Морфологический разбор союза и. Конспект урока "Подчинительные союзы

· Союз разбирается по следующей плану:

· I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

· II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

· Образец морфологического разбора союза:

· Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

· I. Но - союз

· II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

· I. Что- союз

· II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

· I. А - союз

· II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

· I. Так как - союз

· II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

Союз

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

1. Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

2. Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато;

3. Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

2. Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

3. Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

4. Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

5. Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.;

6. Изъяснительные : что; чтобы; как и др.;

7. Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частица - служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

· 1 Общие свойства частиц

· 2 Разряды частиц

· 3 Классификация частиц по происхождению

o 3.1 Первообразные

o 3.2 Непервообразные

· 4 Классификация частиц по составу

o 4.1 Простые

o 4.2 Составные

o 4.3 Расчленяемые

o 4.4 Нерасчленяемые

o 4.5 Фразеологизированные частицы (частицы-фразеологизмы)

· 5 Дефисное и раздельное написание частиц

Общие свойства частиц[править | править вики-текст]

В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые:

· выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности, а также оценки сообщения или отдельных его частей;

· участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания;

· характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления.

Перечисленные функции частиц группируются:

· в функции формообразования

· в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения.

Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует

· значение отношения,

· отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности,

· отношения говорящего к сообщаемому,

причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

Разряды частиц[править | править вики-текст]

В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:

1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):

· образующие формы слов ;

· образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;

2. отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);

3. частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;

4. модальные частицы :

· вопросительные частицы (ли, неужели, разве);

· указательные частицы (вот, вон);

· уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);

· выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);

· восклицательные частицы (что за, как);

· усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё);

· смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь»;

· сомнение (вряд ли, едва ли);

· побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).

Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.

Классификация частиц по происхождению[править | править вики-текст]

Первообразные[править | править вики-текст]

К первообразным относятся простейшие (за несколькими исключениями) односложные частицы, в современном языке не имеющие живых словообразовательных связей и формальных соотношений со словами других классов.

Это частицы: бишь (прост.), бы, вишь (прост.), да (в составе формы повелит. накл.), де (разг.), дескать (разг.), же, ин (прост.), ишь (разг.), -ка, (разг.), не, небось(прост.), нет, неужели, нехай (прост.), ни, ну-с, сём (прост.), таки, те (прост.), -то, уж, чай (прост.).

Непервообразные[править | править вики-текст]

Все остальные частицы не являются первообразными.

Классификация частиц по составу[править | править вики-текст]

Простые[править | править вики-текст]

Простыми называются частицы, состоящие из одного слова. К простым частицам относятся все первообразные частицы, а также частицы, в разной степени обнаруживающие живые связи с союзами, местоименными словами, наречиями, глаголами или предлогами. Кроме первообразных частиц, к простым частицам относятся: союз (часть речи)|а, благо, более, больше, буквально, бывает, бывало, было, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, вот, вроде, всё, всего, где, гляди, да (не в составе формы повелит. накл.), давай(те), даже, дай(те), действительно, единственно, если, ещё, знай, и, или, именно, как, какое, куда, ладно, ли (частица)|ли, лучше, никак (прост., вопросит.), ничего, нечего, но, однако, окончательно, оно, поди (прост.), положительно, просто, прямо, пусть, пускай, разве, решительно, ровно, самое, себе, скорее, словно, совершенно, спасибо (в знач. хорошо), так, там, тебе, тоже, только, точно, хоть, чего, чисто (прост.), что, чтоб, чтобы, эк, это.

Как уже сказано, все эти частицы имеют тесные внешние и внутренние связи с другими классами слов: в них в разной степени присутствуют элементы значений

· наречий (буквально, благо, во (прост.), вовсе, вон, вот, где, действительно, единственно, ещё, именно, как, куда, ладно, нечего, ничего, окончательно, положительно, просто, прямо, решительно, совершенно, совсем, так, там, хорошо),

· местоименных слов (всё, всего, какое, оно, самое, себе, тебе, чего, это),

· глаголов (бывает, бывало, было, давай(те), дай(те), смотри(те), знай),

· союзов (а, благо, будто, ведь, да, даже, если, же, и, или, ли, но, однако, пусть, пускай, разве, ровно, словно, тоже, только, точно, хоть, что, чтоб, чтобы),

· компаративов (более, больше, лучше, скорее: Скорее умрет, чем согласится; Скорее бы каникулы!),

· предлогов (вроде: Вроде кто-то зовет?),

· междометий (эк, спасибо: Их, какая жара! места не найдешь. Спасибо в погребе соснула маленько. Н. Успенский).

Иногда в одном и том же слове близость и переплетение значений частицы и союза, частицы и наречия, частицы и глагола, частицы и местоимения, частицы и междометия настолько тесны, что противопоставление друг другу таких значений как принадлежащих словам разных классов оказывается неправомерным, и слово должно квалифицироваться как «частица-союз», «частица-наречие», «частица-местоимение» и т. д.;

Составные[править | править вики-текст]

Частицы, образовавшиеся из двух (реже - более) слов:

· двух частиц,

· частицы и союза,

· частицы и предлога,

· частицы и изолировавшейся от своего класса глагольной формы или наречия.

Составные частицы могут быть нерасчленяемыми - их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами, или расчленяемыми: их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами. Внутри составных частиц выделяются частицы-фразеологизмы: это слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют; такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми.

Расчленяемые[править | править вики-текст]

Их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами. Расчленяемые частицы:

вот бы (Вот бы дождичка!; Вот дождичка бы!);

вот и (Вот тебе и друг!; Вот вам и результат!; Ты ему верил? Вот и верь после этого людям!);

вот так (Вот так распоряжения!; Вот это так распоряжения!; Вот у нас сад так сад!; Вот удружил так удружил!);

едва не (едва не опоздали; едва голову не разбил);

едва ли не (Едва ли он не впервые в жизни солгал);

как не (Как не понять!; Как мне дорогу не знать!);

как бы не (Как бы дождик не пошел);

лишь бы (Лишь дождя бы не было!);

мало не (прост.) (В колокольчик стал звонить, мало не оборвал. Дост.; От страха даже мало на землю не упал. Леск.);

пусть бы (Пусть себе пел бы!);

скорее бы (Скорее бы весна!; Весна бы скорее!);

так и (так и веет покоем; так он меня и не узнал);

только бы (Только не опоздать бы!) только и (Только и разговору, что о поездке; Только о поездке и разговору);

хоть бы (Хоть не ворчал бы!);

чуть (было) не (чуть ногу не сломал);

чуть ли не (Чуть ли он теперь не большим начальником стал).

Всегда расчленяются частицы

не ли (Не отдохнуть ли нам?),

не же (Не ночевать же тут!).

Фразеологизированные частицы:

нет-нет и (да и) (Нет-нет да и зайдет навестить; Нет-нет деда и вспомнит);

что за (Что это за новости?; Что у тебя за характер!);

что из (того, что) (Что мне из его обещаний!; что теперь из того, что он вернулся?).

От составных частиц следует отличать группирующиеся вокруг простой частицы разнообразные, легко возникающие и легко распадающиеся комплексы, характерные прежде всего для модальных частиц; например:

уж - уж и, ну уж, так уж, уж и… же;

как - да как, ну как, как же, да как же, ну как же;

вроде - вроде бы, вроде как, вроде и, вроде как бы;

Нерасчленяемые[править | править вики-текст]

их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами.

а то (- Не боишься? - А то я боюсь!; Пустят ночевать? - А то вдруг не пустят);

без того (Человек он и без того молчаливый, а тут и вовсе замкнулся. Полев.; Некогда ждать, без того уже опаздываем);

было б (прост.) (Было б мне не оставаться, а уехать домой!);

всего-навсего (Времени всего-навсего час);

глядь и (разг.) (Ждал-ждал, глядь и заснул);

далеко не (далеко не уверен в успехе; далеко не красавица);

диви бы (прост.) (Диви бы дело знал, а то ведь неуч!);

до чего (До чего хорош лес! До чего ты устал!);

добро бы;

если бы (Если бы не война!);

ещё бы (Тебя не трогают. - Ещё бы ты тронул!; Хорош улов! - Ещё бы не хорош!);

и есть (прост.) (- Не признал, видно? - Не признал и есть. Бажов; - Глянь, ребята, Пика! - Пика и есть. Фад.);

и так (Не сердись, я и так раскаиваюсь; Зачем ему деньги, у него много и так);

и то (На каток и то не пускают; Видел давно, и то мельком; Поговори с ним. - И то поговорю);

как есть (прост.) (Всё как есть ты правильно сказал. Бажов; - Замерз? - Как есть замерз);

как раз (Пришел как раз вовремя; Боюсь я службы: как раз под ответственность попадешь. Тург.);

как так (- Прощайте. - Как так прощайте?);

куда как (Куда как весело!);

ладно бы;

на что (На что хитер, а и то ошибся);

никак нет;

навряд ли;

отнюдь не (отнюдь не красавица);

просто-напросто (Он просто-напросто смеется над нами);

так-таки (Так-таки и не явился?);

так уж (- Табачок у меня весь. - Так уж и весь?);

то ли не (То ли не жизнь!);

то-то (То-то рад!; То-то я смотрю он присмирел);

туда же (Туда же из смешливых: Сказала что-то я: он начал хохотать. Гриб.; Мальчишка, а туда же спорит);

уж и (Сами сделали. - Уж и сами?; Это болезнь. - Уж и болезнь!);

хвать и (Пока собирались, хвать и дождь пошел);

что ж (- Пойдем? - Что же, пойдем; Я согласен, что ж);

что ли (Звонок, что ли?; Помоги что ли!; Что ли ты глухой?);

Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза».

Цели урока:

1) формирование умения рассказывать о союзе,

2) находить союзы в тексте,

3) правильно определять разряды союзов,

4) научиться выполнять разбор союза.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Оборудование:

Учебники,

Тетради,

Ручки,

Карандаши.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.

2) Проверка домашнего задания.

3) Фронтальный опрос:

Учитель:

Что такое союз ?

Ученик:

- Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какова функция союза в предложении?

Ученик:

Связывать однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какие служебные части речи вы еще знаете?

Ученик:

Частицы, предлоги, междометия.

Учитель:

Какую служебную часть речи вы уже изучили?

Ученик:

Предлог.

Учитель:

Что общего между предлогами и союзами?

Ученик:

Не являются членами предложения, не изменяются.

Учитель:

На прошлом занятии мы с вами разобрали таблицу «Разряды союзов по значению». Давайте повторим ее. Итак, на какие две группы делятся союзы?

Ученик:

Союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.

Учитель:

На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.

Ученик:

Сочинительные союзы делятся на: соединительные (например, и, да (в значении и ), также, тоже ); противительные (например, но, а, зато, да (в значении но ), однако ), разделительные (например, не только…но и, или…или, либо…либо ).

На какие группы делятся подчинительные союзы?

Ученик:

Подчинительные союзы делятся на две группы – изъяснительные и обстоятельственные.

Учитель:

Приведите примеры изъяснительных союзов.

Ученик:

- Что, потому что, как, будто.

Учитель:

На какие подгруппы делятся обстоятельственные союзы? Приведите примеры.

Ученик:

Подчинительные союзы бывают: временные (когда ), целевые (чтобы ), причинные (потому что ), уступительные (хотя ), следствия (так что ), условные (если ), сравнительные (как будто ).

Учитель:

Разряды какой части речи, ранее изученной, напоминают вам разряды союзов?

Ученик:

Разряды наречий.

Учитель:

На прошлом занятии вам давалась информация под запись. Какими еще бывают союзы? Приведите примеры, употребите в предложении.

Ученик:

Одиночными (употребляются один раз. Например, «Ученый малый, но педант»), повторяющимися (например, и…и, или…или, ни…ни «За дождем не видно ни моря, ни неба»), двойными (их компоненты взаимосвязаны. Например, как…так и, не только…но и, если…то . «Пушкин создал свои произведения как в стихах, так и в прозе»).

Учитель:

Какие вы знаете союзы по строению?

Ученик:

По строению союзы бывают простыми и составными.

Учитель:

Чем они отличаются?

Ученик:

Простые союзы состоят из одного слова, а составные из двух и более.

Учитель:

Приведите примеры простых и составных союзов.

Ученик:

Простые союзы: а, но, и, зато. Составные: потому что, так как, не только…но и.

Учитель:

Какая служебная часть речи имеет такое же строение?

Ученик:

Предлог.

4) Выполнение морфологического разбора.

Учитель:

Выполняем морфологический разбор союзов (у доски и в тетрадях).

« План морфологического разбора союза» .

I . Часть речи.

II . Грамматическая роль.

III . Морфологические признаки:

1) сочинительный/ подчинительный;

2) одиночный/ повторяющийся/ двойной;

3) простой/ составной.

IV . Неизменяемое слово.

Учитель:

Записываем предложение (выполняем работу в тетради, один ученик работает у доски), выполняем морфологический разбор союза:

«Я слыхал о тамошних метелях и знал , что целые обозы бывали ими занесены» ().

I . И – союз.

II . Слыхал и знал .

III . Морф. призн.:

1) соч.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

I . Что – союз.

что?

II . […], (что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., изъяснит.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Записываем еще предложение:

«Базар кишел народом, потому что было воскресенье».

I . Потому что – союз.

почему?

II . […], (потому что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., обтоят., причины;

2) одиноч.;

3) состав.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов.

1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца.

2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука.

3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости.

4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном.

5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.

6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели.

7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней.

9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

10) Снегу было мало, снежных буранов тоже .

5) Подведение итогов.

Учитель:

Итак, сегодня мы повторили разряды союзов по значению и строению, выполнили морфологические разборы некоторых союзов. На следующих занятиях мы продолжим тему «Союз», познакомимся с правописанием союзов и употреблением их в простых и сложных предложениях.

6) Домашнее задание: упр. 389, 395.

7) Выставление оценок.

Планирование урока:

1) Организационный момент…………………………………1 мин.

2) Проверка домашнего задания…………………………….10 мин.

3) Фронтальный опрос……………………………………….15 мин.

4) Выполнение морфологического разбора………………...15 мин.

5) Подведение итогов………………………………………….2 мин.

6) Домашнее задание…………………………………………..1 мин.

7) Выставление оценок………………………………………...1 мин.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы также делятся на несколько групп в зависимости от выражаемых значений (см. табл. 46).

В табл. 46 представлены семантические союзы, т.е. обозначающие определенные значения (точнее, логико-семантические отношения между словоформами или частями сложного предложения). В противоположность им выделяются асемантические союзы, указывающие только на подчиненность придаточной части, присоединяющие обычно изъяснительные придаточные. Особенностью таких союзов является функция присоединения, не вносящая дополнительных сложных оттенков в высказывание. В наиболее чистом виде "присоединительность" реализуется союзом что (Во Всеобщей декларации прав человека указано , что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах ).

Об употреблении подчинительных (как и сочинительных) союзов в сложных предложениях речь пойдет подробнее в разделе "Грамматика. Синтаксис".

Таблица 46. Группы подчинительных союзов

Группа союзов по значению

Примеры на употребление

Временные

когда , после того как , перед тем как , как только , едва лишь , едва... как

После того как пал Будапешт и была взята Вена , палатное радио не выключалось даже ночью (Е. Носов)

Причинные

потому что , так как , из-за того что , в связи с тем что , ввиду того что , оттого что , благодаря тому что , в силу того что , вследствие того что , в результате того что , тем более что

Надо добавить вытяжные стояки , потому что каждая корова испаряет дыханием десять килограммов воды в сутки (С. Антонов); Оттого что дощаник был сколочен наспех , крыша его в хребтине прогнулась (В. Поволяев)

Условные

если , если... то , в случае если , в том случае если , при условии что , ежели {прост. )

Но как я могу проявить инициативу , если я не уважаю начальника (Г. Семенов); Фоме Фомичу приказали явиться , угрожая силою в случае отказа (Ф. Достоевский)

Уступительные

хотя , несмотря на то что , вопреки тому что , невзирая на то что , независимо от того что , при всем том что

Вечером на "Газике" приезжал инженер , и , хотя от него решительно никакой помощи не было , в избе становилось спокойней (С. Антонов)

Следствия

так что , в результате чего

Луша пришла в опустевшую избу , села на стул и заплакала громко , навзрыд , так что было слышно на улице (С. Антонов)

чтобы , для того чтобы , ради того чтобы , с тем чтобы , затем чтобы

Он встал , чтобы уйти , но невольно задержался (Л. Сейфуллина)

Сравнительные

как , будто , как будто , словно , также как , подобно тому как , вроде того как , как если бы

Степь уходила вдаль , обширная и ровная , как море (Л. Соболев); На Красной площади , будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания стен и башен (А. Н. Толстой)

Сопоставительные (при совпадении с подчинительными союзами по формальному признаку не противопоставляемые сочинительным союзам по значению)

если... то , в то время как , между тем как , тогда как , по мере того как , чем... тем

Здесь еще отметим, что некоторые подчинительные союзы могут использоваться в структуре простого предложения. Например, союз чтобы присоединяет обстоятельство цели, выраженное инфинитивом (Вот мы тут только что решили рассказывать по очереди , чтоб убить время (А. Новиков-Прибой), союз как присоединяет именную часть составного сказуемого (Мечты как вольные птицы ), обстоятельство образа действия (Как гром раздался оглушительный взрыв ) и может выступать в роли предлога в качестве (Итак , я вам советую как приятель быть осторожнее (М. Лермонтов ).

Союзы как часть речи пополняются новыми образованиями в основном из двух источников: 1) за счет наречий и частиц (вернее , ведь , зато , кстати , скорее , точнее и т.п. ): Приют наш мал , зато спокоен (М. Лермонтов); Корень "снеж" в слове подснежник выделяется как морфема , точнее (вернее ) морф , по сравнению с корнем в слове "снеговик"; 2) за счет производных отыменных предлогов, к которым либо присоединяется местоимение то с союзом что (за счет + того , что; в связи + с тем , что ), либо в которые вставляется местоимение тот с союзами что , чтобы , если (по той причине; с той целью , чтобы; на тот случай , если ).

Союзные слова

В роли союзов могут употребляться некоторые разряды местоимений. К ним относятся местоимения-существительные кто , что , местоимения-прилагательные какой , который , чей , каков , местоимения-числительные сколько , насколько , местоимения-наречия где , куда , откуда , когда , как , почему , отчего , зачем. Их называют союзными словами, так как они служат для соединения частей сложноподчиненного предложения. В отличие от союзов, которые употребляются только для оформления связи между частями сложного предложения, союзные слова выступают в придаточной части в роли того или иного члена предложения. Например, в предложении Мы не знали , откуда приехал наш школьный друг и почему он не зашел к нам , союзные слова откуда и почему не только соединяют придаточные части с главным, но и выступают в придаточных в роли обстоятельств, соответственно места и причины, а в предложении Я знаю человека , который приехал оттуда союзное слово который также не только соединяет придаточную часть с главной, но и выступает в первой в роли подлежащего.

Союзное слово характеризуется двойной синтаксической связью: с одной стороны, с тем членом главной части, к которому относится придаточная, с другой - с тем членом придаточной части, к которому относится само союзное слово. Но здесь может быть и исключение, если речь идет о слове который.

Например: 1) Апелляция - , которая имеет право пересмотра дела; 2 ) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , у которой есть право пересмотра дела; 3) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , в которую обращается апеллирующий. В первом предложении союзное слово которая имеет форму рода и числа существительного инстанция , к которому относится вся придаточная часть вместе с этим словом, но падеж его определяется синтаксической ролью, выполняемой им в придаточной части, - подлежащее, поэтому оно стоит в И.п. Во втором предложении род и число слова который также зависят от определяемого существительного апелляция , а падеж- от глагола-сказуемого есть (у чего?), который и обусловливает синтаксическую роль союзного слова - дополнение. В третьем предложении род и число союзного слова опять же определяются существительным апелляция , падеж - глаголом-сказуемым обращается (к кому?), отсюда и его синтаксическая функция - дополнение.

Морфологический разбор союза

План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец разбора: , потому что в них участвовали представители всех в идов спорта.

Устный разбор. 1. И - союз. Соединяет однородные обстоятельства на стадионе и в бассейне . 2. Имеет морфологические признаки: сочинительный, простой.

2. Потому что - союз. Соединяет части сложного предложения Соревнования проходили на стадионе и в бассейне (почему?), потому что в них участвовали представители всех видов спорта. Имеет морфологические признаки: подчинительный, простой.

Письменный разбор. 1.И - союз. и 2. Морф, призн.: соч., прост.

1. Потому что - союз и , потому что . 2. Морф, призн.: подч., сост.

Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, то и наречия так с частицей или предлогом, ср.:

Я хочу, чтобы вы дали мне совет. - Что бы вы мне посоветовали?

Я тоже хочу поехать туда. - Я думаю то же (самое).

Я также хочу поехать туда. - Я думаю так же.

Книга трудная, зато интересная. - Спрячься за то дерево.

Союз разбирается по следующей схеме :

2. Постоянные признаки:

Неизменяемый,

Разряд по значению,

Простой / составной,

Что соединяет.

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час.

(Ф. М. Достоевский)

но - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

что - союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

а - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

так как - союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

Частица

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .



Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме :

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

Неизменяемая,

Разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.

(Ф. М. Достоевский)

не - частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

бы - частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Междометие

Междометие - особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие - это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Это определение, соответствующее описанию междометий в лингвистике, отражено в комплексе 3. Комплексы 1 и 2 определяют междометие как группу слов, выражающую чувства или побуждение к действию.

По значению междометия бывают трех разрядов:

1) эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

2) императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау ;

3) этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего .

Междометия не изменяются, не являются членами предложения (в предложении Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными), за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.

Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица ! (А. С. Грибоедов)

Междометия могут быть производными (батюшки, господи ) и непроизводными (ох, фу ), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш ).

Междометия не следует путать со звукоподражательными словами . Эта группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы: мяу, кар-кар, дзынь. Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи.

Междометия также следует отличать от глаголов в междометной форме: А шапка бац прямо на пол.

При разборе междометия указывают на его неизменяемость и разряд: эмоциональное, побудительное, этикетное. Например:

- Ах, боже мой, я совсем не про то...

(Ф. М. Достоевский)

ах

боже мой - междометие, неизменяемое, эмоциональное, не является членом предложения.

Ни в одном из учебных комплексов разбор междометий не производится.

На уроке вы узнаете о том, на какие группы по значению делятся подчинительные союзы. Вы познакомитесь с планом морфологического разбора союза.

Морфологический разбор союза

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Например: Все же полнее и интереснее жить тогда, когда человек преодолевает жизненные преграды.

1. И - союз, соединяет однородные обстоятельства;

2. Морф. призн.: сочинительный, простой.

1. Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

2. Морф. призн.: подчинительный (временной), простой.

Домашнее задание

Упражнение № 341. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Найдите союзы и произведите их морфологический разбор: укажите, простой союз или составной, сочинительный или подчинительный, что он связывает.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С весёлым грохотом летят.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась, как море,

Стального зеркала светлей.

И речка к ней на середину

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

(А. Фет)

Задание № 2. Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.

2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.

3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.

4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.

5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.

Задание № 3. Переведите с древнерусского: какие современные союзы должны стоять на месте устаревшего «яко»?

1. Рече же им Ольга, яко мстила уже обиду.

2. Бысть гром велик, яко слышали в избе сидящи.

3. Сдумаша, яко изгонити князя своего.

4. Больного посетите, яко все смертвенны есмь.

5. Не восхотел противиться брату своему, яко велики волны держа в руку свою.

Дидактические материалы. Раздел «Союз»

Список союзов.

Служебные части речи

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.