предусмотрен 12-километровый маршрут. Используя основное орудие и пулемет, экипаж должен уничтожить две мишени в виде танка и РПГ. Каждый промах влечет за собой штрафное очко.
  • Третий тур представлен спортивным стартом. Участвуют в нем уже не боевая техника, а ее экипажи. Для команд предусмотрены бег с преодолением препятствий и выполнение силовых упражнений.

После вышеперечисленных этапов комиссией подсчитываются баллы, по которым определяются четыре самые сильные команды. Эти экипажи и выходят в четвертый тур, который представлен эстафетой. От каждой из стран выставляется танк и три экипажа, которые имеют право при необходимости сменять друг друга. Эстафета заключается в выполнении участниками меткой артиллерийской и пулеметной стрельбы. Кроме того, команды должны двигаться по заданному маршруту и преодолевать различные препятствия. Как утверждают специалисты, четвертый этап считается очень важным испытанием для экипажа и боевой техники, так как для каждого танка предусмотрена тройная дистанция.

Где проходит танковый биатлон?

Подобные турниры являются новыми спортивными соревнованиями. Для внутрироссийских состязаний каждая воинская часть выставляет своих лучших танкистов. Однако подобные мероприятия у зрителей не вызывают особого интереса. Судя по многочисленным отзывам, резонансным событием стали турниры международного уровня. Поскольку подобные мероприятия являются открытыми, информацию о времени и месте, где проходит танковый биатлон может получить каждый желающий. Турниры проводят каждый год в первой половине августа на подмосковном полигоне в Алабино.

Начало состязаний

В августе 2013 года состоялся первый международный танковый биатлон в Алабино. В мероприятии приняли участие Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан.

Официальное приглашение было отправлено Вооруженным Силам США и других государств. По окончании танкового биатлона в Алабино были названы победители. Первое место занял российский экипаж. Каждый член команды был награжден автомобилем ВАЗ-21214 «Лада». Второе место получила команда из Казахстана. Участникам также достались автомобили «Лада». Белорусской команде в качестве вознаграждения были подарены квадроциклы. Кроме того, каждому участнику танкового биатлона была вручена медаль «За укрепление боевого содружества».

Чемпионат мира

В 2014 году Россия продолжила танковый турнир и отправила приглашение в 41 страну. Из всех приглашенных в соревнованиях согласились взять участие экипажи 11 государств: КНР, Казахстана, Армении, Беларуси, Индии, Киргизии, Сербии, Монголии, Венесуэлы, Анголы и Кювейта. Участникам турнира предоставлялась российская техника - танки Т-72Б. Команда из Китая использовала свою военную технику - TYPE 96А. Местом для проведения турнира стала трасса танкового биатлона в Алабино.

Для команд было предусмотрено:

  • Выполнение индивидуальной гонки на начальном этапе.
  • Преодоление наземных и водных препятствий.
  • Поражение из основного и вспомогательного вооружения трех мишеней, которые располагались на расстоянии 900-2220 м. Во время стрельбы экипажи танков использовали соответствующие боеприпасы. Уничтожение условных целей осуществлялось штатными и управляемыми снарядами, а также патронами от крупнокалиберного пулемета «Корд».

О подготовке команд и боевой техники

Поскольку в рамках турнира были запланированы как демонстрация точной стрельбы, так и преодоление дистанций, члены экипажа были обязаны сдавать нормативы по физподготовке. Кроме того, проверялись знания каждого участника об истории и тактико-технических характеристиках боевых машин. Сотрудниками ОАО «Спецремонт» и научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» велись работы по модернизации танков Т-72. К началу турнира были модернизированы до уровня Т-72Б3 свыше ста боевых машин.

О последующих состязаниях

Как и было запланировано, состязания танковых машин проводились в 2015, 2016 и 2017 годах. В 2015 в Алабино приняли участие лучшие танкисты из 13 государств: России, Китая, Казахстана, Сербии, Индии, Киргизии, Таджикистана, Армении, Монголии, Венесуэлы, Кувейта, Анголы и Никарагуа. В 2016-м к ним присоединились еще четыре государства. В турнире приняли участие танковые экипажи из Ирана, Азербайджана, Беларуси и Зимбабве. В 2017 году на приглашение России отозвались уже 18 стран. К постоянным участникам танковых турниров присоединились лучшие экипажи боевых машин из Лаоса, Уганды.

Во всех турах первое место доставалось российским танкистам. В этом году второе место получила команда из Казахстана. Бронза досталась представителям КНР. На закрытии танкового турнира присутствовали военные атташе и наблюдатели из посольств.

Сейчас придумано новое средство для траты народных денег. Называется оно ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН. Широкая рекламная компания сделала танковый биатлон очень популярный. А самое главное что наши то побеждают.
Сейчас многие возмутятся - что значит трата денег, это же часть боевой подготовки. А когда я скажу что наши побеждают потому что жульничают, то вашему возмущению не будет предела.
Но я отвечаю за каждое своё слово и докажу это. А пока фотография с ехидными комментариями.

Десантники пообещали порвать танки голыми руками. Судя по танковым следам - танки испугались, развернулись и смотались.

История танкового биатлона

По началу танки красили в разные цвета, но не все танкисты хотели ездить на голубых танках.

И вообще разноцветная боевая техника вызывала много эротических фантазий.

И в конце концов на танки стали просто ставить огромные флаги разных цветов.

Почему танковый биатлон не имеет отношения к боевой подготовке



Во первых в реальном бою танки не носятся по полю боя как угорелые. Почему не носятся? Потому что на пересечённой местности и на большой скорости танкист не может производить осмысленные действия чисто по физиологическим причинам. А самое главное в танковом биатлоне танки стреляют с МЕСТА. Ребята, в каком веке вы живёте?

Жулики однако, или как наши побеждают

Все кроме китайцев выступают на наших танках. Танк на котором выступает наш экипаж имеет более мощный двигатель. Самое главное у военных не хватило ума даже промолчать об этом - всё рассказали в прямом эфире.
В пятиборье спортсмены тоже выступают на чужих лошадях. Но эти лошади достаются им по лотерее. Так же между экипажами должны разыгрываться и танки, что бы все были в равных условиях.
Сегодня, двенадцатого августа, одного нашего военного начальника спросили - почему так не честно поступаем? Он ответил - кому не нравится пусть свои танки привозят.



Недостаток как повод для гордости

В телевизоре уже не знают как ещё похвалить участников танкового биатлона. И вот новая тема - в танке температура плюс пятьдесят а танкисты мужественно продолжают соревнования.
Вот тут возникает вопрос. Мужество конечно хорошо, но почему в танке нет кондиционера? Объём башни минимальный, кондиционер нужен совсем маленький. Конечно же, после первого близкого разрыва, его снесёт с башни, но к началу боя танкисты будут в чувствовать себя людьми а не выжатыми тряпками.

Грустное продолжение

Я, естественно не смотрю танковый биатлон, но всё время на него попадаю. Как это происходит? Просто во время рекламы прыгаю с канала на канал, а там танковый биатлон. Такое ощущение что соревнования по нему не прекращаются ни на одну минуту. И всё бы ни чего, но попадаю я на какие то странные моменты. То танк заглох на ровном месте, то в мишень из пушки не попал.
Вот эти промахи меня удивляют и настораживают больше всего. В чём смысл обычного биатлона? Человек быстро бежит и в состоянии сильной усталости пытается быстро попасть по мишени. У него трясутся руки, он не может отдышаться. У наводчика танка всё не так. Его просто везут на огневой рубеж. И там, из танка стреляющего С МЕСТА он умудряется промахнуться. Ребята, а если война? Вы как воевать собираетесь?
Особые рвотные позывы вызывает комментатор танкового биатлона Дмитрий Губерниев. Ему видимо делают уколы каким то специальным препаратом для повышения энтузиазма. На экране показывают щит мишени изображающий танк, снаряд едва задевает верхний правый угол щита. В реальном бою у танка оторвало бы пусковые установки для отстрела дымовых шашек. Но Дима истерично кричит - В ЯБЛОЧКО!

В эстафете напряженная борьба развернулась между командами Азербайджана, Беларуси, Ирана, Казахстана, Китая, России. Фаворитами были Россия и КНР.

После подведения всех итогов полуфинальных заездов стало ясно, что битву за лидерство в танковом мастерстве продолжат воины Беларуси, Казахстана, Китая и России.

Итоги III этапа конкурса «Танковый биатлон» (Финал)

Финальные заезды танковых экипажей Беларуси, Казахстана, Китая и России прошли с не меньшим эмоциональным накалом, чем финальные матчи на чемпионате мира по футболу. Все команды, включая не вошедших в финальную часть состязаний, искренне болели не за конкретные страны, а за мастерство каждого танкового экипажа, профессионализм слаженности действий каждого из его членов. Попадание в цель, успех вызывали бурю эмоций зрителей, а каждая ошибка - общее сожаление.

Российские танкисты бесспорно лидировали на всех участках борьбы: в мастерстве механиков-водителей не было им равных, на высшем уровне экипажи проявили себя и в стрельбе.

В итоге на первом месте оказалась команда России, на втором - КНР, на третьем - Беларуси, четвертое с небольшим отставанием у Казахстана.

Команда победителей выступала в составе:

командир танка - старший сержант Самбуев Саян Валерьевич;
наводчик-оператор - сержант Реймер Владислав Александрович;
механик водитель - сержант Криводонов Михаил Викторович

командир танка - сержант Шерстнев Виктор Владимирович;
наводчик-оператор - сержант Быстрыгин Андрей Константинович;
механик водитель – старший сержант Назаренков Алексей Евгеньевич

командир танка - старший лейтенант Черноштан Дмитрий Вадимович;
наводчик-оператор - ефрейтор Перевалов Андрей Владимирович;
механик водитель - младший сержант Терентьев Алексей.

11 августа на подведении итогов Армейских международных игр «АрМИ-2018» все участники танкового биатлона получили памятные подарки, а лучшие танкисты были награждены медалями. Лучшие из лучших, занявшие призовые места, получили автомобили "Лада", «УАЗ-ПАТРИОТ" и мотоциклы "Минск".

При проведении состязаний по танковому биатлону не обошлось без проблем, связанных с грубейшим нарушением техники безопасности. Так, в первый день состязаний экипаж из Уганды при поиске цели развернул башню с загруженным боекомплектом в сторону трибун, за что был немедленно дисквалифицирован и снят с дальнейшего участия в соревнованиях. В завершающий день индивидуальной гонки, механик-водитель команды Лаоса при загрузке экипажем боеприпасов в танк беспечно положил заряд на борт, а сам полез на башню помогать другим членам экипажа загрузить снаряд, тем самым создал прецедент возможности скатывании заряда с борта танка на землю и его взрыва. В связи с тем, что результат экипажа Лаоса принципиально не влиял на расстановку мест команд в соревнованиях, нарушение было допущено на последнем этапе состязаний, дисквалифицировать его не стали, а предоставили возможность завершить свой заезд.

Вместе с тем, событий, оставивших у участников состязаний отрицательные эмоции, было немного. По мнению представителей команд стран-участниц атмосфера в ходе состязаний была очень теплая. Эмоции, причем в основном очень положительные, буквально переполняли атмосферу. Все без исключения при общении стремились завести побольше знакомств и друзей в армиях других стран. При разговоре военные разных стран порой употребляли русские слова и выражения, прекрасно при этом понимая друг друга, хотя в целом общались при помощи переводчиков. Именно танковый биатлон способствовал постоянному разноязычному общению участников друг с другом, сблизил военнослужащих самых отдаленных друг от друга стран Азии, Африки, Америки и Европы: Венесуэлы, Зимбабве, Монголии, Мьянмы, ЮАР и других. Не стоит сомневаться - вне зависимости от того, какое место заняли команды в проведенных состязаниях, обиженных не было, а пережитое на танковом биатлоне уже никогда ими не забудется.

Проходящий в Алабино под Москвой уже несколько лет танковый биатлон, несомненно, вызывает неподдельный интерес. В советской и российской армии такие биатлоны прежде не проводились, начало было положено в 2013 году. Со следующего года они стали международными.

Танковые биатлоны ранее устраивали только страны-участники НАТО. В связи с развалом Союза в 1991 году их проведение посчитали нецелесообразным. Посмотрев на возрождающуюся Россию, в НАТО решили с 2016 года возродить такие биатлоны и начали приглашать на них даже Украину, стремящуюся вступить в НАТО.

В российском танковом биатлоне участвуют 23 страны, это бывшие республики Союза, Азия, Африка и Южная Америка. Все выступают на российских танках Т-72Б3, кроме Китая и Белоруссии, решивших участвовать на своих танках. К сожалению, нет ни одной страны, представляющей НАТО, которая могла бы показать другие танки и другую школу подготовки экипажей.

На танковый биатлон я попал по пригласительному билету и был удивлен: оказывается, для неприглашенных это уже платное удовольствие (от 700 до 1500 рублей). Первое, что поражает, это хорошая и отлаженная организация, начиная от благоустроенной инфраструктуры. Ранее мне приходилось не раз бывать на Кубинке, это все рядом, и я хорошо помню разбитые дороги, убогие строения и аскетическую атмосферу военного полигона.

Теперь все по-другому, здесь на громадной территории развернут военно-патриотический парк «Патриот», построены отличные дороги, развязки, две громадные площадки для парковки нескольких тысяч автомобилей, здания и площадки конгрессно-выставочного центра для представления и демонстрации военной техники.

На полигоне для биатлона великолепно оборудованные трибуны, выставлена военная техника, масса павильонов для развлечений, вплоть до возможности пострелять из автомата. Везде военные и гражданские гиды, предлагающие свои услуги и разъясняющие, что, где и как. Очень оригинально выбран интерьер пешеходных дорожек под стилизованную красную звезду, что сразу подчеркивает, где ты находишься.

Перед заездами для удобства зрителей самолет на низкой высоте дважды сбрасывает тонны воды на трассу, чтобы не было пыли, и заезды начинаются. Каждый экипаж делает три круга по трассе длиной порядка 4 км. На первом стреляют из пушки. Три выстрела по мишени №12 «танк» на дальности 1700 м. На втором - из зенитного пулемета, 15 патронов по мишени «вертолет» на дальности 900 м. И на третьем - из спаренного пулемета, 15 патронов по мишени «РПГ» на дальности 600 м. При этом трасса насыщена препятствиями типа курган, горка, эскарп, косогор, противотанковый рвом и брод.

Стрельба из всех видов ведется только с места. Из пушки стреляют, по всей видимости, инертными осколочно-фугасными снарядами на дальности 1700 м по мишени размером 3,42x2,37 м, и это при дальности прямого выстрела этой пушки 1100–1200 м! Для этого класса танков дальность действительной стрельбы при стрельбе с ходу примерно 2500–2700 м, и все танки испытываются именно по этому критерию. Поэтому соревнования на больших дальностях и при стрельбе с места, и с ходу позволили бы выявить истинный класс экипажей и их навыки.

Несмотря на небольшие дальности стрельбы, отдельные экипажи не всегда поражают мишень. Здесь, наверное, сказываются и возможности не полностью автоматизированной СУО этого танка с прицелом наводчика ТПД-К1 с одноплоскостной стабилизацией и невысокой кратностью увеличения (8 крат), не позволяющей ему точно прицелиться и выстрелить. Все-таки возможности этой СУО намного ниже возможностей СУО следующего поколения 1А45, где в прицеле наводчика оптика с 12-кратным увеличением и полная автоматизация процесса стрельбы.

Кратность увеличения оптики при стрельбе также имеет немаловажное значение. Например, при испытании первого прицела с лазерным дальномером «Обь» с 8-кратным увеличением для определения его возможностей мы поставили кунг на дальности 4000 м, и наводчик на фоне местности так и не смог его обнаружить. На такие соревнования можно было предоставить танки и с более совершенной СУО, разработанной уже более тридцати лет назад.

При движении на ровных участках трассы экипажи стремились показать максимальную скорость, один экипаж достиг скорости 57 км/час. Когда машина идет на удалении примерно 700–1000 м, она красиво смотрится, но когда она проходят рядом с трибунами, видно, насколько тяжело и с нагрузкой идет танк. Для 46-тонной машины явно не хватает мощности двигателя 840 л.с., требуется новый двигатель мощностью 1000 л.с., который никак не дойдет до армии.

В целом танковый биатлон оставляет хорошее впечатление, в процессе его проведения ставится цель определения лучшего экипажа и их навыков по использованию возможностей танка, правда, в довольно щадящих условиях. Помимо выявления лучшего экипажа, интересно было бы выявлять и лучший танк при участии в соревновании различных танков из разных стран и сравнить их характеристики, организовав соревнования в несколько другом направлении.

Такие соревнования можно организовать по выявлению лучшего танка по совокупности характеристик между российскими танками (Т-80 и Т-90), американским «Абрамсом», немецким «Леопардом», французским «Леклерком» и всеми другими танками, которые готовы выставить на такие соревнования. Соревноваться в реальных условиях, перемещаться по пересеченной местности, стрелять с места и с ходу на реальной дальности в условиях пыледымовых помех и не по заранее известным целям, а которые еще надо обнаружить.

Такое сравнение разных школ танкостроения и разных систем подготовки экипажей позволило бы получить реальную картину соотношения возможностей танков и сделать объективную оценку того, кто же из них все-таки лучше, и это вызвало бы мировое признание такого биатлона. По разной информации, их как будто бы приглашали, но они отказались. Если они не едут к нам, можно поехать и к ним, если есть с чем. Они же проводят свои танковые биатлоны в Германии, почему бы в них не поучаствовать.

При всей хорошей подготовке и проведении танкового биатлона для зрителей на трибунах он не во всем представляет интерес. Кода танки проходят перед трибунами, это действительно впечатляет, но большинство действий экипажа проходит на большом удалении, примерно 500-1000 м, и у зрителя теряется фактор присутствия. Он только видит на двух больших экранах отдельные эпизоды и повторы действий экипажа.

Зрителя необходимо делать участником всего происходящего на трассе. Желательно приблизить к зрителю участки трассы, которые принципиально не могут быть рядом с трибунами, это ведение огня и преодоление препятствий. Создать эффект присутствия там зрителя с помощью видеосъемки в этой точке и вывода информации на экран перед ним.

Для этого необходима съемка внутри танка: как экипаж ведет огонь или преодолевает препятствие, как машина под разными ракурсами преодолевает препятствие или как поражается мишень (путем замедленной съемки полета снаряда при поражении мишени или промахе). При современных средствах сделать это не так уж и сложно, необходимо оборудовать танки и трассу видеокамерами, БПЛА и квадрокоптерами, поставить больше экранов и выводить туда информацию с наиболее зрелищных участков.

Для большего интереса зрителей перед трибунами «для разогрева» можно устраивать индивидуальные гонки на танках, трасса позволяет поставить два танка и на участке в 500 метров устроить «гонки с выбыванием», что вызовет интерес похлеще скачек на ипподроме. Если из танкового биатлона решили сделать шоу, то его надо и оборудовать соответствующим образом и преподносить как развлекательный комплекс высокого уровня. Спортивные состязания вызывают большой интерес в том числе и потому, что зритель видит перед собой процесс и становится его соучастником.