Что такое средние века. Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира I

Что вам предстоит изучить по истории средних веков?
История средних веков - вторая после древней истории часть всемирной истории. Она охватывает 10 столетий (с конца V и до конца XV), период между древним временем и новой историей.

Итальянские гуманисты предложили изучать историю человечества, поделив ее на периоды: «древняя история», и «новая история». Термины «Древняя история» и «Серединная история» они применяли к прошедшим до них периодам, а «Новой историей» называли время, когда жили сами. Под «Серединной историей», прежде всего понимали «Историю средних веков». Вы изучали древний период Всемирной истории, узнали как в древности жили люди, о возникновении, развитии и кризисе государств Древнего Востока, Греции и Рима. Сейчас вы приступаете к изучению периода средних веков, в котором появилось феодальное общество, узнаете, как оно развивалось, о жизни и труде народных масс, о том как они боролись за свою свободу и вели войны за свою независимость.

О средневековом обществе. Средневековое общество в Европе называется феодальным, а в Азии - обществом, основанным на землевладении. Термин «феодал» происходит от латинского слова «феод». «Феодом» называлась земля, которую король дарил за определенные заслуги (чаще всего за военную службу), и которая постепенно стала превращаться в наследственную. Феодальное общество является обществом, основанным на землевладельческих отношениях.

В Европе владелец земельного надела назывался феодалом. Феодал часть своей земли сдавал в аренду крестьянам. За это крестьяне платили хозяину налоги в виде части урожая и должны были отработать определенные дни на землях феодала. Таким образом в Европе крестьяне в пользу феодала несли двойную повинность.

У разных народов феодальные отношения возникали в разные периоды их истории. В Западной Европе условной датой между древностью и средневековьем считается 476 год, когда под ударами варварских племен пала Западная Римская империя. У других народов развитие феодальных отношений начиналось раньше или позже этого события. Продолжительность существования феодального общества по времени также различается.

Феодальное общество в Азии. В Азии (в том числе и в Узбекистане) формы земельного владения отличались от существовавших в Европе. В Азии верховным владельцем земли считался правитель страны. Часть земель непосредственно являлись государственными. Государственные и крупные частные земли, поделенные на более мелкие участки, сдавались в аренду крестьянам. Из выращенного урожая земледелец платил определенный налог (долю) хозяину земли. В отличие от Европы в Азии не практиковалась такая регулярная повинность крестьян, как отработка на поле хозяина (барщина).

Европа входит в зону обильных осадков, что облегчало труд крестьян. В Азии в зоне засушливого климата таких возможностей не было. В данных условиях о ведении земледелия без искусственного орошения с привлечением на эти работы массы населения не могло быть и речи.

В результате крупным землевладельцам в Азии было выгоднее сдавать свои земли крестьянам в аренду.

Таким образом, строительство, ремонт и очистка ирригационных сооружений ложились на плечи крестьян.
Периодизация истории средних веков.

История средних веков делится на два крупных периода:

1. Конец V в. н. э. — середина XI вв.:
Переход к новому феодальному обществу;
Формирование новых видов землевладения (крупные землевладельцы-феодалы и слой зависимых крестьян);
Широкое распространение в Западной Европе нового религиозного воззрения - христианства;
Возникновение ислама на Востоке и его распространение;
возникновение крупных феодальных государств.

2. Середина XI — конец XV вв.:
Рост земельно-производственных отношений;
Переход от натурального хозяйства - к хозяйству, производящему товары для рынка;
Возникновение и развитие средневековых городов и ремесленных цехов;
Рост торговли: международная торговля, ринки, ярмарки и биржи;
Освобождение европейских городов от сеньориальной зависимости;
Свободные города, города-республики и формирование крупных централизованных государств;
Повышение роли центральной власти;
Возникновение сословных органов власти (парламент, Генеральные штаты);
Христианская церковь и крестовые походы;
История стран Европы, Азии, Африки и Америки;
Наука и культура народов мира.

Источники по истории средних веков.
Два основных вида исторических источников.

1. Письменные:
Исторические летописи и хроники;
Официальные документы, связанные с налогами, штрафами, судом, куплей-продажей, долговые обязательства;
Указы императоров, королей и султанов.
В средневековые все документа и книги были рукописными. В XI в. в Китае, а с середины XV в. в Европе были изобретены печатные станки.

2. Материальные:
Художественно-изобразительные произведения: скульптуры, картины, образцы прикладного искусства
Орудия труда и оружие в музеях истории;
Монеты;
Одежда и украшения;
Жилище и интерьер;
Дворцы, крепости и храмы.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Урок №1 «Что изучает история Средних веков?»

Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: 1. Электронная презентация;

2. Лента времени;

3. Карта мира;

План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;

Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков? (Слайд №1)

1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории .

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья; (Слайд №2)

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т. к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени. (Слайд №3)

*Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)

? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)

Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков. (Слайд №4)

А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать: (Слайд №5)

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

3. Напишите любой год, относящийся к VI, XII вв.

4. К какому веку относится: 843 г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;

Т. о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:

V – XI вв. – Раннее средневековье;

XII – XV вв. – Расцвет средневековья;

XVI – XVII вв. – Позднее средневековье; (Слайд №6)

Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.

2. Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества: (Слайд №7)

Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах , в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки , придуманные средневековыми портными.

3. Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?

*Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. ()

? Вспомните, какие исторические источники вы знаете? (Слайд №8)

Письменные источники, которых огромное множество по истории средневековья хранятся в специальных хранилищах документов – архивах .*

Большое количество сохранилось так называемых хроник – запись исторических событий в хронологическом порядке. *

А сейчас, давайте попробуем определить, к какому типу исторических источников относятся приведенные примеры:

2. Драгоценная чаша, на которой написано имя и прозвище ремесленника; (5)

3. Средневековый замок; (5)

5. Народные пословицы и поговорки; (2)

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сегодня, мы с вами узнали, что же изучает история Средних веков. Давайте вспомним:

Что представляет собой история Средних веков? Какой период охватывает история Средних веков? Сколько стадий включает в себя история Средних веков? Какие исторические источники по истории средневековья вы знаете?

Выводы: (Слайд №9)

IV ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 6-8; выучить термины и даты;

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Что изучает история Средних веков? Чтобы сформировать представление о сути вопроса необходимо ознакомиться с предметом её изучения, периодизацией основных событий, произошедших в этот отрезок истории человечества, и различных точек зрения на рассматриваемый период.

Термин «Средние века»

Этот термин (а если ещё точнее, «Средний век») возник в Италии. Придумали его гуманисты в конце XV-начале XVI вв. нашей эры. Историки XVII-XVIII веков окончательно закрепили и поделили историю человечества на древние века, средние и новое время. По их глубокому убеждению, и с их подачи, пошло кочевать мнение, которое иногда поддерживают некоторые современные учёные о том, что это была эпоха культурного и духовного упадка, мракобесия, а человечество сделало шаг назад. Верно ли это утверждение, рассмотрим далее в статье.

Сейчас необходимо осветить вопрос о том, зачем учёные нового времени ввели этот термин. Тут всё очень просто. Они превозносили до небес Античность - эпоху, по их мнению, расцвета науки, искусства и культуры. Потом Великая Римская империя рухнула, и Европа погрузилась на века в хаос.

Войны, эпидемии, религиозная нетерпимость и фанатизм негативно сказались на человечестве. Но вот началась эпоха Нового времени, а далее сменяющиеся друг за другом эпохи Возрождения и Просвещения дали человечеству новую надежду на воцарение разумных, гуманных и оправданных законов.

К вопросу о периодизации

Временные рамки Средневековья историками разных стран рассматриваются по-разному. И это не удивительно, так как в разных уголках земного шара имелись свои особенности и специфика. Впрочем, начало Средневековья не вызывает споров и разногласий.

Считается, что эта эпоха вступила в свои законные права с крушением Римской империи и это произошло 4 сентября 476 года. Сенат Рима под давлением объявил, что Западной империи больше не нужен император и в Константинополь уехали диадема и скипетр. Символы императорской власти и величия Рима.

Когда речь зашла о том, где закончить этот значимый период в истории человечества, то тут мнения разделились. Каждая сторона предлагала свою версию и давала обоснованную аргументацию. Это и (1455), и начало Реформации (1517) и множество других не менее значимых и уникальных событий.

История, к сожалению, используется как один из важнейших инструментов идеологического воздействия. Забывается при этом её важнейшая и главная задача - изучение и анализ опыта человечества с целью не допустить обидных и страшных ошибок. Поэтому разногласия в хронологии, а самое главное то, что термин «Средневековье» практически неприменим к истории всех народов мира, закрепили его условность.

Периодизация

Однако, несмотря на условность периодизации, все же необходимо выделить три основных периода, которой придерживаются в российской историографии и в большинстве западных государств:

Раннее Средневековье

Высокое, развитое, или классическое Средневековье

Это середина XI века - время возникновения средневековых городов и начало Крестовых походов и завершается этот отрезок истории эпохой развитой европейской торговли, расцвета ремесла и искусства.

Позднее Средневековье, или Раннее Новое время

Конец XIV-XVI вв. - самый расцвет эпохи великих географических открытий.

Необходимо сделать небольшую оговорку. На Западе существуют иные временные рамки Средневековья. Оно благополучно завершается после знаменитого открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году.

Средневековье: предмет изучения

Что изучает история и что является предметом её изучения? Это особенности, закономерности и условия развития общества того периода. В первую очередь это зарождение, становление и развитие феодальных отношений. Именно они и стали тем основным фактором, который повлиял на социальные отношения в обществе и его культурное развитие. Благодаря феодальным отношениям перекраивалась политическая карта того времени. Зарождались известные в современности национальные культуры и характеры.

Классификация источников

Отвечая на вопрос "что изучает история Средних веков", будет уместно охарактеризовать и дать классификацию источников, которые используются при изучении этого вопроса. Это пять типов источников, которые отличаются по способам фиксации информации. Перечислим эти источники:

  • Природно-географические (благодаря его изучению можно получить все необходимые данные об окружающей среде: климат, почва, ландшафт и т. д. Это необходимо для понимания природной специфики изучаемого региона.).
  • Этнографические (изучается фольклор, обычаи, традиции, национальные костюмы, жилища и т. д.).
  • вещественные (сюда входят объекты материальной культуры. Это оружие, утварь, украшения и т. д. Всё то, что в виде материальных предметов дошло до наших дней из прошлого.).
  • Художественно - изобразительные (картины, памятники архитектуры, различные скульптуры, мозаики и т. д.).
  • Письменные (это тексты, причем неважно, чем они записаны - нотами, буквами, иероглифами, клинописью или цифрами.).

Классы письменных источников по изучению истории Средневековья

Письменные источники, в свою очередь, для удобства делятся на классы. Необходимо кратко описать каждый из них. Вот как они выглядят:

  • Нарративные, или повествовательные (повествуют о событиях в произвольной форме, используя иногда вымысел).
  • Документальные (такой класс источника формализованным языком освещает узкие и отдельные моменты в социально-экономической, юридической или политических сферах).
  • Законодательные (данный класс источника затрагивает вопросы по истории Средних веков сугубо в юридическом поле. Но тут одна интересная особенность - они очень часто отражают не только законодательную практику. По ним очень чётко можно проследить, как законодатель пытается её изменить, иногда под конкретную ситуацию.).

Средневековье на Руси

Как уже было сказано, периодизация эпохи Средневековья - условность, поэтому понимание этого феномена и создаёт условия, когда необходимо учитывать историческую специфику региона. Неслучайно средневековая Русь рассматривается историками как территория, где феодальные отношения зарождались медленнее, исходя из тех данных, которыми располагает современная наука. Поэтому здесь периодизация выглядит следующим образом:

  • IX-XII вв. - Киевская Русь, во главе с Киевом - «матерью городов Русских».
  • XII-XIII вв. - эпоха междоусобицы между отдельными княжествами и начало установления татаро-монгольского ига на некоторых русских землях.
  • XIV-XVII вв. - объединение русских земель под властью Москвы.

Почему средневековая Русь проводила общества гораздо позже своих европейских соседок - тема дополнительных исследований. И окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена.

Феодализм

Зарождающийся феодализм и установление всеобщей власти Церкви вступили в явный антагонизм с существующим на тот момент, но постепенно отмирающим античным рабовладельческим строем. Происходила смена новой социально-экономической формации. Что и повлекло за собой в итоге огромный всплеск насилия и жестокости.

Это выражалось не только в крушении Западной Римской империи, на её обломках возникали новые игроки в виде варварских королевств. А Великое переселение народов, длившееся с IV по VII вв., добавляло неразберихи. Изменения произошли, в первую очередь, в самой среде варварских племён.

Зарождение варварских королевств, укрепление власти их королей неизбежно приводили к расслоению внутри их общества. Феодальные отношения и были тем инструментом, укрепляющим власть «сюзерена». За это вассалы получали не только земли, но и людей их обрабатывающих. Постепенно этот статус получили и их потомки, с правом дальнейшей передачи по наследству.

Закрепощение крестьянства

Необходимо кратко коснуться основных событий в истории человечества, которые не только повлияли на жизненный уклад средневекового общества, но и создали предпосылку для дальнейшего развития. Учебник по истории Средних веков дает краткую хронологию тех событий, произошедших более чем в тысячелетнем отрезке истории.

В конце V-начале VI вв. (481-511) среди франков выдвигается жесткий и амбициозный король Хлодвиг. Он не только стал родоначальником династии Меровингов. При нем, возможно, по его прямому указанию, была оформлена «Салическая правда». Благодаря ей, можно изучить и проанализировать существовавшие архаические порядки. А самое главное - это зарождающееся имущественное и социальное неравенство. Хлодвиг и его преемники упорно завоевывали земли на территории современной Франции.

Но сменилась династия и Карл I создал огромную империю, впрочем, она просуществовала недолго. Но при нем окончательно оформилось обезземеливание и закрепощение крестьянства.

Христианская религия способствовала этому процессу. Церковь получила огромные наделы и богатства и настолько окрепла, что сама вмешивалась в дела европейских правителей и даже санкционировала грабительские Крестовые походы, прикрываясь благовидным предлогом. Важнейшие события средневековья включают в себя множество эпизодов, так или иначе, повлиявших на ход современной истории.

Города и торговля

Если бесстрастно исследовать историю человечества, то можно прийти к выводу, что основой любого конфликта являются экономические интересы. Это потом оформляется необходимая идеология, подталкивающая порой целые народы к взаимному истреблению. Средневековые войны, да и современные это прекрасно иллюстрируют. Но также верно, что именно экономическая выгода есть тот необходимый двигатель, который не только меняет общество, но и движет его к прогрессу. Торгово-экономические связи неизбежно приводят к культурному и техническому заимствованию.

Города, образовывающиеся на крупных торговых путях и вокруг укрепленных крепостей (бургов) - стали центрами торговли, ремесла, науки и культуры. Порой люди отправлялись в другие страны, чтобы научиться и преуспеть в своей области или привезти экзотических товаров.

В заключение

Что изучает история Средних веков? Принято считать упадка и разложения. На первый взгляд с этим можно частично согласиться. Средневековые войны, антисанитария, сжигание людей и прочие «прелести» не внушают оптимизма. Однако следует понимать, что это был необходимый путь человечества при смене социально-экономической формации. История становления прошла долгий и тернистый путь, но от истории нельзя отказываться: какие бы горькие и страшные уроки она бы ни давала.