Что значит результат в спорте. Рекомендации по достижению высоких результатов в спортивной деятельности

Их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

– составом способностей к определенному виду спорта;

– объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

– какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

Ø Соревнования являются главным составным элементом спортивной деятельности, без них спорт утрачивает свою специфику.

Соревновательная деятельность, направлена на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

ü наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.;

ü унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

к особенностям также можно отнести:

ü высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

ü высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями в условиях непосредственной борьбы за результат;

ü непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

ü равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов. Сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений;

ü наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «мастера спорта» и т.д.;

Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний. Спортивный результат – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности (интегральный продукт всей системы подготовки спортсмена).

Важной чертой результативностисоревновательнойдеятельности , на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях.

В качестве успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива. Если соревновательный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной.

Факторы:

Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность.

Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности:

1.Определенная сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования.

2. Оптимальная готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок).

3.Оптимальная готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний).

4. Наличие соревновательного опыта (от кол-ва стартов в году и степени успешности выступления на них).

5. Грамотное подведение спортсмена к соревнованиям полным составом тренеров.

6. Грамотная организация и проведение учебно-тренировочного процесса и проведение предсоревновательных сборов.

7. Организация и проведение соревнований на должном уровне.

8. Квалифицированное и объективное судейство.

9. Стабильность и надежность выступления.

10. Использование системы факторов, которые дополняют тренировку и соревнования и оптимизируют их эффект. Факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.

11. В номинациях: смешанные пары, трио, группы взаимная поддержка товарищей по команде, может служить стимулом для мобилизации усилий спортсменов. Это относится и к выступлению солистов, т.к. результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды (на крупных соревнованиях, при лично-командных соревнованиях).

12. Создание зрителями и болельщиками положительного эмоционального фона проведения соревнования.

13. Условия проведения соревнований - места проведений соревнований (фактор «своего» и «чужого» поля), географическое положение места проведения (температура, влажность, атмосферное давление), оборудование мест проведения.

Ø Спортивныерезультатыизмеряютсяиоцениваются припомощи определенныхкритериев(показателей).

1. По способу измерения результатов : субъективные критерии , выраженные в безразмерных величинах (баллы). Оценка зависит от впечатлений, складывающихся у спортивных судей по ходу выполнения спортивного упражнения. Предметом измерения в этом случае является качество исполнения упражнения. В сложно-координационных видах спорта (к которым относится и спортивная аэробика), в которых особое значение придается технике, эстетичности, сложности, оригинальности, композиционности исполнения соревновательного упражнения, спортивные судьи сопоставляют свои восприятия, которые возникают у них по ходу и в конце наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры под влиянием собственного опыта и исходя из требований, оговоренных в правилах соревнований) с последующей фиксацией допущенных отклонений, нарушений и определением, в зависимости от этого, той или иной результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах). Оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от исполнительского мастерства участников соревнований, но и от объективизации судейства.

2 . По способу сравнения результатов: популяционные критерии основаны на сравнении показанного спортивного результата или связанного с ним показателем с аналогичными характеристиками большой группы людей (генеральной совокупности). Например, с мировыми результатами.

Индивидуальные критерии имеют в своей основе сравнение показанного результата с тем достижением, которое данный спортсмен показал ранее.

Должные критерии устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросами практики (в зависимости от поставленных задач, квалификации конкурентов, уровня подготовленности, ранга и условий состязаний, устанавливается «верхняя» и «нижняя» границы значений спортивных результатов, которые и выступают в качестве должной нормы).

3. По применению для оценки готовности к высокому достижению:

Критерий представительности результата у высококвалифицированных спортсменов обычно определяется отношением лучшего индивидуального результата к абсолютному рекорду (мировому или иному).

Критерий прогрессирования результатов характеризует спортивную форму по степени прироста и абсолютному уровню достижений спортсмена в данном большом цикле тренировки.

Критерии стабильности результатов характеризует степень разброса соревновательных результатов: чем меньше различий в показанных результатах, тем выше стабильность спортивной формы.

Критерий плотности результатов позволяет оценить частоту демонстрации спортивных результатов в пределах расчетной зоны спортивной формы в зависимости от интервала времени между стартами.

Критерий надежности результатов используется для определения способности спортсменов или команды демонстрировать результаты заданного уровня на момент участия в состязаниях.

4. По стадии определения: промежуточные и конечные.

5. По характеру достигнутого эффекта: внешние и внутренние.

6. По количеству характеризуемых параметров при оценке: единичные и комплексные.

Методы регистрации:

§ создание архивов тренировочной и соревновательной деятельности- видеоматериалы

§ оформление протоколов с оценками, на их основании идет регистрация и присвоение разрядов

§ использование контрольных заданий, тестов, испытаний для выявления надежности и подготовленности спортсмена

§ кол-во кубков, медалей, грамот в соответствии с занятыми местами.

Для справки:

Спортивное достижение - это такой уровень успешности соревновательной деятельности в каком-либо виде спорта, в ходе которой спортсмен (или команда) превосходят прежние результаты и получают преимущество перед соперниками в ранговом ряду участников соревнований.

Спортивный рекорд - это высшее (абсолютное) спортивное достижение, установленное спортсменом или командой в каком-либо виде спорта на официальных соревнованиях.

Спортивный успех - это нужный или желаемый исход деятельности спортсменов в соревнованиях на данный момент времени.

Спортивный разряд - это официальное подтверждение квалификации спортсмена на основе выполнения им установленных требований или нормативов.

Спортивное звание - официально присвоенный титул, определяющий заслуги и квалификацию спортсмена. Присваивается за выполнение соответствующих нормативов.

Общий момент - характеризуют квалификацию спортсменов.

2.Общиеосновытехникидвигательныхдействийвизбранномвидеспорта:элементы,фазы,периоды . Современныетехнологии,используемыедляконтроляисовершенствованиятехникидвигательныхдействий.

Техника физических упражнений - различные способы решения двигательной задачи (Курамшин Ю.Ф.).

Техника – это способ решения двигательной задачи.

Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.

Способ : - рациональный

Нерациональный

Техника : 1. Стандартная, - наиболее рациональный способ решения двигательной задачи без учета конкретных условий, в которых выполняется двигательное действие.

2 Индивидуальная, - способ решения двигательной задачи, в котором учитываются индивидуальные особенности.

3. Спортивная техника – это способ решения двигательной задачи наиболее рациональным и эффективным способом, с помощью которого достигается максимальный результат в данном виде деятельности.

Спортивная техника , по мнению Карпенко Л.Б. (2003), это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.

В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат гимнастов. Если в циклических видах спорта эффективность техники является средством достижения результата, то в гимнастике, аэробике, акробатике – целью (Солодянников В.А., 2000).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники). Это дополнительные (второстепенные) элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи. Детали бывают: 1. общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя. Детали техники могут быть различны у разных занимающихся и зависят от индивид. особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.

Классификация видов спорта

В спорте существуют разнообразные классификации его видов.

В зависимости от особенностей тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов они делятся на следующие группы.

Первая группа -- атлетические виды спорта, связанные с предельно активной деятельностью спортсмена,-- легкая и тяжелая атлетика, плавание, гребля, гимнастика, спортивные игры, спортивные единоборства и др.

Вторая группа -- виды спорта, в которых двигательная деятельность спортсмена направлена на управление средствами передвижения -- автомобилем, самолетом, мотоциклом, яхтой.

Третья группа -- виды спорта с использованием специального спортивного оружия (винтовки, лука и Др.).

Четвертая группа -- виды спорта, основанные на сопоставлении результатов конструкторской деятельности (авиа- и судомоделирование и др.).

Пятая группа -- виды спорта, связанные с передвижением но местности (туризм, альпинизм и др.).

Шестая группа -- виды спорта, где деятельность спортсмена носит характер абстрактно-композиционного мышления (шахматы, шашки и др.).

В зависимости от содержание программ летних и зимних олимпийских игр, принято делить по иному принципу.

К первой группе относятся циклические виды (плавание, гребля, беговые дисциплины легкой атлетики, велосипедный спорт, лыжные гонки и др.);

ко второй - скоростно-силовые виды (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

к третьей - виды, преимущественно связанные со сложно-координационной деятельностью (спортивная и художественная -гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.);

к четвертой - спортивные единоборства (фехтование, борьба и др.);

к пятой - спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей, водное поло и др.);

к шестой - двоеборье, многоборье (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и др.).

Соревнования, как основа специфики спорта. Смысл и тенденции роста спортивных достижений

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.

Соревнования -- важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления

Цель спортивных соревнований -- выявление сильнейших спортсменов и команд, совершенствование спортивного мастерства в целом, пропаганда физической культуры и спорта, объективная оценка деятельности спортивных организаций, тренеров, спортсменов, судей.

Спорт как специфическая форма культуры и одна из сторон культурной деятельности имеет выраженное соревновательное начало, содействующее развитию и проявлению физических и психических качеств человека. Соревнование - социальный феномен, без которого не мыслится существование спорта. Поэтому сам спорт можно частично рассматривать как деятельность для обеспечения функционирования и развития соревнований.

Спортивные соревнования как явление социальной жизни подчиняются основным принципам, действующим в любой соревновательной деятельности (труде, учебе и др.): гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторения опыта. Гласность обеспечивается разносторонней информацией, присутствием зрителей. Это создает условия для общественного контроля за поведением соревнующихся, служит одной из форм обмена опытом. Сравнимость результатов обеспечивается действием правил соревнований, объективными способами регистрации спортивных достижений, равенством условий для всех соревнующихся. Возможность повторения опыта в соревнованиях определяется их периодичностью, традиционностью, стабильностью календаря, правилами отбора и допуска к состязаниям. Этот принцип имеет значение не только для роста и стабилизации на высоком уровне спортивного мастерства, но и активизирует всю соревновательную деятельность.

Спортивные соревнования как явление общественной жизни связаны с осознанием спортсменами общественного значения своей деятельности. Это выражается в чувстве ответственности перед коллективом или другой более крупной общностью людей, включая ответственность перед страной, народом. Спортивное соревнование является средством достижения и формой проявления физического совершенства личности.

Спортивные достижения и тенденции их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей, как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа). Рассмотрим эти факторы более подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте -- системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

Составом способностей к определенному виду спорта;

Объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

Какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения -- это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в обшей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений.

Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других -- с временным плато (стабилизацией), на третьих -- с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений. В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта. Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лиие спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое.

По особенностям определения спортивного результата (по Келлеру)

Спортивный результат является количественной мерой итогов со-ревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть объединены в четыре группы:В первую группу можно выделить спортивные дисциплины, в ко-торых результаты измеряются метрическими величинами: временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель. Данная группа может быть разделена на две подгруппы: - спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, вело-сипедный спорт на треке, стрельба и др.); - спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыж-ный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).Во вторую группу можно включить виды спорта, в которых спор-тивный результат определяется судьями субъективно в условных еди-ницах по внешнему восприятию сложности и красоты выполненных комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы: - виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акроба-тика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.); - виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка даль-ности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).В третьей группе можно выделить три подгруппы: - виды спорта, в которых результат определяется конечным эф-фектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, вре-мя (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.); - виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламен-том время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.); - виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта - много-борья, в которых оценка результатов происходит по правилам сорев-нований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисци-плин.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Спортивное достижение, как правило, выражено победой над со-перником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией ре-зультатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д. Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) дости-жениям, которые являются как бы эталонами оценки резервных воз-можностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных дос-тижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достиже-ния под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через не-сколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте Спортивное достижение определяется многими факторами: 1. Индивидуальная одаренность спортсмена Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявле-ния определенных способностей, которые выражаются индивидуаль-ными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность . Она обеспечивает человеку возможность успешного вы-полнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных шко-лах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга. В основе развития определенных способностей к видам спорта ле-жат и определенные задатки , под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако выс-ший уровень различных способностей человека всегда является ре-зультатом его развития в процессе рационально построенной деятель-ности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки челове-ка могут только содействовать развитию способностей , а для этого необходимо направленное воспитание, развитие и обучение.2. Степень подготовленности к спортивному достижению Если индивидуальная одаренность спортсмена - достаточно кон-сервативный фактор, поскольку в его основе лежат природные задат-ки, то второй фактор динамичен. Отсюда решающее значение, опре-деляющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные за-датки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсме-на, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении глав-ной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных усло-вий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда. В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты вре-мени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблет-ся в пределах от 800 до 1500 часов в год. В отдельных спортивных дисциплинах практикуются Зх- и 4х-разовые тренировочные занятия в день. Все это предъявляет высокие требования к психическим качест-вам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивирован-ный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе. Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от осознания важности общественной и личной спор-тивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельно-сти, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.3. Эффективность системы подготовки спортсмена. Научно-технический прогресс современного общества непрерывно влияет на совершенствование всей системы подготовки, предусматри-вает выведение ее на новый качественный уровень. Первое место в этой группе факторов, влияющих на уровень спортивных достижений, занимают научно-методические основы системы спортивной подго-товки. Только на основе современных научных данных, переработан-ных в методические разработки и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подго-товки спортсмена. Важным моментом в вопросах внедрения совре-менной системы спортивной подготовки является информационное обеспечение всех участников этого процесса: спортсменов, тренеров, врачей и др. В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора высококачественного оборудования, обуви, одеж-ды, защитных приспособлений. История развития спорта показывает, что постоянно происходит поиск новых образцов спортивного снаря-жения, его качества, условий эксплуатации, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механиче-ских, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной тренировке как общие, так и частные задачи. Значи-тельную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и сорев-новательных нагрузок, а также приемы повышения его спортивной работоспособности. Важную роль в повышении эффективности системы подготовки спортсменов отводится проблемам совершенствования тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта они являются доми-нирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей систе-мы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.4. Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, это в свою очередь повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах. Однако увеличение массовости занятий спортом связано с соци-альными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, ра-ботников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа-листов во многом будет способствовать повышению спортивных дос-тижений в общей массе занимающихся, а также и у выдающихся спортсменов.5. Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение Социологические исследования показывают, что уровень спортив-ных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Как показы-вают исследования, совокупный уровень дос-тижений во многих видах спорта, культивируемых в различных стра-нах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния на-рода, а также с показателями средней продолжительности жизни, об-щей численности и грамотности человека. В то же время развиваю-щиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успе-хом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Амери-ки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих по-пулярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества. В целом спортивные достижения отражают успехи человека в совершен-ствовании своих способностей и являются одним из показателей раз-вития спорта, физической культуры и культуры общества в целом. Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды. Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортив-ный результат может быть определен в единицах измерения веса, дли-ны, расстояния, высоты, числом попаданий, временем и т.п. Уровень рекордов у мужчин и женщин медленно сближается. В настоящее время рекордные скорости в циклических видах спорта у женщин составляют от 89 до 93% от мужских.Тенденции развития спортивных достижений Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортив-ных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или от-дельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблю-дается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачками результатов, на других с временным плато, на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов, описанных в предыдущем разделе: внедрением но-вых методов тренировки, экономическими стимулами системы сорев-нований, совершенствованием инвентаря, оборудования, одежды, обуви, использованием новых приемов повышения работоспособно-сти спортсмена (психологической и физиологической направленно-сти). Однако в общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой (рис.1), впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли. Уровень достижений I II III Фазы Рис.1 Логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает историю ста-новления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мас-терства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортив-ных дисциплинах различна.Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, раз-работкой правил и регламента проведения соревнований, четкого оп-ределения предмета соперничества спортсменов или команд, создани-ем специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с нача-лом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и дос-таточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повыше-нием количественных и качественных параметров тренировочных на-грузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную "вспышку" результатов. Такую же "вспышку" может дать и использование за-прещенных препаратов (допингов). В индивидуальном плане замедление роста спортивных резуль-татов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, перехо-дом его в группу "ветеранов".Спортивная квалификация определяется званиями и разрядами, которые присваиваются за выполнение норм и требований вида спорта. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) является нормативным документом в сфере физической куль-туры и спорта, определяющим требования, условия и поря-док присвоения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации.I . Задачи Единой всероссийской спортивной классификации 1. Способствовать привлечению граждан России к актив-ным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней фи-зической подготовленности и спортивного мастерства зани-мающихся спортом. 2. Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения. 3. Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов в соответствии с уровнем развития спорта в стране и в мире и задачами, стоящими перед конкретным видом спорта. 4. Содействовать развитию видов спорта, совершенствовать систему проведения соревнований.II . Общие положения Спортивные звания и разряды присваиваются по видам спорта, включенным в установленном порядке в Государствен-ный реестр видов спорта, признанных на территории Россий-ской Федерации. По национальным видам спорта, получившим развитие в отдельном субъекте Российской Федерации, разрядные нор-мы и требования, условия их выполнения определяются клас-сификациями, разработанными соответствующими органами -исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и согласованными с Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.Чемпионат - соревнования среди сильнейших спортсме-нов (команд), возраст которых определяется положением о соревнованиях.Первенство - соревнования среди спортсменов (команд) различных возрастных групп, возраст которых определяет-ся положением о соревнованиях.Официальные соревнования - соревнования, включенные в Единый календарный план всероссийских и международ-ных спортивных мероприятий, календарный план всероссий-ских обществ, ведомств, по согласованию с федерациями по видам спорта, а также в перечень дополнительных соревно-ваний, определяемых комиссией по ЕВСК.Ранг соревнований: Олимпийские игры, чемпионат мира, Кубок мира, первенство мира, чемпионат Европы, Кубок Ев-ропы, первенство Европы, международные соревнования по перечню, утвержденному комиссией ЕВСК, универсиады, все-мирные игры по неолимпийским видам спорта, чемпионат России, Кубок России, первенство России, всероссийские сорев-нования, чемпионат субъекта Российской Федерации, Кубок субъекта Российской Федерации, первенство субъекта Рос-сийской Федерации, соревнования федеральных округов, спортивных организаций, имеющих право присваивать пер-вый и массовые разряды.Разрядные нормы - выражены в мерах длины, веса и вре-мени Международной системы единиц (СИ).Разрядные требования - выражены в очках, баллах, за-нятом месте командных или личных соревнованиях, в побе-дах над соперником, достижением определенного рейтинга.Спортивные массовые разряды - II разряд, III разряд, юношеские разряды. В соответствии с разрядными нормами и требованиями классификации спортсменам присваиваются спортивные зва-ния и разряды.

Страница 7 из 14


Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов

Критерии спортивных результатов - это уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения.

Они раскрывается в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физического развития и физического образования.

Спортивные результаты во многом определяются результатами учебной деятельности, успехами в овладении содержанием учебного материала по физической культуре.

В учебных программах установлены основные средства и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного образовательного учреждения.

Всероссийский комплекс «Физическая культура и здоровье» является программно-нормативной основой требований к физической подготовке учащихся, студентов и молодежи, определяющей уровень физической их готовности к труду и обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола. Некоторые его составляющие и нормативные требования входят в государственные программы физического воспитания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

Поступательное развитие системы физического образования и воспитания сопровождается постоянными изменениями содержания, структуры и нормативных требований комплекса.
В этих изменениях отражаются объективные условия жизни, трудовой и творческой деятельности граждан страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения.

В соответствии с возрастными возможностями учащихся нормативные требования комплекса позволяют поддерживать их физическое состояние на должном уровне. Нормативные требования комплекса определяют критерии достижений в наиболее важных для человека действиях
(бег, прыжки); жизненно важных двигательных умениях, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; объем теоретических сведений об основных положениях системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены. В соответствии с возрастными возможностями комплекс требует выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным олимпийским играм.

Спортивные разряды и звания установлены для тех видов спорта, которые имеют официальные правила и календарь соревнований. В их число вошли виды, получившие международное признание, национальные виды спорта народов нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

В спортивной классификации предусмотрены два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов спорта, в которых результаты оцениваются по объективным показателям в мерах времени, веса, расстояния, и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры).

Для некоторых видов спорта (лыжный, велосипедный) введены одновременно и разрядные нормы, и разрядные требования.

Положением о Единой всероссийской спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанавливает преемственность с комплексом «Физическая культура и здоровье».


Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов