Программа элективного курса «Православное краеведение в школе.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

Дворец творчества детей и молодежи

Дополнительная образовательная программа

Краеведение

рассчитана на детей 11-17 лет

на год обучения

Программа утверждена

педагогическим советом

протокол №___________

«___»_____________2014г.

Составитель: Анкудинова Т.Л.,

педагог дополнительного

образования

Пояснительная записка

Программа «Краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность:

Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Краеведческая работа в школе позволяет связать с собой многие вопросы разных дисциплин, что позволяет обеспечить тесный контакт учебных занятий с историко-краеведческой работой.

Отличительные особенности программы:

Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей малой родины, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.

Цель программы:

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой;

Формирование у обучающихся навыков краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Занимаясь в кружке, обучающиеся имеют возможность для получения и развития разнообразных практических навыков, самоорганизации и самоуправлении, общественной активности и дисциплины.

Реализация программы осуществляется с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, различных учреждениях и организациях.

Учебно-тематический план включает в себя базовые знания по истории Топкинского района, поселка Рассвет, деревни Соломино, деревни Терехино, деревни Симоново, поселка Ключевой.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения детей равна 144 часам.

Программа включает следующие направления деятельности:

    Научно-исследовательское.

    Просветительское.

    Организационно-техническое.

    Организационно-методическое.

    Коммуникативное.

    Аналитическое.

Форма работы с обучающимися: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, творческие задания позволяют педагогу в течение года следить за процессом освоения нового материала и овладением навыками исследовательской работы.

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 - 15 минут в рамках каждого часа. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.

Количество детей в группе первого года обучения – 15 обучающихся, возраст – 11-17 лет.

Формы подведения итого реализации программы:

Своеобразным показателем успешности для детей станет участие в муниципальной и областной конференциях «Турист. Эколог. Краевед» и « Живи, Кузнецкая земля!», муниципальных и областных краеведческих конкурсах и викторинах.

Учебно-методический план первого года обучения

п/п

Раздел 1 «Семья»

    Древо жизни. Знакомство с родословным древом семьи, правила его составления. Сбор информации для составления родословного древа.

    Сбор фотографий и документов о трудовых династиях.

    «Орден в моем доме». Записать воспоминания родственников, участников Великой Отечественной войны.

Раздел 2 «Школа»

    Подготовка и размещение материалов по истории поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории.

    Сбор материала по истории школы. Сбор документов, фотографий, воспоминаний.

    Сбор и оформление материалов о выпускниках Рассветской школы. Запись воспоминаний, награды, заслуги.

    Учителя нашей школы. Собрать материал об Макиенко О.И., Белоножко З.В., Янченко Е.Ф., Лосевой А.И., Слизове И.В.

    При составлении истории Терехинской школы посетить районную, сельские библиотеки, Топкинский городской музей, ОМС УО Топкинского района; познакомиться с материалами газет «Провинция», «Наш Городок», «Топкинский вестник».

    Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество». Познакомить обучающихся с работой их сверстников, изучить требования к подобного рода публикациям.

Раздел 3 «Родина»

    Посещение музеев г.Кемерово, г.Топки и Топкинского района (музей «Военной истории Кузбасса», Топкинский городской музей, музей Зарубинской школы.

    Начать сбор и систематизацию газетных публикаций по истории Кузбасса, г.Топки, Топкинского района, поселков нашей территории.

    Церковь в д.Соломино. Сбор материалов, воспоминания старожилов, поиск газетных публикаций и фотографий.

    Собрать материал, написать работы и подготовить выступление к конференции «Турист. Эколог. Краевед».

    Игра «Что? Где? Когда?». Подобрать материал по теме «Великая Отечественная война». Составить вопросы, подготовить команду знатоков.

    Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения. Организация субботников по уборке территории парка Победы, почетный караул 9 мая.

    Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет (детский сад, клуб, почта, ФАП).

Раздел 4 «Память»

    Методика поисковой работы среди старожилов и ветеранов, анкетирование, порядок опроса, тактическое направление беседы.

    Труженики тыла. Продолжить сбор материалов и записей воспоминаний в личной беседе, отснять копии документов и фотографий. Оформить стенды в кабинете истории.

Методическое обеспечение программы «Краеведение»

Первый год обучения

п/п

Ожидаемые результаты после изучения программы дополнительного образования «Краеведение»

п/п

Список литературы для обучающихся

    Великая Отечественная война.

    Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти

    Верховцева, З.П.

    Дергач, А. Книга вожатого

    Грибова, Л.В.

    Девятко, Н.

    Денискин, В Были земли Кузнецкой

    Медведев, В. В самом сердце Кузбасса

    Пермина, М.А. Ономастика

    Соловьв, Л.И.

    Шадрина, Г.В.

    Филиппова, Л.И. . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004.- 72с.

Список литературы для педагогов дополнительного образования

    Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. / Г.А.Архандеева – Кемерова.: Издательство облИУУ, 1999. – 111с.

    Великая Отечественная война. 1941-1945. [Текст]: Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр.

    Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти . [Текст]: Том 10. г.Топки, Топкинский район, Крапивинский район. / З.П.Верховцева – Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с.

    Верховцева, З.П. Величие подвига на днепровских рубежах . [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово.: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с.

    Гвоздикова, Л.И. Книга памяти жертв политических репрессий Кемеровской области. 1 том. [Текст]: Администрация кемеровской области областная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Кемеровский Государственный университет. / Составитель Л.И.Гвоздикова. – Кемерово.: Полиграфкомбинат, 1995. – 247с.

    Дергач, А. Книга вожатого . [Текст]: Спутник старшего вожатого. / Составители А.Дергач, Г.Чубаврова, Л.Янушина. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272с.

    Грибова, Л.В. Летопись города Топки и Топкинского района . [Текст]: Администрация муниципального образования «Город Топки и Топкинский район», муниципальное учреждение культуры «Исторический музей». / Л.В.Грибова. – Топки.: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 49с.

    Девятко, Н. Историческая энциклопедия Кузбасса . [Текст]: Том 1 Познань: Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с.

    Денискин, В Были земли Кузнецкой . [Текст]: Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. / В.Денискин. – Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с.

    История. Содержание образования . [Текст]: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Авторы составители Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

    Красношлыкова, О.Г. Воспитание на региональном компоненте . - [Текст]: Методическое пособие. / О.Г.Красношлыкова, Н.А.Чернова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.

    Кузьминых, Т.Н. Библиографическое описание документов . [Текст]: Методические рекомендации. / Т.Н.Кузьминых, Т.Б.Усачева. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2007 – 47с.

    Кудрина, Т.А. Музей и школа . [Текст] / Т.А.Кудрина. – Москва. «Прочвещение» 1985. – 192с.

    Медведев, В. В самом сердце Кузбасса . [Текст]: / В.Медведев. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с.

    Милонов, Н.П. Историческое краеведение . (Основные источники изучения истории родного края). [Текст]: Пособие для студентов педвузов. / Н.П.Милонов. – М.: «Просвещение» 1969. – 319с.

    Пермина, М.А. Ономастика Топкинского района 17 – начало 20 веков. [Текст] / М.А.Пермина – Кемерово 2003.

    Соловьв, Л.И. География Кемеровской области : Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст]: учебное пособие для 8-9кл. общеобраз. Школ / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.

    Титова, А.М. Памятники Кузбасса . / А.М.Титова. – Кемеровское книжное издательство, 1980. – 192с.

    Шадрина, Г.В. Всесоюзная пионерская организация имени В.Ленина. [Текст]: Атлас. / Г.В.Шадрина. – М.: Главное управление геодезии и картографии, Фабрика № 4, 1984. – 72с.

    Шмидт, С.О. Об истории, современном состоянии и перспективах развития краеведения . [Электронный ресурс]: Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск. 2004г

    Шуранов, Н.П. История Кузбасса . [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних школ, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. / отв. Ред. Н.П.Шуранов. – Кемерово: «СКИФ», ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 352с.

    Филиппова, Л.И. Летопись народного образования . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 72с.

Словарь терминов

    Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.

    Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.

    Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

    Колхоз (коллективное хозяйство) – производственные объединения крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.

    Краеведение – изучение истории и природы родного края.

    Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний по средствам музейных экспонатов.

    Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты.

    Ономастика – наука изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).

    Родословие – изучение истории своей семьи (рода).

    Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.

    Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

    Топонимика – наука о географических названиях.

    Фамилия – наследственное имя семьи, переходящая от отца или матери к детям

    Экспонат – музейный предмет.

    Экспозиция – коллекция экспонатов по одной теме, собранная в музее для показа посетителям.

    Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого либо народа.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»

Валдайского района, Новгородской области

педагогическим советом директор школы:

протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо

Рабочая программа

дополнительного образования детей

« Краеведение»

Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

учитель истории

МАОУ СОШ №4

с. Яжелбицы

Информационная карта

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.

    Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».

    Быстрова С.В, учитель истории.

    Сведения о программе:

      Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.

      Область применения: дополнительное образование детей

      Направленность: туристско-краеведческая.

      Тип программы: модифицированная

      Вид программы: образовательная

      Возраст обучающихся: 11-12 лет

      Продолжительность обучения: 1 год

Пояснительная записка.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

    недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;

    не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;

    не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины;

    изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;

    формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

    развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

    расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

    способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;

    воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

    содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Возрастная категория учащихся , на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.

Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год, (по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа, 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Формы занятий:

лекция, экскурсия, игра-викторина, конференция, беседа, сообщение, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

    познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

    ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

    эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные ):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

    различать способ и результат действия;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

    оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями Интернета;

    осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

    выражать речь в устной и письменной форме;

    проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

    адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:

Информационные

    Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.

    Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.

    Знание основных направлений производств города.

    Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.

    Знание художественных промыслов и народных ремесел района.

Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.

Исследовательские

    Умение выделять объект исследования.

    Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.

    Умение работать с архивными материалами.

    Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.

    Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.

    Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.

    Практические
    ●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.

●Получение практических умений сбора и оформления материала.

Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:

●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;

●создание и защита собственного проекта;

●создание презентаций по изученной теме;

●подготовка сообщения по теме.

Формы подведения итогов реализации программы :

    выставка творческих работ « Деревня моя»;

    Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;

    Участие в различных конкурсах по краеведению;

    Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года.

Педагогические технологии:

    Технология коллективной творческой деятельности;

    Коммуникативные образовательные технологии;

    Технология коллективного совместного обучения;

    Технология проектного обучения;

    Игровые технологии.

Формы контроля освоения программы:

    Выставка творческих работ учащихся;

    Анкетирование;

    Викторина;

    Подготовка презентаций, сообщений;

    Итоговая зачетная работа (проект).

Структура программы.

    Историческое прошлое д. Семеновщина.

    Подведем итоги.

    История города Валдая.

    Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая.

    Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

Методическое обеспечение программы.

Наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и Валдайского района,

Имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,

Наличие связей с учреждениями образования и культуры,

Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),

Возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,

Выход в интернет.

Учебно-тематический план

реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»

Формы проведения

Историческое прошлое д. Семеновщина

Беседа, лекция, экскурсия, семинар, конференция,

работа с литературой

Историческое прошлое окрестных деревень.

Беседа, встреча с интересными людьми обзорная экскурсия, сбор материала, интервью.

Подведем итоги.

Работа в группах, оформление материала, викторина.

История города Валдая.

Работа с картами, лекция, беседа, презентация, ролевая игра, круглый стол, диспут.

Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая

Беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала.

Достопримечательности Валдайского района.

Презентация, сообщение

Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций, выпуск фотоматериалов.

Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»

Защита проектов. Обсуждение работ.

программы дополнительного образования детей

«Краеведение»

Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. (12 часов)

Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века.

Тема 2. Историческое прошлое окрестных деревень (18 часов).

Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села.

Тема 3. Подведем итоги. (4 часа).

Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины.

Тема 4. История города Валдая (14 часов).

Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время.

Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. (13 часов).

Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря.

Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.

Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. (3 часа)

Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями.

Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ (2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала.

По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.

Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа).

Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы.

Тематическое планирование

образовательной программы

«Краеведение»

№ занятия

Количество часов

Введение. Знакомство с целями, задачами курса, формами проведения, планами на год.

Что понимается под термином «краеведение». Отрасли краеведения.

Общий обзор истории села.

Основание деревни в 1495 году. Топонимы окрестностей.

Социально – экономическое развитие села в 19 веке.

Семеновщина в начале 20 века (до октября 1917 года)

Семёновщина в 30 – 40 годы 20 века

Семёновщина в годы Великой Отечественной войны

Послевоенное развитие деревни (50 – 60 годы)

Семёновщина в конце 20 века- начале 21 века.

Посещения старожилов в д. Язвищи: сбор материала

Посещение старожилов в д. Копейник

Посещение старожилов в д. Яблонка.

Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы (школа №4)

Посещение д. Любница (история села, история создания ц. Пресвятой Богородице в честь иконы Нечаянной Радости)

Оформление материала по теме « Историческое прошлое д. Семеновщина и окрестных деревень»

Итоговое занятие. Игра, викторина «Деревня моя».

Физико-географическое положение г. Валдая

Валдай в 15-17 веках.

Валдай в 18-начале 19 века.

Социально-экономическое развитие города в 19 веке.

Культура Валдая в 19 веке.

Социально-экономическое развитие Валдая в 1 половине 20 века.

Валдай в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла.

Партизанское движение

Герои – валдайцы, защищавшие Родину на фронтах

Послевоенное развитие Валдая

Валдай –центр туризма.

Валдайский национальный парк.

Экономика города.

Культура и образование.

Посещение музея колоколов и Музейного колокольного центра.

Посещение музея уездного города.

Памятные и исторические места г. Валдая.

Посещение Иверского монастыря.

Исторические и памятные места Валдайского района.

Оформление материала.

Итоговое занятие « Наши проекты»

Литература

1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год

2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год

3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год

4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год

5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год

6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина

7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год

8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год

9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год.

11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013.

12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год.

13. Интернет –ресурсы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании

методического совета

протокол № 3 29.12.от 2008года___________________

директор школы ______________

/Н.Г. Елькина/
ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области»
для детей 10 – 13 летнего возраста

Составила

учитель географии

Антипова Светлана Николаевна

п. Первомайский

Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:


  1. Фамилия, имя, отчество: Антипова Светлана Николаевна.

  2. Должность: преподаватель географии.

  3. Преподаваемый предмет: география.

  4. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

  5. Координаты учреждения: 393700, Тамбовская область,
п. Первомайский, ул. Тельмана, д.5.

  1. Место жительства: 393700, Тамбовская область, п. Первомайский,
ул. Заводская, дом 16.

Информация о программе: Программа реализуется с 2008 года.

Тип программы: модифицированная.

Направление деятельности : интеллектуально – познавательная.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон: младший школьный возраст.

Экспертиза и утверждение данной программы проведены педагогическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2008году.

Данная программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области» ориентирована на младших школьников и приобщает их к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.

Контактный телефон: 8 (475-48) 2 – 16 – 04(рабочий).

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области» (далее Программа).

Духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию. Программа формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу своему краю.

В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введению детей в духовно- нравственную традицию русского народа, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя школьное образовательное учреждение. Это возможно потому, что подразумевается совместное осмысление детьми и взрослыми разнообразных событий.

В основу этой событийно - содержательной линии может быть положен Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить свою воспитательною образовательную работу в группе детей по духовно-нравственному воспитанию.

Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д.Ушинского, «целый детский год », в котором самое видное место занимают, конечно, праздники.

«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский, - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

Данная Программа является модификацией программы по духовно- нравственному воспитанию «Русский месяцеслов» Потаповской О.М. и Макеевой И.П., «Духовное краеведение Тамбовщины» иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, Лозовский А.Г., Евтихеева Л.Ю., Клемешова И.В. .

Направленность программы – интеллектуально-познавательная, так как направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере изучения регионального этнокультурного наследия родного края.

Актуальность данной Программы состоит в том, что она формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.

Принцип работы Программы построен как определённый цикл уроков и наполнен благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарём и отмечаемыми праздниками, как праздничные утренники для родителей.

Цель Программы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формированию у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи Программы

Обучающие:


  • Распространение православной грамотности среди школьников. /Под православной грамотностью понимается сообщение учащимся необходимых и достаточных знаний и практических навыков, обеспечивающих компетентностное их использование в современных условиях в столь быстро меняющейся действительности/;

  • Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской;

  • Формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;

  • Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи;

  • Воспитание творческих навыков воспроизведения традиций региональной духовности.
Воспитательные:

  • Формирование представления об этических нормах духовности;

  • Наполнять содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.

  • Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.

  • Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

  • Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.
Развивающие:

  • Развивать образное мышление, речь, самостоятельность суждений, творческую активность;

  • Раскрыть индивидуальные способности.

  • Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.
Основное отличие Программы от других программ дополнительного образования состоит в том, что она полностью построена на использовании событийно-содержательной линии Православного церковного календаря, в соответствии с которым можно планировать и строить всю воспитательную, образовательную работу в первую очередь в духовно-нравственном воспитании детей.

  • опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;

  • культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

  • личностная ориентация содержания программы;

  • деятельностный подход к обучению;

  • направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: истории, литературы, русского языка, географии и др.;

  • проблемно-поисковые методы организации учебного процесса.
Характеристика обучающихся по Программе

В реализации данной Программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.

Количество детей в группе: 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Способы организации учебной деятельности:


  • фронтальный;

  • групповой;

  • индивидуальный;

  • лепка, рисование, аппликация;

  • слушание рассказа;

  • прослушивание художественных произведений для душеполезного чтения с последующем обсуждением прочитанного;

  • организация экскурсий по святым местам.
Способы проверки знаний:

  • начальная диагностика, в формате тестирования, проводится с детьми в начале года обучения, чтобы выявить ЗУН, которые имеют дети;

  • промежуточная диагностика, в формате тестирования, позволяет узнать степень усвоения данного материала ЗУН за первое полугодие;

  • итоговая диагностика проводится в форме выставок, отчётных концертов.
Теоретическая часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины или игры. Практическая работа - отчётный концерт – фестиваль.

Предполагаемые результаты обучения:

В результате изучения курса « Духовное краеведение Тамбовщины» ученик должен получить представление о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Таким образом, в конце первого года обучения воспитанник должен:


  1. Знать/понимать:

    • Ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)

    • Хронологию библейской истории, истории церкви, их отражение в региональном церковном и народном календаре;

    • Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;

    • Традиционные маршруты тамбовских паломников;

    • Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.

    • Жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и другие;

    • Историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).

    • Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:
знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);

знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);

Уметь:


  • Давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

  • Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;

  • Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.

  • Ориентироваться в храме;

  • Провести в тот или иной храм посёлка (рассказать, где он находится);

  • Рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Сергия Радонежского, например);

  • Пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;

  • Рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);

  • Отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;

  • Отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;

  • Пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и посёлка.

Формы и методы проведения занятий.

При реализации программы учитывается уровень знаний, умений и навыков воспитанников, их индивидуальные особенности.

Приобщение детей к творчеству успешно реализуется при создании особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются следующие формы проведения обучения:

Занятия – объяснения, беседы, экскурсии, театрализованные представления. Выставки работ учащихся.

Одной из форм работы является объединение учащихся в группы, где ведётся исследовательская деятельность по избранным темам Основ православия. Педагогический процесс направлен на развитие созидательной, учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие умственных способностей ученика, его воображения и фантазии.

Формы подведения итогов реализации Программы:

Выставки по темам: «Рождество Христово», «Молитва мытаря и фарисея»; «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце»;

«Благовещение Пресвятой Богородицы».

Фестивали: участие в районном фестивале детского творчества «Святки», посвящённого празднику Рождества Христова и празднованию «Пасхи».

Учебно-тематическое планирование образовательной Программы дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области».


№№

Раздел

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Введение.

6 часов.


1.1.Вводное занятие.

Начальная диагностика.


1.

1.

1.2.1.3.Предварительные понятия

2.

2.

1.4.-1.6.Истоки православной культуры России.

3.

3.

2.

Ветхий Завет

11 часов.


2.1.-2.2.Любовь к Божьему миру. Бог – Творец.

1.

1.

2.

2.3.-2.5.Сотворение Богом человека. Жизнь 1го человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

2.

1.

3.

2.6.Авель и Каин

1.

1.

2.7.-2.8.Всемирный потоп.

1.

1.

2.

2.9.Вавилонское столпотворение.

1.

1.

2.10.История праведного Авраама.

1.

1.

2.11.История пророка Моисея.

1.

1.

3.

Священная история Нового Завета.

34 час.


Земная жизнь Богородицы:

3.1.-3.2.Рождество Пресвятой Богородицы.


1.

1.

2.

3.3.Введение во храм Пресвятой девы Марии.

1.

1.

3.4.-3.5.Детство девы Марии и Её обручение старцу Иосифу.

2.

2.

3.6.Благовещение Пресвятой Богородице.

1.

1.

3.7.Рождество Христово и бегство в Египет.

1.

1.

3.8.Успение Пресвятой Богородицы.

1.

1.

Земная жизнь Иисуса Христа :

3.9.-3.13.РождествоХристово.


5.

5.

3.14.-3.17. Сретение Господне.

1.

3.

4.

3.18. Детство Иисуса Христа.

1.

1.

3.19.Крещение Господне.

1.

1.

3.20. Иисус в пустыне. Выход на проповедь.

1.

1.

3.21. Преображение Господне.

1.

1.

3.22.Воскрешение Лазаря.

1.

1.

3.23.Вход Господень в Иерусалим.

1.

1.

3.24. Страстная седмица.

1.

1.

3.25.Распятие и погребение Спасителя.

1.

1.

3.26-3.30. Воскресение Господне. Пасха.

4.

4.

3.31. Вознесение Господне.

1.

1.

Судьба апостолов Христовых:

3.32.Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).


1.

1.

3.33. Деяния апостолов.

1.

1.

3.34.Итоговая работа. Доклад на тему « Судьба апостола».

Промежуточная диагностика.


1.

1.

4.

Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края.

17 часов.


4.1. Преподобный Сергий Радонежский.

1.

1.

4.2. Святитель Николай Чудотворец.

1.

1.

4.3.Преподобный Серафим Саровский.

1.

1.

4.4.Святая блаженная Ксения Петербургская.

1.

1.

4.5.Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

1.

1.

4.6.Святитель Феофан, Затворник Вышенский.

1.

1.

4.7.СвятительТихонЗадонский

1.

1.

4.8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий.

1.

1.

4.9. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря.

1.

1.

4.10. Преподобный Феодор Санаксарский.

1.

1.

4.11.Святой праведный Феодор Ушаков.

1.

1.

4.12.Преподобный Силуан Афонский.

1.

1.

4.13. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские.

1.

1.

4.14.НовомученикиТамбовской земли.

1.

1.

4.15. Митрополит Владимир Богоявленский.

1.

1.

4.16. -4.17.Итоговая работа.

Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли».


2.

2.

5.

Твоё православное

Имя.

8 часов.


5.1. Что такое «именины». Имя и его символика.

1.

1.

5.2. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1.

1.

5.3ВеликомученицаЕкатерина.

1.

1.

5.4. Великомученица Варвара.

1.

1.

5.5. Равноапостольная Нина.

1.

1.

5.6.БлаженнаяКсения Петербургская.

1.

1.

5.7. Святой великомученик Георгий Победоносец.

1.

1.

5.8.Итоговая работа. Исследовательская работа «Мой святой покровитель».

Промежуточная диагностика.


1.

1.

6.

Великий пост.

17 часов.


6.1.-6.2. Неделя о мытаре и фарисее.

1.

1.

2.

6.3.-6.4.Притча о блудном сыне.

1.

1.

2.

6.5.-6.6.Последняя неделя перед Великим Постом: Масленица. Прощёное воскресение. Языческие традиции в праздновании Масленицы.

1.

1.

2.

6.7.Святые память которых празднуется Великим Постом.

1.

1.

6.8.Крестопоклонная неделя.

1.

1.

6.9.Сорок мучеников Севастийских.

1.

1.

6.10.Благовещение Пресвятой Богородицы.

1.

1.

6.11.Вход Господень в Иерусалим.

1.

1.

6.12.СобытияСтрастной Седмицы.

1.

1.

6.13.-6.17.Утренник, посвящённый Пасхе.

5.

5.

7.

Хранительница земли Русской

часов.

22 часов.


7.1.Святые жёны – мироносицы – покровительницы всех христианских жён.

1.

1.

7.2.-7.4.Утренник, посвящённый мамам.

3.

3.

7.5.Беседа со священником.

1.

1.

7.6.-7.7.Посещение храма Сергия Радонежского.

2.

2.

7.8.-7.9.Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы.

2.

2.

7.10.Почитание святых икон.

1.

1.

7.11. Владимирская икона.

1.

1.

7.12. Икона Покрова Божией Матери.

1.

1.

7.13. Иверская икона.

1.

1.

7.14.«Всех скорбящих радость».

1.

1.

7.15. «Скоропослушница».

1.

1.

7.16. «Зна мение».

1.

1.

7.17. «Державная» икона.

1.

1.

7.18. «Споручница грешных».

1.

1.

7.19. «Нечаянная радость».

1.

1.

7.20.Празднование Казанской Божией Матери.

1.

1.

7.21.Икона Божией Матери Тамбовской.

1.

1.

7.22.Казанская – Вышенская икона.

1.

1.

8.

Русская святость и духовность.

9 часов.


8.1. Христианский дух в народных пословицах.

1.

1.

8.2.Жертвенная любовь к ближним.

1.

1.

8.3.Многословие и молчание.

1.

1.

8.4.Небесная стража. Защита Отечества.

1.

1.

8.5.Терпение и трудолюбие.

1.

1.

8.6.Патриотизм.

1.

1.

8.7.Нищета духовная.

1.

1.

8.8.Помощь свыше.

1.

1.

8.9. Итоговая работа. Конкурс на лучший рисунок « Народные пословицы».

Итоговая диагностика.


1.

1.

9.

Маршруты тамбовских паломников.

17 часов.


9.1.- 9.5.Православные святыни Козловского уезда.

5.

5.

9.6.-9.10. Посещение святого источника Николая Угодника в Дубовом.

5.

5.

9.11.-9.17. Паломническая поездка в Мамонтову пустынь.

8.

7.

9.

Диагностический этап 2 часа.

Итоговое занятие

1.

1.

2.

Итого 144

87.

57.

144.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

туристско-краеведческой направленности

Наименование «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Форма организации

образовательной деятельности кружок «Истоки»
Возраст обучающихся 11-15 ЛЕТ
Срок реализации 3 года

Составлена на основе примерной

образовательной программы «Изучение исторического краеведения и

Составитель:

педагог дополнительного

образования ^ Ермушина Ирина Анатольевна

Наименование

населённого пункта г. Инта

Год разработки 2012

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для проведения кружковых занятий по историческому краеведению. Программа разработана на основе программы «Изучение исторического краеведения и музееведения», автор программы Г.Р.Бялая. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Целью данной программы является формирование у обучающихся исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, стремления изучать историю своей семьи, школы, края.

С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками «национальной идеи» возросло внимание к отечественной истории и культуре. Краеведение - это и наука, и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности), и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены кружка «Истоки» получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке «Истоки», знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Инты, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях. Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Объектом исторического краеведения являются история и культура коми народа. Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием современных научных методов исследования. Основное содержание курса - история и культура Республики Коми с древнейших времен до наших дней, проблемы охраны природы и исторического наследия. Курс краеведения ориентирован на развитие познавательного интереса детей к изучению родного края.

В программе особое внимание уделено вопросам политического, экономического, социального, демографического, культурного развития региона. Рассматривается проблема места и роли края как перекрестка восточного и западного, европейского и азиатского. При изучении досоветского прошлого Республики Коми обращается внимание на связь истории края с российской историей.

Курс «Исторического краеведения» рассчитан на 3 года обучения, 204 часа, из расчета - 2 часа в неделю.

Цель программы:

формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них «социального экологического интеллекта», воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего города и родного края.

Задачи программы.

Обучающие:


  • овладение основами исследовательской и поисково-исследовательской работы.

  • овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности
Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • воспитание активной жизненной позиции.
Развивающие:

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
Образовательная деятельность кружка «Истоки» осуществляется в разновозрастных детских объединениях постоянного и сменного составов. Возраст обучающихся - от 11 до 15 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Численный состав группы 10-15 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний. Занятия учебных групп проводятся:

1 год обучения - дети 11-12 лет - 2 часа в неделю;


  • 2 год обучения - дети 13-14 лет - 2 часа в неделю;

  • 3 год обучения - дети 15 лет - 2 часа в неделю.
Указанные часы распределяются на:

  • аудиторные занятия;

  • экскурсионно-экспедиционные занятия;

  • индивидуальные занятия.
Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и музееведение.

Краеведение предполагает следующие направления работы:


  • знакомство с историей родного города и края;

  • поисковую работу;

  • исследовательскую работу;

  • сбор предметов музейного значения;

  • составление и изучение коллекции предметов;

  • обработку собранных материалов.
Музееведение предполагает следующие направления работы:

  • знакомство с историей музейного дела;

  • знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;

  • изучение истории материальной культуры;

  • исследовательскую работу по заданию музея;

  • фондовую работу;

  • изготовление муляжей и макетов в качестве вспомогательного музейного фонда.
Экспедиции и экскурсии проводятся один раз в месяц. Как правило, это день, когда ребята свободны от школьных занятий.

Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ.

Задача экскурсий: визуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками города; ознакомление с экспозициями музея, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края.

Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции работают самостоятельно по заданной теме:


  • знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;

  • записывают в дневник расположение объекта на территории города, работают с картой местности.
Экскурсии по городу и в музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной теме.

Воспитанники, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:


  • исследовательская работа по изучению истории края;

  • исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах историко-краеведческого музея;

  • подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме;

  • изготовление предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);

  • изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы;

  • подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.
Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой- либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией школы.

Методы обучения:

Словесный:


  • объяснение нового материала;

  • рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

Наглядный:

  • применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический:

  • работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой:

  • создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский:

  • выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:

  • приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

  • проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

  • беседы с учащимися в процессе изучения темы;

  • заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

  • самостоятельная работа с книгами;

  • работа с иллюстрациями;

  • просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

  • практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

  • экскурсии в историко-краеведческий музей, в музеи города;

  • встречи со старожилами г.Инты (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • фотофиксация памятников истории и культуры на территории города;

  • подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

  • заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

  • проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

  • изучение предметов материальной культуры из фонда музея и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;

  • атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.
Ожидаемые результаты по окончании изучения курса:

  1. Овладение обучающимися в процессе исследовательской деятельности различными приёмами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами различных научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

  2. Использование приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

  3. Подготовка к сознательному и созидательному участию в гражданской жизни своего края.

  4. Формирование таких ценностных ориентиров, как патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа.

  5. Способности к самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; гражданско- общественной социальной деятельности.

  6. Готовность и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, умение и желание сочетать общественные и личные интересы, соблюдение норм и правил общественного бытия.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения




Тема занятий

Общее количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

^ Вводное занятие.

1

1

2.

^ Краеведение. Музееведение.

30

25

5

3.

Лекторское искусство.

21

16

5

4.



6

2

4

5.

^

11

7

4

Итого:

68

50

18

^ Учебно-тематический план

2-й год обучения




Тема занятий

Общее количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

^ Вводное занятие. Правила поведения в музее, правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории.

1

1

2.

^ Краеведение. Музееведение.

30

10

10

3.

Лекторское искусство.

8

4

4

4.

Организация и проведение поисковой работы

20

15

5

5.

^ Организация и проведение экскурсий.

10

4

6

Итого:

68

43

25

^ Учебно-тематический план

3-й год обучения




Тема занятий

Общее количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

^ Вводное занятие. Правила поведения в музее, правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории.

1

1

2.

^ Краеведение. Музееведение.

30

20

10

3.

Лекторское искусство.

5

1

4

4.

Организация и проведение поисковой работы

20

10

10

5.

^ Организация и проведение экскурсий.

11

7

6

Итого:

68

38

30

^ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По окончании курса учащиеся должны знать:


  1. Значение и функции музейного дела, краткую историю основания крупнейших музеев страны и республики.

  2. Систему мероприятий, обеспечивающих сохранность музейных фондов.

  3. Главные исторические события, происходившие на земле Коми края.

  4. Назначение различных типов музеев - исторических, этнографических, художественных, технических, естественнонаучных, литературных, музеев-заповедников, мемориальных, отраслевых, народных и школьных музеев.

  5. Историю русской архитектуры, культуры (литература, театр, наука) и быта.

  6. Историю развития деревенских поселений на территории Коми края, условия труда и жизни крестьян.

  7. Назначение плана комплектования музейных фондов, научно-вспомогательного фонда, дублетного и обменного фондов.
Учащиеся должны уметь:

  1. Работать с картой и планом местности.

  2. Выполнять частичную реставрацию предметов музейного значения.

  3. Изготавливать пособия, макеты, муляжи, работать с документами, архивными материанами.

  4. Готовить и проводить лекции и экскурсии по различным разделам музейной экспозиции.

  5. Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни, в созидательном участии в гражданской жизни своего края, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

  6. Осознанно и самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Оценивание результатов образовательной деятельности проводится согласно трём уровням усвоения обучающимися знаний, умений и навыков:

  • максимальный уровень усвоения - обучающийся знает значение терминов, понятий, конкретные факты, методы, правила, принципы, усвоил практически весь объём знаний, умений и навыков, предусмотренный программой;

  • средний уровень усвоения - обучающийся слабее знает значение терминов, понятий, конкретные факты, методы, правила, принципы, усвоил меньший объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой;

  • минимальный уровень усвоения - обучающийся слабо знает значение терминов, понятий, конкретные факты, методы, правила, принципы, слабо усвоил объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Оценивание проводится по следующим параметрам:


  1. Теоретические знания - включают в себя знания по основным разделам курса.

  • уровень теоретических знаний обучающегося;

  • осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

  1. Практические умения и навыки.
В процессе оценивания учитываются критерии:

  • практические умения и навыки по ведению поисковой и исследовательской деятельности;

  • умения и навыки по использованию в процессе образовательной деятельности специальной литературы, документов, предметов, экспонатов, макетов, технических средств и оснащения.

^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Наименование разделов и тем

Формы проведения

Дидактические материалы

Формы контроля

Краеведение

Рассказ, беседа, демонстрация, просмотр видеоматериалов.

Географические карты, планы местности, иллюстрации, таблицы, схемы, карточки с заданиями, архивные материалы, макеты, муляжи.

Тестирование

Лекторское

искусство


Рассказ, лекция, беседа, демонстрация, просмотр видеоматериалов.

Иллюстрации, таблицы, схемы, фото-и видеоматериалы.

Собеседование

Организация и проведение поисковой работы

Рассказ, беседа, экскурсия, наблюдение, анализ.

Географические карты, планы местности, схемы, архивные документы и материалы, фото-и видеоматериалы.

Творческий отчёт о работе

Организация и проведение экскурсий

Работа с литературой, рассказ, наблюдение, анализ.

Географические карты и планы местности, иллюстрации, схемы, фото и видеоматериалы.

Проведение

экскурсий


^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Географические карты, планы местности, архивные документы и материалы, схемы, таблицы, иллюстрации, макеты, муляжи, экспонаты, предметы.

  2. Техническое оснащение: канцелярские принадлежности, мелкий технический инструмент для изготовления муляжей, макетов и т.д.; оснащение для фото-и видеосъёмки, мультипроэктор для демонстрации слайдов и видеоматериалов.
^ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы для учащихся:




  1. А.А. Попов, А.Ф. Сметанин. Советская северная деревня. Сыктывкар, 1998.

  2. Республика Коми. Сыктывкар, 1999.

  3. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, 2000.

  4. Республика Коми: Энциклопедия. Т. 1,2. Сыктывкар, 1997.

  5. Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 2001.

  6. Г.Н. Матюшин. Археологический словарь. М., 1996.

  7. Э.А. Савельева. По следам легендарной чуди. Сыктывкар, 2002.

  8. Памятники Отечества. Земля коми. М., 1999.

  9. Э.А. Савельева, К.С Королев. Древние рукописи о Перми Вычегодской. Сыктывкар, 1996.
Список литературы для учителя:

  1. Г.С Лыткин. Зырянский край и язык. Сыктывкар, 1999.

  2. М.Б. Рогачев. Летопись Коми края. М., 1998.

  3. И.Л. Жеребцов. Население края. Екатеринбург, 1999.

  4. Л.Н. Жеребцов. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М., 2000.

  5. Л.П. Лашук. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1990.

  6. М.Б. Рогачев. Летопись Коми края. М., 2001.

  7. Историко-культурный атлас Республики Коми. М., 1997

  8. И.Л. Жеребцов, Э.А. Савельева История Республики Коми, (научно-популярные очерки). Сыктывкар, 1999.

  9. Л.И. Сурина. На далекой окраине. Сыктывкар, 1998.

  10. В.И. Чупров. Коми край в трех российских революциях. Сыктывкар, 1985.

  11. И.В. Ильина. Народная медицина коми. Сыктывкар, 2000.

  12. В.И. Прошев. За власть Советов. Сыктывкар, 1997.

  13. Сборник документов. Установление советской власти и Гражданская война в Коми Крае. Сыктывкар, 1988.

  14. Я.Н. Безносиков. Культурная революция в Коми крае. Сыктывкар, 1989.

  15. Я.Н. Безносиков. Развитие народного образования в Коми крае. М., 1979.

  16. Г.Ф. Доброножко. Коллктивизация на Севере. Сыктывкар, 1994.

  17. В.М. Полещиков. За семью печатями. Сыктывкар, 2002.

  18. А.Н. Александров. Труд во имя победы. Сыктывкар, 1996.

  19. J1.A Кызъюров. Политические репрессии в России. Материалы региональной конференции. Сыктывкар, 2001.

  20. К.М. Добросердов. Печорский угольный бассейн. Сыктывкар, 1959.

  21. История политических репрессий и сопротивление неволи в СССР. М., 2002.

  22. B.C. Фрид 58 Vi . (записки лагерного придурка). М., 1996.

  23. Т.В. Петкевич. Жизнь - сапожок непарный. СПб., 1993.

  24. Н.К Печковский. Воспоминания оперного артиста. СПб., 1992.

Иные информационные ресурсы:


  1. Периодическая печать - газеты, журналы.

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Специальная литература, архивные материалы и документы, тематические иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, кроссворды.