Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей –
Дворец творчества детей и молодежи
Дополнительная образовательная программа
Краеведение
рассчитана на детей 11-17 лет
на год обучения
Программа утверждена
педагогическим советом
протокол №___________
«___»_____________2014г.
Составитель: Анкудинова Т.Л.,
педагог дополнительного
образования
Пояснительная записка
Программа «Краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность:
Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Краеведческая работа в школе позволяет связать с собой многие вопросы разных дисциплин, что позволяет обеспечить тесный контакт учебных занятий с историко-краеведческой работой.
Отличительные особенности программы:
Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей малой родины, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.
Цель программы:
Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой;
Формирование у обучающихся навыков краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Занимаясь в кружке, обучающиеся имеют возможность для получения и развития разнообразных практических навыков, самоорганизации и самоуправлении, общественной активности и дисциплины.
Реализация программы осуществляется с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, различных учреждениях и организациях.
Учебно-тематический план включает в себя базовые знания по истории Топкинского района, поселка Рассвет, деревни Соломино, деревни Терехино, деревни Симоново, поселка Ключевой.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения детей равна 144 часам.
Программа включает следующие направления деятельности:
Научно-исследовательское.
Просветительское.
Организационно-техническое.
Организационно-методическое.
Коммуникативное.
Аналитическое.
Форма работы с обучающимися: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, творческие задания позволяют педагогу в течение года следить за процессом освоения нового материала и овладением навыками исследовательской работы.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 - 15 минут в рамках каждого часа. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.
Количество детей в группе первого года обучения – 15 обучающихся, возраст – 11-17 лет.
Формы подведения итого реализации программы:
Своеобразным показателем успешности для детей станет участие в муниципальной и областной конференциях «Турист. Эколог. Краевед» и « Живи, Кузнецкая земля!», муниципальных и областных краеведческих конкурсах и викторинах.
Учебно-методический план первого года обучения
№ п/п
Раздел 1 «Семья»
Древо жизни. Знакомство с родословным древом семьи, правила его составления. Сбор информации для составления родословного древа.
Сбор фотографий и документов о трудовых династиях.
«Орден в моем доме». Записать воспоминания родственников, участников Великой Отечественной войны.
Раздел 2 «Школа»
Подготовка и размещение материалов по истории поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории.
Сбор материала по истории школы. Сбор документов, фотографий, воспоминаний.
Сбор и оформление материалов о выпускниках Рассветской школы. Запись воспоминаний, награды, заслуги.
Учителя нашей школы. Собрать материал об Макиенко О.И., Белоножко З.В., Янченко Е.Ф., Лосевой А.И., Слизове И.В.
При составлении истории Терехинской школы посетить районную, сельские библиотеки, Топкинский городской музей, ОМС УО Топкинского района; познакомиться с материалами газет «Провинция», «Наш Городок», «Топкинский вестник».
Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество». Познакомить обучающихся с работой их сверстников, изучить требования к подобного рода публикациям.
Раздел 3 «Родина»
Посещение музеев г.Кемерово, г.Топки и Топкинского района (музей «Военной истории Кузбасса», Топкинский городской музей, музей Зарубинской школы.
Начать сбор и систематизацию газетных публикаций по истории Кузбасса, г.Топки, Топкинского района, поселков нашей территории.
Церковь в д.Соломино. Сбор материалов, воспоминания старожилов, поиск газетных публикаций и фотографий.
Собрать материал, написать работы и подготовить выступление к конференции «Турист. Эколог. Краевед».
Игра «Что? Где? Когда?». Подобрать материал по теме «Великая Отечественная война». Составить вопросы, подготовить команду знатоков.
Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения. Организация субботников по уборке территории парка Победы, почетный караул 9 мая.
Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет (детский сад, клуб, почта, ФАП).
Раздел 4 «Память»
Методика поисковой работы среди старожилов и ветеранов, анкетирование, порядок опроса, тактическое направление беседы.
Труженики тыла. Продолжить сбор материалов и записей воспоминаний в личной беседе, отснять копии документов и фотографий. Оформить стенды в кабинете истории.
Методическое обеспечение программы «Краеведение»
Первый год обучения
№ п/п
Ожидаемые результаты после изучения программы дополнительного образования «Краеведение»
№ п/п
Список литературы для обучающихся
Великая Отечественная война.
Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти
Верховцева, З.П.
Дергач, А. Книга вожатого
Грибова, Л.В.
Девятко, Н.
Денискин, В Были земли Кузнецкой
Медведев, В. В самом сердце Кузбасса
Пермина, М.А. Ономастика
Соловьв, Л.И.
Шадрина, Г.В.
Филиппова, Л.И. . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004.- 72с.
Список литературы для педагогов дополнительного образования
Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. / Г.А.Архандеева – Кемерова.: Издательство облИУУ, 1999. – 111с.
Великая Отечественная война. 1941-1945. [Текст]: Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр.
Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти . [Текст]: Том 10. г.Топки, Топкинский район, Крапивинский район. / З.П.Верховцева – Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с.
Верховцева, З.П. Величие подвига на днепровских рубежах . [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово.: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с.
Гвоздикова, Л.И. Книга памяти жертв политических репрессий Кемеровской области. 1 том. [Текст]: Администрация кемеровской области областная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Кемеровский Государственный университет. / Составитель Л.И.Гвоздикова. – Кемерово.: Полиграфкомбинат, 1995. – 247с.
Дергач, А. Книга вожатого . [Текст]: Спутник старшего вожатого. / Составители А.Дергач, Г.Чубаврова, Л.Янушина. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272с.
Грибова, Л.В. Летопись города Топки и Топкинского района . [Текст]: Администрация муниципального образования «Город Топки и Топкинский район», муниципальное учреждение культуры «Исторический музей». / Л.В.Грибова. – Топки.: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 49с.
Девятко, Н. Историческая энциклопедия Кузбасса . [Текст]: Том 1 Познань: Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с.
Денискин, В Были земли Кузнецкой . [Текст]: Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. / В.Денискин. – Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с.
История. Содержание образования . [Текст]: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Авторы составители Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.
Красношлыкова, О.Г. Воспитание на региональном компоненте . - [Текст]: Методическое пособие. / О.Г.Красношлыкова, Н.А.Чернова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.
Кузьминых, Т.Н. Библиографическое описание документов . [Текст]: Методические рекомендации. / Т.Н.Кузьминых, Т.Б.Усачева. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2007 – 47с.
Кудрина, Т.А. Музей и школа . [Текст] / Т.А.Кудрина. – Москва. «Прочвещение» 1985. – 192с.
Медведев, В. В самом сердце Кузбасса . [Текст]: / В.Медведев. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с.
Милонов, Н.П. Историческое краеведение . (Основные источники изучения истории родного края). [Текст]: Пособие для студентов педвузов. / Н.П.Милонов. – М.: «Просвещение» 1969. – 319с.
Пермина, М.А. Ономастика Топкинского района 17 – начало 20 веков. [Текст] / М.А.Пермина – Кемерово 2003.
Соловьв, Л.И. География Кемеровской области : Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст]: учебное пособие для 8-9кл. общеобраз. Школ / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.
Титова, А.М. Памятники Кузбасса . / А.М.Титова. – Кемеровское книжное издательство, 1980. – 192с.
Шадрина, Г.В. Всесоюзная пионерская организация имени В.Ленина. [Текст]: Атлас. / Г.В.Шадрина. – М.: Главное управление геодезии и картографии, Фабрика № 4, 1984. – 72с.
Шмидт, С.О. Об истории, современном состоянии и перспективах развития краеведения . [Электронный ресурс]: Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск. 2004г
Шуранов, Н.П. История Кузбасса . [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних школ, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. / отв. Ред. Н.П.Шуранов. – Кемерово: «СКИФ», ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 352с.
Филиппова, Л.И. Летопись народного образования . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 72с.
Словарь терминов
Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.
Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.
Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
Колхоз (коллективное хозяйство) – производственные объединения крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.
Краеведение – изучение истории и природы родного края.
Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний по средствам музейных экспонатов.
Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты.
Ономастика – наука изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).
Родословие – изучение истории своей семьи (рода).
Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.
Топонимика – наука о географических названиях.
Фамилия – наследственное имя семьи, переходящая от отца или матери к детям
Экспонат – музейный предмет.
Экспозиция – коллекция экспонатов по одной теме, собранная в музее для показа посетителям.
Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого либо народа.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»
Валдайского района, Новгородской области
педагогическим советом директор школы:
протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо
дополнительного образования детей
« Краеведение»
Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
учитель истории
МАОУ СОШ №4
с. Яжелбицы
Информационная карта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.
Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».
Быстрова С.В, учитель истории.
Сведения о программе:
Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.
Область применения: дополнительное образование детей
Направленность: туристско-краеведческая.
Тип программы: модифицированная
Вид программы: образовательная
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Продолжительность обучения: 1 год
Пояснительная записка.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:
недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;
не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;
не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины;
изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.
Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.
Задачи:
Обучающие:
формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;
формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
расширять исторический кругозор учащихся.
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Возрастная категория учащихся , на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.
Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год, (по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа, 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Формы занятий:
лекция, экскурсия, игра-викторина, конференция, беседа, сообщение, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные ):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:
Информационные
Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.
Знание основных направлений производств города.
Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел района.
Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
●Получение практических умений сбора и оформления материала.
Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:
●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;
●создание и защита собственного проекта;
●создание презентаций по изученной теме;
●подготовка сообщения по теме.
Формы подведения итогов реализации программы :
выставка творческих работ « Деревня моя»;
Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;
Участие в различных конкурсах по краеведению;
Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года.
Педагогические технологии:
Технология коллективной творческой деятельности;
Коммуникативные образовательные технологии;
Технология коллективного совместного обучения;
Технология проектного обучения;
Игровые технологии.
Формы контроля освоения программы: Выставка творческих работ учащихся; Анкетирование; Викторина; Подготовка презентаций, сообщений; Итоговая зачетная работа (проект). Структура программы. Историческое прошлое д. Семеновщина. Подведем итоги. История города Валдая. Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. Подготовка индивидуальных и коллективных работ. Методическое обеспечение программы. Наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и Валдайского района, Имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения, Наличие связей с учреждениями образования и культуры, Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива), Возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам, Выход в интернет. Учебно-тематический план реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»
программы дополнительного образования детей «Краеведение» Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. (12 часов) Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века. Тема 2. Историческое прошлое окрестных деревень (18 часов). Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села. Тема 3. Подведем итоги. (4 часа). Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины. Тема 4. История города Валдая (14 часов). Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время. Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. (13 часов). Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря. Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города. Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. (3 часа) Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями. Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ (2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала. По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала. Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа). Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы. Тематическое планирование образовательной программы «Краеведение»
Литература 1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год 2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год 3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год 4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год 5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год 6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина 7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год 8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год 9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год. 11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013. 12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год. 13. Интернет –ресурсы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНА»
на заседании
методического совета
протокол № 3 29.12.от 2008года___________________
директор школы ______________
/Н.Г. Елькина/
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области»
для детей 10 – 13 летнего возраста
Составила
учитель географии
Антипова Светлана Николаевна
п. Первомайский
Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:
Фамилия, имя, отчество: Антипова Светлана Николаевна.
Должность: преподаватель географии.
Преподаваемый предмет: география.
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа».
Координаты учреждения: 393700, Тамбовская область,
Место жительства: 393700, Тамбовская область, п. Первомайский,
Информация о программе: Программа реализуется с 2008 года.
Тип программы: модифицированная.
Направление деятельности : интеллектуально – познавательная.
Уровень освоения: краткосрочный.
Возрастной диапазон: младший школьный возраст.
Экспертиза и утверждение данной программы проведены педагогическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2008году.
Данная программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области» ориентирована на младших школьников и приобщает их к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.
Контактный телефон: 8 (475-48) 2 – 16 – 04(рабочий).
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области» (далее Программа).
Духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию. Программа формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу своему краю.
В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введению детей в духовно- нравственную традицию русского народа, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя школьное образовательное учреждение. Это возможно потому, что подразумевается совместное осмысление детьми и взрослыми разнообразных событий.
В основу этой событийно - содержательной линии может быть положен Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить свою воспитательною образовательную работу в группе детей по духовно-нравственному воспитанию.
Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д.Ушинского, «целый детский год », в котором самое видное место занимают, конечно, праздники.
«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский, - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
Данная Программа является модификацией программы по духовно- нравственному воспитанию «Русский месяцеслов» Потаповской О.М. и Макеевой И.П., «Духовное краеведение Тамбовщины» иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, Лозовский А.Г., Евтихеева Л.Ю., Клемешова И.В. .
Направленность программы – интеллектуально-познавательная, так как направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере изучения регионального этнокультурного наследия родного края.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.
Принцип работы Программы построен как определённый цикл уроков и наполнен благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарём и отмечаемыми праздниками, как праздничные утренники для родителей.
Цель Программы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формированию у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.
Задачи Программы
Обучающие:
Распространение православной грамотности среди школьников. /Под православной грамотностью понимается сообщение учащимся необходимых и достаточных знаний и практических навыков, обеспечивающих компетентностное их использование в современных условиях в столь быстро меняющейся действительности/;
Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской;
Формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;
Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи;
Воспитание творческих навыков воспроизведения традиций региональной духовности.
Формирование представления об этических нормах духовности;
Наполнять содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.
Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.
Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.
Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.
Развивать образное мышление, речь, самостоятельность суждений, творческую активность;
Раскрыть индивидуальные способности.
Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.
опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;
культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;
личностная ориентация содержания программы;
деятельностный подход к обучению;
направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: истории, литературы, русского языка, географии и др.;
проблемно-поисковые методы организации учебного процесса.
В реализации данной Программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.
Количество детей в группе: 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Способы организации учебной деятельности:
фронтальный;
групповой;
индивидуальный;
лепка, рисование, аппликация;
слушание рассказа;
прослушивание художественных произведений для душеполезного чтения с последующем обсуждением прочитанного;
организация экскурсий по святым местам.
начальная диагностика, в формате тестирования, проводится с детьми в начале года обучения, чтобы выявить ЗУН, которые имеют дети;
промежуточная диагностика, в формате тестирования, позволяет узнать степень усвоения данного материала ЗУН за первое полугодие;
итоговая диагностика проводится в форме выставок, отчётных концертов.
Предполагаемые результаты обучения:
В результате изучения курса « Духовное краеведение Тамбовщины» ученик должен получить представление о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Таким образом, в конце первого года обучения воспитанник должен:
Знать/понимать:
Ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)
Хронологию библейской истории, истории церкви, их отражение в региональном церковном и народном календаре;
Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;
Традиционные маршруты тамбовских паломников;
Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.
Жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и другие;
Историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).
Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:
знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);
Уметь:
Давать духовную оценку реалиям пространства и времени;
Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;
Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.
Ориентироваться в храме;
Провести в тот или иной храм посёлка (рассказать, где он находится);
Рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Сергия Радонежского, например);
Пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;
Рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);
Отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;
Отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;
Пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и посёлка.
Формы и методы проведения занятий.
При реализации программы учитывается уровень знаний, умений и навыков воспитанников, их индивидуальные особенности.
Приобщение детей к творчеству успешно реализуется при создании особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются следующие формы проведения обучения:
Занятия – объяснения, беседы, экскурсии, театрализованные представления. Выставки работ учащихся.
Одной из форм работы является объединение учащихся в группы, где ведётся исследовательская деятельность по избранным темам Основ православия. Педагогический процесс направлен на развитие созидательной, учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие умственных способностей ученика, его воображения и фантазии.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Выставки по темам: «Рождество Христово», «Молитва мытаря и фарисея»; «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце»;
«Благовещение Пресвятой Богородицы».
Фестивали: участие в районном фестивале детского творчества «Святки», посвящённого празднику Рождества Христова и празднованию «Пасхи».
Учебно-тематическое планирование образовательной Программы дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области».
№№ | Раздел | Тема | Количество часов |
||
Теор. | Практ. | Всего |
|||
1. | Введение. 6 часов.
| 1.1.Вводное занятие. Начальная диагностика. | 1. | 1. |
|
1.2.1.3.Предварительные понятия | 2. | 2. |
|||
1.4.-1.6.Истоки православной культуры России. | 3. | 3. |
|||
2. | Ветхий Завет 11 часов.
| 2.1.-2.2.Любовь к Божьему миру. Бог – Творец. | 1. | 1. | 2. |
2.3.-2.5.Сотворение Богом человека. Жизнь 1го человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя. | 2. | 1. | 3. |
||
2.6.Авель и Каин | 1. | 1. |
|||
2.7.-2.8.Всемирный потоп. | 1. | 1. | 2. |
||
2.9.Вавилонское столпотворение. | 1. | 1. |
|||
2.10.История праведного Авраама. | 1. | 1. |
|||
2.11.История пророка Моисея. | 1. | 1. |
|||
3. | Священная история Нового Завета. 34 час.
| Земная жизнь Богородицы: 3.1.-3.2.Рождество Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. | 2. |
3.3.Введение во храм Пресвятой девы Марии. | 1. | 1. |
|||
3.4.-3.5.Детство девы Марии и Её обручение старцу Иосифу. | 2. | 2. |
|||
3.6.Благовещение Пресвятой Богородице. | 1. | 1. |
|||
3.7.Рождество Христово и бегство в Египет. | 1. | 1. |
|||
3.8.Успение Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. |
|||
Земная жизнь Иисуса Христа : 3.9.-3.13.РождествоХристово. | 5. | 5. |
|||
3.14.-3.17. Сретение Господне. | 1. | 3. | 4. |
||
3.18. Детство Иисуса Христа. | 1. | 1. |
|||
3.19.Крещение Господне. | 1. | 1. |
|||
3.20. Иисус в пустыне. Выход на проповедь. | 1. | 1. |
|||
3.21. Преображение Господне. | 1. | 1. |
|||
3.22.Воскрешение Лазаря. | 1. | 1. |
|||
3.23.Вход Господень в Иерусалим. | 1. | 1. |
|||
3.24. Страстная седмица. | 1. | 1. |
|||
3.25.Распятие и погребение Спасителя. | 1. | 1. |
|||
3.26-3.30. Воскресение Господне. Пасха. | 4. | 4. |
|||
3.31. Вознесение Господне. | 1. | 1. |
|||
Судьба апостолов Христовых: 3.32.Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица). | 1. | 1. |
|||
3.33. Деяния апостолов. | 1. | 1. |
|||
3.34.Итоговая работа. Доклад на тему « Судьба апостола». Промежуточная диагностика. | 1. | 1. |
|||
4. | Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края. 17 часов.
| 4.1. Преподобный Сергий Радонежский. | 1. | 1. |
|
4.2. Святитель Николай Чудотворец. | 1. | 1. |
|||
4.3.Преподобный Серафим Саровский. | 1. | 1. |
|||
4.4.Святая блаженная Ксения Петербургская. | 1. | 1. |
|||
4.5.Святитель Питирим, епископ Тамбовский. | 1. | 1. |
|||
4.6.Святитель Феофан, Затворник Вышенский. | 1. | 1. |
|||
4.7.СвятительТихонЗадонский | 1. | 1. |
|||
4.8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. | 1. | 1. |
|||
4.9. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря. | 1. | 1. |
|||
4.10. Преподобный Феодор Санаксарский. | 1. | 1. |
|||
4.11.Святой праведный Феодор Ушаков. | 1. | 1. |
|||
4.12.Преподобный Силуан Афонский. | 1. | 1. |
|||
4.13. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские. | 1. | 1. |
|||
4.14.НовомученикиТамбовской земли. | 1. | 1. |
|||
4.15. Митрополит Владимир Богоявленский. | 1. | 1. |
|||
4.16. -4.17.Итоговая работа. Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли». | 2. | 2. |
|||
5. | Твоё православное Имя. 8 часов.
| 5.1. Что такое «именины». Имя и его символика. | 1. | 1. |
|
5.2. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | 1. | 1. |
|||
5.3ВеликомученицаЕкатерина. | 1. | 1. |
|||
5.4. Великомученица Варвара. | 1. | 1. |
|||
5.5. Равноапостольная Нина. | 1. | 1. |
|||
5.6.БлаженнаяКсения Петербургская. | 1. | 1. |
|||
5.7. Святой великомученик Георгий Победоносец. | 1. | 1. |
|||
5.8.Итоговая работа. Исследовательская работа «Мой святой покровитель». Промежуточная диагностика. | 1. | 1. |
|||
6. | Великий пост. 17 часов.
| 6.1.-6.2. Неделя о мытаре и фарисее. | 1. | 1. | 2. |
6.3.-6.4.Притча о блудном сыне. | 1. | 1. | 2. |
||
6.5.-6.6.Последняя неделя перед Великим Постом: Масленица. Прощёное воскресение. Языческие традиции в праздновании Масленицы. | 1. | 1. | 2. |
||
6.7.Святые память которых празднуется Великим Постом. | 1. | 1. |
|||
6.8.Крестопоклонная неделя. | 1. | 1. |
|||
6.9.Сорок мучеников Севастийских. | 1. | 1. |
|||
6.10.Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. |
|||
6.11.Вход Господень в Иерусалим. | 1. | 1. |
|||
6.12.СобытияСтрастной Седмицы. | 1. | 1. |
|||
6.13.-6.17.Утренник, посвящённый Пасхе. | 5. | 5. |
|||
7. | Хранительница земли Русской часов. 22 часов.
| 7.1.Святые жёны – мироносицы – покровительницы всех христианских жён. | 1. | 1. |
|
7.2.-7.4.Утренник, посвящённый мамам. | 3. | 3. |
|||
7.5.Беседа со священником. | 1. | 1. |
|||
7.6.-7.7.Посещение храма Сергия Радонежского. | 2. | 2. |
|||
7.8.-7.9.Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы. | 2. | 2. |
|||
7.10.Почитание святых икон. | 1. | 1. |
|||
7.11. Владимирская икона. | 1. | 1. |
|||
7.12. Икона Покрова Божией Матери. | 1. | 1. |
|||
7.13. Иверская икона. | 1. | 1. |
|||
7.14.«Всех скорбящих радость». | 1. | 1. |
|||
7.15. «Скоропослушница». | 1. | 1. |
|||
7.16. «Зна мение». | 1. | 1. |
|||
7.17. «Державная» икона. | 1. | 1. |
|||
7.18. «Споручница грешных». | 1. | 1. |
|||
7.19. «Нечаянная радость». | 1. | 1. |
|||
7.20.Празднование Казанской Божией Матери. | 1. | 1. |
|||
7.21.Икона Божией Матери Тамбовской. | 1. | 1. |
|||
7.22.Казанская – Вышенская икона. | 1. | 1. |
|||
8. | Русская святость и духовность. 9 часов. | 8.1. Христианский дух в народных пословицах. | 1. | 1. |
|
8.2.Жертвенная любовь к ближним. | 1. | 1. |
|||
8.3.Многословие и молчание. | 1. | 1. |
|||
8.4.Небесная стража. Защита Отечества. | 1. | 1. |
|||
8.5.Терпение и трудолюбие. | 1. | 1. |
|||
8.6.Патриотизм. | 1. | 1. |
|||
8.7.Нищета духовная. | 1. | 1. |
|||
8.8.Помощь свыше. | 1. | 1. |
|||
8.9. Итоговая работа. Конкурс на лучший рисунок « Народные пословицы». Итоговая диагностика. | 1. | 1. |
|||
9. | Маршруты тамбовских паломников. 17 часов.
| 9.1.- 9.5.Православные святыни Козловского уезда. | 5. | 5. |
|
9.6.-9.10. Посещение святого источника Николая Угодника в Дубовом. | 5. | 5. |
|||
9.11.-9.17. Паломническая поездка в Мамонтову пустынь. | 8. | 7. |
|||
9. | Диагностический этап 2 часа. | Итоговое занятие | 1. | 1. | 2. |
Итого 144 | 87. | 57. | 144. |