Все походы в горы мира. Самые захватывающие пешеходные маршруты испании Треккинг в испании

Голландия – маленькая страна в сердце Западной Европы. Маленькая, да удаленькая, одна из моих любимых. Страна, созданная руками человека. Страна мирных, трудолюбивых людей. Людей высокого роста в прямом и переносном смысле. Страна, наполовину поднятая со дна, которая способна прокормить не только себя но и еще в 10 раз больше людей. Страна перенаселенная и чистая, где мусор на набережных собирает пылесосная машина, где велосипедисты, пешеходы и водители имеют равный простор для передвижения, а велосипедных дорог на карте не меньше, чем автомобильных, где в любом квартале любого города стоят фундаментальные контейнеры для раздельного сбора мусора, а дизайн и искусство пронизывает не только городскую, но и сельскую среду. В общем, эта страна будоражила моё воображения, и после некоторых поисков в интернете я решил выбрать готовый корабельно-велосипедный тур, чтобы увидеть не только столичные Амстердам и Гаагу и несколько крупных городов, но и сельскую местность, и маленькие городки, и природу этой страны.

Тур начинался в Амстердаме, и в назначенный срок я отправился на набережную, к стоянке корабля. Постоянное место швартовки баржи – Суматранская набережная (Sumatrakade) в районе площади Azartplein. Поиски не заняли много времени, эта набережная недалеко от Центрального вокзала Амстердама, можно дойти пешком или доехать на трамвае.

Туристический корабль «Анна Мария Агнес», предназначенный для нашего путешествия – это небольшая трехпалубная самоходная баржа (баржами называются плоскодонные суда). Верхняя палуба открытая, на ней расположена капитанская рубка, открытое кафе под крышей и стойки с велосипедами, на которых туристы утром отправляются в путь, а вечером, часам к пяти, возвращаются.

На корме верхней палубы собраны все велосипеды нашей группы, у каждого туриста свой велосипед и, соответственно, ключ от его замка. На ночной стоянке велосипеды соединяются тросом, на всякий случай. Все обслуживание делает команда. Утром по правому борту спускается специальный трап, по которому пассажиры скатывают или поднимают свои велосипеды.

Увидев корабль с надписью «Anna Maria Agnes» на борту, я поспешил к нему. С набережной на корабль был перекинут мостик. Перейдя на корабль, увидел впереди, в углу поперечного прохода что-то наподобие киоска. В нем, сидел, приветливо улыбаясь, высокий седой человек лет пятидесяти. Это был гид нашей группы, он представился – Нико. Нико спросил у меня, каким я владею языком. Я сказал, что английским, и он сразу провел меня в зал к столику на 6 персон, за которым предполагалось разместить всех англоговорящих. Всего столов было около десятка, из них только один с англоговорящими, один с итальянцами, остальные немецкоговорящие. Большинство туристов – пенсионного возраста. За моим столиком собрались: супружеская пара из Швейцарии, Вальтер и Иоланта, итальянец американского происхождения Рикардо (Ричард), живущий теперь в Швейцарии, и супруги из Испании, Карлос и Мария. Вальтер и Иоланта свободно говорили по-немецки и по-английски, Рикардо еще по-итальянски, а Иоланта плюс к тому и по-польски (она полька). Увы, моего знания английского недостаточно для понимания быстрой речи. К счастью, Ричард оказался очень любезен, впоследствии он повторял мне наиболее важные вещи, которые объявлял Нико, что мне очень помогло.

Нико все объяснения делал сначало по-немецки, потом по-английски. После ужина мы пересаживались за свободный столик, Нико показывал на карте маршрут и давал пояснения. Всем туристам он выдал отличные карты, точнее, атласы с маршрутами и, накануне очередного выезда, лист с текстовым описанием маршрута. На каждом развороте атласа был обозначен предстоящий путь. Длина и разветвленность велосипедных дорог в Голландии не уступает автомобильным. На перекрестках и в других ключевых точках установлены столбики с номерами. Эти номера в кружках роставлены карте. Не всегда удается сразу найти нужную точку, увидеть номер, это придает туру спортивный характер, особенно, с учетом того, что группа и корабль отправляются точно по расписанию, опаздывающих никто не ждет.

С корабля все велосипедисты отправляются вместе, но каждый движется в своем темпе, и группа рассыпается. В точно указанное время все должны собраться в определенном месте, обычно на центральной площади определенного города, чтобы вместе ехать к месту стоянки корабля. Как правило, место стоянки каждый день новое. После отъезда группы корабль отчаливает и идет к следующей по плану пристани. А велосипедисты доезжают к этой пристани своим ходом.

Надо заметить, что в России и в русскоязычных группах в Европе принято ждать опаздывающего человека хотя бы минут десять, но здесь, в Голландии, среди европейцев, указываемое время сбора группы – это точное время отправления группы в путь, здесь каждый отвечает за себя сам и никого не принято ждать.

Поскольку у каждого свой уровень физической подготовки, то на каждый день предлагается два маршрута на выбор, более длинный и насыщенный или более короткий. Длинный в среднем составляет 45 км, короткий – в пределах 30 км.

Если человек не вернулся на корабль в срок, ему предстоит добираться до нового места стоянки самостоятельно. У меня такое случилось на второй день, в Утрехте. Пришлось связываться по телефону с Нико, он назвал место стоянки, мне пришлось искать железнодорожный вокзал, ехать на поезде, искать корабль. Честно говоря, мне такое путешествие было интересно. Но, вообще-то, с точки зрения немца или голландца, подобная непунктуальность человека – его большой недостаток. Да и Нико волновался. Надо заметить, что хотя я и опоздал на несколько часов, ужин мне подали, по распоряжению Нико, сразу после возвращения.

Кстати, все горничные и повара были из Словакии. Ребята от 20 до 30 лет. Чувствуется, что трудились они не покладая рук, и к концу поездки выглядели неважно. А на корме корабля развевалось 4 флага: словацкий, немецкий, американский и норвежский. Видимо, таков национальный состав команды.

Одно из первых объявлений нашего гида – нельзя пить воду из крана в каюте и полоскать рот тоже нельзя. Воду пришлось покупать в магазинах. Второе – полотенца меняются каждый день. Помылся – кинул на пол. Третье – оплата в ресторане только жетонами, покупаемыми в автомате. Кстати, впоследствии оказалось, что чаевые официанты не берут, но есть деревянная шкатулка, в которую можно положить чаевые для всей команды. Это выяснилось, когда я хотел поблагодарить официантку, которая задержалась из-за моего опоздания.

Каюта на одного человека, в которой я хранил вещи, спал и мылся, имела общую площадь около 7–8 квадратных метров, в ней была кровать, шкаф и совмещенный санузел с душевой. Над кроватью окно, по конструкции примерно как в поезде, закрываемое плотной шторой. Над кроватью полки, с двух сторон, над головой и над ногами, настенные лампы. Через вентиляционные щели постоянно поступает воздух, чтобы запах затхлой воды не попадал в каюту. Моя каюта была на нижней палубе, поэтому вид был неинтересный, каменные или бетонные блоки набережной. По ночам я иногда просыпался из-за стука. Кажется, это срабатывала автоматика, связанная с подачей воздуха.

Первые два выезда наш гид просил меня держаться рядом с ним. Ехали параллельно и разговаривали. Он показывал, что такое польдеры, рассказывал, что и откуда везут баржи. Например, в Германию везут бразильский уголь. «Почему из Бразилии?». «Политика…». Я спросил, кто оплачивает работу насосов, сами фермеры? Нико сказал, что владельцы земли платят половину, а половину – государство… «Это проблема». Я не стал уточнять, почему это проблема, а понял это так: тот, кто за себя не платит полностью, теряет часть своей свободы, и это проблема. Кстати, голландско-британская «Royal Dutch Shell» – крупнейшая в мире нефтяная компания, и, вероятно, крупнейший налогоплательщик в Нидерландах, так что опасения в чрезмерном усилении чиновников распределительной системы, мне кажется, имеют основание. Хотя может быть, он имел в виду, что разорение фермеров разрушит традиционный уклад жизни, и это тоже проблема.

Кстати, о польдерах. Вся провинция Южная Голландия, как и вообще половина территории Нидерландов, лежит ниже уровня моря. Начиная со средних веков, голландцы отвоевывали землю у прибрежных болот в дельте рек, насыпая дамбы, образующие берега новой суши. Две параллельные дамбы образовывали берега канала. А как же появлялась вода в канале? На дамбах над каналами строили ветряные мельницы, благо ветер с моря дует постоянно. Мельницы перекачивали воду из болота или озера, окруженного дамбами, в канал или в озеро за дамбой, а заодно что-нибудь мололи. Если польдер создавался на прибрежном участке морского дна (там берег очень пологий), то в море строилась дамба, и вода с огороженного дамбой участка перекачивалась в море. Осушенное поле, окруженное дренажными канавами, из которых откачивается вода, называется польдером. На польдерах выращивают цветы и овощи, пасут овец и коров. Точнее, они сами пасутся, отличной травы там предостаточно, а мостик через канаву закрыт воротами.

Вдоль каналов камыш и осока. Очень много диких водоплавающих птиц, особенно разных видов уток. Но много и лебедей, и цапель. Голландия – птичье царство.

Если встать на берегу канала, вдоль которого тянется польдер, то видно, что уровень воды в канале выше уровня поля. Под дамбой проложены трубы, по которым вода перекачивается из дренажной канавы в канал.

Сейчас воду из дренажных канав, окружающих польдер, качают не мельницы, а электронасосы, расположенные в домиках наподобие трансформаторных будок. Если бы не эта энергозатратная система, половина территории Голландии снова превратилась бы в болота, озёра и морское мелководье. Побережье защищено дамбами, от открытого моря отгородили даже залив Эйсселмер, на котором стоит Амстердам, так что он теперь не залив, а пресное озеро, частично осушенное. А от мельничного великолепия прошлого остался один национальный парк Киндердейк.

Киндердейк – это польдеры, каналы и мельницы, выглядящие почти как в середине 18 века, когда эти мельницы были построены. Мельницы не всегда справлялись со своей задачей, и польдеры не раз затопляло водой из ближних рек, Лека и Норда. Благодаря заботливо сохраняемому внешнему облику Киндердейк получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. В хорошую погоду это чудесное место и, несмотря на не очень удобную дорогу, сюда приезжает масса туристов.

Борис Бурмистров, август 2014

– рай для любителей пеших походов, путешественников, ищущих разнообразия пейзажей и спокойствия окружающей природы. Кроме того, трекинг – поход по пересеченной местности – в Испании дополняется приятной погодой практически в течение всех двенадцати месяцев. Какой бы путь вы ни искали: длинные пешеходные тропы, уникальные или универсальные маршруты, совсем простые или «аутентичные» в полном слиянии с природой , – на территории Испании вы непременно найдете свою дорогу.

Все побережье Средиземного моря является прекрасным выбором для пешего туризма . Вы можете изучить Андалусию с ее горным массивом Сьерра-Невада, где можно найти маршруты разного уровня сложности, или построить маршрут вдоль побережья, совместив пляжный отдых с активным движением. Этот регион представляет большой экологический интерес: во время трекинга можно встретить тихие, нетронутые природные места, наблюдать за животными и птицами и восторгаться пейзажами с бессчетными оттенками зеленого цвета. Если выберете регион Мурсия , вы насладитесь типичным сельским ландшафтом с обилием фруктовых садов и цветущих долин. Валенсия подарит вам ландшафт с обилием водно-болотных территорий и лагун. Кроме того, вдоль всего побережья Средиземного моря проложен знаменитый путь «Виа Августа», следуя по которому вы прикоснетесь к истории продвижения Римской империи по территории Испании.

Еще один оригинальный и забавный способ проложить свой путь по полуострову и познакомиться с ним поближе – пройти по так называемым «Зеленым путям». Дело в том, что в Испании расположено более 2000 километров заброшенной железнодорожной инфраструктуры. Благодаря оригинальной инициативе эти старые железнодорожные пути были восстановлены, но рельсы удалены, чтобы велосипедисты и пешеходы могли путешествовать по этим путям, осматривая местные пейзажи.

Исследуем пешком острова Испании

Возможности пешеходного туризма в Испании не ограничиваются территорией полуострова. Вас также с нетерпением ждут и острова. Например, отправиться в поход по территории Канарских островов – один из лучших способов наблюдать средоточие природных контрастов: пышные леса , равнины, вулканы , крутые скалы, песчаные дюны и заросли джунглей. Множество маршрутов проходят через уникальную среду, которая радикально меняет свой вид в течение пары километров. Балеарские острова знамениты своими фантастическими пейзажами сельской местности и великолепными маршрутами вдоль побережья.

Помощь в поиске маршрутов

Вы уже придумали свой маршрут? Если нет, то приглашаем ознакомиться с дополнительной информацией о пешеходных тропах и маршрутах Испании. Многие регионы Испании имеют собственные ассоциации горного и пешего туризма. На их веб-страницах представлена подробная информация о маршрутах, местах ночевки и достопримечательностях региона. Следует отметить, что вся информация на этих сайтах чаще всего изложена только на испанском языке .

Деревянный мостик в Монтфалько, провинция Уэска / Montfalcó (Huesca)

Это один из наиболее часто фотографируемых и самых головокружительных маршрутов в Испании. И, в то же время, один из наименее известных и пропагандируемых. Дорога идет от Монтфалько до Конгост-де-Монт-Ребей, что под Леридой / Congost de Mont-Rebei. На путешествие у вас уйдет весь день. От базы в Монтфалько можно пешком дойти до начала дорожки из вделанных в гору деревянных мостиков, это займет всего полчаса. А вот карабкаться на высоту 83 метра по нависающим над рекой Ногера Рибагорзана / Noguera Ribagorzana деревянным мостикам, число которых 291, придется не менее трех часов. Вообще-то, это несложно, несмотря на то, что мостики приделаны к отвесной скале. Они очень устойчивы и расположены с незначительным уклоном. А вот открывающиеся с них виды заставляют туристов надолго замирать в восхищении, забывая достать фотоаппарат, чтобы запечатлеть захватывающие дух пейзажи.

«Цветочный пояс», провинция Уэска / Faja de las Flores (Huesca)

Место назначения - Национальный парк Ордеса-и-Монте-Пердидо / Ordesa y Monte Perdido. Это достаточно сложный маршрут, проходящий по долине Ордеса вдоль реки Арасас / Arazas. Примерно за семь часов можно преодолеть 15 км, при этом перепады высот на маршруте достигают 1 000 метров. Трехкилометровый участок этого маршрута, носящий название «Цветочный пояс», - это своего рода «балкон» шириной от 3 до 7 метров на скале над долиной. Он проходит между вертикальными утесами, имеющими высоту до 1 км. Один из наиболее трдуных участков пути придется преодолеть, продвинаясь по отвесной скале, используя лишь вбитые в нее штыри. Да, это не легкая прогулка: придется подключить все свои мышцы, а перед походом будет нелишним поработать над собственной спортивной формой. Однако награда стоит того: величественные пейзажи нетронутой природы, суровый и одновременно притягивающий взгляды вид на скалы и долину, чистейший воздух, потрясающей силы энергетика и звенящая тишина - ради всего этого туристы возращаются сюда снова и снова.

Маршрут по железной дороге Фрегенеда - Вега Террон, провинция Саламанка / La Fregeneda-Vega Terrón, Salamanca

Железнодорожная станция Фрегенеда / La Fregeneda находится между реками Дуэро / Duero и Агеда / Ágeda, почти на границе с Португалией. Маршрут от нее до водяной мельницы в Вега Терроне составляет 17 километров. Дорога чрезвычайно живописная, а местами еще и опасная, поскольку дерево, из которого сделаны некоторые мостики, довольно сильно повреждено. Пускаться в это путешествие не рекомендуется туристам с плохим вестибулярным аппаратам. А вот смельчаки будут вознаграждены видом незабываемых пейзажей. Кроме того, дорога позволяет познакомиться с образцами инженерной мысли, пусть и слегка устаревшей: во время пути туристы проходят сквозь 20 рукотворных тоннелей и по 13 мостам. В речном порту Вега Террона две мельницы XIX века, которые в настоящий момент не используются. Есть и одна новая, построенная в 80-90-х годах XX века. Если вы решитесь предпринять это путешествие, которое, несомненно, надолго сохранится у вас в памяти, заранее договоритесь о том, чтобы вас забрали из Фрегенеды, иначе придется идти те же 17 километров в обратном направлении. Нам же кажется, что и одного подвига в день вполне достаточно.

Деревянные мостики над рекой Мао, провинция Оренсе / Río Mao (Orense)

Это, пожалуй, самый красивый маршрут региона Рибейра Сакра / Ribeira Sacra, что в Галисии. Путь по деревянным мостикам здесь намного легче, чем в Монтфальке - настолько, что в него можно смело отправляться с детьми. Начинается маршрут от старой электростанции, известной как Фабрика света / Fábrica da Luz, построенной в начале прошлого столетия. Электростанция обеспечивала электричеством столицу провинции и город Монфорте / Monforte. Первые 1,7 километров маршрута проходят как раз по деревянным мостикам над рекой Мао. Виды открываются такие, что нередко у туристов переполняются карты памяти фотоаппаратов задолго до окончания 3,5-километрового пути. Заканчивается маршрут в городке Барчакоба / Barxacoba, откуда можно вернуться назад.

Маршрут «Рута дель Карес» между Леоном и Астурией / Ruta del Cares, entre León y Asturias

Этот маршрут, проходящий по Национальному парку Пики Европы / Picos de Europa, хорошо известен как в Испании, так и за ее пределами благодаря великолепным пейзажам, окружающим вставшего на эту тропу туриста. Он также носит название «Божье горло» / «Garganta Divina» - возможно, из-за того, что проходит прямо внутри скалы. Путь длится чуть более 11 километров и проложен между городками Каин, провинция Леон / Caín (León) и Понсебос, провинция Астурия / Poncebos (Asturias). Пройти этот маршрут можно только пешком, но, в целом, для любителей долгих прогулок он не покажется слишком тяжелым. 3-4 часа пути, с совсем небольшими перепадами высоты - с этим можно справиться, особенно ради эмоций и впечатлений от увиденного, ведь вам откроются красивейшие виды на горные вершины, вы пройдете через речку, в обжигающе холодных водах которой особо смелые могут искупаться. А если повезет, вам встретятся резвые горные козочки. Единственное, о чем нужно побеспокоиться - это о возвращении назад. Не идти же снова 11 километров, пусть даже по восхитительно красивой природе! Впрочем, знающие люди говорят, что в конечном пункте можно воспользоваться услугами специального горного такси.

Маршрут «Рута де Чанас», провинция Астурия / Ruta de las Xanas, Asturias

Маршрут проходит по ущелью, расположенному в муниципалитете Санто-Адриано / Santo Adriano недалеко от Овьедо. Оно может считаться младшим братом «Божьего горла», что в Национальном парке «Пики Европы», хотя многие посетившие оба места туристы находят «Рута де Чанас» даже более красивым, хотя сложно представить, как это возможно. Тем не менее, именно это ущелье в апреле 2002 года объявлено Правительством Астурии Природным памятником.

Чанас - популярные персонажи астурийского фольклора. Это невероятной красоты женщины, которые живут в реке и расчесывают свои длинные белокурые волосы, завлекая путников. С чанас нужно держать ухо востро, поскольку множество мужчин были околдованы их чарами и погибли в водах горной реки. Возможно, заповедная красота этих мест - тоже результат магии, но, в отличие от красавиц-чанас, никакой опасности не представляет.

Начать путь можно из любого из городков Педровейя / Pedroveya или Вильянуэва / Villanueva. За окончание маршрута в Педровейе говорит тот факт, что здесь находится отличный ресторан, известный благодаря исключительного вкуса фабаде (традиционное астурийское блюдо из фасоли и кровяной колбасы). А недалеко от Вильянуэва дорога сливается с красивейшей Медвежьей Тропой, по которой можно пройти вдоль забора, ограждающего территорию, на которой живут медведи Пака и Тола. Если вам улыбнется удача, вы их увидите во время кормления. Весь маршрут можно пройти за 2-3 часа, но советуем вам не торопиться, чтобы насладиться невероятно красивыми пейзажами, впитать в себя энергетику этого волшебного места, а если повезет, увидеть парящего орла или ястреба. Дорога туда и обратно составляет около 8 километров, причем она достаточно проста и подходит для путешественников любого возраста. Идти нужно по тропе, расположенной на высоте 80 метров над рекой, местами дорога пролегает прямо внутри скалы. Незабываемые впечатления гарантируются!

Канал Урдон, провинция Кантабрия / Canal de Urdón (Cantabria)

Возможно, это самый сложный маршрут из тех, о которых мы рассказываем. Восхитительный с точки зрения открывающихся видов, но физически очень трудный, поэтому идти по нему рекомендуем только действительно подготовленным туристам и уж точно без детей. Маршрут начинается в городке Тресвисо / Tresviso, откуда нужно спуститься к истоку реки Урдон. На этой реке в начале ХХ века была построена небольшая гидроэлектростанция. В 1913 году для увеличения ее мощности был создан искусственный водопад. Работы, судя по всему велись тяжело, ведь сторителям пришлось соорудить дорогу прямо в скалах. По ней мы и предлагаем вам отправиться. Практически все участки пути, идущие вдоль канала, огорожены проволокой, предотвращающей от возможных падений. Самая знаменитая и красивая часть маршрута - это галерея Матальяна / Matallana, представляющая собой узкий проход, вырезанный прямо в скале. Сразу за галереей будет тоннель, пройти по которому без фонарика практически невозможно. После этого начинается довольно крутой подъем в гору, который несколько облегчают натянутые вдоль тропинки канатные поручни. Преодолев перевал, вы начнете спуск, который приведет вас к той самой электростанции, откуда недалеко до деревеньки Урдон. Здесь можно договориться о поездке к началу пути. Либо можно сделать маршрут кольцевым, начав и закончив его в Урдоне.

Королевская тропка, провинция Малага / Сaminito del Rey (Málaga)

Эта дорога долгое время считалась самой опасной для пешего туризма в Испании. В течение 15 лет она была закрыта на реконструкцию, однако благодаря инвестициям в 5 миллионов евро Королевская тропка стала гораздо более безопасной, чем ранее и готова вновь принимать туристов после Пасхи 2015 года.

Навесной деревянный мостик построен вдоль стен ущелья Гаитанес / Desfiladero de los Gaitanes, образованного рекой Гуадалорсе / Guadalhorce, протекающей между муниципалитетами Алора / Álora и Ардалес / Ardales. В начале XX века этот путь был сооружен для осуществления работ по обслуживанию плотин Гаитанехо / Gaitanejo и Чорро / El Chorro. Свое название тропка получила, по всей видимости, после того, как в мае 1921 года по ней прошел Король Испании Альфонсо XIII, чтобы прибыть к месту открытия плотины Графа Гуадалорского / Conde de Guadalhorce.

Теперь приделанный к отвесной скале мостик, ширина которого не превышает одного метра, полностью обновлен, укреплен и не представляет опасности. Его реконструкция проходила с привлечением альпинистов и вертолетов. Начать 4-километровое путешествие можно с любого его конца: из Ардалеса или Алоры. Кстати, рядом с последней находится маленький городок Чорро, который по совместительству является одним из основных центров скалолазания в Европе. Наиболее захватывающие виды открываются в самом начале ущелья, поэтому советуем не спешить. Тем более что весь маршрут занимает немногим более трех часов.

Для посещения Королевской тропки необходимо будет зарегистрироваться на сайте Правительства Малаги. Само путешествие можно будет предпринять в любой день, кроме понедельника, только после восхода и до захода солнца. И не забудьте захватить с собой каску - ее наличие является обязательным условием допуска на маршрут.

Маршрут «Каоррос де Моначиль», провинция Гранада / Cahorros de Monachil (Granada)

Этот маршрут находится в непосредственной близости от Альгамбры, всего в 15 минутах езды от центра Гранады. Он проходит вдоль реки Моначиль, которая берет свое начало на вершине горы Велета / Veleta. Именно ее воды делают чудом неповторимый по красоте пейзаж. Часть пути туристы идут между гор, иногда расположенных довольно близко друг от друга, из-за чего тропа становится очень узкой. На пути также находится висячий мост длиной 63 метра. Он был построен примерно 100 лет назад и изначально был веревочным. Сегодня можно не бояться: вот уже 40 лет как он реконструирован и не представляет опасности. И все равно идти по висячему мосту - раскачивающемуся и пружинящему под ногами - дополнительное удовольствие, правда, не без легкой нервотрепки. Кстати, если перед тем, как ступить на мост, зайти немного под него, можно увидеть небольшой красивый водопад. Впрочем, на пути их будет несколько.

В целом, маршрут несложный, пройти предстоит 9 километров. Его преимуществом является закольцованность, то есть можно вернуться в то же место, где было начато путешествие. Машину, если вы приедете на ней, нужно оставить на стоянке на дороге Эль Пурче / El Purche, прямо с нее уже откроется красивый вид на долину реки. Вскоре после начала пути придется выбрать между двумя маршрутами: верхним («Cahorros Altos»), дающим возможность полюбоваться рекой, горами и долиной сверху и нижним («Cahorros Bajos»). Какой бы вариант вы не предпочли - воспоминания о красоте практически нетронутой природы останутся надолго, а сделанными вами фотографиями обязательно будут восторгаться друзья.

День 1: встреча в городе Сантадер.

Этот относительно небольшой, но процветающий город на берегу Бискайского залива радует глаз. Монументальная набережная, центральные авеню с роскошной архитектурой и даже крупнейший банк Испании с одноименным названием Santander . Осмотрев центр города, мы садимся на электричку или автобус и едем в городок Ункера(Unquera). Далее пересекаем по мосту крупную реку и покидаем провинцию Кантабрия и входим в провинцию Астурия. На другой стороне реки Дева появляется симпатичный средневековый городок Бустио. Далее мы входим в густой эвкалиптовый лес. Справа по ходу открываются руины монастыря Тина. Здесь же в каньоне будет красивый лесной водопад. Возле этого монастыря мы расставим наш лагерь.
2 часа, 5 км

День 2: Трекинг вдоль океана, купание на пляжах.

Проходим через живописное селение Пимианго (Pimiango). Далее идем параллельно береговой линии океана по живописным лугам и лесам. Через некоторое время мы выйдем к устью речки и великолепному пляжу Плая де ла Франка. Далее мы пересекаем реку Кабра по древнему мосту и направляемся к Буфонес де Сантиусте. Это место, где во время штормов, морская вода бьет вверх на много метров. Мы идем над скальными обрывами и заночуем около Недалеко от городка Buelna(Буэльня) мы заночуем.
15 км 5- 6 часов

День 3: Трекинг вдоль океана, выход в горы Сьера Де Ла Куэста

С самого утра мы пройдем возле нескольких уникальных скальных образований, сквозных огромных отверстий в известняках. Это правда уникальные места. В городке Buelna мы сделаем остановку и сходим в городок Пендуэлес (Pendueles) чтобы докупить продуктов. Далее мы поднимаемся в гору вдоль дороги LLN-4 и выходим к селению Карранцо у подножия гор Сьера Де Ла Куэста. Далее входим в узкое ущелье и останавливаемся на ночлег в живописном эвкалиптово-буковом лесу.
10 км, 4-5 часов

День 4: Подъем на вершину горы Coteru el Espinu на хребте Сьера Де Ла Куэста

Позавтракав, мы оставляем вещи в лагере и начинаем подъем в гору. Чем выше тем живописнее. Пройдя удаленный хутор мы начинаем резко подниматься на хребет по овечьей тропке. Горы становятся более скалистыми и крутыми. Наконец мы выходим на вершину Coteru el Espinu , отсюда открывается чудесный вид на безграничный океан, и горный массив Пикос Де Европа. Насладившись видами и красотами, мы спускаемся вниз к лагерю.
9 км, 4-5 часов, набор высоты 700 м

День 5: Возвращение к побережью

С утра мы начинаем спуск на долины. Дорога очень живописная перелески перемежаются с красивыми фазендами и лугами. Мы входим в долину речки Пурон и далее по евкалиптовым лесам спускаемся к живописной стоянке на речке Пурон, Здесь мы остановимся на ночь. 11 км, 5-6 часов

День 6: Переход по побережью в город Лджянес(Llanes) и далее на пляж По

Сегодня мы вновь идем вдоль океана. По пути мы посетим прекрасные пляжи Бискайского залива. С обзорной площадки Ла Бориза(La Boriza) мы насладимся видами на океан, побережье и горы Сьеера Де Ла Куэста. После обеда пройдя несколько симпатичных городков, мы выйдем в город Лджянес(Llanes). Посвятим осмотру этого симпатичного древнего городка несколько часов. Докупив продуктов, мы пойдем далее, еще около 3 км. Город делится узким морским заливом - каналом, в котором радуют глаз стоящие на приколе яхты и катера. На набережной местные художники чудесно разрисовали бетонные кубы волнолома, которые стали одной из достопримечательностью Лджанеса. На краю огромного пляжа По зажатого между высокими скалами мы разобьем лагерь и утро следующего дня. Ночевка в кемпинге возле океана.
Расстояние 14 км 5- 7 часов

День 7: Радиальный выход к пляжу и островам Playa San Martin и возвращение в Лджянес(Llanes) и далее Сантандер.

Утром налегке мыв пойдем вдоль побережья, восхищаясь видами моря и небольших островов похожих на стоящие в воде броненосцы. Мы пройдем вдоль Playa de Almenada и выйдем к Сан Мартину. Острова Альменада и Кастро Сан Мартин восхищают свои видом. Сегодня очень насыщенный морской день. Возвратившись в лагерь мы переходим на станцию По или в Лджянес(Llanes). К вечеру добираемся до Сантандера. Где можно переночевать в платках возле аэропорта на кемпинге или же в городе в хостеле.
8-10 км, 4-5 часов

День 8: Осмотр города Сантандер и отлет или переезд в Мадрид.

Сегодня наше чудесное и насыщенное путешествие вдоль Бискайского залива Атлантического океана походит к концу. Утром мы осматриваем Сантандер и улетаем, кто куда. Отсюда можно уехать в Барселону, Бильбао или Мадрид на автобусе или поезде

Путешествовать по Испании можно различными способами: поселиться у моря и выезжать на экскурсии, переезжать из города в город на машине, а можно и пройти пешком. Хотя бы частично. Практически вся Испания покрыта сетью пешеходных маршрутов различной направленности и сложности. Выберете ли вы Цветочный пояс или поход к святому Иакову с ракушкой на груди, зависит только от вас самих.

Camino de Santiago, или путь святого Иакова

Это, пожалуй, самый древний и самый большой пешеходный маршрут Испании. Легенда и библейские сюжеты гласят, что апостол Иаков, отправился из Палестины на территорию нынешней Испании проповедовать христианскую веру. По возвращении в Палестину Иаков был убит, а тело его было отправлено морем обратно на Иберийский полуостров. После шторма, случившего у самых берегов Галисии, лодку подняли из пучины, всю облепленную ракушками. Поэтому ракушка-виэйра, нашитая на одежду или привязанная к посоху, стала отличительным знаком всех пилигримов, идущих к месту захоронения святого.

В 899 году по указу короля Альфонса III над мощами была построена небольшая церковь. Позднее на её месте возвели огромный собор Сантьяго-де-Компостелла.

Считается, что святой не раз появлялся и помогал испанским королям в битвах с сарацинами. С 12 до 16 века место становится святыней наравне с Иерусалимом и Римом, и поток пилигримов, включая королевских особ, течёт огромной рекой. Попутно разрастается инфраструктура вдоль дороги: монастыри, питейные заведения и гостиницы. Однако чума, голод и набравшее силу протестантское учение приостановили поток верующих на долгие годы. Только в к.19 века ученые обнаружили прекрасные образцы средневековой архитектуры в местах, далёких от цивилизации, и только с 80-х гг. 20 века паломническое течение начинает возрождаться вновь.

На самом деле дорога или просто Сamino - это сеть из 15 паломнических дорог, конечной точкой которых является город Сантьяго-де-Компостелла. Начало же Camino берет в различных городах Испании, Франции и Португалии. Camino de Norte проходит вдоль Атлантического побережья, Camino Portuguese берет начало в Лиссабоне или Порту, Camino de Levanter - в Валенсии, Via de La Plata - в Севилье, Camino Catalan - в Барселоне, англичане приплывают паром в La Coruña и идут пешком оттуда.

Наиболее известный путь - Французский путь, или Camino Frances - начинается в пиренейском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор и проходит через крупнейшие города Северной Испании: Памплону, Бургос и Леон. Его «официальная» длина 765 км, но из-за количества тропок и ответвлений эта цифра может колебаться плюс-минус 50 км. Французский путь проходят в среднем за 30-50 дней. Новички часто выбирают Португальский путь из-за его краткости (250 км) и возможности пройти по двум живописным странам сразу.

Смысл пешего путешествия не только религиозный. Даже кодекс пилигрима «Codex Calixtinus», составленный еще в 12 веке, гласит, что смысл пешего похода – не конечная цель, а сама дорога. Важно не просто идти к цели, останавливаясь на ночлег в приютах, важно кого ты встретил в пути и как с ним обращался. Возможно, кому-то нужна было помощь словом или делом именно в твоём лице.

В древности люди шли по звёздам, да и сейчас «сетка» Камино напоминает Млечный путь. Чтобы паломничество считалось завершенным, необязательно проходить все 800 км. Достаточно 100 км пешком, либо проехать 200 км на велосипеде или лошади. Многие испанцы проходят маршрут небольшими частями по выходным.

Документальное подтверждение паломнического пути – Credencial del Peregrino, временный паспорт пилигрима, куда ставятся штампики о посещении кафе, туристического центра или церкви.

Передвигаются паломники пешком, без карты, зачастую в одиночестве. Указателями путникам служат желтые стрелки и ракушки, нанесённые на стены домов, тротуар или специальные столбики. Каждый сам решает, сколько пройти за день и в каком приюте (alberge) остановиться.
Приюты бывают монастырские, муниципальные, donativo (за пожертвование), частные и, собственно, отели. Последние редко пользуются популярностью в таком походе, ибо стоят дорого и не соответствуют духу аскетизма. Однако для пожилых людей отель подходит больше, чем монастырское помещение на 20 кроватей.

Ночь в приюте стоит от 5 до 12 евро, зачастую включая ужин и завтрак. В приютах с системой пожертвования ужин готовят исходя из денег, оставленных предыдущими паломниками.

В давние времена шляпа, посох и высушенная тыква для хранения воды были непременными атрибутами паломника этой дороги. Сейчас немногое изменилось: ботинки и палка для треккинга, рюкзак, сменная обувь и запас воды – вот, что отличает идущего по Казино.

Дошедший до Кафедрального собора Сантьяго-де-Компостелла получает Compostella, свидетельство на латыни с датой завершения пути и алтарной печатью собора. Паломники посещают мощи святого, и по желанию их ждёт праздничный ужин.

Однако не все ограничиваются этой точкой. Особо подготовленные проходят ещё 88 км до мыса Финистерре (лат. finis terrae – буквально, конец земли), самой западной точки Испании, куда причалил св. Иаков и где, по преданию, ему являлась Дева Мария. До Финистерре доходит лишь каждый десятый паломник и обязательно сжигает какой-либо предмет одежды, в котором он прошёл этот долгий путь.

Гора Монсеррат, Барселона (Каталония)


Если у вас нет нескольких свободных недель, но есть горячее желание совершить пешее паломничество или просто короткий пеший поход по горным красотам, то стоит по-новому взглянуть на знаменитый монастырь Монсеррат, который находится рядом с Барселоной.

Монсеррат – это не только монастырь с музеем и винодельней на высоте 720 метров. Это довольно причудливая гора, с которой открывается потрясающий вид на предместья и соседние скалы. На горе существует пять официальных и множество неофициальных маршрутов для прогулок.

Самый известный: Путь молитв (Rosari Monumental de Montserrat) , ведущий к Святой Пещере (Capella de la Santa Cova), где в 9 в. была найдена первая скульптура Богоматери Монтсерратской. В пещере до сих пор хранится копия статуи, стоящей в соборе аббатства. К этой Мадонне также можно подойти и прикоснуться, загадав желание и избежав той очереди, что собирается в главном храме. По пути расставлены 15 скульптур начала 20 в., изображающие сцены из жизни Христа и Богородицы. Во время спуска вам будут открываться потрясающие виды на соседние скалы и территории.

Длина маршрута: 1,5 км в одну сторону. Время в пути 30-40 минут в одну сторону. Сначала вниз по широкой мощеной дороге до станции фуникулёра Сант-Жуан (путь можно сократить вдвое, подъехав на вагонетке от входа в аббатство). Далее дорога поднимается вверх, к пещере. «Пещера» представляет собой небольшую часовню, где тихо, прохладно и нет людской толчеи. В храме есть статуя Богородицы, бронзовая скульптура Христа и специальная комната для вотивов - предметов, оставляемых в дар Богородице за исполненное желание. В качестве вотива лежат таблички с надписями, гипсовые оттиски ножки младенца или мотоциклетный шлем с просьбой молиться о здоровье пострадавшего (в Испании мотороллер – довольно популярный вид транспорта, но, к сожалению, нередки и аварии с их участием).

Далее нужно проделать обратный путь к монастырю по той же дороге. Хотя маршрут считается простым, неподготовленному человеку все же стоит быть аккуратным, иметь удобную обувь и запас воды. Если вы прибыли в монастырь с экскурсионной группой, то свободное время для мини-похода придётся на самый солнцепёк (13:00 – 14:00). Поэтому последние метры дороги с непривычки могут показаться самыми длинными в вашей жизни.

Также на горе есть маршруты протяженностью в 5-7 км по более узким горным тропам наверх от монастыря до часовни Св.Михаила (Camí de Sant Miquel). Подняться к кресту Св. Михаила (Creu de Sant Miquel) можно как короткой тропой, так и более сложной дорогой La Font Seca, ведущей на смотровую площадку мимо пушек 19 в.

Camino de Ronda (Каталония)


Camino de Ronda (каталонское Cami de Ronda) – дорога, сохранившаяся с к.18 века и изначально тянувшаяся вдоль всего побережья Каталонии. Дорогу использовала как штатская гвардия для патрулирования прибрежных границ и морской территории, так и рыбаки, причалившие в шторм далеко от своей деревни. По этой же камино пробирались пираты и контрабандисты.

Со временем дорога обветшала, где-то оказалась завалена камнями, и в итоге распалась на несколько частей. Сейчас несколько участков длиной от 2 до 13 км в Коста Брава отреставрированы и служат туристическими тропами для приятных прогулок.

- San Pol – S’Agaro : красивая тропа под соснами по скалистому берегу моря. Время в пути – 1 час. Подходит также велосипедистам, местами оборудованы пандусы для инвалидных колясок. Дорога снабжена указателями, зелёными стрелочками GR-92.

- Roc de San Gaileta - Platja Llarga : широкая дорога для прогулок протяженностью 2,5 км со смотровыми площадками и возможностью спуститься вниз к морю и искупаться. Две трети пути – асфальтированный морской променад, последняя треть - деревянный настил. По пути можно встретить красивые дома и старинную церковь.

- Vilanova – Sitges : 7 км земляной тропы с бело-красными указателями и несколькими вариантами прохождения. Можно держаться чуть вглубь или идти вдоль моря. Последняя тропа более красива, но временами идёт по краю обрыва и через небольшие холмы. Позиционируется как несложная, для прогулок с детьми, однако совсем маленьких деток и коляски брать сюда не рекомендуется. Удобная треккинговая обувь более чем желательна.

На сегодняшний день Камино де Ронда является также частью GR’92 (Grand Recorrer) – громадной пешеходной тропы в 561 км, растянувшейся по всему Средиземноморскому побережью от Портбоу до Тарифы, проходя через Каталонию, Валенсию, Мурсию и Андалусию. И при желании и соответствующей подготовке можно пройти и этот большой путь целиком.


Vias Verdes del Carrilet, или «зелёные дороги» Жироны (Каталония)


С начала 90хх гг. в Испании без дела остались 7,5 тысяч км железнодорожного полотна. Правительством было принято решение перестроить часть дорог в велосипедные и пешие туристические маршруты, и к 2011 г. появилось 2000 км «зелёных дорог». Перепады высот на маршрутах практически отсутствуют, поэтому ровная дорога даёт возможность путешествовать людям даже с минимальной физической подготовкой. Особо красивы дороги в районе Жироны. Здесь можно выбрать один из четырех маршрутов:

- Олот-Жирона , 54 км по вулканической долине Гарочча и узким улочкам старинных городов Каталонии,

- Жирона-Сан-Фелиу-де Гишольс , 40 км пологой трассы по долине до моря,

- Vía verde del Hierro y del Carbón (Риполь - Огасса 12 км), дословно «дорога железа и угля»,

- Vía verde del Tren Petit, или «дорога маленького поезда» (Паломос – Парафружле), 6 км пути по самой старинной паровозной дороге.

Маршрут Фрегенеда – Вега Террон (Кастилья и Леон)


Маршрут Фрегенеда – Вега Террон ещё один результат проекта «Зелёные дороги».

Железнодорожная станция Фрегенеда расположена между двух рек почти на границе с Португалией. От станции до водяной мельницы в Вега Терроне 17 километров весьма живописного пути. Этот маршрут – своеобразный музей инженерного искусства под открытым небом. Туристы проходят через 20 рукотворных тоннелей и 13 деревянных мостов. Впрочем, некоторые из них сильно обветшали. Пускаться в это путешествие не рекомендуется туристам с плохим вестибулярным аппаратам. Конечная точка пути – речной порт Вега Террон. Здесь можно увидеть две старые мельницы 19 века, которые в настоящий момент не используются, и одну новую, построенную в 80-90-х годах XX века. Об обратном пути стоит позаботиться заранее.

Текст: Алла Аникина