Отрасль экономики которая производит. Сферы экономики

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги и удовлетворяющих однородные потребности людей. Группировка производственных единиц по отраслям является классификацией видов экономической деятельности, отражающей технико-экономические аспекты воспроизводства.

Формирование современных отраслей - результат длительного исторического процесса. От рыболовства, охоты и др. видов деятельности, связанных с освоением природных ресурсов в начале исторического пути человечества, до современного сельского хозяйства и многоотраслевой промышленности, от начальных стадий обмена продуктами труда до развитых форм торговли и т. д. В условиях технического прогресса появляются всё новые сферы деятельности, которые в дальнейшем могут оформиться в особые отрасли (напр., информатика, биотехнология и др.).

Применяемая в Российской Федерации классификация отраслей экономики в основном соответствует подготовленной в ООН Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК). Она разработана с учётом современных условий перехода страны к рыночным отношениям и необходимости достижения сопоставимости показателей в условиях развития процессов интеграции с международным сообществом.

Все отрасли экономики объединены в две большие группы: отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары (материальные блага), относятся промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства. При этом каждая из перечисленных отраслей имеет ещё несколько ступеней деления.

Промышленность - важнейшая отрасль экономики. Она представляет собой вид экономической деятельности, направленной на добычу и переработку природных ресурсов, переработку продуктов сельского и лесного хозяйства.

Промышленность включает более 15 укрупнённых отраслей, в т. ч.: электроэнергетику; топливную промышленность; чёрную и цветную металлургию; химическую и нефтехимическую промышленность; машиностроение и металлообработку; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; промышленность строительных материалов; стекольную и фарфорофаянсовую промышленность; лёгкую промышленность; текстильную промышленность и др.

Каждая из этих отраслей промышленности делится на более мелкие подотрасли. Основным признаком классификации является однородность вырабатываемой продукции, в некоторых случаях - однородность перерабатываемого сырья (напр., предприятия, перерабатывающие нефть, относятся к нефтеперерабатывающей промышленности) и однородность технологического процесса (напр., предприятия химической промышленности).

К отраслям промышленности не относятся подразделения, входящие в состав промышленных предприятий и выполняющие функции непромышленного характера (медпункты, организации культурно-бытового обслуживания и т. д.), а также органы государственного управления (министерства, их главки и т. п.).

Сельское хозяйство - отрасль, основной функцией которой является воспроизводство растительных продуктов, разведение и выращивание скота, птицы, рыбы, пчёл, производство сырых продуктов животноводства. К этой же отрасли относятся охотничий промысел и рыбоводство. Обслуживание сельского хозяйства (организации, оказывающие услуги по улучшению земель, зоотехническому и ветеринарному обслуживанию и др.) выделено в самостоятельную отрасль в сфере услуг.

Лесное хозяйство - отрасль, включающая лесоводство, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, обслуживание лесного хозяйства (лесозаготовительные организации относятся к промышленности).

К строительству относятся организации и предприятия, осуществляющие подрядным и хозяйственным способами строительные и монтажные работы, капитальный ремонт зданий и сооружений, буровые и проектно-изыскательские работы, а также хозяйственное управление строительством.

К отраслям, оказывающим услуги, относятся отрасли государственного управления и обслуживания общественных и личных потребностей населения (жилищно-коммунальное хозяйство, банковская деятельность и пенсионное обеспечение, научная деятельность, народное образование, медицинское обслуживание, искусство и т.д.). К сфере услуг относятся также транспорт, связь, материально-техническое снабжение, заготовки сельскохозяйственных продуктов и ряд других отраслей.

Ранее в статистической практике в СССР грузовой транспорт, связь, обслуживающая производство, а также торговля, материально-техническое снабжение и заготовки относились к сфере материального производства на том основании, что в этих отраслях хотя и не создаются новые материальные блага, но завершается производство уже выработанных материальных благ путём их хранения, транспортировки, упаковки и т. п. и тем самым увеличивается стоимость продукции, произведённой в промышленности и сельском хозяйстве. Считалось, что в остальных отраслях сферы услуг происходят лишь перераспределение и конечное использование национального дохода.

Теперь в соответствии с международной практикой применяется более широкая трактовка "экономического производства" (т.е. сферы, где происходят производство ВВП и создание национального дохода), которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйствами по приготовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте и т. д. (в связи с трудностями их учёта). Поэтому транспорт и др. отмеченные выше отрасли полностью относятся к сфере услуг. в. М. Бредова.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

Производственные силы имеют тенденцию к развитию, что определяет дальнейшее разделение труда и образование отраслей народного хозяйства и их групп. В контексте изучения народнохозяйственных процессов важно дать ответ на вопрос: "Что такое отрасль?"

Народное хозяйство страны

Многоструктурность экономики народного хозяйства объясняется наличием большого числа различных производственных процессов и способов присвоения произведённых благ.

Всю систему подсистем и звеньев отображает её структура. Её изменение может быть вызвано внедрением научно-технического прогресса в производственные процессы, социально-экономические переменами в обществе и прочими глобальными процессами. Появляются новые отрасли и подотрасли на фоне исчезновения старых, происходит смена ассортимента продукции. Отрасль - это средний уровень функционирования макроэкономической категории народного хозяйства. И её изучение позволит более чётко понимать сложные процессы, происходящие в мировой экономике.

Структура народнохозяйственного комплекса

Структуру народного хозяйства можно разделить по следующим признакам:

  1. Отраслевому (отрасль - это отдельное направление в хозяйстве): , промышленность, транспорт и т. д.
  2. Функциональному (согласно выполняемым функциям): топливно-энергетический, строительный, машиностроительный и другие комплексы.
  3. Региональному (согласно территориальному расположению в пределах определённого государства).

Что такое отрасль?

Исследование хозяйственной структуры страны неразрывно связано с рассматриваемым нами понятием. Так, все производители металла составляют металлургическую отрасль, все аграрии - сельскохозяйственную, и т. д. Таким образом, отрасль - это совокупность производителей одного блага, продающих его на одном рынке (в глобальном понимании).

На практике же многие производители одновременно выпускают несколько видов продукции, поэтому более правильным будет следующее определение. Отрасль - это совокупность субъектов экономических отношений, производителей благ определённого рода, ведущих свою деятельность при помощи одного вида оборудования. Продажа продукции может осуществляться на разных рынках. Для простоты проведения экономического анализа принято считать, что каждый отдельно взятый производитель выпускает одно благо, реализуя его на одном рынке.

Как определить потребителя определённой продукции? Синоним к слову "отрасль" - ветвь, направление, следовательно, потреблять её товары будет целевая аудитория. Если выпускать потребительское благо, покупать его будет население страны. Продукт в форме промежуточного блага интересен представителям других направлений экономики. Так, предприятия по обработке животных шкур продают полностью переработанный кожаный полуфабрикат, скажем, обувным фабрикам. Важным моментом функционирования рыночной экономики является соблюдение равновесия спроса и предложения на различных отраслевых рынках.

Структура

Отрасль - это важное экономическое понятие, поэтому изучение её структуры, под которой подразумевают состав, соотношение и взаимосвязи отдельных производств, очень важно для понимания сути народнохозяйственных процессов.

На структуру крупной отрасли оказывают влияние многие факторы, наиболее значимыми из которых являются:

  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • рост культурного уровня и благосостояния населения;
  • кооперирование, концентрация и специализация производственных процессов;
  • плановые показатели роста отрасли и всех её подотраслей;
  • разделения труда;
  • общественно-политические факторы окружающего мира;
  • позиции государства на мировых рынках.

Отраслевая структура является наиболее прогрессивной в том случае, если при её функционировании обеспечивается использование достижений научно-технического прогресса, а также внедряются эффективные методы и формы производственной организации и использования трудовых и материальных ресурсов.

Группирование

Понятие отрасли тесно связано с процессами группирования и обобщения. Разнообразные направления экономики объединяют в группы по определённым признакам, в качестве которых могут выступать свойства ресурса/продукта либо схожесть технологического процесса. Группу отраслей часто называют промышленностью.

Всех, кто занимается выпечкой (булочек, хлеба, бубликов и т. д.), стоит сгруппировать в хлебобулочную промышленность. Производителей сладостей (мороженого, конфет, пирожных) целесообразно объединить в кондитерскую. Всех "молочников" (производителей молока, творога, сметаны) - в Растениеводов, которые занимаются выращиванием фруктовых деревьев (груш, слив, яблонь) - в садоводческую.

С целью большей обобщённости экономических процессов можно объединить всех перечисленных производителей по признаку производства продуктов питания в пищевую промышленность. Именно по такому принципу совершается группирование отраслей в современной экономике.

Сектора народного хозяйства

Действуя таким образом, можно получить несколько крупных объединённых экономических направлений. Понять, что такое отрасль в экономике, поможет рассмотрение таких укрупнённых образований. Так, каждый из таких секторов сформирован на основании общности характера производства. На сегодняшний день выделяют следующие основные :

  1. Сельское, лесное хозяйства, охота и рыболовство.
  2. Добывающая промышленность.
  3. Строительство.
  4. Электричество, водоснабжение и газ.
  5. Торговля: оптовая и розничная.
  6. Транспорт и логистика.
  7. Медицина.
  8. Образование.
  9. Гостиницы и рестораны.
  10. Финансы.
  11. Государственная служба.

Экономически целесообразно объединять данные сектора в более крупные сферы:

  1. Сектор материального производства - от сельского хозяйства до строительства.
  2. Сегмент услуг (нематериальных отношений) - от торговли до госслужбы.

Объединение этих двух глобальных секторов позволит охватить абсолютно все производственно-экономические процессы, происходящие в государстве.

Классификация отраслей по ОКОНХ

Разнообразие предприятий народного хозяйства порождает необходимость в их классификации и упорядочивании. Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» представляет собой способ группирования видов деятельности по направлениям с учётом характера их функций и особенностей структуры. Данная классификация была упразднена в 2003 году, однако изучение отраслевой структуры целесообразно начать именно с неё. Виды отраслей народного хозяйства, согласно группированию по ОКОНХ, делились на две группы. Их состав представлен в таблице.

Отрасли производственной сферы

Промышленность

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

Транспорт и связь

Строительство

Торговля и общественное питание

Материально-техническое снабжение и сбыт

Заготовки

Информационно-вычислительное обслуживание

Операции с недвижимым имуществом

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

Геология и разведка недр, геодезическая служба

Прочие сферы материального производства

Отрасли непроизводственной сферы

Жилищно-коммунальное хозяйство

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

Народное образование

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение

Управление

Общественные объединения

Классификация по ОКВЭД

На сегодняшний день в России классификация отраслей народного хозяйства происходит по видам экономической деятельности (ОКВЭД), который предполагает разделение на следующие группы:

Группировка кодов ОКВЭД по разделам

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Оптовая торговля

Оптовая торговля (продолжение)

Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

Деятельность экстерриториальных организаций

Структура занятости

Любые из ветвей экономики, их групп либо секторов хозяйства характеризуется численностью рабочих, привлечённых в отрасль (работы в добывающей промышленности, например, осуществляют 5 % от общей рабочей силы хозяйства). Соотношение занятости в разных сферах народного хозяйства называется структурой занятости и зависит от производительности труда работников и спроса на различные блага.

Так каким образом происходит перераспределение этой системы в национальных экономиках? Структура занятости неразрывно связана с изменениями в национальной экономике. Она отражает экономические, социальные, демографические и прочие особенности функционирования общества.

Структура занятости населения включает несколько составляющих:

1. Государственно-частная:

  • занятые в госсекторе экономики;
  • занятые в частном секторе.

2. Социальная - является отражением классовой структуры общества, соотношения населения с разным уровнем жизни.

3. Отраслевая - отражает степень развития отраслей народного хозяйства государства.

4. Региональная - влияет на следующие показатели экономики регионов:

  • степень использования трудовых ресурсов;
  • уровень освоения природных ресурсов территории;
  • уровень экономической активности;
  • удельный вес занятого населения.

5. Профессионально-квалификационная - даёт сведения о количестве и профессионализме трудовых ресурсов региона.

6. Половозрастная.

7. Семейная - характеризуется следующими признаками:

  • отображает общее экономическое состояние страны;
  • от уровня семейного дохода напрямую зависят демографические показатели, а именно смертность и рождаемость;
  • реформирование экономики должно проходить с целью повышения экономического уровня занятых семей.

8. Национальная - разбирает состав трудовых ресурсов по национальному признаку.

Все звенья тесно взаимосвязаны в национальной экономике и не могут существовать раздельно.

Наука и образование - области экономики, которые отвечают за выработку, систематизацию и хранение знаний о мире и человеке, передачу этих знаний другим поколениям. Наука, расширяя область известного человеку, помогает решать насущные мировые проблемы. Как улучшить экологию на планете? Как стране преодолеть экономический кризис и устойчиво развиваться? Население планеты растет, - как накормить все большее количество людей? Наука ищет ответы на эти и другие мировые вопросы и предлагает стратегии развития человечества в будущем.

Наука и образование взаимодействуют со всеми отраслями экономики: интенсивное развитие экономики страны возможно только в случае, если научные принципы и достижения внедряются в производство и учебные заведения готовят квалифицированные кадры для отраслей.

Что входит: общественно-гуманитарные, естественные, технические науки и начальное, среднее, высшее образование.
Примеры профессий: воспитатель , педагог , бизнес-тренер , методист, исследователи и ученые: физик , кибернетик, химик, биолог , генетик , океанолог, эколог , метеоролог , социолог , психолог , филолог и др.

Научное сообщество России насчитывает около 800 тыс. ученых и исследователей, и более 6 млн. специалистов задействованы в сфере образования (8% всех трудовых ресурсов страны). Главные государственные органы, курирующие вопросы образования и науки в России, - это РАН (Российская академия наук) и РАО (Российская академия образования). Но наука и образование давно преодолели государственные границы и представляют собой интернациональное явление: ежегодно вручается более 10 премий за вклад в мировую науку. И лауреатами премий становятся ученые и исследователи из разных стран.

Финансирование российской науки в абсолютных цифрах выросло с 2000 года в 3,3 раза, хотя, к сожалению, последние 4 года оно постепенно сокращается. За последние 15 лет появились современные научные и образовательные центры – Сколково (Москва), Иннополис (Татарстан), Кольцово (Новосибирск). Проблем у отрасли много, величие советской науки ушло в прошлое. Тем интереснее и важнее создавать новую современную науку!

Прогноз. Как вы видите будущее науки и образования? Доступность образования будет расширяться - при желании можно будет поступить в любое учебное заведение мира и учиться дистанционно. Уже сейчас в России появились не только онлайн-курсы английского, игры на гитаре или бисероплетения, но и полноценные школы среднего образования, где можно учиться онлайн и получить диплом государственного образца об окончании 11 классов.

Новые технологии и устройства. В школе будущего не будет бумажных учебников. Вместо них школьники будут носить с собой универсальный электронный учебник, то есть планшет или смартфон, в которые закачены все материалы для учебы, художественная литература и фильмы, помогающие учиться. А библиотека станет таким же необычным местом для посещения, как и архив с рукописями.

Будущий стиль жизни человека можно охарактеризовать пословицей "Век живи - век учись": из-за возросшей продолжительности жизни человек сможет чаще менять направление деятельности и переучиваться, получая новые специальности и осваивая новые профессии . В связи с интересом к новым объектам все больше наук будет появляться на стыке традиционных специализаций - наноинженерия, космобиология и др.

Профессии будущего:
    Игропедагог (применяет игровые методики в образовательном процессе)
    Координатор образовательной онлайн-платформы (контролирует разработку курсов для онлайн-обучения)
    Консультант по индивидуальному образованию (оказывают услуги по планированию эффективных образовательных программ)
    Наноинженер (исследует физику микромира для создания новых продуктов и материалов)
    Биоинформатик (исследует информацию, содержащуюся в биологических клетках)
    Космобиолог (исследует поведение биологических систем на других планетах и в условиях космоса)

Как стать ученым
Ученые – это любознательны люди. Поэтому, чтобы стать ученым, нужно не растерять данную от рождения любознательность. Что еще нужно будущему ученому?

    Найти предмет для изучения , в который вам будет интересно погружаться. Хотя, скорее всего, это он выберет вас, а не вы его.
    Отлично учиться в школе , хотя бы по тем предметам, на которых вы планируете специализироваться. Учеба в школе – это и есть путь научного познания. Возможно, школьные знания мало пригодятся будущему дизайнеру, спасателю или актеру, а вот исследователю и педагогу они нужны.
    Заниматься образованием и самообразованием. Школьного курса, конечно, не достаточно, чтобы погрузиться в биологию, физику или лингвистику. Поэтому ищите информацию в разных источниках: книги, онлайн-курсы, музеи, документальное кино. Важно оценить каждый источник, ведь вы же будущий ученый, а ученые критически относятся к любой информации и проверяют ее.
    Изучать несколько иностранных языков. Они будут нужны для коммуникации в научном сообществе: посещать конференции, читать литературу (а это тоже коммуникация), слушать онлайн-лекции ученых со всего мира.
    Участвовать в олимпиадах , научных конференциях и форумах для школьников, конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях, которые проводятся в вашем регионе. Это шанс познакомиться с единомышленниками, найти наставника и расширить представления о мире.
    Посещать кружки при вузах и школы для будущих ученых. К таким проектам для школьников относится Зимняя Пущинская Школа, Летняя лингвистическая школа, Летняя экологическая школа, Международная компьютерная школа и профильные смены в нашем детском лагере "Профессионалы будущего" . Поездка в настоящий научный лагерь вдохновляет на саморазвитие и помогает в профориентации.

Куда поступать, чтобы стать ученым
Если вы думаете о карьере ученого, то вам необходимо поступить в престижный вуз, где преподают сильные теоретические дисциплины. В России лучшими научными вузами считаются МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. H.Э. Баумана, МФТИ, СПбГУ, НИЯУ "МИФИ", ТГУ (Томский университет), НГУ (Новосибирский государственный университет).

Выводы
Быть ученым или учителем (а возможно, и тем и другим) – это тяжелый труд. Но радость открытий, польза вашей работы, свобода выбора темы для исследования и возможность карьерного роста перекрывают все минусы этих профессий.
Желаем вам успехов в научной карьере!

Если вы хотите узнать, в каких областях знаний вы сможете преуспеть как ученый, пройдите два наших бесплатных теста:
✎ Способности и профессия: технический потенциал
✎ Способности и профессия: гуманитарный потенциал

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

На практике довольно часто можно услышать такие выражения: «юрист по недвижимости », «юрист по земельным вопросам », «юрист по строительству ». То есть юрист специализируется не на какой-либо отрасли права , а на всех вопросах, регулирующих определенные общественные отношения (это может быть как овеществленный объект (недвижимость), так и узкоспециализированные области общественных отношений (применение аккредитивов, валютный контроль)). Говоря иначе, юристов принято рассматривать по сфере деятельности, в которой они разбираются лучше всего.

Например, юрист «по недвижимости» является специалистом в следующих направлениях :

  • гражданское право (разделы о сделках с недвижимостью);
  • налоговое право (возникновение при продаже налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц);
  • представительство в суде по данным вопросам;
  • знание других аспектов (схем расчетов, схем продажи через продажу доли в уставном капитале, основ безопасности, правил проверки контрагентов).

То есть регулирование таких отношений довольно сложно, многоаспектно и работодателю интересно, чтобы юрист знал все аспекты работы в одной сфере деятельности .

Если говорить о сферах деятельности юриста более детально, то стоит выделить экономическую сферу — самую обширную и востребованную на сегодняшний день. Каждая отрасль экономики предъявляет юристам разные требования. Если это производство, то большая часть работы связано с договорами поставки и спорами в этой области, если банковская сфера - то это кредитование и вклады.

Выделим основные отрасли экономики:

Производящие товары (материальные блага):

  • промышленность (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка и т.д.);
  • сельское хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • строительство и пр.

Оказывающие услуги (непроизводственные отрасли):

  • банковская деятельность;
  • торговля;
  • бытовые услуги,
  • транспорт;
  • туризм;
  • досуг;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • пенсионное обеспечение;
  • научная деятельность;
  • народное образование и пр.

Каждая отрасль имеет разную привлекательность для юристов, в зависимости от того где лучше материальное и социальное обеспечение, больше перспектив роста карьеры , возможностей самореализации, где комфортнее условия труда, где интереснее работа. Все эти требования индивидуальны для каждого человека.

Но если говорить о материальном обеспечении, то логично предположить, что оно может быть выше в тех отраслях экономики, которые наиболее прибыльны - нефтяная и газовая промышленность, например. Хотя большое значение играют и конкретные игроки рынка и уровень занимаемой должности. В какую отрасль экономики пойти решать самому юристу — все зависит от его