Методы педагогической диагностики в доу. Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении

ФГОС ДО говорит о необходимости педагогической диагностики и проведения мониторинга образовательной программы. Не достижений и не результатов развития детей, а мониторинга динамики их развития.

Разберемся:

Диагностика является частью мониторинга, это разовый сбор информации, она переходит в мониторинг. Мониторинг – действие, состоящее из трех этапов: сбор информации, анализ и принятие решения. Это постоянное наблюдение над каким-либо процессом. В общий мониторинг ДОУ мы можем включить мониторинг условий ДО и психологическую диагностику.

П. 4.3 ФГОС ДО «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями ребенка.

П.3.2.3 ФГОС ДО «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Мы не можем сказать, что этот ребенок соответствует стандарту, а этот не соответствует. Развитие очень индивидуально, а целевые ориентиры, как маячок, к которому должен стремиться каждый педагог в своей работе.

Как сказал один академик, доктор психологических наук В.И. Слободчиков - каждый целевой ориентир представляет собой обобщенную характеристику развития детей, очень часто мы просто не можем обнаружить те способности и новообразования развития, которые складываются в данный момент, но наступит тот момент, когда они обнаружатся. Мы должны поставить педагогические задачи, чтобы это развитие осуществлялось. И потом увидим результат. Поэтому оценке подлежать планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.

В нашем детском саду мы предлагаем педагогам оценивать не знания, а умения, которые сформировались у детей к тому или иному моменту: познавательные, речевые, художественно-изобразительные, игровые умения.

Мы знаем о необходимости учета индивидуального уровня развития, возрастных возможностей ребенка, учитывать образовательные потребности при проектировании образовательной программы. Нам диагностика необходима для дальнейшей педагогической деятельности, для того, чтобы своевременно скорректировать дальнейшие нарушения. Получается без изучения динамики развития каждого ребенка реализовать ФГОС Д не возможно. Педагогическая диагностика, что нам дает? Для решения таких задачи, как индивидуализация образования, и для оптимизации работы с группой детей.

Так же имеет место быть – психологическая диагностика. Как вы выстраиваете схему взаимодействия с психологом. Т.е. он смотрит детей по запросу, на входе в ДОУ, те которые находится в группе риска.

Итак, оцениваем мы не целевые ориентиры, а достижения ребенком планируемых результатов (по возрастам), то есть умения. Нельзя оценивать достижения по уровням (низкий, средний. высокий), надо оценивать по сформированности умений у ребенка в различных видах деятельности.

Как происходит процесс формирования умений:

Начинается все с элементарных знаний, то есть первичных представлений и на основе первичных представлений мы вместе с детьми начинаем формировать умения. И сначала эти умения дети могут применять с помощью взрослого (мы выделяем красным цветом) и тут мы говорим, что умение находится на стадии формирования. Потом дети применяют умения самостоятельно или по образцу (желтый цвет). И дальнейшие наши действия должны быть направлены на то, чтобы ребенок смог самостоятельно применять эти умения в творческой ситуации (зеленый цвет). И, исходя, из этого у нас нет детей с низким, средним, высоким уровнем развития.

Педагогическая диагностика является обязательным компонентом образовательного и воспитательного процесса. Она позволяет определять уровень достижения целей, поставленных педагогами. Сложно без подобных исследований вести речь об эффективном управлении дидактическим процессом.

Особенности термина

Диагностика педагогической работы является особым видом деятельности, который представляет собой управление и анализ признаков, анализирующих состояние и результаты процесса обучения. Она дает возможность на основе полученных данных составлять прогнозы допустимых отклонений, выявлять пути их предупреждения, корректировки процесса воспитания и обучения, повышения их качества.

Суть понятия

Педагогическая диагностика не ограничивается проверкой универсальных учебных навыков школьников. Исследование предполагает контроль, оценивание, проверку, накопление статистической информации, изучение результатов, выявление динамики дидактического процесса и так далее.

Педагогическая диагностика в школе позволяет создавать обратную связь в педагогической деятельности.

Предназначение

В науке выделяют несколько функций диагностики, проводимой в образовательных учреждениях:

  • контрольно-корректировочная часть заключается в получении и корректировке воспитательного процесса;
  • прогностическая роль предполагает предсказание, прогноз изменений в развитии обучающихся;
  • воспитательная функция состоит в социализации школьников, формировании в них активной гражданской позиции.

Предмет

Педагогическая диагностика касается трех областей:

  • академических достижений школьников;
  • социальных, моральных, эмоциональных качеств личности и классных коллективов;
  • результаты педагогического процесса в виде новообразований и психологических качеств обучающихся.

Периодическому исследованию, анализу подлежит степень социального развития, уровень УУН.

Варианты контроля

В задачи педагогической диагностики входит сбор информации о семье, физическом здоровье, особенностях мышления, памяти, воображения, внимания школьника. В ходе анкетирования психолог выявляет эмоционально-волевые качества каждого ученика, его мотивационные потребности, взаимоотношения с другими членами классного коллектива.

Разные (анкетирование, документов, наблюдение) позволяют педагогам создавать единую картину об ученике, создавать для его самосовершенствования индивидуальную воспитательную и образовательную траекторию развития.

Подразделение

Проведение педагогической диагностики связано с применением системы операций и действий для оценки усвоения школьниками умений, знаний, практических навыков. Контроль гарантирует установление обратной связи в процессе обучения, его результатом является получение информации об эффективности учебы.

Педагог выясняет уровень и объем знаний, усвоенный учеником, его готовность к самостоятельной деятельности.

Без периодической проверки сформированности УУН образовательный процесс не будет эффективным и результативным.

Педагогическая диагностика предполагает несколько вариантов контроля:

  • периодический;
  • текущий;
  • итоговый;
  • тематический;
  • предварительный;
  • отсроченный.

Проанализируем отличительные особенности каждого из них. Предварительный контроль проводится с целью выявления исходных навыков, умений, знаний школьников. Проводится подобная проверка в сентябре либо до начала изучения новой темы в рамках определенной учебной дисциплины.

Педагогический процесс предполагает проведение текущих проверок, позволяющих учителям выявлять уровень сформированности УУН, их полноту и качество. Он состоит в систематическом наблюдении педагога за деятельностью ребят на всех этапах образовательного процесса.

Периодический контроль позволяет подводить итоги за конкретный временной промежуток, например, за четверть либо полугодие.

Развитие педагогической диагностики неразрывно связано с тематическим контролем. Например, после изучения раздела, темы педагог предлагает своим воспитанникам различные задания. Они позволяют учителям определять степень усвоения ребятами конкретного научного материала.

Итоговые работы охватывают всю систему навыков, умений, знаний школьников.

Отсроченный контроль предполагает выявление остаточных знаний спустя некоторое время после изучения курса, раздела. Спустя 3-6 месяцев, ребятам предлагаются тестовые задания, результативность выполнения которых является прямым подтверждением качественного обучения.

Формы контроля

Такие методы педагогической диагностики подразделяют на группы:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Методы контроля представляют собой способы, благодаря которым определяется результативность всех видов деятельности учащихся, оценивается уровень квалификации педагога.

В российских школах в разном сочетании используют методы письменного, устного, машинного, практического контроля и самоконтроля.

Устный контроль способствует выявлению знаний обучаемых, помогает учителю проанализировать логику изложения школьниками учебного материала. При устном ответе оценивается способность ребенка применять теоретические знания для объяснения событий и процессов, доказательства собственной точки зрения, опровержения неверной информации.

Письменный контроль

Он связан с выполнением письменных заданий: сочинений, контрольных работ, упражнений, творческих отчетов. Этот метод контроля направлен на одновременную проверку знаний обучаемых. Среди его недостатков отметим существенные временные затраты педагога на проверку работ, составление полного отчета по уровню сформированности у школьников УУН.

Практический контроль

Эта форма диагностики применяется преподавателями химии, физики, биологии, географии. При выполнении лабораторных опытов и практических заданий ребята используют теоретическую базу, полученную во время лекционных занятий. Учитель анализирует сформированность умений и навыков, при необходимости осуществляет их корректировку.

Отличается от традиционных вариантов контроля дифференциацией, эффективностью, объективностью.

Виды диагностики

Предварительный анализ направлен на выявление уровня развития, оценки навыков учащихся. Осуществляется такая диагностика в начале учебного года, направлена на выявление знаний основных элементов курса, актуальная для вновь созданных учебных коллективов. По результатам предварительной проверки учитель планирует предстоящую работу, подбирает методы и приемы преподавания.

В качестве основных функций предварительной диагностики выступают: контроль и корректировка.

Текущую диагностику учитель осуществляет в повседневной учебной работе во время занятий. Она позволяет своевременно оценивать уровень обученности школьников, дает педагогу возможность быстро реагировать на сложившуюся ситуацию, подбирать инновационные формы деятельности. Ее основное предназначение - стимулирование самостоятельной деятельности учеников.

После перехода российского образования на новые федеральные стандарты, функцию итогового контроля стала выполнять государственная итоговая аттестация выпускников:

  • ЕГЭ для учеников старшей ступени обучения;
  • ОГЭ для выпускников девятых классов.

Подобное диагностирование направлено на определение уровня обученности выпускников. Результаты свидетельствуют о полноте выполнения учреждением государственного образовательного стандарта.

Отличительные черты

По количеству и характеру вопросов выделяют фронтальную, индивидуальную, комбинированную, групповую диагностику. Фронтальный вариант предполагает постановку учителем вопросов, позволяющих проверять несущественный объем материала. Педагог предлагает вопросы, в их обсуждении принимает участие весь класс, краткие ответы ребята дают с места. Такая форма работы уместна для проверки домашнего задания, закрепления нового материала.

Ее разновидностью является комплексная проверка, диагностирующая способность школьников использовать знания и умения, приобретенные при изучении разных учебных дисциплин.

Индивидуальная диагностика направлена на проверку умений, знаний, навыков отдельных учащихся. В ее ходе педагог учитывает осознанность, обстоятельность, логичность ответа, умение перерабатывать теоретический материал, использовать знания в конкретных ситуациях. Для этого учитель, другие учащиеся задают школьнику наводящие и дополнительные вопросы.

Комбинированная форма состоит в сочетании с групповой, индивидуальной, фронтальной форм диагностики. Особенность подобной проверки в том, что за короткий временной промежуток времени педагог успевает проверить навыки и умения большого количества учащихся.

Методы диагностики

Они являются способами деятельности, которые позволяют осуществлять в процессе обучения обратную связь, получать детальную информацию об эффективности учебной деятельности.

Они должны удовлетворять определенным критериям качества измерений:

  • объективности, заключающейся в условиях и результатах измерений независимо от особенностей проверяющего;
  • валидности, позволяющей проверять уровень сформированности навыков и умений;
  • надежности, что определяет возможность повторяемости в равных условиях;
  • репрезентативности, подразумевающей возможность всесторонней проверки, получения объективной картины уровня обученности школьников.

Заключение

В современной педагогике используются различные способы диагностирования уровня обученности. Простейшим из таких приемов является наблюдение. Оно состоит в непосредственном восприятии, регистрации определенных фактов. По мере наблюдения педагогом за учащимися у него формируется полноценное представление об отношении подопечных к учебному процессу, степени самостоятельности, уровню познавательной активности, посильности и доступности учебного материала.

Без этого вида диагностики невозможно составление полноценного представления об отношении школьников к занятиям, посильности учебного материала. Результаты наблюдений не фиксируются в документах, они учитываются в итоговой отметке обучающихся. Но их недостаточно для того, чтобы получить объективную картину уровня обученности школьников.

Именно поэтому в педагогической диагностике, используемой в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, проводятся комбинированные виды исследования. Например, при переходе детей из начальной школы в среднее звено психолог анализирует их адаптацию к новым условиям, используя специальные диагностические тесты.

Различные виды изучения индивидуальных способностей школьников позволяют выявлять одаренных и талантливых детей, создавать для них индивидуальные образовательные траектории.

Педагогическая диагностика как фактор приемственности ДОУ - школа. Регламентируемые документы педагогической диагностики. Раскрытия сходств и различий мониторинга образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС. Раскрытие целей и задач педагогической диагностики в ДОУ. принципы диагностического обследования дошкольников. Отражение педагогической диагностики в образовательных программах дошкольного образования - "От рождения до школы", "Детство", "Мир открытий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

(Слайд 1)Регламентируемые документы педагогической диагностики:

Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 2) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

Мониторинг

Педагогическая диагностика

Определение

система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

развития ребенка .

(Слайд 3) в первом случае предполагает

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

Понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

(Слайд 4) Структура

1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов.

(Слайд 5) Инструментарий

- система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

Сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

(Слайд 6)

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(Слайд 7) И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

(Слайд 8) Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9) Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11) Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

С ребенком работает один взрослый.

Нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

Обследование проводится обязательно в игровой форме;

Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13) Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Художественной деятельности;

Физического развития.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14) Программа «Детство». Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

  • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются включенное наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

(Слайд 15)Осуществляется в 4 этапа.

Первый этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики.

Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Инструментарий - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

(Слайд 16) Программа «Мир открытий». Рассматривается как педагогический мониторинг.

Осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка. Не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений. Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику. Учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений. Позволяет рассматривать весь период развития ребенка до школы как единый процесс, учитывая возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики Мониторинг Педагогическая диагностика Определение Система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности пед. системы. Это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы.

Мониторинг Педагогическая диагностика Предполагает - постоянный сбор информации об объектах; - выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития; - видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Структура 1.Определение объекта 2. Сбор информации. 3. Обработка и анализ. 4. Интерпретация и комплексная оценка. 5. Принятие решения об изменении деятельности. I этап - проектировочный II этап - практический. III этап - аналитический. I V этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Инструментарий C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и другие методы исследования; C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и карты наблюдений детского развития. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Периодичность Проводится 2 раза в год Проводится 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Педагогическая диагностика «Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Педагогическая диагностика Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Принципы диагностического обследования принцип последовательности и преемственности диагностики; принцип доступности диагностических методик и процедур; принцип прогностичности;

Методы наблюдение изучения продуктов деятельности детей несложные эксперименты беседы

«Правила» диагностики наиболее работоспособные дни; обстановка спокойная, доброжелательная. работает один взрослый; нельзя торопить ребенка с ответом; обследование проводится в игровой форме; нельзя заставлять ребенка; диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год.

Полученные результаты Конструктация образовательного процесса, планирование индивидуальной работы

Конец учебного года Итоговая диагностика Сравнительный анализ Основа конструирование образовательного процесса на новый учебный год

«От рождения до школы» коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности художественной деятельности; физического развития.

«Детство» деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей; личностных особенностей; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

«Детство» I этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики. II этап - практический. Проведение диагностики. III этап - аналитический. Анализ полученных фактов. IV этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач.

«Мир открытий» Цель – определения динамики индивидуального развития ребенка. Не содержит оценок развития ребенка Учитывает зону ближайшего развития ребенка. - индивидуализации образования; - оптимизации работы с группой детей.


Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.

Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов , ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

Деятельностных умений ребенка

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка

Личностных особенностей ребенка

Поведенческих проявлений ребенка

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками  особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми Принципы педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:

 Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых;

 Фиксация всех проявлений личности ребенка;

 Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;

 Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;

 Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

 не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

 учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

 обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Этот принцип раскрывается

 в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

 в безопасности для испытуемого применяемых методик;

 в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

 во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления. Как осуществлять процесс диагностирования?

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный . Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности). В проектировании диагностической деятельности многие педагоги, как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы что и, в особенности, зачем диагностировать. Между тем, это – основные вопросы. От ответа на них зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.

В диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с его же прежними достижениями, или с поведением других детей в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. Это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, определяем критерии для оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т.п.

Определяем методы диагностики. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Второй этап – практический . Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

Третий этап – аналитический . Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всему содержанию программы), заданного как идеальный вариант развития? Развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога важно, прежде всего, замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорошие качества, и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.

Четвертый этап – интерпретация данных.

Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы, любознательны избирательно (т.е. не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагаетопределение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Мониторинг образовательного процесса в детском саду. Мониторинг образовательного процесса может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, для непрерывного слежения за ее состоянием и прогнозирования развития.

Мониторинг, в отличие от диагностики, имеет более широкий спектр возможностей, благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления, и высокой технологичности.

Мониторинг позволяет обнаружить эффективность реализуемой образовательной деятельности и всегда ориентирован на цели этой деятельности. Система мониторинга подразумевает, помимо ожидаемых результатов, обнаружение и неожиданных эффектов, и прогнозирование проблематики в будущем. Мониторинг предполагает:

Постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е.

выполнение функции слежения;

Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Мониторинг в детском саду направлен на отслеживание качества дошкольного образования, а именно:

1. Качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Определение результативности деятельности дошкольного образовательного учреждения, прежде всего, связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, предметами мониторинг направлен на изучение:

­ степени освоения ребенком образовательной программы, его образовательных достижений с целью индивидуализации образования,

развития способностей и склонностей, интересов воспитанников;

­ степени готовности ребенка к школьному обучению;

­ удовлетворенности различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью детского сада.

2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении.

Деятельность детского сада и достижение выше обозначенных результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга образовательного процесса следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:

Образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов;

Организации самостоятельной деятельности детей;

Взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

3. Качества условий деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Реализация образовательного процесса возможна при обеспечении соответствующими ресурсами и создании необходимых условий.

Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспечивающих качество образовательного процесса в детском саду:

 особенности профессиональной компетентности педагогов;  развивающая предметно-пространственная среда детского сада.

Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование - критерий должен позволять производить измерение. Измерение – это определение степени выраженности исследуемого признака, сопоставление со шкалой, нормой или другим измерением. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие изменяются быстрее. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и мало формализованные методы.

Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.

Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.

Этапы мониторинга также схожи с этапами диагностической деятельности, описанными выше.

1. Определение объекта и цели мониторинга, формулирование

эталона, определение критериев и показателей, диагностических методов

2. Практический сбор информации об объекте мониторинга

3. Обработка и анализ полученной информации, а также уже имеющейся информации из существующих источников

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе

полученной информации, прогноз развития объекта

5. Принятие управленческого решения об изменении деятельности

Результаты педагогического мониторинга можно охарактеризовать как:

- описательные, ограничивающиеся выявлением отдельных (иногда несущественных) связей и процессов объекта исследования;

- сущностные, определяющие особенности и характер протекания значимых внутренних связей и процессов объекта;

- репродуктивные, характеризующие развитие объекта в прошлом на основании ранее полученных данных;

- продуктивные, прогнозирующие развитие объекта в целом или

отдельных его сторон, свойств, качеств;

- интегральные, исследующие важнейшие внутренние и внешние связи, свойства, отношения объекта исследования.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ