Обучение мальчиков и девочек. Как учились школьники и школьницы в советских школах

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В некоторых школах России учителя решились на необычный эксперимент.

сайт расскажет, в чем он состоял и что из этого получилось.

Школа № 34 города Каменска-Уральского поделилась первыми результатами эксперимента, который начали в 2014 году. Педагоги в экспериментальных классах уверены - детям так лучше.

У детей раздельное обучение, но смешанное воспитание - только во время уроков порознь. Все остальное время: на переменах, на физкультуре, в столовой, на экскурсиях и внеклассных мероприятиях ребята общаются вместе. После начальной школы классы планируют объединить, чтобы общение между полами было живым, а не в соцсетях. 5–7 классы - это возраст, когда важны друзья, выбор, становление личности в социуме.

Во многих школах с раздельными классами мужские классы стараются ориентировать на спорт, например хоккей, и привлекать к обучению больше мужчин: ОБЖ, физкультура, тренеры спортивных школ - чтобы ребята брали правильный пример с мужчин. Правда, найти мужчину на роль классного руководителя пока проблематично.

Девочкам стараются организовать уроки по хореографии и рукоделию или проводить занятия в местном Доме творчества.

Мальчики и девочки отвлекаются друг на друга

Психологи хорошо знают, что если среди учащихся есть представители противоположного пола, то любой мальчик или девочка, пусть даже неосознанно, будут пытаться произвести впечатление и отвлекаться от урока, падает концентрация внимания.

В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало

И родители, и ученые знают - в раннем возрасте мальчики умственно и физически на 2–3 года отстают от своих сверстниц: у них левое полушарие созревает медленнее. Поэтому система обучения в школах ориентирована на девочек. Позорно и унизительно, что над тобой смеются, когда отвечаешь у доски. Так развивается комплекс неудачника и появляется агрессия по отношению к сверстникам и к старшим.

Для мальчиков естественно стремление к риску, испытание на силу воли и духа, жажда быть первым, быть героем, самому принимать решения. Как воспитать настоящих мужчин, если их заставляют повторять готовые решения и сидеть смирно?

Девочки любят конкретику и четкий алгоритм

В гендерных классах учителям легче учитывать психологию полов. Девчата застенчивы в общении и прилежны в обучении. Им важны детали и сам процесс. Хотя они хорошо усваивают типовые задания, легко справляются по заданному алгоритму и успевают выполнить больше заданий, они стесняются мальчиков и порой класс напоминает пустую комнату.

В отсутствие мальчиков девчата чувствуют себя более непринужденно, не боятся поднимать руку, ошибиться, с удовольствием помогают друг другу, причем без всяких насмешек.

Мальчикам важен смысл, а не правила и готовые решения

Мальчишки должны сами добывать себе знания. Они не выполняют задание по шагам, а стараются додуматься и сделать сами, они хотят сами вывести правило из того, что сказал учитель. Поэтому каждое задание - это приключение. Их восприятие более целостное, образное, эмоциональное. Мальчику нравятся вопросы проблемного характера, и он активно вовлекается в поиск решений, чтобы ответить первым.

Девочки за «коллективные» задачи

В экспериментальных классах заметили, что девочки хорошо работают в коллективных задачах. Они сразу распределяют роли, много советуются друг с дружкой и вместе находят решение. В индивидуальных заданиях ведут себя нерешительно, даже если знают правильный ответ.

Еще учителя заметили, что девочку всегда нужно хвалить, даже за ошибки, иначе она может закрыться и в следующий раз побоится ответить. Мальчики такого подхода не поймут.

В мальчиковых классах ребята реализуют свои лидерские качества

В отсутствие девчат мальчики не стесняются говорить то, что думают, высказывать свои мысли, даже если они идут вразрез с общепринятыми. И хотя постоянный шум и выкрики - это норма, учителя заметили, что у ребят в экспериментальных классах меньше агрессии. При девочке каждый мальчик пытается самоутвердиться. Здесь же все равны и его попытки самоутвердиться можно направить на развитие лидерских качеств.

Педагог Светлана Пятницкая рассказала «Летидору» о том, как в России менялись ценности раздельного обучения, в каких случаях мальчикам лучше учиться отдельно от девочек, и какие особенности в современном мире у раздельного обучения.

Традиции раздельного обучения в России

Раздельное обучение в царской России

Замысел о раздельном обучении девочек и мальчиков своими корнями уходит в царские времена.

Основной принцип раздельного обучения в дореволюционной России - женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе.

Будущих хранительниц очага готовили к замужеству и материнству. Помимо изучения иностранных языков и уроков словесности, девушки занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что у женщин возникают затруднения с точными и техническими науками, так что надобности в их изучении никто не видел.

Юношам предлагали более широкий круг дисциплин, в соответствии с их способностями. Ко всему прочему, они обладали возможностью обучаться в высших учебных заведениях.

Раздельное обучение в СССР

После прихода к власти коммунистической партии и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Одной из главных целей образования стало «формирование товарищества и дружбы между мальчиками и девочками», так что однополые классы уже не считались эффективными.

В 1943 году раздельное обучение в крупных городах СССР было восстановлено. Государство было заинтересовано в том, чтобы концепция раздельного образования воплощала в себе новую политику в отношении брака, семьи, сексуальности между полами.

Основополагающим в женском образовании стал образ матери, в мужском - защитника Отечества. Вместе с тем, ожидалось, что и мальчики, и девочки будут одинаково добросовестно трудиться на благо страны. В женских школах будущие «матери-труженицы» изучали педагогику, рукоделие и стенографию, а будущие «отцы-труженики» - допризывную и физическую подготовку.

В 1954 году раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала смешанной. Первые эксперименты современного раздельного обучения стали наблюдаться в начале 90-х годов 20 века.

Сегодня раздельное образование имеет ряд особенностей: мальчики и девочки учатся в разных классах, но чаще всего - в стенах одного образовательного учреждения. Перечень базовых предметов для всех един, но отличаются дисциплины, входящие в вариативную часть. Внеклассные мероприятия для детей обоих полов в большинстве случаев проводят совместно.

Почему раздельное обучение – это хорошо

Известно, что биологическое развитие мальчиков и девочек происходит в разное время. Опираясь на этот факт, отечественные исследователи раздельного обучения (В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и другие) считают: когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать специфические приемы, которые будут наиболее эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, результаты успеваемости будут выше.

Разумная разница в подходах к обучению

Женский и мужской мозг функционируют по-разному. Нейропсихологи говорят о том, что у девочек преобладают интуиция и эмоции, у мальчиков - логика и рациональность. Раздельное обучение позволяет ребёнку взять за основу то, что даёт ему лучше «прочувствовать» материал, найти тот способ решения задачи, который соответствует его типу функциональной организации мозга.

В классе девочек учитель вместе с ними разбирает алгоритм выполнения задания, постепенно учит действовать самостоятельно, подготавливая к поиску собственных решении нетиповых заданий.

В классе мальчиков учитель включает детей в задания, требующие сообразительности и быстроты реакции, подводит к открытию принципа решения, не отвергая ошибок и предположений.

У детей нет страха перед негативной оценкой противоположного пола

В присутствии мальчиков девочки больше озабочены впечатлением, которое производят на них, а не учебой. А мальчики свое внимание выражают через обидные замечания и подтрунивания.

В гомогенном классе учителя отмечают более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха. Ребёнок больше верит в собственные силы, снижается страх негативной оценки и насмешек со стороны противоположного пола.

Снижение агрессии внутри группы мальчиков

При однополом обучении учителя отмечают снижение физической агрессии у мальчиков: они легче «договариваются» при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости «демонстрации» перед девочками своей физической силы.

В совместных классах девочки вынуждены конкурировать за внимание мальчиков, а не учиться

Девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно конкурировать с мальчиками в учебе и пытаться понравиться им.

Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (что обнажает риск подрыва будущей семейной жизни). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.

Почему раздельное обучение – это плохо

В совместном классе дети учатся понимать и уважать представителей другого пола

Как известно, в школе дают не только возможности для развития психических функций и познавательных процессов, но и воспитывают личность. Исходя из того, что человек не может существовать вне социума, важно своевременно научиться понимать представителей другого пола, среди которых человек будет жить, когда вырастет.

Учителя воспитывают личности, готовые к разным моделям поведения и ролям в современном обществе

Жизнь настолько непредсказуема, что каждому из нас в определённых условиях необходимо уметь пользоваться тем типом мышления, который является для нас менее востребованным. Ребёнок в процессе разнополого обучения развивает в себе возможность пользоваться несвойственными ему видами мышления. В группе сверстников он получает многообразие вариантов решений одного и того же задания.

При условии грамотной организации учебного процесса и оптимального выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации школьников, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха. Вместе с тем, стоит помнить о том, как это может сказаться на целостной личности формирующегося человека. Разделив детей по разным школам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал.

Таким образом, важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, его отношения с противоположным полом, а также внимательно выбирать ведущего педагога (классного руководителя), который найдет грамотный подход к каждому ученику вне зависимости от состава класса.

Школа как мясорубка детей на социальный фарш, и как просто это изменить!

История и факты раздельного обучения мальчиков и девочек

До 18 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление “О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским.

В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия “бесполого” обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом “Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д.

— И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество… В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом (“героем”) для подражания.
Качества этого “образца” - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д.

Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне.

Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков — быть слабее девочек.

На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.

Пожалуй, это объясняет и бурное развитие на Западе феминистского движения и борьбы за «женскую самодостаточность». В конце концов, любовь к жизни начинается с любви к противоположному полу. А если его полноценные представители становятся редкостью, «диковинкой», женщинам приходится пускаться во все тяжкие…

Все чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской “Х” хромосомы мужскую “Y”.

Наконец, это угасание не только репродукции женского молока, но и материнского чувства.

В ХХ веке славяне провели над собой трагический эксперимент — игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат… В условиях, когда до основания разрушена славянская народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед славянским народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная», считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере…

Образование девочки , например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны (сословия), к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

ВАРНЫ (СОСЛОВИЯ, КАСТЫ). ПОЧЕМУ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СВОЮ ВАРНУ? https://vk.com/wall-49560567_1221

ВАРНА РЕБЕНКА. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ПУТЬ В ЖИЗНИ, СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: https://vk.com/wall-49560567_1336

«Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере.» (Владимир Базарный)

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.

Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность — мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов — открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал.

То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала — результат, потом — как мы к этому пришли. От общего — к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в «сегрегированных» классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы раздельного обучения.

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в «однополом» классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В «мужских» школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях.

Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других».

Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, — хорошая среда для воспитания будущих… маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода — педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ — гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб.
Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько «однополых» классов, есть в 32 штатах.

(По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного)

Что говорят о раздельном образовании учителя.

Те, кто преподают в смешанных классах и в классах, где одни девочки или же одни мальчики – знают огромную разницу. Я много лет читал лекции в школах, в кадетских корпусах, в ВУЗах и колледжах и хорошо знаю, что в аудитории, где нет представителей противоположного пола читать лекции очень легко: естественная концентрация внимания у каждого в аудитории там максимальная. Но если среди учащихся есть представители противоположного пола – концентрация значительно падает, поскольку любой мальчик и девочка всегда, даже порой не осознанно ведут себя так, чтобы произвести впечатление на противоположный пол. И думают не только лишь о предмете, но так же о том, что обо мне противоположный пол думает. Психологи это хорошо знают.

Это усугубляется тем, что девочки развиваются быстрее и, как правило, учатся лучше – что ущемляет самолюбие мальчиков, что в них порождает агрессию, толкает их доказать свое хотя бы физическое превосходство над девочкой или над остальными. Если обучать мальчиков, девочек, хотя бы в разных классах – концентрация детей на предмете и успеваемость их намного повысится. А число школьных драк и насилий (и в том числе сексуальных) намного понизится.

В идеале мальчиков должны обучать педагоги – мужчины, девочек – женщины. Это поможет привить им и сохранить уважение, благоговение к противоположному полу на длительный срок или же – на всю жизнь.

Совместное обучение мальчиков и девочек в школах ввел Ленин. До этого на протяжении веков они обучались отдельно. И нравственность в обществе была во много раз выше, так как девушки сохраняли свою загадочность для мальчиков, а мальчики развивали свою нормальную мужественность без перекосов, и были куда большим объектом романтики для девочек.

Сейчас эта романтика разрушается в том числе уроками «секс-просвета» в школах. Детям о половых органах друг друга не нужно знать вообще. Чем раньше они об этом узнают – тем меньше романтики будет в их сердце. Тем больше цинизма и пошлости будет в их жизни. Об этом хорошо сказал Макаренко: «Чем меньше и сдержаннее взрослые будут говорить о половой жизни – тем лучше. Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное, так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам».

Что мы и видим. Чтобы предотвратить добрачные связи нужно в том числе перестать развращать детей в школах «секс-просветом», в рамках так называемой профилактики распространения СПИДа, где детей учат пользоваться презервативом, что для детей – как сигнал: взрослые объясняют – значит, пора! Наоборот: миф о якобы защитных свойствах презерватива является одной из главных причин распространения венерических заболеваний и СПИДа. Для справки: Размеры вируса СПИДа - 0,1 микрона; вирус бактерии сифилиса - 1,5 микрона; сперматозоида - 3 микрона, длина - до 15 микрон. Поры латекса презерватива имеют размеры от 5 до 50 микрон, а это от 50 до 500 раз больше размеров вируса СПИДа (сравните кулак с дверным проемом). Очевидно, что при таком размере он легко сможет найти себе дорогу.

По данным американских ученых, риск заражения СПИДом при пользовании презервативом составляет 31% (!!!) Поэтому министерство медицинской промышленности США обязало их производителей размещать на упаковке следующую надпись: «ВНИМАНИЕ! ПРЕЗЕРВАТИВЫ НЕ ЗАЩИЩАЮТ ВАС ОТ СПИДА!»

Планирование развращения.

В России этого на презервативах не пишут. Наоборот: учат детей «безопасному» сексу брошюрками РАПСа «твой друг-презерватив». Вот кого нужно запрещать – действие РАПС – финансируемой госдепом США международной ассоциации планирования семьи, российский филиал которой называется Российская Ассоциация Планирования Семьи. Их планирование заключается только лишь в развращении молодежи с целью сдерживания рождаемости на планете. Пропаганда презервативов в качестве «надежных защитников» лишь способствует эффективному сокращению нации, сдерживая рождаемость и усиливая стремительное распространение вирусных инфекций (вследствие необоснованной уверенности человека в своей полной защищенности).

После принятия программы «Планирование семьи» заболеваемость подростков венерическими заболеваниями в России увеличилась в 50(!) раз. Рост заболеваемости сифилисом среди детей составил 43,6%. Сегодня каждый пятый случай выявления сифилиса и каждый третий случай выявления гонореи приходится на подростков в возрасте до 17 лет.

Важно напомнить высказывание Адольфа Гитлера по поводу политики немецкой администрации на оккупированных Восточных территориях: «Должны быть использованы: пресса, радио, кино, а также брошюры, буклеты и лекции… должна быть развернута широкомасштабная кампания в пользу использования противозачаточных средств…».

А вот что говорят российские сотрудники РАПС, финансируемые из госбюджета: «Призывающие к повышению рождаемости в России (то есть, Президент России?) забывают о проблемах перенаселения в мировом масштабе», - Президент Российского общества по контрацепции, проф. В.Н. Прилепская; «Основное внимание мы сосредоточили на молодежи, т.к. это наиболее эффективная для воздействия группа населения… Мы решили максимально убрать из нашей литературы для молодых людей элемент страха», - генеральный директор РАПС И.И. Гребешева.

В рамках этой программы идет прямое развращение детей и подростков прямо со школьной скамьи. Точней – прямо в школах.

Позвольте процитировать фрагмент из учебника «СЕКС. Учебник для школьников общеобразовательных учреждений. Начальный уровень» (Издание 2011 г. Авторы: Саша Смилянская, Сергей Юзмухаметов):

А секс – он без любви возможен? Девочек часто учат, что нет. Девочек даже учат не целоваться без любви, не то что сексом заниматься. На самом деле секс без любви конечно же, возможен. Это – потребность организма, и каждому взрослому человеку заниматься сексом совершенно необходимо для здоровья. И если взрослый человек почему-то никого не любит – что же ему, из-за этого здоровьем жертвовать? Конечно, нет!..» Весьма интересно название учебника, оно интригует детей: «а где можно посмотреть на «продвинутый уровень»»? – «Давай я тебе покажу! Дай айфон..»

В одной из школ Центрального района г. Новосибирска между сотрудницей РАПСа и десятиклассницей состоялся следующий диалог после «просветительской лекции»:

Школьница: Так я не поняла, когда начинать-то надо?

Ответ: Как почувствуешь себя взрослой, так и начинай!

(Вспомните себя в любом возрасте или спросите любого ребёнка: чувствует ли он себя уже взрослым? И он ответит, что «Да!!!»)

После такого обучения отсутствие сексуального опыта в подростковой среде становится просто неприличным. Ведь все чувствуют себя в любом возрасте «взрослыми». И уж тем более, никто не хочет «разрушать свое здоровье», не занимаясь «этим»! (а вдруг мне уже пора, а я - «разрушаю здоровье»??)… Такие уроки «здоровой жизни» проводят сейчас детям школах…

Эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек.

Полтора года назад в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского появились два необычных первых класса — только для мальчиков и только для девочек. Корреспондент «РГ» пообщался с учителями 2в и 2д классов, рискнувшими взяться за новое для большинства педагогов дело.

В свердловской школе подвели итоги эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек

Вообще-то, открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с учителями, в класс к Татьяне Семеновой записалось 22 мальчика и только 3 девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались, заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семеновой. Тогда руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же еще одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова, только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек.

Разумеется, ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась взять класс девочек. Сейчас за 2в и 2д наблюдают руководство школы, городское управление образования, родители. Все признают, что большой разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.

Психологи считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а девочки — в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат: пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов, школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а значит, больше думают об учебе. И таких психологических моментов немало.

— Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока, — объясняют учителя, работающие с 2в и 2д.

Уже есть весомое доказательство эффективности раздельного обучения — в кабинете у девочек висят грамоты за первые места в конкурсах на знание русского языка.

— Я на практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймет и станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, — отмечает классный руководитель 2д Евгения Наумова.

Некоторым преподавателям нравится работать именно с «девчачьим» классом.

— Девочки — это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики из 2в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед девочками, — делится с корреспондентом «РГ» учительница музыки Елена Титова.

— У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам перешел ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои парни его очень быстро перевоспитали, — рассказывает классный руководитель 2в Татьяна Семенова.

Из общих классов то и дело слышатся раздраженные крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная. К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей определенного пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы.

Впрочем, ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем — смущенно хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили каждой даме по кукле.

— У нас уже есть пары, которые дружат, общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя, — говорит Евгения Наумова. — У нас даже находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные ученики.

Интересно, что если в первом классе мальчики были чересчур непоседливы и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы — уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса, чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растет. Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не торопится.

— Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с ними и так общаемся. А еще с девочками дружить веселее, мы похожи и поэтому у нас одинаковые интересы, — считают подружки Вика, Дарина и Настя.

В разговоре с корреспондентом «РГ» родители отмечали, что рады успехам ребенка, многие готовы отдать в гендерный класс младших детей.

Наталья Говорухина, директор школы № 34:

— Прерогатива определения состава класса остается за учебным заведением, поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать раздельное обучение с управлением образования или министерством. Все, что необходимо, — это желание родителей. Не все из них готовы к переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в школе снова появятся классы для девочек и мальчиков.

Наталия Васягина, завкафедрой психологии образования, профессор Института психологии УрГПУ:

— Плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идет в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускники школ, где учатся только мальчики или только девочки, не смогут гармонично общаться с противоположным полом.

Мы наблюдали несколько гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом — два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения, родители должны подумать, что они хотят дать ребенку — возможность лучше учиться или общаться.

Итак, самое главное, что практически введя в школах только раздельное образование (затрат вообще нет никаких, банальное административное решение), мы поднимем образование наших детей минимум в два раза без дополнительной нагрузки на них. Но умные и умеющие размышлять люди, для библейских управленцев не нужны. Поэтому, будет делаться всё возможное, чтобы эту тему замолчать всеми возможными способами. Только создав условия и возможность для получения генетически обусловленного образования, возможно воспитать гармоничных, полноценно физически и духовно развитых детей, которые в последствии сформируют элиту управления славянским обществом. Каждому здравомыслящему родителю необходимо это понимать и говорить на родительских собраниях о раздельном образовании мальчиков и девочек, создавая общественное мнение. Раздельно-параллельное обучение в школах по методике доктора Базарного устраняет факторы, повреждающие телесное и психическое здоровье детей, содействует более полному освоению генетически обусловленного потенциала человека. При этом не требуется дополнительных материальных затрат для внедрения во всех школах России, Украины и всего мира — достаточно административного воздействия, подписания соответствующего указа.

Посмотрите сборник

До 1918 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление “О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия “бесполого” обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом “Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д. И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако, такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом (“героем”) для подражания. Качества этого “образца” - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни. Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети. Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. «Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере»

Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями). Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности. Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной. Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно. Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб. Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.

В Российской империи образование было привилегией, а не нормой. Некоторые педагоги и государственные деятели еще в XIX веке говорили о необходимости создать систему всеобщего школьного образования, но царская власть так и не смогла провести массовую ликвидацию безграмотности. Накануне Октябрьской революции 1917 года только каждый пятый ребенок и подросток в России хоть как-то посещал школу.

Дореволюционная Россия по уровню грамотности занимала одно из последних мест в Европе. По данным переписи 1897 года в стране, где большинство населения составляли крестьяне, неграмотные в сельской местности составляли 76,2%, а среди крестьянок этот процент был еще выше — 87,5%.

Больше всего шансов получить качественное образование, конечно, имели дети из богатых семей, причем образованию мальчиков уделялось более пристальное внимание, чем девочек.

Начальное образование мальчики и девочки в Российской империи получали вместе, но уже во всех средних учебных заведениях они разделялись, и мальчики получали гораздо больший объем знаний. Это было связано с тем, что в Российской империи, как и во многих странах Запада в начале XX века, женщине отводилась роль хозяйки и хранительницы домашнего очага. Поэтому считалось, что девушкам совершенно не нужны академические научные знания.

Если девочка и получала образование, то его уровень был невысок: обычно в женских гимназиях и пансионах изучали словесность, иностранные языки (часто за отдельную плату, если родители решили, что этот предмет необходим их дочери), танцы, домоводство, занятия рукоделием и этикет.

В европейском обществе считалось, что женщина в принципе не может в полной мере овладеть точными и техническими науками, поскольку у нее слабо развито логическое мышление. Соответственно, получая лучшее образование, мужчины становились политическими, экономическими и культурными лидерами. Говорить о равноправии полов при этом не приходилось.

Социал-демократы в противовес политике империи выступали за равное положение мужчин и женщин и еще на втором съезда РСДРП в 1903 году объявили, что целью их партии станет всеобщее и бесплатное образование для всех детей до 16 лет.

Эту политику удалось привести в действие после Октябрьской революции. С 1918 года мальчики и девочки в советской младшей и средней школе обучались вместе, а затем вместе поступали в высшие учебные заведения. «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова «мужская» и «женская». Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях», — так гласило постановление Народного Комиссариата Просвещения от 31 мая 1918 года.

В этом же году отменили школьную форму: у молодого государства не было денег, чтобы обеспечить униформой всех школьников, поэтому ее объявили символом несвободы и пережитком прошлого.

Советские школьники даже спортом на уроках физкультуры стали заниматься вместе, несмотря на то что официальные спортивные соревнования как раз разделяют по гендерному признаку.

Правда, даже в 1918 году уроки труда в школах нового советского государства были раздельными, и на них школьницы традиционно изучали домоводство, а школьников обучали быть мастерами на все руки в своих будущих семьях и домах.

Кроме равноправия, у совместного обучения были (и есть) и другие плюсы. Например, такая система обходится дешевле, поскольку не требуется строить отдельные здания для женских и мужских школ. Такая же ситуация и с количеством учителей: для раздельного образования их требуется больше.

То вместе, то порознь

За 70 лет существования советская школа успела несколько раз поменять взгляд на то, как лучше обучать мальчишек и девчонок. Так, еще с конца 30-х годов чиновники планировали вернуться к раздельному школьному обучению. Во-первых, считалось, что с 1918 года удалось полностью убрать дискриминацию женщин в области образования, во-вторых, страна взяла курс на усиление военно-патриотического воспитания граждан. Все же СССР жил с постоянным осознанием того, что война будет, только мало кто ожидал, что так скоро. В этих целях, например, в школах ввели униформу, причем у мальчиков она включала фуражку, гимнастерку и поясной ремень — все атрибуты военной формы.

Совет Народных Комиссаров решил, что совместное обучение к тому же «приводит к разболтанности учеников в старших классах», когда девочки и мальчики начинают присматриваться друг к другу. Официально это называлось «не всегда здоровыми взаимоотношениями, создающимися между мальчиками и девочками при совместном обучении».

Так что с 1 сентября 1943 года некоторые дети стали получать образование в мужских и женских школах. В основном эта система вводилась в городах, где было минимум четыре-шесть школ, поскольку создавать отдельные женские образовательные учреждения в селах, где зачастую набирался лишь один или два совместных класса, было бессмысленно.

Раздельные школы негласно считались элитными и образцовыми по сравнению с обычными совместными. В мужских школах директором мог быть только мужчина, в женских, соответственно, женщина. Мужские школы, учитывая, что страна нуждалась в инженерах, ученых и строителях, обеспечивались всем необходимым оборудованием для лабораторных исследований по физике, химии, биологии. После войны Совет Министров РСФСР принял решение, что в мужских заведениях некоторые предметы должны преподаваться на иностранном языке. Всем учителям английского, немецкого и французского языков увеличили зарплаты на 50% относительно обычных ставок. Такие мужские школы с иностранным языком стали прообразами языковых спецшкол, появившихся во второй половине 1950-х годов в столицах союзных республик.

К 1954 году в 150 городах РСФСР раздельные школы составляли 55% от всех средних учебных заведений. В целом, по стране основная масса школ по-прежнему обучала мальчиков и девочек совместно. В этом же году система раздельного обучения снова была отменена: для государства она оказалась финансово затратной, а многим гражданам старшего возраста мужские и женские школы напоминали дореволюционные гимназии.

Кроме того, считалось, что в классах с раздельным образованием, особенно в мужских, тяжелее поддерживать дисциплину.

Таким образом, и введение раздельного обучения в 1943 году, и его ликвидацию в 1954 объясняли стремлением укрепить дисциплину учащихся.

Отвлекающий маневр косичками

Заслуженный учитель школы РФ Михаил Нянковский вспоминает, как в советские годы он работал в школах с учителями, которые на собственном опыте знали разницу между совместным классом и классом мальчиков. «Не скажу, что учителя старшего поколения были в восторге, — рассказывает он. — Представьте класс из мальчишек, обычных пролетарских детей. Это же сплошное хулиганье, особенно в средней школе, так что учителям было сложно поддерживать дисциплину».

Советское совместное обучение было призвано стереть гендерные различия между учениками, пояснил он «Газете.Ru». «Ведь тогда были граждане СССР, и неважно, мальчики или девочки. Но и тогда в школах работали умные учителя, которые использовали совместное обучение не для того, чтобы стереть гендерные различия, а наоборот, воспитать в учениках понимание своей гендерной роли в обществе. И были, конечно, учителя не очень умные, которые понимали совместное обучение слишком буквально».

Сейчас среди педагогов и психологов не существует единого мнения о том, какая форма обучения лучше. Так, еще в 80-е годы прошлого века советский педагог и почетный работник общего образования Владимир Базарный писал о том, что «смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная». По его мнению, причина в том, что в средних классах девочки начинают активно расти и на два-три года духовно и физически опережают по развитию мальчиков. «Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника», — утверждал Базарный.

С другой стороны, Нянковский считает, что ученики разных полов, обучаясь в смешанных классах, учатся лучше общаться друг с другом. «Если в классе одни мальчишки, то они расслабляются, а если есть девочки, то учатся с ними общаться. Мальчиков в таком случае можно научить тому, как вести себя с женщиной, и наоборот. При раздельном образовании учитель не может воспитывать в учениках привычку правильного общения с противоположным полом», — резюмировал эксперт.

Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха отмечает, что любой подход к образованию в школе имеет свои ограничения и последствия. «Поэтому вопрос на самом деле в том, какие проблемы школьного образования общество готово разгребать», — поясняет она «Газете.Ru». В период пубертатного развития школьники неизбежно отвлекаются от учебы на личные отношения, однако это, считает психолог, часть процесса их социализации. Существует опасность, что при раздельном обучении дети могут лишиться социальных навыков в общении с противоположным полом.

«Некоторым мальчишкам, неагрессивным, в основном это тихони, иногда легче устанавливать контакт в классе с девочками, а не с буйными одноклассниками,

— рассказывает Муха. — И похожая ситуация случается со школьницами, которым иногда легче общаться с мальчиками, чем со сверстницами. Это явление, на самом деле, не такое уж и редкое. Так вот для таких учеников совместное обучение — это благо, а разделение мальчиков и девочек в средней школе — неприятный процесс, потому что так они лишаются привычного окружения и своих друзей. Согласитесь, что мальчика мужчиной делают все-таки не драки со сверстниками, а несколько другие вещи».