Значение слова «революция. Что такое революция Что такое рево

революция

(лат. revolutio - переворот) - качественное преобразование общественной жизни, способ прогрессивного социального развития, переходный этап1 от одного уровня развития к другому. P. - основное понятие в историческом материализме, посредством которого исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Тип социальной Р. определяется характером противоречий, сложившихся в экономической, политической, идеологической сферах общества, спецификой классовой борьбы. Экономической основой Р. является противоречие способа производства материальных благ между производительными силами и производственными отношениями. В процессе Р. разрушаются господствующие производственные отношения, тормозящие развитие общества, и создаются новые производственные отношения, соответствующие характеру утверждающихся производительных сил, возникают новые классы и классовые отношения. Тип социальной Р. определяется характером устанавливающихся производственных отношений. Таким образом, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая социальные Р. В процессе Р. (кроме социалистической) изменялся характер частной собственности, в социалистической Р. частная собственность упраздняется, устанавливается общественная собственность, на основе которой существенно перестраиваются социальная структура общества и общественные отношения, уничтожаются классовый антагонизм и его основа - классовая эксплуатация. Социалистической Р. завершается этап антагонистического развития общества, коммунистическая формация создается в сознательной планомерной деятельности людей. В социальных Р. разрешаются не только экономические противоречия, но и противоречия во всех областях общественной жизни как внутри государства, так и между государствами, Чем более развиты общественные отношения, тем более широкие социальные слои принимают участие в революционных движениях. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными классами (носителями новых, прогрессивных отношений) и реакционными социально-политическими силами. Р. осуществляются как мирными, так и насильственными способами (вооруженное восстание, гражданская война) . Основным признаком любой Р. является вопрос о государственной власти, которая становится основным инструментом социальных преобразований. В ходе пролетарской Р. устанавливается государство диктатуры пролетариата, его целью является построение коммунистического бесклассового общества, в котором социальные эволюции перестанут быть, по словам Маркса, политическими Р. Социальное содержание, тип, историческое значение социальной Р. определяются разрешаемыми экономическими противоречиями, классовой природой ее движущих сил, формами их организации (наличие политической партии, программы преобразований), характером установленной власти.

социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция - ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.-Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, «снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.

Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца.

В марксистской концепции исторического процесса революции - этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.

Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти - коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.

В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.

Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них - теория «относительной депривации» Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого» по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».

Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)

Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.

Словарь Ушакова

Революция

револю ция , революции, жен. (лат. revolutio - переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу. Великая пролетарская революция. «...Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан...» Ленин . «Коренной вопрос о революции есть вопрос о власти...» Ленин . «Октябрьская революция уничтожила частную собственность на землю, уничтожила куплю-продажу земли, установила национализацию земли.» Сталин . «...Революция, смена одного общественного строя другим, всегда была борьбой, борьбой мучительной и жестокой, борьбой на жизнь и смерть.» Сталин . «Революция всегда, всегда молода и готова.» Маяковский . «Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.» Сталин . Международная революция.

| перен. Коренной переворот в какой-нибудь области знания, искусства. Революция в театре. Это открытие произвело революцию в технике. Культурная революция.

Политическая наука: Словарь-справочник

Революция

(от позднелат. revolutio поворот, переворот)

глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Революция

(от франц. revolution , от лат. revolutio - переворот, поворот) - коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии природы, познании, обществе; научная революция - изменение основ мировоззрения, появление новой парадигмы, появление нового уровня мышления. Противоположность - эволюция.

Альтернативная культура. Энциклопедия

Революция

(от лат. revolutio )

1) медленное вращение, кружение, незаметный сдвиг;

2) восстание против существующего порядка вещей с целью радикального изменения либо уничтожения статус-кво. При кажущейся противоположности оба эти процесса составляют парадоксальную двойственную суть Р.

Восстание не может быть перманентным. Р. или подавляют, или она побеждает, так или иначе, она завершается очень быстро - в одном случае реакцией, в другом своей противоположностью - диктатурой той политической силы, которая возглавляла восстание.

Роман основателя французского «нового романа» Алена Роб-Грийе «Проект революции в Нью-Йорке» (1970) представляет собой блестящее художественное исследование Р. в обоих смыслах.

«С помощью трех метафорических деяний - изнасилования, убийства и поджога - негры, нищие, пролетарии и трудящиеся интеллектуалы будут освобождены от цепей рабства, а буржуазия избавится от своих сексуальных комплексов.

Буржуазия тоже будет освобождена?

Естественно. Причем без массовых жертвоприношений...» (пер. с франц. Е. Мурашкинцевой).

Любопытно, что сходная риторика присутствует и в манифесте леттристов (1953) - радикального французского движения, которое позже переросло в знаменитый «Си- туационистский Интернационал», сыгравший ключевую роль в событиях 1968 года: «Растление несовершеннолетних и наркомания - это лишь часть наших усилий, направленных на преображение пустоты бытия ».

Все повествование Роб-Грийе построено на подробном повторяющемся описании нескольких сцен, нескольких эпизодов, среди которых - и моменты жесточайшегонасилия. Однако ракурс авторского, а значит, и читательского взгляда на эти ситуации постоянно и чуть заметно, на йоту, смещается. Сюжет буквально тонет в этих описаниях, ритмично выстроенных, как следствие, читательское внимание постоянно напряжено, благодаря чему создается своеобразный эффект постоянной бдительности, словно в ночь перед решающим выступлением. Одна из важнейших идей, которая хорошо вчитывается в роман и подтверждена всем ходом 1960-х годов, замыкаемых текстом Роб-Грийе: Р. - это постоянное движение, смещение существующего порядка вещей, еще более медленное, чем воспетая буржуазными прогрессистами эволюция; однако именно это тихое, малозаметное вращение-возвращение чревато одномоментными, спонтанными, абсолютно непредсказуемыми и безумными - сюрреалистическими - разрывами, надломами реальности. Мотив бунта, ниспровержения, альтернативного порядка постоянно «револирует», изменяясь и накапливаясь в умах по крупицам, возвращается через долгие периоды с несколько измененной терминологией, структурой, с опорой на иные движущие силы. Р. превращается в многоактный спектакль, проходящий без видимых, социальных, экономических либо политических причин, вне целесообразности,захвата собственности и «массовых жертвоприношений». Здесь достаточно лишь быть реалистом, требуя невозможного, а власть отдавать не пролетариату либо буржуазии, но эфемерной, почитаемой лишь поэтами субстанции - воображению.

Очевидно, Р. пребудет вечно - ибо вечно возвращается, тихо и взрывоопасно, по энциклопедическому кругу и по раскаленному отрезку, постоянно продуцирующая смыслы - и абсолютно бессмысленная.

Словарь антонимов русского языка

Революция

контрреволюция

Гаспаров. Записи и выписки

Революция

♦ Мясник сказал Щепкину в 1848: "Что это, батюшка М. С., какие беспорядки везде? то ли дело у нас! мирно, смирно, а прикажи только нам государь Н. П., так мы такую революцию устроим, что чудо!" (РСт 60, 1888, 443)

♦ Ковалевский, из попечителей став министром народного просвещения, на трех своих же ходатайствах написал: отказать (Белоголовый).

♦ Притоны За два дня до Февраля у Керенского собрались товарищи и согласились, что революция в России никак не возможна (Палеолог, 422).

Притоны "Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых один день не покормили" (Авторханов, ВИ 1992, 11/12, 105).

Притоны Афиша: "Кино французской и советской новой волны; весь доход от фестиваля пойдет на уличную съемку первого фильма о будущей революции".

А. Э. Хаусмен. РЕВОЛЮЦИЯ. (Last poems, 1922).

Ямб и рифмы не сохранены.

Катится на запад черная ночь.

Лучащееся знамя вскидывает восток.

Призраки и мороки страшных снов

Золотым потопом захлестывает день.

Скользит над мирам туда, за океан,

Свернутая в конус вечная тьма,

Дурацкий колпак, задевающий луну.

Смотри: вот солнце вздыбилось над головой;

Слушай: к полдню гремят колокола;

И мрак по другую сторону земли

Миновал надир и всползает ввысь.

♦ Запись Ф. Вермеля о перестрелке в Москве в декабре 1905: "как будто ковры выколачивают".

♦ "У нас не может быть революции ради идеи, а только во имя лица" (Вяз., Зап. кн., 84).

♦ Каменную старуху Веру Фигнер робко спросили: "А если бы вам удалось победить - что тогда?" Она ответила: "Созвали бы земский собор, учредительное собрание, оно приняло бы конституцию - убогую, скаредную, мещанскую; и мы бы поклонились и отошли прочь, потому что это и была бы народная воля". Щедрин, отвечая благодарностью на известную аллегорическую картинку, поднесенную студентами к юбилею, писал: "Только вот на горизонте у вас просвет виднеется; я понимаю, что это по жанру так положено, но мы-то с вами знаем, что на самом деле никакого просвета нет". Если не помнить об этом чувстве обреченности, нельзя понять русскую революцию.

♦ В "Лит. учебе" была статья о том, что Николай II был прав даже в 1914 г., потому что для искупления Россия нуждалась в войне. "Может быть, и в революции?" Пожалуй, но чтобы во главе ее были истинно православные. "А, это как в Иране".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Революция

Революция

♦ Révolution

Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и социалистическая революция в России 1917 года. Оснований для той и другой было достаточно, ужасов в ходе той и другой было тоже достаточно. Но есть и весьма существенное отличие. Результаты первой так и не были, по большому счету, пересмотрены (Наполеон в такой же мере способствовал их закреплению, как и их отмене), тогда как вторая в конце концов завершилась установлением недоразвитого капитализма в гораздо более дикой и мафиозной форме по сравнению с нашим. Очевидно, дело в том, что изменить государственное устройство все-таки проще, чем общественное (феодализм в основном успел благополучно скончаться еще до 1789 года), а написать новые законы легче, чем создать новую человеческую общность. Чиновники в конечном итоге всегда подчиняются власти, а вот экономика и люди – нет.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Революция

1) Коренной переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества, осуществляемый насильственным путем;

2) коренной переворот, глубокие качественные изменения в области знаний, в технике, искусстве и т.п.;

3) филос. скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития.

учен.лат. revolutio «астр. вращение, возвращение небесного тела на прежнее место», от лат. revolutio «круговорот; откатывание».

С начала XVIII в. слово функционирует в научном языке в значении «движение планеты вокруг своей оси» (КДРС; Ср.: Бирж., 391), напр.: «Далее необычно распространятися климатам, ибо в последующих местах прибывает должащий день не часами, но целыми днями или революциями дневными» (Геогр. Ген. 406. 1710; цит. по КДРС). Употреблялось до конца XVIII в. (Веселитский, 1968).

В конце первого десятилетия XVIII в. из фр. révolution «переворот, перемена» (Бирж., 391) или польск. rewolucja (Смирн., 254) проникает политический термин революция.

Впервые фиксируется в Сл.Яновск. (III, 516-517). В конце XVIII – начале XIX в. уже отмечаются первые употребления слова революция в общем смысле «коренной переворот в какой-л. области знания» (Веселитский, 1964, 136). Фиксируется в Нов. Словот. 1885 (112).

Революционный . Заимств. из фр. révolutionnaire «революционный» или через нем. revolutionär в конце XVIII – начале XIX вв. Переоформлено при помощи суф. -онн- (CA 1847, IV, 60).

Революционер . Заимств. из фр. révolutionnaire «революционер» в середине ХIХ в. Фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 79).

Революционно . Образовано от основы прил. суффиксом -о (БАС, XII, 1097).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Революция

И, ж.

1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти.

* Великая французская революция. *

2. Переворот в какой-н. области, ведущий к коренному преобразованию.

* Революция в биологии. *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Революция

♦ (ENG revolution)

(лат. revolutio - переворот)

радикальное изменение в политическом смысле, часто подразумевающее свержение существующего правительства. В различные моменты истории христиане были вовлечены в революционные движения, обосновывая свои действия теологически и этически.

Тезаурус русской деловой лексики

Революция

Syn: переворот

Энциклопедический словарь

Революция

(от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Словарь Ожегова

РЕВОЛЮ ЦИЯ, и, ж.

1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. Буржуазная р. (свергающая феодальный строй и устанавливающая власть буржуазии). Великая французская р. (17891794 гг.).

2. Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. Научно-техническая р.

| прил. революционный, ая, ое (к 1 знач.). Революционные годы. Революционное правительство. Р. переворот.

Словарь Ефремовой

Революция

  1. ж. Быстрое и глубокое изменение основных устоев политического, социального и культурного порядка, произведенное с преодолением сопротивления целых общественных групп.
  2. ж. Глубокое качественное преобразование в какой-л. области, ведущее к коренному обновлению и усовершенствованию чего-л. (противоп.: эволюция).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Революция

(от лат. revolutio - движение, обращение, круговращение) - в таком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинение Коперника об обращении небесных тел носит название "De revolutionibus orbium caelestium". В политике и истории - первоначально во Франции, потом повсеместно - это слово приняло совершенно иной смысл, в особенности со времени французской Р. 1789 г., хотя употреблялось и задолго до нее (напр. у Монтескье: "во Франции Р. совершаются каждое десятилетие"). Им обозначается полный и притом если не внезапный, то по крайней мере весьма быстрый переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. Последнее, однако, не признается безусловно необходимым; так, переворот в Англии, совершившийся в 1688 г., признается всеми за Р., хотя он не сопровождался кровопролитием. Р. в собственном смысле слова происходит всегда вследствие движения, охватившего широкие круги народа, и состоит в том, что политическая власть переходит из рук одного общественного класса в руки другого. Революцией можно считать и захват власти несколькими лицами или одним лицом (так наз. государственный переворот), если он влечет за собой решительную перемену в правительственной системе и в общественных отношениях; таким был, напр., государственный переворот, произведенный Наполеоном III. Так назыв. дворцовые Р. - т. е. захват власти каким-либо высокопоставленным лицом, отнимающим ее от другого лица при помощи интриги или заговора лиц, принадлежащих к правящему классу, - не составляет Р. в точном смысле этого слова. Как бы быстра и внезапна, по-видимому, ни была Р., в действительности она всегда подготовляется десятилетиями, даже столетиями, и совершается только тогда, когда государственные формы не изменяются в соответствии с изменением экономических и иных общественных отношений и вновь усилившиеся общественные классы не пользуются правами, соответственными его положению. Революции противоположна эволюция, т. е. процесс постепенного общественного развития, в котором права развиваются параллельно с отношениями. По аналогии революцией называют иногда всякий крупный общественный переворот, хотя бы совершившийся без внезапного взрыва, без кровавой борьбы, без быстрой смены правительства; так, Тойнби (см. "Industrial revolution in England", русский перевод, M. 1898) говорит о развитии Англии в XVIII-XIX в. как о "промышленной Р.", хотя все общественные изменения происходили медленно и постепенно. Очень часто говорят также о Р. в идеях, в умах, в литературе, в науке (Дарвин произвел Р. в биологии, Кант - Р. в философии и т. п.).

В. В-в.

Предложения со словом «революция»

Но объективная тенденция была такова, что социальная база социалистической революции все больше расширялась.

Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи выдвинул инициативу, согласованную с генеральным секретарем ООН и арабскими столицами, которая предусматривает создание специального лагеря для арабских пленных под эгидой ООН, а в дальнейшем депортацию их на родину и предание суду тех, кто замешан в террористической деятельности и совершил военные преступления.

Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространённой ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции.

На наш взгляд, устройство имело все шансы совершить небольшую революцию на рынке маленьких, портативных лэптопов.

Вера, как и любовь, становится причиной войн, этнических чисток, демократических революций и экономических чудес.

Он опускается естественно и органично, как и должен после революции приходить в норму рейтинг победителя.

Не болит душа за сохранность природы у тех, кто работает в ставропольском колхозе имени Октябрьской революции это в Кочубеевском районе

На второй год революции он уже состоял в партии большевиков.

После Февральской революции 1917 г. Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству.

Власти нужно было испугаться всерьез, для чего понадобились несчастная японская война и спровоцированная ею революция , чтобы наконец прислушаться к голосу здравого смысла.


Словари русского языка

Слово «революция» пережило в России любопытные метаморфозы. По его употреблению и отношению к стоящему за ним понятию можно смело изучать историю страны последних ста лет. На протяжении семидесяти с лишним лет советской власти революция не просто была окружена почетом и уважением: ей приписывали поистине сакральный смысл. Большевистская революция подавалась как начало новой эры человечества. Что-то вроде явления в мир нового Христа – Ленина – с большевистскими вождями в роли апостолов и коммунистической партией в качестве новой церкви. Продолжая этот ряд, «построение коммунизма» виделось вторым пришествием Христа – воцарением на земле коммунистической утопии.

Для доказательства плодотворности и величия революции приводились достижения советской истории: создание мощной индустриальной базы и передовой науки, формирование советской модели общества массового потребления и социального государства, космические полеты и спортивные победы, внешнеполитическая экспансия и культурное влияние, и главное – победа в Великой Отечественной войне.

Подразумевалось или прямо утверждалось, что, если бы не козни внешнего врага в лице Соединенных Штатов, коммунистическое царство любви и справедливости распространилось бы на весь мир. Еще чуть-чуть, еще усилие, – призывала советская пропаганда, – и «западный дьявол» будет посрамлен, а коммунистический Христос «в белом венчике из роз» очистительной бурей пронесется над всей планетой.

Однако титаническая борьба Добра со Злом была проиграна. Ересь и измена свили гнездо в самом сердце большевистского Грааля. Интересы взяли верх над идеалами, сверкающая коммунистическая мечта рухнула.

Со второй половины 1980-х гг. идея революции подвергалась все нараставшему валу критики, а отношение к ней в официальной пропаганде развернулось буквально на 180 градусов. Любая революция, а большевистская в особенности, освещалась как исключительно негативный процесс. Акцент делался на жертвах и страданиях, в то время как достижения и победы советской эпохи подверглись капитальной ревизии.

Утверждалось, что все, чего добились Советы, можно было достичь без массовых жертв, чудовищных потерь и грандиозных преступлений, а война с нацистской Германией (да и сам нацизм тоже) вообще не случилась бы, кабы осенью 1917 г. к власти в России не пришли большевики.

Буквально, по Александру Галичу, «оказался наш Отец не отцом, а сукою». Вместо пути в небесный град большевистская революция оказалась вымощенной благими намерениями дорогой в ад на земле.

Два измерения революции

Парадокс в том, что обе эти точки зрения резонны и имеют веские основания. Революции суть диалектическое противоречие. Да, они «локомотивы истории», и в этом старина Маркс был абсолютно прав. Но вместе с тем любая революция – это Молох, и она пожирает не только своих детей (примечательно, что Дантон обронил фразу, позже ставшую крылатой, перед собственной казнью), но также невинных и невиновных.

Без Великой французской революции идеи демократии и республиканизма, лаицизма и политической нации вряд ли возобладали бы в мире. Без Великой русской революции 1917 г. практики социального государства и общества всеобщего благоденствия имели бы гораздо меньше шансов осуществиться. (Характерно, что именно после краха советского социализма, по распространенным оценкам, начался ползучий демонтаж социального государства, в том числе и на Западе.) Без «красной» китайской революции эта древняя азиатская страна, возможно, влачила бы сейчас жалкое существование, а не претендовала на мировое экономическое лидерство.

В целом без этих и других, не столь известных, революций современного мира попросту не было бы. Но и востребованная революциями плата за созидание современности оказалась баснословно высокой. Зловещей метафорой цены революционных преобразований стали пирамиды из человеческих черепов, сооруженные «красными кхмерами» в Кампучии. Вспомните знаменитое полотно живописца Василия Верещагина «Апофеоз войны». А теперь представьте не всего лишь одну гору черепов, как на этой картине, а множество подобных пирамид, зловеще белеющих сквозь зеленые заросли джунглей.

Может ли плата человечества за прогресс быть не столь высокой? Вероятно. Но, чтобы дело не доходило до кровавых революций, необходимо, дабы властвующие элиты своевременно и в адекватных формах разрешали накапливающиеся противоречия, которые, собственно, и приводят к революциям. А вот это допущение, как понимает читатель, уже не реалистично. По крайней мере во всемирно-историческом масштабе.

Люди, даже неглупые, учатся скорее на собственных ошибках, нежели на чужом опыте. Британский правящий класс приводится в пример за способность посредством компромиссов и социального реформизма избегать социальных и политических потрясений. Но сдается, дело тут не столько в якобы врожденном common sense англосаксов, сколько в их умении извлекать уроки из собственного опыта. В данном случае – из Английской революции середины XVII в., когда «железнобокие» Оливера Кромвеля показали себя достойными предтечами большевистских комиссаров.

У российского читателя слово «революция» наверняка ассоциируется с большевистским переворотом октября 1917 г. и последовавшей за ним кровавой вакханалией Гражданской войны и «социалистических преобразований». Однако миллионные жертвы и массовое насилие вовсе не обязательный атрибут революции. В мире происходило и происходит немало бескровных революций. Более того, для революций последних двух-трех десятилетий вообще характерна минимизация насилия.

«Раскассирование» Советского Союза в августе – декабре 1991 г., грузинская «революция роз» в 2003 г., два революционных переворота (2005 г. и 2010 г.) в Киргизии, проходившая в два этапа (2004 г. и рубеж 2013–2014 гг.) национально-демократическая революция на Украине, в России обычно именуемая Майданом, «арабская весна» 2011–2012 гг. – все это самые настоящие революции. И хотя порою они сопровождались беспорядками, насилием и жертвами, на фоне «модельных» революций вроде Октябрьской или Великой французской современные революции выглядят вегетарианскими.

При этом сразу же подчеркну, что война в Донбассе в 2014–2016 гг. не есть неизбежное следствие победы Майдана, и уж совершенно точно она не могла бы зайти столь далеко без активного внешнего участия. (Вопрос, почему иные революции оказываются кровавыми, а иные – бескровными, будет рассмотрен дальше.)

И все-таки даже ненасильственные и бескровные революции разрушают сложившийся порядок вещей и ведут к хаотизации – более или менее продолжительной – общества и хозяйственной жизни. Даже самые либеральные и демократические по своим лозунгам и намерениям революции неизбежно влекут за собой серьезные экономические кризисы, а то и катастрофы.

Порою потеря темпа способна обернуться выигрышем качества экономического роста. Но слишком часто постреволюционные страны оказываются в ловушке экономического хаоса и слабости новых институтов, из которой приходится выкарабкиваться десятилетиями.

И это наблюдение, естественно, приводит к сакраментальному вопросу: а не лучше ли вообще обойтись без революций? Увы, ответ будет тем же, что и несколькими абзацами выше: если бы правящие элиты могли вовремя и удачно развязывать зреющие клубки противоречий, то революции не имели бы шансов осуществиться.По словам выдающегося российского реформатора начала XX в. Сергея Витте, «все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности. Они происходят потому, что правительства остаются глухи к народным нуждам».

Но, прежде чем начать разбираться в том, каковы причины революций и что делает их в некоторых ситуациях неизбежными, следует определить, какие именно события и процессы могут быть названы революцией.

Революция: слово и понятие

Позднелатинское revolutio произошло от глагола revolvere , означавшего «возвращаться», «превращаться», «откатываться». То есть термин revolutio первоначально означал циклическое движение, возвращение к первоначальной точке, на круги своя. Именно в этом смысле он использовался в названии знаменитого трактата Николая Коперника De revolutionibus orbium coelestium («О вращениях небесных сфер») 1543 г.

Аналогично – для обозначения круговорота политических форм – термин «революция» применялся и в общественно-политической жизни. Итальянцы словом rivoluzioni называли чередование аристократических группировок у власти. В частности, флорентийцы так именовали мятежи 1494 г., 1512 г. и 1527 г., восстановившие во Флоренции прежние политические порядки.

Во Франции словом révolution было названо возвращение короля Генриха IV в католичество 25 июля 1593 г. В Англии revolution стало восстановление монархии в 1660 г. Роялисты приветствовали возвращение Карла II словами «Да здравствует революция!». В то время как предшествующее двадцатилетие, известное нам под именем «Великой английской революции» или «Английской буржуазной революции», современники называли мятежом и гражданской войной.

Так или иначе, до XVII в. включительно революции означали изменение политического строя в рамках широко взятой традиции . Как правило, традиция подразумевала монархию, религию и обычаи (социальный порядок). Характерно, что даже радикальный лидер пуританской революции Оливер Кромвель, при котором был казнен король и провозглашена республика, выступал в защиту традиционного социального порядка – «разрядов и чинов, которыми Англия славилась веками… Дворянин, джентльмен, йомен; их достоинства, они важны для нации, и в величайшей степени!».

Другими словами, то были политические, а не социальные революции. Они не посягали на масштабные социальные изменения, не говоря уже о кардинальном разрыве с прошлым и противопоставлении ему. Более того, в понимании самих революционеров цель перемен состояла именно в возвращении к некоему исконному «правильному» положению дел. Хотя они пускали стрелы из лука вперед, голова их при этом была обернута назад.

Понимание революции решительно переменилось в XVIII в., что и зафиксировала идеология Великой французской революции. Отныне революционеры не чувствовали себя связанными религией, монархией, обычаями. Более того, в воинствующей манере они отвергали эти фундаментальные основания старого мира, провозглашая окончательный и бесповоротный разрыв с ним, и заявляли о радикально новом этапе человеческой истории.

Понимание революции как социального катаклизма было подхвачено марксистской традицией и окончательно закрепилось в ней после Великой русской революции 1917 г. И живо до сего времени. Причем не только среди выживающих из ума профессоров-марксистов, но и среди массы «русских людей старого поколения», то есть тех, кто прошел социализацию в советскую эпоху. Вот они как раз считают, что революция – это непременно смена политического и социально-экономического строя, причем сопровождающаяся потоками крови, насилием и разрухой. Все остальное для них не революция.

Парадоксальным образом эта квазимарксистская трактовка активно поддерживается и развивается современной российской пропагандой. И понятно почему. Если вы подаете революцию как кровавую вакханалию с тотальным переделом собственности, то лучшего способа демонизировать саму идею революции как способа перемен и запугать ею общество просто не существует.

Однако грандиозный масштаб и глубина социальных перемен характерны в первую очередь для так называемых «великих» революций, открывавших переход от одной социоэкономической системы к другой и вызывавших всемирную динамику. А таких революций в мире было только две: Великая французская и Великая русская 1917 г. (Иногда к великим относят и Китайскую революцию 1949 г.) Вот они действительно оказались кровавыми.

Однако даже в те далекие времена не все революции были кровавыми. А в современном мире они, как правило, мирные. Даже распад Советского Союза и переход страны в новое политическое и социоэкономическое качество – а то была беспримесная революция большой социальной и политической глубины – прошли относительно бескровно. Хотя и небезболезненно. Впрочем, переход этот в России не завершился и до сей поры.

Современная социальная наука, определяя революцию, оперирует понятиями, достаточно широкими для включения всех типов революций, а не только великих. При этом смысловое ядро различных академических определений более-менее совпадает, и вряд ли оно вообще менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Достаточно сравнить несколько определений. Революция – это «вызванная использованием силы смена правительства и/или режима и/или изменение в обществе» . «В самом общем смысле слова революция – это попытка радикального изменения системы правления. Она часто связана с нарушением существующих конституционных установлений и использованием силы».

И, наконец, два концептуально близких и хронологически самых свежих определения корифея революционоведения Джека Голдстоуна. Формулировка 2001 г.: «Это попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной мобилизацией масс и такими неинституционализированными действиями, которые подрывают существующую власть». И формулировка 2013 г.: «Революция – это насильственное свержение власти, осуществляемое посредством массовой мобилизации (военной, гражданской или той и другой, вместе взятых) во имя социальной справедливости и создания новых политических институтов».

В определениях нет ни намека на цену революций, масштаб и глубину революционных преобразований, результаты революций. Говорится лишь о насильственном свержении власти посредством массовой мобилизации. В этом смысле революции последних двадцати лет ничуть не менее революционны, чем великие революционные трансформации.

Насильственное свержение власти указывает, что революция и легитимность – это антиподы. Революция как раз разрывает со всей предшествующей легитимностью и стремится утвердить новую. Поэтому ламентации на нелегитимный характер революции столь же жалки и нелепы, что и жалобы на приход зимы.

Ради чего свергается власть? Все революции совершаются во имя справедливости. Но вот что именно понимается под справедливостью и способность ее достичь остаются открытыми вопросами. Лично моя позиция в данном случае может быть выражена фразой из «Мастера и Маргариты»: царство справедливости «никогда не настанет».

Однако исторический опыт и вольтерьянский скепсис периодически пасуют перед смутным, но подлинным, а потому сильным стремлением людей прорваться в царство любви и истины. В любой революционной идеологии справедливости принадлежит ведущая роль: эта идея составляет мифологическое и моральное ядро всякой революционной доктрины.

Ну, а что касается новых политических институтов, которые по замыслу революционеров должны обеспечить справедливость, то их формирование и успешное функционирование – еще один большой открытый вопрос.

Однако – и это очень важно понимать – вне зависимости от того, скромны революционные цели или грандиозны, достигнуты они или нет, это никак не отменяет право события/процесса называться революцией.

В дальнейшем, говоря о революции, я буду опираться на определение Голдстоуна. Его важное достоинство помимо ясности и лаконизма также в том, что оно позволяет отсечь от революции события и процессы, которые часто смешиваются с революцией, но революцией сами по себе не являются. Хотя могут порою выступать ее составными частями.

Не революции

В данном случае речь идет об общественных и реформаторских движениях, государственных переворотах и гражданских войнах. При определенных условиях они могут привести к революциям, что, однако, не предопределено.

Общественные движения суть массовая мобилизация в интересах отдельных групп или конкретных целей. Движения за права человека, против расовой дискриминации, за права геев – классические примеры. Понятно, что у таких движений мизерные шансы перерастания в революцию.

Зато реформаторские движения обладают в этом отношении несравненно большим потенциалом. «Реформаторские движения открыто выступают за изменение существующих государственных институтов, принятие новых законов, направленных на борьбу с коррупцией, расширение избирательных прав или более широкую автономию отдельных регионов. Однако своих целей они достигают не посредством свержения существующей власти, а с помощью законных методов, добиваясь своего в судах или через избирательные кампании, проводя новые законы или внося поправки в конституцию». Не правда ли, один к одному может быть наложено на чаяния и планы либерально-демократической оппозиции в России?

Однако вот что пишет Голдстоун дальше: «Революционными такие движения становятся лишь тогда, когда власть сопротивляется разумным переменам или медлит с ними и преследует реформаторов». Здесь обращает на себя внимание следующее: к революциям ведут не действия реформаторских движений, а глупое упрямство и наглость властей.

Чаще всего законопослушные реформаторы преображаются в пламенных революционеров, когда власть пытается украсть у них результаты выборов, что вызывает массовое возмущение. И это понятно: если власть не оставляет шансов на легальное эволюционное изменение ситуации, то даже законопослушные люди начинают невольно радикализироваться. И эта теоретическая выкладка как нельзя лучше объясняет возникновение массовых протестов в России на рубеже 2011 и 2012 гг.

В отличие от движений, обеспечивающих массовую мобилизацию, но зато не нацеленных на свержение власти, государственные перевороты направлены на ее свержение, но не сопровождаются массовой мобилизацией. В то же время, аналогично движениям, перевороты могут привести к революциям, «если лидеры переворотов или их сторонники выдвигают идеи преобразования общества на новых началах справедливости и общественного порядка, принимаются за мобилизацию масс, чтобы обеспечить поддержку своих идей, а затем воплощают свой замысел в новых институтах».

Гражданские войны, возникающие вследствие внутренних конфликтов, могут порою привести к революциям. Но и некоторые революции вызывали гражданские войны.

И, наконец, шуточная эпиграмма Самуила Маршака (перевод с английского) «Мятеж не может кончиться удачей, – В противном случае его зовут иначе» оказывается важным положением теории революций. «Любая попытка совершить революцию, – пишет Голдстоун, – есть по определению мятеж, поэтому мятежами часто называют усилия, направленные на свержение режима, но не завершившиеся успехом». Правда, противоположная мысль неверна: далеко не всякий успешный мятеж носит революционный характер: свержение власти не влечет автоматически институциональную ломку.

Итак, революция как процесс должна непременно включать в себя все четыре элемента : насильственное свержение власти, массовую мобилизацию, идею социальной справедливости, создание новых институтов. События, не обладающие подобной полнотой – движения, перевороты, гражданские войны, – не революции. Однако некоторые из них при определенных условиях могут перерасти в революции. Также они могут оказаться составными частями революционного процесса.

Типология революций

Революции не одинаковы по своим целям, масштабам, глубине, влиянию и последствиям. Что с необходимостью влечет за собой необходимость их классификации.

Деления на «великие» и «ординарные» революции в данном случае явно недостаточно. Французская и русская революции, сформировавшие для отечественного читателя представление о революции вообще, возвышаются двумя одинокими пиками. Однако судить по этим вершинным проявлениям о революциях – все равно что судить о шоферском деле по пилотам «Формулы-1».

Да и сами две эти революции укладываются в общий тип «социальных революций», предполагавших смену социальной гегемонии и массированное перераспределение собственности и национального богатства. Что, по понятным причинам, вызывало сильное сопротивление и требовало консолидированной, даже диктаторской власти. К «социальным революциям» помимо французской и русской также относятся мексиканская (1910–1917 гг.), китайская коммунистическая (1949 г.), кубинская (1959 г.), эфиопская (1974 г.), исламская иранская (1979 г.).

Еще один распространенный тип революций – «антиколониальные революции». Их содержание составило восстание против иностранных государств, контролирующих ту или иную территорию, и создание нового независимого государства. Эти революции радикально изменили политическую карту мира, начиная с середины XX века.

Однако мало кто задумывается, что первой антиколониальной революцией в действительности была Американская война за независимость (1775–1783 гг.) – борьба 13 североамериканских колоний за свою независимость от Великобритании. Кстати, в американской историографии это событие так и называется: «Американская революционная война» или «Американская революция». К нему еще можно добавить Гражданскую войну в США 1861–1865 гг., имевшую, по мнению ряда ученых, важные черты буржуазной революции.

Так что у США немалый революционный опыт. Еще важнее, что американская революция и гражданская война привели в конечном счете к формированию эффективной государственной системы, динамичной экономики и ориентированного на успех общества. Однако в том, что касается последствий революции, США скорее стоят обиняком. Да и в любом случае на каждую революцию с общим позитивным результатом приходится дюжина революций с негативным исходом.

Третий тип революций – «демократизирующие». Он в нашем случае наиболее важен и заслуживает того, чтобы целиком привести пространную и содержательную характеристику Голдстоуна. Эти революции «нацелены на свержение авторитарного режима – коррумпированного, неэффективного и нелегитимного – и замену его более вменяемым и представительным правлением. Они не мобилизуют своих сторонников, взывая к классовым антагонизмам (крестьяне против землевладельцев, рабочие против капиталистов), но заручаются поддержкой всего общества. Демократизирующие революции могут начаться с избирательной кампании или с протестов против мошенничества на выборах. В них отсутствует идеологическая страсть, присущая революциям, вожди которых считают себя творцами нового общественного строя или нового государства. Поэтому они обычно носят ненасильственный характер и не приводят ни к гражданской войне, ни к радикальной фазе, ни к революционному террору. […] Эти революции обычно плывут по течению; лидеры оказываются во власти коррупции и междоусобных разборок, а конечным результатом таких революций становится псевдодемократия, которая характеризуется либо часто сменяющимся руководством, либо возвращением авторитарных тенденций».

Из этого определения может показаться, что речь идет исключительно о революциях, разворачивавшихся последние 25–30 лет. Однако в действительности первыми «демократизирующими» революциями стали события почти двухсотлетней давности – европейские революции 1848 г.! «Демократизирующей» была китайская республиканская революция 1911 г. Само собой, в этот ряд целиком и полностью вписывается волна антикоммунистических революций, снесших на рубеже 80-90-х годов прошлого века советский блок в Европе и его оплот – Советский Союз.

Наверняка сегодня всякий знает, что такое революция, особенно в свете событий, которые происходят в мире. То тут, то там, то в Европе или Африке, то в Азии или Америке народы, неудовлетворенные условиями своей жизни, а следовательно, правительством своих стран, начинают бороться за свои права. Если такое противоборство приводит к смене власти, это означает, что в данной стране имела место революция. Давайте узнаем, какая существует трактовка этого понятия, и какие выделяют виды революции.

Определение

Переворот, поворот, превращение - эти слова на позднелатинском произносятся как "revolution". Исходя из этого, на вопрос "что такое революция" можно дать следующий ответ: глубокое, радикальное, качественное изменение в виде скачка, новый цикл в развитии общества, познания или природы, которое сопряжёно с явным разрывом с прежним состоянием. Некоторые считают, что этот процесс есть не что иное, как эволюция, о которой говорит Дарвин. Однако это не совсем так, поскольку события революции происходят быстро, скачкообразно и радикально, тогда как эволюционные процессы протекают медленно.

А вот реформа от революции отличается тем, что в данном случае изменения происходят не во всей, а только в какой-то части системы, к тому же они не затрагивают ее основ.

Виды

Мы уже знаем, что такое революция, а сейчас пришло время рассказать о ее видах. Они происходят в различных сферах нашей жизни. В обществе различают революцию:

  • неолитическую;
  • промышленную;
  • культурную;
  • “зелёную”;
  • революцию растущих потребностей;
  • демографическую.

В политическом плане она делится на:

  • социальную;
  • политическую.

В науке выделяют:

  • научную;
  • научно-техническую революцию.

Политическая революция

Политологи делят революцию на социальную и собственно политическую. Первый вид приводит к смене одного строя другим, а политическая - к смене политических режимов. Согласно марксистской теории, в обществе она бывает двух видов: социалистическая и буржуазная революция. Примером второго вида являются самые первые революции, которые произошли в XVI веке в Нидерландах и в XVII веке в Англии. Войну за независимость американских колоний, а также Великую французскую революцию также можно отнести ко второму типу. В случае, когда буржуазная революция приводит к замене одного строя другим, но не до конца, а частично, это ведет к возникновению буржуазно-демократической революции. Ее смысл заключается в приведении в равновесие политической надстройки по отношению к экономическому базису.

Примерами данного вида являются Французская революция в1848 и 1871 годах, Вторая революция в Америке, которая известна нам как Война Севера и Юга, а также две российские - в 1905 и в 1917 (февральская) годах. Турецкая, или Кемалистская революция в 1918—1922 гг., Испанская в 1931—1939 гг., а также Иранская Исламская революция 1979 года также относятся к данному виду революций.

Согласно сталинской традиции, существует третий вид политического типа, а именно - социалистическая революция. В этом случае на смену капитализму приходит социализм. И первой среди данного вида является Октябрьская революция 1917 года. За ней следуют народно-демократические революции в 40-х годах ХХ века, произошедшие в некоторых странах Восточной Европы, в Китае в 1949 году, а также революция на острове Куба в 1959 году и т. д. Кстати, многие марксистские направления (например, неомарксизм, каутскианство, постмарксизм, Франкфуртская школа и др.) и отдельные теоретики (Рудольф Баро, Юрий Семенов, Иштван Месаро, Александр Тарасов) не считают эти революции социалистическими. Но разве важно, как они называются? Сама суть революцииближе всего к социалистическому типу.

Провальные революции

Не все восстания, смуты и бунты приводят к смене одной формации другой. В истории были такие ситуации, когда революционное движение терпело поражение. К таким случаям относятся, например, крестьянские войны в средневековой Англии, Франции и в других европейских странах или же революция 1905 года в России, а также Парижская коммуна и т. д.

Национально-освободительные революции

К данному виду относится борьба народа одной страны против иностранных захватчиков. Причины революции данного типа - желаниеосвободиться от колониального ига или национальной зависимости. Например, самая первая из революций - Нидерландская, а также Первая американская, Война за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская, Вьетнамская Августовская и Июльская в Египте относятся к национально-освободительным.

Бархатные революции

В странах Варшавского договора, а также в Монголии в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия с целью ликвидации политических режимов были осуществлены так называемые бархатные революции. Предпосылкой этому послужила перестройка в СССР, а также политика Михаила Горбачева. Если подвести итоги революции,то можно заметить, что, несмотря на смену общественно-политического строя, в вышеперечисленных странах никаких существенных изменений во власти не произошло.

Причина этого кроется в том, что данные революции происходили с ведома и даже при участии членов правящей элиты, которая в ходе действий не только не теряла своих позиций, но и присоединяла собственность. Учитывая эти обстоятельства, данные революции можно назвать мнимыми, или же псевдореволюциями. В результате “переворота” правящий класс не только не утрачивает свои позиции, но и не теряет свою собственность. К тому же в итоге революции происходит возвращение на качественно более низкую ступень развития общества (по марксизму), то есть к капитализму. Несмотря на то что эти события в мире называют революцией, они скорее являются “реставрацией” прежнего строя.

Цветные революции

А этот термин возник совершенно недавно, в начале XXI века. Политологи считают их последующим развитием бархатных революций. Что же они собой представляют? Они далеки от того определения, которое имеет, например, октябрьская революция.Здесь речь чаще всего идет о смене политического режима ввиду народного протеста. В 2003 году такая революция произошла в Грузии, когда действующий президент страны Шеварднадзе был отстранен от своего поста. Ее прозвали “розовой”. А вот революция в Украине, когда к власти пришел Ющенко, была “окрашена” в оранжевый цвет. Примерно в одно и то же время с ними в Киргизии произошла “тюльпановая” революция. В ее ходе был отстранен от власти действующий президент Аскар Акаев. Несмотря на то что все эти события в прессе описываются как революции, ученые их не считают таковыми.

Великая французская революция

Несмотря на то, что первые серьезные революционные события произошли еще в конце XVI века, тем не менее, наиболее серьезной из них историки считают Révolution française. Она проходила во Франции с середины 1789 года. Именно тогда произошла глубокая трансформация в политической и социальной системах французского государства. Это привело к уничтожению старого государственного устройства, то есть монархии, и провозглашению в 1792 году Первой Французской республики.

Это классический пример того, что такое революция. Ее девизом была фраза, состоящая из трех слов: свобода, равенство и братство. За три года до этого, в июле 1789 года, народом была взята самая страшная из Парижских тюрем, так называемая Бастилия - один из символов монархической власти. Эта дата и считается началом Révolution française. Далее идут напряженные годы революции (1789-1799 гг.). 9 ноября последнего года XVIII века произошел переворот 18 брюмера, что и считается концом Великой Французской революции. Далее последовал период реставрации монархии, ну а затем - новые перевороты.

Этапы

Великая французская революция проходила в три этапа. На первом власть была захвачена крупной буржуазией и либеральным дворянством. Их целью было провозглашение конституционной монархии. Лидерами на данном этапе были М. Лафайет, А. Барнав и А. Ламет. В сентябре 1791 года их цель была достигнута: Людовик XVI был вынужден подписать конституцию, согласно которой во Франции должна была установиться конституционная монархия. После этого отношение к Франции в мире изменилось, и она была вынуждена объявить войну некоторым европейским странам.

Первые месяцы войны ознаменовались неудачами для французских войск. Вместе с этим в Париже произошло народное восстание под предводительством парижской коммуны. Это стало началом второго этапа войны. Во главе коммуны стояли такие революционные деятели: П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер и др. В обществе произошли перемены. Например, все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательное право. Позже коммуна организовала вооруженный штурм царского дворца, в котором находился сам Людовик XVI и все члены его семьи. После того как дворец был взят, коммуна приняла постановление об отрешении короля от власти. В результате этого монархия во Франции была ликвидирована.

Чуть позже в Париже был создан Конвент - новое революционное собрание. Политическое руководство сосредоточилось в руках жирондистов, представителей республиканской торгово-промышленной и земледельческой буржуазии. Их оппонентами были якобинцы: М. Робеспьер, Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат и др. Они были на стороне революционно-демократической буржуазии. К ним присоединились крестьянство и плебейство. Между этими двумя партиями шла борьба. Жирондисты выступали против казни короля, в то время как якобинцы считали ее необходимостью. Несмотря на это, в Конвенте были приняты следующие положения: о неприкосновенности частной собственности, об упразднении монархии и установлении республиканской власти.

Первая Республика во Франции была провозглашена 21 сентября 1792 года. Ровно через 4 месяца Людовик XVI был обезглавлен, а через несколько месяцев была казнена его супруга Мария-Антуанетта. Однако французский народ не успокоился и 2 июня 1793 г. восстал против жирондистов, а якобинцы для установления порядков в стране ввели якобинскую диктатуру. Это стало началом третьего этапа.

Причины революции

Давайте рассмотрим, почему же произошла Révolution française. Французская монархия XVIII века опиралась на регулярную армию и на бюрократическую централизацию. В стране в результате противостояния различных политических сил, а также длительных гражданских войн сложился особый социально-политический режим, основанный на компромиссе. Например, такая договоренность существовала между двумя привилегированными сословиями и королевской властью: государство стояло на защите их прав.

Другой компромисс был в отношении крестьян. Последние смогли добиться отмены большинства налогов, взимаемых с них деньгами, а также перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Был еще и третий компромисс - по отношению к буржуазии. Она в те времена считалась средним классом, да и была таковым. Правительство в ее интересах делало довольно много поблажек. Например, сохраняло некоторые привилегии буржуазии в сравнении с основной массой населения, то есть крестьянства. Государство также поддерживало существование многих тысяч мелких предпринимателей - представителей сословия французских буржуа.

Но все эти сложные компромиссы не могли способствовать нормальному развитию страны. В результате всего этого Франция в XVIII веке стала отставать от других соседствующих европейских государств, прежде всего от Англии. Власти осознавали это и подвергали народ чрезмерной эксплуатации, а это все больше настраивало против них народные массы, среди которых появлялись лидеры. Они собирали вокруг себя недовольных властью и разрабатывали план борьбы с ней. В этом и состояли главные причины революции.

К концу XVIII века в верхних слоях французского общества созрело понимание того, что неразвитость рыночных отношений, хаос в управленческой системе, коррумпированность в верхних эшелонах власти, отсутствие законодательства, устаревшая система налогообложения по византийскому образцу, а также архаичная система сословных привилегий должны быть подвергнуты реформам. Вместе с этим власть короля постепенно теряла доверие верхушки духовенства, дворянского сословия и буржуазии. Все они начинали понимать, что королевская власть является ничем иным, как узурпацией в отношении прав народа (так считал Жан-Жак Руссо) или сословий и корпораций (по Монтескье). На политическую арену в этот период времени вышли просветители, физиократы и энциклопедисты. Образованная часть французского общества не желала больше мириться с подобным положением в обществе. К концу правления Людовика XV (а потом при его сыне Луи XVI) были произведены реформы в политической и экономической сферах, что должно было привести к разрушению старых порядков.

Русская великая революция

Известные революционные события, которые произошли в Царской России в феврале 1917 года (при которых был свержен царизм, а власть перешла к так называемому Временному правительству), и октябрьское вооруженное восстание большевиков, приведшее к свержению новосозданного правительства и провозглашению Советской Власти, в совокупности принято называть Великой русской революцией. Однако она была не первой в ХХ веке.

Революция 1905 года стала первым вестником того, что скоро в стране произойдет грандиозный переворот. Все события разворачивались в Петрограде. В те годы Верховным Главнокомандующим царской армии был генерал М. В. Алексеев. В самый критический для страны момент он посчитал, что Россия не владеет достаточными средствами для подавления революции. В этот же период Император всея Руси Николай Второй отрёкся от царского престола. Великий князь Михаил, предполагаемый преемник, также отказался от царской власти, и тогда Государственной думе пришлось взять страну под контроль и создать Временное правительство России. Параллельно с ним образовались Советы, то есть в России воцарилось двоевластие.

Большевики стали формировать отряды из вооружённых крестьян и рабочих, которые, объединившись, образовали Красную Гвардию. Партия большевиков благодаря своим популистским лозунгам стала завоёвывать большую популярность в Петрограде и Москве, а также в крупных промышленных российских городах. В рядах военнослужащих, а именно на Балтийском флоте и в сухопутных войсках Западного и Северного фронтов, это учение также стало получать отклики. Революция 1917 года произошла именно благодаря тому, что убольшевиков была большая армия единомышленников.

25 октября (по старому стилю) красногвардейцы под предводительством Троцкого и Ленина сумели свергнуть Временное правительство. На II Всероссийском съезде большевистская партия выдержала тяжёлую борьбу с правыми эсерами и меньшевиками, в результате которой было сформировано первое Советское правительство. В декабре того же года к ней присоединились левые эсеры, была создана коалиция. Через полгода после этого правительство стало однопартийным, однако в стране началась Гражданская Война. После ее окончания были созданы все условия для образования СССР. Многие современные историки считают, что великая революция в России состоит из трех этапов: февральской и октябрьской революций и Гражданской воны.

Октябрьская революция: итоги

В этой главе мы попробуем подробней раскрыть суть Октябрьской революции. В литературе можно встретить несколько ее названий, а именно - Октябрьский или большевистский переворот, Октябрьское восстание и т. д. Как бы ее не называли, революция 1917 года является одним из важнейших политических событий ХХ века, ведь она повлияла на ход истории всего мира.

В результате произошедшего вооруженного восстания и штурма Зимнего дворца, в котором восседало временное правительство, к власти пришли большевики, а позже к ним присоединились крестьянские депутаты. Октябрьская революция в России была организованаВладимиром Лениным и Львом Троцким. Несмотря на то, что многие политические силы считали эти события восстанием, большевики с первых же дней ее именовали революцией. И первым ее так назвал сам Владимир Ленин.

В официальной историографии СССР уже с начала 30-х годов было утверждено следующее название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Также нужно отметить, что в то время, когда в стране произошел переворот, Россия находилась в состоянии войны. Отречение царя, февральский переворот, а также октябрьская революция отрицательным образом сказались на военном духе армии. Да и вся страна была на грани краха. Поэтому революция была неизбежной. Как известно, государство, которое было создано в результате Великой Социалистической революции, продержалось ровно 70 лет.