6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Документ... Тема 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка . Синтаксис – раздел науки о языке , изучающий словосочетание и предложение. 6.1. Порядок слов в предложении. В русском языке ... В современном русском литературном языке используется...
Русский язык в системе языков мира > Национальный язык. Современный русский литературный язык. Понятие «норма». Типы норм
Документ... Современный русский литературный язык . Нормы СРЛЯ. План. 1. Русский язык в системе языков мира 2. Национальный язык . Современный русский литературный язык . 3. Понятие «норма ». Типы норм . 4. Этические нормы ... от ударного слога, тем этот звук слабее. ...
Элективный курс по русскому языку Культура речи и нормы русского литературного языка
Элективный курсКультуре. (1 час). Интеллектуальная игра по теме « Нормы современного русского литературного языка » « Умники и умницы». Примеры распределения материала...
3. Лексические нормы современного русского языка
ДокументТема 3. Лексические нормы современного русского языка . Речевые ошибки в употреблении лексических единиц. 1.1. ... рад, прислуживаться тошно» (А.С. Грибоедов). В литературной речи, в научном и официально-деловом стилях...
Очерки по истории русского литературного языка
УчебникВремени. Между тем для кругов московских книжников следование нормам «Славенской грамматики... В Н. Описательный актив и пассив. (Из наблюдении современным русским литературным языком ).- Русский язык в советской ш" 1931, № 1. - 450 - „аружения. Ср...
густой густой туман (плотный) густая сметана (насыщенная) густая шевелюра
9. Основы культуры речи
идти, открыть, старый, легкий, темный
Упражнение 124. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с существительными, данными в скобках.
(1) обнаружить, открыть (закон, закономерность); (2) функционировать, работать (аппарат, коллектив); (3) осуществить, выполнить (программа, работа); (4) удерживать, сохранять (дистанция, расстояние); (5) исправить, устранить (ошибки, недостатки); (6) демонстрационный, показательный (стенд, полет). (7) истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ); (5) долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный (кредит, путь, воздействие, период, сборы).
Упражнение 125*. Выберите нужное слово из стоящих в скобках.
(1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, веда
332 II. Практическая часть
ли) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать,
ослаблять, амортизировать).
(3) Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (предшественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доходное).
(5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение,
известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (в) Предвыборная компания партии содержала (актуальные, первоочередные,
первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учтивый, любезный, радушный, обходительный) прием. (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех.
Упражнение 126. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
(1) В старину на Руси летоисчисление осуществлялось поиному. (2) Единственным превосходством излучателей такого рода является простота конструкции. (3) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.
(4) Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.
(5) Снегозадержание производят с помощью щитов. (в) Специа- листы-растениеводы уверены, что конечный эффект будет значительным. (7) Пища для скота должна быть приготовлена заблаговременно. (8) Для участия в соревнованиях выбрали самых опытных всадников. (9) Российский теннисист стал владельцем приза. (10) Его существование было наполнено самой разнообразной деятельностью.
Упражнение 127. К словам иноязычного происхождения подберите русские синонимы.
адекватный |
аннулировать |
|
апеллировать |
аграрный |
дивиденд |
волонтер |
девиация |
|
консолидировать |
реставрация |
|
миллениум |
презентабельный |
|
секьюрити |
функционировать |
|
фиксировать |
форсировать |
эквивалентный |
эволюция |
доброволец |
|
эксклюзивный |
восстановление |
|
земельный |
исключительный |
|
мировоззрение |
обмен антагонизм |
Упражнение 128. Подберите к словам антонимы:
полезный |
талантливый |
откровенный |
|
внимательный |
правдивый |
расточительный |
|
враждебный |
рассеянный |
||
скрытный |
лицемерный |
||
бездарный |
|||
прославленный |
бережливый |
||
дружелюбный |
искреннии |
||
Упражнение |
Подберите слова с противоположным |
значением к следую- |
|
щим словам: |
|||
грядущий |
здоровый |
||
краткосрочный |
|||
максимум |
|||
нежность |
|||
отказываться |
|||
согласие |
|||
уставший |
Упражнение 130 *. Какие из следующих ниже лексических единиц не имеют антонимов? Ответ мотивируйте.
веснушчатый |
вооруженный |
||
деревянный |
завернуть |
||
логичный |
левобережный |
||
молодить |
|||
соломенный |
скромность |
||
хмуриться |
юго-запад |
II. Практическая часть |
Упражнение 131. Подберите антонимы к разным значениям слов.
легкий рюкзак - тяжелый рюкзак легкая задача -трудная задача легкий завтрак - плотный завтрак легкий загар - сильный загар
горячий, мелкий, свежий, старый
Упражнение 132*. Определите лексические значения выделенных слов. Укажите вид антонимии.
(1) Я одолжила эту книгу подруге. - Я одолжила эту книгу у подруги. (2) Уже светло - задуй свечу. - Вчера на комбинате задули новую домну. (3) Новый прибор запустили в массовое производство. - Ученик совсем запустил учебу.
Упражнение 133. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.
(1) Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. (2) Силясь побороть слабость, она шла вперед. (3) Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. (4) Отсутствует наличие учебников. (5) Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. (6) Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. (7) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. (8) Путник шел быстро, но не торопясь.
Упражнение 134. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы (семантикой, лексической сочетаемостью, постоянным или временным характером признака, качества, свойства и т.п.). Употребите паронимы в словосочетаниях. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов русского языка».
иронический - ироничный иронический - относящийся к иронии как стилистическому приему (употребляется в словосочетаниях терминологического характера), иронический прием, ироническая поэма, строфа ироничный - содержащий элементы иронии, употребляющийся с целью насмешки, ироничный взгляд, тон,
надеть - одеть существо |
освоить - усвоить геройский |
Сущность |
Героический |
Упражнение 135*. Ответьте на вопросы. Свой ответ мотивируйте.
(1) Как называют человека, не знающего чего-либо: невежа или
(2) Как вы скажете, ведя собрание: предоставляю или представляю
вам слово?
(3) Как вы охарактеризуете шутку: удачная или удачливая?
(4) Как называется отправитель письма: адресат или адресант?
(5) Как вы отзоветесь об уклончивом ответе: дипломатический или
дипломатичный?
(6) На какой срок человек принимается на работу: испытательный или испытательский?
(7) Как называется хозяйство, где занимаются разведением рыб:
рыбное или рыбье?
(6) Как характеризуется профессионал высокого класса: искусный мастер или искусственный мастер?
(9) Как вы назовете проявление бережливости: экономика или
экономия?
(10) Как характеризуется человек, скрывающий что-либо:
скрытый или скрытный?
Упражнение 136. Определите значения следующих паронимов. Какие слова и словосочетания могут соединяться с указанными паронимами? Есть ли среди паронимических пар такие, при которых возможны одни и те же
Г библиотечный I театральный аккуратный
{ союз чувство работа польза рама
Г связи страна | контакты визит
{ тренер роль слово член предложения задача
{ работа женщина результат выступление
{ контрасты изображение нитки краски фильм
II. Практическая часть |
распространяющие слова?
абонент - абонемент
двойной -двойственный дружеский -дружественный главный - заглавный
эффектный - эффективный цветной - цветовой
Упражнение 9. Основы культуры 137*. речи Выберите из предложенных паронимов подходящий по смыслу337 .
(1 ) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.
(2) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
(3) В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. (4) В квартире требуется (провести, произвести) ремонт.
(5) Художник писал (масляными, маслеными) красками. (6) Утром в отеле предлагался (сытый, сытный) завтрак. (7) Все вокруг при-
влекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.
(6) (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.
(9) В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) аллеям. (10) В его жизни это событие было самым (памятливым,
памятным).
Упражнение 138*. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь толковыми словарями).
(1) Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительную дисциплину. (2) Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. (3) Он сыскал себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. (4) Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами.
(5) Он одел комбинезон и отправился в цех. (6) Существо данной книги - в ее народности. (7) Метро оказывается удобнее надземного транспорта по скорости передвижения в нем и отсутствию «пробок». (6) Внесение удобрений на поля способствует повышению урожая. (9) Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве В. Набокова. (10) Славу актеру Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «“Юнона” и “Авось”», где он сыграл образ графа Резанова.
Упражнение 139. Составьте лексические словосочетания:
Упражнение 140*. Подчеркните словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Из соотношения каких нормированных выражений возникла речевая ошибка.
(1) Большую роль имеет золотая медаль.
(2) Надо смело ставить свои требования.
ного фольклора. (4) Стройка - это огромная махина, которую нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко позитивно отзывается о прошедших9. Основы культуры выборахречи . (6) Для обучения выделяется очень мизерная339 часть бюджета. (7) В игре оркестра чувствовались тонкие оттенки нюансов. (6) У всех было очень прекрасное настроение. (9) Я лично не могу ответить на этот вопрос. (10) Переезд потребовал огромной массы хлопот и уймы денежных расходов.
Упражнение 144. Устраните речевую избыточность в следующих предложениях.
(1) Внешний вид гостиницы тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания. (2) Резюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось. (3) При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения. (4) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. (5) Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новинками литературы, (в) Судя по найденным находкам уже есть доказательства в пользу доказываемой гипотезы. (7) Первый дебют молодого актера был удачным, успешным и привлек внимание публики. (6) Студенту приходится дорожить каждой минутой времени и считать каждые несколько рублей денег. (9) Будущая перспектива ехать на село радовала не всех выпускников сельхозтехникума. (10) Успех выступления во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, проводимых каждой командой.
Упражнение 145*. Определите, какие из приведенных ниже сочетаний: (а) закрепились в языке; (б) противоречат литературной норме:
народная демократия |
период времени |
автобиография жизни |
реальная действительность |
памятный сувенир |
передовой форпост |
коррективы и поправки |
информационное сообщение |
антагонизм противоречий |
другая альтернатива |
преобладающее большинство |
габаритные размеры |
частная собственность |
рыбная уха |
смелый риск |
промышленная индустрия |
соединить воедино |
Упражнение 146. В приведенных ниже предложениях устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.
(1) Машина, о которой речь, уже давно вышла из строя. (2) Для улучшения планирования следует объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. (5) На юристов и экономи-
II. Практическая часть |
стов теперь проходят по конкурсу. (4) Завод получил четыре вагона цемента и три кирпича. (5) Проблемы, по которым переговоры, сразу не решатся. (6) Студенческий отряд летом будет работать на общежитии. (7) Продавать акции мы намерены не только столичным жителям, но и других городов. (6) Большая часть заготовленных овощей погублена зря.
Упражнение 147. I. Знакомы ли вам приводимые ниже слова? Переведите их, стараясь обойтись без словарей (в случае затруднения пользуйтесь Словарем иностранных слов):
аксессуары |
андеграунд |
аутсайдер |
|
банкомат |
|||
бестселлер |
бодибилдинг |
||
гамбургер |
дайджест |
||
дивиденды |
|||
импичмент |
инаугурация |
инвестиции |
истеблишмент |
картридж |
консенсус |
ксерокопия |
ламинировать |
лоббировать |
маркетинг |
||
менеджмент |
мониторинг |
||
супермаркет |
|||
органайзер |
паблисити |
||
II. Попробуйте сгруппировать приведенные выше слова в лекеико-семантические группы, например: (а) лицо (конкретное или собирательное); (б) конкретный предмет; (в) отвлеченный предмет, действие, процесс, направление; (г) вид спорта. Можете конкретизировать классификацию.
Упражнение 148. В следующих предложениях укажите случаи неоправданного употребления иноязычных слов. Произведите, где нужно, си-
нонимические замены.
(1) Часто перед родителями стоит дилемма: где учиться их ребенку. (2) В День молодежи на центральной авеню этого провинциального города было организовано лазерное шоу. (5) В сельском клубе проходила дискотека, и аборигены отнеслись к городским дружелюбно. (4) Троллейбус курсировал по заданной траектории. (5) В последнем туре соревнований группа спортсменов потерпела фиаско. (6) В ремонте дома есть серьезные дефекты. (7) Среди митингующих превалировали люди пенсионного возраста. (6) В газете «Первое сентября» хорошо популяризируется опыт передовых учителей-новаторов. (9) Рецензент отметил, что статья написана на не радикальную тему сегодняшней жизни. (10) Первокурсники быстрее адаптируются к вузовскому обучению, если в коллективе хороший климат, если они не оппонируют друг к другу.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
{Горький М. Старуха Изергиль. Собр. соч. в 16 т.
Т. 1. - М., 1985. - С. 70-71)
3. Современное состояние общества характеризуется обострением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, определяющих его дальнейшее развитие, среди которых экономический, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и культуры. Многие ученые видят решение этих проблем в совершенствовании образования. Во всем мире идет активный поиск новых образовательных систем - более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.
Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образования предполагает смену образовательной парадигмы и переориентацию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познавательных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.
В рамках этой образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естествен- но-научным и гуманитарным знанием. Причем спектр этих теорий достаточно широк.
{Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. -М., 2000. - С. 82)
Упражнение 80. Найдите в любом учебнике и в любой газете примеры функционально-смысловых типов речи.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Нормы произношения
Упражнение 81*. Отметьте верные высказывания.
(!) Орфоэпия - совокупность норм национального языка, обеспечивающая единство его звукового оформления.
(2) Орфоэпия - совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, словосочетаний.
(3) Орфоэпия - совокупность правил, устанавливающих единообразное оформление написаний слов.
(4) Орфоэпия - совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение.
(5) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.
(6) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.
(7) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.
(8) Орфоэпические нормы отражены в орфоэпических словарях.
(9) Орфоэпические нормы отражены в этимологических словарях.
(10) В орфоэпических словарях не указываются варианты произношения, находящиеся за пределами литературной нормы.
Упражнение 82. Произнесите правильно следующие слова. Помните: на месте буквы «о» в первом безударном слоге и абсолютном начале слова произносится звук, средний между [а] и [о], в остальных безударных слогах - средний между кратким [о] и кратким [ы].
вода домов моя твоей приходить
прошу опять окно окружать верно
нужно победить холод молоко молодой
Упражнение 83*. Какой звук произносится на месте буквы «а» после твердых ши-
шампанское
сожаление
Упражнение 84*. Прочитайте следующие слова, обращая внимание на необходимость произнесения в безударной позиции после твердых согласных на месте буквы «е» звуков [ы э ] или [ъ].
шестисотый
танцевать пожелание
шерстяной
цеха жестокость
шестнадцать
в столице
Упражнение 85*. Одинаково ли вы произносите подчеркнутые слова?
(7) чистота комнаты - частота колебаний; (2) примерять платье - примирять противников; (3) флаг развевается - ребенок развивается; (4) посветить фонариком - посвятить стихотворение юбиляру; (5) увидать лису - увядать в лесу
Упражнение 86*. Выпишите слова, в которых под ударением произносится звук [э].
кричит как оглашенный никчемный оседлый подключенный безнадежный
груженый
истекший год
одноименный
осужденный
современный блеклый
истекший кровью
платежеспособный
Упражнение 88*. Данные слова распределите в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквой «е». Сравните свое произношение с нормативным, указанным в ключе к заданию.
ателье, бассейн, бизнесмен, вундеркинд, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, интервал, кодекс, музей, модель, отель, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, фланель, шедевр, шинель, энергия, эстетика
Упражнение 89*. Определите, в каких случаях звук, обозначаемый буквой «I», произносится как [г] - взрывной; [г] - фрикативный; [к]; [х]; [в].
(1) гордый, гора, долго, нога, сапоги, грустить
(2) друг, долог, творог, набег, ногги, остричься
(3) легкий, мягкий, налегке, смягчить, легчайший
(4) Господи, благодать, Богу
(5) бухгалтер, ага, ого, эге
(6) далекого, тихого, большого, твоего, первого
Упражнение 90*. Какие комбинаторные процессы влияют на произношение согласных звуков в следующих словах:
(1) березка, дорожка, улыбка, перегородка, уловка, вчера, отгадать
(2) сделать, сбежать, просьба, молотьба, вокзал, футбол
(3) степь, нести, боязнь, зонтик, гонщик, кандидат
(4) бесшумно, без шапки, из шахты, сжигать, безжизненный, из жести
Упражнение 91. Прочитайте слова с учетом норм произношения сочетаний согласных.
(1) Отчизна, отчет, докладчик, летчик, переводчик, зодчий
(2) рассказчик, грузчик, перебежчик, мужчина, считать, расчистить, счастье
(3) дрожжи, вожжи, жжет, жужжать, дожди
(4) двадцать, отца, солдатский, увидеться, переписываются, смеется
Упражнение 92. Прочитайте слова, обращая внимание на мягкость губных согласных ([б], [п], [м], [в], [ф]), обозначенных буквой «ь». Твердое произношение ошибочно.
дробь обувь степь семь
восемь семьдесят восемьдесят поздравь
насыпьте оставьте добавьте приготовьтесь познакомьтесь
обращая внимание на сочетания трех и |
проездной
радостный
счастливый
гигантский
журналистский допоздна
властный
ненавистный
жалостливый
сочувствовать
президентский
туристский поздно
грустный
окрестность
завистливый
корреспондентский
милитаристский праздник
лестница
совестливый
здравствуй
эмигрантский
ассимилировать
иллюстрация
программа
сумма агрессия
галлюцинация
иммунитет
коллекция
программный
терраса аллея
диссертация
интеллект
профессия
террор аппликация
ирреальный
манна (небесная)
Упражнение 96. Проверьте, правильно ли вы произносите следующие слова.
Прописными буквами выделена та часть слова, где часто допускается ошибка.
дермАТин изнемоЖение ИНИциатива
инцИДент консТАТировать компоСТировать
компроМЕТировать конкурентоспособный НУмеровать
ПЕРСпектива СТУдень ТАБУрет
упаДОЧНический ЧРЕЗвычайный эКСкаватор
ЭСКалатор буДУщий жажДУщий слеДУЮщий
Акцентологические нормы Упражнение 97*. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.
августовский алфавит аналог арбуз баловать буксировать бюрократия вахтер вероисповедание генезис гофрированный гусеница дефис джинсовый добыча договор дозвониться дозвонится досуг древко завидно задолго заиндеветь заискриться запломбировать заржаветь засорится значимый звонит иконопись индустрия исподволь испокон каталог кашлянуть костюмированный красивейший кремень кулинария кухонный лубочный мельком мизерный мускулистый мышление наверх намерение наотмашь некролог ненадолго обеспечение облегчить одновременно оптовый осведомиться откупорить отчасти памятуя плесневеть пломбировать предвосхитить принудить присовокупить ракурс рассредоточение симметрия снадобье уведомить ходатайствовать христианин цемент шасси
Упражнение 98*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на первый слог.
(7) ракушка (2) ржаветь (3) силос (4) сумерничать
(5) таможня (6) холеный (7) цепочка (8) цыган
(9) черпать (70) эксперт
Упражнение 99*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на второй слог.
(7) кедровый (2) красивее (3) партер (4) свекла
(5) сливовый (6) столяр (7) упрочение (8) ходатай
чистильщик (70) щавель
Упражнение 100*. Отметьте номера слов с ударением на последнем слоге.
алкоголь (2) буксировать (3) воздухопровод (4) диспансер (5) жалюзи 6) полшага (7) премировать (8) углубить
(9) усугубить (70) феномен
Упражнение 101. Определите значения следующих слов. Составьте с ними предложения.
атлас - атлас, броня - броня, вязанка - вязанка, занятый - занятой, ирис - ирис, клубы - клубы, кругом - кругом, образы - образа, языковой - языковый.
Упражнение 102. Произнесите словосочетания, обращая внимание на место ударения.
характерные особенности, удачная острота, ветреный день, посаженый отец, переносный смысл, лавровая роща, в голове хаос, призывной возраст, характерная роль, переходной мост, ветряная оспа, лавровый лист, подвижный ребенок, переносной микрофон, посаженный кустарник, парить ноги, призывный клич, острота зрения, языковое чутье, переходный возраст, угольный бассейн, неправильный прикус, парить в облаках.
Упражнение 103. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа прилагательных. Поставьте ударение.
до рошй - до рог - до рога - до рош - до роги
веселый верный высокий глубокий голодный далекий дружный молодой старый широкий
Упражнение 104*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на последний слог.
дешева (2) права (3) светлы (4) редки
(5) бледно (6) длинны (7) близка (8) горек
Упражнение 105. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа страдательных причастий.
начатый - начат - начата - начато - начаты
созванный взятый занятый прожитый проданный
Упражнение 106*. Отметьте номера слов, в которых ударение не падает на последний слог.
взята (2) придана (3) начато (4) продано
(5) принята (6) роздано (7) раздана (8) созданы
Упражнение 107*. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского и среднего рода и форму множественного числа данных глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.
брать - брал - брала - брало - брали
выбрать - выбрал - выбрала - выбрало - выбрали
быть, включить, выдать, дать, жить, звать, ждать, пить, набрать, собрать, избрать, отдать, свить, сорвать, прослыть, приплыть, солгать, положить, тянуть
Упражнение 108*. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение.
(7) жила (2) пряла (3) вила (4) отдала (5) звала
(6) пила (7) гнала (8) влила (9) взяла (70) ждала
Лексические нормы
Упражнение 109*. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.
(1) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. (2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровень житья. (4) Выводы и предложения докладчика были основанными. (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. (7) Железнодорожные билеты были заранее уплачены. (8) Дипломант успешно защитил работу. (9) Горожане стали свидетелями концерта на летней эстраде парка. (10) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.
Упражнение 110. Найдите и устраните ошибки, обусловленные неточным употреблением слов. В случае затруднения обращайтесь к словарям.
(1) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. (2) В президиуме - люди, обреченные властью. (3) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный звук. (4) Статья посвящена исследованию урожденных рефлексов. (5) Здравицы Крыма и Краснодарского края вновь открыты для отдыхающих. (6) Вперед подумай, а потом отвечай. (7) Пальто пошито у хорошего мастера. (<5) Вся публика была уже в триумфе. (9) Зал аплодировал и сканировал: «Браво!» (10) Он нарочито не пришел на субботник.
Упражнение 111. Установите разные значения следующих слов по 4-томному академическому «Словарю русского языка» или «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Отметьте, в каких функциональных стилях употребляется каждое из значений этих слов. Составьте с ними предложения.
школа курс область
возвышаться существенный
Упражнение 112. Приведите примеры однозначных слов-терминов из той области науки, которой вы занимаетесь.
Упражнение 113. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях, тонкая струна, тонкая натура, тонкий слух светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое воспоминание
мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие заботы
ком глины, свернуться в ком, ком подкатил к горлу бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление
Упражнение 114*. Найдите в предложениях слова, употребляемые в переносном значении. Определите тип переноса: метафора, метонимия, синекдоха. На чем основан перенос значения?
(1) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро. (2) Зал рукоплещет. (3) На сцену вышла первая скрипка. (4) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом.
(5) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время.
(6) Свинцовые тучи нависли над полем. (7) Ростов - крупный железнодорожный узел. (8) На выставке представили иллюстрированное издание словаря. (9) Воздух обжигает лицо легким морозом. (10) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти.
Упражнение 115*. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению - многозначности или омонимии - относятся эти слова. Ответ аргументируйте.
(1) Нота до. Папка с нотами. Дипломатическая нота. Истерические ноты в голосе. Петь по нотам. (2) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора.
(3) Косить траву. Эпидемия косила людей. Косить на левый глаз. Платье сбоку косит. (4) На Неве развели мосты. Суд развел супругов. Гостей надо развести по домам. Туристы развели костер. (5) Лодка заплыла в бухту. Гуси заплыли жиром. Свеча заплыла воском. Пруд заплыл тиной.
Упражнение 116. Объясните значения омонимов с помощью толковых словарей и Словаря омонимов русского языка. Составьте предложения.
акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать
Упражнение 117. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.
(1) «Выражение лица» - «особый взрывной снаряд». (2) «Чувство меры в поведении человека» - «метрическая единица в музыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» - «эмбриональное состояние человека». (4) «Провести некоторое время за чтением» - «выражать преклонение перед кем-либо».
Упражнение 118*. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.
вспыхнуть - зажечься - заняться - запылать - загореться - воспламениться - засветиться зажечься - засветиться - загореться - заняться - вспыхнуть - воспламениться - запылать
(1) беспокойство, волнение, тревога, смятение
(2) самостоятельный, независимый, свободный
(3) блестеть, сверкать, сиять, искриться
(4) маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниатюрный
(5) ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний
(6) необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский
(7) печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние
(5) преимущество, превосходство, преобладание, перевес, первенство
Упражнение 119. Составьте синонимические ряды со следующими словами-доминантами.
безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множество, постоянный, приобретать, прочный
Упражнение 120*. Из данных синонимических рядов исключите слова, характерные для разговорной речи.
(1) давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний
(2) думать, размышлять, мозговать
(3) толстый, солидный, упитанный, грузный, дородный, пузастый
(4) ходатайствовать, просить, молить, канючить, хлопотать
(5) превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить
(6) изучить, проработать, освоить, пройти, постичь
(7) спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться, притаиться
Упражнение 121. Сравните сферу употребления следующих синонимов: амплитуда - отклонение родители - предки
дорога - большак желтуха - гепатит
хороший - клевый медикаменты - снадобья
руль - баранка
Упражнение 122. Определите стилистическую окраску слов, образующих синонимические ряды (обращайтесь к словарям):
(1) масса, уйма, прорва, обилие, множество, бездна
(2) растранжирить, израсходовать, ухнуть, истратить, разбазарить, промотать, просадить
(3) нонсенс, ерунда, чушь, бессмыслица, ахинея
Упражнение 123. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов.
густой густой туман (плотный) густая сметана (насыщенная) густая шевелюра (пышная) густой голос (полнозвучный)
идти, открыть, старый, легкий, темный
Упражнение 124. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с существительными, данными в скобках.
(1) обнаружить, открыть (закон, закономерность); (2) функционировать, работать (аппарат, коллектив); (3) осуществить, выполнить (программа, работа); (4) удерживать, сохранять (дистанция, расстояние); (5) исправить, устранить (ошибки, недостатки); (6) демонстрационный, показательный (стенд, полет). (7) истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ); (5) долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный (кредит, путь, воздействие, период, сборы).
Упражнение 125*. Выберите нужное слово из стоящих в скобках.
(1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, веда
ли) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать, ослаблять, амортизировать).
(3) Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (предшественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доходное). (5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение, известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (в) Предвыборная компания партии содержала (актуальные, первоочередные, первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учтивый, любезный, радушный, обходительный) прием. (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех.
Упражнение 126. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
(1) В старину на Руси летоисчисление осуществлялось по- иному. (2) Единственным превосходством излучателей такого рода является простота конструкции. (3) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.
(4) Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.
(5) Снегозадержание производят с помощью щитов. (в) Специалисты-растениеводы уверены, что конечный эффект будет значительным. (7) Пища для скота должна быть приготовлена заблаговременно. (8) Для участия в соревнованиях выбрали самых опытных всадников. (9) Российский теннисист стал владельцем приза. (10) Его существование было наполнено самой разнообразной деятельностью.
Упражнение 127. К словам иноязычного происхождения подберите русские синонимы.
адекватный
апеллировать
волонтер
миллениум
секьюрити
фиксировать
эксклюзивный
земельный
мировоззрение аннулировать
аграрный
девиация
консолидировать
презентабельный
форсировать
эволюция
восстановление
исключительный
обмен антагонизм
дивиденд
реставрация
функционировать
эквивалентный
доброволец
образ
образец
отменить
праздник
равноценный
сплотиться обращаться
отмечать
представительный
противоречие
развитие
тысячелетие отклонения
охранник
преобразование
работать
соответствующий
ускоренный
Упражнение 128. Подберите к словам антонимы:
полезный
внимательный
скрытный
прославленный
дружелюбный талантливый
правдивый
враждебный
бездарный
бережливый искреннии
откровенный
расточительный
рассеянный
лицемерный
Упражнение 129. | . Подберите слова щим словам: | с противоположным | значением к следую- |
без | высоко | во сне | всерьез |
горячий | грядущий | за | здоровый |
заснуть | краткосрочный | купить | любовь |
ложь | легкий | мягкий | максимум |
найти | над | надеть | нежность |
оптом | от | отказываться | прямой |
польза | против | с | согласие |
слабеть | свет | спать | счастье |
темнеть | уставший | умный | шутя |
Упражнение 130 | *. Какие из следующих ниже лексических единиц не имеют антонимов? Ответ мотивируйте. | ||
веснушчатый | входить | вооруженный | вы |
давно | деревянный | завернуть | заядлый |
звук | зима | крик | крупно |
кукла | лампа | логичный | левобережный |
молодить | над | потолок | плакать |
себя | стадион | соломенный | скромность |
терраса | тигр | толстый | улетать |
ха-ха-ха яд | хмуриться | четыре | юго-запад |
32 II. Практическая часть
Упражнение 131. Подберите антонимы к разным значениям слов.
легкий рюкзак - тяжелый рюкзак легкая задача -трудная задача легкий завтрак - плотный завтрак легкий загар - сильный загар
горячий, мелкий, свежий, старый
Упражнение 132*. Определите лексические значения выделенных слов. Укажите вид антонимии.
(1) Я одолжила эту книгу подруге. - Я одолжила эту книгу у подруги. (2) Уже светло - задуй свечу. - Вчера на комбинате задули новую домну. (3) Новый прибор запустили в массовое производство. - Ученик совсем запустил учебу.
Упражнение 133. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.
(1) Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. (2) Силясь побороть слабость, она шла вперед. (3) Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. (4) Отсутствует наличие учебников. (5) Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. (6) Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. (7) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. (8) Путник шел быстро, но не торопясь.
Упражнение 134. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы (семантикой, лексической сочетаемостью, постоянным или временным характером признака, качества, свойства и т.п.). Употребите паронимы в словосочетаниях. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов русского языка».
освоить - усвоить геройский - героический |
надеть - одеть существо - сущность |