Что такое насилие в школе. Насилие над детьми в школе: как предупредить и уберечь ребенка

Психологическое насилие в школе – миф или реальность?
Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева
В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).
К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.
Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.
В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз – 14,5 % опрошенных, несколько раз – 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 – 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).
Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой – чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.
Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие – сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия – единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.
В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?
Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также – правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку – на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.
Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
угрозы в адрес ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослым обещаний;
однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
. угрозы в адрес ребенка;
. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
. принижение его успехов, унижение его достоинства;
. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
. уступчивость, податливость;
. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
. запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
. брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
. нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Теперь пришло время рассказать о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Насилие над ребёнком - это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно - если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Сексуальное насилие выявить труднее, потому что пострадавшие от него часто неохотно рассказывают о преступлении. Однако правильное информирование детей и грамотное сексуальное воспитание помогают им правильно оценить происходящее и поставить взрослых в известность, чтобы виновный понёс наказание.

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее - даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя - оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнёс эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил её в мусор».

Ученик из Северной Америки

Источник: сайт ООН

Как проявляется психологическое насилие?

Вот несколько способов проявления эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, учитель сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным ученикам.

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем. Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами - особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой - самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно. Если вы сомневаетесь в том, что слушатели верно считывают ваши интонации, возможно, имеет смысл взять несколько занятий по сценической речи или обратиться к психологу.

2. сердитое выражение лица

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциям - они не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют. Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. оскорбления

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» - все эти высказывания далеко не безобидны. А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше - это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. некорректная критика

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому. Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность.

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

5. унижение достоинства

Честь и достоинство есть и у первоклассника. Если не признавать их за ребёнком с ранних лет, это помешает сформироваться здоровой самооценке. Семилетний человек хочет примерно того же, чего и вы - уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации.

Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда. Стыд - разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»). Здоровая соревновательность - это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют. Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

6. сарказм

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания - ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда (см. предыдущий пункт).

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления, ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) - это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз - не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», - это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. В конце концов, вузов много. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. необъективное отношение

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться. Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, что даже неправильная похвала может причинять вред. А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. невнимательность

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее. Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом. В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы - человек, которому можно доверять, а не Пугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.

Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР .

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером - это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. На самом деле такие дети , и уж точно не могут служить примером для «нынешних домашних детей, на которых уже и прикрикнуть нельзя». То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней - чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения - всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.

Как предотвратить?

Общий ответ таков - следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание. Тему педагогического насилия полезно обсудить в классе (или дома, если вы - родитель).

  • Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.
  • Детям, которых дразнят, нужно учиться защищать себя.
  • Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН» , другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН» .

    что делать:

    Зачитайте высказывания о насилии в школах и предложите выполняющим упражнение встать возле знака, отражающего их мнение. Предложите участникам каждой получившейся группы обосновать своё мнение. Самое главное: каждый может перейти под другой знак, если услышит что-то, что заставит его изменить свою точку зрения.

    Профилактика насилия в школе - это не изоляция агрессивных детей и не увольнение учителей, которые применяют насилие. Проблема психологическая, но, несмотря на масштабность, она решаема. Избавиться от нее можно элементарным пониманием психологии детей, решив психологические проблемы таких учеников и учителей.

    В настоящее время есть ответ на вопрос, как бороться с насилием в школах. Раскроем основные причины и, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, покажем, что необходимо делать, чтобы в школах не было насилия.

    Человек может существовать только среди других людей

    Человек - социальная форма жизни. Ребенок может вырасти в развитого и реализованного человека только среди людей. Если младенец по стечению обстоятельств остается вне контакта с людьми, у него не будут появляться мыслеформы, он не сможет говорить, не сможет общаться.

    Ребенок рождается неразвитым, он еще только должен стать человеком - то есть получить определенный уровень развития и воспитания. Поэтому дети могут сформировать только асоциальные группы, совершающие насилие в школах над одноклассниками и даже учителями.

    Очень важно понимать, что значит - развивать ребенка. Неправильная интерпретация приводит к психологическим проблемам у детей, последствием которых и является насилие в школах. Развитие ребенка - это привитие ему качеств, часто противоположных тем, с которыми он рождается, противоположных тому, что есть.

    Дети разные нужны, дети разные важны

    А что «есть», когда рождается младенец? Возможны варианты.

    Существует восемь векторов психики человека, свойства которых не пересекаются между собой - они все различны. И условия для развития им требуются различные. Чтобы правильно развить психику ребенка в соответствии с его врожденными свойствами, необходимо суметь увидеть, с каким набором векторов родился конкретный ребенок.

    Психика не передается по наследству, она не материальна - у нее другие законы. Профилактика насилия в школе начинается с понимания, что большим заблуждением является убеждение - «Как меня воспитывали, так и я буду воспитывать детей». У родителей и детей может быть различная психика - различные желания, различные возможности и врожденные таланты.

    Профилактика и решение проблемы насилия в школе - правильное развитие ребенка, который родился с системным аналитическим мышлением

    Из детей, родившихся с аналитическим мышлением (с анальным вектором), вырастают лучшие сыновья/дочери, лучшие ученики, заботливые папы/мамы, верные мужья/жены, лучшие учителя, мастера своего дела. Это происходит при правильном развитии.

    У них золотые руки, они любят чистоту и порядок - все по полочкам, стопочками, ровненько.

    Перфекционисты. Но от природы они медлительны - качество не терпит суеты. Если их в детстве торопить, перебивать в разговоре, не давать достаточно долго посидеть на горшке, чтобы полностью завершить процесс очищения, - их психика приобретает обратные свойства.

    Именно из этих детей при неправильном развитии вырастают садисты, которые угрожают и всегда приводят свою угрозу физического насилия в действие. В школьные годы они издеваются над детьми помладше, а когда вырастают и становятся учителями - над учениками. Это они виновники большинства случаев насилия в школе.

    Психологическое насилие - это тоже они. Ученики и учителя, которые обесценивают всех и вся, «пачкают грязью». Мстительные, злопамятные, обидчивые.

    Правильное развитие ребенка с логическим мышлением - предупреждение и профилактика насилия в школе

    Дети с логическим мышлением (с кожным вектором) рождены, чтобы в будущем формировать и «держать хребет» государства - организованного кожными людьми устройства общества. Их суть - ограничение себя и других, приоритет жизненного принципа «польза-выгода» в целях сохранения государства. При нормальном развитии это будущие законотворцы и блюстители закона, инженеры, менеджеры, военные.

    Это дети с гибким телом и психикой, очень чувствительной кожей. Если их бить и унижать, то их психика переучивается на обратное и начинает получать удовольствие не от приятных прикосновений и поглаживаний, не от достижения высот в иерархии социальной лестницы, а от боли и унижения. Так формируются мазохистские наклонности, такие дети неосознанно своим поведением провоцируют более старших учеников или учителей на побои и унижения, чтобы получить свою порцию удовольствия. Такие дети в школах нередко становятся жертвами насилия.

    Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство

    Есть еще одна особенность детей с кожным вектором, которая также может их делать потенциальными жертвами насилия со стороны учеников и учителей. У них врожденный «хаптильный рефлекс» - брать себе все, что хочется, даже если это чужое. Это поведение первобытного добытчика, его видовая роль.

    Когда ребенок берет чужое, он еще не вор - он находится в процессе развития. При адекватной реакции на такое поведение и дальнейшем правильном воспитании он разовьется в законопослушного человека. Но в реальной жизни, когда учителя и ученики не понимают истинных причин воровства, кожный ребенок может стать жертвой насилия - как физического, так и психологического. И запускается сценарий, описанный выше: ворует, чтобы спровоцировать получение удовлетворения от боли и унижения. Жертва насилия сформирована.

    Как помочь такому ребенку, системно-векторной психологии уже известно. Не надо спешить определять ученика в детскую колонию или спецшколу. Чувство защищенности и безопасности, отсутствие которого и запускает этот «хаптильный рефлекс», наиболее эффективно может обеспечить только мама. Поэтому ребенка необходимо оставить в привычных домашних условиях, где нужно создать здоровую психологическую обстановку. Заниматься развитием его природных свойств и уделить особое внимание культурному воспитанию.

    Такое поведение - сигнал, что ребенку необходимо дополнительное внимание. Если неадекватно наказывать в школе, требовать наказания от родителей, сдавать в специальные учреждения или проводить показательные репрессивные мероприятия - вырастет вор. Ребенок получит повреждение психики и не сможет развиться в соответствии со своим предназначением.

    Потенциальная жертва насилия в школе - кто он?

    Особого внимания заслуживает насилие в школе над мальчиками со специфической внешностью - похожих на девочек. Это мальчики с кожно-зрительной связкой векторов. Эволюционно им была отведена роль жертв. Они добрые, красивые, стройные, с выразительными, чувственными глазами.

    Эмоциональны, впечатлительны, жалеют птичек и кошечек, любуются цветочками и могут заплакать от сильных впечатлений и эмоций. Такими их делает образный интеллект (зрительный вектор).

    Чтобы кожно-зрительные мальчики не становились жертвами, необходимо с раннего детства развивать их природные таланты - артиста или танцора, музыканта или певца - в коллективе девочек. Только рядом с девочками они чувствуют себя полноценными мальчиками и вырастают людьми с чувством собственного достоинства и без комплексов.

    Вырастить правильно таких мальчиков - это действенная профилактика насилия в школе, так как уменьшается количество потенциальных жертв насилия.

    От жертвы до массового убийцы

    Обладатель абстрактного интеллекта (звукового вектора) - при высокой степени нарушения его психики и задержки развития (от криков родителей и учителей, громких звуков, оскорблений в его адрес) - может стать в школе или одиночкой, изгоем и жертвой, или убийцей. Вовремя распознать такого ученика или учителя - это не только профилактика насилия в школе, это спасение десятков жизней.

    Те же подростки со звуковым вектором становятся первыми в употреблении и распространении наркотиков в школах. Ими движет поиск смысла жизни, желание «выйти за пределы». Не зная иного, они ошибочно пробуют такой путь. Это может оказаться еще одним фактором, вызывающим разного рода насилие.

    При нормальном же развитии ребенок со звуковым вектором может восприниматься одноклассниками и учителями немного странным, чуть более замкнутым, отстраненным, рассеянным. Но жертвой он не станет.

    Врожденный интеллектуальный потенциал позволяет ему хорошо учиться. К тому же звуковые дети нередко увлечены компьютерами, хорошо разбираются в программировании, компьютерных играх, что делает их привлекательными для сверстников.

    Насилие в школах: что делать

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет решить все психологические проблемы. В том числе те, что приводят к насилию в школах. Как было показано выше, базовой причиной насилия в школах является всеобщая психологическая безграмотность - незнание своей психики, психики своих детей, психики учителей.

    Ложные установки последних десятилетий: «надо любить себя», «самое важное в жизни - уметь расслабляться», - привели к массовой дезориентации в вопросах социализации, в умении общаться и жить среди других людей. К развитию всевозможных психопатологий. К развитию лености ума: нежеланию изменять жизнь - свою, своих детей, общества.

    Профилактика психопатологий в обществе - личная ответственность каждого человека.

    1. Ребенок должен получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Только это позволит развиться в достаточной мере его природным свойствам. Профилактика насилия и агрессии - личная ответственность родителей, в их силах создание условий для гармоничного воспитания детей.
    2. Чем раньше ребенок начнет получать опыт общения в детском коллективе, тем более приспособленным к общению с людьми он вырастет. В профилактике насилия и агрессии ранняя социализация является одним из важнейших и необходимых условий развития. Когда дети попадают в детский коллектив - садик, школу, спортивную секцию, детский оздоровительный лагерь - они начинают ранжироваться в соответствии с природными свойствами, учатся взаимодействовать, отстаивать свое место в коллективе, считаться друг с другом. Возникает непроизвольное внутреннее ощущение: человек «чует», как позволительно вести себя с другими без ущерба для себя. Чует, кто слабее, а от кого лучше держаться подальше.
    3. Важным условием формирования любого детского коллектива является соблюдение природной иерархии - когда в классе присутствуют дети с различными типами психики, находящимися в определенном природном соотношении. Идеально, когда в классе есть ученик с уретральным вектором - природный вождь, который способен объединить детский коллектив вокруг себя, а не на базе неприязни к жертве.
    4. Каждый ребенок с детства должен иметь опыт ощущения радости жизни, опыт получения наслаждения от прикладываемых усилий при достижении желаемого. Каждый стремится делать то, что приносит ему чувство удовлетворения, чувство наслаждения. Только тогда он будет способен реализовать себя в обществе.
    5. Соблюдение принципа «не выделяться». Обычно жертвами насилия становятся дети, которые чем-либо выделяются среди других - одеждой, именем, социальным положением, внешним видом. Родителям надо осознанно относиться к выбору имени для своего ребенка. Профилактика насилия - это осознанное отношение ко всему, что может провоцировать насилие.

    Воспитание счастливого человека

    Более подробную информацию о воспитании и профилактике насилия в школе можно получить на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»


    Раздел:

    9 Мар, 2018