Измерительный материал для итоговой оценке. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Пособие подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д.Никандров,вице-президент РАО А.А.Кузнецов, член президиума РАО А.М.Кондаков. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии пред¬лагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат раз¬личные ситуации из реальной жизни.

Предисловие 3

Общие подходы к системе оценки

Особенности системы оценки достижения требований стандар­та к результатам освоения основных образовательных программ 4

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта 10

Опенка личностных, метапредметных и предметных результатов 13

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оцен­ка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка 22

Измерительные материалы для итоговой оценки

Общие подходы 33

Математика 46

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов —

Примеры заданий для итоговой оценки достижения плани­руемых результатов 50

Спецификация демонстрационного варианта итоговой ра­боты по математике для 4 класса 87

Демонстрационный вариант итоговой работы по матема­тике для 4 класса 96

Русский язык 104

Особенности итоговой оценки достижения планируемых ре­зультатов -

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов 109

Спецификация демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку для 4 класса 146

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса 157

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе 166

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 1 171

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 2 195

Предисловие

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Основной предмет обсуждения в данном сборнике - итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования. Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.

В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по окружающему.миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.

Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Купить книгу "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе" можно на сайте Озон

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕСПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для учащихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» 3 класс
Раздел Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться:
Фонетика, орфоэпия, графика характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Морфемика владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в 3 классе.
Структура КИМ
Согласно поставленной цели, по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы, т.е. предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой подготовки по русскому языку, она включает 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 13-16) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Таблица 1
Блоки содержания Число заданий в работе
Фонетика, орфоэпия, графика (устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка) 2
Морфемика (различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс) 3
Орфография и пунктуация (перенос слов, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, проверяемые безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, разделительный мягкий знак (ь), знаки препинания конца предложения (. ? !)) 5
Синтаксис (определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные, разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу) 2
Лексика (подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима; на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи) 2
Морфология (различать слова, обозначающие предметы) 2
Всего заданий (вопросов) 16
б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.
Таблица 2
Уровень сложности Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложностиПроцент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу
Базовый 12 12 60%
Повышенный 4 8 40%
Итого: 16 20 100%
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассников уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 4 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 3 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.
На выполнение всей работы отводится 1 урок.
План варианта КИМ
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3
План итоговой работы по русскому языку для 3 класса
№ задания Блок содержания КРИТЕРИИ
Контролируемое
знание/умение Уровень сложности Тип задания Примерное время выполне-
ния(в мин) Максимальный балл за выполнение
А-1 Фонетика, орфоэпия, графика Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах Б ВО 2 1
А-2 МорфемикаРазличать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова Б ВО 2 1
А -3 МорфемикаНаходить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс Б ВО 2 1
А-4 Орфография и пунктуация Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам Б ЗО 2 1
А – 5 Орфография и пунктуация Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок
Б ВО 2 1
А – 6 Лексика Иметь представление о фразеологизмах Б ВО 2 1
А - 7 Морфология Распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж) Б ВО 2 1
А - 8 Морфология Распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного Б ЗО 2 1
А - 9 Морфология Определять грамматические признаки глагола – форму времени Б ВО 2 1
А-10 Фонетика, орфоэпия, графика Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка Б ВО 2 1
А-11 Синтаксис Определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения Б ВО 2 1
А-12 Синтаксис Разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу Б ВО 2 1
В-13 Синтаксис Опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения П ВО 3 2
В-14 Орфография и пунктуация
Соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход) П ЗО 3 2
В-15 МорфемикаСравнивать, классифицировать слова по их составу П ЗО 3 2
В-16 Орфография и пунктуация
Правописание запятой между частями в сложном предложении
П ВО 3 2
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима ручка, карандаш, лист черновой бумаги.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Шкала оценок
17 - 20 балла – «5» высокий уровень
12 – 16 баллов – «4» повышенный уровень
8 - 11 баллов – «3» средний уровень
7 баллов и менее – «2» низкий уровень
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


Внимательно читай задания!


Желаем успеха!


Вариант 1.
А1. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) лента б) разъезд в) красная г) солнце
а) гриб б) грибник в) грибы г) грибной
21240758255000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) видный б) примерка в) разговоры г) смешной



а) (у)крыть б) (у) крыльца в) (по) садил г) (за) бежал
а) трудиться б) бить палкой в) расстроиться г) бездельничать





а) добр_____ утро б) широк_____ река
в) высок_____ горы г) дремуч_____ лес
а) стояли б) стоят в) стоять г) буду стоять


а) километр б) алфавит в) поняла г) десерт

а) Наступила золотая осень. б) Не шумите, пожалуйста.
в) Какой сегодня день? г) Ура, каникулы!


а) опадают листья б) жёлтые листья в) опадают с деревьев г) опадают листья



А) снег__ход б) птиц__лов в) сам__лёт г) пыл__сосВ15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Домик, реки, побег, сидел.



б) Наступила осень.


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слов или предложений в специально отведенном для этого месте.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Итоговый тест по русскому языку (3 класс)
Класс____________________________
Ф.И. ученика___________________________________________________
Вариант 2.
А1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.
а) ласка б) разъезд в) вьюга г) солнце
А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) стена б) настенный в) стены г) стенка
21380457366000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) хлебный б) перестройка в) осинка г) порох
А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Непроизносимая согласная Проверяемая безударная гласная Парная согласная Разделительный твёрдый знак Мягкий знак после шипящих
А5. Отметь слово с предлогом.
а) (в) летел б) (за) горелся в) (в) лесу г) (на)ходка
А6. Укажи значение фразеологизма: ПОВЕСИТЬ НОС
а) расстроиться б) ругаться в) нос нарисовать г) бездельничать
А7. Укажи группу морфологических признаков к слову ПО ДОРОГЕ




А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) ласков_____ солнышко б) зелён_____ сосна
в) тёмн_____ улицы г) чист_____ пруд
А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) молчать б) молчали в) молчит г) буду молчать
А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) астроном б) договор в) диалог г) досуг
А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила ранняя весна. б) Какая прекрасная погода!
в) Когда приедет поезд? г) Принеси тетрадь, пожалуйста.
А12. Укажи грамматическую основу предложения

а) на верхушке берёзки б) луч солнца в) луч заиграл г) заиграл на верхушке
В13. Укажи сложное предложение

г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) везд__ход б) сам__вар в) каш__вар г) звезд__падВ15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.

Безударная гласная в приставке Безударная гласная в корне Безударная гласная в суффиксе Безударная гласная в окончании
В16. Укажи в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения

б) Наступила весна.

г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
Таблица ответов
1 варианта 2 вариант А1. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) лента б) разъезд
в) красная г) солнце
1 А1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.
а) ласка б) разъезд
в) вьюга г) солнце
1
А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) гриб б) грибник
в) грибы г) грибной
1 А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) стена б) настенный
в) стены г) стенка
1
А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) видный б) примерка
в) разговоры г) смешной
1 21380457366000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) хлебный б) перестройка
в) осинка г) порох
1
А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Лёгкий, рожь, бежит, разъезд, местность
местность
бежит
лёгкий
рожь 1 А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Гибкий, печь, стоит, подъезд, устный.
устный
стоит
гибкий
печь 1
А5. Отметь слово с предлогом.
а) (у)крыть б) (у) крыльца
в) (по) садил г) (за) бежал
1 А5. Отметь слово с предлогом.
а) (в) летел б) (за) горелся
в) (в) лесу г) (на)ходка
1
А6. Укажи значение фразеологизма: БИТЬ БАКЛУШИ
а) трудиться б) бить палкой
в) расстроиться г) бездельничать
1 А6. Укажи значение фразеологизма: ПОВЕСИТЬ НОС
а) расстроиться б) ругаться
в) нос нарисовать г) бездельничать 1
А7. Укажи группу морфологических признаков к слову У ЛИСЫ
а) у лисы – сущ., неодуш., собств., ж.р., В.п.
б) у лисы – сущ., одуш.,нариц., м.р., Р.п.
в) у лисы – сущ., одуш., нариц., ж.р., Р.п.
г) у лисы – сущ., одуш., собств., ж.р., Д.п.
1 А7. Укажи группу морфологических признаков к слову ПО ДОРОГЕ
а) по дороге – сущ., неодуш., собств., ж.р., В.п.
б) по дороге – сущ., одуш.,нариц., м.р., Д.п.
в) по дороге – сущ., неодуш., нариц., ж.р., Д.п.
г) по дороге – сущ., одуш., собств., ж.р., Р.п.
1
А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) добр____ утро ое
б) широк___ река аяв) высок___ горы ие
г) дремуч___ лес ий1 А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) ласков___ солнышко ое
б) зелён___ сосна аяв) тёмн___ улицы ые
г) чист____ пруд ый1
А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) стояли б) стоят
в) стоять г) буду стоять
1 А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) молчать б) молчали
в) молчит г) буду молчать
1
А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) километр б) алфавит
в) поняла г) десерт
1 А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) астроном б) договор
в) диалог г) досуг
1
А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила золотая осень
б) Не шумите, пожалуйста.
в) Какой сегодня день?
г) Ура, каникулы!
1 А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила ранняя весна.
б) Какая прекрасная погода!
в) Когда приедет поезд?
г) Принеси тетрадь, пожалуйста.
1
А12. Укажи грамматическую основу предложения
Опадают жёлтые листья с деревьев.
а) опадают листья
б) жёлтые листья
в) опадают с деревьев
г) опадают листья
1 А12. Укажи грамматическую основу предложения
Луч солнца заиграл на верхушке берёзки.
а) на верхушке берёзки
б) луч солнца
в) луч заиграл
г) заиграл на верхушке
1
В13. Укажи сложное предложение
а) Божьи коровки, птицы взялись за работу.
б) Набежала тёмная туча, и пошёл сильный дождь.
в) Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу
г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
2 В13. Укажи сложное предложение
а) Школьники сделали гряды на огороде и посадили новые сорта овощей. .
б) На небе светит солнце, маленькими пёрышками плывут облачка.
в) Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде.
г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
2
В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) снег__ход б) птиц__лов
в) сам__лёт г) пыл__сосо, е, о, е
2 В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) везд__ход б) сам__вар
в) каш__вар г) звезд__паде, о, е, о 2
В15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Домик, реки, побег, сидел.
Побег сидел домик реки 2 В15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Мостик, дети, проезд, смотрел.
Проезд смотрел мостик дети 2
В16. Укажите в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения
а) Лес обнажился, идут нудные дожди.
б) Наступила осень.
в) Солнышко просыпается утро начинается.
г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
2 В16. Укажите в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения
а) Дедушка работал а кот Васька спал.
б) Наступила весна.
в) Солнышко просыпается, утро начинается.
г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
2
Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся планируемых результатов
по русскому языку
Базовый уровень
№ п/п Ф.имя ученика Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок Иметь представление о фразеологизмах Иметь представление о фразеологизмах Распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного Определять грамматические признаки глагола – форму времени Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка Определять вид предложений по цели высказывания Разбирать предложение по членам предложения Количество баллов Процент Уровень
1 Ученик 1 0 0
2 Ученик 2 0 0
3 Ученик 3 0 0
Повышенный уровень
Опознавать простое и сложное предложения Соединительные о и е в сложных словах Сравнивать, классифицировать слова по их составу Правописание запятой между частями в сложном предложении Количество баллов Процент Уровень Общий балл Процент Уровень оценка
0 0 0 0
0 0 0 0
0 0 0 0
Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.
Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы. Максимальный балл всей работы – 20 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 16 баллов. Это составляет 80%.
Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 12 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 10 заданий и получил за это 10 баллов, что составляет 83%.
Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№13-16 получают 8 баллов. Например, ученик выполнил 3 задания повышенного уровня и получил за это 6 баллов, это составляет 75% от 8 баллов.
Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса
Диаграммы полученных результатов

«Контрольно-измерительные материалы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку во 2 классе».

Выполнила

Фельдман Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г.Сызрани

Самарской области

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 2 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

( для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку во 2 классе.

Структура КИМ

Согласно поставленной цели, по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы, т.е. предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой подготовки по русскому языку, она включает 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 13-16) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня .

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Повышенный

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 2 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

КРИТЕРИИ

Контролируемое

знание/умение

Уровень сложности

Тип задания

Примерное время выполне-

(в мин)

Максимальный балл за выполнение

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Предложение

Конструировать текст

Предложение

Части речи

Части речи

Орфография

Синонимы, антонимы

Работа с текстом. Морфология

Дополнительные материалы и оборудование

Для выполнения работы необходима ручка, карандаш, лист черновой бумаги.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

17 - 20 балла – отметка «5»

12 – 16 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Вариант 1.

а) Емеля б) метёлка в) мельница г) месяц

а ) кон-церт, ча-йка б) кон-церт, чай-ка в) ко-нцерт, чай-ка г) конц-ерт, чай-ка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова МОРЯК.

а) морской б) моря в) море г) моряки

а) б…жать б) ги…кий в) п…лёт г) с…бака

а) шишка, речька, чудо б) живот, ночной, роща

в) чясы, кочка, чучело г) лечю, живу, свечка

А6.

а) ни…кий б) лё…кий в) ко…ти г) со…нце

А7.

Наступила весна из тёплых стран летят грачи у птиц много забот

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим вопросительный знак.

а) Лебеди летели через море б) Какое время года наступило

в) В лесу под ёлкой дети нашли ежа г) Как же быстро пролетело время

А9.

а) Зима прошла. Птичьи стаи летят на родину. Птицы спешат вить гнёзда.

б) Птичка летит. Игорь чистит клетку. Хлопьями падает снег.

в) Плавают утки на пруду. После школы мальчик обедает. Дети должны спать.

г) Зима стучится в двери. У Антона коньки. На дереве белка.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

а) на полянах краснеют б) краснеют гроздья в) гроздья рябины г) на лесных полянах

предмет.

а) лесок, летели б) лесок, весёлый в) молодой, беседа г) автобус, кофе

а) (у)крыть б) (у) крыльца в) (по) садил г) (за) бежал

лес (какой?) - _______________________

цвет (какой?) - ______________________

Большая перемена.

Д…журные Валя Зайцева и Юра Сорокин пол…вают цв…ты. Катя Гриш…на смотрит интересную книгу. Толя играет в настольные шашки. Учит…льница Елена Семёновна пишет на классной д…ске.

В15. Подбери синоним к слову « простите».

а) до свидания б) извините в) прощай г) привет

Итоговый тест по русскому языку (2 класс)

Класс____________________________

Ф.И. ученика___________________________________________________

Вариант 2.

А1. Укажи слово, в котором количество звуков больше, чем букв.

а) лесок б ) енотик в ) метель г) соловьи

А2. Укажи группу, где все слова разделены на слоги для переноса верно.

а) ав-томобиль, ма-йка б) авт-омобиль, май-ка

в) авто-мобиль, май-ка г) автомоб-иль, ма-йка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова СЛОВА.

а) словечко б) слово в) словесный г) словарь

А4. Найди словарное слово и вставь пропущенную букву.

а ) к…рмушка б) кр…вой в) пш…ница г ) гря…ки

А5. Укажи вариант, где все слова написаны без ошибок.

а) щука, качалка, ласточка б) ножы, шучу, веточка

в) хороший, чюдак, ночьной г) шипит, чясы, ручной

А6. Укажи слово с орфограммой "непроизносимая согласная в корне слова".

а) ска…ка б ) отря… в) трос…ник г) запла…ка

А7. Прочитай текст. Сколько в нём предложений?

Стоит мороз мы идём по лесу под ногами хрустит снег вот пискнула птица

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим восклицательный знак.

а) У Алёши жил ёжик б) Встал однажды Алёша и не нашёл ежа

в) Куда он делся г) Ну и домик нашёл себе ёж

А9. Какие предложения составляют текст?

а) Зазвонил звонок. Дети собирали цветы. На переменах ребята играли.

б) У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка грустила и перестала есть.

в) Поезд бежит по рельсам. Машина выехала на дорогу. На остановке стояли люди.

г) Зима прошла. Игорь чистит клетку. Ольга моет кормушку.

А10. Укажи в предложении главные члены.

По скользкому льду ловко и легко скользят мальчишки.

а) по скользкому льду б) ловко скользят в) скользят мальчишки г) скользят легко

А11. Укажи группу, в которой все слова обозначают предмет.

а) яркое, небо б) паутина, солнце в) месяц, светить г) золотое, плакать

А12. Отметь слово с предлогом.

а) (в) летел б) (за) горелся в) (в) лесу г) (на)ходка

В13. Образуй от имён существительных имена прилагательные.

школа (какой?) - _______________________

дождь (какой?) - ______________________

В14. Прочитай текст. Вставь в таблицу последовательно пропущенные буквы.

Ранняя весна

На школьном огороде нач…лась дружная р…бота. Каждый класс получил гря…ку. Мы к…пали. З…мля стала мя…кой.

В15. Подбери синоним к слову «забавный».

а) смешной б) храбрый в) верный г) сердечный

В16. Выпиши из текста задания № В-14 слова, обозначающие признаки предмета.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся

по русскому языку

Класс

ФИО учителя

1

2

3

4

5

6

7

п.п

Фамилия и имя

учащегося

Общее коли-чество баллов

Процент общего балла

Процент выполнения заданий базового уровня

Процент выполнения заданий повышенного уровня

Уровень достижения

1

2

3

4

5

Сумма значений

Среднее значение по классу

Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.

Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы . Максимальный балл всей работы – 20 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 16 баллов. Это составляет 80%.

Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 12 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 10 заданий и получил за это 10 баллов, что составляет 83%.

Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№13-16 получают 8 баллов. Например, ученик выполнил 3 задания повышенного уровня и получил за это 6 баллов, это составляет 75% от 8 баллов.

Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

Сумма значений – суммируются значения для 3-6 столбцов.

Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса (столбцы №№ 3-6).

Если все ученики достигли базового или повышенного, а также базового и повышенного уровней, то в столбик № 7 ставится 100%.

Если в классе есть ученики, не достигшие базового уровня, то вычисляется процент уровня достижения. Например, в классе 18 учащихся, 2 ученика не достигли уровня базовой подготовки, что составляет 11%. Значит, уровень достижения в данном классе составляет 89%.

Результаты выполнения итоговой работы по русскому языку

по отдельным заданиям

Класс

ФИО учителя

п.п

Проверяемое содержание

Критерий

Проверяемое знание, умение

Уровень сложности

Баллы за задание

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Правописание безударных гласных

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Предложение

Устанавливать связь слов в предложении

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

Конструировать текст

Предложение

Находить главные члены предложения

Части речи

Ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

Правописание приставок и предлогов

Отличать предлоги от приставок

Части речи

Образовывать имена прилагательные от имён существительных

Орфография

Применять правила правописания в объёме содержания курса

Синонимы, антонимы

Подбирать синонимы к предложенным словам

Работа с текстом. Морфология

Находить в тексте слова, обозначающие признаки предмета (предмет, действие предмета)

Результаты выполнения задания в процентах - процент от максимального балла всего класса за данное задание. Например, в классе 22 учащихся. Максимальный балл всего класса за выполненное задание базового уровня – 22 балла. Допустим,17 учеников выполнили данное задание, что составляет 17 баллов или 77% от 22 баллов. Максимальный балл всего класса за выполненное задание повышенного уровня – 44 балла. Допустим,12 учеников выполнили данное задание, что составляет 24 балла или 54,5% от 44 баллов.

Основой пособий данной серии являются профессионально разработанные на основе теории педагогических измерений стандартизированные измерительные материалы.

Стандартизированные измерительные материалы для оценки образовательных достижений – это:

  • надежные измерительные характеристики, обеспечивающие объективность и достоверность оценки;
  • возможность сравнить полученные результаты со средними показателями российских школ;
  • программная поддержка обработки и анализа результатов.

Комплект для проведения итоговой аттестации в начальной школе включает в себя:

1. Пособие для учителя

В пособии для учителя даются методические рекомендации для проведения итоговой работы по предмету для выпускников начальной школы, описываются цели итоговой работы, структура и содержание каждого варианта, особенности заданий, также приводятся рекомендации по проверке и оценке результатов выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом. Сформулированы предложения по интерпретации и использованию результатов, достигнутых учеником и классом в целом.

К пособию прилагается компакт-диск с компьютерной программой для ввода и обработки результатов выполнения итоговой работы учащимися.

2. Пособие с вариантами итоговой работы для учащихся (раздаточный материал)

Пособие содержит два варианта итоговой работы, которые легко разделить на отдельные тетради и использовать в классе в качестве раздаточного материала. Итоговая работа направлена на оценку достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

3. Пособие по оценке профессиональной компетентности учителей

В пособии рассматриваются основные подходы к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в области преподавания математики. Приводятся варианты контрольных измерительных материалов с системой оценивания выполнения заданий, разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального, среднего профессионального и начального общего образования.

Книга может использоваться для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения. Издание адресовано специалистам, занимающимся проблемами оценки качества образования. Будет полезно специалистам системы повышения квалификации педагогических кадров, преподавателям образовательных организаций педагогического профиля, учителям начальной школы, руководителям образовательных организаций и студентам педагогических ВУЗов.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

(стандарты второго поколения)

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки - оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит

Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

Воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки - уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Измерительные материалы для итоговой оценки.

Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям

. по уровню проверяемых знаний , умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.

Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов, или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

. по форме ответа : задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

Пример

Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Умение: находить орфограммы в словах.

Задание базового уровня

Слова: водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой .

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах «поле» и «крик» буквы не подчеркнуты.

Задание повышенного уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.

Умение: группировать числа по заданному основанию (основаниям).

Задание 15 базового уровня

Из чисел 2227, 36, 1116, 566, 1806, 26, 47 выпиши:

четные двузначные числа:

четные четырехзначные числа:

Ответ: четные двузначные числа: 36, 26; четные четырехзначные числа:

Задание 16 повышенного уровня

На доске записаны числа: 45, 24, 50, 34, 15, 54.

Запиши эти числа в соответствующие клетки следующей

При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике).

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев : аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности.

. по используемым средствам при проведении работы : задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

. по форме проведения работы : задания для индивидуальной или групповой работы.

Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг - не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.

При этом следует иметь в виду, что согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Оценка выполнения заданий и работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

  1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
  2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности

1 балл (верно) — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или ответ отсутствует.

4. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 17—22) оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение всех заданий. Максимальный балл за выполнение всей работы — 29 (за задания базового уровня сложности — 15, повышенной сложности — 14 баллов).

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, т. е. выполняет правильно менее 65 % заданий базового уровня, то он имеет недостаточную предметную подготовку для решения задач средствами математики. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении курса математики основной школы.

Если ученик получает от 10 до 20 баллов, этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по математике, необходимой для

продолжения образования в основной школе, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале.

При получении более 20 баллов (21—29 баллов) учащийся демонстрирует усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

диктанта

Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с

учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило», объясняемом ниже в первом критерии), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась, зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
  2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
  3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

  1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
  2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.
  3. Определяется общий балл учащегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 26 баллов (за задания базового уровня сложности — 14, повышенной сложности — 12 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.

Если ученик получает от 9 до 16 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 16 баллов (16—26 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

Определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.