Цб кредитует коммерческие банки. Кредитные отношения центрального банка с коммерческими банками

«Временное ухудшение ситуации на российском финансовом рынке в первом квартале 2014 года привело к незначительной переоценке портфеля ценных бумаг кредитных организаций (55 млрд руб., или менее 1% портфеля), однако более заметным последствием рыночного шока стало уменьшение количества новых облигационных выпусков и рост объема реализованных оферт. В результате объем долговых ценных бумаг в портфелях банков уменьшился за март 2014 года с 6,3 трлн до 6,2 трлн руб., — отмечается в опубликованном 8 июля Обзоре финансовой стабильности. — В случае сохранения вышеназванных тенденций во второй половине текущего года может обостриться ситуация с нехваткой у банков рыночного обеспечения для операций рефинансирования с Банком России».

«Дефицит залоговых средств у банков отрицательно влияет на экономику в целом, — указывает директор департамента управления ресурсами Олег Тежельников. —

Чем дороже ресурсы, тем дороже банковские кредиты».

«Недостаток финансирования может повлиять на стоимость кредитов, в том числе ипотечных, — предупреждает начальник казначейства банка МИА (Московское ипотечное агентство) . — Он может проявиться в виде увеличения процентных ставок и сокращения темпов кредитования».

Нарушения в процессе снабжения банков ликвидностью могут наложиться по времени на экономическую стагнацию.

У средних и мелких банков, несмотря на относительно умеренные показатели по системе в целом, ситуация может быть сложнее».

«Ситуация с ликвидностью в российских банках в первой половине 2014 года была достаточно напряженной, — признает Черняков. — Связано это с сокращением объема обращающихся на рынке ценных бумаг, которые банки использовали для получения ломбардных кредитов Банка России или операций репо (кредиты под залог имущества или ценных бумаг, обладающих рыночной стоимостью. — «Газета.Ru»).

В связи с этим стали пользоваться популярностью более дорогие кредиты Банка России под нерыночные активы или поручительства.

МИА привлекал во втором квартале 2014 года кредиты Банка России, предоставляемые под поручительство. Это было связано как с необходимостью продолжения ипотечного кредитования, так и в связи с выкупом облигаций банка по оферте».

Если у коммерческих банков начнут иссякать средства для залогового обеспечения, это может стать еще большей проблемой, учитывая, что при сокращении возможностей заимствований за рубежом зависимость банков от денег ЦБ серьезно выросла и продолжает расти.

«С начала 2013 года объем предоставленной коммерческим банкам ликвидности со стороны ЦБ в рамках проведенных аукционов недельного репо вырос с 1 трлн до 2,5-3,0 трлн руб.», — отмечает исполнительный директор компании EXNESS Виктор Масалов. «В условиях замедления роста других источников кредитные организации увеличили долю средств Банка России в пассивах с 5,8% на 1 октября 2013 года до 8,4% на 1 мая 2014 года», — указывается в обзоре. «По нашим оценкам, на начало июня задолженность перед ЦБ и (учитывает объем средств бюджета, размещаемых на депозиты коммерческих банков) составляла 9,1% пассивов», — указывает Шилова.

«Именно закладываясь на данную перспективу и стремясь поддержать дальнейший рост кредитования, обеспечив банки более длинными деньгами, Банк России объявил в июне о готовности предоставлять ресурсы сроком до полутора лет, — перечисляет Шилова. — Кроме того, новшеством будет то, что предлагаемые кредиты (сроком от трех месяцев) будут предоставлять по плавающей ставке. А это означает возможность их удешевления в случае снижения ключевой ставки ЦБ (что возможно ближе к концу года)».

Вероятно, ЦБ придется изыскивать дополнительные возможности кредитования коммерческих банков, изобретая новые способы или возвращаясь к прежним.

«Участники рынка ждут расширения инструментария рефинансирования под нерыночное обеспечение, например запуска рефинансирования под залог ипотечных кредитов и закладных», — указывает Тежельников. «В запасе у Банка России есть и возможность увеличить лимиты кредитования под поручительство, хотя бы до размеров капиталов банков, как это было до осени 2013 года», — добавляет Черняков.

Удержит ли Банк России ситуацию под контролем, покажет время. Но ценой этого контроля может стать снижение устойчивости всей финансовой системы. «В случае затяжного опережающего роста кредитного портфеля и проблем с доступом к внешним рынкам капитала в условиях невысокого притока средств населения и корпораций в банки на протяжении года-двух потребность в существенном расширении денежного предложения со стороны ЦБ у отечественных банков обострится», — предупреждает Шилова.

Банк России будет «банком банков», он предоставляет кредиты коммерческим банкам и привлекает депозиты коммерческих банков.

В течение первого года деятельности вновь созданный коммерческий банк не имеет права привлекать кредиты Банка России. В дальнейшем он может брать кредиты Банка России следующих видов:

  • однодневные расчетные кредиты;
  • кредиты под залог государственных ценных бумаг (внутридневные, овернайт, ломбардные)

Важно заметить, что однодневные расчетные кредиты

Важно заметить, что однодневные расчетные кредиты предоставляются в валюте Российской Федерации на один операционный день в пределах общего объема кредитов, выдаваемых Центральным банком в рамках единой государственной денежно-кредитной политики.

Предоставление однодневного расчетного кредита банку означает, что платежи осуществляются с корреспондентского счета банка, несмотря на временное отсутствие или недостаточность на счете денежных средств. Кредитование корреспондентского счета банка производится в пределах установленного лимита на базе договора. Размер процентной ставки по расчетному кредиту устанавливается советом директоров Банка России и указывается в договоре.

Важно заметить, что однодневный расчетный кредит предоставляется в конце текущего операционного дня на один операционный день и не подлежит пролонгации. Не допускается получение расчетного кредита в течение двух рабочих дней подряд.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) банком обязательств по возврату расчетного кредита и уплате процентов взыскивается неустойка в виде пени в размере 0,5 ставки рефинансирования за каждый день просрочки до дня возврата всей суммы основного долга.

Для получения однодневною расчетного кредита коммерческий банк должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать следующим требованиям:

  • ϲʙᴏевременно и в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
  • не иметь просроченной задолженности по кредитам Банка России и процентам по ним, а также по обязательным платежам, установленным законодательством;
  • общая потребность в дополнительных средствах на оплату всех расчетных документов, подлежащих оплате до конца текущего дня, не должна превышать установленный банку лимит кредитования более чем в 1,5 раза;
  • ϲʙᴏевременно и в полном объеме перечислять плату за право пользования однодневным расчетным кредитом.

Проценты за пользование однодневным расчетным кредитом уплачиваются одновременно с погашением кредита. В случае просрочки в первую очередь погашаются проценты, затем сумма просроченного основного долга и в последнюю очередь — причитающаяся сумма пени.

Кредиты под залог ГЦБ

Кредиты под залог государственных ценных бумаг выдаются банкам — резидентам РФ в валюте РФ с целью поддержания и регулирования ликвидности банковской системы в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принятыми ориентирами государственной денежно- кредитной политики. Обеспечением кредита будет залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России.

На момент предоставления кредита под залог государственных ценных бумаг коммерческий банк должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточное обеспечение по кредиту;
  • в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
  • не иметь просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед ЦБ РФ.

Возврат банками-заемщиками кредитов Банка России и уплата процентов по ним производятся в установленные сроки, изменение сроков погашения кредитов не допускается.

Банк России может устанавливать различные процентные ставки по разным видам кредитов с учетом срока и частоты предоставления кредита.

Банк выбирает, какими видами кредитов ЦБ РФ он будет пользоваться, и заключает с Банком России генеральный кредитный договор. Также оформляется дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета коммерческого банка, в кᴏᴛᴏᴩом закрепляется право ЦБ РФ на списание денежных средств в объеме не погашенных в срок требований Банка России по предоставленным кредитам, а также сумм за право пользования внутридневным и кредитами без распоряжения банка — владельца корсчета.

Коммерческий банк должен иметь счет депо в уполномоченном депозитарии , с кᴏᴛᴏᴩым он должен заключить дополнительное соглашение об открытии раздела «Блокировано Банком России» на ϲʙᴏем счете депо.

Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии предварительного блокирования банком государственных ценных бумаг, принадлежащих ему по праву собственности. Эти бумаги должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России. Банк самостоятельно определяет количество и выпуски государственных ценных бумаг, подлежащих предварительному блокированию.

Максимально возможная сумма кредита (с учетом начисленных процентов), кᴏᴛᴏᴩую банк может получить, — ϶ᴛᴏ рыночная стоимость государственных ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России.

Ломбардные кредиты Банка России предоставляются следующими способами:

  • по заявлениям банков на получение ломбардного кредита: ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке, установленной Банком России;
  • по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона: ломбардные кредиты предоставляются после проведения Банком России аукциона по процентной ставке, определяемой по итогам аукциона и публикуемой в официальном сообщении об итогах проведения аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся Банком России (место проведения — город Москва) как процентные конкурсы заявок банков на участие в ломбардном кредитном аукционе.
Стоит отметить, что основанием для проведения аукциона будет официальное сообщение Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона, в кᴏᴛᴏᴩом устанавливаются: способ проведения аукциона; срок, на кᴏᴛᴏᴩый предоставляется кредит; размер максимальной доли неконкурентных заявок на участие в ломбардном кредитном аукционе (в процентах от общею объема заявок, поданных банком) и, при необходимости, другие условия проведения аукциона. Официальное сообщение публикуется в «Вестнике Банка России» и в других средствах массовой информации. Банк России вправе устанавливать ограничения по количеству принимаемых к аукциону заявок одного банка. Установленные Банком России ограничения указываются в официальном сообщении Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона.

Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. В случае исчерпания объема кредита, выставляемого на аукцион, Банк России вправе пропорционально сократить сумму каждой конкурентной заявки, в кᴏᴛᴏᴩой указана процентная ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных конкурентных заявок. При ϶ᴛᴏм конкурентные заявки банков могут удовлетворяться частично.

Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам проведения ломбардного кредитного аукциона. При ϶ᴛᴏм расчет средневзвешенной ставки осуществляется Банком России по удовлетворенным/частично удовлетворенным по итогам проведения аукциона конкурентным заявкам банков.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся одним из следующих способов:

  • по «американскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в указанных заявках, кᴏᴛᴏᴩые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;
  • по «голландскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по минимальной процентной ставке, кᴏᴛᴏᴩая войдет в список удовлетворенных конкурентных заявок банков (т.е. по ставке отсечения, установленной Банком России по результатам аукциона)

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком обязательств по возврату кредита и уплате процентов по нему Банк России начинает процедуру реализации заложенных ценных бумаг (залога)

Выручка от реализации заложенных государственных ценных бумаг используется в следующем порядке:

  • возмещаются расходы Банка России, связанные с его реализацией;
  • погашается задолженность банка по процентам и задолженность банка по кредиту (в сумме основного долга);
  • погашаются причитающиеся к уплате суммы неустойки (пеней)

В случае если сумма выручки от реализации залога выше суммы имеющихся обязательств, излишек перечисляется на корреспондентский счет банка. В случае недостаточности выручки для погашения всех обязательств Банк России производит списание недостающей суммы с корреспондентского счета банка.

  • 4. Операции цб
  • 5. Основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики Банка России. Понятие ключевой ставки.
  • 6. Организационно-правовые формы банков, органы управления и их функции. Структурные подразделения банков.
  • Органы управления банком
  • Структурные подразделения банка
  • 7. Порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности. (ст. 12-15 фз 395-1)
  • 8. Виды банковских лицензий.
  • 9.Основания для отзыва лицензии кредитной организации
  • 12.Банковские группы и холдинги, союзы и ассоциации: понятие, цели создания (в новой ред. Закона «о банках и банковской деятельности»)
  • 14. Уставный капитал кредитной организации: способы формирования и увеличения, минимальные требования к величине.
  • 15. Ресурсы (пассивы) банка: понятие, структура и общая характеристика
  • 16. Виды банковских вкладов (депозитов). Особенности договора банковского вклада с физическим и юридическим лицом.
  • 17. Банковские сертификаты: виды, порядок выпуска, обращения и погашения.
  • 18. Система страхования вкладов физических лиц в банках рф. Функции агентства по страхованию вкладов
  • 19.Выпуск банком векселей. Виды банковских векселей.
  • 20. Облигации банков, особенности их выпуска и размещения с учетом требований Инструкции цб рф № 148-и.
  • 21. Кредиты Банка России: виды, назначение
  • 22. Сущность и виды межбанковских кредитов. Способы их предоставления и оформления. Индикаторы рынка мбк.
  • Классификация мбк:
  • 23.Активы банка: понятие и структура. Классификация активов по уровню: ликвидности, доходности, риска
  • 24. Виды банковских кредитов. Принципы банковского кредитования.
  • Принципы кредитования
  • 25. Субъекты и объекты банковского кредитования.
  • 26. Методы банковского кредитования. Способы регулирования ссудной задолженности
  • 27. Организация кредитного процесса в коммерческом банке.
  • 1. Сравнение заявки с кредитной политикой банка:
  • 2. Рассмотрение заявки и документов клиента;
  • 3. Формирование кредитного договора;
  • 4. Кредитный мониторинг.
  • 28. Кредитная политика: сущность; факторы, учитывающиеся при формировании кп
  • 29. Факторинг: сущность, характеристика.
  • 30. Кредит-аренда (лизинг): сущность; виды лизинга: оперативный и финансовый. Договор лизинга.
  • 31.Потребительский кредит: сущность; разновидности и особенности. Федеральный закон «о потребительском кредите (займе) № 353 фз
  • 32. Ипотечный кредит и его разновидности для корпоративных клиентов и для частных лиц.
  • 33. Залог как способ обеспечения возвратности банковского кредита: виды, требования к качеству, порядок оформления.
  • 34. Поручительство и банковская гарантия: сущность, субъектный состав и порядок их оформления.
  • 35. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам (Положение цб рф № 254п).
  • 36.Национальная платежная система рф: понятие, субъекты. Понятие и примеры платежных систем.
  • 41.Прямое дебетование: сущность, сфера применения, схема расчетов.
  • 42. Расчеты с помощью инкассовых поручений: сущность, сфера применения, схема расчетов.
  • 43. Расчеты по аккредитивам: сущность, виды, схема расчетов.
  • 44. Расчеты чеками: сущность, схема расчетов.
  • 45. Расчеты с помощью электронных денежных средств: сущность, сфера применения, схема расчетов
  • 46. Расчеты векселями: сущность, виды векселей, схема расчетов.
  • 47.Виды профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
  • 48. Инвестиционная деятельность банков на рынке ценных бумаг.
  • 21. Кредиты Банка России: виды, назначение

    По сроку предоствления

    Краткоср (1-7 дней)

    Среднесроч (от 30 до 180 дней)

    Долгосроч (От 6 месяцев до года)

    По обеспечненности

    Необеспеч (бланковые)

    Обеспеченные

    В завис-ти от вида обеспечения

    Обеспеченные рыночными активами –кредиты, обеспеч ценными бумаги, входящими в ломбардный список. Ломб список – утвержд советом директором ЦБ. Это высоколиквидные цен бумаги(гос облигации ОФЗ, облигации субъектов РФ, облигации Банка России, отдельные корпоративные облигации крупных банков, акции агентства по ипотечному жилищному кредитованию, акции крупных гос корпораций,котирующихся на бирже). Все эти ЦБ дб высоколиквидны, должны принадлежать банку на праве собст-ти, учитываться на определенном счете ДЕПО, срок погашения должен наступить не раньше чем через 7 дней срока погашения кредита.

    Обеспеченные нерыночными активами – кредитные требования к орг-циям в сфере матер.производства, входящим в специальный перечень производства, а также векселями, указанными орг-цией

    Обеспеченные поручителями стабильных фин. орг-ций

    По способу предоставления

    Автоматич

    В режиме запроса

    По целевому назначению

    Для регулирования текущ ликвидности

    Для пополнения ресурсной базы

    По валюте

    В ин вал

    По виду проц ставке

    По фиксированным ставкам

    По ставкам, определяемым на кредитных аукционах

    Функции кредитов ЦБ.

    Воздействуют на денежно-кредитную сферу для достижения целей ДКП (либо расширяют эту сферу, либо сужают)

    Регулирование текущей банк. ликвидности для обеспечения платежеспособности банковской системы

    Пополнение ресурсной базы КБ для предоставления кредитов реальным секторам экономики

    Для предотвращения системных банковских кризисов ликвидности (стабилизационные кредиты)

    Требования к данным кредитам:

    КБ должен быть отнесен к 1 или 2 категории банков по методике ЦБ

    Должен выполнять все обязательные экономические нормативы

    Должен не иметь просроченной задолженности по обязательствам ЦБ

    Не иметь недовзносов в фонд обязат резервов

    Не иметь задолженности по платежам в бюджет

    Достаточное обеспечение по кредитам

    Предоставляет банку россии право на бесспорное списание средств с корреспондентского счета в случае невозврата кредита или процента

    Кредиты 1 группы: на управление текущей ликвидностью

    1. Внутридневной (предоставляется в течение операционного дня под разрыв в платежном обороте в пределах установленного лимита.)

    2.Овернайт (предоставляется в конце рабочего дня в сумме непогашенного банком внутридневного кредита и выдается на 1 рабочий день, тоже имеет лимит)

    3.Ломбардный кредит (под залог цен бумаг по фиксир % ставке или на основе ставки, установленной на аукционе)

    Если по фиксир ставке : то предоставляется по заявке банка от 1 до 7 дней.

    На аукционной основе: ЦБ заранее извещает банк и сообщает условия аукциона: сколько заявок, сколько предложений, способ проведения аукциона(американский или голландский), срок предоставления ресурса 7 дней, 3 мес, 12 мес.

    Американский способ – ЦБ устан минимальную процентную ставку и потом рассматривает процентные ставки которые предлагают банки.

    Голландский способ – имеет место ставка отсечения – удовлетворение всех заявок по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок.

    ( Не знаю, надо это или нет, но это есть в лекции )Требования ЦБ к векселедателям и организациям-заемщикам, если имеют место в качестве обеспечения нерыночные активы :

    Должны быть резидентами

    Период их деят-ти в сфере матер пр-ва должен составлять не менее 3 лет с момента регистрации

    Доли заемщиков в УК не должны превышать 20%

    Дб включены в перечень системообразующих предприятий РФ и иметь междунар рейтинг кредитоспособности

    Обеспечительный вексель, а также кредитный договор, который передается банком в залог Банку Росии дб оформлены в соответс-и с законом РФ, составлены на рус яз, выписаны в руб, дол, евро и фунтах стерлингов. Эти кредиты дб отнесены к 1 или 2 группе риска.

    Погашение долга по этим векселям и кредитам дб установлено по истечении 60 дней после установленного срока погашения кредита ЦБ.

    Если имеют место другие обязательства – то под золотые слитки. С 2010 года предоставляются по фиксиров. ставке до полугода, от полугода до года и свыше года. Золотые слитки передаются на хранение в ЦБ. Стоимость слитков определяется исходя из учетной цены золота, установл ЦБ на дату передачи слитков в хранилище с учетом поправочного коэф-та 0,9%.

    Вопрос о кредитах, которые может выдавать Центробанк, целесообразно начать рассматривать на основе указанного выше Положения ЦБ № 236, являющегося базовым документом Банка России для данного направления его деятельности. Его общие положения следующие.

    • 1. Банк России может выдавать кредиты (в рублях) в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов Банка России считается, как правило, залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список ЦБ РФ , утверждаемый Советом директоров ЦБ РФ. В особых случаях в качестве обеспечения кредитов могут приниматься ценные бумаги, не входящие в указанный список.
    • 2. Коммерческим банкам Банк России (в лице уполномоченного на то его учреждения или подразделения ) может выдавать на основании рассматриваемого Положения следующие виды кредитов :
      • внутридневные – предоставляются в течение дня работы подразделения расчетной сети Банка России (уполномоченной РНКО ) (в период приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России (уполномоченной РНКО); такой кредит погашается за счет текущих поступлений денег на основной счет банка или переоформляется в конце дня в кредит овернайт);
      • однодневные (суточные) расчетные (кредиты овернайт) – выдаются на 1 рабочий день;
      • ломбардные – даются на сроки, объявляемые Банком России.

    При достаточном обеспечении и соблюдении ряда условий банк может получить несколько кредитов Банка России, в том числе в течение одного рабочего дня.

    Филиалам банков Банк России кредиты не выдает (однако в отдельных случаях может зачислить сумму кредита, выданного банку, на корреспондентский субсчет его филиала).

    Банк России может выдавать кредиты банку в следующих случаях.

    • 1. Если банк заключил с ним:
      • генеральный кредитный договор. При его заключении банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов Центробанка он будет пользоваться; здесь имеется ограничение: заключение генерального договора о получении внутридневных кредитов требует одновременного заключения генерального договора о получении кредитов овернайт, и наоборот, заключение генерального договора о получении кредитов овернайт требует одновременного заключения генерального договора о получении внутридневных кредитов ;
      • дополнительное соглашение (соглашения) к договору корреспондентского счета (корреспондентского субсчета), открытому в подразделении расчетной сети Центробанка, именуемому основным счетом банка , на который зачисляются кредиты Банка России:
      • о предоставлении Банку России права безакцентно списывать с указанного основного счета банка суммы платы за пользование внутридневными кредитами (если в генеральном договоре предусмотрено получение банком таких кредитов) ;
      • о списании денег (осуществлении платежей) с указанного основного счета по расчетным документам сверх имеющихся на нем средств в рамках действия генерального кредитного договора.

    Данное дополнительное соглашение (соглашения) в целях получения внутридневных кредитов и кредитов овернайт банк – потенциальный заемщик может заключить не с Банком России, а с уполномоченной расчетной НКО (РНКО). Уполномоченная РНКО – это расчетная НКО, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении операций в соответствии с Положением № 236 и отвечающая требованиям Банка России (эти требования изложены в приложении 1 к Положению).

    Статус уполномоченной РНКО для целей осуществления ЦБ РФ операций выдачи ломбардных кредитов в соответствии с Положением № 236, а также заключения кредитных сделок между ним и кредитными организациями с использованием системы электронных торгов ММВБ имеет НКО "Национальный расчетный депозитарий".

    • 2. Если банк имеет счет депо в депозитарии. При этом депозитарии могут иметь разный статус:
      • уполномоченный депозитарий (депозитарии), в котором обслуживаются банки – дилеры на рынке ГКО-ОФЗ;
      • банки – дилеры на рынке ГКО-ОФЗ, у которых обслуживаются другие банки;
      • другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии на депозитарную деятельность.
    • 3. Если банк заключил дополнительное соглашение (соглашения) к депозитарному договору с депозитарием (и выдал Банку России соответствующую доверенность ):
      • об открытии на своем счете депо раздела (разделов) "Блокировано Банком России";
      • о праве Банка России открывать необходимые для кредитования разделы счета депо банка и присваивать им номера;
      • о назначении Банка России оператором таких разделов счета депо банка;
      • о праве Банка России закрывать указанные разделы счета депо банка.

    Кредиты предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг (включенных в Ломбардный список) в разделе "Блокировано Банком России" счета депо банка в депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, которые они собираются предложить в залог (блокировать) в целях получения кредитов Банка России. Такие ценные бумаги должны:

    • входить в Ломбардный список;
    • учитываться на счете депо банка в депозитарии;
    • принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами, в их отношении должны отсутствовать споры и предъявленные в установленном порядке требования;
    • иметь срок погашения не ранее чем через 6 рабочих дней после наступления срока погашения кредита Банка России.

    Эмитентом таких ценных бумаг не может быть сам банк – потенциальный заемщик.

    Первый по времени Ломбардный список Банка России (от 13.03.1996) включал государственные краткосрочные бес- купонные облигации (ГКО) от 08.02.1993 и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ) от 15.05.1995.

    Ныне в соответствии с названным ранее Указанием ЦБ РФ от 27.11.2008 № 2134 в Ломбардный список могут включаться только следующие ценные бумаги, отвечающие определенным требованиям, изложенным в этом же Указании:

    • облигации, выпущенные от имени Российской Федерации;
    • облигации Банка России;
    • облигации ипотечных агентств;
    • облигации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выпускаемые в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";
    • облигации юридических лиц – резидентов Российской Федерации, в том числе биржевые облигации;
    • акции юридических лиц – резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями;
    • облигации с ипотечным покрытием, выпускаемые в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", а также облигации Агентства реструктуризации ипотечных жилищных кредитов;
    • облигации международных финансовых организаций, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами – нерезидентами РФ за пределами Российской Федерации;
    • облигации юридических лиц – нерезидентов РФ, размещенные на территории Российской Федерации;
    • российские депозитарные расписки на акции юридических лиц – нерезидентов Российской Федерации.

    Обеспечение кредита будет признано достаточным , если рыночная стоимость предварительно заблокированных ценных бумаг, отвечающих перечисленным ранее требованиям Положения № 236, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент, больше или равна сумме запрашиваемого банком (требующегося банку) кредита, включая сумму процентов за предполагаемый период пользования кредитом. Достаточность обеспечения кредитов рассчитывается в соответствии с процедурой, прописанной в приложении 3 к Положению ЦБ РФ № 236.

    При этом рыночная стоимость принятых в качестве обеспечения кредитов ЦБ РФ ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России и с учетом причитающихся процентов, считается максимально возможной суммой кредита (кредитов), которую банк может получить у Банка России. Рассчитывается рыночная стоимость ценных бумаг в порядке, установленном Банком России.

    Поправочный коэффициент – числовой множитель (в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений (колебаний) цен ценных бумаг на РЦБ, на который корректируется рыночная стоимость указанных бумаг; используется Банком России в целях снижения своих рисков, связанных с возможным обесценением бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов (т.е. при расчете достаточности предлагаемого банком обеспечения кредита и расчете стоимости принимаемых Банком России в залог ценных бумаг); размер его устанавливает Совет директоров ЦБ РФ.

    В соответствии с Положением ЦБ РФ № 236 банк, претендующий на кредиты Центробанка, должен удовлетворять ряду достаточно сложных условий, среди которых и такие:

    • по своему финансовому состоянию банк должен относиться к 1-й или 2-й классификационной группе (исходя из критериев, установленных в Указании ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005 "Об оценке экономического положения банков");
    • чтобы на момент предоставления ему кредита аккуратно выполнял резервные требования (т.е. своевременно и полностью перечислял в ФОРы все необходимые суммы);
    • не имел никаких просроченных денежных обязательств перед Банком России;
    • имел достаточное обеспечение под кредит.

    Однако банки с такими идеальными характеристиками в нашей реальной практике встречаются не так уж часто.

    Изменение сроков погашения кредитов Банка России не допускается. Исключение может быть сделано только в случаях:

    • наложения ареста на ценные бумаги, находящиеся в залоге по кредиту Центробанка, или если заложенные ценные бумаги выбывают из Ломбардного списка. В такой ситуации банк в течение 5 рабочих дней обязан заменить обеспечение по кредиту надлежащим обеспечением; в случае невыполнения данного требования Банк России вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения кредита, направив банку соответствующее требование;
    • если в период пользования ломбардным кредитом банк- заемщик перестанет относиться по своему финансовому положению к 1-й или 2-й классификационной группе КО. В данной ситуации Банк России будет вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения указанного кредита.

    Процедура предоставления и погашения кредитов Банка России детально определена в соответствующем регламенте (изложен в приложении 6 к Положению и (или) в генеральном кредитном договоре). Банк России имеет право изменять время проведения операций предоставления (погашения) кредитов Банка России, предусмотренное в регламенте и (или) генеральном кредитном договоре, в зависимости от технических возможностей уполномоченных учреждений (подразделений) Банка России, о чем сообщает банкам в письменной форме в срок не позднее одного рабочего дня до дня изменения времени проведения операций.

    Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами :

    • по заявлениям банков (форма заявления приведена в приложении 8 к Положению). Кредит предоставляется в принципе в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке; срок кредита определяется в заявлении банка;
    • по результатам ломбардного кредитного аукциона, для участия в которых банки подают соответствующие заявки (по форме приложения 9 к Положению). Кредиты выдаются после аукциона по ставке, определяемой итогами аукциона; срок кредита определяет Банк России.

    Заявление банка на получение ломбардного кредита рассматривается (с проведением необходимых проверок) в течение 1 рабочего дня.

    Ломбардные кредитные аукционы проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение кредита (эти аукционы проводит уполномоченное учреждение (подразделение) Центробанка). Заявка банка может быть конкурентной (если она будет удовлетворена, то точно по процентной ставке, указанной в ней) или неконкурентной (см. далее). Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенных ими процентных ставок начиная с максимальной ставки. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, Банк России принимает после анализа заявок. Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам аукциона. При этом саму средневзвешенную ставку Банк России рассчитывает по удовлетворенным (частично удовлетворенным) по итогам аукциона конкурентным заявкам банков.

    Такие кредитные аукционы проводятся по одному из следующих способов:

    • "американский " способ – конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по процентным ставкам, предложенным в заявках самими банками, но только если эти ставки равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Банком России по результатам аукциона;
    • "голландский " способ – все конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по последней (минимальной) процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (т.е. по ставке отсечения).

    Банк России вправе проводить ломбардные кредитные аукционы и на иных условиях, которые он сам установит и надлежащим образом объявит.

    Основные "минусы" ломбардных кредитов Банка России:

    • их может получить далеко не каждый банк;
    • кредиты в общем краткосрочные – всего до 1 года.

    Некоторые особенности имеют предоставление и погашение внутридневных кредитов и кредитов овернайт.

    Внутридневные кредиты даются при предъявлении в течение дня работы подразделения расчетной сети Банка России (уполномоченной РНКО) расчетных документов к основному счету банка на сумму, превышающую остаток средств на этом счете, кредиты овернайт – при наличии в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России (уполномоченной РНКО), непогашенного внутридневного кредита Банка России. При этом представлять в ЦБ РФ заявление банка на получение внутридневного кредита и кредита овернайт не требуется.

    Данные кредиты тоже допускается выдавать лишь в пределах лимитов рефинансирования (лимита внутридневного кредита и лимита кредита овернайт), устанавливаемых ежедневно для каждого банка в отдельности (по каждому основному счету банка). Сумма такого лимита фиксируется в генеральном договоре. Максимальная величина внутридневного разрешенного дебетового сальдо на основном счете банка не должна превышать ни установленного ему лимита рефинансирования, ни рыночной стоимости ценных бумаг, заблокированных им под данные виды кредитов, скорректированной на поправочный коэффициент. Формула расчета лимита внутридневного кредита и лимита кредита овернайт приведена в п. 5 приложения 3 к Положению.

    Как уже отмечалось, кредиты овернайт предоставляются при наличии в конце дня (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России (уполномоченной РНКО)) непогашенного внутридневного кредита Банка России. Способ кредитования – списание средств по платежным документам с основного счета банка при отсутствии либо недостаточности средств на нем. Выдают такие кредиты для того, чтобы соответствующие банки могли завершить необходимые расчеты (платежи) в конце операционного дня.

    Кредит овернайт выдается в момент, когда уже финансовые рынки не работают и на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Это означает, что кредитам овернайт Банка России альтернативы на рынке нет, поэтому их цена (ставка) достаточно высока и в настоящее время равна ставке рефинансирования ЦБ РФ. Но в последние годы российские кредитные организации предпочитают получать в основном внутридневные кредиты, причем в начале дня. Кредит овернайт они используют как страховку в том случае, когда ожидавшиеся поступления на корреспондентский счет не приходят.

    Другие кредиты Центробанка

    Кредиты под залог векселей, прав кредитных требований и под поручительства

    Этот вариант рефинансирования предложен в Положении ЦБ РФ от 12.11.2007 № 312 "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" (имеются в виду так называемые нерыночные активы, поручительства были включены в название и содержание данного нормативного акта в декабре кризисного 2008 г.).

    Данный вид кредитов ЦБ РФ выдает кредитным организациям (банкам) – резидентам РФ, отвечающим определенным требованиям (см. далее), на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Имеются в виду кредиты:

    • внутридневные – при осуществлении платежа с корреспондентских счетов, корреспондентских субсчетов банков сверх остатка средств на них;
    • однодневные (овернайт) – в сумме не погашенных банками на конец операционного дня внутридневных кредитов;
    • иные (кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, получаемые по результатам аукционов).

    Процентные ставки по "иным" кредитам (в том числе ставки отсечения и средневзвешенные процентные ставки по результатам кредитных аукционов), сроки, на которые они выдаются, размер и порядок взыскания платы за пользование внутридневными кредитами и иные условия проведения указанных кредитных операций с банками устанавливает и публично объявляет Банк России.

    Рассматриваемые кредиты предоставляются на основные счета – корреспондентские счета, корреспондентские субсчета банков, открытые в Банке России или в уполномоченных РНКО (НКО, заключивших с ЦБ РФ договор о взаимодействии при проведении операций в соответствии с Положением ЦБ РФ № 312). Банк России вправе устанавливать ограничения на перечень банковских счетов, на которые предоставляются кредиты.

    Общие условия проведения кредитных операций, осуществляемых в соответствии с данным Положением ЦБ РФ, определяются в генеральных кредитных договорах , заключаемых между Банком России и банками (приложение 1 к Положению). Условия каждой кредитной операции (кроме предоставления внутридневного кредита), включая ее обеспечительную (залоговую) составляющую, фиксируются в извещении о предоставлении кредита, направляемом Банком России банкам-заемщикам (приложение 2 к Положению). Банк-заемщик возвращает кредит в срок, указанный в извещении. Проценты за кредиты уплачиваются в порядке, предусмотренном в генеральном кредитном договоре. Детальный порядок проведения рассматриваемых кредитных операций изложен в приложении 3 к Положению ЦБ РФ № 312.

    Банк – потенциальный заемщик данных видов кредитов и банк-заемщик должны соответствовать следующим критериям :

    • отнесен к 1-й или 2-й классификационным группам КО в соответствии с названным ранее Указанием ЦБ РФ № 2005;
    • не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России;
    • предоставил Банку России право безакцептного списания денег на основании инкассовых поручений:
      • – в объеме обязательств банка по кредитам, срок исполнения которых наступил, – с основных счетов банка;
      • – в объеме просроченных обязательств банка по кредитам – с корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов банка, открытых в Банке России, не являющихся основными счетами;
    • заключил с ЦБ РФ указанный ранее генеральный кредитный договор.

    Внутридневные кредиты и кредиты овернайт предоставляются на основной счет банка – потенциального заемщика (банка-заемщика), если помимо соответствия критериям, перечисленным ранее, банк отвечает и следующим критериям:

    • предоставил Банку России право проводить платежи со своего основного счета сверх остатка средств на нем в соответствии с условиями генерального кредитного договора, а также право безакцептного списания платы за право пользования внутридневными кредитами с основного счета банка на основании инкассовых поручений Банка России;
    • на момент предоставления внутридневного кредита на основной счет банка отсутствуют ограничения на распоряжение средствами, находящимися на данном основном счете, и с данного счета банка в установленном порядке взыскана плата за право пользования внутридневными кредитами.

    В случае предоставления кредитов на основной счет банка, открытый в уполномоченной РНКО, банк должен также дать Банку России право получения информации об операциях по указанному основному счету банка.

    Активы , которые банки могут предложить в обеспечение данных кредитов, – это векселя и (или) права требования по кредитным договорам, соответствующие критериям, установленным в Положении ЦБ РФ № 312, а также выпуски облигаций, перечень которых установлен Советом директоров Банка России.

    Так называемые "иные" кредиты Центробанка (кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, получаемые по результатам аукционов) могут быть обеспечены также поручительствами банков.

    Кредит Банка России, выдаваемый под "нерыночные" активы, является обеспеченным, если выполняются следующие условия :

    • такие активы соответствуют критериям, установленным в п. 3.4, 3.5, 3.7 Положения (в зависимости от вида активов);
    • банк соблюдает порядок предоставления информации в Банк России, предусмотренный в приложении 5 к Положению, а также порядок предоставления иных документов, предусмотренный в генеральном кредитном договоре;
    • стоимость активов (векселей и других), предоставленных банком в обеспечение по кредиту, умноженная на соответствующие поправочные коэффициенты ЦБ РФ, в течение всего предполагаемого (оставшегося) срока пользования банком кредитом, увеличенного на 60 календарных дней, больше либо равна сумме подлежащего предоставлению (оставшегося к погашению) кредита и процентов по нему за предполагаемый (оставшийся) срок пользования кредитом (для внутридневных кредитов сумма процентов рассчитывается исходя из процентной ставки по кредиту овернайт и возможного периода пользования кредитом овернайт).

    При этом под стоимостью векселя понимается выраженная в рублях и копейках стоимость его покупки банком (но не выше вексельной суммы), под стоимостью права требования по кредитному договору – непогашенная часть суммы основного долга по соответствующему кредиту.

    Вексельная сумма (сумма основного долга по кредиту), указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли исходя из курса соответствующей иностранной валюты к рублю, обусловленного в векселе (кредитном договоре) для выплаты вексельной суммы (суммы основного долга по кредиту), а если указанный курс в векселе (кредитном договоре) не обусловлен – исходя из установленного Банком России официального курса соответствующей иностранной валюты к рублю: на день расчета стоимости соответствующего векселя (права требования по кредитному договору) – в период, когда вексель (право требования по кредитному договору) не находится в залоге по кредиту Банка России; на день предоставления кредита Банка России – в период нахождения векселя (права требования по кредитному договору) в залоге по такому кредиту.

    Если же кредит Банка России выдается под поручительство (поручительства) другого банка (банков), то он будет считаться обеспеченным при условии , что обязательства банка – потенциального заемщика (банка-заемщика) по данному кредиту в полном объеме обеспечены поручительством одного или поручительствами нескольких банков, каждый из которых соответствует следующим требованиям:

    • отнесен к 1-й или 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005;
    • не имеет просроченных денежных обязательств перед ЦБ РФ;
    • не имеет нареканий в плане выполнения резервных требований;
    • предоставил Банку России право безакцептного списания денег на основании инкассовых поручений с его корреспондентского счета (корреспондентских субсчетов), открытого (открытых) в Банке России, в сумме обязательств по заключенным с Банком России договорам поручительства;
    • обладает рейтингом, присвоенным рейтинговым агентством, не ниже установленного Банком России;
    • заключил с Центробанком соглашение об обеспечении кредитов Банка России поручительствами, предусмотренное в приложении 3.1 к Положению ЦБ РФ № 312.

    При предоставлении внутридневных кредитов и кредитов овернайт помимо выполнения условий их обеспеченности должны соблюдаться лимиты кредитования , установленные для соответствующих основных счетов в генеральном кредитном договоре. Данные лимиты рассчитываются в соответствии с формулой, приведенной в приложении 4 к Положению ЦБ РФ №312.

    Если кредиты Банка России предоставляются под обеспечение поручительствами, то должны соблюдаться ограничения на максимальную суммарную величину обязательств банков в качестве заемщика и поручителя по возврату таких кредитов.

    Вексель, предлагаемый банком в обеспечение по кредиту Банка России, должен соответствовать целому ряду критериев (см. п. 3.4 Положения).

    Банк-заемщик гарантирует, что право требования по кредитному договору, предлагаемое им в обеспечение по кредиту Банка России, кредитный договор, которым удостоверяется указанное право, а также кредит, выданный в соответствии с указанным договором, соответствуют определенным критериям (см. п. 3.5 Положения).

    В качестве векселедателя/заемщика или лица, солидарно с ним отвечающего за платеж по векселю/за возврат суммы основного долга по кредиту Центробанка, может выступать: или субъект РФ, соответствующий требованиям, установленным ЦБ РФ, или организация, отвечающая определенным требованиям (см. п. 3.6 Положения).

    Определенным критериям должны соответствовать и облигации, предоставляемые банком в обеспечение кредитов Банка России (см. п. 3.7 Положения).

    Кредиты, обеспеченные золотом

    В соответствии с ранее названным Положением ЦБ РФ от 30.11.2010 № 362 такие кредиты Банка России выдаются кредитным организациям – резидентам РФ на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Имеются в виду следующие их виды:

    • внутридневные кредиты – при осуществлении платежа с корреспондентских счетов и корреспондентских субсчетов КО сверх остатка средств на них;
    • кредиты овернайт – в сумме непогашенных кредитными организациями на конец операционного дня внутридневных кредитов, указанных в предыдущем подпункте;
    • кредиты по фиксированной процентной ставке;
    • кредиты, предоставляемые по результатам проведения кредитного аукциона.

    Обеспечением данных видов кредитов Банка России выступает аффинированное золото в стандартных и (или) мерных слитках, соответствующих международным стандартам каче

    ства или установленным в Российской Федерации стандартам, принадлежащее КО-заемщику на праве собственности, находящееся в Банке России. Стоимость указанных слитков золота, используемых в качестве обеспечения по кредитам ЦБ РФ, определяется исходя из учетной цены на золото, установленной Банком России и скорректированной на установленный им же поправочный коэффициент.

    По данным на середину 2012 г., правом заключать генеральные кредитные договоры о предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных золотом, располагали только 11 его территориальных учреждений.

    Кредиты без обеспечения

    Кредиты без обеспечения – уникальное для российской практики явление, в определенном смысле порожденное мировым экономическим и финансовым кризисом, охватившим в конце 2008 г. также банковский сектор России. Они были введены Положением ЦБ РФ от 16.10.2008 № 323 "О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения". Сейчас такие кредиты не выдаются, но документ силу не утратил.

    • Уполномоченное учреждение Банка России – ТУ Банка России, подразделение расчетной сети Банка России, Первое операционное управление при Банке России (ОПЕРУ-1), которому распорядительным актом Банка России дано право проводить операции в соответствии с Положением № 236. Уполномоченное подразделение Банка России – подразделение центрального аппарата Банка России, назначенное распорядительным актом Банка России.
    • Применяется также типовой "Договор о предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, по сделкам, совершаемым на ММВБ с использованием системы электронных торгов ММВБ" (приложение к письму ЦБ РФ от 25.08.2006 № 113-Т).
    • В соответствии с указаниями ЦБ РФ плата за право пользования внутридневными кредитами с середины 2002 г. установлена равной нулю.

    Для более глубокого понимания сущности Центрального банка необходимо дать определение этому субъекту финансовой системы. В Большом экономическом словаре, в частности, указано, что это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

    В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Функции Центрального банка как кредитора последний инстанции заключаются в том, что он обязан кредитовать коммерческие банки с целью поддержания их кредитного и расчетного потенциала. Поскольку, исходя из природы коммерческого банка, он получает денежные средства для выполнения своих операций от физических и юридических лиц, которые, по существу, и являются кредиторами коммерческого банка, то в случае невозможности привлечения таких ресурсов именно Центральный банк должен поддержать возможности коммерческих банков. Таким образом, данный канал получения ресурсов от Центрального банка остается как бы «про запас» - иначе говоря, из последней инстанции.

    Центральный банк находится в государственной собственности, и на него возложены функции общего регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими Федеральными законами.

    Рассматривая структуру управления Банком России, можно сказать, что она образует единую централизованную вертикальную систему.

    В систему управления входят:

    Центральный аппарат (ЦА), который систематизирует и анализирует сведения, полученные из регионов, прогнозирует развитие экономики регионов и страны, осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и государственные международные финансовые операции;

    Территориальные учреждения - центральные банки регионов, входящих в состав РФ, которые осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводит ее первичную обработку и отсылают в ЦА;

    Расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые входят в состав территориальных учреждений и выполняют следующие функции: осуществление расчетов между кредитными организациями и контроль по этим расчетам, хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков (КБ), кассовое исполнение регионального бюджета, проводят операции с ценными бумагами в иностранной валюте и контролируют текущую ликвидность КБ.

    В схеме организационной структуры Центрального Банка России выделяют:

    а) Совет директоров – высший орган управления Банка России, который определяет основные направления деятельности Банка России и осуществляет руководство и управление системой Банка России.

    Функции совета директоров включают:

    Утверждение годового отчета о результатах деятельности ЦБ РФ и представление его в Государственной Думе;

    Взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

    Утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБ РФ;

    Принятие решений: о величине резервных требований, об установлении нормативов для кредитных учреждений, об изменении учетной процентной ставки ЦБ РФ, об определении лимитов на открытом рынке, о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, о контроле над объемом денежной массы, о формировании резервов внутри кредитных учреждений, об участии в деятельности международных организаций.

    Председатель совета директоров представляется президентом и утверждается Государственной Думой сроком на 4 года. Реализацию возложенных на Банк России функций осуществляют департаменты и подразделения. В число департаментов входят: сводный экономический департамент, департамент платежных систем и расчетов, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов, департамент платежного баланса, департамент полевых учреждений, юридический департамент, департамент по работе с территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации и прочие.

    Ключевым элементом статуса ЦБ РФ, является принцип независимости, который проявляется в том, что:

    • ЦБ РФ не входит структуру федеральных органов государственной власти;
    • ЦБ РФ обладает исключительным правом денежной эмиссии, организует денежное обращение;
    • ЦБ РФ обладает полномочиями по владению и распоряжению своим имуществом;
    • не допускается изъятие имущества ЦБ РФ без его согласия;
    • ЦБ РФ финансирует свои расходы собственными доходами;
    • получение прибыли не является целью Центрального банка;
    • ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах;
    • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

    Между ЦБ РФ и органами государственного управления существует тесная связь: правительство заинтересовано в надежности ЦБ, так как ЦБ имеет решающее значение в кредитной системе страны и в проведении экономической политики правительства. Президент РФ и Государственная Дума контролируют деятельность ЦБ РФ и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.

    Центральный банк является государственным органом, имеющим самостоятельность и независимость в принятии решений: ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ

    * по этой причине Банку России запрещено кредитовать дефицит государственного бюджета, так как государство не может кредитовать самого себя.

    Банк России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

    7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

    8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

    10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

    Кратко функции Центрального банка можно перечислить следующим образом:

    • осуществление монопольной эмиссии банкнот;
    • проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
    • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
    • регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;
    • функция финансового агента правительства.

    Центральный банк не является кредитором юридических и физических лиц, осуществляя кредитные операции только для коммерческих банков

    Функция эмиссии наличных денег

    За Банком России, как представителем государства, законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

    Эмиссия наличных денег – это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране. Эмиссия денег имеет три функции:

    Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

    Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

    Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

    Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

    Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

    Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

    Таблица 1. Данные по производству монет в России и за рубежом

    Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

    В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).

    Золотое обеспечение в настоящее время у современных денег отсутствует

    Эмиссия наличных денег осуществляется центральным банком в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в дополнительных средствах обращения и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.

    Коммерческие банки выдают наличность клиентам из своих операционных касс, в которых находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее.

    Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов купюр и сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка. Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.

    Центральный банк выдает купюры коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах той суммы, которая зачислена на корреспондентский счет этого банка в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег сумма выдачи списывается с корреспондентского счета коммерческого банка.

    Помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы, центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.

    Функция денежно – кредитного регулирования

    Денежно-кредитная политика – это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства.

    Денежно-кредитное регулирование использует четыре основных метода :

    Регулирование процентной ставки,

    Операции на открытом рынке,

    Изменение нормы обязательных резервов

    Регулирование валютного курса.

    Выбор метода зависит от целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. В развитых странах главным образом используют операции на открытом рынке; в странах, начинающих развивать рыночные отношения, в основном ориентируются на изменение нормы обязательных резервов.

    Изменение процентных ставок (ставок, взимаемых ЦБ по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам) в зависимости от целей денежно-кредитного регулирования может осуществляться в форме кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

    Кредитная экспансия – это расширение кредита при уменьшении процентной ставки по следующей схеме: если процентная ставка снижается, то спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков возрастает и, соответственно, увеличивается кредитная способность коммерческого банка, в результате чего увеличивается и денежная масса в обращении.

    Кредитная рестрикция – это метод ограничения кредита при увеличении процентной ставки: если процентная ставка растет, то уменьшается спрос на ссуды ЦБ со стороны КБ, снижается кредитная способность КБ и уменьшается денежная масса в обращении.

    Важную роль в денежно-кредитном регулировании играет Центральный банк с помощью изменения нормы обязательных резервов.

    Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности. Если, к примеру, коммерческими банками привлечена 1 тыс. руб. в виде вкладов и депозитов, то в соответствии с требованиями ЦБ они обязаны отчислить 3,5% в Фонд обязательного резервирования (ФОР), что составляет 35 руб. Ставку отчисления в ФОР устанавливает ЦБ, руководствуясь экономической ситуацией.

    Если норма обязательных резервов увеличивается, то доля отчислений коммерческих банков в ФОР растет, а это приводит к уменьшению объема кредитных денег и денежной массы, так как часть средств КБ «замораживается» на счетах ЦБ и не может быть использована КБ для выдачи кредитов. Если норма обязательных резервов уменьшается, то кредитные возможности коммерческого банка растут, что обеспечивает рост объема кредитных денег. Процедура расчета отчислений коммерческими банками денежных средств в ФОР регламентирована Банком России в Положении №342-П, основные аспекты которого изложены .

    Анализируя объемы Фонда обязательного резервирования, можно сделать вывод об объемах денежной массы в стране. Ниже представлена динамика объемов ФОР, где наблюдается его резкий спад в период сентябрь 2008 г.- июнь 2009 г. Данный факт свидетельствует о том, что Банк России стимулировал увеличение кредитных возможностей банков путем снижения обязательных отчислений в Фонд.

    Рисунок 1. Динамика объемов Фонда обязательного резервирования (млрд. руб.)

    Операции на открытом рынке заключаются в купле-продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей).

    В период избыточной денежно- кредитной массы ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги.

    Следовательно, продажа ценных бумаг ЦБ ведет к сужению кредитных возможностей банка, покупка ценных бумаг Центральным банком – к расширению возможностей.

    Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

    Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

    Условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции, или операции РЕПО);

    Объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);

    Срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

    Сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка);

    Способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком).

    Таким образом, различные инструменты денежно-кредитного регулирования, описанные выше, имеют одну цель: снижение или увеличение массы кредитных денег в экономике через регулирование кредитными возможностями коммерческих банков. Их различие состоит в том, что свое влияние они оказывают в различные сроки. Более быстрого эффекта по снижению/увеличению денежно-кредитной массы можно достичь при использовании операций на открытом рынке; ставка ФОР имеет более длительный временной лаг.

    Политика валютного курса также является одним из инструментов денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования валютного курса использует валютную интервенцию, которая представляет собой прямое вмешательство ЦБ в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты. При этом продажа иностранной валюты Центральным банком на рынке приводит к увеличению ее рыночного предложения, а, следовательно, к снижению курса иностранной валюты и, таким образом, обеспечивает снижение цен на импортные (за счет удешевления закупок за границей), но удорожает отечественные товары.

    Для более простого понимания воздействия данного инструмента можно привести следующий пример. Если ЦБ в данный период экономического развития страны заинтересован в расширении объемов импортных закупок, например, для удовлетворения спроса на товары, не производимые в данной стране, то снижая курс иностранной валюты эту цель можно достичь. Снижая курс доллара с 30 руб. до 20 руб./долл., импортер, имея, к примеру, 10 000 рублей, получает возможность купить большую сумму иностранной валюты, требуемой для сделки. Таким образом, покупательная способность импортера растет. Дальнейшее снижение курса инвалюты еще более увеличивает возможности импортера.

    Обратный процесс – покупка иностранной валюты – влияет на курс иностранной валюты в сторону повышения, удорожает импорт и повышает внутренние цены, поскольку денежная масса увеличивается (инфляция спроса). То есть Центральный банк проводит интервенции, скупая на рынке иностранную валюту, спрос на которую в результате будет расти, что приводит к повышению его цены (курс, например, доллара, будет расти, следовательно, курс национальной валюты падать). Таким образом, импортеры окажутся в ситуации, когда покупать инвалюту для сделок будет невыгодно. Однако в данном случае экспортеры будут получать дополнительный доход при обмене полученной от продажи товаров (услуг) экспортной выручки на национальную валюту.

    Например, при цене продажи за рубеж единицы продукции по цене 10 долларов экспортер получит прибыль (10USD*30) - 100 руб = 200 руб., где 30 – это курс доллара к рублю, 100 руб. – это себестоимость продукции.

    Если же курс доллара увеличится до 35 руб./долл., то дополнительно экспортер может получить 50 руб.: (10USD*35) -100 руб. = 250 руб.

    Таким образом, снижение курса национальной валюты практически всегда приводит к стимулированию деятельности производителей-экспортеров.

    Рассматривая валютный курс как инструмент денежно- кредитного регулирования, можно сказать, что рост курса иностранной валюты приводит к расширению денежной массы, так как Центральный банк скупает иностранную валюту для повышения спроса на нее, а в обмен вынужден эмитировать национальную валюту. И наоборот: снижение курса национальной валюты приводит к сужению денежной массы, поскольку Центральный банк, проводя валютные интервенции, продает иностранную валюту и изымает часть рублевой массы в обмен.

    Коротко действие каждого из инструментов представлено в табл.2.

    Таблица 2. Влияние инструментов ЦБ на денежно- кредитный рынок

    Инструмент Изменение Влияние на рынок Механизм влияния
    Операции на открытом рынке Продажа ценных бумаг коммерческим банкам ЦБ продает ценные бумаги, тем самым изымает у банков часть их денежных ресурсов, не давая возможности разместить их в виде кредитов
    Покупка ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ выкупает ценные бумаги у банков, пополняя тем самым их резервы, используемые для кредитования
    Процентные ставки Рост ставок Сужение денежно-кредитной массы Удорожание кредитных денег снижает спрос на них со стороны участников рынка, что приводит к уменьшению объемов кредитования
    Снижение ставок Расширение денежно- кредитной массы Удешевление кредитных денег увеличивает спрос на них со стороны участников рынка, что расширяет объемы кредитования банками
    Ставка ФОР (норма обязательного регулирования) Повышение ставки Сужение денежно- кредитной массы Повышение нормы отчисление в ФОР изымает у банков часть привлеченных ресурсов, что не позволяет направить их в кредитные операции, таким образом, кредитные возможности банков снижаются
    Снижение ставки Расширение денежно- кредитной массы Снижение нормы отчислений в ФОР позволяет банкам оставить большую часть привлеченных ресурсов, которые в будут использованы в кредитных операциях
    Курс иностранной валюты Снижение курса иностранной валюты Сужение денежной массы Снижение курса иностранной валюты происходит в результате продажи Центральным банком иностранной валюты на рынке, в результате чего рублевая денежная массы изымается взамен проданной иностранной валюты
    Повышение курса иностранной валюты Расширение денежной массы Повышение курса иностранной валюты есть результат действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, в результате чего рублевая денежная масса увеличивается взамен купленной иностранной валюты

    Таким образом, денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям.

    Проведение экспансионистской, или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег . В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

    Проведение рестриктивной, или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки . При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

    Внешнеэкономическая функция Центрального банка реализуется посредством наделения ЦБ правами валютного контроля и ответственностью за проведение государственной валютной политики, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

    В рамках этой функции ЦБ:

    Определяет курс национальной валюты;

    Регулирует международные расчеты;

    Контролирует движение валютных ценностей внутри страны и за границей;

    Сотрудничает с ЦБ других стран;

    Представляет страну в международных валютно-кредитных соглашениях;

    Проводит операции по управлению золотовалютными резервами, которые представляют собой официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на счетах ЦБ, а также в банках за рубежом, или вложенные в иностранные ценные бумаги и служат обеспечением стабильности национальной валюты; наибольший удельный вес составляет та валюта, которая на данный момент времени наиболее устойчива.

    В рамках функции банка банков ЦБ:

    Хранит обязательные резервы коммерческих банков;

    Устанавливает норму обязательных резервов;

    Оказывает кредитную поддержку коммерческим банкам;

    Организует межбанковские расчеты и служит расчетным центром банковской системы, то есть регулирует платежную систему страны;

    Осуществляет надзор и контроль над коммерческими банками (выдает лицензии, проверяет отчетность, осуществляет ревизии, осуществляет контроль за соблюдением норм банковских операций).

    Выполняя функцию банка правительства, ЦБ выступает как кассир, кредитор и консультант:

    Как кассир – осуществляет прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности по исполнению бюджета. В основу исполнения бюджета заложен принцип единства кассы: все государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, затем используются для осуществления государственных расходов;

    Как кредитор – кредитует правительство, используя два вида государственного займа: внутренний, который размещается внутри страны, и внешний, который использует ресурсы иностранных денежных рынков, а также участвует в погашении государственных займов;

    - консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора даты эмиссии и определения целесообразного уровня доходности государственных ценных бумаг.

    Продолжение следует.