Вред раннего развития детей. Вред и польза раннего развития детей

О раннем развитии говорят, пожалуй, все родители. И споры относительно целесообразности оного не утихают. Многие прежние противники целенаправленных занятий с малышом стали их сторонниками.

Общепринятые требования к получению ребенком новых знаний значительно изменились за последние десятилетия. Никого уже не удивит пятилетний малыш, освоивший основы счета и письма — это стало нормальным явлением.

Нет предела совершенству, особенно если учесть врожденную способность малышей впитывать новую для них информацию. Некоторые современные дети начинают читать уже в год-два по методике глобального чтения.

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Разве родители, которые прилагают недюжинные усилия для развития своего малыша, не желают ему лучшего?

Но оказывается развитие развитию рознь. И то, что некоторые понимают под благом, оборачивается и для ребенка и для окружающих взрослых своей самой нелицеприятной стороной. Виной тому неверный подход к понятию «раннее развитие», амбиции родителей и использование приемов обучения по отношению к малышу, для которого пока куда более важен и полезен игровой, а не учебный процесс.

Что такое раннее развитие?

Пожалуй, это первый вопрос, который должны задать взрослые, желающие дать малышу лучшее. Что самое интересное, многие мамы, зная о методиках раннего развития, не могут точно ответить на него. В данном случае срабатывает принцип сравнения со знакомыми понятиями такими как «нормальное развитие» — то есть соответствие знаний и уровня становления мыслительных процессов ребенка определенному возрасту и «позднее развитие», означающее отставание.

Опираясь на эти понятия, взрослые, желающие развить своего малыша, делают основной акцент на объем знаний, которым научается ребенок в том или ином возрасте. И с чувством собственного достоинства рассказывают, что чадо 3 года посещает четыре кружка, уже освоило счет и чтение, декламирует на память Маяковского и знает все столицы Мира, говорит на английском и рисует пастелью.

Можно ли говорить в данном случае о раннем развитии? Разумеется, с малышом занимались. Но, что если при этом ребенок не имеет ни малейшего представления о том, чем отличаются между собой те самые столицы, которые он заучил наизусть, не понимает ни строчки из стихотворения, а книгу берет в руки только под строгим маминым взглядом? При этом малыш не способен натянуть колготки, считает, что булка растет на дереве, а корову видел только на карточке под бабушкино мычание?

И будет ли такой ребенок более развит, нежели его сверстник, который еще не приступил к изучению букв, но может убрать за собой комнату, выразить свои мысли о сказке, прочитанной на ночь, отличается самостоятельностью и общительностью. Возможно, он не удивит гостей знанием Шекспира, зато с радостью поможет бабушке посадить герань на окне и с удовольствием слепит куличик из предложенного кусочка теста, который с гордостью съест сам за вечерним чаем.

Развитие и обучение — одно и то же?

В первом случае с ребенком занимались «ранним развитием». И, без сомнения маме приходилось прилагать немалые усилия и использовать массу вспомогательного материала, чтобы заложить в голову малыша знания. Но есть один важный и весьма ограниченный ресурс — это время. Именно его родители желают сэкономить, занимаясь с ребенком до трех лет, и как ни странно теряют.

Те часы, которое малыш провел в изучении азбуки, заучивании бессмысленной для него информации, рассматривании без сомнения хороших и полезных карточек, можно было бы потратить на другие сферы. И не стало ли именно это упущение невосполнимым?

Родителями управляли амбиции, желание получить результат, который можно продемонстрировать. Во втором случае с ребенком просто играли, объясняли, показывали, заинтересовывали. И не потому, что так написано в книге, а просто оттого, что любят и искренне хотят общаться.

Приведенный пример — демонстрация крайности, которой достигают взрослые, желая дать малышу максимум. Но речь в данном случае идет не о развитии, а о целенаправленном обучении ребенка тому, что сами родители посчитали нужным и полезным.

И это не ошибка исключительно современных родителей. Уже подросло поколение таких «дошкольных гениев» и нецелесообразность подхода показала себя в полной красе. Чем же чреваты чрезмерные амбиции родителей и желание «вложить» в голову ребенка максимум информации?

  • Многие дети, потрясающие своими знаниями взрослых в дошкольном возрасте в последствии не справляются со все возрастающей нагрузкой, ведь чтобы продолжать привлекать всеобщее внимание им проходится овладевать все новыми и новыми знаниями, превышающими «нормальный уровень». Давайте будем честны — каким бы одаренным ни казался ребенок, далеко не все рождены гениями, способными перевернуть представления о науке и искусстве. Наступает момент, когда чадо уже не может привлечь к себе внимание своей неординарностью и объемом знаний, что в купе с неокрепшей нервной системой может вылиться в нервозы и даже депрессию.
  • Чем больше ребенок знал до школы, тем проще ему дается процесс обучения на начальном этапе. Ведь, по сути, он повторяет уже пройденное, ему нет нужды напрягаться для получения новых знаний. Как правило, подобное выливается в нарушение дисциплины — ведь чаду скучно и оно просто не знает чем занять себя, пока одноклассники учатся читать по слогам. А к 5-7 классу возникает новая проблема — ребенок, привыкший, что знания даются без усилий может отказаться прилагать их при изучении того, с чем не был знаком ранее и в той форме, которую предлагает школьная программа.
  • У ребенка развивается потребность «поглощать» информацию без ее практического применения, чтобы просто блеснуть знаниями перед знакомыми или друзьями. Вырастает некая «ходячая энциклопедия», способная рассказать о том, как вырастить ананас в средней полосе России, но не умеющая даже пересадить герань.

Можно назвать и иные негативные последствия, связанные с неверным подходом к раннему развитию. Например, если с ребенком занимались главным образом интеллектуальными играми, может начать страдать физическая подготовка. Ведь малышу наряду с оттачивание умственных процессов необходимо приобретать двигательные навыки, развивать координацию движений.

Приобретение большого багажа знаний в раннем возрасте может сказаться и на способности ребенка общаться со сверстниками. Ему станет не интересно с ними, особенно если последние не проявят привычного энтузиазма при попытках чада объяснить им устройство двигателя внутреннего сгорания и тд.

Работа над ошибками

Можно ли избежать подобных «побочных эффектов»? Разумеется, если обратиться к самому понятию «развитие»:

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Если обратиться к другим словарям, в том числе по психологии человека, во всех определениях можно встретить одно слово «процесс». По сути, выражение «раннее развитие» не совсем верно. Речь идет о том, чтобы с самого рождения предоставить малышу больше возможностей для совершенствования во всех сферах. То есть просто о развитии. Это постепенное и закономерное раскрытие способностей ребенка, его умения мыслить, сопоставлять, находить решения нестандартных задач во всех сферах жизни.

Ребенок как губка способен впитывать новые знания, но точно так же он сможет и вырабатывать собственные пути получения информации и выработки навыков. Если сместить акцент с объема данных, которыми в результате овладеет малыш на развитие и становление самого процесса познания и мышления, все встает на места. Таким образом, раннее развитие ребенка начинается с вопроса родителей к самим себе: «что мы хотим получить в результате?».

Если результатом должны стать обширные знания или воспитание гения, если Вы хотите, чтобы в будущем ребенок получил достойное образование и профессию — подход изначально ошибочен. Основной целью раннего развития является создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы полноценно развивать свои навыки познания окружающего мира и самостоятельно или с помощью взрослых овладевать новым, раскрывать собственные способности и совершенствовать их.

«Раннее развитие» подразумевает расширение возможностей ребенка для знакомства с новым — новыми движениями, методами решения поставленных задач, новыми представлениями о предметах и их свойствах и тд. И в данном случае не идет речь о приобретении знаний в качестве конечной цели. В этом основное отличие понятия «развитие» и «обучение».

Не совершайте ошибку — не пытайтесь учить ребенка в его не полные три года. Играйте с ним, заинтересовывайте его, предлагайте новое, разговаривайте, рисуйте, но не делайте упора на объем знаний.

Да, кроху можно познакомить в год с буквами и цифрами, с экзотическими животными, разучить более 40 цветов и оттенков, но одновременно не дать малышу возможности для развития, то есть применения полученных знаний на практике. В его голове будет просто набор смутных образов, оторванных от реальности и названий, с которыми ничего невозможно поделать. Поэтому первым принципом раннего развития является возможность использовать полученные знания в ближайшее время, закрепить их и усовершенствовать.

Второе, что следует помнить, начиная развивать своего малыша с пеленок, так это прописную истину: «все хорошо в меру». Новорожденный как чистый лист, на который по мере взросления наносятся представление о мире и эти знания касаются многих областей. Это свойства предметов, с которыми знакомится ребенок, понятие причины и следствия, вкусовые и зрительные образы с которыми он сталкивается, новые навыки. Чрезмерный акцент на чем-то одном вносит дисбаланс в развитие ребенка.

Немного о методиках раннего развития

Родители, которые задавались или задаются вопросом раннего развития малыша, без сомнения назовут такие известные системы как Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Вальдорфской педагогики другие. Без сомнения многие отметят и различия в подходе именитых авторов к процессу развития и места ребенка в нем.

Выбрать между методиками, предлагающими часто абсолютно различный подход, оказывается сложно. Да и следовать им в точности человеку без специального образования не просто. Но, конечно, прежде чем приступить к чему-либо стоит хорошо изучить вопрос.

Согласитесь, сложно подобрать те средства развития, которые подходят именно Вашему малышу, имея о них весьма смутное представление. Еще более странно отдать малыша в центр или детский сад, определенной направленности, не зная подходов и принципов работы с детьми.

Я не стану разбирать методики подробно, подобной информации достаточно, так же не хочу рекомендовать что-то конкретное, а вот ответить на ряд часто возникающих у родителей вопросов считаю необходимым.

Следует ли строго придерживаться одной методики?

Без сомнения, любая программа, направленная на развитие ребенка — это некая целостная система, которую разрабатывал специалист, и точное следование ей является залогом успеха. Но те, кто читал о системах, понимают, что нет одной совершенной методики. И, вероятно ее не будет никогда. Да и о специфике известных систем не стоит забывать. В частности, если кто-то не знает, Мария Монтессори и Глен Доман работали с детьми, имеющими отклонения в развитии, и такие методики просто неправильно будет использовать в отношении здорового ребенка в «чистом» виде.

Стоит учесть и то, что дети разные. Кто-то будет с интересом изучать окружающий мир самостоятельно, кому-то для этого потребуется постоянное присутствие мамы и подсказки от нее. Один малыш будет хорошо воспринимать визуальную информацию, другому потребуется больше тактильных ощущений. Поэтому, на мой взгляд, использовать средства из различных методик целесообразно.

Даже если малыш развивается по системе Мнотессори, со временем стоит приобрести кубики Зайцева, чтобы легче освоить чтение. Если Вам приглянулась карточная система Глена Домана, как источник обширных знаний в простой форме это вовсе не означает, что малыша нужно лишить интересной и развивающей среды, ведь Вы не занимаетесь с ним все время.

Подберите для своего ребенка те средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет как бы сам собой. Ведь основной движущей силой для развития является интерес малыша к той или иной игре.

Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?

Стоит придерживаться правила — если определенные знания ребенок получает из одной методики, не следует тут же перескакивать на другую, если что-то пошло не так. Например, Вы решили, что необходимо научить малыша читать по системе глобального чтения Сесиль Лупан, но через некоторое время не получили ожидаемого результата. Не стоит сразу перескакивать на методику Зайцева.

В конце концов, если малыш научится читать чуть позже, ничего страшного не произойдет. Отложите то, что ему не интересно на время и повторите попытку позже. Если Вы убеждены, что данная методика не для Вас, также выждите время и лишь потом предложите другую.

Старайтесь, чтобы Ваша система, будь она строгим следованием конкретной методике или совокупностью нескольких, не была противоречивой. И каждое последующее задание было усложненным вариантом предыдущего. Предлагайте новые условия и варианты решения для уже знакомых задач.

Возвращайтесь к уже пройденному спустя некоторое время, когда малыш забудет старый вариант решения поставленной проблемы. Предлагайте новые правила в знакомой игре, давайте возможность ребенку находить и использовать собственный подход.

Развитие в комплексе

Не забывайте о том, что целью является не получение малышом знаний в одной конкретной области, а всестороннее его развитие. Сочетайте подвижные игры и спокойные, используйте различные источники информации — собственные объяснения, визуальную информацию на карточках, кубиках и картинках, можно применить одну или несколько компьютерных игр, не забывайте и про тактильные ощущения.

У детей ассоциативное мышление, чем более полное представление получит ребенок о том или ином предмете или явлении, тем ярче в его памяти отложится данная информация и ему будет легче проводить анализ и сопоставление.

Когда придет время посещать детский сад, сделайте его своим другом, а не врагом. Подбирайте таким образом, чтобы развивающая среда была максимально приближена к той, которая уже создана дома. Вам так же придется часто общаться с воспитателями, чтобы давать ребенку знания, не противоречащие, а расширяющие те, которые он почерпнул в группе.

3 комментария

Добрый день, друзья!

Приглашаю вас обсудить такую тему, как Раннее развитие. Я знаю, что у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. С удовольствием послушаю. А сейчас — мнение одной моей подруги — Анны Горюновой.

Раннее развитие: польза или вред

«Каждая мама старается развивать способности своего ребенка. И это естественно. Ведь для того, чтобы жить полноценно, нужно уметь развиваться каждый день, узнавая что-то новое. И любящий родитель стремится привить такую привычку развиваться и своему ребенку.

Ну, правда же, очень приятно слышать похвалу от окружающих какой у вас умненький малыш, столько знает и умеет. А как хорошо говорит! У Вас малыш уже читает! И так далее. Несомненно это лестно, но прежде всего ответьте для себя честно на такие вопросы.

1. Справляется ли мой ребенок с нагрузкой?

2. Интересны ли ребенку занятия по выбранной методике?

3. Какие преимущества будут для моего ребенка, если он научится читать или считать (либо другое) на два – три года раньше сверстников?

Любое занятие с ребенком должно доставлять удовольствие и маме и ребенку, только так можно достичь действительно гармоничного развития личности ребенка, способного к великим свершениям в будущем. Чрезмерное увлечение развивающими занятиями может грозить далеко идущими последствиями. Мозг ребенка может попросту не справится с большим потоком информации, и проблема может вырваться наружу и через нарушения в речевом развитии, и даже нервными срывами.

Я приведу несколько примеров. У одной моей знакомой результатом раннего развития явилось то, что девочка в 2,5 годика начала заикаться, пустого места. После долгих мытарств по врачебным кабинетам им наконец рассказали что произошло с ребенком и как выводить ее из такого состояния. Логопед-дефектолог им сказал, что мозг ребенка просто не справился с потоком разнообразной информации.

Очень немаловажен для детишек, которых готовят в гении, вопрос социальной адаптации. Мне рассказывали историю про шестилетнего мальчика, который умел складывать трехразрядные числа, в то время как элементарные навыки по уходу за собой частично отсутствовали, да и со сверстниками контакта совсем не было. Совсем нелегко будет такому мальчику по жизни. А может наоборот?

По мнению специалистов, основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, а если ребенок не наиграется, то будет ли он Вам благодарен? Специалисты не нашли прямой зависимости степени успешности в карьере от раннего развития.

Подходить к развитию ребенка, а особенно раннему (неслучайно существуют именно Центры раннего вмешательства, где работают с детьми до 3-х лет) развитию, тщательно подбирая как методики развития, так и специалистов, которые будут Вам в этом помогать.

Ребенка ни в коем случае не стоит перегружать. Каждый ребенок индивидуален и соответственно реакция на полученные знания может быть разной. Кто-то сразу может все сложить и показать, а кому-то может понадобиться время.

Лучше все-таки начинать развитие детей через эстетику – рисование, лепка, музыка, танцы, вокал. Научившись управляться с руками, ногами, всем телом, ребенок психо-физически будет готов и для интеллектуального развития (счет, азбука).»

Думаю, многие из вас думают примерно так же. Мое мнение немного отличается от Аниного, но есть и общие мысли))) Кому интересно, прочитайте еще одну статью Немного о раннем развитии . И, конечно же, жду ваши мнение!

С рождением ребенка новоиспеченная мама сталкивается с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения (да-да, с самого рождения!). Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения , которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Польза раннего развития

Как известно, ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет. Для понимания процессов, происходящих в нашем мозге, проводилось множество экспериментов над животными. Чем более «богата» была окружающая детеныша окружающая среда, тем с более сложными задачами он справлялся, становясь взрослой особью. С человеком всё абсолютно так же.

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Не только современные мамы, но и их мамы, бабушки, прабабушки, да и вообще – мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Другой же вопрос – насколько полезно и целесообразно заниматься с ребенком по карточкам и кубикам, устраивать тематические недели и водить в развивающие центры? Есть ли смысл «бежать впереди паровоза», ведь читать и писать ребенок всё равно научится рано или поздно?

«Раннее развитие» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:

  1. С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка . В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Сложно сказать, наскучивает ли малышам подобное однообразие, но разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес.
  2. Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию . Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая органам чувств ребенка адекватную нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
  3. Вы имеете более-менее четкий план занятий , занимаясь с ребенком по определенным методикам. Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Однако не стоит, опираясь лишь на эти положительные моменты, бежать сломя голову за карточками Домана или кубиками Зайцева. Противников «раннего развития» не меньше, а то и больше, чем его сторонников. И не по причине банальной лени. Все родители очень любят своих детей и, конечно, стараются дать им лучшее. Что же смущает любящих мам и пап и почему о вреде популярных методик говорят врачи?

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы . Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям . Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга . При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга . Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития . Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми в этой жизни знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить читать по Доману» или «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Не забывайте о множестве примеров уже выросших «вундеркиндов», отзывающихся далеко не с восторгом о собственном детстве, учебе в школе и говорящих об отсутствии у себя внутреннего стремления к знаниям. Как показали множественные исследования, успешность человека во взрослой жизни совершенно не зависит от того, занимались ли с ним в детстве по методикам раннего развития. Главное – любовь и взаимопонимание в семье.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Если вас заинтересовала определенная методика, изучите досконально ее теоретическую базу. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Здоровья и своевременного развития вашим детям!

Фото из фотостока

Регулярные умственные и/или физические занятия помогли многим больным детям догнать сверстников в развитии и даже перегнать их. Поняв, что при помощи этих методик можно ускорить развитие или обучение детей, их стали применять и на здоровых детях.

То есть методики, которые, по сути, были лекарством для детей с отставанием в развитии, применили к нормально развивающимся детям. Но разве нужно здоровым детям лекарство? То, что лечит больного, здорового калечит. Из этого можно сделать вывод, что здоровым детям не только не нужно систематическое раннее обучение - оно может негативно отразиться на развитии ребенка.

Конечно, родители чаще всего учат детей с хорошими намерениями, но иногда это обучение нужно больше им, чем ребенку. Некоторым родителям важно, чтобы их совесть была спокойной («мы тебя учили с рождения»), чтобы было чем похвастать перед друзьями и близкими («вот он какой умный у нас», «мы не ленимся учить ребенка», «мы не жалеем денег на обучение»). При помощи раннего обучения детей эти родители просто удовлетворяют свои амбиции. Я и сама, будучи беременной, мечтала о том, что буду учить ребенка читать уже в два года. Мне тоже очень нравится заниматься с ребенком и не терпится начать обучать его всему, что я знаю сама. Мне тоже интересно читать и хочется поскорее иметь возможность обсуждать прочитанное с ребенком, но... меньше всего я хочу торопить время.

Когда появилась мода на раннее обучение, родители кинулись покупать детям всевозможные книги, обучающие карточки, кубики, аудио- и видеопрограммы. Например, очень популярны до сих пор обучающие фильмы Бэби Эйнштейн (Baby Einstein). Но, как оказалось, эти фильмы не являются развивающими или обучающими - соответствующее заявление сделала фирма-производитель и отозвала свою продукцию с возвратом денег покупателям.

Обучение при помощи видео оказалось не только не полезным, но, возможно, и вредным. В частности, исследование воздействий видео Baby Einstein и Brainy Baby на развитие детей, проведенное Фредериком Циммерманом и Димитрием Кристакиом, показало, что учебные программы для малышей приносят больше вреда, чем пользы - они фактически задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаше дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети нуждаются в обучении с глазу на глаз.

Дети, проводящие много времени перед мониторами, вполне возможно, имеют задержки речевого развития из-за недостатка живого общения. К тому же видеопрограммы воспитывают поколение «чрезмерно стимулированных» детей, так как изображение на экране очень быстро мелькает, Меняется, они привыкают к такому ритму, и обычная жизнь начинает казаться им серой и скучной. Чем больше дети смотрят видео, тем меньше они смогут затем концентрироваться на каком-то занятии, в том числе - при обучении.

Кстати, просмотр телевизора и просиживание за компьютером, даже если ребенок смотрит мультфильмы или обучающие программы, так же негативно сказывается на развитии. К мультфильмам, например, ребенок привыкает очень быстро, поэтому чем позже он с ними познакомится, тем лучше. Он ничего теряет, а, наоборот, сохраняет способность искать и находить себе более увлекательные и подвижные занятия, чем простое созерцание двигающихся рисунков на мониторе. Для того чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером, нужно, чтобы и другие члены семьи не делали этого, ведь ребенок будет брать с них пример.

Очень часто методики раннего обучения называют методиками раннего развития, но суть их различна. Точно так же есть разница между развивающими и обучающими игрушками. У нас дома сохранились «развивающие» разноцветные кубики, шарики и даже карусель для детской кроватки (не использовали, кстати, ни то ни другое). Мне теперь просто смешно, что мы их купили специально, поскольку любой предмет, который попадает в руки ребенку, способствует его развитию. Учитывая то, что для ребенка практически любая вещь является развивающей, - она для него новая, отличающаяся по цвету, размеру, назначению и возможностям, - продажа дорогих «развивающих» игрушек - все равно что продажа воздуха. Ребенок может сколько угодно изучать окружающий мир, но ни один ребенок долго не играет «развивающими» игрушками.

Естественное развитие всегда последовательное и умеренное, ребенок учится постепенно, двигаясь от простого к сложному. Если же взрослые пытаются его обучать тогда, когда он еще не готов к этому, то все происходит с точностью до наоборот.

Специалисты, работающие с детьми, считают, что ранее обучение, в частности:

  • ведет к перегрузке организма и его истощению;
  • может «убить» познавательный интерес у ребенка на много лет вперед;
  • может испортить отношения между ребенком и родителями, если они учат ребенка вопреки его желанию;
  • из-за слишком раннего развития логического мышления у ребенка может пострадать развитие эмоциональной сферы.

Вред от раннего обучения не всегда очевиден, но иногда он более чем реален. Общая длительность монотонных занятий с детьми, согласно рекомендациям ВОЗ, не должна превышать 10-20 минут вдень в раннем возрасте, 45 минут в день -до пяти лет и одного часа в день - до семи лет. Речь идет о любых монотонных занятиях, даже подходящих по возрасту: рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте или другие. При раннем обучении эти нормы многократно превышаются, из-за чего дети слишком устают. Если заниматься с детьми мало - результата не будет, если заниматься много - будет, но, возможно, в виде болезней, депрессий или страхов. Сложно увидеть здравый смысл в раннем обучении, поскольку слишком много факторов нужно учитывать, чтобы не навредить детям.

Некоторые дети не выдерживают учебных нагрузок, и у них появляются психологические либо другие проблемы со здоровьем. Но есть дети, которым раннее обучение может нанести ощутимый вред с большей вероятностью, чем другим.

Многие дети сначала очень хорошо и с интересом учатся, но через несколько лет интерес к учебе пропадает. Дети, которых начали обучать с пеленок, с возрастом в лучшем случае сравниваются в знаниях и навыках со своими сверстниками (если говорить о формальных навыках), а в худшем - теряют интерес к учебе и начинают учиться хуже них. К сожалению, этого не знают родители, которые сначала не загадывают так далеко вперед, а когда обнаруживают отдаленные во времени негативные последствия раннего обучения, то уже поздно что-то менять.

Умение решать однотипные задачки и отвечать на стандартные тесты - ничто по сравнению с умением общаться, разбираться в людях, а ведь именно этих способностей часто не хватает вундеркиндам. И если рано или поздно все дети сравниваются в умении писать, читать и считать, то те, у кого ранее были эмоциональные проблемы, вынуждены жить с ними всю жизнь.

Обычно раннее обучение начинают с обучения чтению.

Чтение кажется взрослым очень простой и обыденной вещью, но это сложный логический процесс! Отдельные буквы ребенок любого возраста запоминает легко, так как большинство детей до 5-6 лет воспринимают буквы только как рисунки, которые ничего для них не значат. Самостоятельное чтение может быть для них преждевременным. Есть смысл учить читать ребенка, когда он понимает, что речь можно «рисовать», передавать слова в письменном виде, и когда сам ребенок уже умеет говорить. То есть когда у него уже достаточно развита логика.

В возрасте одного-двух лет большинство детей не понимают даже того, что можно рисовать вещи, и тем более не понимают, что можно «рисовать» речь. Учить чтению в раннем возрасте просто бессмысленно. Когда мы рисовали с моим годовалым сыном и я предлагала ему нарисовать что-то конкретное с натуры и ставила перед ним игрушку, например, мячик и говорила «давай нарисуем мячик», то он понимал это как «давай разрисуем мячик».

Очень часто маленькие дети, читающие слоги или целые слова, не умеют складывать буквы в слоги. Это кажется неважным, но на самом деле это важно, так как если ребенку легко дается складывание слогов, это значит, что он уже готов к чтению и у него уже достаточно развито логическое мышление. Если же нет, то это не чтение, а квазичтение. То есть «как бы чтение», но не чтение. Дети имеют отличную механическую память и просто запоминают целые слоги или слова, но если они не способны складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это пока не настоящее чтение.

Почему раннее обучение стало таким популярным? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одной из причин его популярности может быть бытовавшее ранее в научном мире мнение, что «левое полушарие мозга доминирует, а правая половина мозга играет подчиненную, второстепенную роль. Другая причина - желание производителей заработать, продавая, по сути дела, воздух: методики раннего развития, обучающие и развивающие игрушки, образовательные услуги для младенцев и дошкольников и т. п.

Исследований на тему вреда раннего обучения пока очень мало, но ажиотаж вокруг него уже слегка поутих. Проводить подобные исследования часто просто некому. Производители в них не заинтересованы - они могут потерять доходы, а родители или специалисты, которые заинтересованы, не имеют возможности, в первую очередь финансовой, их проводить. В то же время я все чаще встречаю статьи практикующих детских психологов и педагогов, пишущих о том, что раннее обучение может принести вред здоровью ребенка, и описывающих реальные случаи из своей практики. Надеюсь, миф о необходимости раннего (ускоренного) обучения с их помощью когда-нибудь будет окончательно развеян.